Кубань многонациональная.
Актуализация проблемы. Ученые давно подметили то, что в начале цивилизации древние люди в очень сильной мере зависели от природы, человек являлся частью природы. Природу обожествляли и стремились воздействовать на неё с помощью обрядов, традиций. На всём долгом пути развития человечества взаимоотношение Человека и Природы всегда было фундаментальной категорией, мерой духовного развития отдельного человека и общества в целом. Человек, как и все живые существа планеты, занимает свою экологическую нишу в природной среде, видоизменяя и приспосабливая в соответствии со своей волей. Идёт время, меняется менталитет общества, но личностные ценности остаются.
Личная мотивация каждого гражданина зависит и от мировоззрения. А.С. Мартынов в 1999г. исследовал возможность объединить ресурсы общества относительно просвещения, зная о том, что в России проживает около 130 национальностей со своими традициями, обычаями взаимоотношений с природой, между собой; более шести основных конфессий. Религиозное мировоззрение является основанием культуры всех народов. Значит, в обществе потенциально имеется много людей-сторонников бережного отношения к Природе как части творения Создателя. Одухотворение природы проявляется в особенном отношении к некоторым уникальным объектам: родникам, озёрам, деревьям, камням, часовням, монастырям, мегалитам, дольменам и др.
Традиции привносят в природоохранное дело элементы этики, нравственности, патриотизма, нормы христианской морали способствуют приобщению к ним местного населения.
Существует принятая классификация экологических традиций по Зайцевой И.В. и О.Липаевой:- хозяйственно-бытовые экологически значимые традиции, семейные традиции;- обряды, праздники, посвященные бережному отношению природе;- территориально приуроченные обычаи и обряды: почитание родников, рощ и др.;-традиции, связанные с разными видами животных, растений (легенды, сказки, поверья, приметы, песни и др.)
Изучение традиций имеет принципиальное значение для возрождения чувств гордости за свою малую Родину и уважения к делам предков.
У разных народов и в разных религиях одни и те же места находят одинаковое почитание, считаются святыми. Отмечено, что из одной религии в другую переходят и символические действия в народных праздниках и обрядах.
Мы, при рассмотрении данной проблемы перед собой ставили цель – провести небольшое социологическое исследование в рамках группы учащихся нашей школы и их семей, – какие на сегодняшний день сохранились в семьях разных этносов обычаи, ценности; каково их отношение к природе. Посетили и пригласили для беседы греческую семью, армянскую семью, татарскую семью и русскую семью. Задачи – во время беседы, рассказа участников проекта узнать о семейных традициях, ценностях; записать видеосюжеты и суметь подтвердить актуальность и необходимость изучения данной проблемы. Следующая задача в подтверждение того, что мы на верном пути - элементарно простое социологическое исследование (путём несложного анкетирования) - каково отношение к семейным ценностям, обычаям у учащихся шестых классов, изучающих предмет ОПК- основы Православной культуры и не изучающих этот предмет в курсе школы.
Далее способствовать учащимся изучению и возрождению традиций народов проживающих в России, на Кубани, уважению к природе и окружающему миру.
Вложение | Размер |
---|---|
многонациональная кубань | 31.89 КБ |
«КУБАНЬ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАЙ»
Содержание
С.
Введение. Актуальность проблемы………………………………………3
1. Обзор литературы……………………………………………………….5
2. Методика исследования…………………………………………………6
3. Основная часть:………………………………………………………….7
А) Первое социологическое исследование – интервьюирование семей…………………………………………….8
Б) Второе социологическое исследование – структурированное анкетирование учащихся……………………..10
Заключение ………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………14
Введение. Актуализация проблемы.
Ученые давно подметили то, что в начале цивилизации древние люди в очень сильной мере зависели от природы, человек являлся частью природы. Природу обожествляли и стремились воздействовать на неё с помощью обрядов, традиций.
На всём долгом пути развития человечества взаимоотношение Человека и Природы всегда было фундаментальной категорией, мерой духовного развития отдельного человека и общества в целом. Человек, как и все живые существа планеты, занимает свою экологическую нишу в природной среде, видоизменяя и приспосабливая в соответствии со своей волей. Идёт время, меняется менталитет общества, но личностные ценности остаются.
Личная мотивация каждого гражданина зависит и от мировоззрения. А.С. Мартынов в 1999г. исследовал возможность объединить ресурсы общества относительно просвещения, зная о том, что в России проживает около 130 национальностей со своими традициями, обычаями взаимоотношений с природой, между собой; более шести основных конфессий. Религиозное мировоззрение является основанием культуры всех народов. Значит, в обществе потенциально имеется много людей-сторонников бережного отношения к Природе как части творения Создателя. Одухотворение природы проявляется в особенном отношении к некоторым уникальным объектам: родникам, озёрам, деревьям, камням, часовням, монастырям, мегалитам, дольменам и др.
Традиции привносят в природоохранное дело элементы этики, нравственности, патриотизма, нормы христианской морали способствуют приобщению к ним местного населения.
Существует принятая классификация экологических традиций по Зайцевой И.В. и О.Липаевой:
- хозяйственно-бытовые экологически значимые традиции, семейные традиции;
- обряды, праздники, посвященные бережному отношению природе;
- территориально приуроченные обычаи и обряды: почитание родников, рощ и др.;
-традиции, связанные с разными видами животных, растений (легенды,
сказки, поверья, приметы, песни и др.)
Изучение традиций имеет принципиальное значение для возрождения чувств гордости за свою малую Родину и уважения к делам предков.
У разных народов и в разных религиях одни и те же места находят одинаковое почитание, считаются святыми. Отмечено, что из одной религии в другую переходят и символические действия в народных праздниках и обрядах.
Мы, при рассмотрении данной проблемы перед собой ставили цель – провести небольшое социологическое исследование в рамках группы учащихся нашей школы и их семей, – какие на сегодняшний день сохранились в семьях разных этносов обычаи, ценности; каково их отношение к природе. Посетили и пригласили для беседы греческую семью, армянскую семью, татарскую семью и русскую семью. Задачи – во время беседы, рассказа участников проекта узнать о семейных традициях, ценностях; записать видеосюжеты и суметь подтвердить актуальность и необходимость изучения данной проблемы. Следующая задача в подтверждение того, что мы на верном пути - элементарно простое социологическое исследование (путём несложного анкетирования) - каково отношение к семейным ценностям, обычаям у учащихся шестых классов, изучающих предмет ОПК- основы Православной культуры и не изучающих этот предмет в курсе школы.
Далее способствовать учащимся изучению и возрождению традиций народов проживающих в России, на Кубани, уважению к природе и окружающему миру.
Обзор литературы
Рассмотрев книгу «Этнофункциональный подход в воспитании» А.В.Сухарева и С.Л.Бухарева, взято для проведения социологического исследования структурированное анкетирование, включающее 9 показателей. Из книги «Экология и религия» В.И.Корнеева взята мысль для проведения интервьюирования нескольких семей учащихся школы разных национальностей с вопросами о семейных традициях, обычаях. Книга «Взаимодействие общества и природы» Е.Т.Фадеева позволила сформулировать мысль, что религиозное мировоззрение является основанием культуры всех народов. Значит, в обществе потенциально имеется много людей-сторонников бережного отношения к Природе как части творения Создателя. Были использованы и другие источники, перечисленные в списке литературы для написания данной работы.
Методика исследования
Первое социологическое исследование проводили методом интервьюирования членов семей учащихся школы, принадлежащих разным национальностям.
Для второго социологического исследования применили методику по А.В.Сухареву, С.Л.Бухаревой (2006г.), где предлагается два структурированных анкетирования, включающее 9 показателей, отражающих негативное и позитивное отношение учащихся по ряду признаков:
1- отношение к родной природе
2- к родному климату
3- к религии своего народа
4- к народной культуре и фольклору
5- к истории страны проживания
6- к национальным особенностям своего народа
7- к особенностям внешности своего народа
8- к традиционным особенностям питания своего народа
9- отношение к национальности по самоопределению.
Негативное отношение «─» 1 балл, равнодушное - «0» баллов, позитивное отношение «+» 1 балл.
Анкетирование проводилось дважды в сентябре и в декабре. Экспериментальная часть исследования состояла из двух этапов – констатирующего и формирующего. В констатирующем этапе сравниваются две группы учащихся – изучающие и не изучающие ОПК в шестых классах, в сентябре и в декабре. В формирующем этапе сравниваются две группы учащихся по 7 человек, одна группа учащихся посещает воскресную Православную школу при храме с. Дивноморское, вторая группа учащихся – 7 человек, изучает предмет ОПК полтора года, читает предмет - педагог средней школы по образованию и одновременно наставник в храме воскресной Православной школы.
Основная часть
Геленджикский район – уникальный район по месторасположению, по красоте окружающей природы. Здесь велико количество наций и народностей, являющихся коренным населением и приезжие, но давно проживающие; много из средней полосы России, из Сибири, Дальнего Востока и других регионов.
В нашем селе есть удивительной красоты памятники природы - галечная набережная Черного моря, протянувшаяся на 1,5 км.; скала Парус; естественный источник – родник; в горах - массивы можжевельника и др. Все село в зеленых насаждениях. Школа окружена 20-ти летними елями, соснами, липами, вязами, осинами, дубами и др. растениями. В школе обучается более 1000 учащихся.
Село многонациональное, несколько конфессий одновременно проживают на одной территории, с большим уважением относятся друг к другу. Читая прессу, слушая новости, удивляемся, почему люди разных национальностей и конфессий враждуют? Решили изучить опыт подобных исследований в других странах, регионах. Знаем о том, что формирование этнической культуры, бережного отношения к природе закладывается в школьном возрасте, хотим, чтобы учащиеся нашей школы были дружными не только в школьном возрасте, но и дальше по жизни, чтобы уважали и почитали традиции, заложенные прародителями в разных нациях и религиях.
Для начала в нескольких классах мы в процентном отношении посчитали количество учащихся по национальному признаку,- у нас вышло следующее – 15-25% детей не являющихся русскоязычными, около трети в каждом классе греков, армян, татар, чуть меньше украинцев, белорусов, есть немцы, молдаване, азербайджанцы, латыши и др. нации. В нашей школе 25 детей посещают Православную воскресную школу при храме с. Дивноморское.
Среди жителей села почти такое же соотношение по национальному признаку, также мы заметили, что имеются семьи разные по национальному составу. Удивительная атмосфера в нашей школе, да и в селе: у нас нет никакой разницы в отношениях между детьми по национальному признаку, а вот нашими исследованиями мы постарались подчеркнуть - как необычно интересно узнать о традициях и обычаях в семьях разных национальностей и дети, семьи которых принимали участие в нашем проекте очень горды этим. Дети нашей школы также гордо несут звание победителей городских олимпиад по основам Православной культуры, так как в воскресной школе при храме получают знания по Православной культуре и на уроках в школе, где предмет читает искренне верующий педагог.
Так вот имея данную базу для нашего проекта, мы решили провести социологическое исследование: «знаю ли я семейные традиции, ценности своей семьи?»
Первое социологическое исследование.
Мы посетили семьи учащихся нашей школы. Греческая семья ученицы 10 класса Николаидис Христины, в нашем селе живут 10 лет, до этого времени проживали на Кипре. Лаура Ананьевна рассказала о красоте своей Родины о традициях своей семьи (запись клипа в приложении). Семья очень дружная, проживают в доме несколько поколений семьи, старшие в почёте и уважении. Семья трудолюбивая, имеют своё небольшое предприятие, младшие члены семьи помогают старшим и отлично учатся в школе. В семье поддерживаются традиции, заложенные старшим поколением. Два раза в год все члены большой семьи собираются вместе в Греции. Удивительный рассказ о природе, о родных красивых уголках, о семейных праздниках. И отдельной ноткой, мы заметили, звучит уважение к хлебу, ко всему что печётся и готовится дома из муки. Своеобразные блюда, необычные названия. В семье три поколения, наблюдается полное взаимопонимание. Рассказы о природе тесно переплетаются с семейными традициями, подсознательно идёт воспитание ответственного отношения к окружающей среде. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Оно означает понимание законов природы, определяет жизнь человека. Дети этой семьи уважают национальные традиции своей семьи и продолжают их, любят свою Родину и место где они живут сейчас, знают и любят окружающий их мир, природу.
Армянская семья ученицы 9 класса Оганнисян Ани живут в селе 7 лет, родом из Армении, из небольшого села. Два поколения данной семьи проживают совместно. Из беседы Алины Ашотовны также услышали о красоте родных мест, о любви к родной природе (запись клипа в приложении). Живут они в нашем селе, им очень нравится окружающая их красота - побережье Чёрного моря; горы, покрытые можжевеловыми лесами; река Мезыбь; небольшое красивое село и конечно наша школа. Как и у всех наций и народностей особое уважительное отношение ко всей природе. Не случайно существует в народном фольклоре легенды, рассказы, сказки, стихи, поговорки, пословицы о природе. В этой семье мама, занимаясь с детьми, на армянском языке читает детям эти самые сказки, легенды, были о красотах лесов, гор, рек Армении, об озере Севан - достопримечательности Армении. Ани и Стёпа, слушая рассказы мамы, понимают, что окружающая их природа – важная составляющая их жизни, её нужно беречь и сохранять.
Русская семья ученицы 10 класса Величко Александры, семья большая, дружная. Вместе живут три поколения, о традициях своей семьи рассказала тётя – Шарапова Евгения Леонидовна. Как только появляется возможность - все вместе выбираются путешествовать по любимым уголкам природы. Не случайно глава семьи - Игорь Александрович Величко является директором ООО «Путешествие», он помогает и другим людям открывать для себя красоты окружающего мира, уголка природы, где живём мы. Сотрудники организации «Путешествие», являясь экскурсоводами рассказывают о достопримечательностях нашего края.
Татарская семья Зариповой Альбины - ученицы 4 класса, прабабушка Зарипова Мнавара Шайхислямовна рассказали о традициях в своей семье, о уважении друг к дугу, о семейных ценностях хранимых и передаваемых от старших к младшим. Необычные названия готовящихся в семье блюд: эчпочмак, бэлиш, кыстыбай. Правнучка внимательно слушает, запоминает, - очень вкусные угощенья бабушки. Бабушка с любовью рассказывает о своих семейных секретах, традициях, чтобы её внуки и правнуки бережно относились ко всему, что в этой семье передаётся из поколения в поколение.
В каждой участвующей семье нашего проекта, мы заметили, живут любимые питомцы – кошки, собаки. Считаем, что данный факт есть ещё одно подтверждение любви к окружающему миру. Но всё же самым интересным является то, что готовясь к нашей встрече, семьи получили задание- рассказ об отношении к окружающему миру и о самом значимом для них в жизни. Так вот, в рассказах о традициях семьи, обязательно заходил разговор об уважении к хлебу, который с любовью печётся в их семье мамой, бабушкой. Просмотрев 4 видеоклипа, мы поняли с каким уважением в каждой семье относятся к святому навека хлебу, мы предложили ученицам изучить историю появления хлеба в своей национальной кухне и рассказать об отношении к хлебу в своей семье.
Греческая семья, Николаидис Христина: « Учёные полагают, что хлеб на Земле появился свыше 15 тысяч лет назад. Древние люди употребляли зёрна в сыром виде, перетирая между камнями. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Даже в наше время хлебную похлёбку употребляют в Африке и в Азии. 5-6 тысяч лет назад с появлением огня хлеб стали выпекать, из зерновой каши запеклась первая лепёшка. Считается, что в Древнем Египте было положено начало развития хлебопечения, применение сброженного теста. Искусство приготовления разрыхленного хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Хлеб считался деликатесом, рыхлый белый хлеб ели только богатые; плотный, чёрный хлеб ели бедняки. Хлеб был поставлен в ряд с солнцем и золотом. Символы египетских иероглифов – кружочек с точкой посредине означает хлеб, солнце, золото. В древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. Человек, съевший пищу без хлеба, совершал грех и наказывался богами. С древних времён в уважении были хлебопёки. До настоящего времени в Риме сохранился монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен.
В нашей семье на любой праздник мама и бабушка пекут хлеб, пироги, сладкий хлеб - пасхальный - василопита, тиропита – пирог с сыром, спачакопита – пирог со шпинатом, кукурузный, ячменный, квасной, с кунжутом, грубый домашний, пирог «Здоровье» и др.
На Рождество в сладкий пирог мама запекает пятачок, кому достанется кусочек с пятачком, тот весь год будет счастливчиком - это традиция нашей семьи».
Армянская семья Оганнисян Ани: « Мама рассказывала как в Армении после землетрясения в 1988г. всем было тяжело и после во время сухопутной блокады страны, когда в 1993-1995г. выдавали хлебные карточки(фотография в приложении) по которым выдавали 250-350г. хлеба в день. Поэтому мама часто печет хлеб, а сегодня она работает в кафе Дивноморска – печет лаваш в тандыре. Научила печь лаваш маму бабушка. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.»
Русская семья Величко Александры с тетёй Шараповой Евгенией Леонидовной и её сыном Василием: « Хлеб на Руси пекут издавна. В 11 столетии на Руси выпекали кислый хлеб из ржаной муки. В монастырских пекарнях выпекали просфоры, хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи. В 1626 году Царский указ « О хлебном и калачном весу», где устанавливался вес хлеба и цены; были названы 26 сортов хлеба из ржаной муки и 30 сортов из пшеничной. В 17 веке в Москве появились хлебные избы, где пекли хлеб. Хлеб пекли и в монастырях. Люди всегда с уважением относились к хлебу, с детских лет учили ценить и беречь хлеб как самое большое богатство на земле. Владимир Солоухин в своём стихотворении говорит об уважении к хлебу:
« Минуту я запомнил ту из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту от хлеба аржаного.
И бросил наземь я кусок от дедушки украдкой.
И наступил я на кусок босой чумазой пяткой.
И растоптал. И весь как был, зарылся носом в пыль я
А раньше дед меня не бил, и вообще не били».
В народе о хлебе говорили: хлеб-кормилец, хлеб- батюшка. На Руси пекари пользовались особым уважением. В годы войн и разрухи хлеб был дороже золота, меняли кусок золота на равноценный по весу кусок хлеба. Я узнала, что 125 граммов блокадного хлеба в Ленинграде состояли из 10% целлюлозы, 10% жмыха. 2% обойной пыли, 1% хвои, 2% выбоек из мешков, 75% муки ржаной обойной. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Очень хочется, чтобы отношение к хлебу как части природы было уважительным у всех людей на планете и у маленьких и у взрослых.
Второе социологическое исследование.
Для данного социологического исследования были взяты учащиеся двух шестых классов. Учащиеся одного шестого класса изучают новый предмет – основы Православной культуры уже полтора года, именно в этом классе 7 учащихся посещают и воскресную Православную школу при храме с. Дивноморское, учащиеся второго шестого класса не изучают этот предмет. Среди анкетируемых из двух классов – 17 детей нерусскоязычные, есть греки, армяне, татары. Из 48 детей – 23 ученика, семьи которых является коренными жителями. 18 учащихся – семьи которых являются приезжими, но живут в селе относительно давно. 7 учащихся – семьи которых недавно переехали.
Методика исследования по А.В.Сухареву, С.Л.Бухаревой (2006 г.), где предлагается два структурированных анкетирования, включающее 9 показателей, отражающих негативное и позитивное отношение учащихся по ряду признаков:
1- отношение к родной природе
2- к родному климату
3- к религии своего народа
4- к народной культуре и фольклору
5- к истории страны проживания
6- к национальным особенностям своего народа
7- к особенностям внешности своего народа
8- к традиционным особенностям питания своего народа
9- отношение к национальности по самоопределению.
Негативное отношение «─» 1 балл, равнодушное - «0» баллов, позитивное отношение «+» 1 балл.
Анкетирование проводилось дважды в сентябре и в декабре. Экспериментальная часть исследования состояла из двух этапов – констатирующего и формирующего. В констатирующем этапе сравниваются две группы учащихся – изучающие и не изучающие ОПК в шестых классах, в сентябре и в декабре. В формирующем этапе сравниваются две группы учащихся по 7 человек, одна группа учащихся посещает воскресную Православную школу при храме с. Дивноморское, вторая группа учащихся – 7 человек, изучает предмет ОПК полтора года, читает предмет - педагог средней школы по образованию и одновременно наставник в храме воскресной Православной школы.
При оценке результатов и их обсуждении принимали участие сами участники эксперимента, родители учеников, организаторы проекта, преподаватель ОПК в школе.
1группа – 25 учеников (изучают ОПК) и 2 группа – 23 ученика (не изучают ОПК)
1 отн. к прир. + 19, 0 – 6, - - нет + 10, 0 -11, - - 2
2 отн. к клим. + 23, 0 - 1, - -1 +22, 0– нет, - - 1
3 отн. к религ. +24, 0-1, - - нет + 8, 0 – 10, - - 5
4 культ., фольк. +17, 0- 2, - - 6 + 21, 0 – 2, - - нет
5 истор. страны + 15, 0-5, - - 5 + 17, 0 – 4, - - 2
6 национ.особен. + 9, 0-13, - - 1 + 18, 0 – 5, - - нет
7 особ.внешн. + 17, 0 - 8, - - нет + 15, 0 – 5, - - 3
8 особ.питан. + 19, 0 – 4, - - 2 + 21, 0 – 1, - -1
9 национальн. + 24, 0-нет, - - 1. + 18, 0 – 2, - -
Через полгода меняется положение вещей – отношение к природе, к религии, к национальным особенностям своего народа, своей национальности, особенностям питания - у учащихся меняется в сторону позитива.
1 группа- 25 учеников 2 группа-23 учеников
1а- +25 1а- +22, 0 - 1
3а- +25 3а- +15, 0 - 8
6а- + 19, 0 – 6 6а- +20, 0 - 3
8а- +25 8а- + 21, 0 - 2
Теперь сравним две группы учащихся по 7 человек , одна группа учеников посещает воскресную школу, вторая группа учеников не посещает воскресную школу.
1 группа- 7 учеников 2 группа – 7 учеников
1- + 7 1 - + 6, 0 – 1
2- + 5, 0- 1, - - 1 2 - + 5, 0 -2
3- +7 3- +7
4- + 6, 0 -1 4 - +7
5- + 4, 0-нет, - - 3 5- + 3, 0 – 4
6 - + 5, 0 – 2 6- +4, 0 – 2, - - 1
7- + 4, 0 – нет, - - 3 7- + 5, 0 – 1, - - 1
8- +7 8- + 7
9- +7 9-+7
Через полгода показатели немного изменились в сторону позитива, в принципе они и так были более позитивными в процентном отношении по сравнению с предыдущими группами. В детском возрасте всё же проще привить любовь к окружающему миру, к природе через воспитание дома на традициях, воспитание в школе через дополнительные знания по новому предмету знающим педагогом, через воспитание во время проповедей в воскресной школе.
1 группа- 7 учеников 2 группа – 7 учеников
4а- +7 4а- +7
5а- +6, 0-1 5а- +6,0-1
6а- +6, 0- 1 6а- +6, 0-1
Из данных диагностики видно, что занятия с учащимися в семье дома, в общеобразовательной школе и в воскресной школе снимают негативное отношение у многих подростков по отношению к природе и климату родного региона, национальным особенностям характера своего народа, к своей национальности по самоопределению, к особенностям внешности своего народа, к истории страны проживания. Полученные положительные результаты проведенной работы очень важны для выстраивания отношений в семье, к семейным традициям, знанию своей истории семьи, своей родословной, к природе.
Заключение
Выводы:
1. Данный проект, исследования на сегодняшний день очень актуальны. В семьях, принимающих участие в проекте, думаем, останется яркий след, особенно у младшего поколения. Приобщение к традициям семьи немаловажно в наше динамичное время. Образец отношений к традициям, ценностям в рассмотренных семьях можно выносить за рамки дома и ставить в пример тем ученикам, которые воспитываются в неполных семьях, к сожалению. Дабы в дальнейшем они строили свои будущие семьи, зная о поддержании традиций в семьях, о воспитании уважительного отношения к членам своей семьи, ценностям семьи, к окружающему миру и к природе.
2. Диагностика по методике структурированного анкетирования двух групп учащихся также подтверждает, что системный подход в воспитании подрастающего поколения через дополнительные занятия в школе также способствует уважительному отношению к семейным ценностям, природе.
3.Человек познаёт мир на протяжении всей жизни. В создании целостности личности, семейных ценностей, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Чтобы это превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранение семейных традиций, вырабатывать активную жизненную позицию.
Отношение подростка к данной проблеме в существенной степени определяют такие факторы:
Ведущую роль в формировании сознательного отношения к семейным традициям, ценностям отводится семье, школе, социуму.
Литература:
1. А.В.Сухарев и С.Л.Бухарева « Этнофункциональный подход в воспитании», Москва
Изд. «Мысль» 1996г.
2. Е.Т.Фадеева « Взаимодействие общества и природы», Москва изд. «Дрофа» 2005 г.
3. А.А.Горелов « Человек-гармония-природа», Москва изд. «Эксмо» 2007г.
4. Л.Н.Гумилёв «Энтогенез и биосфера Земли», Москва изд. « От альфы до Омеги» 2001г.
5.В.И.Коренев «Экология и религия» Ростов-на Дону, изд. «Феникс» 2003г.
И ряд научно-популярных статей.
Юрий Визбор. Милая моя
Никто меня не любит
Крутильный маятник своими руками
И тут появился изобретатель
Девочка-Снегурочка