1.1.Цель работы
Выяснить причины возникновения морской болезни и условия, способствующие ее возникновению; найти способы, позволяющие избавиться от укачивания или хотя бы уменьшить его проявления.
1.2.Задачи
-узнать, какая часть нашего организма ответственна за появление морской болезни;
-разобраться в механизме появления укачивания;
-провести опрос своих одноклассников и узнать, многие ли из них страдают от укачивания;
-выяснить, какими способами можно определить склонность человека к укачиванию;
-найти средства, позволяющие избавиться от морской болезни или уменьшить ее проявления;
-сделать выводы и дать рекомендации по борьбе с укачиванием;
Вложение | Размер |
---|---|
morskaya_bolezn.docx | 58.88 КБ |
Управление образования администрации
Иркутского районного муниципального образования
МКУ ДО ИРМО «Станция юных натуралистов»
Исследовательская работа
«Морская болезнь и как с ней бороться»
Автор: Савина Арина, Ученица 3 «б» класса МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ № 2» | |
Руководитель: Горбунова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО ИРМО «СЮН» |
2016г.
Оглавление
Список использованной литературы 13
Приложение 14
Иногда меня укачивает в транспорте. Хорошо, что это случается не каждый раз, когда я куда-нибудь еду. Но ощущения, при этом бывают настолько неприятными, что мне захотелось узнать, а можно ли сделать что-то, чтобы совсем не укачивало.
К сожалению, укачивание это довольно распространенная проблема. По разным данным от 5 до 30 процентов населения Земли страдают от «болезни движения» или, как ее еще называют «морской болезни». Женщины страдают от укачивания чаще, чем мужчины. Но больше всего от этой напасти мучаются дети с двух до двенадцати лет. В таком возрасте укачивает пятьдесят восемь процентов ребятишек.
Интересно, что укачивание – это не чисто человеческая проблема. Ученые установили, что его могут испытывать практически все животные и даже рыбы.
Укачивание может сильно попортить жизнь. Если кружится голова на качелях или тошнит после каруселей – это неприятно, но от этих развлечений можно легко отказаться. Сложнее, если укачивает в транспорте. Нам почти ежедневно требуется передвигаться по городу на автомобиле или автобусе, и просто так отказаться от этих поездок мы не можем.
Страдающий от болезни движения человек испытывает чувство тошноты, рвоту, у него болит живот, его бросает в холодный пот, ему не хватает воздуха, у него кружится голова, скачет давление, возникает паника. Такие ощущения могут испортить любую поездку, превратить в кошмар путешествие.
Морская болезнь поражает людей не одинаково на разных видах транспорта. Так в самолетах укачивает только около одного процента путешественников, а вот пассажиров небольших судов во время морских путешествий, особенно людей непривычных, может укачать практически всех. Хотя при особенно сильной качке морская болезнь может поразить не только женщин и детей, но даже бывалого морского волка.
Мы считаем, что должны быть способы, позволяющие бороться с укачиванием, уменьшить проявление его симптомов, а лучше совсем избавиться от этой неприятной болезни.
Выяснить причины возникновения морской болезни и условия, способствующие ее возникновению; найти способы, позволяющие избавиться от укачивания или хотя бы уменьшить его проявления.
-узнать, какая часть нашего организма ответственна за появление морской болезни;
-разобраться в механизме появления укачивания;
-провести опрос своих одноклассников и узнать, многие ли из них страдают от укачивания;
-выяснить, какими способами можно определить склонность человека к укачиванию;
-найти средства, позволяющие избавиться от морской болезни или уменьшить ее проявления;
-сделать выводы и дать рекомендации по борьбе с укачиванием;
-Обсуждение интересующей темы с учителем и родителями;
-Изучение литературы и интернет-источников;
-Опрос одноклассников;
-Проведение эксперимента;
Морская болезнь у людей.
Вестибулярный аппарат человека.
Орган, нарушения в работе которого приводят к возникновению укачивания, называется вестибулярный аппарат. Он имеет очень небольшой размер и является частью сложной системы, которая позволяет нам поддерживать свое тело в вертикальном положении, сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве. Благодаря ему мы, даже с закрытыми глазами, можем довольно точно определить свое положение в пространстве. Нарушения в работе вестибулярного аппарата могут привести к нарушению этих важнейших функций.
Завершается развитие этого аппарата лишь к двенадцати, а то и к пятнадцати годам. Именно поэтому дети до двенадцати лет чаще страдают от укачивания.
Вестибулярный аппарат – это орган равновесия. А равновесие смело можно назвать шестым чувством в дополнение к пяти общеизвестным, то есть зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Потеряв обоняние, человек может жить достаточно полноценно (живем же мы по нескольку недель в году с насморком). Возможно, как-то можно обойтись без вкуса. Потеря же зрения, слуха и чувства равновесия делает человека глубоким инвалидом.
Самыми древними чувствами ученые считают зрение и равновесие, которые возникли под действием солнечного света и земного притяжения.
Органы равновесия существуют практически у всех многоклеточных животных. И даже у одноклеточных ученые нашли некие образования, отдаленно напоминающие орган равновесия. Например у инфузорий существует маленький пузырек с кристалликами внутри. Похожие «камешки в пузырьке» есть и у моллюсков, и у медуз, и у ракообразных.
Бывают животные, живущие без слуха или зрения, ведь на Земле немало мест, погруженных в полный, мрак, или куда не проникают звуки. Но земное притяжение существует на всей планете и действует на всех, поэтому неудивительно, что орган равновесия есть практически у всех животных.
Как же устроен наш вестибулярный аппарат? На самом деле у нас целых два вестибулярных аппарата: справа и слева. Расположены они во внутреннем ухе человека. И каждый из них состоит из трех полукруглых трубочек-каналов, заполненных жидкостью. Эти трубочки находятся в трех разных плоскостях. При наклоне головы жидкость в каналах движется и раздражает чувствительные клетки, посылающие сигналы в мозг.
Еще в нашем вестибулярном аппарате есть часть, которая реагирует на ускорение тела, с ее помощью наш организм понимает, что мы идем, бежим или едем на автобусе. Эта часть состоит из заполненного жидкостью мешочка, выстланного изнутри чувствительными клетками, и находящихся внутри этого мешочка камешков, называющихся «отолиты» (от греческого «ушные камни»). Когда мы движемся, камешки смещаются, действуют на чувствительную подкладку мешочка, и мозг получает сигнал. На все наши движения вестибулярный аппарат реагирует мгновенно.
Но человек ориентируется в пространстве не только с помощью органа равновесия. Кроме него нам помогают зрение, а также кожная и мышечная чувствительность. Так, например, когда наш организм ощущает давление на подошвы, он понимает направление действия силы притяжения. Именно сочетание информации, получаемой от мышечной и кожной чувствительности, зрения и вестибулярного аппарата дает нашему мозгу полное представление о положении тела в пространстве и его движении. А мозг дает команды мышцам, как нужно изменить положение тела, чтобы сохранить его в равновесии.
Орган равновесия может работать только в условиях существования земного притяжения. Космонавты, работающие на орбите, находятся в невесомости, а значит, их вестибулярный аппарат не работает. В такой ситуации остается ориентироваться в пространстве с помощью зрения.
У глухонемых людей орган равновесия не работает. Поэтому наклон головы они ощущают с помощью чувствительных рецепторов шеи.
Поскольку наше тело получает информацию о своем положении из трех источников, то любая несогласованность их показаний вызывает у мозга непонимание и панику. Наш организм ощущает несоответствие того, что он видит (в машине мы видим, что находимся неподвижно в салоне), и того, что он чувствует (вестибулярный аппарат едущего в машине человека сообщает, что происходит движение). Мозг человека с самого его рождения учится правильно воспринимать происходящее: ходьба, бег, прыжки. Но когда мы попадаем в необычные условия, например, полет на самолете, качка на корабле,
то мозг получает противоречивые сигналы, включаются разные защитные механизмы и в результате мы имеем все «приятные» симптомы укачивания.
Морскую болезнь может вызвать даже поездка на лифте. Ведь человек привычен к движениям в горизонтальном направлении, движения вверх и вниз ему непривычны и могут вызвать головокружение и тошноту.
Укачать может и от наблюдения за движущейся и мелькающей перед глазами картинки в телевизоре (как за окном едущего поезда). В этом случае глаза говорят человеку, что он движется, а вестибулярный аппарат сигнализирует, что он находится на месте.
Наверное, каждый, кто время от времени страдает от укачивания, знает об этой своей особенности. Но если вдруг раньше вы не сталкивались с этой проблемой и собираетесь в путешествие, как узнать, не укачает ли вас в дороге? Оказывается, есть достаточно простые способы определить, насколько хорошо работает ваш вестибулярный аппарат.
Вот несколько тестов:
Тест 1. Называется он тест Бондаревского. Нужно встать, например, на левую ногу, а правую согнуть в коленке, развернуть ее колено вправо, а пятку этой ноги прижать к внутренней стороне колена опорной ноги. Так ваши ноги будут напоминать повернутую в другую сторону цифру «четыре». Нужно закрыть глаза и стоять в таком положении. А ваш помощник должен с помощью секундомера засечь время. В тот момент, когда нога, на которой вы стоите, сдвинется, или вы потеряете равновесие, секундомер нужно выключить. Существуют нормативы времени. Для восьми лет это 8,3 секунды, для девяти – 10,8 секунд, для десяти – 12,7 секунды, для 11 – 14,4 секунды, для 12 – 15,5 секунды, для 13 – 16,9 секунды, для 14 – 17,7 секунды, для 15 – 17,8 секунды, старше 15 лет -20,4 секунды. Если простоять свою норму не удалось – значит, есть проблема.
Тест 2. Нужно встать. Руки на пояс. Стопы ног поставить в линию, одна за другой так, чтобы носок левой упирался в пятку правой. Закрыть глаза и стоять так пятнадцать секунд.
Тест 3. Встать на носки, руки на поясе. Делать быстрые наклоны головы вправо-влево десять раз.
Тест 4. Встать на носки, руки на поясе. Делать быстрые наклоны головы вперед-назад десять раз.
Тест 5. Встать. Руки на пояс. Стопы ног поставить в линию, одна за другой так, чтобы носок левой упирался в пятку правой. Делать наклоны корпуса вправо-влево пять-шесть раз.
Если получилось сделать все упражнения легко и правильно, значит, ваш орган равновесия работает нормально. А вот если, выполняя эти упражнения, вы почувствовали тошноту и головокружение, то вестибулярный аппарат может подкачать и при поездке.
Мы провели опрос среди своих одноклассников, чтобы выяснить, страдал ли кто-нибудь из них когда-либо морской болезнью. В опросе участвовало тридцать человек. Оказалось, что постоянно укачивает двоих, иногда – десятерых, и никогда не сталкивались с этой проблемой восемнадцать. На вопрос, где их укачивало, мы получили такие ответы: на качелях было нехорошо 1 человеку, на каруселях – 4, в машине – 8, в автобусе – 6, в маршрутке – 8, в поезде – 3, в самолете – 3 и на водном транспорте -2.
Можно сделать вывод, что в нашем классе болезнь движения знакома 40 % детей. А самые опасные «опасные» места, где может укачать – это автомобиль, маршрутка и автобус. Действительно, каждый раз, когда мы выезжаем классом на какое-нибудь мероприятие (в театр, планетарий или музей), в автобусе обязательно сильно укачивает одного или нескольких ребят.
Также мы провели со своими одноклассниками тесты, о которых упоминалось выше. Результаты оказались такие: (См. Приложения)
Тест Бондаревского прошли почти все. Не простояли положенных по возрасту секунд только два человека.
С тестом №2 не справились 6 человек. Во время выполнения теста №3 закружилась голова у 5 человек, во время теста №4 – тоже у 5 человек и во время теста №5 – у 2 человек.
Из двух детей, которые указали, что их укачивает постоянно, один ребенок не справился с четырьмя тестами из пяти, а другой успешно прошел все тесты.
Из десяти детей, которые указали, что их укачивает иногда, один не справился ни с одним тестом, трое успешно прошли все испытания, трое не прошли по одному тесту и трое – по два.
Из восемнадцати детей, которые указали, что их не укачивает, с тестами справились все.
Можно сделать вывод, что те дети, которые не страдают от морской болезни и с тестами справляются без всяких затруднений. А те, кому эта проблема знакома, испытания проходили по-разному.
Ситуация не безвыходная. Во-первых, с возрастом часто морская болезнь проходит. Как я уже упоминала, ею больше всего страдают дети до двенадцати лет.
Во-вторых, оказывается орган равновесия можно тренировать. Тренировка снижает его возбудимость и помогает предотвратить укачивание.
Занимаясь физкультурой и спортом, мы не только тренируем мышцы, но и укрепляем свой вестибулярный аппарат. Тем, кто страдает от укачивания подойдут занятия футболом, волейболом, баскетболом, аэробика и бег. Дело в том, что когда человек перемещается по спортивной площадке с разной скоростью, то его орган равновесия привыкает к нагрузкам, а это помогает избавиться от проблемы укачивания.
Тренировать вестибулярный аппарат можно с помощью простых упражнений. Это различные наклоны, повороты и плавные вращения головы и корпуса. Начинайте с двух-трех повторов, постепенно увеличивая их число в зависимости от самочувствия. Прыжки на батуте, прыжки со скакалкой, упражнения на турнике, кувырки тоже подойдут. Можно тренироваться, качаясь в гамаке, на качелях и каруселях. Главное не переусердствовать.
В-третьих, есть некоторые правила, соблюдая которые мы можем снизить риск возникновения укачивания или уменьшить его проявления. Правила эти довольно просты. Например, во время поездки в транспорте нужно садиться обязательно по ходу движения. Перед путешествием лучше воздержаться от пищи, а накануне не нужно употреблять тяжелую и жирную еду.
Сидя в автомобиле или автобусе смотреть нужно вперед, а не в боковые окна (их лучше закрыть шторками). Ни в коем случае не рекомендуется читать, рисовать, писать и играть на телефоне или планшете.
Сосание леденцов и прохладные напитки небольшими глотками сильно уменьшают риск возникновения укачивания. Сильные запахи могут ухудшить состояние. А вот свежий воздух, наоборот, поможет улучшить самочувствие. Если есть возможность, хорошо почаще делать остановки в пути, чтобы пройтись и подышать свежим воздухом.
Важно и место, где вы сидите. Например, в автомобиле меньше укачивает на переднем сидении (но детям до двенадцати лет на этих местах ездить нельзя). В автобусе лучше не садиться в конце салона. В поездах в последних вагонах всегда качает больше, чем в начале состава. В самолетах меньше всего будет укачивать на местах ближе к крылу.
Если вас стало укачивать в самолете, то нужно откинуться на спинку кресла и стараться держать голову неподвижно. При путешествии по воде советуют не сводить глаз с линии горизонта и держать голову в одном положении.
Рекомендуется также движения ногами: притопывать ступнями, двигать ими с носка на пятку и обратно. Это поможет обмануть мозг, уменьшая несовпадение между показаниями органа равновесия и зрения. Для этой же цели можно закрыть глаза во время поездки.
И в-четвертых, если уж ничто из этого не помогает, то есть специальные лекарства, которые можно употреблять во время поездок, чтобы вас не укачало. Проконсультируйтесь с врачом и, отправляясь в поездку, не забудьте взять с собой средство, снижающее чувствительность вестибулярного аппарата. Они бывают в виде таблеток и даже в виде пластыря, который можно приклеить за ухом, и который будет действовать продолжительное время. Главное соблюдать меру и не злоупотреблять лекарствами, чтобы не возникло привыкание, ведь тогда эти препараты перестанут помогать.
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
Приложения.
Приложение 1. Результаты опроса 3 «Б» класса «Хомутовской СОШ №2»
Таблица 1.
Укачивало ли тебя когда-нибудь? | |
Да, постоянно | 2 ч. |
Иногда | 10 ч. |
Нет, не укачивало | 18 ч. |
Таблица 2.
Если укачивало, то где? | |
На качелях | 1 ч. |
На каруселях | 4 ч. |
В автомобиле | 8 ч. |
В маршрутке | 8 ч. |
В автобусе | 6 ч. |
В поезде | 3 ч. |
В самолете | 3 ч. |
На водном транспорте | 2 ч. |
Приложение 2. Результаты тестирования 3 «Б» класса «Хомутовской СОШ №2»
Таблица 3. Результаты проведения тестов (всего участвовали 30 человек)
Номер теста | Справились/чел. | Не справились/чел. |
Тест 1 | 28 | 2 |
Тест 2 | 24 | 6 |
Тест 3 | 25 | 5 |
Тест 4 | 25 | 5 |
Тест 5 | 28 | 2 |
Таблица №4. Результаты тестирования по группам.
Номер теста | Среди детей, указавших, что постоянно страдают от укачивания (всего 2 человека), справились/чел. | Среди детей, указавших, что иногда страдают от укачивания (всего 10 человек), справились/чел. | Среди детей, указавших, что не страдают от укачивания (всего 18 человек), справились/чел. |
Тест 1 | 2 (100%) | 8 (80%) | 18 (100%) |
Тест 2 | 1 (50%) | 8 (80%) | 18 (100%) |
Тест 3 | 1 (50%) | 6 (60%) | 18 (100%) |
Тест 4 | 1 (50%) | 6 (60%0 | 18 (100%) |
Тест 5 | 2 (100%) | 8 (80%) | 18 (100%) |
Таблица №5. Результаты тестирования среди детей, указавших, что постоянно страдают от укачивания (всего 2 человека)
Справились | Количество/чел. |
Со всеми тестами (100%) | 1 |
С 2 из 5 тестов (40%) | 1 |
Таблица №6. Результаты тестирования среди детей, указавших, что иногда страдают от укачивания (всего 10 человек)
Справились | Количество/чел. |
Со всеми тестами (100%) | 3 |
С 4 из 5 тестов (80%) | 3 |
С 3 из 5 тестов (60%) | 3 |
Не справились ни с одним тестом (0%) | 1 |
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Что общего у травы и собаки?
Новогодние гирлянды
Акварель + трафарет = ?
За чашкой чая