В последние годы у судоходства на Волге возникли серьезные проблемы. Из-за обмеления реки на участке Городец – Балахна сухогрузы садятся на мель, а туристические лайнеры вынуждены высаживать пассажиров. Каковы прогнозы развития ситуации и что ждет волжский путь?
По словам губернатора Нижегородской области В.П. Шансова, в 2017 году на Волге начнётся строительство низконапорного гидроузла в районе посёлка Большое Козино. Плотина повысит судоходные качества реки на самом проблемном её участке и одновременно будет служить мостом, и станет частью кольцевой дороги вокруг Нижнего Новгорода.
Как строительство низконапорного гидроузла в районе посёлка Большое Козино отразится на нашем Городецком районе, его природе, жителях? На этот вопрос я постаралась ответить в моей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
plotina_2016.docx | 782.59 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТРОЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ГОРОДЕЦКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательский проект
Проблемы подъема уровня р. Волги до 68 отметки.
Работу выполнил (а):
Ученица 8 класса
Потягова Екатерина
Директор, учитель биологии Петрова Л.Г.
г. Городец
2016г.
Содержание
I. Введение Актуальность выбранной темы ……………………………………………….3
II. Теоретическая часть.
2.1 История вопроса…………………..…. 5
2.2. Негативное воздействие на живую природу подъема уровня воды в реке………………………………………….. 7
2.3. Что представляет собой гидроузел? ……
2.4. Плюсы проекта ……
2.5. Проблемные зоны строительства низконапорной плотины
Варианты решения ……………..……..9
III. Практическая часть.
3.1. Определение затапливаемых территорий.
3.2. Как правильно решить проблему ?
3.3. Какие способы могут уменьшить воздействие на окружающую среду.
3.4. Альтернативные пути решения проблемы
IV. Выводы………………………………………………………………………………..
V. Литература ……………………………………………………………………………..
«Знание стоит дорого, но незнание обходится гораздо дороже» В.А.Рождественский профессор Санкт-Петербургского государственного гидрологического института
Введение.
В последние годы у судоходства на Волге возникли серьезные проблемы. Из-за обмеления реки на участке Городец – Балахна сухогрузы садятся на мель, а туристические лайнеры вынуждены высаживать пассажиров. Каковы прогнозы развития ситуации и что ждет волжский путь?
По словам губернатора Нижегородской области В.П. Шансова, в 2017 году на Волге начнётся строительство низконапорного гидроузла в районе посёлка Большое Козино. Плотина повысит судоходные качества реки на самом проблемном её участке и одновременно будет служить мостом, и станет частью кольцевой дороги вокруг Нижнего Новгорода.
Актуальность: Как строительство низконапорного гидроузла в районе посёлка Большое Козино отразится на нашем Городецком районе, его природе, жителях? На этот вопрос я постаралась ответить в моей работе.
История вопроса.
1. 35 лет назад в районе Чебоксар была пущена в эксплуатацию гидроэлектростанция, однако все это время она работает по временной схеме. Дело в том, что акта о приемке в эксплуатацию Чебоксарской ГЭС нет до сих пор, как и акта о приемке водохранилища, судоходных шлюзов. Получается двусмысленная ситуация: вроде бы ГЭС работает, но в то же время она функционирует на временной основе. Река от Нижнего Новгорода до Чебоксар не застраивается, поскольку проектанты не знают, на какую отметку сегодня строить те или иные объекты. Не осваиваются 80 тысяч га земли в округе, поскольку существует опасность их затопления.
Водохранилище Чебоксарской ГЭС вместо проектной отметки 68 метров наполнено лишь до отметки 63 метра и подпор воды распространяется только до Нижнего Новгорода.
«Участок реки от Нижегородской ГЭС до города находится в бесподпорном, естественном состоянии, не обеспечивающем соответствующие глубины для прохождения крупнотоннажных судов типа «Волгонефть», «Волго-Дон», «Сормовский». На городецком участке Волги суда (река-море) и сухогрузы идут с 20 %-й недогрузкой и проходят участок в 65 километров за двое суток при возможности на достаточной глубине (380 см) пройти его за 4 часа. Туристические суда могут ходить через Городецкие шлюзы только в течение 3 часов утром, когда идет интенсивный сброс воды через Городецкую ГЭС и достигается гарантированная глубина для прохождения пассажирских судов.»[1]
2. Специалисты РАО ЕЭС предлагают повысить уровень воды в реке до 68 отметки, ставят одну цель – увеличение объемов выработки электроэнергии на Чебоксарской ГЭС дополнительно на 1,5 млрд. кв/часов. Но мало, кто задумывается и о других возможных последствиях, а они могут обернуться техногенной экологической катастрофой. Например, будет затоплена 1/4 региона, возможны серьезные подтопления заречной части Нижнего Новгорода. Только на инженерную защиту города потребуется около 19 млрд. рублей
3. В.Шанцев направил письма в адрес заместителя председателя правительства РФ, министра обороны РФ Сергея Иванова, министра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, министра экономического развития и торговли Германа Грефа, министра транспорта РФ Игоря Левитина о недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м с обоснованием необходимости строительства низконапорного гидроузла, совмещенного с автодорожным переходом.
4. Специалистами ОАО «Гипроречтранс» были проведены изыскательные работы с целью как можно более точной оценки экономической эффективности планирующейся стройки. Их итогом стал проект обоснования инвестиций сооружения гидроузла в виде 13 томов чертежей, пояснительных записок и расчетов. Весь результат передан дальнейшей инстанции — Санкт-Петербургскому объединению «Трансмост».
5. 19 мая в рамках VI Международного научно-промышленного форума «Великие реки-2004» собрались за одним «некруглым» столом сторонники и противники строительства совмещенного с мостовым переходом низконапорного гидроузла в районе Большого Козино Организатором встречи стал развернувший ещё до открытия форума акцию протеста против строительства плотины координационный центр движения «Поможем реке». Для участия в общественной дискуссии были приглашены представители заказчика и разработчиков проекта гидроузла, независимые эксперты, представители администраций Балахны, Городца, Заволжья, Большого и Малого Козино, общественных организаций, Центра государственного санэпиднадзора Нижегородской области, природоохранных структур, СМИ, населения. С самого начала цель встречи определилась как обмен мнениями разных сторон, а также сбор замечаний и рекомендаций.
Организованная дискуссия позволила прийти к главному и обоюдному решению – проект нуждается в доработке. Как сообщила корреспонденту «БВ» координатор центра «Поможем реке» Елена Колпакова, для контроля за дальнейшим выполнением проекта строительства совмещенного с мостовым переходом низконапорного гидроузла в районе Большое Козино создается общественно-наблюдательный совет. В него войдут представители районных и городских администраций Нижегородской области, экологических организаций и заинтересованного в вопросе населения.
6. Комиссия по естественным монополиям Совета Федерации РФ на заседании поддержала план строительства низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино (Нижегородская область) для решения проблемы судоходности Волги.
По результатам решений комиссии Совет Федерации РФ обратится с письмом к президенту и правительству РФ для поддержки данного решения. Об этом губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев сообщил журналистам 15 июня 2015г. [2]
7. 14 июня министр транспорта и полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич посетили Городецкие шлюзы. Из-за мелководья и работы Чебоксарского водохранилища на пониженной отметке здесь уже традиционно существует «узкое место» в волжском судоходстве. Соколов и Бабич обсудили на шлюзах пути решения проблемы. В том числе возможность строительства низконапорного гидроузла либо наполнения Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. На совещании строительство совмещенного автомобильного моста на плотине признали «нецелесообразным». Таким образом, идея замкнуть в районе Большого Козино будущий «Северный обход» Нижнего Новгорода, не будет реализована.[3]
2.3. Что представляет собой гидроузел?
Гидроузел включает в себя:
1. судоходные шлюзы с теми же размерами, что и на уже существующих на Волге: 300 на 30 метров.
2. низконапорную сливную плотину с напором порядка 4 метров, 3.водосбросы в рукаве Никольском и земляную дамбу.
Проектируемый участок автодороги проходит по территории Балахнинского, Городецкого и Борского районов Нижегородской области, а также частично в административных границах Нижнего Новгорода.
Общая протяженность участка - 41,23 километра. Начальная точка трассы примыкает к построенной первой очереди обхода Нижнего Новгорода на пересечении с федеральной автодорогой «Волга» М-7 Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа. Конечная точка проектируемого участка - примыкание к существующей автодороге Р-159 Нижний Новгород – Киров.
Трасса автодороги пересекает реки Волгу, Санду, Черную, протоку Никольскую, озероПестичное и большое количество ручьев. Всего на автодороге находится шесть мостов (включая мост через Волгу), девять путепроводов и 34 трубы.
Полная длина моста по задним граням устоев -1710,95 метра. Ширина моста (в свету между перилами) от 28.14 метра до 35.64 метра под четырехполосное автомобильное движение и тротуары шириной по 1.5 метра. Мост будет иметь 33 пролета, для 17 из которых в качестве оснований опор будут использованы конструкции водосливной плотины.
Центральный пролет над судоходным шлюзом перекрыт цельнометаллической аркой с пролетом 126 метров. С каждой стороны к арке примыкают неразрезные сталежелезобетонные пролетные строения. Схемы пролетных строений 42+63+5x84+63 метра и 63+ 5x84+63 метра.
Над водопропускными сооружениями плотины устанавливаются железобетонные балочные температурно-неразрезные пролетные строения с применением преднапряженных балок длиной 25,45 и 26,35 метра индивидуальной проектировки.
Промежуточные опоры моста под сталежелезобетонные и цельнометаллические арочные пролетные строения запроектированы на свайных фундаментах с буровыми сваями диаметром 1.5 метра.
Судоходный шлюз на гидроузле -двухниточный, одноступенчатый, с полезными размерами камер 300x30 метров. Глубина на порогах шлюза, отсчитываемая от расчетных наинизших судоходных уровней воды в бьефах, составляет пять метров. Все сооружения шлюза запроектированы из монолитного железобетона.
Подходные каналы в верхнем и нижнем бьефах обеспечат прохождение флота.
Общая длина причальной линии каналов - 500 метров.[4]
2.4.Плюсы проекта
1.не создает водохранилища, весь напор воды находится в меженных пробках.
2.низконапорные гидросооружения считаются наиболее щадящими с экологической точки зрения сооружениями.
3. удается избежать затопления огромных территорий
2.5. Проблемные зоны строительства низконапорной плотины
1. С появлением низконапорной плотины биоразнообразие реки понесет неизбежный и непоправимый урон. На левом берегу Волги исчезнут вековые дубравы, погибнут ценные растения.
2. Моральный и материальный ущерб жителям Волги. Отсутствие учета компенсаций населенным пунктам Нижегородской области (Нижний Новгород, Балахна, Большое и Малое Козино, Городец, Заволжье) и другим затопленным и подтопленным территориям.
3. В результате поднятия уровня воды в Волге после строительства произойдет поднятие уровня грунтовых вод на территории поселковой администрации, нарушатся сельскохозяйственные угодья и дубовые рощи, зоны отдыха населения с пляжами на озере Пестичное и реке Волге.
4. Доцент кафедры ихтиологии и гидробиологии
Санкт-Петербургского государственного университета, канд. биол. наук
Анацкий Сергей Юрьевич считает, что результатом реализации проекта станет уничтожение видов ихтиофауны (через уничтожение среды их обитания) внесенных в Красные книги Российской Федерации и Нижегородской области Участок р. Волги, на котором будет расположено водохранилище., относится к водоемам высшей рыбохозяйственной категории. Здесь зафиксированы нерестилища стерляди, жереха, язя, леща, берша и других видов рыб. На участке отмечены миграционные перемещения большинства из этих рыб к местам нереста и нагула, здесь ежегодно происходит скат молоди. Отсутствуют рыбопропускные шлюзы и рыбоходные каналы вокруг гидроузлов.
«Возникнут проблемы и с воспроизводством рыбных запасов. В акватории реки Волги и в реках её бассейна между Чебоксарским и Горьковским водохранилищами встречаются (или могут быть обнаружены) следующие виды занесенных в Красную книгу РФ и Нижегородской области рыб: минога ручьевая европейская, стерлядь, хариус, горчак, быстрянка, подуст, гольян, обыкновенный подкаменщик. Из-за ежегодной сработки водохранилища ухудшатся условия воспроизводства и нагула рыб. Нерестилища многих видов рыб будут затоплены, осложнятся условия миграции рыб, а рыбопродуктивность участка снизится более чем в 2 раза».[5]
5.С появлением нового водохранилища общество потеряет уникальный, реликтовый, безнапорный участок реки Волги, сохранивший ее первоначальный облик.
6. Член экспертной комиссии рабочей тематической группы «Плотины» координационного центра движения «Поможем реке» географ-гидролог В.В.Законнов заявляет, что «создание нового водохранилища на Волге не решает проблему обеспечения судоходства на данном участке реки, т.к. до конца не реализованы внутренние резервы отрасли» и « что подтопление снизу ныне существующий плотины Горьковской ГЭС, которая окажется на плавуне, может привести к ее разрушению. Время существования последней определено гарантийным сроком, который почти исчерпан, поэтому потребуются дополнительные вложения средств на капитальный ремонт и реконструкцию плотины Горьковского гидроузла»[6].
7.Микрорайон Сортировочный в Нижнем Новгороде может быть затоплен после появления низконапорной плотины в регионе. Об этом сообщил член комитета экологии и природопользования Законодательного собрания Нижегородской области Сергей Лесков в ходе пресс-конференции 16 октября 2014г..
По его словам, уровень воды протекающей в западной части города реки Вьюницы в связи с появлением плотины поднимется на 1 метр, что приведет к затоплению «итак заболоченной местности» региона. Лесков также добавил, что после поднятия уровня воды во Вьюнице могут быть затоплены и такие опасные объекты Дзержинска, как шламонакопители Белое Море, Черная дыра полигон Игумново. Это, сказал чиновник, станет катастрофой для Нижнего Новгорода.
9. Д.т.н., профессор, эксперт и член Высшего Экологического Совета Комитета по экологии Государственной Думы РФ В.Лагутов
считает, что в нарушение существующего законопорядка, абсолютно никаких мер по пропуску через плотину и спасению мигрантов, проектом не предусмотрено. Это означает, что следует тотальное разрушение всех миграционных путей рыб и, как следствие, всего естественного их воспроизводства. В юридической практике это явление описывается термином как планируемый экоцид и не имеет срока давности.
Выводы по результатам исследования
1 .Ситуацию можно определить как предпроектную. Прежде чем быть утвержденным, проект должен пройти через государственную экспертизу, согласование, общественное обсуждение. На всех этапах его ждёт детальная доработка, переписка, обоснование выводов в соответствии с предложенными замечаниями и рекомендациями. По словам одного из разработчиков проекта главного инженера «Гипроречтранса» Владимира Самарина
2.Смирнов Николай Григорьевич, президент Ассоциации судоходных компаний: В случае строительства низконапорного гидроузла проблемы решаются комплексно. Создание подпора на Нижегородском гидроузле обеспечивает на данном участке стабильную глубину, позволяющую крупнотоннажным судам проходить опасную зону мелководья без особых проблем, затрат времени и финансов. Совмещение гидроузла с мостовым переходом и объездной автомобильной дорогой Нижний Новгород – Киров решает ещё одну жизненно важную для региона задачу – разгрузку единственного автодорожного моста через Волгу.
Важно соблюсти баланс интересов как судовладельцев, так и общественности. В этих условиях проект создания низконапорной плотины выделяется не только своей экономической эффективностью, но и щадящим воздействием на окружающую среду.
3. На сегодняшний день строительство низконапорного гидроузла признается специалистами Волжского ГБУ самым эффективным в решении вопроса сохранения сквозного движения на Волге.
Список литературы и интернет ресурсов
[1] Газета «Большая Волга» №19(04) - электронная версия 28 мая 2003 года № 19
[2] http://www.nta-nn.ru/Нижний Новгород. НТА-Приволжье
[4] http://www.guad.nnov.ru/?id=3772.
[5] Газета «Большая Волга» №19(04) - электронная версия 28 мая 2003 года № 19
[6] Экспертное заключение по проекту "Низконапорный гидроузел на реке Волге выше г. Нижний Новгород, совмещенный с мостовым переходом на автодорожном маршруте Нижний Новгород - Киров в Нижегородской области" ОАО" Гипроречтранс", г.р. № 025092, Москва-2003
Разноцветное дерево
Любили тебя без особых причин...
Яблоко
Пустой колос голову кверху носит
Зимняя сказка