Автор работы рассматривает понятия " равнодушие" и "отзывчивость", анализируя произведения писателей 19 века, пытается найти ответы на интересующие её вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат "Равнодушие и отзывчивость" | 54.99 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
(МАОУ СОШ № 1)
ул. Ленина, д.26, г. Тобольск, Тюменская обл., 626156 тел/факс: 8 (3456) 22-31-65 e-mail: 1-shkola@mail.ru
Исследовательская работа
Равнодушие или отзывчивость?
Автор: Плаксина Александра, учащаяся 11 класса
Руководитель: Тунгусова Т.Н., учитель литературы
г. Тобольск, 2018
Содержание
а) Равнодушие и отзывчивость в жизни человека
б) Равнодушие и отзывчивость в литературе 19 века
5. Заключение…………………………………………………………………18
6. Используемая литература………………………………………………….19
Аннотация
Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: как в литературе 19 века раскрываются понятия «равнодушие» и «отзывчивость»?
Взаимоотношения людей в целом чаще всего складываются по-разному. Так же, как и по-разному каждый из нас может прожить свою жизнь. Такие понятия, как «равнодушие» и «отзывчивость» сопровождают человека всю жизнь. Возникают важные вопросы: откуда берётся равнодушие ко всем и ко всему? Почему люди, забывая обо всём и обо всех, думают только о себе, живут только ради себя, а порой и причиняют вред другим? Какие ответы на эти вопросы дают писатели 19 века.
Структура исследовательской работы
Название работы: Равнодушие или отзывчивость?
Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: как в литературе 19 века раскрываются понятия «равнодушие» и «отзывчивость»?
Задачи: - проанализировать произведения художественной литературы;
- исследовать литературу по теме
Объект: литература по теме
Предмет: равнодушие и отзывчивость
Методы:
- изучение и анализ литературы; - теоретический анализ и обобщение научной литературы
Практическая значимость:
- одним из направлений итогового сочинения 2017-2018 учебного года было направление «Равнодушие и отзывчивость»;
- личный интерес;
- актуальность темы в современной жизни.
Вступление
Жизнь человека длинна и разнообразна. Путь, который предстоит ему пройти, не всегда бывает гладким и ровным. Человек не один, он – частичка общества, его окружают люди, а, значит, ему непременно приходится с ними общаться. Это общение с людьми и взаимоотношения в целом чаще всего складываются по-разному. Так же, как и по-разному каждый из нас может прожить свою жизнь. Можно смело «шагать по головам врагов, друзей, близких и чужих», а можно посвятить свою жизнь проявлению внимания и оказанию помощи родным и близким, сопереживанию за свой дом, город, да и, конечно же, за страну, в которой живёшь. Мы часто слышим хорошие слова в адрес людей, внимательных, заботливых, готовых прийти на помощь и словом, и делом. Если, действительно, это хорошо, мы это приветствуем, так откуда же берётся обратная сторона – откуда берётся равнодушие ко всем и ко всему: к коллегам, к своему делу, к самой жизни, и что самое удивительное – даже к своим близким и родным людям? Почему люди, забывая обо всём и обо всех, думают только о себе, живут только ради себя, а порой и причиняют вред другим?
Основная часть
Быть равнодушным, эгоистом, лишь только о себе заботиться или же всё-таки сочувствовать, сопереживать, поддерживать близких, друзей, коллег? Каким должен быть ответ на этот вопрос? На первый взгляд, он очевиден. Но на самом деле всё несколько сложней, чем кажется. Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат – человек с очевидным психическим расстройством. Такие люди в принципе не понимают чувств, постепенно они овладевают языком душевных ощущений, настроений и эмоций. Для них этот язык "неродной", он нужен лишь для того, чтобы манипулировать другими людьми. Также доказано, что даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для личностей, страдающих психопатией. И это, пожалуй, наиболее исчерпывающее и абсолютное проявление равнодушия. В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Равнодушие в обыденной жизни – это проявление эгоизма, безразличия, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении. Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать, сопереживать. На мой взгляд, самая главная проблема соотношения категорий равнодушия и отзывчивости состоит в том, что эти черты характера имеют глубокий подсознательный контекст. Разве безразличный человек не понимает, что сочувствовать, поддерживать и помогать другим людям – это добро, позитив, созидание и любовь? Разумеется, ему всё это вполне понятно, но им управляют совсем иные помыслы и мотивы – достижение собственных целей, обеспечение личного комфорта, получение своей выгоды. Я считаю, что равнодушие – это самое страшное чувство, которое может испытывать человек, так как оно распространяется со скоростью света, оно размножается, погружая весь мир в глубокий омут, в котором нет ни единого человека, способного остановить несправедливость. В обществе равнодушных никто не предотвратит предательство и убийство, никто не поможет ближнему, оказавшемуся в беде. Такое общество обречено на вымирание. В подтверждение данной мысли можно привести слова Б. Ясенского, который сказал: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Равнодушный человек приемлет все ранее перечисленные синонимы отзывчивости лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно. Именно такое отношение к окружающим, такой образ мышления и составляет базис эгоистичной личности. Изменить такого человека практически невозможно.
Антонимом слова «равнодушие» является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к окружающим нас людям и их жизни. Отзывчивый человек не сможет пройти мимо другого человека, который нуждается в помощи. Душа такого человека открыта, он искренне сопереживает людям и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами. Отзывчивость – позитивное и созидательное свойство личности. Это качество является неотъемлемым компонентом социального взаимодействия и поступательного развития общества. Это одна из тех важнейших черт, благодаря которым прогрессирует человеческая цивилизация. Возвращаясь к ранее озвученному тезису о малой вероятности искоренения равнодушия, стоит признать, что отзывчивость куда менее устойчивая и несокрушимая черта человека. Под гнётом жизненных невзгод и разочарований, злобы и агрессии окружающих чувствительность души черствеет, искренность и откровенность сменяется недоверием, а сочувствие – лицемерием. Именно поэтому столь важно сформировать и непрестанно совершенствовать отзывчивость в нашем сердце, практиковать добро в делах, а в помыслах – открытость, чуткость и сопереживание.
Особенно остро данная проблема (проблема отсутствия отзывчивости и всепоглощающего равнодушия) проявляется в современном обществе. На мой взгляд, равнодушие – бич нашего современно мира. Каждый день мы слышим, видим по телевидению, а то и являемся свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе. Но, скорее всего, дело даже не во времени. Эгоисты, люди, думающие только о себе, были всегда. Важнейший вопрос: как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитании отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение специальных программ, уроков мужества и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых, уже состоявшихся людях является проблемным.
Не секрет, что проблематика психологии человеческих отношений всегда шла красной нитью по произведениям многих русских классиков. Решение проблемы равнодушия искали и продолжают искать многие писатели. Можно привести массу примеров известных произведений, где «по соседству» живут оба эти понятия.
Достаточно вспомнить всем известный роман Фёдора Михайловича Достоевского. Конечно, я имею в виду его произведение «Преступление и наказание». Это произведение многоплановое. Здесь Фёдор Михайлович поднимает множество проблем – социальных, философских, нравственных. И одна из проблем, поднятых в романе, – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны «власть имущих». Это – результат несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Лужину обвинить в краже Дуняшу, а также думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого человека порождается безнаказанностью, которая была свойственна в годы, описываемые Достоевским.
Понять другого человека, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, который сам испытал подобное. И такого героя мы видим. Родион Раскольников, как мы все помним, не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых случается горе. Разумихин в трудную минуту старается оказать посильную помощь своему другу – Раскольникову: сначала предлагает работу, хотя сам находится в трудном материальном положении, затем находится у постели больного друга. А сестра Раскольникова, Дуняша, ради любимого брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым человеком. Всё готова сделать для своего любимого Роди и его мать, Пульхерия Александровна. И, конечно же, то, что делает Соня Мармеладова, заслуживает уважения. Она оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за Раскольниковым, когда его отправили на каторгу, поддерживала. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду.
Отдавая, человек больше получает. И Фёдор Михайлович Достоевский показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливыми мы увидим Разумихина и Дуню. Увидим изменения в поведении главного героя. Выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А что же с теми, кто не проявил отзывчивости? Счастлив ли Лужин с его стремлением к наживе? Свидригайлов – с его подлостью? О многом заставляет задуматься читателей роман, в том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком.
Подобные вопросы волновали и Льва Николаевича Толстого. Настоящей «энциклопедией» можно назвать его роман-эпопею «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор. Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям — близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет Лев Толстой на страницах романа. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают — живут каждый своей жизнью. Но всех их объединила одна трагедия — война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек.
Все мы, читатели, помним главную героиню романа, Наташу Ростову. И даже если нам пришлось её осудить за легкомысленное поведение, мы, безусловно, восхищаемся тем, на что способна эта совсем юная девушка. Добрая, чистая, прямая, жизнерадостная Наташа Ростова в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества. Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание к людям толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль. Война с ещё большей силой раскрыла в Наташе лучшие черты ей характера.
А видим ли мы среди тех, кому нужна помощь, таких героев, как Элен, Василий и Анатоль Курагин? Нет. Где они в минуты испытаний для России? Их нет. Элен уехала за границу, там, дождавшись окончания войны, продолжала блистать в свете. Анатоль, получивший серьёзное ранение, вызывает только жалость. Эти герои думают лишь о себе. Страх за свою жизнь движет их поступками.
Лев Николаевич в своём романе показывает и отношения родных людей. Княжна Марья Болконская любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нем, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности ее проявления, которые она готова простить. Отношением дочери к отцу, пусть и такому, каким является Болконский, автор романа-эпопеи показывает, что мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему – это не ненависть, а равнодушие.
А как низко и бессердечно поступил император Франции Наполеон, когда бросил свою армию на произвол судьбы, спешно покидая Россию, которую он так хотел завоевать. Офицер, оставляющий солдат, — что может быть отвратительнее и позорнее! Равнодушие, эгоизм, безразличие, бесчувственность — вот что свойственно этому правителю, который в конечном итоге, потерял всё («…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»).
Россия была спасена от Наполеона всем народом, проявившим единство, мужество, героизм, людьми, основа которых — неравнодушие, отзывчивость, любовь к другим людям и своей стране.
Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие – паралич души». А также он называл его преждевременной смертью. И с этим нельзя не согласиться: парализованная душа не может ни видеть, ни слышать, ни чувствовать.
Действительно, никакие оправдания не смогут обелить черствость души. Мы это можем доказать, проанализировав его пьесу «Вишнёвый сад». Всегда ли волнует судьба другого человека? Способны ли люди понять, помочь, проявить сочувствие? Ответы на эти вопросы, как и многие другие, пытается найти А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». Но они, к сожалению, неутешительные. Не способен проявить душевную теплоту, отзывчивость к бывшим хозяевам имения Лопахин, который, не дождавшись их отъезда, начинает вырубать вишнёвый сад, так милый сердцу Раневской и Гаева. Да и сама Раневская, думающая лишь о себе, о своих чувствах, фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей, Варю и Анну, уезжая за границу к возлюбленному. А как трагична судьба слуги Фирса, который полвека честно прослужил своим хозяевам, но оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие никогда не приводит к счастью. Поэтому читатели не могут себе представить, что удачно сложится судьба этих героев. Призрачна любовь Раневской, неясен путь Гаева, материальные цели, жажда денег, положения в обществе, свойственные Лопахину, уже начали опустошать его душу («За всё могу заплатить!»). Удивительно, что равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни Аня, Ни Трофимов, ни Варя не вспомнили о нём.
Вишнёвый сад, цветущий, весь белый, красивый, – это символ не только прекрасного будущего, которое ждёт людей, которое мечтают построить Аня и Петя Трофимов, но и аллегорическое изображение того, что и души людей должны быть чисты, непорочны, красивы. Равнодушие, безразличие, эгоизм никогда не помогут стать счастливыми. Только отзывчивость, гуманность, взаимопонимание и поддержка – залог того, что жизнь человека будет прекрасна, интересна, наполнена радостными моментами.
Образ равнодушия создан и А.Чеховым в рассказе "Тоска", где равнодушие окружающих, их безучастность и нежелание даже выслушать человека делают горе извозчика Ионы невыносимым. Старый извозчик Иона в рассказе одинок и несчастен. Он целый день сидит под снегом, и редкие пассажиры не могут отвлечь его от печальных мыслей. Его гложет тоска – уже неделя прошла с тех пор, как умер его сын, и Ион Потапович переживает эту тяжелую утрату. Он пытается высказаться, поделиться горем с другими людьми, Ионе хочется простого людского сочувствия, хочет, чтобы кто-нибудь выслушал его рассказ, кто-то поохал и поахал, кто-то проявил сочувствие, но вместо этого он везде натыкается на совершенное равнодушие. Никому нет дела до старого извозчика и его беды. Военный пожимает плечами, помер и помер, веселые студенты сподобились на сочувственное "Все там будем", молодой извозчик просто лег спать. Равнодушное общество, в котором очутился Иона, не терпит сочувствия. Здесь каждый сам за себя и каждого беспокоят только его проблемы. А что Иона? Не найдя сочувствия и понимания у людей, Иона изливает свою душу лошади. Обливаясь слезами, он рассказывает о смерти сына единственному близкому существу, своей лошади. Лошадка выслушивает все, что накопилось на душе Ионы и хочется верить, это хоть немного, но помогло бедному старику.
Два мира — мир богатых и бедных — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания. Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей кардинально изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У него «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху…, каменные плиты пола..., стены тоже были из камня…, тонули совсем в темноте». Вася проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» – девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. Однако, оказалось, что отец Васи тоже способен на отзывчивость. Он понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, понял, как ребёнку нужно было взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.
Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.
Равнодушие – это нравственная проблема, делающая человека бесчувственным, а его жизнь пустой и серой. Классический пример равнодушия описан в пьесе М.Горького "На дне". Много проблем, как социальных, так и нравственных, поднимает автор в пьесе. Актуально звучит его произведение сегодня, хотя совсем другой стала наша страна, прошло более 100 лет со дня написания произведения. Одна из проблем — это отношение к людям, оказавшимся на дне жизни. Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать? «От сумы не зарекайся», – гласит народная пословица. Разными путями пришли в ночлежку Костылёвых герои пьесы А.М.Горького, но их объединила общая судьба – необходимость жить здесь, терпя унижения, боясь за своё будущее. Безразличие к проблемам близких, нежелание прийти на помощь, отозваться на чужое горе, опустило обитателей ночлежки на самое дно жизни, сделав их существование невыносимым, безразличным даже к самим себе.
Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга. Они смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу, Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом. Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость — вот что свойственно этим людям. И совсем иным показан нам Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни («...мяли много, потому мягок…). Он пытается каждому сказать доброе слово, успокоить, просто пожалеть, когда вокруг никто этого не делает. («…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»). Да, он многое обещает ночлежникам, обнадёживает их, заведомо зная, что этого не будет никогда. Так Насте он внушает, что у неё была настоящая любовь, раз она верит в это; Актёру говорит о бесплатной лечебнице, где его могут вылечить от алкоголизма; Анну утешает, говоря, что скоро настанет покой, все её страдания закончатся. Что же лучше: ложь во спасение или горькая правда? Конечно, мы скажем, что правда всегда лучше, какой бы она ни была. Но и пожалеть, посочувствовать человека тоже нужно, просто сказать ему доброе слово. («…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..») Равнодушие окружающих убивает людей, делает их тяжёлую жизнь невыносимой. Отзывчивость проявляется во всём — и в делах, и в словах сочувствия. Помочь другому, быть вместе в трудную минуту — это так необходимо не только нуждающемуся, но и самому человеку, так как это потребность доброй души, открытого сердца. Осуждать или нет Луку за его ложь — решает каждый читатель, но его доброта хоть на немного согрела людей, так нуждающихся в ней.
Не стало исключением и произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом историческом романе читатель видит борьбу противоположных образов - с одной стороны, верный и честный Гринев, с другой стороны бессердечный поручик Швабрин.
Даже в самом начале произведения видна отзывчивость Гринева – когда незнакомый мужик помогает им с Савельичем добраться до крыши над головой, молодой барин в благодарность угощает мужика вином и дарит свой заячий тулуп. Гринев не замыкается на своем внутреннем мире и настроен обращать внимание на других людей, их мысли, чувства.
Отзывчивость главного героя «Капитанской дочки» видна и дальше. Молодой человек не боится просить у грозного Пугачева помощи для Маши Мироновой, да и вообще по-доброму относится к окружающим его людям. Даже будучи уже пожилым человеком, офицер Петр Андреевич Гринев помнит подобные мелкие эпизоды своей жизни.
Другое дело антагонист книги – поручик Швабрин. Лжец, клеветник, эгоист.
Человек, совершенно равнодушно относящийся к другим людям, видя в них исключительно средства для получения личной выгоды. Вся мотивация поступков офицера Швабрина направлена полностью на него самого. Все остальное ему безразлично. Даже влюбленность в Машу Миронову эгоистична – он морит девушку голодом, чтобы она согласилась на отношения с ним. В конце его, совершенно заслуженно, арестовывают за государственную измену.
Таким образом, можно сказать, что Пушкин в «Капитанской дочке» ярко раскрывает равнодушие и отзывчивость через мировосприятие своих героев.
Противоположные эмоции вызывают отзывчивые люди, стремящиеся прийти на помощь другим, не задумываясь, спасти ближнего и совершить маленькое чудо. Такой мы видим Матрёну, простую русскую женщину, героиню рассказа А.Солженицина " Матрёнин двор". Главная героиня становится "праведником, без которого не стоит село". Помогая другим, не думая о себе, она шла по жизни, творя добро, самоотверженно делая жизнь окружающих легче, светлее. Она полноценно отдает себя социуму, работая с полным усердием не покладая рук на его благо. При этом она обладает высокой работоспособностью и талантами, а потому у нее это получается действительно с пользой. Несмотря на равнодушие вокруг, главная героиня не ожесточается, не пытается покинуть мир, а до конца помогает людям. Соседи и родственники сконцентрированы на себе и пользуются добротой Матрёны. Деньги за работу она не берёт, поэтому они не знают, чем отблагодарить её, а помощь, когда она болеет «чёрным недугом» и не может встать с печи, не предлагают. На поминках плачет только приёмная дочь, остальные «продолжают жить» сразу, шутят здесь же за столом, говорят не о Матрёне. Главная героиня в этом произведении представлена в виде той самой фундаментной основы из нравственности, на которой стоит общество. Такие люди дают пример поведения, когда никакие внешние разрушительные факторы не могут вытравить из сердца отзывчивость и сострадание – утрата любви молодости, смерть детей, неприятие общества, несмотря на бескорыстие. Люди, подобные Матрене, дают пример поведения – саму возможность видеть, как можно поступать не по мещанским понятиям, и эти зерна доброты вполне могут взойти в чьих-то душах.
Отзывчивость, спасшая жизнь людей, описана Александром Ивановичем Куприным в рассказе "Чудесный доктор". Семья Мерцаловых оказывается в тяжелой жизненной ситуации. Отец заболел и потерял работу, его семья, жена и трое детей ведут жизнь впроголодь в какой-то мрачной каморке, и у них нет никакой надежды на улучшение ситуации. Бывший начальник Мерцалова, работника ответственного и когда-то бывшего на хорошем счету, легко отворачивается от больного подчиненного, не желая даже выслушивать просьбы о помощи. Мир богатых и сытых людей оказывается поразительно единодушно равнодушен к страдальцам и, казалось бы, помощи уже ждать неоткуда и не от кого. И тут светлым ангелом на скамейку опускается простой человек в калошах и меховом пальто, и отчаявшийся, мечтающий о самоубийстве Мерцалов вдруг узнает, что есть, оказывается, в мире и доброта, и отзывчивость. Ангелом в калошах оказывается известный хирург Пирогов, который, выслушав трагическую историю Мерцаловых, решает помочь им. Он осматривает больную девочку, выписывает рецепт, оставляет денег и совершает тот самый чудесный переворот в судьбе Мерцаловых, который позволяет им вновь встать на ноги. Доктор не прошёл мимо беды, откликнулся на чужое горе. Он спас умирающего ребёнка, а всю семью Мерцаловых сделал счастливой, кардинально изменив судьбу чужих ему людей. Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. "Всякая помощь хороша вовремя" и жизнь дана на добрые дела, неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
Этот рассказ утверждает нам, что если и есть вокруг нас равнодушие, то, конечно, существует и отзывчивость. И если равнодушие вызывает в нас отвращение, то отзывчивость заставляет сжиматься сердце и наворачиваться на глаза слезы, ведь отзывчивость – это одно из самых светлых и благородных чувств.
Мерцалов уже был близок к самоубийству, когда ему встретился профессор Пирогов.
Семья назвала его чудесным доктором, так как с появлением его в семье появились деньги на еду и лекарства для детей. Благодаря Чудесному доктору семья смогла справиться с проблемами и их жизнь наладилась. На примере этого рассказа мы видим, что равнодушие способно убить, а отзывчивость имеет силу исцеления.
Заключение
Все авторы отмечают равнодушие, как характерную черту современного им человека. На мой взгляд, безразличие не может быть оправдано. Ведь главное – даже не помочь или разрешить проблему другого, но проявить внимание к нему. А безразличие указывает, что рядом находящийся человек не важен, его как будто уже не существует. Создавая образы различных людей в своих произведениях, авторы призывают нас быть более внимательными, добрыми к окружающим, проявлять сострадание и отзывчивость к ближним, не оставаться равнодушными к страданиям людей. Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом, а мир станет добрее и прекраснее.
Человека ценят по его делам и поступкам, по его отношению к окружающим людям. Каких бы высот в жизни ни добился человек, если он будет безразличен, равнодушен к людям, стране, ко всему, что происходит вокруг, если будет думать только о себе, его отвергнет общество, а, значит, он не станет поистине счастливым. Нужно стремиться дарить людям тепло своей души, отзываться на чужую боль, страдания. Тогда и мир станет добрее, и жизнь – полноценнее и насыщеннее, прекраснее. Именно эти мысли хотели донести до читателей писатели, пробуждая в сердцах желание быть человечнее, милосерднее, отзывчивее.
Список литературы
1. Горький М.«На дне»
2.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
3. Короленко В.Г. «Дети подземелья»
4. Куприн А.И.«Чудесный доктор»
5. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
6. Солженицын А.«Матрёнин двор»
7. Толстой «Война и мир»
8. Чехов А.П. «Тоска»
9. Чехов А.П.«Вишнёвый сад»
Валентин Берестов. Аист и соловей
Золотая хохлома
Рисуем "Осенний дождь"
Рисуем зимние домики
Проказы старухи-зимы