РОЛЬ УЛЫБКИ В ОБЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Полянская Анна Андреевна
629730, ЯНАО, г. Надым, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, 4б класс
АННОТАЦИЯ
Цель исследования: выявить роль улыбки в межличностном общении школьников.
Задачи:
Гипотезы исследования:
1. улыбка способна помочь улучшить эмоциональное состояние человека;
2. если человек улыбается, то он располагает к себе окружающих людей.
Предмет исследования: влияние улыбки на взаимоотношения людей.
Объект исследования: улыбка человека.
Методы и последовательность проведения исследовательской работы:
Вывод: Задачи исследования выполнены. Цель достигнута, доказана важная роль улыбки в межличностном общении школьников. Гипотезы исследования подтвердились. Улыбка способна помочь улучшить эмоциональное состояние человека. Тёплая дружеская улыбка устраняет настороженность и агрессивность, преодолевает любые преграды в общении с людьми. Удалось сформировать позитивный настрой между сверстниками. Улыбающихся людей стало больше в классе, и в школе. А хорошее настроение всегда помогает общаться и хорошо учиться!
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 541.32 КБ |
![]() | 145.59 КБ |
![]() | 12.35 КБ |
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Департамент образования Администрации муниципального образования
Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением
отдельных предметов», г. Надым
X районная научно-практическая
конференция обучающихся и студентов «Старт в науку»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор работы:
Полянская Анна Андреевна,
ученица 4б класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№6 с углубленным изучением отдельных
предметов», г. Надым
Руководитель:
Перерва Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№6 с углубленным изучением отдельных
предметов», г. Надым
Надым
2016
РОЛЬ УЛЫБКИ В ОБЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Полянская Анна Андреевна
Ямало-Ненецкий автономный округ
г. Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
4б класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. | ВВЕДЕНИЕ | 1-2 |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
2.1. | Природа улыбки. | 3 |
2.2. | Польза улыбки. | 4 |
3. | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | |
3.1. | Миниисследование с одноклассницей. Подтверждение первой гипотезы. | 5 |
3.2. | Анкетирование взрослых и детей. | 5 |
3.3. | Наблюдение «Кто чаще улыбается?" | 6 |
3.4. | Всемирный День Улыбки. Праздник в классе «День Улыбки» | 6 |
3.5. | Эксперимент «заразительности» улыбки. | 7 |
3.6. | Акция «Дарю улыбку». Подтверждение второй гипотезы. | 8 |
4. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 9 |
5. | СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 10 |
6. | ПРИЛОЖЕНИЕ |
Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.
Биант Приенский
Я каждый день начинаю с улыбки. Улыбаюсь маме, папе, сестре, брату. В школе, когда захожу в класс, улыбаюсь одноклассникам и учителю. Однажды утром я поздоровалась, а Ольга Михайловна спросила: «Аня, что случилась?» Я промолчала и задумалась. Как по одному взгляду учитель догадалась, что у меня неприятности? Я села за парту и увидела, что подружки стоят в стороне, не подходят. Позже я поняла, что всё дело в моей приветливой улыбке, к которой все так привыкли. Мы поговорили с учителем на эту тему и решили провести исследовательскую работу «Роль улыбки в общении школьников».
Цель исследования: выявить роль улыбки в межличностном общении школьников.
Задачи, которые я поставила перед собой:
Гипотезы исследования:
1. улыбка способна помочь улучшить эмоциональное состояние человека;
2. если человек улыбается, то он располагает к себе окружающих людей.
Предмет исследования: влияние улыбки на взаимоотношения людей.
Объект исследования: улыбка человека.
Методы и последовательность проведения исследовательской работы:
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что многие люди не задумываются о том, как улыбка может улучшить их самочувствие и эмоциональное состояние окружающих. Я обратила внимание, что с ребятами, которые улыбаются общаться приятней, чем с хмурыми и недовольными. Когда с улыбкой обращаешься к человеку с какой-либо просьбой, её выполняют охотней. На уроках учителей, которые улыбаются, чувствуешь себя комфортнее.
Материал исследовательской работы может использоваться при проведении классных часов на тему межличностного общения.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Природа улыбки.
Изучив литературу на тему моего исследования, я узнала интересные факты. В середине 19 века английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин первым выявил, что мимика человека является продолжением мимических выражений, свойственных человекообразным обезьянам: с помощью выражения лица приматы передавали угрозу, беспокойство, испуг, демонстрировали миролюбие[1].
В толковом словаре Ожегова я нашла определение «Улыбка – это мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие или насмешку и другие чувства».[2]
На сайте «Википедия - свободная энциклопедия» я прочитала, что с физиологической точки зрения, улыбка - это импульс, посылаемый нервной системой в ответ на внешний раздражитель, и проявляется этот импульс в работе определенной группы мышц. С точки зрения анатомии, улыбка – динамическое состояние мягких тканей лица, при котором обнажаются зубы, слизистая полости рта, происходит изменение формы лица.[3]
Учёные всего мира утверждают, что эмоции совершенно одинаково проявляются на лицах людей в любой точке земного шара, независимо от расы, пола, возраста, воспитания. Все люди на земле умеют улыбаться и смеяться, так как эмоции генетически заданы, что основательно доказал в своих исследованиях Керрол Изард. Улыбка — это в первую очередь мозговой процесс, который является врождённым.
Все люди разные, точно так же как и их улыбки. В зависимости от характера ситуации, когда человек улыбается, учёные выделяют несколько типов улыбок: приветливая, смущенная, отважная, защитная, заговорщицкая, обворожительная, ироничная, сострадательная, надменная, натянутая, ласковая, злая, мудрая, интригующая, трусливая.[4]
Некоторые виды улыбок я постаралась распознать на лицах моих друзей. (Приложение 1)
А заговорщицкую улыбку, хорошо помню на лицах, сестры и брата, когда мы готовили сюрприз для наших родителей.
2.2. Польза улыбки.
Улыбка красит каждого человека, заставляет «светиться», располагает к себе. Есть немало людей, чья улыбка стала поистине исторической. Мы с учителем вспомнили улыбку первого космонавта Юрия Гагарина. Его улыбка стала символом планеты. Может быть благодаря своей лучезарной улыбке он и стал первым?
Об улыбке и её магической силе писали учёные, поэты, философы. Еще 2000 лет назад Гиппократ отмечал в одном из своих сочинений пользу смеха и рассматривал его как лечебное средство. А.С.Пушкин так писал о роли улыбки в процессе общения: «Вы улыбнётесь — мне отрада, Вы отвернётесь — мне тоска» [5]
Лев Толстой утверждал, что смех рождает бодрость, а Максим Горький писал, что "умный смех — превосходный возбудитель энергии". Каждый любит поговорку: «Смех – лучшее лекарство». А улыбка это зародыш смеха. Все врачи сходятся в едином мнении о том, что смех имеет волшебную силу, которая благоприятно воздействует на выздоровления пациентов.
Из детской медицинской энциклопедии я узнала, что от смеха учащается дыхание, разрабатывается диафрагма, шея, живот, лицо и плечи, ослабляется стрессовое состояние, укрепляется иммунитет. Смех увеличивает содержание кислорода в крови, улучшает кровообращение и расширяет кровеносные сосуды, прилегающие к поверхности кожи.[6]
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Миниисследование с одноклассницей. Подтверждение первой гипотезы.
Изучив теорию, я очень захотела перейти к практическим действиям.
У нас в классе есть девочка, которая часто плачет, если у неё что - то не получается. Я решила проверить действие улыбки. Подошла с улыбкой, положила перед ней на парту три фотографии улыбающихся людей, и стала наблюдать. Несколько секунд одноклассница просто смотрела спокойно на меня на фотографии, а потом улыбнулась. Слёзы вытерла, глубоко вздохнула и я поняла, что она перестала расстраиваться, а значит, её эмоциональное состояние улучшилось. Моя первая гипотеза подтвердилась, улыбка способна помочь улучшить эмоциональное состояние человека.
3.2. Анкетирование взрослых и детей.
Ольга Михайловна посоветовала методом письменного опроса получить мнение людей, о том, что вызывает улыбку, помогает ли улыбка общению. В анкетировании участвовали две возрастные категории: 20 детей в возрасте от 9 до 12лет и 20 взрослых от 26-60 лет. Результат опроса я представила в таблице, из которой хорошо видно, что дети улыбаются чаще, чем взрослые. Большинство участников опроса ответили, что улыбку вызывает чаще всего радость от победы, хорошей отметки, а у взрослых встреча с близким человеком.
Вопросы анкеты | Ответы детей (9-12лет) | Ответы взрослых (26-60лет) |
1.Как часто вы улыбаетесь? | ||
А) не обращаю на это внимания; | 2 | 6 |
Б) редко; | 1 | 2 |
В) часто. | 17 | 12 |
2.Что вы чувствуете при виде улыбающегося вам человека? | ||
А) хочу улыбнуться в ответ, поговорить и познакомиться с этим человеком; | 11 | 19 |
Б) я не обращу внимания на этого человека; | 7 | 1 |
В) злобу, подозрительность, недоверие. | 1 | 0 |
3. Что вызывает у вас улыбку? | Шутки, радость, победа, хорошая оценка. Моя семья. | Всё что угодно. Котики, улыбки окружающих. Радостная новость. Встреча с приятными людьми. |
5.Считаете ли вы, что улыбка делает лицо более красивым? | ||
А) да; | 16 | 20 |
Б) нет; | 1 | 0 |
В) не знаю. | 3 | 0 |
6.Влияет ли улыбка, по вашему мнению, на состояние здоровья? | ||
А) да; | 12 | 19 |
Б) нет; | 2 | 0 |
В) не знаю. | 6 | 1 |
7. Помогает ли вам улыбка общению с окружающими людьми. | ||
А) да; | 11 | 20 |
Б) иногда; | 6 | 0 |
В) нет. | 3 | 0 |
70% опрошенных считают, что улыбка делает лицо более красивым. Этот факт я решила проверить. Предложила одноклассникам две фотографии одного и того же человека. На одной он хмурый и сердитый, а на другой весёлый улыбающийся. (Приложение 2)
Все опрошенные ответили, что красивее лицо с улыбкой.
3.3. Наблюдение «Кто чаще улыбается?"
Следующим нашим шагом стал метод наблюдения. Я уверена, что для каждого ученика в школе очень важную роль играет общение со сверстниками. Перемена это время, когда мы сами выбираем себе собеседника или партнёра по игре. Мы решили на перемене пройтись по школе и узнать, кто чаще улыбается девочки или мальчики, старшие или младшие? Организовав группу наблюдателей-помощников, я провела инструктаж, и мы приступили к работе по заранее продуманному плану. Прошлись по четырём этажам нашей школы и зафиксировали результаты в таблицу. В результате подсчёта улыбок сделали вывод: большинство улыбок принадлежит девочкам старших классов (5-11), на втором месте мальчики этого же возраста, затем мальчики с 1-4 классы, и за ними девочки начальных классов. В нашей школе 832 ученика. Конечно же, не все в этот день были в школе и не все попались нам на глаза, на перемене много разных дел. Но всё таки итог наших наблюдений порадовал: от мало до велика – все дети любят улыбаться. А это значит, мы позитивны и общительны, дружелюбны и добры друг к другу.
3.4. Праздник в классе «День Улыбки»
В процессе работы над темой своего исследования я узнала, что уже 17 лет празднуется Всемирный день улыбки. Этот замечательный праздник обязан американскому художнику Харви Бэллу. К нему обратились представители одной страховой компании с просьбой придумать какой-нибудь яркий и запоминающийся символ — визитную карточку компании. Харви недолго думал и предложил заказчикам то, что сейчас все без исключения пользователи интернета называют «смайликом». Заказчики приняли работу, изготовили значки с этой рожицей и раздали всему персоналу компании. Успех такой "визитки" превзошел все ожидания. Буквально через несколько месяцев было выпущено более десяти тысяч значков! Всемирный день улыбки первый раз отмечался в 1999 году. Художник считал, что этот день должен быть посвящен хорошему настроению. [7]
День Улыбки мы провели и в нашем 4б классе. На подготовительном этапе устроили выставку «В каждом рисунке УЛЫБКА». Получились интересные творческие работы. (Приложение 3)
С моими подружками мы разыграли историю о том, как добрая Фея научила улыбаться капризную девочку, и мир вокруг для неё стал радостным и счастливым.
Я подготовила для одноклассников специальные упражнения «Тренировка улыбки». Мы поиграли в Крошку енота и постарались изобразить улыбку с помощью, которой он помирился с тем кто «сидит» в пруду. (Приложение 4) Все вместе мы постарались составить рекомендации, чтобы улыбка чаще появлялась на нашем лице. (Приложение 5)
3.5. Эксперимент «заразительности» улыбки.
В течение всего праздника всем коллективом разгадывали секреты улыбки. И главный из них - улыбка – заразительна. Мы провели миниисследование. На парту в конце класса я положила фотографию улыбающегося человека. Ребята по очереди подходили, смотрели на фото, и у всех без исключения через пару секунд появлялась улыбка.
На перемене мы продолжили исследование. Я раздала фотографии. Ходили парами. Один с фотографией другой наблюдатель. Заходили в классы, показывали в коридоре встречным детям и взрослым. Улыбок было «море». Заразительность улыбки была доказана.
Но я не успокоилась и этот же эксперимент я попросила провести маму и папу на работе, а братика в детском саду. Но уже попросила улыбаться самим. Родители сообщили мне, что на улыбку чаще отвечают улыбкой без слов, но некоторые фразы, сказанные улыбающемуся человеку всё, же были. Например: «У тебя хорошее настроение?», «Твоя улыбка заразительна» « Хочешь поделиться чем-то хорошим» «Ты чего такой счастливый?» А братик рассказал, что в своей группе он улыбался, а одному мальчику показалось, что он дразнится. Но это только одному, другие детей улыбались, походили к Илье и вместе играли.
Вывод: данный эксперимент подтвердил, что улыбка имеет эффект зеркала - улыбнись и в ответ увидишь улыбку.
3.6. Акция «Дарю улыбку». Подтверждение второй гипотезы.
Улыбка – это чудо, с помощью которого в мире становится как-то уютнее и теплее. Подводя итог своей работе, я поняла, что могу окружающий мир сделать добрее с помощью улыбки. И договорилась с одноклассниками организовать акцию «Дарю улыбку». Мы подготовили красочные открытки с добрыми и шуточными пожеланиями, смайлики, ромашки и воздушные шарики с улыбкой. Весь школьный день во время перемен мы ходили по этажам нашей школы и раздавали «улыбки». (Приложение 6)
В нашей большой школьной семье от улыбок стало тепло и солнечно, это особенно приятно, когда за окном полярная северная ночь. А у нас учеников 4б класса с этого дня появилось много школьных друзей среди старших классов. Мы ещё раз убедились, что тёплая дружеская улыбка устраняет настороженность и агрессивность, преодолевает любые преграды в общении с людьми. Вторая гипотеза моего исследования доказана. А ещё я решила создать фотогалерею улыбок родных и одноклассников. Ведь так приятно смотреть на радостные, счастливые лица. (Приложение 7)
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно нашим исследованиям была определена важная роль улыбки в межличностном общении школьников. Гипотезы, обозначенные ранее, нашли своё подтверждение. Улыбка способна помочь улучшить эмоциональное состояние, и если человек улыбается, то он располагает к себе окружающих людей. Я изучила много информации об улыбке и самую полезную разместила в буклете.
Я готова всю жизнь показывать на личном примере, что улыбка и хорошее настроение помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка, это признак доброты человека. Мне удалось привлечь одноклассников к совместной деятельности, сформировать позитивный настрой между сверстниками. Улыбающихся людей стало больше в классе, и в школе. Теперь я точно знаю, хорошее настроение всегда помогает общаться и хорошо учиться!
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Интернет ресурсы
[1] Ноткин Б. «Об улыбке по – научному» // Неделя 1988. С. 120
[2] Толковый словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова 2006. С.234
[3] http://ru. Wikipedia
[4] https://www.facebook.com
[5] А. С. Пушкин. Собр. соч. Т.2 с.147
[6] Детская медицинская энциклопедия. "Мое тело от макушки до пяток" Д. Софи, изд. МИФ,2010.с.28
[7] https://ru.wikipedia.org/wiki/
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Упражнения «Тренировка улыбки»
1. Глядя в зеркало, улыбнуться и помассировать 30 секунд мышцы лица.
2. Глядя в зеркало, поднять уголки рта вверх и по-доброму улыбнуться. Выполнять упражнение в течение одной минуты.
3. Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните воздухом легкие до отказа и улыбнитесь на выдохе.
Повторите 3 раза.
Игровая ситуация. «Крошка енот»
Вспомните сказку про Крошку енота. Как ему удалось помириться с Тем, Кто сидит в пруду?
Встаньте, попробуйте изобразить его.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Памятка-рекомендация
1. Каждый день тренируйся-улыбайся перед зеркалом.
Одну минуту оставайся в таком состоянии.
2. У себя в комнате постарайся повесить картинку или фотографию смеющегося человека.
3. Чаще смотри на картины с пейзажами и животными.
4. Дома, в школе, на улице чаще улыбайся родителям, учителям, друзьям.
5. Улыбайся, когда здороваешься.
6. Помни улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую
нас жизнь.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Заповеди детства и юности
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
5 зимних аудиосказок
Горячо - холодно