«Шахматы — это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».
В.В. Путин, Президент РФ.
Проблема улучшения качества образования в нашей стране, является значимой и очень важной. Главным становиться развитие личности ребёнка, способная творчески мыслить и находить нестандартные решения. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» - знамение нашего времени. Развитие науки и техники, компьютеризации, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей, молодёжи, ведь «мы» - будущее своей страны.
Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр.
Актуальность. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Гипотеза: Мы считаем, что, умение играть в шахматы способствует
лучшему усвоению программного материала в школе.
Тема исследования очень важна, потому что шахматы – это верный путь к успеху. Умение играть в шахматы, формирует положительную мотивацию к обучению, подготавливают ребёнка к взрослой жизни, воспитывая ответственность за каждый сделанный им «ход».
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_proekt.docx | 387.61 КБ |
shahmaty.pptx | 2.64 МБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 23
имени В.А.Шеболдаева
(МБОУ СШ № 23)
индекс 347 879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17
X ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МИР ВОКРУГ НАС»
ТЕМА
«Шахматы – спорт, наука, искусство или игра?»
Автор: обучающиеся 7 класса «В»
МБОУ СШ № 23
им. В.А. Шеболдаева
Колмыков Денис Викторович,
31.03.2004 г.р.
Домашний адрес: Ростовская область, г. Гуково,
ул. Фрунзе, д.17
Вивденко Алексей Андреевич,
20.02.2005 г.р.
Домашний адрес: Ростовская область, г. Гуково,
ул. Ковалёва, д. 41 кв. 54
Руководитель: учитель
Физической культуры
Колмыкова Оксана Васильевна
г. Гуково
2018 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
2.1. Краткая история развития шахмат……………………………………6 стр.
2.2. Гимнастика ума………………………………………………….……..7 стр.
2.3. Наука и шахматы………………………………………………………7 стр.
2.4. Искусство мыслить……………………………………………………8 стр.
2.5. Королевская игра………………………………………………………8 стр.
Литература.…………………..…………………………………………...11 стр.
Приложение 1……………………………………………………………..12 стр.
Введение
«Шахматы — это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».
В.В. Путин, Президент РФ.
Проблема улучшения качества образования в нашей стране, является значимой и очень важной. Главным становиться развитие личности ребёнка, способная творчески мыслить и находить нестандартные решения. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» - знамение нашего времени. Развитие науки и техники, компьютеризации, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей, молодёжи, ведь «мы» - будущее своей страны.
Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы– древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр.
Актуальность. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Гипотеза: Мы считаем, что, умение играть в шахматы способствует
лучшему усвоению программного материала в школе.
Тема исследования очень важна, потому что шахматы – это верный путь к успеху. Умение играть в шахматы, формирует положительную мотивацию к обучению, подготавливают ребёнка к взрослой жизни, воспитывая ответственность за каждый сделанный им «ход».
Метод исследования – анкетирование.
Предмет исследования: обучающиеся 5 – 7 классов.
Цель: исследовать вопрос: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?» Влияние игры в шахматы на качество усвоения программного материала среди школьников.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование среди любителей шахмат. Изучить, успеваемость по предметам у школьников, увлекающихся игрой в шахматы.
3. Обобщить полученные результаты.
2. Основная часть.
2.1. Краткая история развития шахмат.
Чтобы разобраться, чем являются шахматы, необходимо знать историю их развития. Происхождение шахмат в разное время предписывалось грекам, римлянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной (наиболее верной) из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке нашей эры. Их изобретателем известный в то время индийский математик. Своё творение он представил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всём мире.
Определение: Шахматы – это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель игры – поставить сопернику мат (мат – ситуация в шахматах, когда король находиться под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать). Игра подчиняется определённым правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ (Международная спортивная организация, объединяющая национальные шахматные федерации. Занимается популяризацией шахмат, организацией различных международных соревнований, в том числе чемпионатов мира. Основана 20 июля 1924 в Париже).
В 1999 году ФИДЕ была признана Международным олимпийским комитетом (МОК) как международная организация, руководящая видом спорта, не входящим в олимпийскую программу. Два года спустя, ФИДЕ ввела антидопинговые правила в шахматах, как часть кампании, направленной на то, чтобы шахматы стали частью Олимпийских игр. По шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование. Олимпиада 2010 прошла в Ханты-Мансийске, Россия. Золотые медали у мужчин и женщин завоевали Украина и Россия.
2.2. Гимнастика ума.
Шахматы для нас, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие. Но мы помним своё удивление, когда узнали, что шахматы относятся к спорту. Что же такое спорт? Это в первую очередь преодоление себя, достижение вершин мастерства. Это гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, тренировки для поддержания формы, самообладание и эмоциональная устойчивость. Спорт – это борьба и состязание. Наконец, спорт – это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Все атрибуты спорта в шахматах присутствуют. Это и принцип соревнований, определяются победители, есть титулы, звания. После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта, гроссмейстер. Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал: «Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших затрат энергии, чем некоторые виды спорта». Спорт - это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество. Шахматы - это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть.
2.3. Наука и шахматы.
Можно ли считать шахматы наукой? Наука – это система знаний, исследований на основе обобщения знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории и практики. Шахматная теория - это исследования, посвящённые различным аспектам шахматной игры. Шахматная партия разворачивается в точном соответствии с правилами. Игра подразделяется на 3 части: дебют (начало), миттельшпиль (середина) и эндшпиль (окончание игры). Шахматы тесно связаны с такой наукой, как математика. Как и в математике в шахматах есть и теория, и практика. Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности часто сочетаются с шахматными. Многие математики стали известными шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Макс Эйве, Михаил Ботвинник. Анатолий Карпов и многие другие.
2.4. Искусство мыслить.
Шахматы можно назвать искусством - искусством мыслить, творчеством обеих сторон. На шахматной доске реализуются мысли, стратегия и тактика каждого из соперников. Это искусство создавать прекрасные комбинации, которые живут и радуют поклонников игры столетиями. Многие историки, исследователи отмечают, что появление шахмат связано с изобразительным искусством, так как первые шахматные фигуры представляли собой вырезанные из слоновой кости тончайшей художественной работы скульптурки всадников, слонов, боевых колесниц, пеших воинов. С ростом популярности игры к шахматной теме обратились и художники. Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства.
2.5. Королевская игра.
Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам шахматной игры способствует развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких качеств, как внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.
3.Результаты исследования.
Чтобы разобраться с поставленной задачей мы провели анкетирование среди обучающиеся 5 – 7 классов любителей шахмат. Всего приняли участие 40 человек. По результатам анкетирования более половины ответили, что знакомы с шахматами и немного умеют играть - 15 человек. Среди тех, кто не умеет играть в шахматы, хотели бы научиться 11 человек. Только 2 человека не проявили интереса к шахматам. 40 человек были опрошены по следующим вопросам: Вопросы анкеты вы можете увидеть на слайде.
При ответе на 1 вопрос: « Как ты думаешь, шахматы – это, наука, спорт, искусство или игра? (подчеркни один вариант ответа) - получились следующие результаты.
При ответе на 2 вопрос: « Как ты считаешь, какие качества в человеке воспитывают шахматы? (выбери 3 варианта ответов, которые на твой взгляд подходят для игры в шахматы)» - результаты следующие.
На основании полученных сведений можно сделать вывод, что шахматы являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе мы доказали, что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота этой увлекательной игры. В процессе работы мы сформировали свое отношение к вопросу: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?» Шахматы для нас – это, прежде всего игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, религии, языка на котором ты говоришь. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат.
Умение играть в шахматы, формирует положительную мотивацию к обучению, подготавливают ребёнка к взрослой жизни, воспитывая ответственность за каждый сделанный им «ход».
Литература.
1) Е.Я. Гик «Беседы о шахматах».
2) Е.Я. Гик «Все чемпионы мира по шахматам».
3) И. Линдер «Ваша любимая игра? Шахматы!».
4) Интернет сайты:
https://studfiles.net/preview/3354453/page:9/
http://pandia.ru/text/80/367/5079.php
https://infourok.ru/proekt-shahmati-verniy-put-k-uspehu-688330.html
https://bibliofond.ru/view.aspx?id=480422
http://ru.chess.wikia.com/wiki/Международная_шахматная_федерация
http://mdoy-nadejda.ucoz.ru/dopolnitelnje/proekt_shakhmaty.pdf
Приложение 1.
Мудрые высказывания:
«Шахматы - это спорт, кровавый спорт» (Марсель Дунамп)
«Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины, прежде чем забросить мяч» (Фишер)
«Шахматы - нечто большее, чем просто игра» (Х.Капабланка)
«Шахматы способствуют не только росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» (М.Эйве)
«Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям» (М.Ботвинник)
«Гармония шахмат мне представляется как совокупность трех компонентов-логики, фантазии и творчества» (В.Смыслов)
«Шахматы - это прежде всего искусство» (М.Таль)
«В шахматах я ценю прежде всего логику» (Т.Петросян)
«Секрет моих успехов-это прежде всего моя исключительная преданность шахматному искусству» (Фишер)
«Шахматы - это точнейшая система при помощи которой мы подвергаем серьезному испытанию ум» (Г.Каспаров)
«Шахматы - это сила» (Фишер)
Слайд 1
X ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МИР ВОКРУГ НАС» Проект по теме: Шахматы - спорт, наука, искусство или игра? Выполнил и: обучающиеся 7 «В» класса МБОУ СШ № 23 и м. Шеболдаева Колмыков Денис Викторович, Вивденко Алексей Андреевич Руководитель: учитель физической культуры Колмыкова Оксана Васильевна 2018 г .Слайд 2
«Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд». Президент РФ Владимир Владимирович Путин
Слайд 3
Улучшение качества образования «Информационный взрыв» – знамение нашего времени! Развитие личности ребёнка
Слайд 4
Хобби, увлечение, любимое занятие, способ общения, возможность самовыражения… Почему тема ШАХМАТ нас заинтересовала?
Слайд 5
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Провести анкетирование среди любителей шахмат. Изучить,успеваемость по предметам у школьников, увлекающихся игрой в шахматы. 3. Обобщить полученные результаты. Цель: исследовать вопрос: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?» Влияние игры в шахматы на качество усвоения программного материала среди школьников.
Слайд 6
Шахматы зародились в Индии в VI веке нашей эры. Их изобретателем стал известный индийский математик
Слайд 7
Шахматы- это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64 - клеточной доске для двух соперников. Цель игры - поставить сопернику мат ( мат - ситуация в шахматах , когда король находится под шахом , а игрок не может сделать ни одного хода , чтобы его избежать ). Игра подчиняется определённым правилам , которые дополняются правилами ФИДЕ. Международная шахматная федерация (ФИДЕ)
Слайд 8
Гимнастика ума Шахматы - это гимнастика ума , состязание мысли , выдержки и воли к победе . Только умение думать , считать , анализировать лучше , чем это делает твой соперник , позволит тебе выиграть .
Слайд 9
Наука и шахматы Шахматы тесно связаны с такой наукой , как математика . Как и в математике в шахматах есть и теория , и практика . Многие математики стали известными шахматистами , например , Эмануил Ласкер , Макс Эйве , Михаил Ботвинник . Анатолий Карпов и многие другие .
Слайд 10
Искусство мыслить
Слайд 11
Королевская игра Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости , удовольствия , но и средство воспитания характера .
Слайд 12
Результаты опроса Метод исследования – анкетирование Анкета Как ты думаешь, шахматы – это, наука, спорт, искусство или игра ? (подчеркни один вариант ответа) Как ты считаешь, какие качества в человеке воспитывают шахматы? (выбери 3 варианта ответов, которые на твой взгляд подходят для игры в шахматы) - сила воли; - память; - логическое мышление; - фантазию; - умение анализировать; - не сдаваться в трудной ситуации; - просчитывать свои шаги и поступки; - умение ориентироваться. Предмет исследования: обучающиеся 5 – 7 классов, 40 человек.
Слайд 13
Результаты анкетирования по вопросу : « Как ты думаешь , шахматы – это наука , спорт , искусство или игра ?»
Слайд 14
Результаты анкетирования по вопросу: « Как ты считаешь, какие качества в человеке воспитывают шахматы ? »
Слайд 15
„Шахматы - это спорт , кровавый спорт .“ ( Марсель Дунамп ) “Шахматы похожи на баскетбол ... иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины,прежде чем забросить мяч ” ( Фишер ) “Шахматы - нечто большее , чем просто игра” ( Х.Капабланка ) “Шахматы способствуют не только росту интелекта,они дисциплинируют ум человека ” ( М.Эйве ) “ Человек , играющий в шахматы , оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям ” ( М.Ботвинник ) “ Гармония шахмат мне представляется как совокупность трех компонентов-логики,фантазии и творчества ” ( В.Смыслов ) “Шахматы - это прежде всего исскуство ” ( М.Таль ) “В шахматах я ценю прежде всего логику ” ( Т.Петросян ) “ Секрет моих успехов-это прежде всего моя исключительная преданность шахматному исскуству ” ( Фишер ) “Шахматы - это точнейшая система при помощи которой мы подвергаем серьезному испытанию ум ” ( Г.Каспаров ) “Шахматы - это сила ” ( Фишер ) Мудрые высказывания
Домик зимней ночью
Рисуем "Осенний дождь"
Самодельный телефон
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем белые грибы пастелью