Данная краеведческая работа была выполнена участниками туристско-краеведческого похода в качестве основного учебно-тренировочного мероприятия полевого туристского лагеря передвижного типа «Исток» 28.06-04.07.2017г.
При проведении метеорологических исследований руководствовались методиками, изложенными в книге Оболенского В. Н. «Основы метеорологии».
Цель работы: знакомство с природой родного края и формирование представления о выполнении краеведческих исследований в походах на примере небольших краеведческих заданий: ведению метеорологических наблюдений, используя справочную литературу и опыт педагогов.
Метеорологические наблюдения в туристском путешествии позволяют ориентироваться в характере погоды и предвидеть ее изменение в ближайшие часы. Кроме того, они могут дать интересный материал для характеристики микроклимата различных районов.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа
«Станция юных туристов»
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
исследовательская работа
Авторы: Барышев Артём,10 лет
Кожин Артур, 10 лет
учашиеся МБУ ДО «СЮТур»,
объединение «Шаги в науку»,
группа «Максисмум – 8»
Руководитель: Мигонькина Зиля Раисовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «СЮТур»
Анжеро-Судженск, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Данная краеведческая работа была выполнена нами как участниками туристско-краеведческого похода в качестве основного учебно-тренировочного мероприятия полевого туристского лагеря передвижного типа «Исток» 28.06-04.07.2017г. Мы получали определённые знания и навыки ведения краеведческой работы исследовательского характера.
Метеорологические наблюдения в туристском путешествии позволяют ориентироваться в характере погоды и предвидеть ее изменение в ближайшие часы. Кроме того, они могут дать интересный материал для характеристики микроклимата различных районов.
При проведении метеорологических исследований руководствовались методиками, изложенными в книге Оболенского В. Н. «Основы метеорологии».
Цель работы: знакомство с природой родного края и формирование представления о выполнении краеведческих исследований в походах на примере небольших краеведческих заданий: ведению метеорологических наблюдений, используя справочную литературу и опыт педагогов.
План проведения исследовательской работы на местности во время похода (путешествия)
№ | Содержание деятельности | Сроки | Способы исследований |
1. | Изучение местности | ||
1.1. | Изучение карты района похода, составление рабочей карты-схемы маршрута | Период движения по маршруту | Картографический |
1.2. | Глазомерная съёмка местности | Визуально | |
2. | Проведение метеорологических наблюдений | ||
3.1. | Измерение давления и температуры воздуха, количества выпавших осадков | Весь период похода | Барометром, термометром, самодельным«дождемером» |
3.2. | Наблюдение за ветром и определение силы ветра, состоянием неба (за облачностью) | Флюгером, визуально |
Так как группа состояла из учащихся разного возраста, то нашим руководителем были созданы две подгруппы «юных исследователей», каждая из которых получила разные задания, учитывая опыт и возрастные особенности детей.
Первая подгруппа (младшие воспитанники группы – 2-3кл.) определяли и записывали температуру воздуха в «дневник погоды» и следили за выпадением осадков или росы, а так же визуально наблюдали за облаками.
Вторая подгруппа (воспитанники постарше – 4-5кл.) наблюдали и определяли атмосферное давление, определяли направление, скорость и силу ветра, рассчитывали количество выпавших осадков.
Работу с картой района путешествия вели сообща, составляли рабочую карту-схему, ввели свои обозначения. Это традиционная работа любой туристской группы в любом туристском походе и она включена в раздел «техническое описание маршрута». Поэтому основное внимание у делено исследовательской деятельности в походе. Но, мы представляем только один вид исследований: метеорологических.
Проведение метеорологических наблюдений
Метеорологические наблюдения в туристском путешествии позволяют ориентироваться в характере погоды и предвидеть ее изменение в ближайшие часы. Кроме того, они могут дать интересный материал для характеристики микроклимата различных районов.
При проведении метеорологических исследований руководствовались методиками, изложенными в книге Оболенского В. Н. «Основы метеорологии».
Наблюдения проводились в период с 28 июня по 04 июля 2017 года в точно установленное время: по местному времени в 2, 8, 14 и 20 часов.
Все метеорологические наблюдения записывались в дневник погоды.
В нем отмечались дата, сроки наблюдений, а также результаты наблюдений (давление, влажность и температура воздуха, направление и скорость ветра, форма облаков, облачность) и отдельные атмосферные явления. Отмечались так называемые особые метеорологические явления: выпадение различных осадков, грозовые, оптические и подобные им явления; роса, радуга, зарницы, мерцание звезд и пр.(Таб.1)
Для проведения метеорологических наблюдений были использованы простейшие приборы: термометр, барометр-анероид.
Измерение температуры воздуха
Температуру воздуха измерялась обычным термометром.
Истинная температура воздуха – это только температура в тени. При проведении замеров следили за тем, чтобы термометр не нагревался. Поэтому термометр установили в таком месте, которое в течение всего дня оставалось в тени и вместе с тем продувалось ветром. Во время движения группы это было сделать не возможно. Поэтому воспользовались давно известным приспособлением – шнурком, привязанным к верхнему концу термометра. Термометр, как пращу, раскручивали над головой, держа за другой конец шнурка. Затем быстро снимали показания термометра, пока он ещё не нагрелся.
Измерения температуры производились постоянно в одно и то же время четыре раза за сутки. Конечно, эти данных недостаточно, чтобы рассчитать среднесуточную температуру, так как, согласно методикам измерения следует делать хотя бы через каждые четыре часа, то есть 6раз. Зато участники исследований хорошо усвоили формулу вычесления среднесуточной температуры:
и все методы и приёмы по измерению температуры воздуха. Измерения занесены в общую ведомость метеонаблюдений (Таб.1).
Измерение давления
Атмосферное давление измерялось барометром- анероидом.
Наблюдения по барометру-анероиду производилось следующим образом. Открыв крышку футляра, прежде всего, отсчитывали по термометру температуру прибора с точностью до десятой доли градуса. Это было необходимо сделать в первую очередь потому, что показания термометра изменялись от присутствия наблюдателя. Затем, слегка постучав пальцем по стеклу анероида, чтобы преодолеть трение в его передаточных частях, производили отсчет положения конца стрелки по шкале с точностью до десятых долей миллиметра. Измерения занесены в общую ведомость метеонаблюдений (Таб.1).
1 мм рт. ст. = 1,333 миллибар
750 мм рт. ст. = 1000 миллибар
Измерение количества выпавших осадков
Измерение количества выпавших осадков трудно провести в походе, когда надо всё время двигаться по маршруту. А вот в полевом лагере - это доступный вид исследований. Отсутствие настоящего дождемера было восполнено ведром с точно рассчитанной принимаемой поверхностью. Для этого был измерен внутренний диаметр ведра (D) и высчитывалась площадь принимаемой поверхности (S).
, где
Ведро устанавливалось под открытым небом на невысокой подставке и два раза в день проводились замеры накопившейся воды. Для этого использовали мерный цилиндр. Разделив объём измеренной воды V на площадь принимаемой поверхности ведра S, получили величину H – высоту слоя выпавшего дождя.
Правда, дожди были всего два раза за неделю, но процесс выполнения этого исследования был усвоен участниками группы, а полученные данные занесены в общую ведомость метеонаблюдений (Таб. 1).
Наблюдение за ветром и определение силы ветра.
Наблюдения над ветром заключаются в определении его направления и скорости. Специального прибора – анемометра у нас не было, скорость ветра определялась визуально по шкале Бофорта, т. е. наблюдая за действием ветра на окружающие предметы. Таблица со шкалой Бофорта была в качестве памятки-справочника у каждого участника наблюдений.
Для определения направления ветра был изготовлен несложный прибор – флюгер. Простейший флюгер – это лёгкий шест высотой около двух метров (им служила стойка нашего тента). К верхнему его концу привязали вымпел – узкую ленточку длиной 50 см, шириной 2-3 см, и определяли по компасу и ленте, откуда дует ветер. А так как наблюдения проводились длительное время в одном и том же месте (кроме времени в пути), то на верхушке шеста над вымпелом прибили крестовину (две перекрещивающиеся под прямым углом планки), направив по компасу один из концов крестовины на север. Данные записывались в общую ведомость метеонаблюдений (Таб.1).После проведённых исследований по итогам периода наблюдений был составлен график ветров, который называется роза ветров (Рисунок 1). В нём на каждой линии отложено число дней, когда дул ветер соответствующего направления. По розе ветров легко определить, когда и каких направлений преобладали ветры.
Наблюдение за состоянием неба (за облачностью)
Количество облаков измерялось визуально с открытого места с хорошим обзором. Облачность определялась на глаз по десятибалльной системе. Памятки-справочники были у каждого участника исследований. Безоблачное небо — 0 баллов. При облачности, равной 10 баллам, небо полностью закрыто облаками. Если облаками покрыто 1/10, 2/10, 3/10 и т. д. частей небесного свода, то облачность соответственно равна 1, 2, 3 и т. д. баллам. Для прогноза погоды по местным признакам было важно отмечать форму облаков. Классификация облаков нами была взята из «Атласа облаков», памятки в качестве иллюстрации – справочника были выданы участникам наблюдений и они могли отличить и семейства и род облаков, и даже выучить их латинские названия. Записывая наблюдения за состоянием неба в общую ведомость метеонаблюдений юные исследователи пользовались общепринятыми сокращениями в указании названий облаков.
Классификация облаков | |
Семейства | Род |
Облака верхнего яруса (в средних широтах высота от 6 до 13 км) | Перистые (Cirrus, Ci) |
Облака среднего яруса (в средних широтах высота от 2 до 7 км) | Высоко-кучевые (Altocumulus, Ac) |
Облака нижнего яруса (в средних широтах высота до 2 км) | Слоисто-дождевые (Nimbostratus, Ns) |
Облака вертикального развития (облака конвекции) | Кучевые (Cumulus, Cu) |
Общая ведомость метеорологических наблюдений Таб.1
дата | время суток | давление | температура | ветер | облачность | вид осадков, их количество |
28.06.17 | ночь | 745 | +110 | штиль | 0б | роса |
утро | 746 | +230 | штиль | 1б Ci | - | |
день | 744 | +330 | штиль | 3б Cu | - | |
вечер | 742 | +250 | штиль | 1б Cu | - | |
29.06.17 | ночь | 743 | +120 | штиль | 0б | роса |
утро | 744 | +250 | Ю-З тихий1,5м/с | 1б Cu | - | |
день | 744 | +320 | Ю-З тихий с порывами до 3м/с | 2б Cu+ Ci | - | |
вечер | 743 | +270 | штиль | 0б | - | |
30.06.17 | ночь | 744 | +180 | штиль | 0б | роса |
утро | 743 | +270 | штиль | 0б | - | |
день | 741 | +340 | Ю-З лёгкий с порывами до 3,3м/с | 4б Cu | - | |
вечер | 738 | +290 | штиль | 1б Al-St | - | |
01.07.11 | ночь | 737 | +140 | штиль | 0б | роса |
утро | 735 | +250 | штиль | 1б Ci | - | |
день | 733 | +310 | Ю-З лёгкий с порывами до 3м/с | 7б Al-St,St, Nb-St | - | |
вечер | 733 | +260 | Ю-З тихий | 9б St и Nb-St | ||
02.07.17 | ночь | 733 | +100 | С-З лёгкий с порывами до 7 м/с | 10б St-Cu,Nb-St | |
утро | 733 | +130 | С-З лёгкий с порывами до 9 м/с (свежий) | 9б St-Cu,Nb-St | Дождь 1,2мм | |
день | 738 | +180 | С-З лёгкий с порывами до 9 м/с (свежий) | 9б St-Cu,Nb-St | - | |
вечер | 739 | +190 | С-З тихий до 1 м/с | 9б St-Cu,Cu,St-Nb | - | |
03.07.17 | ночь | 741 | +70 | С-З тихий | 10б St,Nb-St | - |
утро | 743 | +120 | С-З тихий | 10б St | Дождь 2,2 мм | |
день | 743 | +200 | штиль | 8б, St-Cu,Cu | - | |
вечер | 745 | +170 | штиль | 8б, St,Cu | - | |
04.07.11 | ночь | 748 | +100 | штиль | 5б St,Cu | роса |
утро | 751 | +150 | Слабый северый | 3б,Cu | - | |
день | 751 | +200 | Лёгкий северный | 5б Cu | - | |
вечер | 750 | +120 | Слабый, западный | 3б,Cu | - |
Роза ветров Рис.1
Таким образом, преобладали юго-западные ветры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной исследовательской работы по метеорологии можно сделать вывод:
В ходе проведения метеорологических наблюдений участники получили следующие зания:
- о приёмах ведения календаря погоды;
- о местных признаках погоды;
- о приборах, используемых при метеорологических наблюдениях, их устройстве;
- о принципах ведения метеорологических наблюдений;
- о видах облаков;
умения и навыки:
- вести календарь наблюдений за погодой;
- работать с метеорологическими приборами: термометром, барометром, флюгером;
- определять силу ветра;
- строить розу ветров;
- измерять давление и температуру;
- обрабатывать данные наблюдений;
- составлять прогноз погоды.
Кроме того, собранные наблюдения позволят другим туристским группам судить о погодных условиях в данной местности в этот период времени года. А участникам этого путешествия – обработать собранные материалы, изучить более точно методики расчётов и составить реферат, доклад для уроков географии в школе или представить свою исследовательскую работу на краеведческой конференции.
Список литературы
Горячо - холодно
Весенняя сказка
Астрономический календарь. Март, 2019
Сила слова
Три загадки Солнца