Краеведческая работа, посвященная истории села Нижний Саянтуй
Руководитель: Русина Елена Федоровна, учитель истории МБОУ "Нижнесаянтуйская СОШ"
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela_nizhniy_sayantuy.docx | 26.23 КБ |
Оглавление
Введение.
1.Из истории названия села................................................................................................. 1стр.
2.Село в период установления Советской власти.............................................................2 стр.
3.Послевоенное устройство села.........................................................................................3 стр.
4.Мое село сегодня...............................................................................................................4 стр.
Заключение.............................................................................................................................6 стр.
Список литературы................................................................................................................7 стр.
Введение.
Тарбагатайский муниципальный район образован в 1923 году. История района берёт своё начало с 1735 года, когда сюда стали прибывать переселенцы – старообрядцыиз центральных и южных губерний России и Польши. Район расположен рядом со столицей Республики Бурятия – городом Улан-Удэ и входит в состав центральной экономической зоны республики. Площадь района составляет 3304 м2 или почти 0,9% территории Республики Бурятия. Район включает 22 населённых пункта, 10 администраций сельских поселений и 1 районную администрацию.
На территории района проживает около 60 тысяч человек. Основные жители – русские, потомки старообрядцев-переселенцев. Районный центр – с. Тарбагатай, расположен в 52 км. от Улан-Удэ. Село Нижний Саянтуй расположено вдоль правого берега реки Селенга. Население смешанное – живут русские, буряты, белорусы, татары, мордва, грузины, армяне.
Историю появления села Нижний Саянтуй нельзя рассматривать в отрыве от истории возникновения Удинского острога.
1.Из истории названия села.
По словам старожилов, первые жители села Нижний Саянтуй появились более 300 лет назад. Первоначально село располагалось на берегу реки Селенга, в районе местности «Гужировка», севернее настоящего месторасположения села и имело одну улицу в 9дворов. Это было поселение выходцев из казаков.Предположительно и название «Гужировка», дали казаки, от слова «Гужи». Существует два варианта объяснения происхождения названия: первый от кожаной или веревочной петли у хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой, второй - Гужевой транспорт. По-видимому, передвижение на гужевом транспорте и дало название «Гужировка».
Во время строительства железной дороги «Улан-Удэ – Наушки» в 1930 году, дома были перенесены на место нынешнего села, и новой улице дали название Ленина.
Существует ещё одно название села – Вахмистрово. По воспоминаниям одной из старейших жительниц села Нижний Саянтуй Антониды Федоровны Топорченко(14. 03. 1919 г.р.), в селе поселился вахмистр[1], которого «сослали … за провинность из Верхнеудинска... Человек он был грамотный, наши малограмотные, да и неграмотные родители ходили до него, «до вахмистра», совета спрашивали. Уважали его. В память о нем, жители и стали называть деревню «Вахмистрово»[2]. Однако, официальное название села (Нижний Саянтуй) не исключало его неофициального названия вплоть до настоящего времени (Вахмистрово).
По материалам архивных данных, село входило в состав Тарбагатайской волости, во главе был уездный начальник-пристав. В деревне был свой староста-Михалев, он имел личного секретаря-писаря – Николая Дмитриевича Красноярова. Староста вел дела, соблюдал порядок в деревне, изымал налоги. Каждая семья имела свое хозяйство, сами пахали, сеяли, управлялись на своих наделах[3].
В 1860 году была построена церковь Саянтуйская Богородская Казанская. Как следует из описания в приходской книге прихожан Саянтуевской церкви, она была пятиглавой деревянной, на каменном фундаменте «в два связа» церковью, со звонницей в 5 колоколов (3 больших и 2 малых), обнесённойвокруг оградой. При церкви служил священник Александр[4].Эти архивные данные подтверждаются и дополняются воспоминаниями сельских старожилов. В частности долгожительница села Мария Яковлевна Пластинина (г.р. 06.08.1922) вспоминала о том, что церковь «находилась на месте находящегося в настоящее время кладбища. Около здания церкви находилась будочка, в которой стояла икона Богородицы, перенесенная из часовни. Называлась церковь Саянтуйская, Богородице-Казанская , приписная к Верхнеудинской Спасской, а до нее – на сопке «Часовенка», находилась часовня, это были 4 столба покрытые крышей. Местные жители со своими иконами ходили к часовне молиться, до того как, икону перенесли в церковь Саянтуйскую»[5].
Дальнейшая история села Нижний Саянтуй тесно переплетается с историей Советского государства.
2.Село в период установления Советской власти.
В 1918 году в Саянтуйское селение состояло из 107 дворов, в которых проживало 306 мужчин и 332 женщины.[6] В годы гражданской войны (1919-1920 гг.) село стало центром борьбы с бандами атамана Семенова и Колчака. Здесь находился штаб партизанского отряда братьев Лощенковых. Из села в отряд входило 27 жителей.[7]
После окончания гражданской войны жители Вахмистрово приступили к строительству мирной, социалистической жизни.
В начале 30-х годов был образован сельский совет, первым председателем которого был Д. И. Краснояров. В довоенное время в селе были созданы два колхоза «Восход» и им. М.И.Калинина.
Сельчане приступили к формированию социальной сферы сельского поселения.
В 1933 году образовался Нижнесаянтуйский медпункт, который первоначально расположился в доме купца Василия Красноярова по улице Школьной[8]. Это было жилое здание с торговой лавкой не приспособленное под нужды медицинского учреждения. Первым медиком был Рубенец (имя, отчество неизвестно). В 1947-1948 году в медпункте работали Мария Ивановна Русина и Тамара Георгиевна Кожевина. Многие годы в медпункте работала ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Марковна Чулкова и труженица тыла Галина Федоровна Красноярова, которые оказывали медицинскую помощь не только жителям села, но и близлежащих сёл Верхниего Саянтуя, Вознесеновки и Саратовки[9].
В 1930-х годах в рамках антирелигиозной компании Саянтуйская Богородице-Казанская церковь была закрыта, а ее здание перенесено в центр села и перестроено. В 1933 году в этом здании открывается клуб. Часовня, действовавшая еще некоторое время, была заброшена, ее здание постепенно приходило в упадок. В настоящее время на сопке сохранилось лишь два столба.
Первым начальником почты был В.И. Корнаков. Он работал до войны и во время войны до 1943 года. Вначале почту привозили из Иволги, так как село относилось к Иволгинскому району, затем стали привозить из Тарбагатая.
3.Послевоенное устройство села .
Война 1941-1945 годов тяжело отразилась на развитии села. 120 жителей села ушли на фронт[10]. Сложная экономическая ситуация, кадровые трудности привели к необходимости объединения колхозов. Так возник колхоз имени И.М. Калинина.
Жители села, и воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны и вернувшиеся в село 30 человек, и работавшие в тылу, внесли свою лепту в общую победу советского народа[11]. Вернувшиеся солдаты включились в мирную жизнь, восстанавливали народное хозяйство села, республики, страны.
С 1946 по 1957 год сельский совет возглавлял уроженец Курской области, фронтовик, кавалер орденов Красной Звезды и Красного Знамени Марк Петрович Марсуев. За время его руководства в жилом доме по улице Школьная был открыт первый детский сад-ясли (1940-е гг.). Первым воспитателем в яслях была Антонида Федоровна Топорченко[12].
Однако серьезные перемены в жизни села произошли в последующее время.
В 1967 году по просьбе тружеников села, в центре у здания сельской администрации был возведен памятник Воину Победителю, в знак благодарности погибшим и воевавшим в тяжелые годы войны. Памятник вылит из алюминия на Московском заводе. Высота памятника 2,2 м., он взят под охрану памятников истории и архитектуры Тарбагатайского района за № 17.
В 1968 году было построено новое здание почтового отделения (в котором находится по настоящее время)[13].
В 1973 году в селе построено новое кирпичное здание Дома культуры. Торжественное открытие состоялось 25 ноября 1973 года. Первой заведующей Дома культуры работала Инна Георгиевна Иванова. В данное время директор Дома культуры Галина Петровна Зарубина, которая внесла большой вклад в развитие культуры в селе. Под её руководством проходят концерты, конкурсы, различные развлекательные мероприятия, как для взрослых, так и для детей. В доме культуры работает 18 творческих объединений, которые выступают не только в районе, но и за пределами республики. Коллективы награждены грамотами министерства культуры республики Бурятия, центра народного творчества, районной администрации, отделом культуры Тарбагатайского района.
В этом же здании на втором этаже была открыта и сельская библиотека. Ее фонд насчитывает свыше 9,5 тысяч книг. Библиотека состоит из двух комнат: в первой размещался книжный фонд, а во второй находится читальный зал. Заведует библиотекой Оксана Владимировна Богданова. Основной контингент читателей– дети школьного возраста.
В 1975-1976 годах было построено новое здание детского сада, введенное в эксплуатацию в феврале 1977 года.
В 1982 году колхоз имени М.И. Калинина стал совхоз-техникум им. М.Н. Ербанова и его возглавил Владимир Безъяевич Саганов, который обеспечивал рабочими местами до 70% населения села. В 2000 году, в связи с переменами в стране, совхоз-техникум не смог выстоять в новых экономических условиях и прекратил своё существование.
4.Мое село сегодня.
14 сентября 2014 года главой администрации поселения «Саянтуйское» была избрана Светлана Юрьевна Шабаршова.
В настоящее время территория села существенно увеличилась и включает в себя 30 улиц.[14]По данным Саянтуйской администрации на 1 октября 2014 г.,в селе прописано 5008 человек, в том числе 2424 мужчин и 2584 женщин[15]. Однако фактически население превышает зарегистрированное вдвое . Доля женского учтенному контингенту населения составляет 51,6%, мужского населения – 48,4%.Состав населения многонациональный: 70 % составляет русские, 20 % - буряты, остальные 10 % составляют татары, украинцы, белорусы, молдаване, узбеки, азербайджанцы.[16]
Увеличение сельского поселения и отсутствие разветвленной сети сервисных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, со всей остротой ставит проблему занятости населения. 13 сервисных и 2 промышленных предприятия[17] не могут удовлетворить потребностей трудоспособного населения. Однако близость к городу, позволяет ее решить без ущерба как для поселения, так и для его населения. Это привело к тому, что 70% жителей Нижнего Саянтуя работают в г.Улан-Удэ во всех сферах деятельности. При этом 40% работающих добираются до места работы , службы на личном транспорте, 60% на общественном[18].
Экономическую сферу села составляют два индивидуальных предпринимателя по заготовке, распиловке и реализации древесины и одно ИП по производству мебели.
Социокультурная инфраструктура современного Нижнего Саянтуя включает детский сад на 159 человек, среднюю школу на 691 человек, библиотеку и Дом Культуры; врачебную амбулаторию и аптеку; отделения связи, и полиции ; 10 магазинов, 3 кафе, парикмахерскую и автозаправочную станцию[19].
Серьезное увеличение население, в том числе и за счет миграции городского населения в сельскую местность привели к усиленному жилищному строительству. Вокруг села уже возведены 43 ДНТ[20].
Духовные нужды православного населения обслуживает церковь Св. Ксении Петербуржской, названая по волеизъявлению первых прихожан церкви, открытой в 2008 году. В храме проводят церковные службы, обряд крещение. Храм располагается в бывшем здании администрации села.
В настоящее время с января 2014 года сельскаяврачебная амбулатория прикреплена к Улан-Удэнской городской поликлинике № 2. Работает лаборатория, принимают врачи-специалисты.
Заключение.
Таким образом, истории села Нижний Саянтуй берет свое начало с 18 века. Наиболее активного развития село достигает в советское и постсоветское время, когда создается вся наличная социальная и культурная инфраструктура. Однако общий ход развития села не привел к созданию прочной экономической базы. И если развитие социально-культурной сферы имеет поступательный характер, то экономической сферы характеризуется постоянным снижением и уничтожением сельскохозяйственного производства, что во многом предопределено местоположением поселения, находящегося в ареале влияния столичного городского центра республики.
Проанализировав историческую справку об образовании села нижний Саянтуй Тарбагатайского района Республики Бурятия, делаем вывод, что историю развития села нельзя рассматривать в отрыве от истории развития нашего государства.
Список литературы.
1. ГАРБ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 8. Л.5.
2. Музей СОШ с. Нижний Саянтуй.Воспоминания А.Ф. Топорченко.
3. Статистические данные архива сельской администрации с Нижний Саянтуй.
4. Текущий архив администрации с. Нижний Саянтуй.
[1] В дореволюционной русской и некоторых других конных армиях, первый военный чин после звания рядового или ефрейтора
[2] Музей СОШ с. Нижний Саянтуй.Воспоминания А.Ф. Топорченко.
[3] ГАРБ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 8. Л.5.
[4]ГАРБ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 8. Л.5.
[5] ГАРБ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 8 Л.5.
[6]Там же.
[7]Там же.
[8] Текущий архив администрации с. Нижний Саянтуй.
[9] Текущий архив администрации с. Нижний Саянтуй.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Текущий архив администрации с. Нижний Саянтуй.
[14] Текущий архив администрации с. Нижний Саянтуй.
[15] Там же
[16] Там же
[17]Статистические данные архива сельской администрации с Нижний Саянтуй.
[18] Там же.
[19]Статистические данные архива сельской администрации с Нижний Саянтуй.
[20] Там же.
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Новый снимок Юпитера
Рисуем пшеничное поле гуашью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт