Перемена - это время отдыха учеников от уроков, время перекуса, время общения с друзьями, а еще, перемена – это «беготня» по школьным коридорам. Особенно преуспевают в этом учащиеся младшего звена. Ребенку на перемене, несомненно, нужна разрядка, ему необходимо размять затекшие от долгого сидения мышцы, но как это сделать безопасно для окружающих и занимательно для себя?
Игра – увлекательное занятие, позволяющее с пользой провести свободное время. Игра учит взаимодействовать, действовать по правилам. К сожалению, современные дети отдают предпочтение компьютерным играм. И в свободное время их можно увидеть у экрана компьютера или с новомодными гаджетами в руках. Дети разучились играть в реальные игры! Они не знают, что такое «Классики», «Десяточка», «Резиночки», «Третий лишний» и д.р.
«Хорошо забытое старое»
Проектная работа
Савченко Лады Андреевны, 11.09.2001г.
р.п. Новониколаевский ул. Краснопартизанская, 29а
учащейся 10 класса,
Васильевой Марии Алексеевны, 15.05.2001г.
р.п. Новониколаевский усадьба СХТ, 29/1
учащейся 10 класса,
Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации
«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 3»
Новониколаевского района Волгоградской области,
Руководители работы –
Водянова Виктория Викторовна,
учитель физики,
Стрепетова Татьяна Васильевна,
Учитель математики
р.п. Новониколаевский
2017
Оглавление
Введение | 3-4 стр. |
Основная часть | 5-15 стр. |
| 5-7 стр. |
| 7-15 стр. |
Список источников информации | 16 стр. |
Приложение №1 «Фото отчет о работе проекта» | 17-22 стр. |
Приложение №2 Анкета «Моя перемена» 23 стр.
Введение
Перемена - это время отдыха учеников от уроков, время перекуса, время общения с друзьями, а еще, перемена – это «беготня» по школьным коридорам. Особенно преуспевают в этом учащиеся младшего звена. Ребенку на перемене, несомненно, нужна разрядка, ему необходимо размять затекшие от долгого сидения мышцы, но как это сделать безопасно для окружающих и занимательно для себя?
Игра – увлекательное занятие, позволяющее с пользой провести свободное время. Она учит взаимодействовать, действовать по правилам. К сожалению, современные дети отдают предпочтение компьютерным играм. И в свободное время их можно увидеть у экрана компьютера или с новомодными гаджетами в руках. Дети разучились играть в реальные игры! Они не знают, что такое «Классики», «Десяточка», «Резиночки», «Третий лишний» и д.р.
ПРОБЛЕМА которую помогает решить проект:
ЦЕЛИ проекта:
Практическая цель проекта: научить учащихся начальной школы играть в подвижные игры на перемене.
Педагогическая цель проекта: организация досуга учащихся младшего звена во время школьных перемен.
В рамках реализации проекта необходимо решение следующих ЗАДАЧ:
Методы исследования: анализ теоретической литературы, обобщение и систематизация собранной информации, информационно - коммуникативный метод, беседа, наблюдение.
Результатом работы над проектом стали организованные увлекательные перемены, во время которых учащиеся играют в «Классики», «Резиночки», «Десяточки» и другие подвижные игры. Также, в ходе работы над проектом, были проведены классные часы, на которых ребята узнали новые способы организации досуга на перемене, создана брошюра «Увлекательные перемены», содержащая правила игр. Были проведены тематические перемены: «Танцевальная перемена», «Перемена с мячом», «Перемена со скакалкой» и др. Наблюдения, опрос дежурных и преподавателей показали, что снизилось количество нарушений дисциплины во время перемены, учащиеся стали увлеченно играть в спокойные и одновременно подвижные игры, а не бегать по школьным этажам.
Основная часть
1.Теоретическое обоснование.
Школьная перемена - время отдыха и забав, время перекуса и время общения с друзьями. Очень часто, во время перемены, обучающиеся предоставлены сами себе, это происходит из-за обилия разнообразных обязанностей, возложенных на учителей и классных руководителей. И что же делаю школьники на перемене? В большинстве своём бегают по школьным коридорам. И это занятие им жизненно необходимо. Просидеть на стуле сорок минут без движения очень сложная задача, особенно для младших школьников, и во время перемены они реализуют недостаток двигательной активности. И замечания учителей и дежурных: «Сядь, посиди!», просто невыполнимы, сидеть пять часов подряд младшие школьники не могут, да и не должны.
С другой стороны, их чрезмерная активность может быть опасна как для них самих, так и для окружающих. Каким же образом можно сочетать подвижность и безопасность? Нужно играть в спокойные, но в тоже время подвижные игры. В советское время эта проблема решалась проще, за каждым классом был закреплен старшеклассник – вожатый, который на перемене играл со своими подопечными. Сегодня эта традиция сохранилась не во многих школах. Да и под игрой большинство детей подразумевают компьютерную игру. Они, конечно, знают волейбол, баскетбол, футбол, играют в некоторые настольные игры, но командную игру невозможно организовать на перемене в школьном коридоре, а настольные не дают двигательной активности. А ведь лучшим отдыхом является смена вида деятельности.
Так давайте сменим учебу на игру: интересную, подвижную и безопасную.
Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра - очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.
А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и об её процессе. Если в любой другой, не игровой, деятельности важны, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Она всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.
Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.
В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.
2. Практическая часть
Первым этапом работы над проектом стала диагностика проблемы. Мы провели анкетирование «Моя перемена» среди обучающихся младшего звена и педагогов школы с целью выяснения интересов и занятий обучающихся во время перемен и трудностей педагогов.
В анкетировании принимало участие 184 учащихся и 16 педагогов.
Учащимся было предложено ответить на шесть вопросов о том, как они проводят свои перемены:
1. Чем вы занимаетесь на переменах?
Играю-55%
Разговариваю-11%
Повторяют-5%
Конечно же, при анализе ответов следует сделать акцент на возраст. Так, обучающиеся 1-2 классов на переменах предпочитают играть, а 3-4 –х классов повторяют домашнее задание и общаются между собой.
Играть-45%
Рисовать-11%
Бегать-25%
Из ответов ребят видно, что они хотели бы на перемене отдыхать от уроков.
3. Какие игры вы знаете?
Прятки-41%
Догонялки-38%
Жмурки-12%
Командные игры-30%
Настольные игры-17%
В своих ответах на данный вопрос ребята вспомнили распространенные игры, также были названы спортивные командные игры и некоторые настольные. Большинство игр, названных опрошенными, это игры большой двигательной активности.
4. Вы бы согласились поиграть в какую – нибудь игру на перемене? (не компьютерную)
Да-68%
Нет-28%
5. Вы бы согласились потанцевать на перемене?
Да-41%
Нет-53%
6. Вы бы согласились посмотреть мультики на перемене?
Да-54%
Нет-38%
В опросе приняли участие 16 педагогов, работающих как в младшем, так и в старшем звене.
На уроке
Да-19%
Нет-81%
На перемене
Да-81%
Нет-19%
2. Существует ли в школе проблема нарушения дисциплины?
на перемене
Да-100%
На уроке
Да-50%
Нет-30%
3. Если да, то, какие?
Бегают-56%
Опаздывают-25%
Шумят-31%
4. Как вы решаете эту проблему?
Делают замечание-38%
Проводят беседу-31%
Организовывают досуг-69%
5. Какие способы улучшить поведение учащихся на перемене вы могли бы предложить?
Игры-56%
Дежурство-19%
Анализ анкет педагогов и обучающихся позволил сделать вывод, что в школе остро стоит проблема дисциплины на перемене. Ответы учителей и детей выявили общие пути решения данной проблемы: игры!
Теперь нам предстояло определить мероприятия, направленные на решение данной проблемы. К сожалению, в нашей школе обучается 500 детей, а школьные коридоры очень узкие. Какие игры могут подойти для нашей школы? В своих анкетах ребята указывали игры, которые могут быть небезопасны (догонялки) или даже вредны (компьютерные), поэтому нам предстояло сделать выбор игр самостоятельно. Первую игру нам подсказали школьные коридоры, там, на полу были нарисованы «Классики». Мальчишки и девчонки с интересом прыгали по белым клеткам. Мы заметили, что многие просто прыгали, не зная правил, а значит, возникла необходимость их познакомить с правилами игры. Мы провели мастер – классы по игре в «Классики», а также классные часы, на которых познакомили младших школьников с другими интересными играми. Выбор игр нам помогли сделать родители и педагоги, предложив игры, в которые они играли на школьных переменах, и которые сейчас забыты. Ребята сначала с интересом играли вместе с нами. А затем мы увидели, что предложенные нами игры живут в школьных коридорах. Но мы решили не останавливаться на достигнутом, и еще одним увлекательным мероприятием стали тематические перемены: «Танцевальная перемена», «Перемена с мячом», «Перемена со скакалкой».
Результатом работы над проектом стали организованные увлекательные перемены, во время которых учащиеся играют в «Классики», «Резиночки», «Десяточки» и другие подвижные игры. Также, в ходе работы над проектом, были проведены классные часы, на которых ребята узнали новые способы организации досуга на перемене, создана брошюра «Увлекательные перемены», содержащая правила игр. Наблюдения, опрос дежурных и преподавателей показали, что снизилось количество нарушений дисциплины во время перемены, учащиеся стали увлеченно играть в спокойные и одновременно подвижные игры, а не бегать по школьным этажам.
Список информационных источников
Приложение 1. «Фотоотчёт о работе проекта»
Приложение №2 Анкета «Моя перемена»
Анкета для педагогов
Анкета для учащихся начальных классов
Снежная книга
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
У меня в портфеле
Загадка Бабы-Яги