Результаты проведенного исследования показали, что современные школьники, любят смотреть мультфильмы и смотрят их довольно часто, но предпочтения отдают зарубежным мультипликационным фильмам. Причем многие родители не контролируют содержание просматриваемых ребенком мультфильмов. Хотя родители не хотели бы, чтобы их дети смотрели мультфильмы содержащие насилие и агрессию, а также глупые мультфильмы. И конечно, все родители рекомендуют своим детям смотреть веселые, добрые, умные, познавательные мультфильмы.
В ходе эксперимента мы выяснили, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Добрый позитивный мультфильм заставил детей смеяться, их рисунки были наполнены радостью. В то время как, страшный мультфильм испортил большинству детей настроение, в их рисунках читался страх и подавленность.
Таким образом, наша гипотеза, о том, что мультфильмы влияют на положительное эмоциональное состояние и сознание детей, подтвердилась частично, т.к. не все мультфильмы способны вызвать положительный эмоциональный настрой у детей и нести воспитательный характер. Поэтому родители должны обращать внимание, на то, какие мультфильмы ребенок смотрит, какое влияние мультфильмы оказывают на психическое развитие ребенка, какие воспитательные задачи лежат в их основе, сколько времени проводит ребёнок возле телевизора, какие эмоции испытывает при просмотре и т.п. Поэтому мы рекомендуем смотреть больше отечественных мультфильмов.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_multfilmy_v_zhizni_detey.doc | 531.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1 С.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Проектно-исследовательская работа
Мультфильмы в жизни детей.
Номинация «Исследовательский
проект»
Подготовили:
учащиеся 4а класса
МОБУ лицей
№1с.Большеустьикинское
Асмандиярова Юлия, Гиниятуллин
Эмиль, Бикташева Алия,
Нигамедьянов Артём.
Руководитель:
Закирьянова Гульнара Заяновна,
учитель начальных классов
высшей категории МОБУлицей №1
с.Большеустьикинское
декабрь 2017 год
Паспорт проектной работы
Название проекта: Мультфильмы в жизни детей.
Руководитель проекта: Закирьянова Гульнара Заяновна, классный руководитель.
Авторы проекта: Асмандиярова Юлия, Бикташева Алия, Гиниятуллин
Эмиль, Нигамедьянов Артём.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: окружающий мир.
Тип проекта: информационно-исследовательский
Цель проекта: изучение влияния мультфильмов на эмоциональное состояние и сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи проекта: Выяснить, что такое мультфильм, и какие бывают
мультфильмы.
- Изучить мнения психологов о роли мультфильмов в воспитании детей.
- Провести исследование, какие мультфильмы нравятся детям и их
родителям.
- Проанализировать, какие эмоции вызывают наиболее известные старые
и современные мультфильмы (российские и иностранные) у детей.
- Провести эксперимент: как влияет на эмоциональное состояние детей
просмотр добрых и страшных мультфильмов.
- Определить, какие мультфильмы смотреть полезно, а какие – вредно.
Продукт проекта: просмотр мультфильмов, презентация, анкета для
родителей и учащихся, рисунки детей.
Ресурсы:
Информационные – телеканал «Мульт», «Карусель», интернет;
Материальные – фотоаппарат, компьютер;
Этапы работы:
Вывод: Содержание мультфильмов влияет на сознание детей. Добрые и поучительные мультфильмы побуждают детей совершать хорошие и правильные поступки, делать добро.
Цель исследования: на основе работы с информацией и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Актуальность: Тема актуальна, потому что сегодня большое
разнообразие мультфильмов. Мы все постоянно смотрим мультфильмы
иностранного и отечественного производства. Многие ребята
предпочитают играм просмотр телевизора.
Задачи: Выяснить, что такое мультфильм, и какие бывают
мультфильмы.
- Изучить мнения психологов о роли мультфильмов в воспитании детей.
- Провести исследование, какие мультфильмы нравятся детям и их
родителям.
- Проанализировать, какие эмоции вызывают наиболее известные старые
и современные мультфильмы (российские и иностранные) у детей.
- Провести эксперимент: как влияет на эмоциональное состояние детей
просмотр добрых и страшных мультфильмов.
- Определить, какие мультфильмы смотреть полезно, а какие – вредно.
Гипотезы:
Мы думаем, что:
Если дети смотрят мультфильмы, то у них складывается положительное
эмоциональное состояние и формируются нравственные качества, так
как мультфильмы выполняют воспитательную функцию.
Содержание
II. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть.
2.2. Что такое мультфильм?
2.3. Какие бывают мультфильмы?
2.4. Роль мультфильмов в воспитании детей - изучение мнений
психологов.
2.5. Практическая часть.
2.6. Анализ результатов анкетирования.
2.7. Анализ результатов эксперимента.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
V. Приложение.
2.1.1 Что такое мультфильм?
Мультфильмы или мультики - так сокращенно называют мультипликационные фильмы.
Мультфильмы - особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.
Чтобы создать иллюзию движения, на плёнку снимают множество рисунков или различных фаз движения персонажа.
2.1.2 Какие бывают мультфильмы?
Все мультфильмы можно разделить на группы по способу их создания. Различают:
2.1.3 Роль мультфильмов в воспитании детей – изучение мнений психологов.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие краски и впечатления. Мультфильмы формируют у ребенка представление об окружающем мире, о добре и зле, о дружбе и любви, о том, что хорошо, а что плохо.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы, особенного зарубежного производства (американские, японские) построены психологически и педагогически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия.
1.Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствиями просмотра такого мультфильма могут стать либо страх, ночные кошмары и нервозность.
2.Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения.
3.Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нельзя, глупо и даже просто опасно. Герои убивают друг друга, выпадают из окон, избивают и
оскорбляют друзей, унижают слабых, совершают ограбления…. И эти действия рассчитаны на то, чтобы вызывать детский смех.
4.В мультфильмах показывается неестественное поведение героев мужского и женского пола: мужчины и герои мужского пола, могут вести себя, как женщины. И – наоборот. Ребенок не знает, какую модель поведения «перенимать». Вот и не могут детки понять: почему родители их учат одному, а в мультфильмах показано совсем другое.
5.Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное издевательство, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.
6.В мультфильмах «проскакивают» нецензурные или жаргонные выражения. И их дети «схватывают на лету». Ни для кого не секрет, что матерная брань запоминается ребенком со скоростью света. И снова – ребенок в заблуждении: родители твердят, что ругаться – нельзя и некрасиво, а дети показывают те моменты в мультфильме, которые, моментально, доказывают совершенно противоположное.
7.Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.
По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. Потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой.
Чтобы просмотр мультфильмов приносил пользу, детские психологи рекомендуют:
2.2 Практическая часть
2.2.1 Анализ результатов анкетирования
Мы решили исследовать, какие мультфильмы предпочитают дети и их родители. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся нашего класса и их родителей (см. Приложение 1). В нем приняли участие 21 ученик
4 «а» класса и 20 родитель. Анализ анкет показал, что большинство детей (82%) и практически все родители любят смотреть мультфильмы.
В числе любимых большинство детей (74%) назвали современные мультфильмы, большей частью иностранного производства, такие как «Шрек», «Винкс», «Том и Джерри», «Школа монстров», «Маша и Медведь», потому что они яркие, смешные и интересные. 15% детей назвали любимыми старые мультфильмы, такие как «Ну, погоди!», «Каникулы в Простоквашино», «Приключения Кота Леопольда», потому что они смешные и поучительные. 11% детей ответили, что нет любимых мультфильмов. Предпочтения родителей разделились поровну: 50% в числе любимых назвали современные мультфильмы, такие как: «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Ну, погоди», «Лунтик», «Король Лев», «Красавица и чудовище», потому что они интересные, яркие, добрые, веселые, позитивные и познавательные; и 50% назвали старые советские мультфильмы – «Каникулы в Простоквашино», «Винни Пух и все, все, все», «Летучий корабль», «Веселая карусель», «Жил был пес», «Цветик семицветик», потому что они искренние, добрые, веселые, поучительные, в них много хороших песен, добро всегда побеждает зло. Как видим, в числе любимых все родители и большинство детей назвали добрые позитивные мультфильмы.
На вопрос о нелюбимом мультфильме 26% детей назвали такие мультфильмы, как «Свинка Пэпа», «Том и Джерри», «Школа монстров», потому что они «слишком детские» и скучные, 11%детей и 30% родителей назвали мультфильм «Спанч Боб», потому что он глупый, 11% детей назвали старые мультфильмы, потому что они скучные и несовременные, мальчики назвали мультфильмы для девочек (Винкс, Смешарики), а девочки в числе нелюбимых назвали мультфильмы для мальчиков (Наруто), 40% родителей назвали мультфильмы про вампиров, роботов, демонов, содержащие элементы насилия и агрессии, и 10% родителей назвали мультфильм «Ежик в тумане», потому что он не красочный и скучный. 30% детей и 20% родителей затруднились с ответом. Таким образом, и дети и родители сошлись во мнении, что мультфильм «Спанч Боб» глупый, опрошенным не нравятся мультфильмы, содержащие насилие и агрессию, примерно одинаковое количество детей и родителей считают старые мультфильмы скучными, причем дети считают практически все старые мультфильмы скучными, а родители только «Ежик в тумане».
Все опрошенные (100%) когда-либо смотрели старые «советские» мультфильмы. На вопрос: Какие мультфильмы вы любите смотреть больше: старые «советские» или современные? – 48% детей и 5% родителей ответили – современные, потому что они яркие, интересные, добрые и модные; 37% детей и 50% родителей ответили – старые, потому что они поучительные, добрые, смешные, искренние, учат добру, справедливости, в них нет насилия и полуголых героев (мнение родителей); 15% детей и 45% родителей ответили, что любят смотреть и те и другие мультфильмы, главное чтобы они были интересными, добрыми и со смыслом. Таким образом, дети отдают
предпочтение современным мультфильмам, а родители старым «советским», но все опрошенные сходятся во мнении, что им нравятся мультфильмы интересные, добрые, веселые.
Далее мы предложили составить рейтинг из 8 предложенных мультфильмов, можно было дописать свои мультфильмы. И вот что получилось: первое место 22% детей отдали мультфильму «Шрек», по 15% голосов получили мультфильмы «Малыш и Карлсон», «Смешарики» и «Наруто», 11% - «Король Лев», по 7% - «Каникулы в Простоквашино» и «Ну, погоди!» и по 4% - «Том и Джерри».
Родители наибольшее число голосов отдали за мультфильм «Каникулы в Простоквашино» - 35%, за мультфильм «Король Лев» отдали голоса 20%, по 15% голосов получили мультфильмы «Смешарики» и «Ну, погоди!», 10% - проголосовали за «Шрек» и 5% - за «Малыш и Карлсон».
Таким образом, самым популярным и любимым мультфильмом среди детей оказался «Шрек», а среди родителей – «Каникулы в Простоквашино»,
Последнее место 56% детей отдали мультфильму «Наруто», по 11% - «Смешарики» и «Малыш и Карлсон», по 7% - «Король Лев» и «Каникулы в Простоквашино» и по 4% - «Шрек» и «Том и Джерри».
75% родителей последнее место отдали мультфильму «Наруто», по 10% мультфильмам «Король Лев» и «Шрек» и 5% - «Смешарикам».
Самым плохим мультфильмом оказался «Наруто», причем и дети и родители сошлись во мнении.
Вывод: большая часть опрошенных детей предпочитает и смотрит мультфильмы иностранного производства, потому что они яркие, интересные, смешные и модные. В тот время как родители предпочитают и любят смотреть старые мультфильмы, потому что они учат добру, справедливости, в них нет насилия, они добрые, искренние и веселые. Всем опрошенным и детям и родителям не нравятся мультфильмы, в которых много насилия и агрессии, а также глупые мультфильмы. Такими были названы современные мультфильмы иностранного производства такие как: «Наруто», «Рейнджеры», «Школа монстров», мультфильмы про роботов, вампиров, «Спанч Боб».
На вопрос: Как часто вы смотрите мультфильмы? 25% детей ответили - каждый день больше 1 часа, 25% - редко, 25% - каждый день меньше 1 часа, 25% - несколько раз в неделю. Получается, что лишь четверть опрошенных детей смотрит мультфильмы редко, остальные довольно часто и много смотрят мультфильмы. На вопрос: Какие мультфильмы вам не разрешают смотреть родители? – половина детей ответили, что родители разрешают смотреть все мультфильмы, 43% ответили, что им не разрешают смотреть мультфильмы, где много убийств и насилия.
Более половины опрошенных смотрят мультфильмы всей семьей, это такие мультфильмы, как: «Ну, погоди!», «Шрек», «Каникулы в Простоквашино», «Маша и Медведь».
Абсолютное большинство родителей – 90% не разрешают своим детям смотреть мультфильмы, где присутствует жестокость, насилие, агрессия, где показывают роботов, монстров и различных чудовищ.
На вопрос: Какие мультфильмы вы рекомендуете посмотреть своим детям? – абсолютно все родители ответили – добрые, умные, познавательные мультфильмы, где добро побеждает зло, 50% родителей таковыми считает старые мультфильмы своего детства, а другая половина считает, что и среди современных есть много таких же добрых, веселых и позитивных мультфильмов.
2.2.2 Анализ результатов эксперимента.
Для проведения эксперимента было выбрано 2 мультфильма: один – «Ужасно страшный мультик» - страшный, второй – «Маша и Медведь» - добрый, позитивный.
Мы разделили наш класс на две группы. Первой группе детей был показан страшный мультфильм, а второй группе – добрый и веселый. После просмотра мультфильма мы попросили детей описать свои чувства и эмоции и нарисовать рисунок к мультфильму. (см. Приложение 2)
Практически все дети первой группы написали, что им было страшно и жутко смотреть этот мультфильм, потому что там было много смерти и крови, они чувствовали ужас и одиночество. Им этот мультфильм не понравился. Но несколько мальчиков написали, что хоть им и было страшно, такие мультфильмы им нравится смотреть. Все дети сошлись во мнении, что такие мультфильмы нельзя смотреть маленьким детям и нельзя смотреть на ночь. Рисунки, сделанные после просмотра этого мультфильма, говорят о том, что у детей возникло подавленное настроение: они изображали плачущих от страха детей, монстров и кровь.
Вторая группа детей была единодушна во мнении, что мультфильм добрый, веселый, смешной. Всем детям мультфильм понравился, и они захотели посмотреть еще другие серии из этого мультфильма. Дети нарисовали смешные, улыбающиеся рожицы, Машу, клоунов, рисунки получились яркими и красочными. У всех детей остались положительные эмоции после просмотра этого мультфильма.
Таким образом, эксперимент показал, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма.
Результаты проведенного исследования показали, что современные школьники, любят смотреть мультфильмы и смотрят их довольно часто, но предпочтения отдают зарубежным мультипликационным фильмам. Причем многие родители не контролируют содержание просматриваемых ребенком мультфильмов. Хотя родители не хотели бы, чтобы их дети смотрели мультфильмы содержащие насилие и агрессию, а также глупые мультфильмы. И конечно, все родители рекомендуют своим детям смотреть веселые, добрые, умные, познавательные мультфильмы.
В ходе эксперимента мы выяснили, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Добрый позитивный мультфильм заставил детей смеяться, их рисунки были наполнены радостью. В то время как, страшный мультфильм испортил большинству детей настроение, в их рисунках читался страх и подавленность.
Таким образом, наша гипотеза, о том, что мультфильмы влияют на положительное эмоциональное состояние и сознание детей, подтвердилась частично, т.к. не все мультфильмы способны вызвать положительный эмоциональный настрой у детей и нести воспитательный характер. Поэтому родители должны обращать внимание, на то, какие мультфильмы ребенок смотрит, какое влияние мультфильмы оказывают на психическое развитие ребенка, какие воспитательные задачи лежат в их основе, сколько времени проводит ребёнок возле телевизора, какие эмоции испытывает при просмотре и т.п. Поэтому мы рекомендуем смотреть больше отечественных мультфильмов.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.143
4.Интернет-ресурсы:
Интернет-ресурс http://deti-i-my.ru/multfilmy-dlya-detej.html
Приложение 1
Анкета
6. Расставьте по порядку записанные ниже мультфильмы. Номером «1» обозначьте самый любимый, тогда последний номер достанется самому плохому, на ваш взгляд, мультфильму (можете дописать мультфильмы, которых нет в списке).
7. Назовите мультфильмы, после которых хочется:
8. Как часто вы смотрите мультфильмы?
А) каждый день больше 1 часа
Б) каждый день меньше 1 часа
В) несколько раз в неделю
Г) редко
9. Смотрите ли вы мультфильмы всей семьей? Если да, то какие?
10.Какие мультфильмы Вы не разрешаете смотреть своим детям?
Приложение 2 Результаты эксперимента
Рисунки детей, посмотревших «Маша и Медведь»
Приложение 3 Рисунки детей, посмотревших «Дом Монстр»
Два Мороза
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Огонь фламенко
Ночная стрельба