НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_shkolnoy_formy_na_uchebnyy_protsess_-_kopiya.docx | 151.8 КБ |
shkolnaya_forma.pptx | 983 КБ |
КОНФЕРЕНЦИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
«Психологическое влияние школьной формы
на процесс обучения и воспитания школьников»
Направление: психолого-социальное
Горкунова Анна Андреевна,
Карнаухова Анастасия Алексеевна
МБОУ СОШ № 1, 5 «А» класс
Токаева Елена Валентиновна
Педагог-психолог
Красноуральск
2018г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3-5
1.1 История появления школьной формы в России………………...…6-7
1.2 Требования современной Россия к школьной форме сегодня. …8-9
1.3 Школьная форма и здоровье учащихся …………………………10-11
1.4 Влияние школьной формы на воспитанность обучающихся ..…12-13
1.1 Отношение к школьной форме в нашей школе..………………..14-16
1.2 Как влияет школьная форма на процесс обучения……….……17-18
1.3 Рекомендации по выбору школьной формы……………………19-20
Заключение………………………………………………………………………21-22
Список литературы …………………………………………………………..… 23
Приложения……………………………………………………………………. 24-28
Введение
Наверное, самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Ежегодно подготовка к новому учебному году начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Но у них есть еще одна «головная боль»: в чем их ребенок будет посещать школу?
26 лет назад, согласно Закону РФ № 3266-1 «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.
Но сегодня, согласно письму МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» и письму главы МИНОБРНАУКИ России, Д.В.Ливанова, от 28.03.2013г., снова рассматривается вопрос о необходимости школьной формы.
Действительно ли она так необходима? Какое влияние она оказывает на всех нас? Данной проблеме посвящали свои работы Б.Т. Лихачев, И.Я. Лернер, Л.М. Фридман, К.Н. Волков и др. Ученые, учителя, школьники и родители до сих пор не могут прийти к единому мнению.
Данная проблемная ситуация натолкнула нас на работу над психолого-социальным проектом на тему: «Психологическое влияние школьной формы на процесс обучения и воспитания школьников».
Актуальность данной работы мы видим в следующем: полученная информация и результаты будут полезны всем участникам образовательного процесса и помогут определиться, нужна ли школьная форма.
Цель нашей работы: изучить особенности психологического влияния школьной формы на обучение и воспитание в нашем образовательном учреждении.
Объектом исследования являются участники образовательного процесса: обучающиеся, педагоги.
Предметом исследования является школьная форма и особенности её влияния на процесс обучения и воспитания.
Гипотезы, выдвигаемые в ходе исследования:
1. Школьная форма напрямую влияет на обучение и воспитание, дисциплинирует и позволяет сосредоточиться на обучении.
2. Школьная форма оказывает положительное влияние на психологическое здоровье ученика.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
3. Разработать рекомендации при выборе школьной одежды для родителей и учащихся нашей школы.
Методами исследования являются: исторический и поисковый анализ (поиск материала об истории школьной формы и работа с ним); опрос (анкетирование учащихся и учителей); творческий (сочинения учащихся 6а класса), обобщение (обобщен обработанный материал, сделаны выводы и разработаны рекомендации по выбору школьной формы). Таким образом, можно определить характер нашей работы – теоретическое исследование.
Практическая значимость исследования заключена в том, что результаты нашей работы могут быть использованы учащимися и их родителями в ходе приобретения элементов одежды для школы.
Структура работы состоит из введения, основной и аналитической частей.
В процессе написания нашей работы мы пользовалась материалами Интернета.
Впервые в России школьная форма была введена в середине XIXв. В 1834г. Император Николай I утвердил положение о гражданских мундирах, о мужском гимназическом костюме. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено только через 62 года в 1896 году. Цветовая гамма гимназической формы для девочек могла меняться в зависимости от образовательного учреждения. К примеру, известно, что воспитанницы Смольного института в возрасте 6-9 лет носили платья кофейного цвета, 9-12 лет – голубого, 12-15 лет – серого, а 15-18 лет – белого. Для мальчиков во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Зимой к фуражке добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. И обязательно для всех гимназистов был ранец.
Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Все изменилось, когда наша страна стала называться Советским союзом: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе…» отменил форму учащихся.
Но, в послевоенные годы в 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.
Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек – в темно-коричневые или темно – синие шерстяные платья с черным фартуком (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Форма девочек не изменилась.
В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак.
В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия.
А с 1999 года в отдельных регионах Российской Федерации школьную форму вводят вновь. Почему это так происходит, почему к школьной форме такое пристальное внимание, то вводят, то отменяют. Как показывает история школьная форма была тесно связана с политической обстановкой в стране.
1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.12г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установлены требования к одежде школьников, которые вводятся с целью:
- обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;
- устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;
- предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;
- укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Общеобразовательные организации сами могут устанавливать следующие виды одежды обучающихся:
1. повседневная одежда;
2. парадная одежда;
3. спортивная одежда.
Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.
Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286- 03», утвержденным от 17 апреля 2003 г.
Одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер, с учетом материальных затрат малообеспеченных и многодетных семей.
Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.
Из выше изложенного, можно сделать вывод, что сегодня школа сама вправе требовать единую школьную форму или нет.
На психологическое здоровье влияет общее состояние здоровья школьников. Ученик проводит в школе большую половину своего времени. А значит, одежда, которую он носит, не должна вредить его здоровью.
По мнению, такой организации как Роспотребнадора, школьная одежда по санитарным нормам должна состоять по большей своей части из натуральных волокон. В рубашках и блузках не менее 65%. В костюмах – не ниже 45%, но должна быть натуральная подкладка. Натуральные ткани дают возможность одежде и телу школьника дышать. По мнению специалистов лучше всего походит для школьной формы на весну и осень хлопок, лён, вискоза; а для зимы - шерсть и кашемир.
Важным психологическим фактором является и цвет школьной формы. Цвет влияет на самочувствие, нервную систему, работоспособность, работу мозга. Особенно полезны бежевый и зеленоватый. Все оттенки серого, сине-голубого, зелёного меньше всего влияют на зрение, не раздражают детей. По мнению офтальмологов рисунки на одежде, полоска, клетка раздражает зрительные нервы, что приводит к быстрому утомлению. Яркие цвета также раздражают и утомляют нервную систему, но если это небольшая яркая деталь, в правильно сочетающемся костюме, то это стимулирует работу головного мозга.
Нельзя забывать, что дети разного возраста имеют разную двигательную активность. Школьники начальной и средней школы больше двигаются, быстрее растут, чем старшеклассники. А значит и форма должна быть удобная. Учеными врачами доказано, что удобная школьная форма в статике и динамике позволяет формировать осанку детской фигуры, и обеспечивает динамический комфорт.
Что касается психологического здоровья, то мнения психологов о школьной форме расходятся. Одни утверждают, если ребенок не имеет привычки одеваться в том стиле, в котором ему психологически уютно, он беззащитен, он серая безликая масса. Особенно такая «уравниловка» плоха для подростка. Подросток – это комок внутренних противоречий. И если у него нет возможности самовыражаться хотя бы в одежде, то это может привести к вызывающему поведению, или, наоборот, к подавленности.
Другие психологи считают, что единый стиль в одежде – это своеобразная психологическая защита, нет резкого социального разделения. Формируется чувство принадлежности к классу, к школе, что так ищут подростки. А если форма стильная, удобная, то и формируется чувство гордости за свою школу.
Итак, комфортная, удобная, стильная, элегантная, сшитая из натуральных и безопасных материалов школьная форма, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся. А сохранение психологического здоровья – это тоже важный фактор. Устойчивое психическое состояние положительно влияет на процесс обучения.
1.4. Влияние школьной формы на воспитанность обучающихся.
Рассмотрим вопрос о том, как школьная форма влияет на воспитательный процесс.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Перед тем, как обсудить влияние школьной формы на формирование личности школьника, нужно определить основные направления воспитательного процесса. Как отмечают ученые (Подласый И.П., Коджаспирова Г.М. и др.), в школе процесс воспитания направлен, прежде всего, на формирование сознания. Ю.К. Бабанский отмечал, что чем разумнее строится общение между педагогом и учениками, между учеником и другим учеником, тем эффективнее протекает воспитательный процесс. Костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
Строгие правила школьного костюма приучают школьников к деловому стилю, к опрятности, ответственности, организованности и внутренней культуре. Кроме всего эстетика формы призвана воспитывать вкусовые навыки школьников.
Важной частью сознания является самосознание, т.е. способность познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Понимание своего внутреннего мира открывает возможность для самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования. А это в свою очередь развивает личностные качества:
- самостоятельность (проявляется на всех уровнях опыта самоконтроля);
- организованность (прежде всего, влияет на соотнесение результатов своей деятельности с эталонами, образцами);
- ответственность (в значительной степени проявляется в самопроверке, самонаблюдении за ходом своей деятельности).
Школьная форма является одним из средств развития выделенных личностных качеств личности школьника. Поскольку с начала обучения в школе, где введен даже строгий стиль одежды или предусмотрено наличие единой школьной формы, то ученики должны соблюдать правила образовательного учреждения, следовательно, контролировать свои обязательства. Помимо этого, ученик должен следить за тем, чтобы форма всегда была в порядке, т.е. чистая, аккуратная.
Таким образом, исследовав значительно большое количество литературы, ученые, психологи, педагоги считают, что школьная форма способствует формированию таких личностных качеств, как организованность, ответственность, опрятность, прилежность, исполнительность, добросовестность. Школьная форма есть внешняя организация внутренней жизни ученика.
ІІ. Аналитическая часть
С целью выявления как психологически школьная форма влияет на процесс обучения и воспитания в нашем образовательном учреждении, нами были разработаны анкеты для школьников и для учителей. В исследовании приняли участие 63 человека, из них:
5 «А» класса – 29 человек;
6 «А» класса – 24 человека;
Педагоги, работающие в этих классах – 11 человек.
Ученики 5 «А» класса приняли участие в длительном психологическом наблюдении «Как форма или деловой стиль влияет на обучение»
Ученики 6 «А» класса приняли участие в творческом сочинении «Школьная форма»
В ходе проведения тестирования мы можем увидеть такую картину:
- На вопрос нужна ли форма в школе 74% учащихся 5 и 6 классов ответили положительно. Среди учителей, положительный ответ - 100%. (Приложение 2).
- На вопрос, нужен ли символ или значок школы утвердительно ответили 47% учеников и учителей 54%, то есть мнения разделились 50/50. (Приложение 2).
- На вопрос, влияет ли школьная форма на поведение, положительно ответили только 18% учеников, а учителей 55%. Снова мнения разделились. (Приложение 2).
- На вопрос, влияет ли школьная форма на обучение, положительно ответили еще меньше - 13% учеников и 73% учителей. (Приложение 2).
- На вопрос, становятся ли ученики в форме похожи друг на друга, ответили нет – 51% учеников и 100% учителей. (Приложение 2).
Участники тестирования много выделили плюсов и минусов школьной формы. Ответы получились разные, можно сказать, что мнения разделились как среди учителей, так и среди учеников, но исследовав внимательно все ответы. Можно прийти к выводу, что плюсов выделили чуть больше, чем минусов. (Приложение 2).
Школьники 6 «А» класса писали сочинения на тему «Школьная форма». Вот некоторые отрывки из сочинений:
Плюсы: «…Школьная форма- это одежда, которая объединяет учеников, делая их одним коллективом. Ребята, которые приходят в школу в джинсах, толстовках, яркими, бросающимися в глаза, хотят привлечь к себе внимание. А возможно, они тем самым кричат «Обратите на меня внимание, мне нужно ваше внимание…».
«…Форма придаёт серьёзность. Именно по этому, когда ученик надевает утром форму, он серьёзно нацеливается на учёбу. Форма делает детей дисциплинированными…»
«… Я считаю, что форма нужна. Она подчеркивает аккуратность ребенка…»
Минусы: «…. Конечно, такая одежда придаёт аккуратности и дисциплинирует, но аккуратный вид будет не всегда. Ведь со временем все рубашки, юбки и пиджаки теряют опрятность. Они могут заноситься, растянуться, порваться. Из-за этого родители тратят много денег на школьную форму хорошего качества. Либо просто покупают дешевую не хорошего качества…»
«…Я не хочу ходить в школьной форме. Я хочу ходить в джинсах и рубашке. Моя мама согласилась, теперь я хожу в рубашке и чёрных джинсах. Но я хочу, чтобы все школьники носили школьную форму».
«…. Школьная форма нужна, но она очень дорогая, поэтому я пока против».
«… Хочется выглядеть стильно, эффектно, школьная форма не позволяет. За ней нужно постоянно ухаживать, а это раздражает.»
«… Самое главное, чтобы ученик чувствовал себя особенным и поэтому, пусть носит, что хочет….»
Из сочинений мы можем увидеть, что большинство ребят не против школьной формы, просто есть разные причины: дорого, неудобно, не хочу как все и т.п. Много писали о том, почему не нравиться ребятам школьная форма: За ней нужно ухаживать, следить за поведением, чтобы не помять, не порвать, не испачкать. Нужно прилагать усилия, чтобы выглядеть стильно, а этого не хочется делать.
На психологическое здоровье влияет и цвет формы. В одном сочинении была поднята такая тема: «Мне бы хотелось, чтобы в нашей школе в цвета формы внесли и другие цвета, например, розовый, красный, зеленый, голубой».
Изучая тему, мы нашли много материала, о влиянии цветов в одежде на психологию человека. Во второй половине анкеты мы добавили вопросов для школьников, касающиеся цветовой гаммы школьной формы и как цвет школьной формы влияет на их состояние, поведение и обучение. (Приложение 3).
В тройку выбранных цветов вошли: белый, чёрный, синий. Возможно это привычка в выборе цвета в форме. Но с точки зрения психологии быстрее всего устает нервная система от контрастных чёрного и белого цветов. Потребность в белом – это потребность в защите. И белый психологически действительно защищает. Кстати, обследование мы проводили зимой, когда лежал вокруг белый снег, а зимой хочется больше закрыться и быть не сильно эмоциональным. Возможно, по этому, большинство отдали предпочтение белому цвету.
- На вопрос, какой цвет части школьной формы вызывает ощущения теплоты, бодрости, хорошего настроения. В тройку лидеров вышли зелёный, голубой, синий. (Приложение 3)
- На вопрос, какой цвет заставляет размышлять, активно работать, ученики указали синий, красный, белый. (Приложение 3)
- На вопрос, какой цвет формы создаёт унылое настроение и вызывает скуку, раздражение – красный, серый, фиолетовый. (Приложение 3)
Итак, на основании проведенного тестирования можно сделать вывод, что школьная форма настраивает на правильное дисциплинированное поведение. Она заставляет их чувствовать себя серьёзней, ответственней. Они хотят принадлежать к школе, быть её частью, носить знак отличия и гордиться из какой они школы. Но, не все ученики хотят носить форму, хотя не отрицают, что она необходима для учебного процесса.
1.2 Влияние школьной формы на процесс обучения.
В течение нескольких недель в январе, мы, не предупреждая своих одноклассников 5 «А» класса, проводили наблюдение «Как форма влияет на учебу». Свои результаты наблюдения мы оформили в виде таблицы. Мы считали для мальчиков классический костюм: брюки, рубашка, если есть, то и жилетка. Для девочек: блузка, юбка либо сарафан, либо классические брюки.
Результаты наблюдения в 5 «а» классе с 15 по 31 января:
Дата | Количество учащихся в классе | Количество учащихся, посещающих школу в строгой одежде | Количество учащихся, посещающих школу в свободной одежде | ||
Всего человек | На « 4, 5» | Всего человек | На «4,5» | ||
15.01.18 | 25 | 16 | 10 | 9 | 3 |
16.01.18 | 26 | 17 | 3 | 9 | 2 |
17.01.18 | 26 | 17 | 6 | 9 | 4 |
18.01.18 | 25 | 16 | 6 | 9 | 3 |
19.01.18 | 25 | 16 | 5 | 9 | 0 |
20.01.18 | 23 | 14 | 0 | 9 | 0 |
22.01.18 | 26 | 17 | 7 | 9 | 2 |
23.01.18 | 27 | 19 | 11 | 8 | 5 |
24.01.18 | 26 | 16 | 2 | 10 | 1 |
25.01.18 | 26 | 17 | 5 | 9 | 0 |
26.01.18 | 26 | 17 | 10 | 9 | 3 |
27.01.18 | 24 | 16 | 6 | 8 | 4 |
29.01.18 | 25 | 16 | 5 | 9 | 4 |
30.01.18 | 27 | 19 | 3 | 8 | 0 |
31.01.18 | 26 | 18 | 9 | 8 | 6 |
В среднем | 25ч | 15ч | От 3 до 6 шк. | 8ч | От 2 до 4 шк. |
Вывод: Из таблицы мы видим количество учащихся посещающих школу в
строгой одежде в среднем 15 учеников, что составляет 60%, и успевающих на «4» и «5» учащихся количественно больше.
Учащиеся посещающих школу в свободной одежде в среднем 8 учащихся, что составляет 32% от общего числа учащихся, из них успевают на «4» и «5» - намного меньше.
За 15 дней наблюдений получили отметки «4» и «5» - 88 ребят, которые носят строгий стиль одежды, и только 35 ребят, которые ходят в свободной одежде получили «4» и «5». Что в 2,5 раза меньше.
Таким образом, строгий стиль в одежде действительно влияет на учебу.
1.3. Рекомендации по выбору школьной формы.
1. Ткань, из которой шьется школьная форма по большей своей части должна быть из натуральных волокон. В рубашках и блузках не менее 65%. В костюмах – не меньше 45%. Должна быть обязательная натуральная подкладка. Лучше всего походит для школьной формы на весну и осень хлопок, лён, вискоза; а для зимы - шерсть и кашемир.
2. Одежда не должна быть на вырост, т.е больше по размеру и меньше тоже. Это вредит осанке.
3. Постарайтесь узнать желания школьника: нравиться ли ему полоска, клетка, не раздражает ли его цвет рубашки или блузки.
4. Для сохранения душевного равновесия выбирайте правильное сочетание цветов. Не все цвета сочетаются друг с другом. По возможности как можно реже используйте в форме контрастные цвета, например, белый и черный (только в торжественные дни). Прямые цвета радуги утомляют, могут раздражать. Используйте приглушенные цвета.
5. Лучше подобрать сразу несколько предметов школьной формы, чтобы их было удобно менять в течение учебной недели.
6. Спортивная одежда должна быть чистой, и обязательно должна впитывать пот, иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения, быть лёгкой и удобной.
7. Кроссовки, кеды, полукеды для второй обуви не подходят, особенно для детей и подростков. Она создана так, чтобы быть полезной при физических нагрузках. Повышенная температура и влажность внутри такой обуви и чрезмерная ее гибкость ведут к расслаблению опорно-связочного аппарата, отчего развивается плоскостопие, нога расширяется, как бы расплющивается, и обувь требуется уже большей полноты. При плоской подошве распределение нагрузок в опорно-двигательной системе нарушается, что может неблагоприятно отразиться на походке, осанке, положении внутренних органов.
При ходьбе в балетках мышцы, сухожилия, вены и суставы испытывают тройную нагрузку. Следствием постоянного хождения в такой обуви становятся судороги, боли в мышцах и пояснице, искривление стопы, проблемы с коленями, проявляющиеся с возрастом все сильнее. Вторая обувь должна быть на каблуке, пятка должна быть приподнята на 2-3 см, но не больше 5 см.
Заключение
Работая над данной темой, мы познакомились с историей возникновения школьной формы в России, узнали, что сегодня традиция ношения школьной формы возрождается, и вновь, как прежде лучшие школы, лицеи, гимназии вводят правила обязательного ношения школьной формы.
В результате мы узнали, что споры по поводу школьной формы не утихают ни среди ученых, ни среди школьников и учителей, т.к форма имеет свои плюсы и минусы.
А также мы узнали, что ношение формы, правильной обуви сберегает наше здоровье и это немало важно. Что цветовая гамма может положительно или негативно влиять на наше психологическое здоровье.
Когда в 6 классе мы проводили сочинение «Школьная форма», ребята признались, что никогда не задумывались о полезности или вреде школьной формы.
Мы разработали рекомендации по подбору школьной одежды, которые подойдут как для родителей, так и для нас самих школьников.
Но самое главное, мы пришли к выводу, что на сегодня школьники предпочитают деловой стиль одежды. В различных моделях школьной формы всегда прослеживается классический стиль, который в дальнейшем может стать деловым атрибутом будущих менеджеров, руководителей, бизнесменов. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для учебы. Форма дисциплинирует, развивает ответственность, волевые качества, опрятность, позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде. Когда школьная форма комфортная, удобная, элегантная, то она вызывает позитивный настрой, спокойное психологическое состояние, активизирует желание учиться. Вырабатывает привычку всегда выглядеть «с иголочки». Для ребенка любого возраста, а особенно нам подросткам, важно почувствовать себя членом определенного коллектива, школы. А если форма психологически защищает, охраняет, то тогда школьнику захочется испытывать гордость за свой внешний вид и за школу. Мы поняли, что единый стиль в одежде формирует желания работать в команде.
Выдвинутые гипотезы: Школьная форма напрямую влияет на ход учебного и воспитательного процесса, дисциплинирует и позволяет сосредоточиться на обучении. Школьная форма оказывает положительное влияние на психологическое здоровье ученика. Верны.
Считаем, что вы бранная нами тема интересна и актуальна. Надеемся, что мы смогли взрослым и школьникам немного разобраться в этом сложном вопросе.
Список литературы
1. Письмо МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» и письму главы МИНОБРНАУКИ России, Д.В.Ливанова, от 28.03.2013. № ДЛ- 65/08.
2. СанПиН 2.4.7/1.1.1286 -03 «Гигиенические требования к одежде детей, подростков, взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующих с кожей ребенка, а также техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011.
3. Евстафьев, Б.Н. Современная школьная форма в корпоративной этике школы [Текст] / Б.Н.Евстафьев // Психологическое здоровье школьников – российская научно- практическая конференция. -М.: 2002. -С. 53-54.
Интернет Источники
http://www.proshkolu.ru/club/classru/list/1-11112-28371/
http://www.proshkolu.ru/user/goncharovaelena/blog/222662/
Приложение 1
Анкета для учащихся.
1.Нужна ли форма в школе?
а) нет б) да в) форма нет, но культура одежды должна соблюдаться
2.Нужен ли на школьной форме символ или значок школы?
а) да б) нет в) не знаю
3.Влияет ли школьная форма на поведение?
а) да б) нет в) не знаю
4.Влияет ли школьная форма на обучение?
а) да б) нет в) не знаю
5.Становятся ли ученики в форме похожими друг на друга?
а) да б) нет в) не знаю
6. Напишите самый важный минус школьной формы
____________________________________________________
7. Напишите самый важный плюс школьной формы
___________________________________________________________
8. Напиши цвет школьной формы, который вызывает ощущение теплоты, бодрости, создаёт хорошее настроение: ________________
9. Напиши цвет школьной формы, который вызывает ощущение спокойствия и сдержанности:________________________________
10. Напиши цвет школьной формы, который снижает активность работоспособности и вызывает напряжение: ___________________
11. Какой цвет школьной формы, по твоему мнению, вызывает состояние размышления, созерцательности? ___________________
12. Какой цвет школьной формы, по твоему мнению, создает унылое настроение, вызывает скуку? _________________________
Анкета для учащихся.
1.Нужна ли форма в школе?
а) нет б) да в) форма нет, но культура одежды должна соблюдаться
2.Нужен ли на школьной форме символ или значок школы?
а) да б) нет в) не знаю
3.Влияет ли школьная форма на поведение?
а) да б) нет в) не знаю
4.Влияет ли школьная форма на обучение?
а) да б) нет в) не знаю
5.Становятся ли ученики в форме похожими друг на друга?
а) да б) нет в) не знаю
6. Напишите самый важный минус школьной формы
____________________________________________________
7. Напишите самый важный плюс школьной формы
___________________________________________________________
8. Напиши цвет школьной формы, который вызывает ощущение теплоты, бодрости, создаёт хорошее настроение: ________________
9. Напиши цвет школьной формы, который вызывает ощущение спокойствия и сдержанности:________________________________
10. Напиши цвет школьной формы, который снижает активность работоспособности и вызывает напряжение: ___________________
11. Какой цвет школьной формы, по твоему мнению, вызывает состояние размышления, созерцательности? ___________________
12. Какой цвет школьной формы, по твоему мнению, создает унылое настроение, вызывает скуку? _________________________
Приложение 2.
Приложение3
Слайд 1
Психологическое влияние школьной формы на процесс обучения и воспитания Обучающиеся 5 «а» класса МБОУ СОШ №1 Горкунова Анна, Карнаухова АнастасияСлайд 2
гипотезы 1. Школьная форма напрямую влияет на обучение и воспитание, дисциплинирует и позволяет сосредоточиться. 2. Школьная форма оказывает положительное Влияние на психологическое здоровье школьника.
Слайд 3
цель: Изучить особенности психологического влияния школьной формы на обучение и поведение обучающихся в нашем образовательном учреждении.
Слайд 4
задачи: Познакомиться с историей возникновения школьной формы в России. Изучить литературу, интернет-ресурсы по теме влияния школьной формы на физическое и психологическое здоровье учащихся, а также влияние её на обучение и воспитанность. Изучить мнение учащихся и учителей о необходимости школьной формы и её влияние на обучение и воспитание в нашей школе. На основе проведённого исследования сделать выводы. Разработать рекомендации для родителей и учащихся нашей школы.
Слайд 5
Объект исследования – учителя и учащиеся. Предмет исследования – школьная форма и особенности её влияния на обучение и воспитание
Слайд 6
С 1834 года
Слайд 7
С 1949 года
Слайд 8
Аналитическая часть 5 «а» – 29 человек 6 «а» – 24 человека Педагоги – 11 человек
Слайд 16
Дата Количество учащихся в классе Количество учащихся, посещающих школу в строгой одежде Количество учащихся, посещающих школу в свободной одежде Всего человек На « 4, 5» Всего человек На «4,5» 15.01.18 25 16 10 9 3 16.01.18 26 17 3 9 2 17.01.18 26 17 6 9 4 18.01.18 25 16 6 9 3 19.01.18 25 16 5 9 0 20.01.18 23 14 0 9 0 22.01.18 26 17 7 9 2 23.01.18 27 19 11 8 5 24.01.18 26 16 2 10 1 25.01.18 26 17 5 9 0 26.01.18 26 17 10 9 3 27.01.18 24 16 6 8 4 29.01.18 25 16 5 9 4 30.01.18 27 19 3 8 0 31.01.18 26 18 9 8 6 В среднем 25ч 15ч От 3 до 6 шк. 8ч От 2 до 4 шк .
Слайд 17
Современные школьники предпочитают деловой стиль в одежде.
Слайд 18
Спасибо за внимание
Притча о гвоздях
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Как нарисовать ветку ели?