Проект «Из студента – в тьюторы» - это модель студенческого тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Вложение | Размер |
---|---|
4_opisanie_proekta_moya_strana_-_moya_rossia.docx | 43.07 КБ |
prezentatsiya_iz_studentov_-_v_tyutory.rar | 2.77 МБ |
Пятнадцатый юбилейный Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий,
«Моя страна – моя Россия»
Моя педагогическая инициатива
«Из студента – в тьюторы». Студенческое тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Проект подготовлен:
Богдановой Марией Евгеньевной, студенткой 2 курса
ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»
Тюменская область, г. Тюмень
Контактные данные:
625016 Широтная 150 - 27
+7 (922) 004 – 80 - 06
Masha_gucci@mail.ru
«Из студента – в тьюторы». Студенческое тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Обоснование актуальности проекта
В Тюменской области проживает более 5,6 тыс. детей - инвалидов (2% от численности детского населения Тюменской области).
Создание условий для обучения всех детей с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей, независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья, является одним из приоритетных направлений Государственной программы РФ «Развития образования на 2013-2020 годы»
Получать профессиональное образование инвалиды могут в различных формах: очной, заочной, а также по индивидуальным учебным планам.
В целях реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей необходимо развивать востребованные и эффективные форматы успешной социализации, способствовать созданию благоприятной социальной среды для их жизнеустройства.
Многие эксперты считают необходимым внедрение института тьюторства в образовательные организации, обосновывая это тем, что увеличится качество образовательных результатов и повысится уровень индивидуальной социальной активности обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980-х г. г. во время реформирования системы отечественного образования. В 1989 г. руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов.
Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий прочитал цикл лекций о новой педагогической позиции — тьюторе. С этих пор начала постепенно складываться российская практика тьюторства (школа «Эврика-развитие» г. Томска, инновационная образовательная сеть «Эврика», региональные тьюторские практики).
С 1996 г. в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции, с 2008 г. их дополнили конференции, которые проводятся в Москве под эгидой Московского педагогического государственного университета. Большой вклад в становление института тьюторства внесла Т. М. Ковалева, под руководством которой в разных регионах России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского сопровождения учащихся: как детей, так и взрослых [5].
На сегодняшний день тьюторское сопровождение образовательного процесса становится органичной частью системы профессиональной подготовки будущего специалиста.
В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних организациях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других – сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в-третьих – сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания площадок для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т. д.
Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Залогом эффективности студенческого тьюторства является взаимодействие сверстников в образовательном процессе. Студент-тьютор намного ближе к обучающемуся по возрасту, а, следовательно, ближе и в стремлениях, желаниях, образе жизни, отношении к окружающему миру и мышлении, в большинстве случаев он способен общаться с обучающимся более эффективно.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработка и практическая реализация модели студенческого тьюторского сопровождения обучающихся: инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
Сроки реализации проекта: 2018г. –2020г.
Содержание проекта
ГАПОУ ТО «ЗСГК» в рамках Соглашения №06-G28.24.0039 от 11.07.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тюменской области на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Тюменской области.
В нашем колледже на сегодняшний момент обучается 31 студент, имеющий ограниченные возможности здоровья (11) и инвалиды (20). Из них имеют инвалидность по слуху - 17, инвалидность по зрению - 3, нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП) - 5, соматические заболевания - 6.
Цель тьюторского сопровождения состоит в том, чтобы обучающийся добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы.
Студенческое тьюторство - это комплекс мероприятий по взаимодействию студентов старших курсов колледжа с обучающимися-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения качества образовательного процесса, активизации самовоспитания и самосовершенствования студентов, развития студенческой ответственности и инициативы.
Исследование, проведенное нами на базе ГАПОУ ТО «ЗСГК» показало, что студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды на вопрос: «Готовы ли Вы принимать помощь со стороны своих сверстников?» ответили «положительно», комментируя это тем, что хотят больше общаться, с кем-то дружить, получать моральную поддержку в трудной жизненной ситуации.
На вопрос: «С какими трудностями столкнется студент с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ ТО «ЗСГК?» большинство, как здоровых студентов, так и студентов с ограниченными возможностями здоровья ответили, что трудности возникнут в процессе взаимодействия с преподавателями и в процессе межличностного общения.
Таким образом, в результате проведенного опроса было подтверждено, что обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходим тьютор - тот, кто поможет студенту-инвалиду в формировании общих и профессиональных компетенций, адаптации к процессу обучения в колледже, процессе самореализации.
Деятельность студентов-тьюторов в рамках реализации проекта будет направлена на выстраивание взаимодействия с обучающимися ГАПОУ ТО «ЗСГК» с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, оказание им педагогической поддержки, помощи в выработке профессиональных навыков для дальнейшей самостоятельной реализации.
Функции тьюторов-студентов:
1.Ориентирующая функция, связанная с инкорпорированием студентов в систему традиций колледжа, ориентированием в пространстве колледжа, адаптацией к образовательному процессу, введением в научно-исследовательскую, физкультурно-оздоровительную и творческую деятельность.
2.Социальная функция, связанная с оказанием помощи в выстраивании социальных отношений в группе в процессе совместной учебы и работы.
В ходе работы студент-тьютор должен будет руководствоваться следующими основными принципами: индивидуализации, гибкости, непрерывности, открытости, диалогизации.
Студенты-тьюторы будут осуществлять работу по следующим направлениям: адаптационная деятельность, образовательная деятельность, внеучебная деятельность.
Направление – адаптационная деятельность
Содержание деятельности тьютора: содействие в решении проблем, связанных с адаптацией обучающихся к студенческой жизни, формирование студенческой корпоративной культуры, привлечение к участию в общественной жизни колледжа, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.
Перед студентом-тьютором ставятся следующие задачи: знакомство с традициями и историей ГАПОУ ТО «ЗСГК»; разъяснение основных правил и норм поведения, прав и обязанностей студента; организация и проведение мероприятий, способствующих сплочению студентов, созданию благоприятного психологического климата в группе.
Направление – образовательная деятельность
Содержание деятельности тьютора: оказание помощи в организации индивидуального образовательного движения с учётом психофизических особенностей и социального опыта, организация взаимодействия с преподавателями/мастерами производственного обучения с целью обратной связи и мониторинга образовательных результатов.
Перед студентом-тьютором ставятся следующие задачи: изучение индивидуальных образовательных запросов и трудностей в усвоении учебных дисциплин, оказание помощи в планировании и рациональной организации режима учебной деятельности; помощь в овладении учебным материалом, подготовке к различным видам учебных занятий, зачетам, экзаменам.
Направление – внеучебная деятельность
Содержание деятельности тьютора: сопровождение индивидуального образовательного движения студентов с ОВЗ и инвалидов через инициирование и поддержку их интересов (инициатив) в различных формах деятельности, привлечение студентов к подготовке и участию в конкурсных мероприятиях и соревнованиях различного уровня и направленности.
Перед студентом-тьютором ставятся следующие задачи: информирование и вовлечение студентов в деятельность общественных студенческих объединений; творческих коллективов, спортивных секций; организация образовательных событий, способствующих развитию личностной рефлексии и накоплению продуктивного социального опыта; определение уровня личных достижений каждого (портфолио), обозначение точек дальнейшего роста и развития; выбор новых направлений деятельности.
Положение о студенческом тьюторстве будет разработано с учетом требований правовых и нормативных документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014); Устава ГАПОУ ТО «ЗСГК», Положения о Студенческом самоуправлении ГАПОУ ТО «ЗСГК»
Формы и методы тьюторского сопровождения
Формы тьюторского сопровождения
Индивидуальная тьюторская консультация (представляет собой обсуждение обучающегося с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием).
Групповая тьюторская консультация (предполагает тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов со схожими интересами; в процессе проведения студент-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную).
Образовательное событие (имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных проектов и исследований).
Студенческий тьюториал
Данное направление тьюторства будет представлено системой туториумов:
Важным и эффективным элементом сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов в системе среднего профессионального образования являются тренинги, как индивидуальные, так и групповые.
Тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются следующие задачи: развитие умений познания себя и окружающих; расширение представлений о собственной значимости; развитие различных способностей.
В тренинге используются элементы самодиагностики, ролевые игры, упражнения, направленные на развитие навыков планирования деятельности и профессиональной карьеры, что особо важно для студентов с ОВЗ и инвалидов.
Школа студенческого тьюторства
В ходе обучения студенты-тьюторы будут знакомиться с основами психологии, принципами инклюзивного образования, участвовать в тренингах на развитие толерантности, инициативы, готовности помочь людям, находящимся рядом и попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Обучение в школе будет осуществляться по следующим темам: тьюторство, обязанности тьюторов, индивидуальный план работы с тьюторантом, план работы с группой, практика первой встречи, стрессоустойчивость, конфликтология, командообразование (теория и практика), целеполагание, мотивация, история ГАПОУ ТО «ЗСГК», учебная/творческая/научная/спортивная жизнь колледжа.
Программа обучения также будет предусматривать встречи с экспертами и практические занятия.
«Школа тьюторов» станет отличной возможностью для студентов колледжа приобрести дополнительные навыки: коммуникативные (общение с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидами), педагогические (помощь в создании условий для развития гармоничной личности), психологические (помощь в формировании комфортного психологического настроя подопечных).
Этапы реализации проекта:
1 этап (март – май 2018 г.) Организационный (анкетирование студентов колледжа с целью выяснения востребованности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов; формирование рабочей группы; выработка конечных результатов реализации проекта; определение функциональных направлений студенческого тьюторского сопровождения; разработка и утверждение положения о Студенческом тьюторском сопровождении; создание Студенческого Совета Тьюторов; проектирование изменений; обсуждение и утверждение проекта студенческим сообществом и педагогическим коллективом).
2 этап (июнь 2018г.- июнь 2020г.) Практический (дополнительная подготовка тьюторов-студентов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц ОВЗ; организация и проведение занятий в «Школе студенческого тьюторства»; реализация тьюторской студенческой помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам по направлениям: социальная адаптация, учебная деятельность, внеучебная деятельность; тестирование физической подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках ВФСК ГТО; участие студентов с ОВЗ и инвалидов в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня и направленности; проведение диагностики профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ (с использованием прибора «Психофизиолог»).
3 этап (2020 г.) Итоговый (анализ результатов реализации проекта, трансляция опыта).
Дорожная карта реализации проекта
№п/п | Блоки мероприятий | Мероприятия | Срок реализации | Ключевой результат | Ответственные |
1 | Обеспечение нормативно-правовой основы студенческого тьюторства | Март – май 2018г. | |||
1.1. Формирование рабочей группы | Март 2018г. | Определен и согласован перечень нормативно-правовых актов | Заместитель директора по социальным вопросам | ||
1.2.Разработка и утверждение положения о студенческом тьюторском сопровождении инвалидов и лиц с ОВЗ | Апрель 2018г. | Положение о студенческом тьюторском сопровождении инвалидов и лиц с ОВЗ | Члены рабочей группы, юрист | ||
1.3. Создание Студенческого Совета тьюторов, ответственного за сопровождение получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ | Май 2018г. | Положение о Студенческом Совете тьюторов | Директор ГАПОУ ТО «ЗСГК», юрист | ||
1.4 Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах их поступления в колледж, обучения | Постоянно | Свод сведений (приемной комиссии, учебной части, социального педагога) об обучающихся с ОВЗ и инвалидах и их систематический учет | Заведующий центром инклюзивного образования | ||
2 | Кадровое обеспечение деятельности | 2018г. | |||
2.1. Дополнительная подготовка тьюторов-студентов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц ОВЗ | Май 2018г. | Приращённая компетентность студентов-тьюторов | Преподаватели колледжа, специалисты в сфере инклюзивного образования | ||
2.2. Организация и проведение преподавателями, сурдопедагогами, психологами занятий в Школе студенческого тьюторства | Май 2018г. | Приращённая компетентность студентов-тьюторов | Преподаватели колледжа, специалисты в сфере инклюзивного образования, психологи, сурдопедагоги | ||
3 | Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов | Июнь 2018 – июнь 2020г. | |||
3.1. Выбор методов и форм студенческого тьюторского сопровождения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ | Июнь, август 2018г. | Использование социально-активных и рефлексивных методов, технологий с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата | Методисты учебно-методического центра | ||
3.2. Осуществление студенческого тьюторского сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ | Сентябрь 2018-июнь 2020г. | Программа тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ | Заместители директора по учебно-производственной работе, социальным вопросам | ||
3.3. Реализация тьюторской студенческой помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам | Сентябрь 2018-июнь 2020г. | Система туториумов, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций | Студенты-тьюторы | ||
3.4. Проведение областных и участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах, форумах, фестивалях, олимпиадах для инвалидов и лиц с ОВЗ | Сентябрь 2018-июнь 2020г. | Участие инвалидов и лиц с ОВЗ в областных и Всероссийских интеллектуальных конкурсах, форумах, фестивалях, олимпиадах | Заместитель директора по социальным вопросам, студенты-тьюторы по направлению – внеучебная деятельность | ||
3.4. Организация и проведение на базе колледжа регионального отборочного Национального чемпионата Абилимпикс по компетенциям: Выпечка хлебобулочных изделий Адаптивная физическая культура | Октябрь 2019г., 2020г. | Проведение регионального чемпионата | Заместитель директора по социальным вопросам, студенты-тьюторы по направлению – внеучебная деятельность | ||
3.5. Обеспечение информационной открытости колледжа для инвалидов и лиц с ОВЗ и их родителей | Сентябрь 2018-июнь 2020г. | Специальный раздел (страница) на сайте колледжа в сети Интернет, отражающий наличие в образовательной организации системы студенческого тьюторского сопровождения | Главный специалист Центра информационных технологий | ||
4 | Социальная адаптация инвалидов и обучающихся с ОВЗ | ||||
4.1. Организационно-педагогическое сопровождение | Сентябрь 2018-июнь 2020г. | Контроль успеваемости обучающихся инвалидов или лиц с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса | Заведующие отделениями кураторы, тьюторы-студенты по направлению –образовательная деятельность | ||
4.2. Профилактически-оздоровительное сопровождение | Сентябрь 2018-июнь 2020г. | Тестирование по выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов | Медицинский работник, тьюторы-студенты по направлению – внеучебная деятельность | ||
4.3. Социальное сопровождение | Сентябрь 2018-июнь 2020г. | Решение бытовых проблем проживания в общежитии, транспортных вопросов, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ | Социальный педагог, студенты-тьюторы по направлению – социальная адаптация | ||
5 | Материально- техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ | 2019г. | |||
Оснащение дополнительным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ | 2019г. | Приобретение устройства психофизиологического тестирования УПФТ 1/30 «Психофизиолог» | Директор ГАПОУ ТО «ЗСГК» |
Кадровое обеспечение проекта (на уровне ГАПОУ ТО «ЗСГК»)
ФИО | Должность | Персональные функции в реализации проекта |
Шатохин Г.Г. | Директор ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Контроль и организация комплексного мониторинга хода реализации проекта |
Шумихина С.А. | Заместитель директора ГАПОУ ТО «ЗСГК» по социальным вопросам | Взаимодействие с общественными объединениями граждан с ОВЗ (тюменские объединения Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов и др.). Согласование планов работы с региональными общественными объединениями инвалидов |
Ларченко И.Н. | Заместитель директора ГАПОУ ТО «ЗСГК» по учебно-производственной работе | Разработка профессиональной навигации для абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Разработка адаптированных профессиональных образовательных программ Сопровождение промежуточной и итоговой аттестации |
Альшанская Н.В. | Методист учебно-методического отдела | Повышение компетентности студентов-тьюторов в области обучения, воспитания и развития студентов с ОВЗ и инвалидов (организация работы «Школы тьютора») |
Шатохин А.Г. | Руководитель спортивного клуба ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Запись в секции по избранным, адаптивным видам спорта, сопровождение участия в соревнованиях, спартакиадах различного уровня, выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов |
Бутыч Н.С. | Руководитель физического воспитания ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Установление особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Стешенцев И.А. | Председатель студенческого Совета ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Помощь в организации досуга, запись в творческие объединения, общий контроль за деятельностью Студенческого Совета Тьюторов |
Криводанова С.С. | Руководитель Студенческого Научного Общества ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Запись в научные секции, тьюторское сопровождение подготовки и участия в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах различных уровней и направленности. |
Богданова М.Е. | Председатель Студенческого Совета тьюторов ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Организация, координация, контроль работы Студенческого Совета Тьюторов |
Студенты старших курсов педагогических специальностей ГАПОУ ТО «ЗСГК», имеющие выдающиеся достижения в учебной, научно-исследовательской, творческой, спортивной деятельности | Члены Студенческого Совета Тьюторов | Студенческое тьюторское сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидов по направлениям: социальная адаптация, учебная деятельность, внеурочная деятельность |
Хазов Д.И. Усольцев И.Г. | Психологи ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Организация социального, психолого-педагогического, социокультурного сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов |
Иженяков И.С. | Главный специалист Центра информационных технологий ГАПОУ ТО «ЗСГК» | Обеспечение информационной открытости колледжа для инвалидов и лиц с ОВЗ и их родителей, информационное сопровождение студенческого тьюторского движения |
Карамзина С.А. | Руководитель центра профориентационной работы и трудоустройства | Содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и закрепление их на рабочих местах |
Акимова О.В. | Заведующий центром инклюзивного образования | Ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов |
Кочубей Т.М. | Медицинский работник | Медицинское сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ |
Критерии оценки эффективности проекта
Индивидуальные личностные приросты студентов с ОВЗ и инвалидов (рост количества участников, призёров и победителей олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, соревнований различного уровня и направленности).
Мониторинг образовательных достижений (повышение успеваемости студентов с ОВЗ и инвалидов, расширение сферы социального взаимодействия (количественный и качественный рост форм социальной практики)).
Развитие и трансляция практики организации конкурсного движения для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Опыт тестирования физической подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне».
Подобран диагностический инструментарий для мониторинга профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Одним из основных критериев эффективности проекта должна стать положительная оценка самих обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития и тиражирования проекта, долгосрочный эффект
Создание в колледже толерантной социокультурной среды, студенческой тьюторской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Увеличение доли трудоустроенных студентов инвалидов и лиц с ОВЗ на квотируемые и специально оборудованные рабочие места за счет приобретенных социальных компетенций.
Повышение социальной активности, преодоление самоизоляции студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, рост уровня социальной сплоченности в студенческом коллективе ГАПОУ ТО «ЗСГК».
Повышение уровня профессиональной компетентности студентов-тьюторов в области реализации инклюзивного образования.
Увеличение количества абитуриентов колледжа с ОВЗ и инвалидов из Тюменского и соседних регионов.
Трансляция педагогического опыта. Распространение тьюторского опыта через участие в конференциях различного уровня: Областная научно-практическая конференция «Юный исследователь – развитию региона», Областной конкурс практико-ориентированных проектов «От теории – к практике», Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «От учебного задания – к научному поиску, Международная студенческая научно-практическая конференция «К вершинам познания» и др. Выпуск студенческих авторских методических пособий «Я – тьютор».
Ресурсное обеспечение проекта
Планируется приобрести психофизиологическое оборудование из бюджетных средств:
№ п/п | Наименование оборудование | Количество | Стоимость 1 ед. | Сумма (руб.) |
Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог» | 1 | 88.200,00 | 88.200,00 |
(назначение и возможности устройства представлены в приложении 1)
В процессе реализации проекта планируется также обучение студентов-тьюторов (по направлению – внеучебная деятельность (физкультурно-оздоровительная)), по профессиональной программе повышения квалификации «Адаптивный фитнес» в объеме 72 часа в количестве 10 человек, стоимостью 20.000,00 (из внебюджетных средств)).
Бюджет проекта: 108.200,00
Информационное сопровождение хода реализации проекта
В течение всего времени реализации проекта к работе должны активно привлекаться средства массовой информации. В печати, телевизионном и радио эфирах г. Тюмени должны освещаться этапы реализации проекта.
Планируется специальный раздел на сайте колледжа в сети Интернет, отражающий наличие системы студенческого тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В социальных сетях будет создана и запущена социальная рекламная компания, призывающая людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов учиться в организациях среднего профессионального образования.
Порядок контроля и оценки результатов проекта
Контроль и организация мониторинга хода реализации проекта возлагаются на директора колледжа, Студенческий Совет тьюторов, Наблюдательный совет ГАПОУ ТО «ЗСГК» в состав которого включены представители общественных организаций инвалидов по направлению деятельности ГАПОУ ТО «ЗСГК».
Список источников
Приложение 1
Устройство «Психофизиолог» обеспечивает проведение контроля психологического и психофизиологического состояния человека:
«ВКМ» – оценка функционального состояния и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы по методике вариационной кардиоинтервалометрии.
«ПЗМР» – оценка функционального состояния центральной нервной системы по параметрам простой зрительно-моторной реакции.
«СЗМР» – оценка уровня операторской работоспособности по параметрам 2-х альтернативной сложной зрительно-моторной реакции.
«СЗМР-3» – оценка процессов возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов на основе 3-х этапного теста с отличающимися заданиями.
«MMPI» – оценка психической нормативности на основе теста-опросника «MMPI»
«ММ» – оценка психической нормативности на основе теста-опросника «Мини-Мульт».
«ПДА» (Психодиагностическая анкета) – построение 11 шкал профиля личности с дополнительными субшкалами без вербальной интерпретации.
«ОЛ» – оценка акцентуаций характера на основе характерологического опросника К. Леонгарда.
«МЛО» (Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность») – оценка ряда психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегративные особенности психического и социального развития.
«ДАН» – оценка уровня выраженности дезадаптивных нарушений, преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.
«ШТС» – оценка уровня реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина.
«ШТЦ» – оценка выраженности тревожности по шкале тревожности Цунга.
«ШДЦ» – оценка выраженности депрессии по шкале депрессии Цунга.
«САН» – оперативная оценка самочувствия, активности и настроения по опроснику САН.
«АСС» – анкета самооценки состояния.
«ДАП» – опросник для выявления склонности к девиантному (аддиктивному и делинквентному) поведению.
Слайд 1
«Из студента – в тьюторы». Студенческое тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ГАПОУ ТО «ЗСГК» в рамках Соглашения №06-G28.24.0039 от 11.07.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Тюменской области.Слайд 2
Цели и задачи проекта:
Слайд 3
Студенческое тьюторство- это комплекс мероприятий по взаимодействию студентов старших курсов колледжа с обучающимися-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения качества образовательного процесса, активизации самовоспитания и самосовершенствования студентов, развития студенческой ответственности и инициативы.
Слайд 4
Этапы реализации проекта: 1 этап (март – май 2018 г.) 2 этап (июнь 2018г. – июнь 2020 г.) 3 этап (2020 г.) Организационный Анкетирование студентов колледжа с целью выяснения востребованности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов; формирование рабочей группы; выработка конечных результатов реализации проекта; определение функциональных направлений студенческого тьюторского сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ; разработка и утверждение положения о Студенческом тьюторском сопровождении; создание Студенческого Совета Тьюторов; проектирование изменений; обсуждение и утверждение проекта студенческим сообществом и педагогическим коллективом. Практический Дополнительная подготовка тьюторов-студентов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц ОВЗ; организация и проведение занятий в «Школе студенческого тьюторства»;реализация тьюторской студенческой помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам по направлениям: социальная адаптация, учебная деятельность, внеучебная деятельность; тестирование физической подготовленности лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках ВФСК ГТО; участие студентов с ОВЗ и инвалидов в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня и направленности; проведение диагностики профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ (с использованием прибора «Психофизиолог». Итоговый Анализ результатов реализации проекта; трансляция опыта.
Слайд 5
Модель студенческой тьюторской деятельности со студентами ивалидами и имеющими ограниченные возможности здоровья Диагностический Проектирование деятельности Реализация Студенты - тьюторы Учебная деятельность Социальная адаптация Внеучебная деятельность Центр «Патриот» Студенческий отряд « Fresh » Телестудия Стоп-Кадр Коворкинг Центр КВН Школа вожатского мастерства Творческие студии Легкая атлетика Волейбол Мини-футбол Баскетбол Дартс Настольный теннис Шахматы Лыжные гонки Гиревой спорт Спортивный туризм Аналитический Гибкость Индивидуализация Непрерывность Открытость Диалогизация Принципы
Слайд 6
Школа студенческого тьюторства Основы психологии Основы специальной педагогики Принципы инклюзивного образования Конфликтология Тренинги стрессоустойчивость целепологание лидерство мотивация командообразование толерантность Функции и обязанности тьютора Индивидуальный план работы с тьюторантом Встречи с экспертами Психолого–педагогическая компетентность Трансляция педагогического опыта Выпуск студенческих авторских методических пособий Планирование работы с группой
Слайд 7
Критерии оценки эффективности проекта
Слайд 8
Планируется приобрести психофизиологическое оборудование из бюджетных средств: Ресурсное обеспечение проекта: № п/п Наименование оборудование Количество Стоимость 1 ед. Сумма (руб.) Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог» 1 88.200,00 88.200,00
Слайд 9
В процессе реализации проекта планируется также обучение студентов-тьюторов (по направлению – внеучебная деятельность (физкультурно-оздоровительная), по профессиональной программе повышения квалификации «Адаптивный фитнес» в объеме 72 часа в количестве 10 человек, стоимостью 20.000,00 (внебюджетные средства))
Слайд 10
Ожидаемый результат:
Два морехода
Простые летающие модели из бумаги
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Калитка в сад
Стеклянный Человечек