Исследовательская работа " Влияние уроков Физической культуры на здоровье и успеваемость учащихся" содежит: Содержание, Введение. Прблемы исследования. Цель исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Гипотеза. Задачи исследования. Методы исследования. Ожидаемые результаты Практическая значимость.
Вложение | Размер |
---|---|
kazachenko_is.rab_.doc1_.doc | 463.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
I Республиканская научно-практическая
конференция школьников
«Первые шаги в науку »
Исследовательская работа
Влияние уроков физической культуры
на здоровье и успеваемость учащихся
Автор: Казаченко Оксана,
учащаяся 6 класса
МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Научный руководитель:
Дягилева Татьяна Ивановна,
учитель физической культуры
Инсар
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы……… 5
Выводы по главе 1. ………………………………………………… 7
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы……….…8
2.1. Анкетирование «Физическая культура и здоровье»………………8
2.2. Результаты развития основных двигательных качеств в классе………………………………………………………………………9
Выводы по главе 2…………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………14
Введение
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.
Задача учителя физкультуры - сформировать у учащихся интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, где-то даже наверстать упущенное. Мы знаем, что физическая культура способствует формированию командного духа, который так необходим в школьном коллективе.
В школьном возрасте физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей. Всему этому способствуют занятия физической культурой. Сила, скорость, ловкость, выносливость, гибкость - вот основные качества, на развитие которых направлены спортивные игры. Ребенок, который занимается спортом, физически разносторонне развит. Помимо того, что учащийся научится совершать сложные маневры, продумывать способы того, как обыграть и обхитрить соперника, он привыкает работать в коллективе и будет знать, что такое настоящая дружба, поддержка и взаимовыручка. Дополнительные занятия физической культурой и спортом также вырабатывает у учащихся способность к жизни по расписанию, способствует развитию дисциплины.
Проблема исследования: низкая двигательная активность школьников, что влияет на здоровье.
Цель исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 6 класса МБОУ ИСОШ № .
Объект исследования: процесс формирований представлений и знаний о здоровом образе жизни и влиянии физических упражнений на здоровье.
Предмет исследования: виды нагрузок и физических упражнений на здоровье школьников
Гипотеза исследования: если активно заняться спортом, то это способствует повышению уровня физической подготовленности школьников.
Задачи исследования:
Методы исследования:
-анкетирование,
-анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод,
-метод практических действий,
-индивидуальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы.
Академические учебные занятия по физическому воспитанию в школе не более 3 часов в неделю не обеспечивают в достаточной мере необходимый объем двигательной активности учащихся. Пребывание школьников в течение учебного дня в основном в позе сидя требует длительного поддержания на высоком уровне тонуса мышц спины и шеи, что вызывает утомление этих мышц.
Долгое и постоянное сохранение неизменной рабочей позы может стать причиной заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, поэтому мы разработали рекомендации по оздоровительной физкультуре для девочек 11-12 лет.
В общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью. Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).
Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь.
Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20 % по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.
1.2. Мышечная система
Уже доказано научными экспериментами, что физические нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема мышечной массы и увеличения веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.
Различные виды физической работы осуществляются с помощью мышечной системы. Различают статическую и динамическую мышечную работу. При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. Динамическая работа - это когда отдельные части тела человека перемещаются. Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы. При статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической еще и от эффективности систем, поставляющих энергию, а также от их взаимодействия с другими органами и системами.
1.3. Центральная нервная система
Общая умственная работоспособность, ее динамика в течение дня, недели и года, один из информативных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.
Умственный труд, связан главным образом с деятельностью центральной нервной системой, в первую очередь, коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузки сверх этого предела вызывает их функциональное истощение и утомление.
Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении состояния процессов возбуждения и торможения.
Поиск конкретных путей повышения умственной работоспособности один из наиболее актуальных вопросов. Использование в этих целях форм и средств физкультуры показало большие возможности в снижении утомления во время учебы и восстановление работоспособности по окончании учебного дня, увеличение функциональных возможностей организма, улучшение самочувствия учащихся.
В процессе физической тренировки образуются новые координационные механизмы. Обеспечивающие взаимодействие различных мышц при выполнении двигательных актов, а также взаимодействие всех функций, создавая тем самым благоприятные условия для учебы. Кроме образования новых временных связей между нервными клетками и выработкой систем условных рефлексов все это сопровождается совершенствованием функций центральной нервной системы, проявляющимся в высокоэффективной нервной регуляции функций организма. Этому способствует повышение активности ряда капилляров в мозговой ткани. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы необходимое условие эффективности адаптационных и регуляторных механизмов. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы также положительно влияет на процессы утомления и восстановления, способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Во время тренировок на выносливость к лобным долям головного мозга поступает больше крови, а вместе с ней и кислорода. Это способствует повышению умственной работоспособности, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Высокая работоспособность в процессе учебной деятельности обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых немаловажную роль играет занятия физическими упражнениями. Увеличивается подвижность – повышается уравнивание нервных процессов; человек становится уравновешенным, собранным, сдержанным.
1.4. Обменные процессы
Снижается уровень холестерина, триглицеридов, которые способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается обмен сахара, что препятствует развитию сахарного диабета, все обменные процессы ускоряются, что сказывается на красоте фигуры. Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение организма тормозится и омоложение становится объективной действительностью.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы
2.1. Анкетирование «Физическая культура и здоровье»
Исследования проводились с учащимися 6 класса. В эксперименте участвовало 15 человек.
Следующим этапом нашей работы было анкетирование учащихся 6 класса и родителей.
Результаты анкетирования получились следующие: на первый вопрос «Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?». ответили «да» 15 человек. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?» - «да» ответили -8 человек, «нет» - 7 человек. На третий вопрос «Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?» - «да» ответили 9 человек, «нет» - 6 человек. Таким образом, мы пришли к выводу, что многие учащиеся знают пользу от занятий физической культурой и интересуются разными видами спорта.
Мы так же провели анкетирование родителей и задали им один вопрос: «Как вы думаете на какую оценку учатся дети-спортсмены?» Родители считают, что спорт хорошо влияет на школьную успеваемость.
2.2. Результаты развития основных двигательных качеств в 6А классе
Фамилия, Имя | Пол | Возраст | Бег 30м (быстро) | Кросс 1000м | Подтягивание | Отжимание | Лов-кость (челн бег) 3х10 | Гиб-кость |
Казаченко О. | ж | 12 | 5,5 | 4,35 | 17 | 30 | 8,5 | 13 |
Курамшина Н. | ж | 12 | 5,7 | 4,53 | 17 | 22 | 8,4 | 10 |
Позникина А. | ж | 12 | 5,8 | 5,40 | 1 | 5 | 11,5 | 6 |
Семина Ю. | ж | 13 | 7,0 | 5,54 | 0 | 3 | 11,5 | 3 |
Улякина Ю. | ж | 12 | 5,8 | 4,44 | 17 | 0 | 9,2 | 11 |
Бычков О. | м | 14 | 6,7 | 5,35 | 3 | 10 | 10,2 | 2 |
Козин М. | м | 12 | 6,3 | 6,14 | 0 | 6 | 9,6 | 3 |
Козин С. | м | 12 | 5,5 | 19 | 30 | 8,5 | 12 | |
Кочкарев Н. | м | 12 | 5,7 | 5,02 | 15 | 30 | 8,3 | 12 |
Маркин В. | м | 12 | 5,9 | 5,41 | 0 | 11 | 9,2 | 3 |
Матвеев И. | м | 12 | 5,4 | 5,00 | 19 | 25 | 8,0 | 3 |
Прохоров В. | м | 12 | 5,5 | 6,21 | 15 | 35 | 8,5 | 4 |
Трофимов А. | м | 12 | 6,2 | 6,15 | 0 | 3 | 9,9 | 5 |
Чирин И. | м | 12 | 6,0 | 5,0 | 1 | 15 | 9,3 | 2 |
Юрин Д. | м | 13 | 7,0 | 6,5 | 5 | 20 | 11,0 | 5 |
В ней указаны результаты 6 А, класса как мальчиков, так и девочек. Бег, кросс и ловкость измерялись в секундах, сила в количестве раз, гибкость - в сантиметрах.
Результаты ранжирования девочек 6А класса по уровню развития основных физических качеств.
Фамилия, Имя | Пол | Возраст | Бег 30м (быстро) | Кросс 1000м | Подтягивание | Отжимание | Лов-кость (челн бег) 3х10 | Гиб-кость |
Казаченко О. | ж | 12 | 5,5 | 4,35 | 17 | 30 | 8,5 | 13 |
Курамшина Н. | ж | 12 | 5,7 | 4,53 | 17 | 22 | 8,4 | 10 |
Позникина А. | ж | 12 | 5,8 | 5,04 | 1 | 6 | 11,5 | 6 |
Семина Ю. | ж | 13 | 7,0 | 5,54 | 0 | 4 | 11,5 | 3 |
Улякина Ю. | ж | 12 | 5,8 | 4,44 | 17 | 20 | 9,2 | 11 |
Фамилия, Имя | Пол | Возраст | Бег 30м (быстро) | Кросс 500, | Подтягивание | Отжиманиие | Лов-кость (челн бег) 3х10 | Гиб-кость |
Казаченко О. | ж | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Курамшина Н. | ж | 12 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Позникина А. | ж | 12 | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Семина Ю. | ж | 12 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 |
Улякина Ю. | ж | 12 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 |
Результаты ранжирования мальчиков 6А класса по уровню развития основных физических качеств.
Фамилия, Имя | Пол | Возраст | Бег 30м (быстро) | Кросс 1000м | Подтягивание | Отжимание | Лов-кость (челн бег) 3х10 | Гиб-кость |
Бычков О. | м | 14 | 6,7 | 5,35 | 3 | 10 | 10,2 | 1 |
Козин М. | м | 12 | 6,3 | 6,14 | 0 | 6 | 9,6 | 2 |
Козин С. | м | 12 | 5,5 | 4.41 | 19 | 30 | 8,5 | 12 |
Кочкарев Н. | м | 12 | 5,7 | 5,02 | 15 | 30 | 8,3 | 2 |
Маркин В. | м | 12 | 5,9 | 5,41 | 0 | 11 | 9,2 | 2 |
Матвеев И. | м | 12 | 5,4 | 5,00 | 19 | 25 | 8,0 | 2 |
Прохоров В. | м | 12 | 5,5 | 6,21 | 15 | 35 | 8,5 | 3 |
Трофимов А. | м | 12 | 6,2 | 6,15 | 0 | 3 | 9,9 | 5 |
Чирин И. | м | 12 | 6,0 | 5,0 | 1 | 15 | 9,3 | 1 |
Юрин Д. | м | 12 | 7,0 | 6,5 | 5 | 20 | 11,0 | 6 |
Гарвардский степ-тест: С помощью этого теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку в течении 5 мин., частота подъема - 30 раз в мин. Функциональная готовность оценивается путем подсчета ЧСС.
Исследования проводились с учащимися 6 А. В эксперименте участвовало 15 человек. Измерялись показатели физической работоспособности учащихся. Показатели в классах измерялись непосредственно на занятиях физической культуры. Результаты были обработаны по таблице №1 «оценка индекса Гарвардского степ-теста».
Оценка результата индекса Гарвардского степ-теста
Оценочное значение | Баллы |
плохая | 55 и менее |
ниже средней | 55-64 |
средняя | 65-79 |
Хорошая | 80-89 |
Отличная | 90 и более |
Показатели физической работоспособности не занимающихся дополнительно физической культурой таковы: оценку «хорошо» имеет 25%, «средний» - 30%, «ниже среднего» - 30%, «плохо» - 15%. Показатели физической работоспособности занимающихся дополнительно в спортивных секциях таковы: оценку «хорошо» имеет 45%, «средний» - 40%, «ниже среднего» - 15%, «плохо» - 0.
Следующим этапом нашей работы был сравнительный анализ успеваемости учащихся двух групп. Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам. Их сравнение было определено по уровню успеваемости. Исследование проводилось в течение четырех месяцев.
Месяцы | |||||||
№ | Учащиеся | декабрь | январь | февраль | март | ||
1 | Занимаются дополнительно | 3,9 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | ||
2 | Занимаются только на уроках | 3,8 | 3,7 | 3,7 | 3,8 |
Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.
Уровень успеваемости.
По каждому учащемуся в течение месяца были проанализированы оценки, и была посчитана средняя арифметическая. Затем подсчитывалась средняя арифметическая оценка за месяц у группы в целом. Такая процедура проводилась каждый месяц, в течение учебного года (с декабря по март) для обеих групп. Далее сравнивались их результаты. Уровень успеваемости двух групп – постоянно занимающихся (уроки физической культуры, самостоятельные занятия, секция), занимающихся только на уроках физкультуры (в баллах по пятибалльной шкале).
Из таблицы уровня успеваемости можем заметить, что у первой группы (постоянно занимающихся) успеваемость выше, чем у второй группы. Если проследить по месяцам, то заметим, что в октябре успеваемость снизилась на 0,1 балла по сравнению с сентябрем. У первой и у второй группы происходит постепенное наращивание успеваемости и самый высокий показатель был в декабре , когда происходит аттестация за четверть.
Выводы по главе 2 .
Заключение
Литература.
Интернет Ресурсы
Приложение
Анкетирование
Класс ________ Фамилия, имя _______________________________
1. Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?
2. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?
3. Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?
4. Для чего вы занимаетесь спортом?
Диаграмма 1. Анкетирование учащихся 6 класса
Диаграмма 2. Показатели физической работоспособности учащихся по Гарвардскому степ-тесту
Влияние различных нагрузок
на Частоту Сердечных Сокращений (ЧСС)
Дата | Вид физической нагрузки | Пульс до работы | Пульс после работы |
12.02 | Комплекс ОРУ 15 мин. | 80 | 114 |
15.02 | Приседания 20 раз | 80 | 102 |
16.02 | Бег на лыжах 2 км. | 80 | 128 |
19.02 | Комплекс ОРУ 20 мин. | 80 | 120 |
26.02 | Комплекс ОРУ 15 мин. | 80 | 115 |
01.03 | Комплекс ОРУ 20 мин. | 80 | 126 |
05.03 | Бег на лыжах 1 км. | 80 | 119 |
12.03 | Комплекс ОРУ 20 мин. | 80 | 120 |
15.03 | Бег на лыжах 2 км. | 80 | 130 |
Приложение № 2
Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение
в ногах
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.
Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение
Физкультурная пауза
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
Физкультурная минутка изометрическая
Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей
Значение некоторых групп упражнений.
Группа упражнений | Воздействие упражнений на организм |
Ходьба, лёгкий бег. | Умеренное разогревание организма. |
Упражнения в подтягивании. | Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника. |
Упражнения для ног (приседания, выпады). | Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения. |
Упражнения для рук и плечевого пояса. | Увеличение подвижности, укрепление мышц. |
Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения). | Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов. |
Маховые упражнения для рук и ног. | Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания. |
Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц. | Укрепление мышц. |
Бег, прыжки, подскоки. | Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ. |
Заключительные упражнения. | Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму. |
Сторож
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Девчата
Финист - Ясный сокол
Три коробки с орехами