На уроке изобразительного искусства мы рисовали лето. Лето на рисунках было разноцветное: красное, зелёное, оранжевое. Голубое небо, алые рассветы, жёлтые одуванчики, синие реки, белые облака – всё это вызывало радостные воспоминания. Одноклассники делились впечатлениями о лете, они были яркими, веселыми, добрыми. А я смотрела на рисунки ребят, слушала их рассказы и думала, отчего и для чего мир цветной, как цвет влияет на наше настроение, а значит и на здоровье. Лето проходит быстро, и мы приходим в школу. Неужели весь учебный год жить только воспоминаниями о разноцветном лете? Я решила начать исследовательскую работу на тему «Цвет в школьной жизни»
Цель исследования: выяснить, что такое цвет, с помощью цветовых экспериментов, выявить настроение учащихся, определить влияние цветового оформления школы на здоровье ребят.
Задачи, которые я поставила перед собой:
Гипотезы:
Методы и последовательность проведения исследовательской работы:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 108.92 КБ |
prilozhenie.docx | 2.79 МБ |
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Департамент образования Администрации муниципального образования
Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением
отдельных предметов», г. Надым
VIII районная научно-практическая
конференция учащихся «Здоровье – категория социальная»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор работы:
Светаш Велина Дмитриевна,
ученица 4б класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№6 с углубленным изучением отдельных
предметов», г. Надым
Руководитель:
Перерва Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№6 с углубленным изучением отдельных
предметов», г. Надым
Надым
2017
ЦВЕТ В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Светаш Велина Дмитриевна
Ямало-Ненецкий автономный округ г. Надым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
4б класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | ВВЕДЕНИЕ | 1 |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
2.1. | Почему мир цветной? | 2 |
2.2. | Как глаз может производить цвета? | 3 |
3. | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | |
3.1. | Для чего мир цветной? | 4-5 |
3.2.. | Эксперимент-диагностика «Цветные дети» | 6 |
3.3. | Эксперимент-диагностика «Настроение в цвете в течение учебной недели» | 6 |
3.4. | Эксперимент «Влияние цвета на внимание школьников» | 7 |
3.5. | Исследование школьного пространства. | 7 |
3.6. | Эксперимент «Влияние цвета классной доски на частоту сердечных сокращений» | 8 |
3.7. | Цвет школьной формы. | 9 |
4. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 9 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ | 10 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
На уроке изобразительного искусства мы рисовали лето. Лето на рисунках было разноцветное: красное, зелёное, оранжевое. Голубое небо, алые рассветы, жёлтые одуванчики, синие реки, белые облака – всё это вызывало радостные воспоминания. Одноклассники делились впечатлениями о лете, они были яркими, веселыми, добрыми. А я смотрела на рисунки ребят, слушала их рассказы и думала, отчего и для чего мир цветной, как цвет влияет на наше настроение, а значит и на здоровье. Лето проходит быстро, и мы приходим в школу. Неужели весь учебный год жить только воспоминаниями о разноцветном лете? Я решила начать исследовательскую работу на тему «Цвет в школьной жизни»
Цель исследования: выяснить, что такое цвет, с помощью цветовых экспериментов, выявить настроение учащихся, определить влияние цветового оформления школы на здоровье ребят.
Задачи, которые я поставила перед собой:
Гипотезы:
Методы и последовательность проведения исследовательской работы:
Актуальность моей исследовательской работы состоит в том, что знание о значении цвета в жизни школьника необходимо, так как цвет это мощное средство воздействия на эмоциональное состояние и на здоровье человека в целом.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Почему мир цветной?
Начала работу с обработки информации и выяснила следующее. Австрийский физик Эрвин Шрёдингер определил цвет как «интервал излучений в световом диапазоне, который глаз воспринимает одинаково и определяет как цвет словами “красный”, “зеленый” и т. д.». В толком словаре Ожегова С.И. дано такое определение цвету: «цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков».
500 лет назад английский ученый Исаак Ньютон первый поставил эксперимент с цветом и подошел к изучению цвета научно. В то время была Великая чума. Люди прятались дома, не выходили на улицу, ни с кем не встречались, чтобы не заразиться чумой. Закрылись магазины, школы, театры. Закрылся и Кембриджский университет, в котором работал Ньютон. Он сидел дома за толстыми занавесками на окнах и не выходил на улицу. И ему было скучно. Он сидел в затемненной комнате и вдруг увидел, как из щелки между тяжелыми занавесками бьет тонкий луч света с улицы. Ученый поставил на пути луча призму (такой объемный стеклянный треугольник) и увидел, как на противоположную стену упали последовательно ряд ярких цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Это было открытие. Раньше луч света был белым и на стене отражался белым солнечным зайчиком, но разложенный при помощи призмы на 7 цветов раскрыл свою тайну цвета. «Ага! – возможно, сказал Ньютон – вот ты какой, свет!». При помощи опыта Ньютона люди узнали, что луч света цветной. Я тоже проделала этот опыт в 21 веке и убедилась, что свет разлагается на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета. Да ведь это же цвета радуги после дождя.
Вывод: я убедилась, что моя первая гипотеза была неверна, цвет и краски разные вещи, как говорят физики «цвет – визуальное восприятие у людей основных лучей света» (физический энциклопедический словарь А.М.Прохорова).
2.2. Как глаз может производить цвета?
Немецкий поэт и философ Иоганн Вольфганг Гете писал: «Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Этот орган всегда расположен сам производить эти цвета и наслаждается приятным ощущением».
Как глаз может производить цвета и почему мы видим мир цветным? Ответ на этот вопрос я нашла в интернете на страничке онлайн-консультаций врача офтальмолога Никишина Павла Сергеевича. Я поняла, что в глазах всех живых существ на планете есть специальные клетки, они находятся на дне глаза. Эти сверхчувствительные клетки, позволяют видеть то, или иное количество цветов. Называются эти клетки, очень просто: палочки и колбочки. И их миллионы. Палочки позволяют нам видеть свет и позволяют нам замечать движение. А колбочки же позволяют видеть цвета.
Я заинтересовалась опытом, который, по словам врача, показывал работу глазных клеток. На спинку стула повесила ярко красный шарф. Потом выключила свет в комнате. Стало совсем темно. Перед глазами сплошная чернота. Но через несколько секунд глаза постепенно привыкли к темноте, и я стала различать очертания предметов, увидала шарф. Он был темно-серым.
Почему это происходит? Оказывается, при ярком свете в наших глазах в основном работают клетки глаза под названием колбочки. А в сумерках начинают работать только клетки-палочки. Нужно немного времени при смене освещения, особенно если резко войти в темноту, чтобы колбочки перестали работать. А заработали клетки под названием палочки, которые позволяют нам лучше видеть в темноте. Вот прошло время в темной комнате и наше зрение восстановилось. Но все вещи в комнате не будут цветными. Они будут серыми. Зрение, которое осуществляется только при помощи палочек, называется сумеречным. А зрение, при котором работают колбочки, называется дневным. Дневное зрение позволяет видеть все цвета.
Вывод: итак глаз помогает производить цвета, благодаря клеткам-колбочкам, которые работают при свете. Моя вторая гипотеза подтвердилась.
Очень важно, чтобы видеть мир цветным нужно беречь свои глаза: не переутомлять их, уметь снимать напряжение с помощью специальных упражнений.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.Для чего мир цветной?
И.В. Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».
Наш психолог Татьяна Ивановна Градобоева мне сказала, что на наше физическое здоровье очень сильно влияет и настроение, и обстановка в которой мы находимся, и люди которые нас окружают.
Итак, надо разобраться. Начну с людей, которые меня окружают. Определить некоторые черты характера через выбор цветовых предпочтений.
Я провела блиц-опрос, выяснила какой, любимый цвет у ребят. Результаты опроса представлены на диаграмме. (Приложение 1.)
Жёлтый – цвет словно кричит: хочу всё и сразу. Его любят очень весёлые, бойкие, оригинально мыслящие дети, которые никогда не отчаиваются, не унывают и не падают духом. Этот цвет выбрали 3человека.
Зелёный – это цвет говорит о желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Основные качества ребёнка, предпочитающего зеленый цвет: настойчивость, упрямство, стремление к безопасности, напряженность, высокий интеллект. Его выбрали 5 человек.
Красный – человек, предпочитающий это цвет веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям, легко возбудимый, решительный, вспыльчивый. Его выбрали 4 человека.
Оранжевый – это цвет сложный, смесь красного и жёлтого. Этот цвет считается цветом перевозбуждения. Дети, предпочитающие оранжевый цвет нетерпеливы, болтливы, смелы и непосредственны, оптимисты. Любят участвовать в многолюдных развлечениях. Их девиз: “Больше всего я люблю баловство. Слушаться я не люблю никого!”. Его выбрали 2 человека.
Голубой – это цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность. Ребенок выбравший, данный цвет дружелюбен, доброжелателен, легко заводит новые знакомства, но в то же время он довольно серьёзен по сравнению с другими детьми, склонен к задумчивости. Выбрали 2 человека.
Синий – человек жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный. Дети, предпочитающие синий цвет, обычно любят тихие игры, книги и компьютер. Их часто называют «ботаниками». Выбрали 2 человека.
Белый – стремление к нежности, ласке, хочет, чтобы его защищала. Ребенок, выбравший белый цвет привязчивый, проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других, но при этом бывает нервным. Его выбрал 1 человек.
Золотой – это цвет славы, неизбежной победы, символ всепрощения и способности преодолевать препятствия. Золотой человек – умный и успешный человек. Его выбрал 1 человек.
Чёрный – это цвет отрицания, протеста, замкнутости, подавленности, тревоги, страха. Этот ребенок неуверен в себе, ему неуютно и он несчастлив. Его выбрали 2 человека.
Во время проведения опроса поступило предложение назвать нелюбимый цвет. Результаты оказались следующие: почти все мальчишки нелюбимым цветом назвали розовый. Они считают, что это девчачий цвет. Если бы мальчишки больше интересовались историей, они бы узнали, что сначала розовый цвет предназначался для мальчиков, т.к. считался более сильным цветом, что брало истоки из христианских традиций. Согласно им красный цвет олицетворял мужчину, соответственно его облегченный вариант - розовый предназначался для мальчиков. Синий (источник) был связан с Девой Марией и поэтому считался женским. А девчачьим розовый цвет стал после второй мировой войны. После победы женщинам захотелось выглядеть наряднее, жизнеутверждающе. Отсюда и женщины, утомленные войной, выбирали все оттенки розового. У девчонок предпочтений нелюбимых цветов не выявилось.
Вывод: разнообразие цветов и их значение показывают, что нас окружает не только многообразие цветов, но и также многообразие характеров. Общаясь со своими одноклассниками и наблюдая за их, поведением, я заметила, что «значение» цветов, которые они выбрали, как любимые, соответствуют их характеру, особенно точна характеристика ребят, которые выбрали оранжевый цвет.
«На вкус, на цвет товарища нет» гласит пословица. Но моё исследование ее опровергло. На цвет товарищи есть. Мой любимый голубой цвет, выбрали ещё два человека одна из них моя подружка.
Данные я показала Ольге Михайловне (мой учитель и руководитель исследования). Она расстроилась, что двое ребят выбрали черный цвет, предложила мне провести еще один эксперимент, определить по цвету, которому мы отдаем предпочтение, о наших проблемах, страхах, стремлениях.
Обнаружить и уладить конфликт в душе ученика поможет самое обычное рисование. Ученые разработали методику "Цветные дети". Каждый ученик приготовил шесть цветных карандашей основных цветов и на некоторое время стал настоящим художником. Ребятам нужно сделать 8 рисунков на одном листе (лист разделен на 8 равных частей путем сгибания). Тема рисунков: праздник, развитие, любовь, тяжёлая работа, дружба, счастье, игра, семья.
При обработке результатов необходимо было обратить внимание на цвет, который использовали дети. Особенно хотелось посмотреть результаты выбора цвета детей, которые ранее выбрали черный цвет, как любимый. Результаты исследования представила в диаграмме. (Приложение 2).
Вывод: данная диагностика подтвердила наши опасения, два ученика снова выбрали черный цвет. Эти ребята, неуверенны в себе, наверное, несчастливы. Возможно дети, остро переживают отсутствие заботы и любви со стороны близких им людей.
Ольга Михайловна, поблагодарила, меня за проделанную работу и попросила разрешения, ознакомить с результатами эксперимента родителей.
А мы с ребятами решили помочь своим способом. Еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. Мы решили использовать цвет как волшебную палочку для исправления своего настроения и настроения своих друзей.
3.3.Эксперимент «Настроение в цвете в течение учебной недели»
Всем известно, что настроение зависит от самочувствия и микроклимата в коллективе, в котором мы учимся. В нашем кабинете появился экран настроений 3б класса. Учитель познакомила меня с диагностикой А.Н.Лутошкина, Я подготовила комплект из 8 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый. Познакомила ребят со шкалой цветового диапазона настроений и объяснила ребятам, как заполнять экран. В течение недели после четвёртого урока, все мы и учитель заполняли экран настроений. (Приложение 3.)
Вывод: у большинства детей, в течение школьной недели настроение было радостное хорошее; вторник – оказался для многих самым напряженным эмоциональным днём. Цветные карточки показали, что настроение у девочек лучше в школе, чем у мальчиков. Наверное, мальчишкам обидно, что им не разрешают носиться на переменах, делают замечания. Радостное настроение у одноклассников было в пятницу. Вероятно, был конец учебной недели. Настроение Ольги Михайловны на протяжении недели было спокойное, уравновешенное, но в четверг тревожное. А наши двое ребят, чувствующие себя неуютно, активно вступили, в цветовую игру и настроение их в конце недели было, восторженное.
А идет ли на пользу сознательное использование цвета в учебной деятельности? Это я тоже решила проверить.
3.4. Эксперимент «Влияние цвета на внимание школьников»
В основе эксперимента таблица В.Я.Анфимова, которая состоит из 8 букв – А В Е И К Н С Х, напечатанных в случайном порядке. Таблица напечатана на 3 листах разного цвета: белого, красного, зелёного. Ребятам предлагалось вычеркивать определенную заранее букву в течение 4-х минут на каждом листе. Обработка результатов показала, что на карточках белого и красного цвета остались ряды, в которых ученики не успели вычеркнуть нужную букву, а незамеченных, пропущенных букв, т. е. ошибок было больше, чем на карточках зелёного цвета. При этом на зелёных карточках задание было выполнено полностью у всех ребят. ( Приложение 4.)
Вывод: эксперимент выявил, что внимание лучше концентрируется при выполнении тестов на зеленой бумаге, а красный цвет наоборот создает цветовую усталость, из-за чего чаще допускаются ошибки. Белый цвет оказался нейтральным при концентрации внимания.
Ольга Михайловна, сказала, что это очень интересно. Теперь нам на уроках предлагает самостоятельные задания на карточках зеленого цвета. Выполнять работу стало интереснее, а ошибок из-за невнимательности, по словам учителя, стало меньше.
3.5. Исследование школьного пространства
И в конце своей практической работы я решила выяснить, как цветовой дизайн влияет на эмоциональное состояние человека. Моим консультантом стал учитель изобразительного искусства в школе А.Г. Гаврилов. Мы прошли с ним по всем школьным этажам, побывали в музыкальном зале, в столовой. Везде было уютно, спокойно. Алексей Геннадьевич рассказал, что при выборе цвета нужно учитывать эмоциональное состояние человека. С каждым годом объем необходимых знаний растет, а вместе с ним увеличиваются нагрузки. Выход из этой ситуации он, как художник, видит в создании условий для положительного эмоционального самочувствия учащихся. Профилактика нервного напряжения требует учета воздействия цвета на человека. Поэтому очень важно в интерьере школы учитывать цветовые гаммы, которые оказывают влияние на состояние организма: белый цвет гасит раздражение, несколько успокаивает; вся желто-оранжево-красная гамма является лучшим стимулятором жизнедеятельности организма, поднимает тонус и аппетит, активизирует физическую и интеллектуальную деятельность; желтый и оранжевый дарят солнечное тепло; красный бодрит, заряжает энергией; пастельно - желтый успокаивает, лимонный, желто-зеленый, сине-зеленый, синий, голубой – уравновешивают процессы возбуждения и торможения, повышают выносливость и работоспособность, помогают расслабиться, отдохнуть. Вот поэтому это все было учтено при цветовом дизайнерском оформлении. Приятно, что в нашей школе не найти двух похожих коридоров, вестибюлей, двух похожих кабинетов. Ещё Алексей Геннадьевич показал мне документы, таблицы и сказал, что в предыдущем году уменьшилось количество детей с различными заболеваниями, вероятно благодаря позитивному школьному оформлению.
Для убедительности своих слов предложил мне тоже провести эксперимент и выяснить, как цвет влияет на здоровье.
3.6. Эксперимент «Влияние цвета классной доски на частоту сердечных сокращений.
В роли испытуемых выступили 5 учеников 3б класса. В эксперименте использовали возможности ЛабДиска «ГЛОМИР» (лабораторный диск, мобильная естественнонаучная лаборатория) с помощью датчика измерили частоту сердечных сокращений в течение 5 минут в двух режимах:
Замеры показали в первом случае средняя частота сердечных сокращений была 70-74 ударов в минуту. При работе с красной доской, частота пульса составила в среднем 80-85 ударов в минуту. (Приложение 5.)
Вывод: вот таким простым способом я доказала, что правильно выбранное цветовое решение способствует сохранению физического и психического здоровья. Известный психиатр В.М.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».
Таким образом, моя последняя гипотеза подтвердилась, цветовое оформление учебного пространства положительно влияет на здоровье учеников. Каждый цвет излучает свою собственную энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья. Цвет может помочь человеку, он способен мобилизовать его ресурсы, может успокоить и расслабить.
3.7. Цвет школьной формы.
Я уверена, что и цвет школьной формы имеет тоже большое значение для учеников. В нашей школе принят деловой стиль одежды серого цвета. Психологи утверждают, что школьная форма серого цвета дает ребенку внутреннее ощущение стабильности. Исследования говорят, что именно серый цвет ассоциируется у людей с реализмом, здравомыслием, успокаивает. Еще одна интересная ассоциация, близкая к серому – информированность, получение знаний.
Многим ученикам нашей школы нравится традиционное мероприятие «Годовая круговерть»: день жёлтой осени, день белой зимы, зелёной весны и красного лета. (Приложение 6.) В эти дни мы приходим в одежде соответствующего цвета и участвуем в конкурсах, викторинах, бегаем по станциям на каждой перемене. Все эти дни проходят на высоком эмоциональном подъеме. Улыбки не сходят с лиц детей и взрослых, все доброжелательны и внимательны друг к другу. Хорошее настроение всегда помогает хорошо учиться!
В результате моих исследований я выяснила, что такое цвет, с помощью цветовых экспериментов, узнала цветовое предпочтение одноклассников, исследовала настроение учеников 3б и учителя на протяжении рабочей недели, определила влияние цветового оформления школы на здоровье ребят.
Я справилась со всеми поставленными задачами. Результаты анкетирования и экспериментов, проведённых в классе стали интересны и полезны моим одноклассникам, нашему учителю и родителям. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Мы с учителем и педагогом - психологом разработали буклет с полезной информацией о влияние цвета на человека. (Приложение 5.)
Я всем желаю здоровья и приятных эмоций!
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Рисуют дети водопад
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Есть в осени первоначальной...
Рисуем домики зимой
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский