Одной из самых сложных и опасных военных специальностей является профессия моряка-подводника. На протяжении десятков лет в Советском Союзе замалчивались случаи трагедий на субмаринах, которые становились причиной человеческих жертв. Ситуация изменилась в 1989-м году, когда вся страна содрогнулась от известия об аварии на подводной лодке «Комсомолец». Тогда же заговорили о других катастрофах, в том числе об обстоятельствах, при которых погибла подводная лодка «К-8».
Вложение | Размер |
---|---|
pamyati_v.docx | 37.11 КБ |
Памяти В.Б. Бессонова и экипажа подводной лодки «К-8»
Вед. 1. Мечтая о походах в синих далях,
Мы в детстве рисовали корабли.
Но мы тогда еще с тобой не знали,
Что море начинается с земли.
Вед. 2. Одной из самых сложных и опасных военных специальностей является профессия моряка-подводника. На протяжении десятков лет в Советском Союзе замалчивались случаи трагедий на субмаринах, которые становились причиной человеческих жертв. Ситуация изменилась в 1989-м году, когда вся страна содрогнулась от известия об аварии на подводной лодке «Комсомолец». Тогда же заговорили о других катастрофах, в том числе об обстоятельствах, при которых погибла подводная лодка «К 8».
Вед. 3. Судьбы кораблей сродни людским одни складываются счастливо, другие, наоборот, трагично. Именно трагичная судьба ожидала атомную подводную лодку (АПЛ) К-8, ставшую первой, но, увы, не последней жертвой отечественного атомного подводного флота и унесшей на дно 52 человеческих жизни.
Вед. 4. Атомная торпедная подводная лодка К-8 принадлежала к первому поколению наших атомоходов — тех, на чью долю выпали первые походы на полюс и кругосветные плавания. Отечественный атомный подводный флот в то время еще только создавался, и первые лодки таили в себе массу недоделок, грозивших обернуться ежеминутной бедой.
Вед. 1. К-8 — это подводная лодка ВМФ СССР с атомным реактором, которая была создана в рамках реализации проекта 627 А «Кит». К ее строительству приступили в 1957-м году, и летом 1960-го года новая субмарина была зачислена в состав Северного флота. К-8 (подводная лодка) имела следующие технические характеристики:
Вед. 2. В феврале 1970 года командир субмарины К-8 капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов впервые вышел на боевом судне в дальний поход. Во флотской службе он зарекомендовал себя опытным подводником, боевым и решительным командиром. Экипаж его очень уважал, и в немалой степени потому, что командир все свое свободное время отдавал кораблю и подчиненным. Личной жизни у него, по сути, не было.
Вспомним отважного капитана, нашего земляка
Слайд 1
Вед. 3. Всеволод Борисович Бессонов
Слайд 2
Вед. 4. Моряк! Ты видел сто морей.
Стал после каждого сильней.
Моряк, ведь ты тонул не раз,
Но много жизней в жизни спас
Слайд 3
Слайд 4
Вед. 1. Всеволод Борисович Бессонов родился 7 октября 1932 года в с. Ивановское Рыльского района в семье крестьянина. Детские годы провел во Льгове. Окончил среднюю школу.
Слайд 5
Вед. 2. В 1951 году был призван в ВМФ и направлен на учебу в первое Высшее Военно-морское училище подводного плавания. Окончил училище в 1955 году. Проходил службу на Северном флоте. В 1965 году окончил Высшие офицерские специальные классы ВМФ.
Слайд 6
Вед. 3. Службу проходил на Краснознамённом (с мая 1965 года) Северном флоте (КСФ), и считался опытным специалистом по дизельному подводному флоту: будучи командиром минно-торпедной боевой части (БЧ-3) на дизельной подводной лодке.
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9
Вед. 4. С 1968 года В.Б. Бессонов - старший помощник командира атомной подводной лодки (АПЛ) "К-8" (проекта 627А, класса "Ноябрь") 162-й бригады подводных лодок КСФ (посёлок Гремиха Мурманской области).
Слайд 10
Вед. 1. Именно он принимал эту подлодку, прибывшую в том же 1968 году из Северодвинска после ремонта и модернизации, а в 1970 году, - в ночь с 15 на 16 февраля, капитан 2-го ранга В.Б.Бессонов, уже в качестве командира корабля, вывел эту субмарину из Святоносского залива Кольского полуострова в свой первый самостоятельный автономный поход в Атлантику…
Вед. 2. Уходили, как всегда, надолго,
Оставляя мили за кормой.
Их вели приказ и чувство долга
Жарким летом, снежною зимой.
Северной Атлантики просторы
Исходили поперек и вдоль,
Вражеские ждали их дозоры,
Гром побед и поражений боль.
Слайд 11
Вед. 3. АПЛ "К-8" находилась в плавании почти два месяца, выполняя задачи боевой службы в Средиземном море. При возвращении она получила приказание участвовать в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях "Океан-70", в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил "противника", прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание - к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина - 22 апреля 1970 года.
Вед. 4. К-8 предстояло участвовать в маневрах в Северной Атлантике, поэтому в Средиземном море их загрузили с надводного корабля необходимыми средствами жизнеобеспечения, продуктами, водой. Некоторые из членов экипажа, воспользовавшись оказией, отправили письма домой.
Слайд 12
Вед. 3. Однако вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов (Бискайский залив), при всплытии "К-8" с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ.
Слайд 13
Вед. 4. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло всё командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация. Далее пожар распространился на другие кормовые отсеки. Ещё через пять минут лодка всплыла в надводное положение.
Вед. 1. Экипаж корабля во главе с командиром Бессоновым сражался на пределе возможностей. Героем в той неравной битве был каждый. Несколько часов провел один в горящем отсеке мичман Посохин. Задыхаясь от дыма, он продолжал борьбу с огнем, пока не был спасен товарищами. Врач капитан медицинской службы Арсений Соловей пожертвовал собой, отдав свой изолирующий противогаз недавно прооперированному старшине.
Вед. 2. В полном составе погибла на посту первая смена главной энергетической установки (ГЭУ) атомохода: капитан 3-го ранга Хославский, капитан-лейтенант Чудинов и старшие мичманы Шостаковский и Чугунов. Понимая, что огонь вот-вот ворвется в пост, офицеры наглухо задраили дверь. Умирая, они успели заглушить реактор, посадив компенсирующую решетку на концовики. Расчет ГЭУ ценою своих жизней сделал главное — предотвратил возможный тепловой взрыв. Бывшие в других отсеках подводники слышали по внутрикорабельной связи их последние слова: «Нечем дышать. Кончается кислород. Прощайте, ребята, не поминайте нас лихом!..»
Слайд 14 Стихотворение читает __________________
Однозначна подводная
Мера
И высок героический
Миг –
Разделила стеной
Кремальера
Всех Героев –
На мёртвых - живых!
Запишите, потомки,
В скрижали,
Чтобы знал
Обезумевший век:
«В час беды не ушли,
Не сбежали,
Не покинули
Дымный отсек!»
Из горящих отсечных
Отдушин
Оглушили слова,
Словно гром:
«Всё! Прощайте!
Реактор заглушен!
Поминайте, ребята,
Добром!»
Время годы
Печальные гонит,
А Родина помнит
Тех, кто умер,
Спасая её!
Вед. 3. К-8 медленно раскачивалась на волнах Атлантического океана. Проходившему невдалеке канадскому судну подали сигнал бедствия — пять красных сигнальных ракет. Но судно описало вокруг лодки дугу и удалилось, скрывшись за горизонтом.
Вед. 4. Утром 10 апреля на горизонте показалось другое судно. Снова дали сигнальные ракеты. К терпящим бедствие морякам подошло болгарское торговое судно «Авиор». Немедленно через Варну в Москву ушла радиограмма. Теперь К-8 могла рассчитывать на помощь. Вопрос был в другом: успеют ли спасательные силы прийти на помощь подводной лодке? Смогут ли подводники дождаться их прихода?
Слайд 15
Вед. 1. Решив после возникновения пожара немедленно всплывать, командир АПЛ В.Б. Бессонов обеспечил спасение более чем половине экипажа. На центральном командном пункте ВМФ руководство спасательной операцией взял на себя главнокомандующий, адмирал флота С. Горшков. В район происшествия направлялось все, что только можно. Корабли шли самым полным ходом, но расстояние было слишком большим от ближайшего из кораблей — гидрографического судна «Харитон Лаптев» — до терпящей бедствие лодки лежало без малого 470 миль.
Вед. 2. Тем временем стала резко ухудшаться погода. Бискайский залив — место, печально известное своими штормами, достигающими здесь небывалой силы. Теперь экипажу К-8 предстоял еще и бой с разбушевавшейся стихией. К этому времени Бессонов уже переправил шлюпками на борт «Авиора» и подошедшего советского теплохода «Касимов» две большие группы подводников. К вечеру 11 апреля на борту атомохода оставалось лишь 22 человека во главе с командиром и старшим помощником Виктором Ткачевым.
Вед. 3. Трое суток в невероятно тяжелых условиях экипаж вёл мужественную борьбу за спасение атомохода. 52 человека, включая самого Бессонова, нашла свою смерть на подлодке, положив начало трагическим авариям советских атомных субмарин (к этому времени на дне Атлантического океана уже лежали две американские АПЛ - "Трешер" и "Скорпион")…
Слайд 16
Вед. 4. В 6 часов 13 минут 12 апреля 1970 года на всех трёх судах Морского флота СССР, прибывших на помощь морякам-подводникам - "Саша Ковалев", "Комсомолец Литвы" и "Касимов", наблюдали динамический удар, после чего "К-8" исчезла с экранов радиолокаторов…
Слайд 17
Вед. 1. Тело командира подлодки капитана 2-го ранга Всеволода Борисовича Бессонова пытались поднять на борт спасатели. Его схватили за окоченевшую руку, в которой был зажат список экипажа. Но штормовая волна навсегда унесла Бессонова в океан. Выхватили только список. Даже мёртвым он выполнял свой командирский долг...
Вед. 2. Можно ли было спасти лодку? Часть специалистов склонна считать, что такой шанс был. Но этому помешали как минимум два обстоятельства: отсутствие связи, что не позволило вовремя сообщить о происшедшем пожаре, а также шторм, разыгравшийся в ночь на 12 апреля и значительно ускоривший трагическую развязку.
Стихотворение читает __________________
И выполнили свой военный долг.
Вот только не увидят больше солнца,
Но каждый сделал то, что сделать мог.
Их пятьдесят два – красивых и задорных.
В воде держались из последних сил,
Но волны оказались все ж проворней,
И, холод моря, сильных поглотил.
Пожар в отсеке был всему причиной,
Но лодку, все спасали до конца,
И каждый показал себя мужчиной…
Слайд 18
Вед. 3. Всю команду - и мёртвых и живых представили к государственным наградам. Офицеров и мичманов, а также всех погибших - независимо от воинского звания наградили орденами Красной Звезды, оставшихся в живых матросов - медалью Ушакова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, награждён орденом Ленина, Красного Знамени, медалями.
Вед. 4. Тем временем в заполярном гарнизоне Гремиха оповещались семьи погибших. Женам о случившемся сообщали более чем лаконично: «Ваш муж, выполняя боевую задачу, погиб и захоронен в море». В политическом донесении в адрес московского начальства говорилось: «Весть о гибели мужей и отцов в семьях воспринята с пониманием. Горечь утраты переносится мужественно. Неправильных настроений, высказываний среди жителей поселка нет…»
Слайд 19
Вед. 1. Ежегодно к памятнику погибшим в океане возлагаются венки, приходит тех, кто помнит те страшные апрельские дни 1970-го
Слайд 20
Вед. 2. Именами командира "К-8" В.Б. Бессонова названы улицы посёлка Гремиха (ныне закрытое
административно-территориальное образование город Островной), где в память о подлодке "К-8"
и её экипаже воздвигнут памятник.
Слайд 21
Вед. 3. Во Льгове именем Всеволода Борисовича Бессонова названа средняя общеобразовательная школа № 1
Слайд 22
Вед. 4. Спустя 4 года после аварии в заполярном гарнизоне Гремиха был установлен монумент.
На нем можно увидеть членов экипажа К-8 (подводная лодка), список погибших и надпись
«морякам-подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой».
Слайд 23
Вед. 1. Через 38 лет, в канун Дня Военно-морского флота России, на родине героя, в городе Льгове Курской области, 26 июля 2008 года был открыт памятник командиру АПЛ «К- 8» Всеволоду Борисовичу Бессонову. Это фактически второй памятник экипажу «К-8» на просторах необъятной России.
Слайд 24
Вед. 2. Автор памятника известный скульптор Владимир Иванович Бертенёв. Его замысел — командир руководил экипажем героев, поэтому за его головой поместил лица членов экипажа «К-8».
Слайд 25
Вед. 3. Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Слайд 26
Вед. 4. О подвигах - стихи слагают.
О славе – песни создают.
"Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!”
Стихотворение читает __________________
Мы на той широте и на той долготе,
Только робко Атлантика лижет борта,
Но погода не та, да и волны не те –
Тишина над водой полный штиль, красота!
За бортом, как слеза, голубая вода
И веселого солнца играют лучи.
От недавнего здесь не осталось следа,
Только сердце о прошлом истошно кричит.
Это было апрельским трагическим днем,
Дым угарный людей по отсекам косил.
Трое суток боролись ребята с огнем,
На четвертые уж выбивались из сил.
Как молоды, подтянуты, красивы
Неброскою мужскою красотой,
В подводный флот пришли сыны России,
Чтоб годы службы мерить глубиной.
Служили все они в одной команде
От командира лодки до юнца.
Их пятьдесят два – и мы за них в ответе.
Пусть над Бискаем грозный стихнет ветер,
А мы – одну минуту помолчим.
Объявляется минута молчания
Преклоняемся перед теми, кто, жертвуя своей жизнью, подарил будущее. Прошу минутой молчания почтить погибших в этой страшной трагедии.
Песня 7 а класса о Родине
На этом наше мероприятие заканчивается. Спасибо всем, кто пришёл к нам сегодня
Звучит фонограмма песни «Глубина».
Звучит патриотическая песня (гр. Любе «Помилуй, Господи, нас грешных»)
- - - - - - - - - - - - -
Погибших подводников вспоминают в России ежегодно 7 апреля. День 7 апреля выбран в качестве памятной даты в воспоминание о трагической гибели подводной лодки Северного флота К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года.
Профессия моряка-подводника – одна из самых опасных, тяжёлых и ответственных военных профессий. Моряки-подводники подвергаются ежеминутному риску, погибая как в военное, так и в мирное время. За более чем вековую историю русского подводного флота произошло несколько десятков аварий подводных лодок, которые повлекли жертвы среди личного состава.
За послевоенные годы погибли 12 отечественных подводных лодок. Всего в катастрофах и авариях за этот период страна потеряла свыше 800 подводников.
Список затонувших атомных подводных лодок.
1. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К-8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости. Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К-8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из-за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К-8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа.
2. 24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К-27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.
3. 6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К-219. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".
4. 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К-278 "Комсомолец", получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.
5. 12 августа 2000 года в ходе проведения военно-морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка АПЛ К-141 "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.
6. 30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К-159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.
Рисуем "Ночь в лесу"
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Попробуем на вкус солёность моря?
Проказы старухи-зимы
Рисуем подснежники гуашью