Проектно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
2kavkaz_v_zhizni_i_tvorchestve_m._yu._lermontova_1.doc | 31.15 КБ |
МБОУ «СОШ №41» г. Рязани
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Кавказ в жизни и творчестве
М. Ю. Лермонтова».
Выполнила:
Орехова Анастасия Михайловна
10 А класс
октябрь 2014
Цель работы:Показать, какую роль сыграл Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
Актуальность:Долгое время творчество М. Ю. Лермонтова не могло рассматриваться в контексте мировой науки и культуры. Изучение вопросов лермонтоведения шло чаще всего изолированно. Но сегодня действительно появились предпосылки для создания мирового лермонтоведения и изучения аспектов, которые до сих пор остаются загадками.
Гипотеза: Кавказ сыграл огромную роль в творчестве и жизни М. Ю. Лермонтова.
Задачи:
I. Мне посчастливилось побывать на Кавказе трижды. Я была восхищена красотой этого края так же, как и многие писатели и поэты, которые бывали там. О притягательности Кавказа для русских писателей писал С.А.Есенин:
Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.
В судьбе М.Ю.Лермонтова Кавказ сыграл особую роль.
Из биографии поэта известно, что он посещал Кавказ несколько раз. В детстве болезненного внука возила туда его бабушка Арсеньева Е. А. Последующие его посещения были связаны с военной службой и ссылками. Красота Кавказа восхищала поэта. Он, с его ненавистью к лживому светскому обществу, видел в суровой дикой природе этого края ту естественность, которой ему так не хватало в общении с людьми:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
(М.Ю.Лермонтов, «Мцыри»)
Возможно, в кавказских пейзажах М.Ю.Лермонтов находил что-то родное своей душе, потому что его прадед был родом из высокогорной Шотландии.
II. Мало кто знает, что М. Ю. Лермонтов был не только художником слова, но и замечательным живописцем. Восхищаясь красотой Кавказа, он создал много картин, изображающих фантастические, завораживающие горы.
Знаете ли вы, какие неизвестные до сих пор параллели с творческим наследием западноевропейских путешественников содержат лермонтовские работы и как важно при этом правильно атрибутировать те исторические реалии, которые на них изображены?
Итак, французский художник Бланшар в 1858 году, путешествуя по Кавказу, зарисовал башню в селении Сиони на Военно-Грузинской дороге. Поражает то, что вид взят практически с той же точки, что и на известной картине Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони». Отметим, что здесь совпадение с лермонтовским сюжетом не случайно. Бланшару, несомненно, были известны произведения М. Ю. Лермонтова. Так, описывая Чертову долину, отделяющую Гуд-гору от Крестового перевала, французский художник ссылается в своем описании именно на текст Лермонтова: «Снежная долина, куда мы въехали, носит романтическое название «Чертова долина». Однако Лермонтов уверяет, что оно происходит не от слова «черт», а от слова «черта» из-за креста, давшего имя этому перевалу».
Но вернемся к картине Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони». Как известно, она была создана по предварительному рисунку. Скорее всего, по тому же самому, по которому сделана автолитография «Вид крестовой горы из ущелья близ Коби». На одном из четырех дошедших до нашего времени оттисков Лермонтов написал название картины. Однако считается, что эта надпись не совсем верна: гора, изображенная Лермонтовым, примыкает к Крестовой с севера. Причем, переводя на литографий камень изображение, Лермонтов не перевернул его. Поэтому на оттиске получилось зеркальное отражение рисунка.
Как мы уже упоминали выше, тот же самый вид, что на автолитографии «Вид крестовой горы из ущелья близ Коби», Лермонтов воспроизвел на картине маслом, но, в отличие от литографии, на картине нет храма: только башня на высоком утесе. Таким образом, рисунок Бланшара занимает промежуточное положение между лермонтовским полотном, являющимся самой большой из живописных работ Лермонтова-художника и автолитографией по рисунку поэта. Скальный пейзаж, изображенный на рисунке Бланшара, скорее ближе по перспективе именно к картине Лермонтова, в то время как прорисовка зданий селения такая же, как на лермонтовской автолитографии.
Случайны или нет подобные композиционные аналогии в живописном наследии Лермонтова и Бланшара, сказать трудно.
III. Самое известное произведение М.Ю.Лермонтова - роман «Герой нашего времени», представляющий собой гимн свободной от предубеждений личности и в то же время выражающий печаль гения, который был не в состоянии понять и исполнить своё истинное предназначение.
Действие романа происходит на Кавказе. В «Предисловии к «Журналу Печорина М.Ю.Лермонтов пишет: «Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребывания Печорина на Кавказе; в моих руках осталась еще толстая тетрадь, где он рассказывает всю жизнь свою».
В отношении произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы будем говорить о «либеринских мотивах». Одним из возможных источников вдохновения М. Ю. Лермонтова на написание этого романа является роман Шодерло де Лакло «Опасные связи».
Чтобы углубить эту интересную тему, которую мы хотим здесь дополнить исследованием литературной переклички и текстуальных связей между двумя романами, необходимо пояснить литературную и философскую концепцию «либертинства». Данное понятие возникает и тесно связано с просветительской идеей свободы, как «совершенное освобождение сознания, осознание всего того, что традиционно является темным или рискованным, как превосходство разума, абсолютной ясности сознания». Так, не стоит забывать, что термин «либертинство» имеет дополнительное значение, которое связано с понятиями фривольности и изысканной распущенности, и что он прекрасно подходит к литературному персонажу Печорина, к тонкой конструкции героя и структуры романа Лермонтова. Печорин идеально соответствует типу «свободомыслящий», который занят тем, что постоянно подвергает блестящему критическому анализу окружающее общество и самого себя, в свете холодной иронии и жестокого сарказма, неизменно преподнося себя как личность разоблачительную, и который находит для себя удовольствие в интригах и соблазнах и часто сознательно манипулирует другими персонажами.
Параллели в структуре отношений между различными персонажами повести «Княжна Мери» строятся, естественно, вокруг персонажа Печорина, катализатора всего действия. И действительно, можно наблюдать начальный этап и ключевой момент сюжета «Мери-Печорин-Вера», откуда потом берут начало последующие отношения. Данная конструкция напоминает любовный треугольник Вальмона, который соблазняет одновременно юную Сесиль де Воланж и безупречную мадам де Турвель, замужнюю женщину. Усиливает сходство схемы действий персонажей двух романов и то, что у Лакло в роли «соблазнителя» «либертин»действует беспринципно по отношению к своему более молодому противнику, страстно влюбленному в ту же женщину. Этот «противник» часто бывает наивен и неопытен и является лишь игрушкой в стратегии опытного и безжалостного соблазнителя.
Стоит отметить, как умело играет М. Ю. Лермонтов с литературными параллелями: если, с одной стороны, вполне ясен намек на Евгения Онегина А. С. Пушкина в сравнении «Онегин-Ольга-Ленский», то, с другой стороны, имеет место огромная разница между Онегиным и искусным Печориным, который разрабатывает настоящую действенную стратегию.
В случае с Печориным мы видим медленное развитие цепочки событий, здесь, с одной стороны, мы наблюдаем хитрую и циничную искренность Печорина в своем дневнике, в котором читателю объясняются последующие события, и, с другой стороны, – описание его поведения с остальными персонажами и с самим Грушницким. Точно так же вел себя Вальмон с Дансени. Хотя есть и отличие между персонажами Дансени и Грушницким: если оба персонажа отмечены излишним сентиментализмом и как следствие – пассивны, то Грушницкий не скрывает своей страсти и надеется соблазнить Мери, придав себе образ «опытного воина, разжалованного в солдаты».
В этой интригующей игре обманов и «опасных связей» соблазнитель Печорин точно так же, как Вильмон, нуждается в помощи сообщника, который выносил бы в «свет» информацию о всевозможных кознях и интригах и взаимоотношениях героев: если в «Опасных связях» Лакло создает харизматичного персонажа, фатальную женщину маркизу де Мертей, то мы не можем не признать роль доктора Вернера, единственного персонажа, который интеллектуально «равен» Печорину.
Определены параллели в системе отношений между персонажами двух рассматриваемых литературных произведений. Также стоит отметить сходства афористического и эпиграфического языка, типичного для либертинской литературы.
IV. Жизнь М.Ю.Лермонтова трагически оборвалась на Кавказе – в суровом и диком краю, который был так близок внутреннему миру поэта.
Вообще, в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова было много мистического и загадочного. Он писал: «Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно».Поэт не раз испытывал на себе фатальность судьбы: в дуэли с де Барантом его спасла случайность: француз поскользнулся.
Детская привычка к сосредоточенной мечтательности сохранилась на всю жизнь. Он рано научился находить отраду в одиночестве.
Лермонтов был самолюбив, испытывал желание везде и во всем первенствовать. Однако заметьте: в дружбе был открыт и предан, равно как непоколебим в ненависти. Храбр в бою.
Тот, кто хоть раз видел Михаила Юрьевича Лермонтова, уже не мог забыть пронзительного взгляда его темных глаз. Они приводили в смущение всякого, на кого он долго смотрел. Помните, в «Герое нашего времени»: «Они не смеялись, когда он смеялся»? Обаяние его глаз для многих оставалось загадкой. Но во время вспышек гнева эти глаза были ужасны.
За несколько дней до дуэли с Н.С. Мартыновым М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Сон» - может быть, самое разительное свидетельство того, как остро ощущал он неодолимость предопределения. Он безошибочно предсказал свою смерть на дуэли.
В день дуэли что-то странное творилось с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг за считанные минуты до рокового выстреларазразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Внезапно невиданная гроза сменилась ливнем. Не сама ли природа оплакивала смерть гениального 26-летнего поэта?..
Вывод:
Иногда приходится удивляться тому, какие странные совпадения событий порой случаются в жизни. Исследуя жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, нельзя не поверить в существование заранее предначертанной судьбы. Мне кажется, что есть люди, отмеченные знаком судьбы. Они чувствуют свою значимость в жизни. Такие люди рождены, чтобы привносить в нашу жизнь что-то новое, поражать нас своим творчеством, учить нас правильному и остерегать от неверного пути. Таким был и М. Ю. Лермонтов. Несомненно, Кавказ был его своеобразным источником вдохновения и сыграл огромную роль в развитииего творчества.
Список использованных источников:
- http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k34379n/f127.image
- http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k34379n/f131.image
2. http://lermontov.info/pictures.shtml
3. Е. Л. Соснина, А. Карбоне, А. Ямадзи. М.Ю. Лермонтов: между Западом и Востоком». - Ессентуки: Творческая мастерская «БЛГ», 2012 .
4. http://www.deont.ru - статья «Мистика жизни М. Ю. Лермонтова»
6. Фото: Анастасия Орехова
Астрономический календарь. Май, 2019
Весёлая кукушка
Три орешка для Золушки
Где спят снеговики?
Зимний дуб