В проекте исследуется частотность существительных в лирике А.С. Пушкина
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_proekt.docx | 15.3 КБ |
МБОУ «Гуменская СОШ»
Проект
«Части речи в лирике А.С. Пушкина»
ученицы 6 класса
Еремеевой Полины.
Руководитель Еремкина О.А.
2018 г
Мой любимый поэт – А.С. Пушкин. Мне нравится изучать его творчество и биографию, поэтому проект я решила посвятить его стихам. Ведь в лирике Пушкина, по-моему, кроется бездна мудрости, красоты и неразгаданных тайн. Почему нас так привлекает его поэзия? Как средствами русского языка, в то время не имеющего еще литературной формы ( а создателем русского литературного языка и стал Александр Сергеевич), можно было достичь подобной гармонии? Какие части речи преобладали в стихах поэта и как это влияет на восприятие нами его стихов? Все эти вопросы волновали меня. и я решила исследовать творчество Пушкина с точки зрения морфологии.
Целями, было, во-первых, подсчитать количество частей речи в одних из самых известных его стихов. Во-вторых, выяснить, как преобладание той или иной части речи влияет на восприятие лирики поэта. И в конце сделать вывод о том, что эта часть речи привносит в текст, как они влияет на выразительность произведения, то есть проверить алгеброй гармонию.
Для начала я провела своего рода статистический подсчет в стихотворениях, примерно равных по объему. Это были «Эхо», «Туча», «Няне», «Узник» и менее известное «Краев чужих неопытный любитель»…
В каждом стихотворении было по 3 четверостишия, и всего по 12 строк, кроме последнего, где было на 2 строки больше. Из них я выписала по столбикам все части речи, и получилось примерно равное их количество, в каждом стихотворении, несмотря на то, что темы произведений были совершенно разными. Меня поразило это совпадение. Больше всего в стихах было имен существительных:
«Эхо»-19 , «Узник»-18, «Туча»-17, «Няне»-16. И только в «Краев чужих неопытный любитель»…- 14. Здесь было больше имен прилагательных, но всего на 3. Тем более это стихотворение не самое знаменитое, может его малая известность как раз и связана с тем, что даже по морфологическим признакам оно выпадает из общего ряда? Как я думаю, преобладание имен существительных - не случайность. Все мы знаем, предпочтения поэта. Пушкин любил осень, Санкт-Петербург, героиню своего романа «Евгений Онегин» Татьяну и еще много разного, о чем он признавался в своих стихах. Он даже говорил: «без грамматической ошибки я русской речи не люблю»… А вот, какая часть речи из той же грамматики больше нравилась поэту, мы не знаем. Но проведя такое исследование, можно уверенно сказать, что
это имя существительное. И, как мне кажется, поэт чаще использовал его не случайно. Ведь имя существительное в первую очередь, как мы знаем, называет предмет. И в текст, таким образом, оно вносит предметность, то есть определенность и даже монументальность, как в стихотворениях Пушкина. Лирика его понятна и близка именно потому. Что с помощью имен существительных в ней создаются почти реальные образы. Недаром поэт стал приверженцем такого литературного направления как реализм. Если говорить о роли существительных поэтическим языком, то здесь, по моему мнению, больше подходят эпитеты В.В. Маяковского, которые он употребил, говоря о своих стихах: «Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо…, зримо». Здесь я опустила эпитет «грубо». Он не применим к поэзии Пушкина. А вот слова «Весомо и зримо» очень точно характеризуют пушкинские стихи. И видим мы образы, созданные в них, действительно, почти зримо. И это благодаря точным наименованиям предметов, чувств и тому подобного, созданного именно с помощью имен существительных. И само название этой части речи говорит о том, что оно выражает саму суть или сущность вещи, явления и так далее. Если у чего-то нет названия, то это как будто и не существует. А назвав предмет, мы уже можем дать ему характеристику с помощью других частей речи.
Казалось бы, первенство имен существительных должно было уменьшить в стихах динамичность образов. Ведь за движение, действие выражаются глаголами. На самом деле с помощью существительных тоже можно выразить динамику. Вспомним описание полтавской битвы у Пушкина: «Бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон и смерть, и ад со всех сторон»… Здесь нет ни одного глагола, а существительные здесь как нельзя кстати. С помощью глагола трудно было бы предать всю стремительность боя. А краткость существительных передает все это так точно, что в ритме произведения мы можем даже услышать бой барабана, взрывы, крики, скрежет и увидеть молниеносность меняющихся событий. Глаголы утяжеляли бы строфы, ведь среди них мало односложных. А из существительных здесь таких 5. Остальные имеют всего 2 слога, и это позволяет увеличить динамичность картины при чтении, убыстряя его темп. Другие знаменательные части речи вряд ли позволили бы это сделать, и поэтому поэт выбирает имя существительное.
В стихах Пушкина эта часть речи встречаются довольно часто, по-моему, еще и потому, что поэт с помощью них создает свои необычные рифмы. Ведь, как известно, глагол в качестве рифмы всегда считался не самым лучшим средством создания красивой строфы. Прилагательное тоже имеет ограниченные варианты окончаний и еще достаточное количество слогов, как и глаголы, а может просто усложнить стихотворение. А у Пушкина, как можно заметить, строчки не очень длинные, поэтому, наверное, и стихи легче читаются и лучше запоминаются. С помощью коротких словечек и ритм можно создать более четкий. Всему этому как нельзя лучше способствуют имена существительные. Чередуя рифмы, созданные глаголами и прилагательными с рифмами-существительными, поэт создает разнообразие в звуковой и структурной стороне произведения.
Пушкин много нового привнес не только в содержание своих стихов, но и в их построение. И последнее можно анализировать до бесконечности, так велика Вселенная, под названием лирика Пушкина. В ней дорого каждое слово, каждый оборот, рифма, ритм. И постигать тайны этой Вселенной - несказанная радость. Ведь стихи Пушкина наполнены гармонией, совершенством, и это помогает становиться гармоничнее и совершеннее тому, кто в них погружается.
Весёлая кукушка
Солдатская шинель
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Композитор Алексей Рыбников
Калитка в сад