И что же это за секрет здоровья, о котором пока известно не столь широко, как должно быть? Речь идет о биологической обратной связи (БОС) и созданных на ее основе специальных оздоровительных и лечебных методиках.
Метод БОС – терапии активно используется в зарубежных странах, в США, Испании, Израиле и Швейцарии, а вот в России считается ещё чем-то экзотическим и не слишком понятным. Хотя именно учение знаменитого российского учёного И.П.Павлова о рефлексах и стало «отправной точкой» в создании этого метода. Развивая учение Павлова о рефлексах, П.К. Анохин доказал, что принцип обратной связи является одним из важнейших способов регулирования приспособительных реакций человека, стабилизации его внутренней среды и душевного равновесия.
Вложение | Размер |
---|---|
goryunova_bos.doc | 179.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Маслянская средняя общеобразовательная школа
Простой секрет здоровья – метод БОС
Автор:
Горюнова Юлия Андреевна,
ученица 9 класса
Руководитель:
Мыльникова Надежда Вячеславовна,
учитель-логопед
п. Маслянский
2017 год
Если бы люди правильно дышали,
то болезни стали бы редкостью.
Авиценна
Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета дышит, развивается как живой организм.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Тема проекта: «Простой секрет здоровья – метод БОС».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Специальные термины»
И что же это за секрет здоровья, о котором пока известно не столь широко, как должно быть? Речь идет о биологической обратной связи (БОС) и созданных на ее основе специальных оздоровительных и лечебных методиках.
Метод БОС – терапии активно используется в зарубежных странах, в США, Испании, Израиле и Швейцарии, а вот в России считается ещё чем-то экзотическим и не слишком понятным. Хотя именно учение знаменитого российского учёного И.П.Павлова о рефлексах и стало «отправной точкой» в создании этого метода. Развивая учение Павлова о рефлексах, П.К. Анохин доказал, что принцип обратной связи является одним из важнейших способов регулирования приспособительных реакций человека, стабилизации его внутренней среды и душевного равновесия.
Цель проекта: ознакомление с методом БОС, направленным на создание условий для сохранения и укрепления здоровья.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
Объектом исследования является процесс формирования здоровья обучающихся через здоровьесберегающую технологию БОС.
Предмет исследования: метод БОС.
При проведении исследования был применён комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:
Практический результат проекта: создание буклета и памятки с рекомендациями по выработке диафрагмально-релаксационного дыхания, разработка и проведение викторины «Простой секрет здоровья – метод БОС» для учеников 9 класса, представление результатов работы в форме слайд – шоу.
Тип проекта: информационно – исследовательский.
Источники устной информации: рассказы учителя-логопеда, одноклассников, родителей.
Источники документальной информации: литература по теме, интернет - ресурсы.
Гипотеза: если освоить диафрагмально-релаксационное дыхание по методу БОС, то можно защититься от неблагоприятных факторов внешней среды, следовательно - повысить уровень здоровья.
Актуальность работы
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
Принцип метода БОС прост: человеку дается возможность увидеть и услышать, как работает один из его органов, а затем, опираясь на эту информацию, обучают правильным, с точки зрения физиологии, навыкам, обеспечивающим их совершенную работу.
Таким образом, БОС позволяет путем обучения снабдить каждого из нас набором навыков для сохранения, укрепления или восстановления своего здоровья.
Состав кабинета БОС
Комплекс, состоящий из прибора (биологически обратной связи) и ПК, предназначен для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС.
Датчики прибора регистрируют частоту сердечных сокращений (ЧСС) с поверхности тела человека. Зарегистрированные сигналы ЧСС усиливаются, обрабатываются и передаются в ПК. Программа «Дыхание» преобразует биоэлектрические сигналы и предъявляет их человеку в понятной аудио - визуальной форме в виде игровых сюжетов на экране монитора.
Суть метода биологической обратной связи – правильное дыхание.
Что же собой представляет дыхание здорового человека. Здоровый человек делает вдох. На вдохе обязательно бронхи должны раскрыться, увеличить свой просвет, чтобы атмосферный воздух свободно попал в бронхо -легочную систему. Из бронхо -легочной системы кислород передается крови, а кровь разнесет кислород по всем клеточкам организма, обратным ходом отдаст избыток углекислого газа бронхо-легочной системе. Самое главное в дыхании человека: на вдохе бронхи должны раскрыться, а на выдохе они должны эффективно сократиться. Расслабление мышц бронхов на вдохе и сокращение их на выдохе.
Диафрагмально - релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией.
Есть такая мышца-диафрагма. Она работает в организме как насос. При каждом вдохе и выдохе. Больше чем на 90 процентов работа этой мышцы обеспечивает газообмен человека. Внешне этот вид дыхания выглядит как дыхание животом. На вдохе живот должен обязательно, как шарик, надуться, а на выдохе он должен втянуться полностью. На вдохе диафрагма напрягается, а на выходе она расслабляется. Дыхание должно быть релаксационным, то есть вспомогательная дыхательная мускулатура не должна участвовать в процессе дыхания. Мышцы плечевого пояса и верхних отделов грудной клетки должны быть расслаблены.
После того как человек понял, что дышать нужно животом, можно начать сеанс БОС - тренировки.
Оздоровительная работа по методу БОС в нашей школе началась в 2011-2012 учебном году, когда мы были в 3 классе. Цель уроков здоровья – нормализовать внутреннее физиологическое состояние организма, добиться гармоничной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи.
На уроках используется тренажёр БОС «Дыхание».
Методика предписывает проведение оздоровительного курса в несколько этапов
Курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС
состоит из 3-х теоретических и 12-ти практических занятий. Подготовительный этап включает 3 теоретических занятия: о дыхательной системе человека, газообмене, правильном дыхании, методе БОС.
Основной этап включает12 практических занятий: освоение, постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем тренажера БОС.
Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы (тренировки) и период отдыха. В периоды работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.
В периоды отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, то есть предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Для этого показываются тематические слайды («города мира», «животные», «рыбы», «природные явления»), сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.
Время периода работы постепенно увеличивается от 2-х до 4-х минут. Период отдыха от 1-ой до 2-х минут. Общее время сеанса также увеличивается постепенно от 10-ти до 24-х минут.
Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания следующая:
- необходимо занять удобное комфортное положение, сидя;
- плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
- сделайте медленный вдох через нос и постарайтесь при этом надуть живот;
- сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки», живот нужно втянуть;
- следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;
- необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить
фаза вдоха;
- применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает легкие;
- при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.
Величина ДАС (показатель степени гармонии работы дыхания и сердца, а именно – разница значений пульса на вдохе-выдохе) является паспортом здоровья
Чем больше величина ДАС, тем лучше уровень здоровья человека, лучше функционируют физиологические системы. Именно поэтому показатель ДАС является средством оценки уровня здоровья. Этот показатель даёт возможность выставлять на каждом занятии оценку за здоровье.
Результаты первого сеанса часто бывают низкими. Чтобы повысить показатель ДАС и улучшить свое здоровье, необходимо ежедневно дома тренировать технику диафрагмально-релаксационного дыхания и посещать сеансы БОС в школе.
Через 12–15 сеансов показатель ДАС заметно увеличивается, ваш биологический возраст будет соответствовать паспортному. Со здоровьем у вас станет все в порядке!
Паспорт здоровья и биологический возраст человека.
ДАС в уд/мин | Биологический возраст в годах | Уровень здоровья в баллах |
37 и больше | 0-9 | 91-100 |
33-36 | 10-19 | 81-90 |
29-32 | 20-29 | 71-80 |
25-28 | 30-39 | 61-70 |
21-24 | 40-49 | 51-60 |
17-20 | 50-59 | 41-50 |
13-16 | 60-69 | 31-40 |
9-12 | 70-79 | 21-30 |
5-8 | 80-89 | 11-20 |
0-4 | 90 и более | 0-10 |
Результат выражен в цифрах, а специальная шкала позволяет сопоставить их с показателем, который должен быть у человека соответствующего возраста.
А теперь остается достаточно несложная операция: показатель паспорта здоровья переводится в понятную и доступную систему – шкалу оценок, принятую в школе. Кто-то получает по здоровью «пять», кто-то – «четыре с минусом», а двойка может стать тревожным сигналом: у этого ученика со здоровьем большие проблемы. Но плохие оценки можно исправить – точно так же, как тройки по физике или математике.
После занятия на тренажёре дыхания на экране появляются солнышки, оценка здоровья в баллах. Можно прокомментировать:
5 - есть «пятёрка»- будь ты рад: значит, дружбе нет преград!
4 – есть «четыре» - хорошо: верной тропкою пошёл.
3 – «три»– посмотри, что ещё не так внутри!
2 – если «два» - здоровье просит, чтоб ему помог ПоБОСик!
1 – коль «один» - тебе сигнал - организм в беду попал!
Взаимосвязь величины ДАС и оценки здоровья.
0-9 лет 10-19 лет
ДАС в уд/мин | Оценка здоровья в баллах | ДАС в уд/мин | Оценка здоровья в баллах |
37 и больше | 5 | 33 и больше | 5 |
28-36 | 4 | 25-32 | 4 |
19-27 | 3 | 17-24 | 3 |
10-18 | 2 | 9-16 | 2 |
0-9 | 1 | 0-8 | 1 |
По окончании курса оздоровительной дыхательной гимнастики, каждый ученик получает индивидуальный отчет (анализ результатов оздоровительного курса для каждого учащегося с рекомендациями).
Индивидуальный отчёт – сводная информация о ходе и результатах уроков «БОС-Здоровье», посещаемых конкретным учеником. Отчёт предназначен для контроля изменений уровня здоровья конкретного ученика и, соответственно, оценки эффективности проведённого оздоровительного курса уроков «БОС-Здоровье».
Представляю информацию о динамике формирования навыка правильного дыхания в виде графиков пульсограмм на разных этапах курса практических курсов «БОС-Здоровье» ученицы 9 класса – Горюновой Юлии (мой отчёт). (рис. 1.)
1 урок 12 урок
Рисунок 1. Динамика формирования навыка правильного дыхания
1-й урок – ученик начинает формировать навык правильного дыхания.
12 урок – график позволяет оценить, как сформировался навык правильного дыхания с помощью БОС.
Следующим разделом индивидуального отчёта является таблица результатов уроков здоровья (Табл.2.1.), где представлена динамика изменений уровня здоровья.
Таблица 1.
Результаты уроков здоровья
До начала уроков | Итог за первые три урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого за последние три периода урока |
ДАС (10) | ДАС (19) | 18 | 19 | 20 | 20 | 25 | 30 | 28 | 25 | 26 | 25 | 34 | 26 | ДАС (28) |
ЧД (11) | ЧД (8) | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | ЧД (7) |
оценка (2) | оценка (3) | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | оценка (5) |
График 1.Динамика уровня здоровья
Итоги:
1.Горюнова Юлия – ученица 9 класса, прошла курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС в количестве 13 практических занятий.
2. Динамика формирования правильного диафрагмально- релаксационного дыхания с максимальной ДАС.
Исходный навык дыхания до начала уроков ДАС – 10 уд/мин,
ЧД =11дых/мин
Первые три урока – навык правильного дыхания сформирован. ДАС=19 уд/мин, ЧД=8 дых/мин
Последние три урока – навык правильного дыхания улучшен, о чём говорит увеличение ДАС до 37 уд/мин и замедление ЧД до 7 дых/мин.
3. Динамика оценок здоровья:
Исходный уровень до начала уроков – оценка «2»
Первые 3 урока - оценка «3», последние 3 урока – оценка «5».
4. Исходный уровень здоровья до начала занятий неудовлетворительный. Уровень здоровья в начале занятий удовлетворительный. В конце занятий обнаружено существенное улучшение уровня здоровья. Рекомендуется продолжить уроки «БОС-Здоровье».
Групповой отчёт – структурированная информация о ходе и результатах уроков «БОС - Здоровье», посещаемых учениками 9 класса.
1.Ученики 9 класса МАОУ Маслянская СОШ в количестве 23 человек прошли курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС.
2. Динамика оценок уровня здоровья
Исходный уровень до начала уроков – средняя оценка 2.1 балла первые 3 урока – средняя оценка 2.3 балла, последние 3 урока – средняя оценка 3.2 балла.
3. Динамика изменений уровня здоровья учеников
В начале занятий (первые 3 урока) уровень здоровья по сравнению с исходными увеличился на 0,2 балла. В конце занятий по сравнению с первыми 3-мя уроками обнаружено улучшение среднего уровня здоровья на 0,9 балла (исходный уровень – 2,1 балла). Количество учеников с «отличным - хорошим – удовлетворительным» уровнем здоровья увеличилось 22 % до 87%, а с неудовлетворительным – уменьшилось с 78% до 13% . Для получения эффекта дальнейшего подъёма среднего уровня здоровья рекомендуется проведение повторных курсов уроков «БОС – Здоровье», 13% учеников нужны дополнительные индивидуальные занятия в школе и дома, а также комплекс оздоровительных мероприятий, ученикам, имеющим неудовлетворительные оценки за здоровье, рекомендуется пройти комплексное (медицинское, психологическое) обследование.
Вся информация по сеансам «БОС» проходит компьютерную
обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех учащихся обрабатываются, что позволяет получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы учеников, в ходе курса оздоровительных уроков.
Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.
Теперь мы поговорим о содержании сеанса тренировки дыхания и даже попробуем потренироваться.
Дыхание животом помогает снять напряжение, расслабиться.
Сейчас мы с вами поучимся расслабляться.
Во время релаксации делайте короткий вдох носом, живот надувается, выдох через рот как через трубочку, живот сдувается.
(Звучит тихая, спокойная музыка.)
Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте себя далеко-далеко от шума улиц и стрессов жизни. Услышьте звуки природы: журчание ручейка, пение птиц; почувствуйте нежное, ласковое летнее солнышко.
Расслабьтесь, сбросьте напряжение дня и отправляйтесь в удивительное путешествие туда, где вы больше всего любите отдыхать, где вам легко, спокойно и комфортно.
Отдыхайте, пока звучит музыка. Дышите животом. На счет 3 откройте глаза. 1–2–3 – открываем глаза.
Поздравляю Вас с первым уроком! Вы узнали простой секрет здоровья – метод БОС.
Каковы результаты применения метода БОС?
БОС - высокоэффективный, абсолютно безвредный метод диагностики и восстановительного лечения, который позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозированно подбирать каждому пациенту нагрузку для тренировки и эффективно контролировать ее выполнение, задействуя резервы организма.
Обширный зарубежный и отечественный опыт доказал высокую эффективность метода. Так, его применение сокращает сроки реабилитации в 2-2,5 раза, снижает медикаментозную нагрузку в 1,5-2 раза, эффективно включает резервы человеческого организма и совершенствует механизмы саморегуляции.
Влияние технологии «БОС - Здоровье» проводилось через опрос обучающихся, моих одноклассников. Было опрошено 23 ученика 9 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «Из отзывов обучающихся 9 класса»
Было предложено ответить на вопрос об изменениях, которые они наблюдают у себя после пройденных занятий на тренажере «БОС – Здоровье». Цифры ярко свидетельствуют о тех положительных изменениях в здоровье школьников, которые принесли им Уроки здоровья. Получены следующие данные:
Для закрепления знаний о методе БОС была разработана и проведена викторина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Викторина «Простой секрет здоровья – метод БОС» Выводы:
Школьники говорят: Уроки здоровья помогают брать себя в руки в трудных ситуациях, например, быть спокойными и сосредоточенными на контрольной работе или во время экзаменов. Уроки здоровья учат противостоять стрессам.
Медики утверждают: Уроки здоровья защищают наших учащихся от простуд, ОРЗ и ОРВИ, а также от бронхо - лёгочных и сердечно-сосудистых заболеваний
Положительные результаты отметили и родители. Очевидно, применяемая технология здоровьесбережения имеет положительное влияние на здоровье учащихся.
Большинство учащихся отмечают, что освоили навыки диафрагмального дыхания, научились расслабляться, стали хорошо разбираться в компьютерной программе и могут научить других детей и своих родителей. Все учащиеся с большим желанием занимаются повторными сеансами «БОС», быстро вспоминают навык диафрагмального дыхания и показывают высокие результаты.
Метод БОС позволяет натренировать мускулатуру, участвующую в процессе дыхания. Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путем последовательной тренировки в выполнении статистических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания. Оценка показателей осуществляется на каждом занятии и свидетельствует об умении расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение. Таким образом, рабочая гипотеза во время исследования подтвердилась. Если освоить диафрагмально-релаксационное дыхание по методу БОС, то можно защититься от неблагоприятных факторов внешней среды, следовательно - повысить уровень здоровья.
В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом». Сегодня вы освоили технику диафрагмального дыхания, чтобы закрепить результат я предлагаю вам памятки и буклеты. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. «Памятки и буклеты по закреплению диафрагмально-релаксационному типу дыхания». Дышите и будьте здоровы!
Список литературы
1. Учебник здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
2. Учебник здоровья для среднего школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
3. Учебник здоровья для старшего школьного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.
4. А.А. Сметанкин. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь. СПб., 2001.
5. А.А. Сметанкин. Открытый урок здоровья. СПб.: Питер, 2005 г.
Электронный ресурс.URL: http://www.icfcst.kiev.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Специальные термины:
АРИТМИЯ СЕРДЦА —
общее название различных видов нарушений ритма сердечных сокращений. Синусовая дыхательная аритмия – при вдохе ритм сердечных сокращений ускоряется, при выдохе – замедляется.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ —
понятие, отражающее степень жизнеспособности организма и степень его старения. БВ служит для определения соответствия календарного возраста человека популяционной норме. В зависимости от величины отклонения биологического возраста от календарного выделяют пять групп: 1 группа – отклонение от -15 до -9 лет; 2 группа отклонение от -9 до -3 лет 3 группа – отклонение от -3 до +3 лет; 4 группа отклонение от +3 до +9 лет; 5 группа отклонение от +9 до +15 лет. Первая группа соответствует резко замедленному развитию, а пятая резко ускоренному темпу старения человека. Третья группа отражает примерное соответствие индивидуального биологического возраста человека популяционному стандарту. По биологическому возрасту определяется степень здоровья человека. Если БВ человека превышает его ДБВ (должную биологическую величину) на 4.4±0.7 года, то это соответствует состоянию "предболезни" (группа ослабленных и нуждающихся в оздоровлении); если БВ человека превышает ДБВ на 6.2±0.2 года, то человек попадает в группу риска и нуждается в углубленной диагностике и подлежит реабилитации.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ или БОС – передача человеку с помощью технических средств информации о том, как работают его органы и системы (он начинает видеть, слышать и понимать те процессы, которые идут в его организме) и предоставление ему возможности самостоятельно корректировать их работу, подключая к процессу коррекции мощные механизмы сознания, обучения и памяти. Человек овладевает способностью управлять организмом и наращивать уровень его защитных сил.
ГАЗООБМЕН —
процесс выравнивания неравенства парциальных давлений газов в двух средах. В результате потребления кислорода клетками и образования в них углекислого газа в живом организме внутри клетки создается пониженное парциальное давления кислорода и повышенное — углекислого газа. Этот факт является побудительным фактором прямого дыхания простейших организмов и непрямого дыхания высших животных с привлечением дыхательной системы. В процессе дыхания и реализуется газообмен, в первом случае — пассивный, во втором — активный, при участии специальных веществ и биохимических преобразований.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА —
совокупность органов, обеспечивающих функции внешнего дыхания, в первую очередь функцию доставки кислорода к легким и вывода из них углекислого газа. У человека: легкие, бронхиальное дерево, бронхиолы, альвеолы, система транспорта газов крови. Функция дыхания обеспечивается системой регуляции разного уровня, грудными и межреберными мышцами, диафрагмой.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ АРИТМИЯ СЕРДЦА ИЛИ ДАС – это разница величин пульса на вдохе и выдохе. Она возникает как результат влияния фаз дыхания на частоту сердечных сокращений (ЧСС). На вдохе сердце работает чаще и величина пульса возрастает. На выдохе ЧСС и величина пульса соответственно снижается.
ДАС - явление присущее любому человеку. Это чуткий индикатор качества дыхания, уровня защитных сил и возможностей организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС (максимальная индивидуальная ДАС), тем лучше защищен организм от болезней. В тренажере БОС «Дыхание» - этот показатель используется в качестве объекта тренировки.
ДИАФРАГМАЛЬНО – РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТИП ДЫХАНИЯ или дыхание животом – наиболее физиологичный тип дыхания. Он осуществляется диафрагмой и нижними отделами легких. Овладев этим типом дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья. Научившись дыханию диафрагмой человек способен путем тренировок овладеть навыком дыхания с максимальной индивидуальной ДАС.
ПАСПОРТ «Здоровье» - оценка по пятибалльной системе соответствия индивидуального показателя ДАС его возрастной норме. Чем больше индивидуальный показатель ДАС соответствует возрасту человека, тем выше у него уровень здоровья и ниже риск возникновения заболевания. Этот показатель определяется по таблице А.А.Сметанкина.
ПБС – БОС – преобразователь биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов с организма человека для работы с ПК с использованием метода биологической обратной связи
.ПЕРИОД РАБОТЫ – время, отведенное программой на поэтапную выработку навыка диафрагмально- релаксационного дыхания, с контролем величины текущего пульса (параметр по которому предъявляются сигналы обратной связи), выработку умения максимально снижать величину пульса на выдохе, восстанавливать гармонию работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и достигать максимальной индивидуальной ДАС.
ПЕРИОД ОТДЫХА – время, отведенное для переключения внимания с выполнения условий, заданных в период работы на просмотр подборки различных слайдов и прослушивания музыки релаксирующего (расслабляющего) характера. Сигналы обратной связи не предъявляются.
В период отдыха компьютер в скрытом режиме продолжает запись регистрируемых параметров. Это позволяет получить сравнительную картину изменения величин пульса, частоты дыхания, ДАС и других параметров (в случае их регистрации) в периоды, когда есть обратная связь, и в периоды, когда она отсутствует. Сравнивая результаты периода работы и периода отдыха можно легко увидеть насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания и как быстро Вам удается восстанавливать гармонию работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
ПУЛЬС —
толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов, сердца и прилегающих к ним тканей, вызываемые сокращениями сердца. Различают артериальный, венозный и сердечный толчок. Обычно пульс определяется кончиками пальцев руки (пальпаторно) на запястье человека (лучевая артерия). Оцениваются: частота, ритм, наполнение, напряженность, высота. Ритм и частота пульса в широком смысле слов аналогичны ритму и частоте сердечных сокращений.
ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС) —
число сокращений сердечной мышцы (ударов сердца) в минуту, определяется методами звуковой детекции (фонокардиограмма), оценки изменения оптических свойств крови в тканях организма (фотоплетизмограмма) и исследования электрокардиограммы (вариационная пульсометрия). ЧСС является одной из основных характеристик деятельности сердечно-сосудистой системы, зависит от состояния самого сердца, процессов саморегуляции, системной и центральной регуляции и уровня нагрузки. См. пульс.
ЧАСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (ЧДД) —
количество дыхательных циклов «вдох-выдох» за одну минуту. У здорового нетренированного человека в покое 14-18, у спортсменов 10-11.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Из отзывов обучающихся 9 класса
Я посещала Уроки здоровья. Сначала я не поверила, что компьютер может помочь научиться правильно дышать. Теперь я поняла, что ошибалась. Я быстрее справляюсь с выполнением домашнего задания.
(Трифонова Марина,9 класс)
Мне очень понравилось дышать в компьютерном кабинете. Там можно было узнать, правильно ли мы дышим. В конце урока можно узнать, сколько тебе лет. Если тебе много лет – это плохо, если мало – это хорошо.
(Лексютин Вадим, 5 класс)
Мне нравится просто слушать красивую музыку, смотреть картинки и дышать животом. ДАС повышается, получилось расслабиться, улучшить своё здоровье.
(Харитонова Наташа, 9 класс)
Я стараюсь подышать перед контрольной правильно, это мне помогает. Ещё я стал очень быстро засыпать. А днём я очень активный и совсем не устаю.
(Козлов Максим, 9 класс)
Я люблю ходить на уроки дыхательной гимнастики. Правильное дыхание мне очень помогло. После тренировок я быстро засыпаю, стала внимательней на уроках, стала жизнерадостной и позитивной. Спасибо Надежде Вячеславовне и Побосику. Я желаю всем ходить на занятия БОС-Здоровье.
(Ковалёва Валерия, 9 класс)
Я очень часто злюсь на своих одноклассников, иногда мне даже хочется поругаться.
Заметила, если я просто подышу правильно, как меня научила Надежда Вячеславовна на уроке, злость проходит и я не ругаюсь.
(Усламина Мария, 9 класс)
Мне понравился БОС с четвёртого класса. Сначала я болела постоянно, а когда походила год на занятия, то перестала болеть. Мне очень нравится БОС.
(Поняева Валерия, 9 класс)
Благодаря БОСу я стала лучше дышать и меньше болеть.
(Суворова Татьяна, 9 класс)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Викторина «Простой секрет здоровья – метод БОС»
(в скобках даны правильные ответы)
1. Правильное дыхание – дыхание животом (+).
2. Дышать надо глубоко, широко открыв рот (–).
3. Человек без дыхания может обходиться так же, как без еды (–).
4. Вдох должен быть коротким, выдох – длиннее вдоха в 2 раза (+).
5. Главная дыхательная мышца – диафрагма (+).
6. Пульс на вдохе увеличивается (+).
7. Когда мы волнуемся, сердце бьется редко (–).
8. ДАС – это величина, которую можно тренировать (+).
9. На выдохе сердце отдыхает, пульс уменьшается (+).
10. Перед занятием дыхательной гимнастикой нужно хорошо поесть (–).
11. У здорового человека ДАС высокая (+).
12. К приборам БОС относятся зеркало, термометр, телефон (+).
13. Здоровый человек должен быть толстым, ленивым, малоподвижным (–).
14. Дыхательная гимнастика помогает снять стресс, волнение, напряжение (+).
15. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений и не оказывают никакого воздействия на организм (+).
16. Из легких в кровь поступает кислород, а выделяется углекислый газ (+).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Памятка для выполнения домашних упражнений по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания.
1. Тренировку дыхания Вы можете производить в любом месте и в любом положении (стоя, сидя, лежа).
2. Ослабьте тесную одежду, обеспечивая свободные движения передней стенки живота.
3. Дыхание нужно производить животом, стараясь делать так, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной. Обратите внимание! На вдохе живот должен выпячиваться, а при выдохе медленно втягиваться. Вдох делается произвольно без усилий через нос, выдох – медленно, плавно, спокойно, лучше через слегка сомкнутые губы.
4. Обращайте внимание на выдох. Выдох – это самое главное. Старайтесь выполнять его так же, как на занятиях в кабинете БОС.
5. При выполнении упражнения стремитесь делать его без усилий, достигая максимально комфортного состояния. Следите, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании.
6. Старайтесь, чтобы выдох был, по крайней мере, в два раза длиннее вдоха. Например: вдох на «раз-два», а выдох: на «раз-два-три-четыре». Можно на выдохе считать про себя до шести, тогда выдох получится в три раза длиннее вдоха.
7. При правильном выполнении упражнения частота дыхания должна составлять 5-7 дыханий в минуту.
8. Диафрагмальное дыхание станет для Вас привычным при условии постоянных тренировок. Тренируйтесь 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Эффект проводимого курса.
Нормализуется взаимодействие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Одновременно снимается психоэмоциональное напряжение, улучшаются общее самочувствие, сон, работоспособность, настроение, происходит оздоровление организма в целом.
Лавовая лампа
Несчастный Андрей
Сторож
Рождественские подарки от Метелицы
"Портрет". Н.В. Гоголь