Появление гаджетов сильно влияет на нашу повседневную жизнь - всё это оказывает определённое влияние на психику и личностные особенности человека, не говоря уже о школьниках. Влияние технических новинок на психику человека имеет не только положительные, но и отрицательные стороны и прежде всего наблюдается повышенная тревожность. Неоднократно мы сталкиваемся с такой проблемой в конкретной семье, где родители зачастую пребывают в состоянии отчаяния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от современных гаджетов.
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_gadzhet-zavisimosti_v_mladshem_shkolnom_vozraste.doc | 73 КБ |
Департамент образования Администрации города Омска
БОУ ДОД города Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Городская конференция обучающихся 5 – 11 классов «Шаги в науку»
Направление «Педагогика и психология»
(название направления в соответствии с Положением)
«ПРОФИЛАКТИКА ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
(название работы)
Автор: |
Горева Светлана Игоревна |
обучающаяся 7 класса |
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 47 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Руководитель: |
Оськина Наталья Геннадьевна |
социальный педагог |
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 47 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Научный консультант: |
Ожогова Елена Геннадьевна |
к.пс.н., доцент кафедры педагогика и психология детства ОмГПУ |
Омск – 2017
Содержание
Стр. | |
Введение………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы ………... | 6 |
1.1 Гаджет-зависимость как психолого-педагогическая проблема современных учащихся………………………………………………… | 6 |
1.2. Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста………………………………………………………………….. | 9 |
1.3. Профилактика в общеобразовательной школе…………………... | 10 |
Выводы по первой главе……………………………………………….. | 11 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте…………….. | 12 |
2.1. Диагностика гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте………………………………………………………………….. | 12 |
2.2. Разработка и внедрение программы профилактики гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте…………………………. | 17 |
2.3. Анализ результатов апробации программы профилактики гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте………………… | 19 |
Выводы по второй главе……………………………………………….. | 21 |
Заключение…………………………………………………………….. | 22 |
Список литературы…………………………………………………… | 23 |
Приложения……………………………………………………………. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В быстро развивающемся современном мире каждый день появляются новые программы, устройства, которые способны облегчить жизнь человека - называют гаджеты (от англ. gadget, переводиться, как «приспособление», «устройство», что обозначает «техническая новинка»). Для того что бы облегчить человеческую жизнь, люди часто используют гаджеты, которые способны помочь. Технические новинки есть повсеместно, даже при рождении ребёнка родители приобретают гаджеты, способные развивать или контролировать его, например, радио-няня. На протяжении жизни гаджеты сменяют друг друга в зависимости от потребностей человека[4]. Новейшие гаджеты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что они уже воспринимаются как должное.
Появление гаджетов сильно влияет на нашу повседневную жизнь - всё это оказывает определённое влияние на психику и личностные особенности человека, не говоря уже о школьниках. Влияние технических новинок на психику человека имеет не только положительные, но и отрицательные стороны и прежде всего наблюдается повышенная тревожность. Неоднократно мы сталкиваемся с такой проблемой в конкретной семье, где родители зачастую пребывают в состоянии отчаяния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от современных гаджетов [5].
Гаджет-зависимость (англ. gadget addiction) можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, смартфонов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов, вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ей страдают, опередив курение и алкоголизм [5].
Как утверждает Дж. Грохол, «любое человеческое увлечение (играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путешествиями, спортом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и т.д.) в своих крайних формах дает определенные основания говорить о зависимости», особенно опасно, когда появляется зависимость от у детей [5].
Несмотря на повышенный интерес к данному феномену, проблема гаджет-зависимости в России остается по-прежнему мало изученной, что и обусловило выбор темы нашего исследования, актуальность проблемы и ее значимость определили тему: «Профилактика гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить комплекс мероприятий по профилактике гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте и экспериментальным путем проверить его результативность.
Объект исследования: процесс профилактики гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: мероприятия по профилактике гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: комплекс мероприятий по профилактике гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте будет эффективен если:
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме гаджет-зависимость в психолого-педагогической литературе;
2. Провести диагностику гаджет-зависимости у младших школьников, количественно и качественно обработать полученные результаты.
3. Внедрить комплекс мероприятий по профилактике гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте.
4. Провести анализ результативности комплекса мероприятий по профилактике гаджет-зависимости в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
База исследования: бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 47 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского административного округа. В исследовании принимали участие 29 учащихся 4-го класса школы.
Практическая значимость:
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Мать-и-мачеха
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши