Данная работа позволяет посмотреть на тему с разных ракурсов: начиная с мифов и легенд об огне и заканчивая современными данными о пожарах. В этой работе можно найти причины возникновения пожаров и рекомендации по правилам поведения во время пожара. Так же в приложении есть сценарий мероприятия для учащихся начальной школы по данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
ogon_drug_ili_vrag.docx | 53.24 КБ |
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………3
Основная часть
Практическая часть
Заключение……………………………………………………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………………………..10
Приложения …………………………………………………………………………………..11
Введение
Огонь – наш друг, огонь наш враг?
Кем будет он нам в этот час, зависит лишь от нас…
Проблема пожаров сегодня – эта актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.
Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды связанные с огнем.
Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории.
Количество высоких классов пожарной опасности в Иркутской области в 2016 году стало рекордным за последние три года и составило 343 случая. Об этом сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области.
Но, в то же время без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках.
Поэтому особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров.
Объектом исследования стал огонь; предметом исследования явилось такое явление как огонь во всех его формах и проявлениях, свойствах.
Цель проекта: разработать игру по данной теме
Задачи:
Методы исследования:
Основная часть
ОГОНЬ по Ожегову С.И.
1. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
2. Свет от осветительных приборов.
3. Боевая стрельба.
В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека.
Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло "оскорбить" огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.
Итак, в первобытнообщинном строе было три основных способа добычи огня: трение, сверление, высекание.
Первый метод заключается в трении более твёрдого куска дерева о мягкую древесину. Во втором способе твёрдую и заострённую ветку вставляли в отверстие в мягком дереве и руками приводили в движение, быстро-быстро вращая. В третьем способе огонь вспыхивал из искры, полученной вследствие ударов друг о друга двух камней.
Значительно позже, в XVIII веке, была изобретена спичка – палочка из горючего материала с зажигательной головкой на одном конце.
Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Согласно славянским преданиям, огонь на землю попал благодаря богу-
громовержцу Перуну, который направил молнию в курень, он и загорелся.
В древнегреческих сказаниях Прометей отправился на Олимп, где жили боги, без спроса взял у них огонь и доставил на землю, скрыв в полом стебле тростника. Кроме того, в Древней Греции и Риме с огнём были связаны сразу несколько божеств: покровительница семейного очага и жертвенного огня Веста (Гестия), бог огня и покровитель кузнечного ремесла Гефест.
В древней Руси один из сыновей Сварога, бога Солнца и Неба, по имени Сварожич, олицетворял земной огонь. Его почитали, ему поклонялись.
Также культ огня и культ предков был представлен в виде домашнего божества по имени Чур. В качестве жертвоприношения он принимал потрескивающие в печи дрова. Дым от сгорающих дров возносится к небу, где пребывают души почивших предков, донося до них молитвы и просьбы живущих на земле потомков.
Ещё один славянский бог огня и хранитель семейного очага – Семаргл, разжигал пламя страсти между двумя сердцами. Мало кто знаком с оригинальным языческим преданием, повествующим о том, как огонь оказался на земле: боги создали мужчину и женщину из двух деревянных коротких палочек, между которыми неожиданно вспыхнул огонь.
В Библии огонь обозначен в двух ипостасях: как карающий и благодатный. Огонь веры и адский огонь. Символ религиозного пыла и наказание за грехи. В древнем городе Иерусалиме, в храме Гроба Господня, приблизительно за день до православной Пасхи происходит настоящее чудо – появление Благодатного Огня. Первые семь-десять минут после своего появления Огонь совершенно не обжигает. От Благодатного иерусалимского Огня зажигают лампады в храмах по всему миру.
Горящая свеча – символ Христа, её пламя олицетворяет Воскресение
Иисуса. В православных храмах и сегодня – горящую свечу или лампадку
приносят в жилище и оставляют гореть до тех пор, пока огонь сам собой не погаснет. Люди верят, что со свечой в дом входит Божье благословение.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Стрижка огнём Нынче становится всё более популярной стрижка огнём. Ещё царица Клеопатра с помощью горящих свечей укорачивала длину волос. Такая процедура делала волосы более крепкими, увеличивала их объём, избавляла от ломкости и упрощала расчёсывание.
И это только малая часть того, что мы знаем об огне.
Огонь издавна был другом человека. Его считали живым существом, "приручали" огонь, поселяя его в своих пещерах. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы. Огонь уважали и боялись, любили и почитали.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил
силу божества. Но другом, помощником быть не перестал.
Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить пищу.
Иногда -на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще
всего - на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите
или в небольшой и уютной деревенской печке.
А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дом. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты....
Между прочим, автомобили и самолёты движутся тоже с помощью огня
Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо. А горение - это жизнь огня.
Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток- ближайшие родственники. Ток освещает ваши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им "питаются" и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.
Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет её? Сила огня !
Что такое солнце? Это тоже огонь. Солнце - огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.
Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего в считанные минуты все на своем пути.
Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Самый ужасный, самый опасный огонь - это конечно, огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его.
В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что "… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело". В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места.
Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не
научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием?
Что бы выяснить, что об этом думают учащихся нашей школы, я решил провести их опрос. Вопросы и результаты анкетирования можно посмотреть в
приложении. (Приложение 1 )
Согласно опросам 73 % учащихся пожары относят к категории стихийного бедствия. Примерно столько же считают, что пожаров сегодня куда больше, чем раньше. И это факт. В действительности огненная проблема была, есть и будет существовать в будущем.
В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.
Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.
Практическая часть
Огонь – друг, огонь – враг… какой гранью он обернется к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».
В этом разделе моей работы я постарался собрать материал о возможных причинах пожаров и правилах поведения при пожаре для взрослых и детей. (Приложение 2 )
Этот материал я использовал при составлении игры.
Работая над данной темой, я собрал материал для игры и провел ее в 3 «А» классе. Сценарий игры и фотографии находятся в приложении. (Приложениие 3)
Заключение
Огонь напоминает живое существо: он рождается, растёт, крепнет, достигает расцвета, порождает себе подобных, слабеет, гаснет и умирает. Может быть яростным и угрожающим, очищающим и согревающим; дерзким и мятежным, отчаянным и праздничным. И всегда непредсказуемым.
Казалось бы, человек давно его приручил, но огонь по сей день таит массу секретов.
Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь.
Приручив огонь, мы по-прежнему зависим от него.
Меня очень заинтересовало данное исследование, и я бы хотел и в дальнейшем исследовать, когда все-таки впервые человек начал использовать огонь и узнать разные способы добычи огня.
Список литературы
http://krasnyj-cvet.ru/krasnyj-cvet/krasnyj-cvet-simvoliziruet-stixiyu-ognya.html
mchs.gov.ru/folder/1463366
https://festival.1september.ru/articles/596831/
rainboway.info›vse-ob-ognennoj-stihii/
https://www.syl.ru/article/
Приложение 1
Вопросы анкеты
Ответы
Приложение 2
Частые причины пожаров
Чтобы избежать катастрофы, нужно знать не только правила безопасного поведения при пожаре, но и основные причины его возникновения. К ним относятся:
Что делать в случае пожара
Если вы почувствовали запах дыма или увидели огонь, ни в коем случае не нужно паниковать. Сохраняя хладнокровие, постарайтесь оценить обстановку. По возможности нужно покинуть квартиру, прихватив документы и ценные вещи, и выйти на открытый воздух.
Оказавшись вне пределов досягаемости огня, следует немедленно позвонить в пожарную службу. С городского телефона нужно набрать «01», а с мобильного – единый номер спасения «112». Дождавшись ответа диспетчера, нужно сообщить ему полный адрес того места, где случился пожар, что именно горит в данный момент и вероятную причину, а также свою фамилию и номер телефона.
Дав всю необходимую информацию службе спасения, следует остаться в безопасном месте и дожидаться приезда бригады. Как только пожарная команда прибудет, необходимо встретить ее и указать кратчайший путь к очагу возгорания.
Правила поведения при пожаре дома
Если, находясь в квартире, вы почувствовали запах дыма, следует попытаться выяснить, откуда он исходит. Обойдите все комнаты и выключите электроприборы. В случае реальной угрозы пожара позвоните в службу спасения.
Правила поведения при пожаре следующие:
Если вам не удается самостоятельно ликвидировать очаг возгорания, немедленно покиньте квартиру и дожидайтесь приезда спасателей. Входную дверь следует плотно закрыть, не запирая на ключ. Если есть возможность, проложите в щели между дверью и проемом мокрые тряпки, чтобы пламя не распространялось за пределы квартиры.
Эвакуация при пожаре
Прежде всего необходимо отыскать путь, который представляет наименьшую угрозу. Желательно двигаться к выходу по незадымленным коридорам и лестницам.
Если же дым уже охватил все пути для эвакуации, закройте нос и рот тряпкой, смоченной в воде. При движении старайтесь наклоняться как можно ниже. Дым распространяется поверху, поэтому ближе к полу воздух чище.
Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Он в любой момент может остановиться из-за выключения электричества. Спуск осуществляйте только по лестнице.
Главное – не паникуйте. Старайтесь двигаться спокойно. В случае большого количества людей паника может привести к давке и большому числу жертв.
Правила поведения детей при пожаре
Родители обязаны научить своих детей, как им действовать в случае чрезвычайной ситуации. Для этого нужно с раннего возраста повторять им правила поведения и объяснять, почему так важно избегать опасности. Ребенок должен знать следующее:
Приложение 3
Игра по теме: «Огонь –друг или враг человека».
Цель: привлечь внимание детей к правилам пожарной безопасности.
Ход игры
Он всегда бывает разным, Вот на спичке, как на ветке, А без доброго огня | Он приветливое пламя Ну, а раз в четыре года Чтоб позвать на праздник смелых, |
- Скажите, о каком огне вы услышали в этом стихотворении?
- Ребята, что вы понимаете под словом огонь?
(дать понятие по словарю Ожегова)
Рассказ об огне
ОГОНЬ по Ожегову С.И.
1. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
2. Свет от осветительных приборов.
3. Боевая стрельба.
В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека.
Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло "оскорбить" огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.
Итак, в первобытнообщинном строе было три основных способа добычи огня: трение, сверление, высекание.
Первый метод заключается в трении более твёрдого куска дерева о мягкую древесину. Во втором способе твёрдую и заострённую ветку вставляли в отверстие в мягком дереве и руками приводили в движение, быстро-быстро вращая. В третьем способе огонь вспыхивал из искры, полученной вследствие ударов друг о друга двух камней.
Значительно позже, в XVIII веке, была изобретена спичка – палочка из горючего материала с зажигательной головкой на одном конце.
Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Согласно славянским преданиям, огонь на землю попал благодаря богу-
громовержцу Перуну, который направил молнию в курень, он и загорелся.
В древнегреческих сказаниях Прометей отправился на Олимп, где жили боги, без спроса взял у них огонь и доставил на землю, скрыв в полом стебле тростника. Кроме того, в Древней Греции и Риме с огнём были связаны сразу несколько божеств: покровительница семейного очага и жертвенного огня Веста (Гестия), бог огня и покровитель кузнечного ремесла Гефест.
В древней Руси один из сыновей Сварога, бога Солнца и Неба, по имени Сварожич, олицетворял земной огонь. Его почитали, ему поклонялись.
Также культ огня и культ предков был представлен в виде домашнего божества по имени Чур. В качестве жертвоприношения он принимал потрескивающие в печи дрова. Дым от сгорающих дров возносится к небу, где пребывают души почивших предков, донося до них молитвы и просьбы живущих на земле потомков.
Ещё один славянский бог огня и хранитель семейного очага – Семаргл, разжигал пламя страсти между двумя сердцами. Мало кто знаком с оригинальным языческим преданием, повествующим о том, как огонь оказался на земле: боги создали мужчину и женщину из двух деревянных коротких палочек, между которыми неожиданно вспыхнул огонь.
В Библии огонь обозначен в двух ипостасях: как карающий и благодатный. Огонь веры и адский огонь. Символ религиозного пыла и наказание за грехи. В древнем городе Иерусалиме, в храме Гроба Господня, приблизительно за день до православной Пасхи происходит настоящее чудо – появление Благодатного Огня. Первые семь-десять минут после своего появления Огонь совершенно не обжигает. От Благодатного иерусалимского Огня зажигают лампады в храмах по всему миру.
Горящая свеча – символ Христа, её пламя олицетворяет Воскресение Иисуса. В православных храмах и сегодня – горящую свечу или лампадкуприносят в жилище и оставляют гореть до тех пор, пока огонь сам собой не погаснет. Люди верят, что со свечой в дом входит Божье благословение.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Стрижка огнём Нынче становится всё более популярной стрижка огнём. Ещё царица Клеопатра с помощью горящих свечей укорачивала длину волос. Такая процедура делала волосы более крепкими, увеличивала их объём, избавляла от ломкости и упрощала расчёсывание.
И это только малая часть того, что мы знаем об огне.
- Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг?
- Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
В игре принимают участие команды. Их основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно больше баллов. Суть игры состоит в том, что каждая команда по очереди выбирает категорию и «стоимость» вопроса и через 1 минуту отвечает на вопрос.
В игре 3 категории: «Загадки», «Вопрос – ответ» и «Отгадай произведение»
А теперь проверим знаете ли вы что надо делать если…
А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички… (отобрать)
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из … (розетки)
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить)
Знает каждый гражданин
Пожарный номер… (01)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнем)
Определите порядок действий
Найди пару
Возник пожар | ползи к выходу |
В комнате дым | открой окно |
Горит одежда | дыши через мокрую тряпку |
Горит сухая трава | отключи, |
Запах газа | падай на землю, катайся |
Трудно дышать от дыма | накрой одеялом |
Доскажи
1. огонь нельзя оставлять | по телефону 01 |
2. если увидишь пламя | нельзя прятаться |
3. вызывай пожарных | без присмотра |
4. от огня | зови на помощь взрослых |
5. из горящего помещения | дым |
6. опасней всего при пожаре | надо быстро уйти |
Тушим пожар, который возник по неосторожности детей.
Взять ведро с водой.
Бег «змейкой» между конусами.
Пролезть в обруч.
«Вылить» воду, потушить огонь.
Обратно – бег по прямой, передаем ведро следующему участнику.
(Дети выполняют задание.)
Существует еще хороший помощник при тушении пожара, а что это вы узнаете из загадки:
Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надежный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель,
Дыма укротитель –
Ваш друг огнетушитель.
Действительно, огнетушитель полагается иметь в каждом учебном заведении, в больницах и т.д. У нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Они тушат огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель)
По памяти они должны написать перечень предметов на противопожарном щите.
Игровые ситуации (выполняет один человек от команды; помня свои действия).
1. У вас загорелся телевизор – ваши действия (обесточу аппарат, т.е. отключу от электросети; накрою влажным одеялом; при необходимости вызову пожарных).
Примечание. Для наглядности используются телевизор, макет пламени из бумаги, ведерко с водой, одеяло, ведерко с песком.
2. На сковородке горит масло. Ваши действия (отключу газ, накрою влажным полотенцем).
Примечание. Для наглядности используются сковородка, кружка с водой, полотенце.
3. На тебе горит одежда. Твои действия? (Упаду на пол (землю, снег, траву), покатаюсь или накроюсь влажной тканью, бежать не стану, этого делать нельзя).
И закончить нашу игру мне бы хотелось следующей инрой.
Ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы хором должны мне отвечать «Это я, это я ,это все мои друзья»
1 Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
2 Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
3 Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
4Кто почуяв газ в квартире,
Позвонит по 04?
5 Кто костров не разжигает
И другим не позволяет
6 Кто от маленькой сестрички
Прячет дети, дома спички?
7Признавайтесь-ка мне в этом,
Кто из вас шалит с огнем?
Ведущий. Ребята, огонь очень нужен людям, но главное помнить об опасности и быть с ним очень осторожным.
Подведение итогов
Заколдованная буква
Ветер и Солнце
Ералаш
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ворона