Работа посвящена исследованию состояния здоровья подростков
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 133.43 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1005.87 КБ |
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4»
Тема: «Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии».
Секция естественно - научные дисциплины.
Исследовательская работа.
Выполнила:обучающая 8 б класса
Машкина Анастасия
Руководитель: Боброва Светлана Николаевна
Учитель биологии МБОУ СОШ №4
г. Курчатов 2017 г.
План.
I. Введение.
Здоровье – это бесценное достояние общества.
II. Гиподинамия и ее последствия .
1.Причины, приводящие к гиподинамии.
а) ограничение двигательной активности.
б) МПК
III. Заключение.
Привила, которые необходимые соблюдать чтобы сохранить здоровье.
Введение.
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) определили соотношение различных факторов, влияющих на здоровье.
Из представленной диаграммы видно, что больший процент влияющих факторов риска приходится на образ жизни (50 %). Это значит, что без ведения здорового образа жизни мы подвергаем себя риску заболеваний и сохранению продолжительности жизни.
Одним из слагаемых здоровья является физическая активность. Но удобство и комфорт современной жизни вызвали резкое ограничение двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности организма.
Гиподинамия – весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать у огромного количества людей.
С каждым годом синдром гиподинамии становится моложе. Состояние здоровья подрастающего поколения последние годы вызывает тревогу. Поэтому я решила определить наличие данного синдрома у моих одноклассников.
Цель моей работы: оценить степень влияния гиподинамии на физические и умственные способности обучающихся 8 Б класса.
Перед собой я ставила следующие
Задачи:
1.Определить уровень двигательной активности школьников.
2. Выяснить состояние здоровья одноклассников.
3. Изучить зависимость физической активности от МПК.
4. Исследовать умственные способности одноклассников.
5.Составить рекомендацию по предупреждениям гиподинамии .
Обзор литературы .
Гиподинамия (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.
Гиподинамия – весьма распространенное состояние,которое можно наблюдать у огромного количества людей. На сегодняшний день
проблема гиподинамии обсуждается огромным количеством врачей и ученых.
Особенно часто данная проблема обсуждается в цивилизованных странах и всепотому, что именно в них синдром гиподинамии с каждым годом становится все моложе. Современная медицина все чаще отмечает проблемы, связанные с чрезмерной массой тела людей не столько у взрослых, сколько у подростков, и даже у маленьких детей. Состояние
здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает тревогу и озабоченность, как для медицинских работников, так и для педагогов, организаторов образования и самих родителей.
Гиподинамия (пониженная подвижность) — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Она является следствием освобождения человека от физического труда.
Причин, приводящих к развитию гиподинамии, на сегодняшний день предостаточно. Это и чрезмерное количество производственной автоматизации и механизации, и малоподвижный образ жизни, и нерациональное использование транспорта, и вынужденный постельный режим. Довольно часто к развитию гиподинамии приводит и не совсем правильная организация отдыха.
Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как
правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом.
По мимо занятий в школе , многие посещают репетиторов , музыкальную школу , и в конечном итоге дома время проводят за компьютером – а это все неподвижный образ жизни .
В нашем классе из 24 человек лишь 75% обучающихся занимаются спортом и то не в полную нагрузку.
В школу как правило ездят на маршрутке а если кто ходит пешком , так это те, кто живет рядом со школой .
При малоподвижном образе жизни у ребенка возникает адаптация к низкому уровню двигательной активности –снижается потребность в движении. Более глубокие изменения обусловленные гиподинамией – это астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций. Ребенок становится раздражительным, пассивным, вялым, у него возникает чувство хронической усталости.
Каждый час просиживания перед телевизором или компьютером, без или почти без движения, повышает у детей риск развития сердечнососудистых заболеваний.
Недостаточная подвижность школьника и длительное нахождение в одном положении за столом или партой могут вызвать нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Мышечное голодание у ребенка вызывает более нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.
Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24% уменьшаются силовые показатели, на 25-35% динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).
Снижение мышечного тонуса приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и к смещению внутренних органов.
Следует отметить, что кровеносные сосуды также весьма «болезненно» реагируют на гиподинамию, вызывая при этом развитие не только атеросклерозов, но еще и гипертонической болезни, варикозного расширения вен и многих других состояний.
При гиподинамии снижается тонус сосудов. Сосуды нижних конечностей растягиваются, в них задерживается значительное количество крови. Ослабленное сердце не способно поднять ее к верхней части тела. Гиподинамия ведет к сужению мелкихартериальных и венозных сосудов, снижению количества функциональных капилляров в тканях, прежде всего в центральной нервной системе. Кровяное давление падает, кровоснабжение мозга ухудшается. Появляются общая слабость, чрезмерная утомляемость, бессонница, снижение трудоспособности и умственной активности, возникает так называемый астенический синдром.
Вредное воздействие гиподинамии проявляется и в снижении обмена веществ и энергии. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей, снабжение их необходимыми питательными веществами и кислородом. В связи с уменьшениемжизненной емкости легких, количества эритроцитов и гемоглобина в крови и соответственно снижением способности крови переносить кислород возникает кислородное голодание всех внутренних органов.
Гиподинамия отрицательно влияет на состояние желудочно-кишечного тракта, за счет снижения его моторной функции, приводя к задержке пищи в области желудка,усиливая процессы гниения и брожения. Нарушается моторика кишечника, чтонеминуемо ведет к развитию запоров.
Гиподинамия приводит к снижению устойчивости организма к инфекционным заболеваниям. Если хронические болезни внутренних органов при гиподинамии развиваются в зрелом возрасте, то ослабление иммунитета проявляется в течение всей жизни человека.
Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. При этом значительно снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней, дети часто болеют, заболевания могут переходить в хронические.
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она складывается из нескольких слагаемых: активность во время физического воспитания (школа, детский сад, спортивные секции), физическая активность во время обучения (физкультминутки, перемены между уроками), общественно полезная и трудовая деятельность (дома), спонтанная физическая активность в свободное время.
Исследование.
Привела оценку физической работоспособности школьников по показателю МПК.
Показатель МПК/кг | Оценка работоспособности | |
Мальчики | Девочки | |
55-60 | 45-50 | Отлично |
50-54 | 40-44 | Хорошо |
45-49 | 35-39 | Удовлетворительно |
44 и ниже | 34 и ниже | Неудовлетворительно |
Обычно МПК определяют в лабораториях условиях. Каждый испытуемый в течение 6-8 мин на велоэргометре выполняет предельную работу нарастающей мощности. На последней минуте , когда частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 180-200уд/мин, выдыхаемый воздух забирают в так называемые мешки Дугласа , анализируют его и после определения минутного объема дыхания рассчитывают максимальное потребление кислорода . Полученную величину делят на массу тела (кг) – это и есть показатель максимального потребления кислорода (МПК/кг), который объективно отражает работоспособность человека.
В последние годы разработан безынструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» ( или прогнозирования ) максимального потребления кислорода по данным частоты сердечных сокращений , зарегистрированные при ее выполнении . Эти два показателя ( частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы ) можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с нее.
Ход безынструментального метода прогнозирования следующий. В спортивном зале вдоль стены расставили гимнастические скамейки высотой 35 см. Предварительно всех испытуемых обучают подсчитывать по команде собственный пульс. Затем группа (10-12 человек ) выстраиваются вдоль скамеек, и школьники начинают подъем и спуск на четыре счета ( один цикл). На последней (4-й) минуте подсчитываются количество циклов, и после последнего спуска по команде «начали» каждый из учащихся, приложив руку к области сердечного толчка , преступает к подсчету собственно частоты сердечных сокращений (ЧСС) и продолжает измерять пульс до тех пор , пока не прозвучит команда «закончили».
Испытуемый в течение 4 мин. выполняет работу, совершая 20 подъемов и спусков. На 4 –й мин. Точно подсчитывает количество циклов и сразу после последнего спуска измеряет пульс в течение первых 10 с, а затем, умножив полученную величину не 6 , рассчитывает ЧСС – частоту сердечных сокращений в -1 мин.
Записав данные каждого ученика, приступает к расчётам.
Зная массу (P) тела испытуемого (например 70 кг), высоту (h) ступеньки (0,35м) и количество (n) циклов в минуту (20), можно рассчитать мощность (W) работы по формуле
W=Phn1,5
где 1,5 – коэффициент подъема и спуска для взрослых людей.
В нашем примере получили:
W=70(кг) 0,35(м) 201,5=735(кгм/мин)
Исходя из этой величины – мощности и ЧСС( например, в первые 10 с подсчитано 24 удара, значит, в 1 мин ЧСС = 24 6 , т.е. 144 удара ) – рассчитываем МПК по формуле Добельна:
МПК=1,29К
где W- мощность, Н- ЧСС (частота сердечных сокращений ) ; К- возвратной коэффициент (таблица 2).
Возрастной коэффициент для формулы Добельна.
Возраст | Коэффициент (К) |
14 | 0,883 |
15 | 0,878 |
Таким образом , в нашем примере показатель
МПК= 1,29 0,839 =3202 (мл/мин).
Следовательно,
МПК/кг= = 45,7 (мл/минкг).
Фамилия , имя | МПК/кг | Оценка физической работоспособности | |
1.Аблаухова А. | 30,4 | Неудовлетворительно | |
2.Агапова Е. | 40,8 | Хорошо | |
3.Байбакова Н. | 38,9 | Удовлетворительно | |
4.Гайдукова В. | 33,7 | Неудовлетворительно | |
5.Дедов Д. | 45,7 | Удовлетворительно | |
6.Евдокимова Д. | 37,9 | Удовлетворительно | |
7.Ивицкая А. | 38,9 | Удовлетворительно | |
8.Лукьянчикова А. | 43,4 | Хорошо | |
9.Мельниченко А. | 45,7 | Удовлетворительно | |
10.Минченко А. | 45,9 | Удовлетворительно | |
11.Тиунова А. | 35,2 | Удовлетворительно | |
12.Стрембовский И. | 55,1 | Отлично | |
13.Нестеренко Е. | 38,9 | Удовлетворительно | |
14.Ковынев В. | 46,1 | Удовлетворительно | |
15.Кинцель К. | 39,2 | Удовлетворительно | |
16.Ивицкая Н. | 38,5 | Удовлетворительно | |
17.Соколов А. | 45,1 | Удовлетворительно | |
18.Сеина Я. | 37,2 | Удовлетворительно | |
19.Ушаков Л. | 55 ,2 | Отлично | |
20.Фролов А . | 46,6 | Удовлетворительно | |
21.Небольсин П. | 45,4 | Удовлетворительно | |
22.Тимошина А. | 35,2 | Удовлетворительно | |
23.Лысых Д. |
При обследовании МПК в среднем я получила удовлетворительные показатели.
У мальчиков они колебались от 45 до 55 МПК/кг, а у девочек от 30 до 43 МПК/кг
К сожалению, у двух девочек обнаружен низкий показатель 30-33МПК/кг. Снижение МПК, как указывают в литературе В основном связано с гиподинамией.
Заключение.
На основе проведенных исследований чтобы не было у подростков гиподинамии надо соблюдать хотя бы некоторые правила :
Итак, правило первое – это обязательная утренняя зарядка. Десятиминутный комплекс из нескольких несложных упражнений даст организму заряд бодрости на весь день.
Правило второе – это ежедневные пешие прогулки. Вполне достаточно потратить 20-25 минут по дороге на работу и с работы.
Правило третье – больше гуляйте! Особенно перед сном.
Любите лестницы! Даже 20-30 ступенек в день очень эффективно отражаться на состоянии вашего организма.
Плавайте на здоровье! Плаванье – хороший способ укрепить мышцы и сбросить лишние килограммы.
Не расслабляйтесь!
Почаще что-нибудь роняйте – если, скажем, вы уронили спичечный коробок и все спички рассыпались, то не нужно стараться собрать все за один раз – наклоняйтесь за каждой в отдельности.
Катайтесь на роликах! Ролики укрепляют мышцы.
Используйте домашний спортивный инвентарь – обыкновенный крутящийся тренажер. «Кручение» можно немного усложнить: во-первых, можно вытянуть руки вверх или в стороны; во-вторых, можно взять в руки гантели и упражнятьсяна тренажере с ними.
Таким образом, профилактика последствий гиподинамии сводится к тому, что все мы с детства называем здоровым образом жизни. Ведь движение – это здоровье. Здоровье - это жизнь.
Слайд 1
Тема: « Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии».Слайд 2
« Потеря время – досадно, Потеря здоровье – безнадежно» Г. Ратнер
Слайд 4
Гиподинамия (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Слайд 5
Последствия гиподинамии у детей : 1) Иммунные заболевания 2) Мышечные слабости 3) Неустойчивость эмоционального состояния 4) Низкая работоспособность
Слайд 6
Показатели МПК
Слайд 7
Образ жизни
Слайд 8
Умственная активность
Слайд 10
Правила здоровья Итак , правило первое – это обязательная утренняя зарядка. Десятиминутный комплекс из нескольких несложных упражнений даст организму заряд бодрости на весь день. Правило второе – это ежедневные пешие прогулки. Вполне достаточно потратить 20-25 минут по дороге на работу и с работы. Правило третье – больше гуляйте! Особенно перед сном. Любите лестницы! Даже 20-30 ступенек в день очень эффективно отражаться на состоянии вашего организма. Плавайте на здоровье! Плаванье – хороший способ укрепить мышцы и сбросить лишние килограммы. Не расслабляйтесь! Ведь движение – это здоровье. Здоровье - это жизнь .
Слайд 11
Спасибо за внимание !!!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Волшебная фортепианная музыка
Какая бывает зима
Как Дед Мороз сделал себе помощников