Уже шестнадцатый год в нашей школе существует информационный радиотехнический центр «Polygon». С ним связана почти вся школьная жизнь: от утренних зарядок в младших классах и музыкальных «звонков» на уроки до сложнейших в звукотехническом плане общешкольных мероприятий.
Я – Ксения Тарнацкая, ученица 5 класса, член радиоцентра, начинающий звукорежиссёр и редактор тематических радиопрограмм. И сегодня я расскажу вам о нашем «Полигоне».
Нас часто спрашивают: «Почему – не радиоузел? Зачем нужен школе такой сложный радиоцентр? Именно – радиоцентр?..» Этот вопрос я адресую руководителю радиоцентра Ю.П.Сорокину.
Вложение | Размер |
---|---|
k.tarnatskaya_zhurnalistika_-_nash_radiotsentr_plygon.doc | 132 КБ |
SIRC «POLYGON»
Школьный информационный радиотехнический центр «Полигон»
Дебютная журналистская работа К.Тарнацкой, ученицы 7 класса
Уже шестнадцатый год в нашей школе существует информационный радиотехнический центр «Polygon». С ним связана почти вся школьная жизнь: от утренних зарядок в младших классах и музыкальных «звонков» на уроки до сложнейших в звукотехническом плане общешкольных мероприятий.
Я – Ксения Тарнацкая, ученица 5 класса, член радиоцентра, начинающий звукорежиссёр и редактор тематических радиопрограмм. И сегодня я расскажу вам о нашем «Полигоне».
Нас часто спрашивают: «Почему – не радиоузел? Зачем нужен школе такой сложный радиоцентр? Именно – радиоцентр?..» Этот вопрос я адресую руководителю радиоцентра Ю.П.Сорокину.
АКТУАЛЬНОСТЬ
– Но ведь проблема качества школьного радиовещания в плане соответствия общим требованиям музыкальной культуры, этики и нравственности всегда имела особое значение Тем более остро эта проблема перед школой стоит сейчас, когда поток информации постоянно увеличивается, и серьезное беспокойство вызывает её содержание. Не секрет, что многие InterNet порталы, радиостанции и телеканалы, рассчитанные на молодёжную аудиторию, регулярно работают в таком информационном поле, которое имеет в явной или скрытой форме далеко не лучший характер в плане морали и нравственности.
В связи с этим целенаправленная работа школьного радиоцентра в области развития информационной культуры обучающихся, в том числе музыкальной, в создании качественных информационных, тематических, музыкальных программ приобретает особую значимость, становится серьезной формой нравственного воспитания и формирования мировоззрения школьников. Всегда были и будут актуальны школьные музыкальные радиопрограммы, строго выдержанные в рамках истинной музыкальной культуры. Деятельность информационно-технического центра актуальна и в решении проблемы сохранения здоровья школьников: музыка в течение учебной смены поднимает настроение; уходит усталость, рассеивается агрессия, сглаживаются стрессы… На фоне бурного развития информационных технологий и электронного звукового оборудования актуальным было и остается общее повышение качества озвучивания мероприятий, качества радиопрограмм. Это под силу не отдельному радиоузлу, а лишь информационно-техническому центру во всей его многогранности.
- Именно с этой многогранностью связано его название – Полигон?
- Да, полигон – это множество граней, сторон. А также полигон – испытательная площадка, так как мы не стоим на месте: всегда что-то пробуем, придумываем, совершенствуем… Ещё одно наполнение этого слова – военного характера; ведь мы по сути – военная организация со своей чёткой структурой и строжайшей дисциплиной.
- А это зачем?.. С этим вопросом я обращаюсь к одному из членов радиоцентра, ученику 10 класса Шестакову Александру.
- Во-первых, - говорит Саша, - персонал работает с профессиональной аппаратурой в составе достаточно сложных звуковых систем. Во-вторых, радиоцентр должен обеспечить качественную звукотехническую поддержку практически всех направлений учебно-воспитательной деятельности школы и, в-третьих, квалифицированное звуковое сопровождение школьных массовых мероприятий. И всё это – в назначенное время с точностью до секунды. Если кто-то не явится вовремя или небрежно выполнит свои обязанности – то школьное мероприятие будет сорвано. Вот поэтому мы – военная организация со своим внутренним уставом и кодексом. И когда приходит новичок, то первый вопрос – сможет ли он выполнять все требования? Адаптационный период длится примерно месяц, после чего он либо остается, либо уходит. В большинстве случаев всем всё очень нравится.
ИСТОРИЯ
- Как же всё начиналось? Об этом мне рассказала Саша Голуб, которая была у самых истоков в те трудные и полные надежд «двухтысячные».
- Сначала мы подготовили и провели две радиопередачи, – рассказывает Саша. - В первой очень трудно было понять, о чём вообще говорит диктор, так как его голос вообще никак звукотехнически не был обработан: широчайший амплитудный «разлёт», сам звук был «грязный», «плотный» и т.д. Вторая передача, где голос шёл на фоне музыки, была в плане звучания очень скучной. Не было музыкальных эмоций, «всплесков», в общем, звукорежиссура полностью отсутствовала. Также свежи были воспоминания о том, как озвучивали наши праздничные линейки приглашённые со стороны специалисты (DJ-и, звукооператоры «корпоративок»), которые как звукорежиссёры не работали вообще. Здесь, как правило, звучало не то, не тогда и не так. У нас сначала получилось то же самое. Но мы признавали и понимали, что надо, во-первых, учиться, и, во-вторых - всё брать в свои руки.
Мы хотели делать настоящие, качественные радиопередачи, радиопрограммы и sound-треки для массовых мероприятий. Качественные – в техническом и звукорежиссёрском решении.
Мы хотели, чтобы на линейках слова и музыка звучали на одном дыхании, чтобы эмоции переполняли зал, чтобы возникало ощущение полёта – полёта чувств, мыслей и музыки, чтобы наши музыкальные программы вызывали эффект «расширения» и «дыхания», чтобы в них струилась жизнь… Анализируя причины изначального низкого качества нашей работы, мы пришли к единственно правильному выводу: школе необходим не радиоузел, а единый информационный радиотехнический центр, единая система аппаратных модулей, технических служб и звукорежиссёрских групп, работающих в составе одного объединения и в непосредственном единстве. Так, кроме мощного трансляционного модуля, была создана собственная звуковая студия, где мы записываем наших дикторов, вокалистов, музыкантов. Был создан специальный модуль для озвучивания массовых мероприятий, собственная фонотека, которая сейчас включает только специально обработанных и специально изготовленных музыкальных файлов более десяти тысяч. Одновременно с этим мы организовали звукорежиссёрские группы: тематического радиовещания, музыкальных радиопрограмм, массовых мероприятий, театральной студии, а также специальную группу для работы с различными школьными объединениями, работа которых a priori предполагает активное сотрудничество в плане создания радиопередач (ШУС, администрация, предметные МО, журналистские группы). Вот так всё было: трудно, но очень интересно.
Итак, «Полигон» - это всегда поиск, всегда движение… Но ведь об организации звуковых студий и радиотрансляционных узлов, об инсталляции звукового сценического оборудования, о работе с «живым» звуком, аппаратной аналоговой и компьютерной обработке голоса и музыкальных файлов написаны сотни статей, десятки учебников и монографий. Что же тут делать школе? Нужно ли изобретать велосипед?
С этим вопросом я обратилась к главному звукорежиссёру радиоцентра Вике Якуповой.
- Дело в том, что безграничная область поиска находится в другом измерении, за пределами физического звукового оборудования, в пространстве звукооператорских и звукорежиссёрских решений. И здесь любой этап нашей студийной работы является исследовательским. Формируются гипотезы, чётко обозначаются цели, выстраиваются пути их достижения, создаются десятки моделей звучания, анализируются их данные, синтезируются итоги анализа, мы приходим к определённым выводам и принимаем определённые решения. Такая работа с одним только звуковым файлом может занимать десятки часов. Здесь никогда ничего не повторяется. В каждом случае мы всегда имеем дело с новым содержанием и новыми режиссёрскими решениями, с новыми голосами, с новыми сценариями и новыми условиями озвучивания. Даже проект инсталляции звукового оборудования в данном месте, в данных условиях и для данного мероприятия – обширное поле для эксперимента и научного поиска.
Да, сегодня нашу школу невозможно представить без информационно-технического центра «Полигон». С его работы в школе начинается каждое утро: звучат музыкальные программы, которые психологически оптимизируют начало рабочего дня. В течение всей недели на переменах школьники слушают музыку и новости школьного радио. Ребята с интересом ожидают тематические программы, текст которых транслируется узнаваемыми голосами… Как же он организован, из чего состоит, кто там работает? Об этом мне рассказала Оля Хонина, ученица 10 класса, которая является в радиоцентре главным специалистом по звуковым системам.
- Сегодня информационный радиотехнический центр «Polygon» – это целостный комплекс, в котором каждый имеет свои обязанности, приближенные к его техническим и музыкальным увлечениям. Здесь школьники включены в разнообразные технические и творческие группы. Технические группы радиоцентра – это инженеры по звуку, звукотехническому монтажу и операторы звуковой студии, радиотрансляционного модуля, блока звукотехнического обеспечения массовых мероприятий. Творческие группы – это режиссёры и редакторы музыкальных программ, режиссёры по звуку, а также режиссёры-постановщики музыкального сопровождения массовых мероприятий.
- Наш радиоцентр, - продолжает его главный инженер – ученик 9 класса Сидоренков Илья, -
организован на основе следующих структурных модулей: трансляционный блок, звуковая студия, фонотека, система звукотехнического обеспечения массовых мероприятий. Каждый из перечисленных модулей обслуживает свой персонал – школьники, прошедшие специальную подготовку. Результатами нашей работы являются музыкальные радиопрограммы, фонограммы для озвучивания массовых мероприятий, студийная запись и, главное, тематические радиопередачи.
- Несколько слов о наших музыкальных программах – подключаются к беседе члены режиссёрской группы Вика Григорьева и Арина Гранда, ученицы 4 класса. - Они наиболее интересны и действительно приносят ученикам хорошее настроение, когда соединяют в себе популярные композиции с оригинальным DJ- ведением. В создании же обычных музыкальных программ участвуют музыкальная редакция радиоцентра и операторы по звуку и монтажу, а запуск в эфир и контроль сигнала осуществляют операторы трансляционного блока.
- Второе направление работы радиоцентра – студийная запись песни, рассказывает оператор звуковой студии Полина Бахтина, ученица 10 класса.
- А как это происходит?
- Сначала оператор студии производит первичную запись вокала, - продолжает Полина, -
с некоторыми предварительными аппаратными настройками звука. Затем – долгая и кропотливая работа по вторичной обработке вокала: придание звуку прозрачности, теплоты,
настройка множества характеристик звучания, призванных обеспечить необходимые параметры звучания голоса исполнителя. Следующий этап – работа инженера по звуку:
наложение голоса на музыку, баланс уровней, создание или наложение back – вокала, различных эффектов звучания. И, наконец, mastering созданного музыкального файла –
выведение его на необходимые параметры нормализации, дискретизации, общего формата.
Всё это занимает уйму времени, но это так интересно!..
Озвучивание множества школьных линеек, торжественных собраний, концертов, соревнований, конкурсов, в общем – всех всех всех массовых мероприятий не обходится без радиоцентра. И об этом я прошу рассказать инженера по инсталляции звуковых систем Прокофьеву Анжелику, ученицу 9 класса.
- Непосредственно на озвучивании линеек работают звукооператоры и режиссёры, а также ряд вспомогательных служб: координаторы, штурманы, операторы микрофонов, ответственные за безопасность звуковой системы и терминалов.
- Очень важно согласовать работу звукооператора, режиссёра, ведущих и артистов на репетиции, - рассказывает координатор радиоцентра Красникова Полина, ученица 9 класса. – Я управляю всем репетиционным процессом и координирую работу всех служб во время мероприятия. Живое общение, крайне интенсивное… Работа очень сложная: десятки репетируемых лиц, десятки треков у звукорежиссёра, постоянные корректировки с операторами и режиссёрами-постановщиками, артистами и ведущими… К концу очень устаю, но это – радостная усталость, ведь всё было так интересно и так классно… У меня – самая лучшая работа!
- Для каждого ведущего и артиста мы делаем индивидуальные настройки звука, - подключается к разговору звукооператор Краева Анастасия. – Работа очень кропотливая, требующая предельного внимания и предельного терпения. Необходимо учитывать особенности тембра голосов, особенности звучания музыкального сопровождения, акустические особенности зала, особенности собственного звучания микрофонов и акустических систем… В общем – особенности, особенности и ещё раз особенности.
- Сложная работа с микрофонами, - говорит оператор микрофонного парка и координатор Александра Юзикова, ученица 6 класса. - Я объясняю артистам и ведущим, как вести себя на репетиции, какой они номер исполняют и под какой трек движутся по сцене, как правильно держать микрофон, как в него говорить, контролирую состояние всех микрофонов. Иногда очень поверхностно судят о нашей работе, думают, что может быть легче: школа, дети… Но мне кажется, что операторам ДК и больших концертных залов гораздо проще, ведь они работают с профессиональными дикторами и артистами, которые уже «выучены» работе с
микрофонами, у которых уже поставлен голос. Сами залы построены с акустическими приоритетами. А попробуй в акустически зеркальном помещении типа школьного спортивного зала дать нормальный звук, когда вдобавок ко всему голоса очень тихие, да ещё умудриться снять обратную акустическую связь. Я думаю, самая сложная звукооператорская работа именно в школе. Но мы не боимся и делаем, что можем. Иногда получается... И даже очень неплохо получается.
- Подготовка линейки, - продолжает Анжелика, - включает определение звукорежиссёром-постановщиком общего музыкального ключа программы и подбор звукорежиссёром необходимого музыкального сопровождения, обработку редактором по звуку музыкальных файлов в соответствии с требованиями воспроизведения в больших помещениях, необходимый звукотехнический монтаж, выполняемый инженером по звуку.
Четвёртым и, наверное, основным направлением работы радиоцентра является
создание и трансляция тематических радиопередач.
- Создание радиопередачи начинается в звуковой студии, - рассказывает Неустроев Олег, ученик 6 класса. – Я только начинаю работу в радиоцентре, но уже принимал участие в этом процессе. Сначала инженер звукозаписи делает первичную студийную запись дикторов.
Чего там только нет кроме основного звучания… Это и посторонние звуки речевого аппарата, случайные слова, ошибки и задержки при чтении текста, фоновое дыхание… Затем производится редактирование голосовых файлов – удаление всех этих дефектов.
Далее происходит звукотехническая обработка записанных голосов. Как минимум – это компрессия, реверберация, АЧ-настройка, нормализация. Затем инженер звуковой студии совместно со звукорежиссёром отбирает в сделанной записи наиболее удачные фрагменты
дикторского исполнения текста, хронометрирует общее положение фрагментов в звуковом файле относительно музыкального режиссёрского решения темы, соединяет выбранные фрагменты в единый звуковой трек.
- И далее передача отправляется в трансляционный блок?
- Конечно же нет, - подключается к нашему разговору начинающий звукорежиссёр Ксения Полянская, ученица 5 класса. - В то время, когда оператор по звуку работает над голосовыми файлами, режиссёр определяет общую звуковую схему радиопрограммы и подбирает в фонотеке соответствующее музыкальное сопровождение. На заключительном этапе режиссёр и оператор по монтажу делают звукотехнический монтаж.
Это – соединение голоса и музыки, наложение звуковых эффектов. И вот только теперь готовая радиопередача передаётся далее в трансляционный блок радиоцентра, который осуществляет её воспроизведение во всех школьных помещениях.
- Музыкальное сопровождение радиопередач, - объясняют наши звукооператоры Александр Кузнецов и Оксана Кононенко, ученики 10 класса - значительно расширяет эмоциональное поле в восприятии школьниками сообщаемой информации, что способствует её прочному запоминанию и правильному её осмыслению.
- А тематические радиопередачи по учебным предметам, - продолжает Никита Ларичев, специалист по микрофонным системам, - расширяют и закрепляют знания школьников: переданные в нетрадиционной форме, они психологически легче и лучше запоминаются и усваиваются.
На линейках и в радиопрограммах звучание музыки не прекращается. Здесь она может быть фоновой или ведущей, определять темы или акцентировать настроение. Всё это позволяет наиболее полноценно передавать аудитории все эмоциональные грани режиссёрского замысла.
О работе радиоцентра от лица администрации школы я прошу рассказать заместителя директора школы по воспитательной работе Алексея Геннадьевича Гаврилова.
- В целом работу радиоцентра можно рассматривать в двух аспектах.
Первый аспект касается обучающихся, непосредственно занятых в работе радиоцентра. Занимаясь здесь в качестве звукооператоров, инженеров по звуку и звукорежиссёров, школьники получают значительное расширение и углубление теоретических и практических компетенций в области дисциплин, изучаемых в рамках основного образования (в физике – это разделы по акустике, электричеству, радиоэлектронике; в ОБЖ – безопасность работы со всеми видами электрооборудования; в математике – различные способы расчёта электрических цепей). В области профильного образования – практическое ознакомление обучающихся со всеми видами профессий, связанных со звуком, приобретение элементов профессиональных знаний и умений.
Второй аспект касается актуальности продуктов нашей работы, её результата в форме определённой радиопрограммы через реализацию обретённых школьниками на уроках основного образования и на занятиях в радиоцентре компетенций.
В радиоцентре «Полигон» школьники заняты в области следующих профессий:
режиссёры музыкальных программ и режиссёры по звуку, режиссёры-постановщики музыкального сопровождения массовых мероприятий, инженеры и операторы звуковой студии, радиотрансляционного модуля, блока звукотехнического обеспечения массовых мероприятий. Они обучаются в области монтажа звуковых систем, их запуска, настройки и ведения, безопасности аппаратуры и персонала, методов контроля оборудования, звукового
редактирования и монтажа, студийной звукозаписи, общей и постановочной звукорежиссуры. Организованное в системе обучение персонала позволяет школьникам 9-11 класса успешно проводить такие школьные мероприятия, сложность которых обычно требует приглашения взрослых специалистов. Всего в радиоцентре занято около 30 ребят: от первого до 10 классов.
Да, работа в Полигоне требует очень высокого уровня ответственности и дисциплины, обучение очень сложное: множество технических терминов, логических схем, необходимо разбираться во множестве особенностей профессиональной аппаратуры и учиться понимать совершенно непонятные с первых десяти раз закономерности инсталляции, запуска и настройки звуковых систем… И тем не менее ребята с огромным удовольствием здесь занимаются. Что же им нравится, что тянет их сюда?
- Меня притягивает серьёзность всего здесь происходящего – отмечает звукооператор Зубко Егор, ученик 10 класса. - Серьёзная аппаратура, настоящий качественный звук… Как это здорово, когда после многочасовой «возни» с процессорами, эквалайзерами, эксайтерами, фильтрами, компрессорами - ОН наконец появляется!
- Я научился работать со звуковыми программами, многое уже знаю о редактировании звука и звукотехническом монтаже, – говорит Юрий Парсов, специалист звуковой студии радиоцентра. - Некоторые наши выпускники работают режиссёрами массовых городских мероприятий в Москве и Питере, на телевидении и радио в Тюмени, сотрудничают с ведущими ди-джеями страны. Я, по сути, получаю здесь настоящую профессию.
- А нам вообще нравится здесь заниматься, - говорят начинающие звукооператоры Милена Исрафилова и Дарья Черновол, ученицы 6 класса. – Здесь идёт для мозга очень мощное развитие: логика, все виды памяти, эвристическое и ассоциативное мышление… И совсем не важно, кем мы станем в профессии… То, что мы получаем в радиоцентре, очень поможет нам в дальнейшей учёбе в старших классах и в вузах.
- Мне нравится то, что Полигон – не кружок, а серьёзная организация, - Здесь мы не просто пришли и кнопки понажимали, а провели настоящее мероприятие на настоящей аппаратуре, и это вам не бытовой музыкальный центр, а настоящая звуковая система с модулями силового питания, с микрофонным парком, с блоками усиления сигнала и терминалами, с процессорами, пультами, источниками сигнала…
- А мне нравится, что мы здесь – взрослые люди, - говорят Лида Василенко и Диана Корнеева, ученицы 4 класса и начинающие операторы трансляционного блока радиоцентра. - К нам относятся как к взрослым, аппаратура серьёзнейшая. Уровни звука на всех модулях системы при трансляции радиопередач выведены на сто процентов. Сделай хоть одну ошибку – и всё может «улететь». Очень страшно, но очень круто…
- Так классно, - говорит Вика Волошко, ученица 10 класса, - когда приходишь рано утром в ещё пустую школу, готовишь трансляционную систему к включению в эфир, потом –
нажимаешь кнопку, и… ВСЯ школа начинает звучать… Аж мурашки по коже пробегают…
- А от себя я хочу добавить, что мне нравится очень то, что здесь для нас всех открывается неограниченное поле творчества, самореализации, будь то операторская, режиссёрская или журналистская грань нашего Полигона.
Ксения Тарнацкая, звукорежиссёр радиоцентра, 5 класс.
ВЫВОДЫ
Таким образом, создав мощную профессиональную техническую базу, специальные обученные технические службы и режиссёрские группы, мы смогли
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА
В целом проект «Полигон» способствует решению следующих проблем.
[информационно-техническая поддержка и музыкальное сопровождение
учебных занятий, классных часов и школьных массовых мероприятий].
3. Создание психологически комфортных условий обучения и воспитания,
формирование здоровьесберегающей среды школы.
4. Получение занимающимися в радиоцентре школьниками дополнительного
образования: формирование и развитие основных компетенций в области звукового
оборудования и звукорежиссуры. Максимальное приближение качества работы
к профессиональным требованиям.
5. Значительное расширение и закрепление знаний основного образования
в области физических дисциплин и ОБЖ.
6. Раскрытие творческих способностей учеников, занимающихся в радиоцентре,
создание условий для их полноценной личностной самореализации на основе
включения в технические и режиссерские группы, что способствует росту их
интеллектуального потенциала и личностных достижений.
7. Развитие социальной активности обучающихся, способствующее их более успешной
адаптации, повышение коммуникативной культуры всех участников воспитательно-
образовательного процесса.
8. Проект способствует формированию у занимающихся здесь школьников чувства
ответственности, осознанию общественной и профессиональной значимости их
работы.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Школа XXI века – общеобразовательное учреждение современного типа, в котором качество информации и способы ее доведения до всех участников воспитательно-образовательного процесса играют решающую роль.
Считаем, что новизна проекта состоит в том, что посредством его реализации создается в своем роде – уникальный информационно-технический центр (комплекс) как основа развития воспитательно-образовательной среды современной школы как средство формирования единого информационного пространства.
- ИТЦ «Полигон» является и воспитательным центром.
Реализация проекта в значительной степени способствует воспитанию у работающих в радиоцентре школьников ответственности, повышению их звукотехнической грамотности (в работе информационно-технического центра используется сложное профессиональное звукотехническое оборудование), осознанию общественной и профессиональной значимости их работы, а у всех обучающихся – информационной, музыкальной культуры.
центра. В первую очередь – требования нравственного и морального характера.
- Максимальное приближение обязанностей занимающихся в информационно-техническом
центре к области их увлечений, музыкальных интересов.
- Максимальное приближение работы школьников в информационно-техническом центре к
профессиональным требованиям.
Злая мать и добрая тётя
Фокус-покус! Раз, два,три!
Ледяная внучка
Карты планет и спутников Солнечной системы
Как нарисовать зайчика