В современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению.Что же сделать, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.Решение этой проблемы очень важно, так как чтение развивает не только речевые способности и влияет на качество словарного запаса. Благодаря чтению развиваются внимание, память, мышление и воображение ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yusupova_novyy.docx | 50.32 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
г.о. Саранск
Проект
на тему:
«Что нужно для того, чтобы привлечь школьников к чтению?»
Автор проекта: Юсупова София, ученица 1 «Б» класса
МОУ «Средняя школа №27»
Руководитель проекта: Кирдяшкина Н.Ф., учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №27»
Саранск 2017
Введение
В современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению.
Многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных книг пылятся на полке, а ему – не хочется читать. Не читает! Что делать, ума не приложу!»
Учителя тоже не довольны тем, что их ученики не любят читать. «Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь!»- говорят психологи. И это совершенно справедливо. Что же сделать, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. По мнению психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет.
Решение этой проблемы очень важно, так как чтение развивает не только речевые способности и влияет на качество словарного запаса.
Благодаря чтению развиваются внимание, память, мышление и воображение ребенка. Чтение – лучший способ стать образованным человеком. Поэт Виктор Фёдорович Боков в своём стихотворении написал:
Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Предмет исследования: условия, необходимые для развития читательского интереса.
Объект исследования: читательский интерес.
Гипотеза: мы считаем: чтобы привлечь современных школьников к чтению, необходимо создать определённые условия.
Целью нашего проекта является: создать условия для развития читательского интереса, а также привлечь внимание школьников к книге.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и узнать, когда появилась первая книга, любили ли наши предки читать.
2.Выяснить отношение одноклассников к чтению.
3.Создать условия для развития читательского интереса.
Глава 1. Самые первые в мире книги. Любили ли наши предки читать?
Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный переплет.
В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Папирус — родственник нашей осоки — в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца.
В разных странах люди использовали для книг самые различные материалы. В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги для письма использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожи животных. Этому материалу суждена была долгая жизнь.
В 1563 году первопечатниками на Руси стали Петр Мстиславцев и Иван Федоров. Самым первым печатным изданием стала книга "Апостол", которая, в те времена, считалась «Азбукой» для церковно-приходских школ. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.
«Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить», – обращался к прохожим плакат в 20- ых годах прошлого столетия. Социологические исследования, проводившиеся ООН в разных странах, зафиксировали, что взрослые люди в СССР ежедневно посвящают чтению в 1,5— 2 раза больше времени, чем в США, ФРГ, Франции. Советский народ по праву называли самым читающим в мире.
А как обстоит дело сейчас? Мы попытались узнать это, проведя анкету «Чтение с увлечением?» (см. Приложение 1).
Глава 2. Что нужно для того, чтобы дети полюбили чтение?
Проведя анализ анкет одноклассников мы выяснили, что большая часть ребят читать не любит (77 %).
Основные жанры, которые предпочитают ребят это - сказки (78%), радует, что среди ребят есть и те, которые предпочитают стихи и рассказы детских писателей(7% и 12%).
Многие учащиеся, к сожалению, читая книгу, не запоминают авторов. На вопрос, каких детских писателей вы знаете, многие одноклассники затруднились ответить (73%). Среди известных ребятам были - Пушкин, Чуковский, Заходер, Маршак, Андерсен.
Проанализировав анкеты, мы решили узнать, что же является причиной нежелания детей читать. С этим вопросом мы отправились к завучу школы №27 С.В. Лёзиной.
На её взгляд, основными причинами нежелания детей читать являются:
Рекомендация очевидна: необходимо вызвать интерес у ребёнка и сделать так, чтобы процесс приносил ему удовольствие. Но как?
Проанализировав литературу, мы узнали, что существует много различных способов, методов и приёмов для того, чтобы привлечь детей к чтению. В своей работе мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Для начала мы пришли в школьную библиотеку и узнали, сколько человек из класса записаны в библиотеку (42%), регулярно посещает её (25%), затем мы попросили школьного библиотекаря С.Ю. Тимошкину провести библиотечный урок в нашем классе, познакомить моих одноклассников с журналами, новинками детских книг и энциклопедий. Ребята с удовольствием слушали Светлану Юрьевну, полистали журналы, познакомились на выставке детских книг со многими писателями, научились работать с алфавитным каталогом энциклопедий, дружно отвечали на вопросы викторины. По окончанию урока было дано задание: сочинить, с помощью родителей, сказки о пользе чтения, о дружбе.
Мы откликнулись на задание библиотекаря, сочинили сказки и поместили их в классный журнал «Светлячок», который я предоставляю вашему вниманию.
Совсем недавно мы закончили изучение «Азбуки». Чтобы ученики лучше запомнили алфавит, Наталья Фёдоровна предложила сделать проект «Живая буква». Каждый ученик смастерил букву, приготовил рассказ, загадки о буквах, читал стихи, которые начинаются со «своей» буквы (см. Приложение 2).
Для повышения интереса учащихся к чтению необходимы уроки внеклассного чтения. На день рождения класса родители нам подарили книгу Драгунского «Денискины рассказы», я поинтересовалась у ребят, читали ли они её.
Выяснилось, что только 12 одноклассников читали книгу. Мы посоветовались с Натальей Фёдоровной, классным руководителем нашего класса и решили провести урок внеклассного чтения «В гостях у Дениски и его друзей» (см. Приложение 3). Ребятам заранее было дано задание познакомиться с рассказами В. Драгунского. На уроке мы отправились в «путешествие по книге» на теплоходе. Ребята работали в группах: узнавали рассказ по иллюстрации, делились впечатлениями от прочитанных историй, писали письма Дениске. Следующий урок внеклассного чтения мы решили посвятить творчеству В. Осеевой и поговорить о вежливости.
Чтением должно быть с увлечением. Как сделать простой урок литературного чтения интересным? На помощь позовём игры! Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку дети стараются внимательнее прочитать произведение.
Одними из любимых игр являются составление сказочных объявлений и телеграмм, игра «Кто играет в прятки?» (см. Приложение 4). Уважаемое жюри, попробуйте узнать, о каком сказочном герое говорится в объявлении!
“Ищу свой хвост”, “Лечу зверей и птиц , “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д..
Игра «Кто играет в прятки?» Ребятам даётся набор букв, им необходимо найти среди них героя сказки, рассказа и т.д.
КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ
ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ
ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК
А теперь и вы найдите зверей!
МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ
АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ
МПАЛЕВИЬЮВОРОНАЖЪ
В конце нашего исследования мы вновь посетили библиотеку и узнали, что обучающиеся 1 «Б» класса записались в библиотеку. Проанализировав карточки ребят, выяснили, что моих одноклассников заинтересовали журналы «Миша», «Мурзилка». Они начали готовиться к уроку внеклассного чтения «Ежели вы вежливы…». Многие ребята взяли книги В.Осеевой. Побеседовав с одноклассниками, мы узнали, что 3 человека записались, кроме школьной библиотеки, в библиотеку им. А.С.Пушкина (1 чел), им. С.Я.Маршака(2 чел). Таким образом, можно сделать вывод, что, создав определённые условия, учащихся можно привлечь к чтению книг, а значит наша гипотеза подтвердилась.
Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. В дальнейшем мы хотим продолжить наше исследование и рассмотреть каким образом чтение развивает память и мышление.
Заключение
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать выводы
В заключении хотелось бы сказать словами В.Ф.Бокова:
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота – набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признает.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…
Список литературы:
1. Драгунский В.Ю. «Избранное. Повести и рассказы»: «Планета
детства», «Издательство Астрель», «АСТ»; Москва; 2000
2. Л.Ф. Климанова «Читалочка». – Москва «Просвещение» 1994 г.
3. В.В. Мамаева «Как помочь ребёнку научиться читать». – ООО Издательство «Речь» 2006 г.
4. Штейн А.В. Ранее развитие. Как приучить ребенка читать.- М.: Айрис-пресс,2006
5. http://festival.1september.ru/articles/610400/
Приложение 1
Анкета «Чтение с увлечением?»
1.Любите ли вы читать?
2. Что вы предпочитаете делать в свободное время:
а) гулять;
б) читать книги;
в) сидеть в интернете;
г) другое
3.Вы предпочитаете читать книги:
а) на бумажном носителе;
б) электронные книги;
4. Сколько времени вы уделяете чтению в день?
5. Книги каких литературных жанров вы предпочитаете?
а) сказки;
б) былины;
в) стихи;
г) повести;
д) рассказы;
е) иное.
6. Каких детских писателей вы знаете?
7. Ваше любимое произведение?
Приложение 2
Проект «Живая азбука»
А Аист нёс в авоське алой: | Б Буратино, барабан, |
В Восемь вишенок на ветке... | Г Г по Городу Гуляет, |
Д Диме снилась дребедень: | Е ЕжЕвику ЛЕна Ела, |
Ж Жалко бедного жука: | З З зимой не Замерзает, |
К Начинаются вопросы | Л Лодка по воЛнам пЛывёт, |
М Повстречала Мишку Мышка | Н Носорог нашёл носок, |
Приложение 3
Урок внеклассного чтения «В гостях у Дениски».
(По произведению В. Ю. Драгунского «Денискины рассказы»)
Цели урока:
Ход урока:
- Ребята, я очень рада видеть вас. (На слайде – фото В. Драгунского, обложки книги «Денискины рассказы» )
-Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и книги Виктора Драгунского. (Слайд – портрет и обложка книги «Денискины рассказы»)
-В детстве Виктор очень любил читать, был весёлым, у него было много друзей. За свою жизнь он сменил множество занятий: работал токарем, лодочником и даже клоуном. Но всем нам он запомнился как автор замечательных детских книг. А самые известные его произведения – «Денискины рассказы». Неувядаемую прелесть придают этим рассказам юмор и живой разговорный язык!
-Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. В ходе путешествия мы будем читать, отвечать на вопросы, анализировать.
-Мы поплывем на прекрасном корабле. (Слайд) (на доске –4 острова и теплоход).
-Но сначала нужно получить билет. Сейчас проверим, какие вы внимательные читатели!
- К какому рассказу этот предмет? (Медвежонок, пистолет, корзина, сделанная из шишек)
(слайды с вопросами – картинками)
1- «Друг детства»
2- «Он живой и светится»
3- «Похититель собак»
4- «Ровно 25 кило»
5- «Сражение у чистой речки»
6- «Тайное становится явным»
7- «Заколдованная буква»
8- «Девочка на шаре»
-Молодцы, ребята. Все команды получают билеты, и мы можем отправляться в путешествие!
(Вручаю каждой группе красочный БИЛЕТ).
- Ну что ж отчаливаем от берега. И первый остров на нашем пути остров «Что любит Мишка».
Ребята, вы читали дома рассказ «Что любит Мишка».
Дома вы познакомились с произведением. Всё ли понятно в рассказе?
Словарная работа
Кавалерист – воин на коне.
Лань – быстрое животное рода оленей.
Зельц – вид колбасы.
Боржом – минеральная вода.
Частик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.
- Назовите главных героев произведения.
Дениска и Мишка (рисунки)
- Что вы о них узнали? (одноклассники, приятели, друзья)
- Кто ещё герой этого рассказа? (учитель пения Борис Сергеевич)
– Что любил учитель пения? (музыку Ф.Шопена)
– Как вы думаете, почему учитель любит именно музыку Шопена?
(Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом.
– Как музыка Шопена помогает понять характер Бориса Сергеевича?
(Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)
– А что любит Дениска? Докажите словами из текста. (Читают)
– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
– Как вы это понимаете? (Природа, космос, книги, животные и т.д.)
– Как же это характеризует Дениску? (Он любознательный.)
– А почему Мишка вмешался в разговор?
(Почувствовал себя обиженным.)
– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)
– Покажите, как! … Подберите синоним к слову надулся. (Обиделся).
– Дениска любит целый мир, а что же - Мишка? Найдите в рассказе, как он сам говорит об этом двумя словами. (Разные разности.)
– Уточним, какие же разные разности он любит! Подтвердите текстом, что любит Мишка! (Читают по цепочке.)
– Как кратко сказать, что любит Мишка? (Продукты.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как учитель отреагировал на ответ Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
– А чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы. Он хочет, чтобы всего было больше, чтобы его тоже, как и Дениску, похвалили).
– О чём ещё Борис Сергеевич спросил Мишку?
(Любит ли он людей, животных).
– Выберите из текста глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на вопрос учителя. (Встрепенулся и покраснел.)
– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
– Оказывается, он любит еще и котят, и бабушку, и родителей. Только пока не выделяет это, как главное.
–Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит?
(В жизни нет одинаковых людей, и в литературе нет одинаковых героев.)
–Как вы относитесь к мальчикам?
– А как к героям относится сам автор – Виктор Драгунский?
(К Дениске - с уважением, к Мишке - с юмором, но учит.)
- Чему учит этот рассказ?
(Понять, что главное в жизни, увидеть свои недостатки и исправиться).
ВЫВОД (учитель) : - Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть богаче, шире, разнообразнее).
- Значит, не хлебом единым жив человек. Как вы понимаете эту поговорку?
(Нужна ещё пища для души, для ума).
- Наше путешествие продолжается!
-Следующая остановка – остров Любимых рассказов.
-Ребята, вы познакомились с разными Денискиными рассказами.
Почему они так называются?
( -Повествование ведётся от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни; так звали и сына Виктора Драгунского).
-Рассмотрите внимательно рисунки и определите, из какого рассказа Драгунского эти иллюстрации. («Ровно 25 кило», «Сражение у чистой речки», «Рыцари»). Чему учат эти произведения?
-Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими впечатлениями! Высказать своё мнение вам поможет план.
- Вы должны выбрать, какой рассказ представит ваша группа и кто будет выступать. На обсуждение – 2 минуты.
4. Этот рассказ учит …
-Итак, прошу высказаться!
(Высказывания детей на тему: «Мой любимый Денискин рассказ»)
-Молодцы!
- Наше путешествие продолжается! И, пока мы плывём, я предлагаю вам отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз.
-Следите за движущимися предметами.
Физминутка для глаз.– «Чунга – чанга»
Третья остановка.
-Внимание! Впереди – остров Главного героя!
-Ребята, кто же главный герой «Денискиных рассказов»? (Дениска). Давайте дадим ему характеристику. На ваших столах – оранжевые карточки с предполагаемыми качествами характера Дениски. В течение 1 минуты выберите качества характера главного героя !
любознательный ленивый добрый честный общительный обидчивый вежливый весёлый добродушный скучающий сообразительный трусливый любящий сын смелый жадный |
- Прочитайте по цепочке по 1 качеству!
-Дальше маршрут ведёт нас на остров Дружеских писем.
-Хотелось бы вам иметь такого друга, как Дениска? Почему?
-Давайте мы сейчас пофантазируем и напишем письмо Дениске!
- Перед вами на зелёных карточках – план, которым вы можете воспользоваться, чтобы написать письмо.
На ваше творчество – 5 минут.
Письмо Дениске. 1.Здравствуй, _________________________ ! 2. Пишут тебе ___________________________ . 3. Нам в тебе очень понравилось ____________ _______________________________________ . 4. Мы бы хотели похвалить тебя за ________ 5. А за что поругать?_______________________. 6. Что бы вы хотели рассказать Дениске о себе? __________________________________________ . |
Дети работают в группах 5 мин, затем читают - 3 мин)
-Прочитайте ваши письма! Молодцы!
Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества Виктора Драгунского.
Оценивание и домашнее задание.
- Ребята, я благодарю вас за хорошую работу и активное участие на уроке внеклассного чтения!
Хотелось бы вернуться в детство,
Где радость, смех и добрые мечты.
Для этого одно есть средство:
Драгунского перечитайте вы!
Пусть книг его задор, веселье
Зарядит оптимизмом вас,
Поднимет ваше настроенье.
До новых встреч и в добрый час!
- В память о нашем уроке я хочу подарить вам рекламные буклеты. Думаю, вам захочется познакомиться с теми рассказами Виктора Драгунского, которые вы ещё не читали.
А к следующему уроку внеклассного чтения подготовьте рисунки по одному из рассказов. Это ваше домашнее задание.
Рефлексия.
-Перед вами лежат разноцветные флажки. Желтый цвет соответствует прекрасному настроению, а зелёный – если вам есть над чем задуматься. Выберите флажок, который соответствует вашему настроению, и украсьте им наш корабль!
(Дети прикрепляют флажки на корабль: на обратной стороне флажков – маленькие магнитики)
-Я рада, что преобладают жёлтые цвета. А это значит – цель нашего путешествия достигнута. Спасибо за урок!
Приложение 4
Сказочные объявления.
По произведениям А.С.Пушкина.
Ответы:
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………..2
Глава 1………………………………………………………………………………………………3
Глава 2………………………………………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………………………………7
Список использованной литературы…………………………………………………8
Приложения……………………………………………………………………………………..9
Домик зимней ночью
Повезло! Стихи о счастливой семье
Цветение вишни в лунную ночь
Большое - маленькое
Хризантема и Луковица