Это исследовательская работа ученицы 3 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
nir_chit_portret.docx | 24.35 КБ |
МБОУ «Загустайская средняя общеобразовательная школа»
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Русский язык и литература. Творчество»
Исследовательская работа
«Читательский портрет третьеклассника»
Выполнила: Гармаева Катя, ученица 3 «б» класса
Руководитель: Балданова Т.К
с. Тохой 2016 г.
Введение
Читать я очень люблю. Но вот в классе я иногда слышу от одноклассников, что читать любят не все. Мне стало интересно, кто и как относится к чтению. А находясь в библиотеке и наблюдая за детьми, мне стало любопытно, кто чаще приходит в библиотеку и для кого чтение любимое занятие – для мальчиков или для девочек. Мне показалось, что мальчики меньше любят читать, чем девочки. Мне захотелось узнать, так это или нет, что любят читать мои сверстники?
Я проводила исследование с помощью анкетирования, опроса, интервью и анализа читательских формуляров. В исследовании приняли активное участие ученики 3 б класса нашей школы, а это 15 девочек и 9 мальчиков, всего 24 учеников.
Объект исследования: Читательские интересы учащихся в возрасте 8 – 9 лет.
Предмет исследования: Чтение младших школьников.
Гипотеза: Девочки любят читать больше, чем мальчики и чаще посещают библиотеку.
Цель: составить читательский портрет третьеклассника
Задачи:
1. Исследовать, кто больше читает: мальчики или девочки в третьих классах.
2. Изучить читательские интересы мальчиков и девочек.
3. Проанализировать – кто чаще посещает библиотеку мальчики или девочки.
Методы
1. Наблюдение;
2. анкетирование;
3. опрос
3. интервьюирование учителей, библиотекаря;
4. анализ читательских формуляров;
5. обобщение.
Новизна исследования заключается в исследовании читательских интересов третьеклассников и составлении обобщённого портрета – читателя-третьеклассника Загустайской средней школы.
Исследовательская часть
Я провела опрос своих одноклассников. (Приложение №1) Из ответов я поняла, что девочки больше любят читать (8) играть с друзьями, (5) играть в компьютерные игры.(2)
А мальчикам интереснее играть с друзьями (3) , они увлечены компьютерными играми (3), чтением (2), просмотром телевизора(1). То есть чтение как любимое занятие стоит на третьем месте у мальчиков. А у девочек чтение стоит на первом месте.
Было проведено анкетирование третьеклассников (приложение №2)
На вопрос «как ты считаешь, может ли человек прожить без книги?» из 9 мальчиков
«нет» ответили 6 человек, а трое ответили «не знаю». 10 девочек ответили «нет», «не знаю» - 5 девочек.
На вопрос «нравится ли тебе читать?» все девочки ответили «да», а из 9 мальчиков 6 ответили «да», нет-2, 1 ученик ответил- «лучше смотреть мультик». Все девочки отметили, что любят получать книги в подарок, а половина мальчиков предпочитают другой подарок.
На вопрос «Какие книги ты любишь читать?» мальчики ответили, что они больше любят читать книги о животных – 7 человек, На второе место мальчики поставили сказки.
Книги о ровесниках в ответах мальчиков оказались на последнем месте. Таким образом, мальчики больше любят читать книги о животных.
При изучении анкет девочек сложилась совершенно другая картина.
На первом месте, сказки – 10 девочек, второе место занимают книги о сверстниках. Книги о животных лишь на третьем месте.
Для изучения интересов ребят, был проведён анализ читательских формуляров. (Приложение №3) Я посчитала сколько раз мои одноклассники в 2015 году посетили школьную библиотеку. Девочки обратились в библиотеку - раз, а мальчики - раз. И можно сделать следующий вывод: Девочки ходят в нашу школьную библиотеку в 3 раза чаще, чем мальчики.
Также, анализируя читательские формуляры, я выяснила, что многие мальчики и девочки интересуются сказками. Это сказки А.С.Пушкина, народные сказки, сказки зарубежных писателей. Мои одноклассники читают стихи русских поэтов, басни И.А. Крылова, рассказы Л.Н.Толстого. Мальчики также выбирают рассказы о войне. Многие ученики выбирают интересный журнал «Почемучка», а когда я спросила, почему именно этот журнал, мне ответили: а потому, что других в нашей библиотеке нет.
Интервьюирование учителей показало, что интерес к чтению падает у учащихся от года к году. Дети читают, в основном, произведения из учебника «Литературное чтение» Причины разные: отсутствие интереса к чтению, неумение выбрать нужную книгу, лень, другие интересы.
Интервьюирование библиотекаря показало, что дети чаще всего обращаются за справочной литературой или произведениями, заданными по программе.
На основании результатов исследования я составила читательский портрет моего сверстника:
«Наш Читатель - это третьеклассник – хорошист и отличник. Он любит читать, но, к сожалению, читает не часто. Чаще всего читает то, что есть дома на книжной полке, или то, что задано на урок литературного чтения. При этом ему интересно, что читают его сверстники. Они редко обсуждают с ним прочитанное, но иногда возникает желание предложить другу книгу. Читатель прислушивается к мнению учителя и обращает внимание на книги, рекомендованные взрослыми. Читатель, возможно, и прочёл бы что-нибудь интересное, но он не знает, что бы ему почитать.
Поэтому, нами совместно с учителями и библиотекарем, родителями был составлен рекомендательный список литературы для чтения (Приложение № 4). Обсудив данные результаты исследования с учителями, библиотекарем, с нашими родителями (на родительском собрании), мы наметили ряд совместных мероприятий, направленных на расширение круга чтения, приобщению учащихся к чтению.
Также, мы предлагаем ряд мероприятий по пропаганде пользы чтения, расширению читательских интересов (приложение №5)
- акция в поддержку чтения «Читаем, играем, думаем, рассказываем»;
- конкурс рисунков "Мой любимый литературный герой";
- конкурс отзывов о любимый книге;
- читательская конференция;
- выставка в библиотеке "Новинки литературы";
- литературная викторина "Мама, папа, я - читающая семья";
- творческая работа "Мой читательский портрет";
- конкурс знатоков литературных произведений;
- заочная викторина "Знатоки литературы";
- экскурсии в сельскую библиотеку
- литературные праздники;
- составление рекомендательного списка литературы для учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше поколение живет в быстро меняющемся, сложном мире. Важно, чтобы мы выросли честными, добрыми, чуткими, справедливыми. На формирование этих качеств направлено чтение художественной литературы.
Дети читают по разным причинам: домашнее задание, требование учителя, родителей. На самом деле, я думаю, что дети должны читать самостоятельно, без принуждения, с увлечением.
Вывод
После проведения исследования моя гипотеза подтвердилась. Девочки читают больше, и оказалось, что посещают библиотеку девочки гораздо чаще мальчиков.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи реализованы. Выявлены читательские интересы третьеклассников, портрет читателя составлен.
Нами составлен рекомендательный список литературы для чтения 3 классов. В него входят не только произведения школьной программы, но и дополнительная литература. Таким образом, сделана попытка расширить круг чтения учащихся 3 классов.
Проведённое исследование имеет важное значение как для учащихся, так и для учителей, родителей, библиотекарей. Исследование носит практический характер, так как в совместную деятельность вовлечены были ученики, родители, учителя, библиотекарь.
.
Свою исследовательскую работу в дальнейшем я планирую продолжить и изучить чтение учащихся начальных классов. Мы с нетерпением ждем начала следующего учебного года, чтобы снова опросить учащихся нашей школы. Хочется выяснить, каким станет наш Читатель через год?
Список использованной литературы:
1. Новикова Т.А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе. // Школьная библиотека» № 2 – 1995 г. - С. 10 - 12.
2. Соловьев Е.Н. Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека. // Школьная библиотека» № 9 – 2002 г. - С. 60.
3. Чарина И.Т. Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. // Школьная библиотека № 7 – 2002 г. - С. 15 - 16..
4. Шарков А. Н. Любите ли вы читать? - М., 2010 г. - С. 15.
5. Щеглов Н. П. Читательский интерес: как его развить? - Саратов, 2011 г. - С. 45.
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем белые грибы пастелью
Злая мать и добрая тётя
Как напиться обезьяне?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой