Творческая исследовательская работа посвящена истории православной культуры. Используется краеведческий материал. Тема раскрыта полно и содержательно.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kolokoln.docx | 38.03 КБ |
СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий»
Творческая исследовательская работа
на тему: «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
(материал для областной конференции «Шаг в науку».
Духовная традиция земли Русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты).
Выполнила: студентка II курса группы 11-М-2
Грицкова Анастасия Сергеевна
Руководитель: преподаватель Боровцова Галина Викторовна.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
План:
1. Введение 1
«И вновь звучит колокольный звон»
2. Основная часть
2.1. Определение колокольного звона 1
2.2. История возникновения церковного колокола 2
2.3. Значение колокольных звонов 9
2.4.Виды колокольного звона 10
2.5.Строение церковного колокола и его виды 13
2.6. Исторические факты колоколов города Демидова 15
3. Вывод 16
Литература
Введение
…Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, -
И в шуме листьев замер он… .
Ф. И. Тютчев – « Вечер»
Воскресное утро и мой небольшой русский городок Демидов , в истории старинный купеческий город Поречье , будит звон колоколов. Начинает этот звон Покровский колокол, а ему вторит звон колокола Благовещенской церкви. И спешат в храм горожане, идущие на церковный звон колоколов.
Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг. В «чине благословения колокола» сказано: «Яко все слышащие звение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего». Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье.
Откуда же к нам пришел этот чарующий звон? Что означает его мелодия?
2. Основная часть
2.1. Определение колокольного звона.
Звон Колокольный — музыкальная композиция из звуков колоколов, как правило, связанных с храмовым богослужением.
Колокольный церковный звон употребляется, чтобы:
- созывать верующих к богослужению;
- выражать торжество Церкви и её богослужений
- возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений
Кроме того, звоном созывался народ на народные собрания ( вече). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещался также русский народ об опасности или несчастье. В самые трагические дни в истории Родины, колокол звал народ на защиту Отечества. Так колокольный звон сопутствовал жизни простого русского человека
2.2. История возникновения колоколов.
Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё, египтяне евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. В древние времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы.
История колоколов настолько древняя, что найти их родину довольно трудно. Ряд исследователей полагают, что родина колоколов – Китай, т.к. технология бронзового литья была создана в эпоху СЯ (XXIII-XVIII вв. до н.э.) В Эпоху Шан (XVI-XI вв.до н.э.) колокола получили широкое распространение. Первые христиане не использовали колокола, ведь это были тайные богослужения, так как римляне имели на них гонения. На службу верующие созывались тайно, через особых вестников или диаконов, а иногда и сам епископ объявлял о месте и времени следующего богослужения . Затем , с принятием христианства, верующих на службу призывали с помощью труб. В 6 веке для приглашения на богослужения стали использовать била( это деревянные доски) и клепала( это железные или медные полосы, согнутые в полукруг). Среди археологических находок VI-V вв. до н.э. встречается множество бронзовых колокольчиков – древнееврейских и древнегреческих, скифских и этрусских. В античном мире они выполняли сигнальные функции.
Христианство пришло и закрепилось в Западной Европе, и вместе с верой пришел и колокольный звон. Есть предание, по которому изобретение церковных колоколов приписывается святому Павлину, епископу Ноланскому в конце 4 – начале 5 веков. По этому сказанию , Павлин увидел во сне полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные, звонкие мелодии. После сна Павлин приказал отлить колокола, похожие на колокольчики. Так по одной из легенд появились колокола. Но в литературе этого времени нет упоминание об использовании этих колоколов в церкви. Только в 7 веке Папе Римскому Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. И с этого времени в христианстве колокол стал символом христианского богослужения.
При христианских храмах колокола вошли в употребление на Западе не раньше конца VI или начала VII века. Вот еще другое предание, что когда в 650 году войска Клотария осадили Орлеан, то Орлеанский епископ Луп велел звонить в соборный колокол при церкви св. Стефана; осаждавшие, испугавшись этого звона, приняли его за голос ангела и поспешно сняли осаду города.
Колокола на Западе издревле пользовались большим уважением. У католиков существовал даже обряд крещения колоколов, причем были восприемник и восприемница, и колоколу, как новорожденному, давалось имя. Церковные колокола по указу французского короля Генриха IV запрещено было покупать, но дозволялось приобретать их в виде мены. Размер колоколов также подвергался цензуре. Так, например, монастырям строго запрещалось иметь такие колокола, которые бы заглушали приходские. Иностранные колокола часто украшались надписями, в которых по большей части колокол говорит о себе. Слог надписей всегда краток и важен. Так, например, на Шернборнском колоколе в Англии, подаренном городу кардиналом Вольсеем надпись гласит следующее: «Дар Вольсеев
Я измеряю время для всех и призываю людей к веселью, печали и в храм». Надпись на Шафгаузенском большом колоколе: «Vivos voco, mortuos plango, fulfura frango», т.е. «живых призываю, об умерших плачу, молнию сокрушаю». Эта надпись так понравилась Шиллеру, что он взял ее в эпиграф своей «Песни о колоколе».
С Запада колокол пришел и на Восток, в Византию Его стали использовать в богослужении со второй половины 9 века. В 865 году венецианский дож Урсус прислал императору Византии Михаилу 12 больших колоколов, которые повесили на башне при Софийском соборе. На Востоке колокола употреблялись весьма редко; при взятии Константинополя турками колокола были уничтожены и сохранились только в немногих местах Сирии и Палестины. Турки запрещали колокола под тем предлогом, что будто бы звук их возмущает покой душ, витающих в воздухе.
Колокола в России появились примерно тысячу лет назад. Они пришли к нам из Византии вместе с принятием христианства великим князем святым Владимиром в 988 году. Но наряду с колоколами на Руси употреблялись и била и клепала, особенно их использовали в монастырях. Но хоть и пришел колокол к нам вместе с православием, но его форму и вид взяли православные из Западной Европы. На церковном языке колокол называется – « кампан», от названия Римской провинции Кампании, где из меди и были сделаны , отлиты первые колокола. Это были небольшие по размерам колокола до несколько сот футов( ___кг). И их было по 2 -3 колокола при храмах.
Первые русские колокола появились в России в 15 веке. В это время появились первые заводы по отливке колоколов. По русской традиции стали отливать большие колокола. В Москве можно увидеть эти старинные колокола: Трехсвятский колокол (1666года) И самым большим колоколом в мире считается Царь Колокол, который находиться в Москве у подножия колокольни Ивана Великого.
История этого самого большого колокола в мире такова.
В половине XVI века, на месте колокольни Ивана Великого стояла церковь Иоанна Листвичника и при ней висел небольшой Царь-колокол,весом в тысячу пудов, отлитый во времена опричнины Иоанном Грозным. При царе Алексее Михайловиче, в 1654 году, на место его был слит другой, уже гораздо больший колокол, весом в 8000 пудов. Предание говорит, что т. к. никто не брался поднять его, то он остался без употребления до 1688 года, когда уже решился поднять его механик-самоучка – царский привратник. Колокол этот висел подле Ивановской колокольни, но в пожар 1704 года, июня 19-го, от жару или пролившейся на него воды он треснул. В 1731 году его сняли, а в 1734 году, по повелению Анны Иоанновны, приказано было к нему прибавить еще тысячу пудов весу, причем предполагали приделать к Ивану Великому особую небольшую колокольню для этой громады. Графу Миниху, сыну фельдмаршала, императрица поручила снестить с славным тогда золотых дел мастером и членом Парижской Академии наук Жермешо. Миних пишет в своих записках: «Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план, где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица отказалась от их планов». Артиллерии колокольных дел мастер Иван Федоров Маторин взялся за работу и не подумал испугаться, когда колокол определено было вылить в 12 000 пудов. Устроили в Кремле литейную яму, между Чудовым монастырем и Иваном Великим, и Маторин принялся за дело.
И этот колокол был отлит русскими мастерами отцом и сыном Иваном и Михаилом Маториными в 1733- 1735 годах. Материалом для этого колокола был самый большой колокол весом 8 000 пудов , который был поврежден пожаром. Это был колокол 1654 года, выполненный мастером Александром Григорьевым . Мастера Маторины добавили еще 5000 пудов сплава и сделали самый большой колокол в мире, вес которого 12 327 пудов и 19 фунтов, что означает 200 тонн. Диаметр этого колокола 6 метров 60 сантиметров. Этот колокол не был поднят на колокольню, так как страшный пожар 1737 года повредил колокольню и опустошил Москву и Кремль. Колокол находился в литейной яме и от пожара на нем появились трещины и от него отвалился большой кусок, весом 11 500 кг. Почти 100 лет этот колокол пролежал в литейной яме, и только в 1836 году был поднят и установлен на каменный постамент
Колокол украшен наверху изображениями московских чудотворцев, а посередине – особ императорской фамилии; из них императрица Анна Иоанновна изображена во весь рост; но ясно вышли только голова и корона. Вышина колокола с пьедесталом 34 фута, вышина самого колокола 20 фунтов 7 дюймов, ширина в отверстии 22 фунта 8 дюймов Форма колокола очень красивая, отшибленный край лежит подле пьедестала. Внизу к постаменту прикреплен отпавший край колокола Вот такая судьба у самого большого в мире колокола. Но в Светлую, Пасхальную ночь ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов.
В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов, на каждом из них было по 5-10 колоколов. Число колоколов в Москве в настоящее время далеко превышает количество трех тысяч, а сколько их всех в России – трудно исчислить.
Первые сведения о колоколах Смоленска содержатся в “Истории губернского города Смоленска” Н.А. Мурзакевича, где сообщается, что преосвященный Парфений на пожалованные императрицей Екатериной II средства, а также собранные “доброхотные подаяния” не только отделал собор и выстроил колокольню “о двух этажах”, но и “отлил колокола один в 1000 пудов, другой в 450, третий 65 и 5 поменьших”.
С.П. Писарев в своей “Памятной книге г. Смоленска” упоминает еще старинный колокол на соборной колокольне, попавший туда, вероятно, из разрушенного поляками Спасского монастыря “близ Свирской церкви”. На колоколе “польским алфавитом” была отлита надпись: “Коштом и накладом словетного пана Ивана Семеновича Водовозовича, мещанина Головчинского; надал тот звон до церкви Преображения Спаса на честь и хвалу Бога. Року 1634+”. Весил колокол 31 пуд и 30 фунтов.
Славилось и мое Поречье, ныне город Демидов, своими храмами. До октябрьской революции колокола Рождественского и Успенского соборов, а также шести церквей Благовещенской, Пятницкой, Духовской, Покровской, Петропавловской и Спасской звали горожан на службу в храмы
Самый большой колокол в моем городе - это был колокол Рождественского собора. Звон колоколов Рождественского собора слышался за много верст. Самый большой имел вес 204 пуда, который приобрели в 1804 году в Москве за 4812 рублей. Всего на колокольне висело 7 колоколов, различных по весу и музыкальному ладу. На колокольне собора с 1769 года имелись даже часы. Сорок лет за их ходом следил слепой поречский мещанин Василий Никитович Кольцов. В молодости занимался кузнечным делом и поэтому, по его указанию и руководству, местные мастера изготавливали необходимые детали для часового механизма. Славился слепой мастер искусством звона на колоколах.
Вторым по величине был Успенский собор, который богато был украшен росписями, иконами в серебряных ризах. Сохранилось описание, сделанное священником Фёдором Гальковским: церковь «зданием каменная, одноэтажная, оштукатуренная, во всём крепка, величественностью своего фасада и огромностью здания подобна Смоленскому кафедральному собору. На колокольне несколько колоколов, из коих в самом большом вес – 103 пуда. В настоящее время благолепен это храм». Звон его колоколов был слышен за 20 вёрст.
2.3. Значение колокольного звона
Изначально функция колоколов была сигнальная : призывать к богослужению. Сейчас функция колоколов изменилась, Следует отметить, что три основных функции существует колокольного звона: первая – сигнальная, т.е. созыв верующих к богослужению. Но две других еще более усилились. Две других функции – это сообщение отсутствующим во время богослужения о какой-то наиболее важной части того, что совершается сейчас на службе. Усиление молитвенного состояния людей, которые находятся в храме – вторая функция, и третья функция – выражение торжества церкви на какие-то праздники. Любой человек, даже далекий от церкви может отметить, что в Пасху или Рождество как-то особенно часто звонят колокола, какие-то особенные звоны и т. д. То есть это отмечается. Задача звонаря - призвать верующих к молитве, затем усилить эту молитву во время богослужения и затем, когда верующие идут домой, проводить, закрепить этот молитвенный настрой в душах людей. Нормальный звонарь позволяет всегда людям молиться. Хороший колокольный звон должен не мешать, а наоборот помогать молиться. Нигде нет такого большого звона, как в России. Хороший звон зависит от искусного перебора шести, семи, а иногда девяти и даже тринадцати колоколов, с соблюдением довольно ровного такта, зависящего от более или менее частых ударов в большой колокол. В этой колокольной музыке нет ни духовных гимнов, ни молитв; а между прочим, было время, когда у нас в некоторых церквах звонили по нотам, выражая, например, „Господи, помилуй“, „Святый Боже“. Отличительной чертой русских колоколов является звучность и певучность.
В дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом. Благовествуя Славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большую частью с высоты при храмах Божьих , колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа, сказанные через ветхозаветного пророка Исаию : « На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил строжей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью … напоминая о Господе: (Ис.62,6)
Царь Феодор Алексеевич любил звонить в колокола. Великий Суворов, живя в своей деревне, тоже забирался на колокольню и перезванивал на удивление духовных лиц и прихожан своего села Кончанского.
2.4. Виды колокольных звонов
В его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится, прежде всего, благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.
Это истинно русский колокольный звон.
2. Католический звон
В его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.
В его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.
Канонические звоны
В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.
Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Этот звон оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Совершается благовест, как три редких, медленных , протяжных удара, а затем следуют мерные удары. В великие праздники благовест заканчивается перезвоном.
Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).Он совершается медленными ударами по одному разу в каждый колокол , начиная от самого малого до самого большого, а после этого ударяю одновременно все колокола. Перебор заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего. Медленный перебор колоколов символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле , от младенческого возраста до зрелости и возмужания, а одновременный удар всех колоколов означает уход из земной жизни.
Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т. е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз. Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого , мощного звука и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою « истощание» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения: «Божественное Твое разумев истощание…, во спасение людей Твоих…»По установившейся вековой практике Русской Православной церкви такой перезвон совершается два раза в год : в Великую пятницу и Великую субботу.
Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку. Победы над врагом, встречи с ратного поля возвещались радостным , торжественным трезвоном во все колокола.
2.5. Виды колоколов и строение церковного колокола
При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:
I группа - БАСОВЫЕ
• Благовестник
• Праздничный
• Полиелейный
• Воскресный
• Постовой
II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)
III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)
Роль колокольных звонов в общественной жизни
Колокола и колокольные звоны играли разнообразные роли в общественной жизни, в народной культуре. Назовем некоторые из таких функций:
- Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.
- Колокола сообщали о приближении неприятеля: при первом появлении неприятеля караульный ударит в набат
- Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки: такой колокол звонит во время тумана
- Колокола размеряли время: то есть по колоколу определяли время
- Колокола сообщали о важных государственных или местных событиях.
Строение колокола
Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.
Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой. Назвав ударную часть колокола языком, русский народ уподобил этим звон колокола живому голосу человека. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом, трубами. Разве это не говорящие уста, когда колокол нам напоминает о самых важных и главных этапах жизни человека: от рождения, до замужества и смерти.
Для грешного человека колокольный звон вызывает чувства беспокойства, душевного томления. В душе злого , нечестного человека колокольный звон вызывает раздражение. А для нас, верующих, он всегда несет напоминание о жизни и стремлении к лучшему, светлому, мирному Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.
Звук колокола формируется при ударе языка об ударное кольцо и вызывает два вида колебаний – колебания диаметра и колебания толщины колокола.
Колебания диаметра колокола – унтертон (низкая октава), в связи с большими размерами диаметра колокола (по сравнению с толщиной стенки) колебания редкие и звучат дольше всего.
Колебания толщины колокола – высокая октава, в связи с малыми размерами толщины колебания частые и присутствуют не долго.
2.6 . Исторические факты о Колоколах Демидова
Звон колоколов Рождественского собора слышался за много верст. Самый большой имел вес 204 пуда, который приобрели в 1804 году в Москве за 4812 рублей. Всего на колокольне висело 7 колоколов, различных по весу и музыкальному ладу.
Успенский собор. На колокольне имелось 5 колоколов, из коих в самом большом весу было 103 пуда. В настоящее время благолепен этот храм", который постепенно восстанавливается и становится главным храмом нашего города. Благочестивая семья горожан решила внести свою лепту в дело возрождения храма. Они заказали в Ярославской области колокол весом 240 кг, который был там отлит, привезен в Демидов, и 25 августа благополучно установлен на северо-западную звонницу, и в тот же день прозвучало 27 ударов колокола, знаменуя возрождение храма, который закрыли в 1927 году. Жители г. Москва супруги Валентин Георгиевич и Людмила Дмитриевна Тисины внесли свою жертву на храм - зазвучал серебряным звоном колокол весом почти сто килограммов, подаренный ими городу и нашему собору.
2008 году Благовещенский храм, благодаря стараниям и большому труду настоятеля отца Владимира (Кукурчука) отремонтирован. Зовет прихожан на молитву новый колокол, изготовленный попечением нашей землячки, известной журналистки Натальи Николаевны Желноровой и её мужа Владимира Лукьяновича Савакова
Вот так, в каждое воскресное утро, ныне действующие православные храмы моего города Демидова, зовут на Богослужение жителей города колокольным звоном всех церквей
3. Вывод
Проведя исследование о роли церковных колоколов в жизни Церкви, хочется отметить, что звон Православного колокола наполняет душу торжественностью и величием. Этот мощный, торжественный звон, переливаясь во всех мелодиях, торжественно возносит нас к великой вере в Господа нашего Иисуса Христа, как победный гимн жизни на нашей Земле.
Полюбив церковный колокольный звон , русский народ соединил в нем и радость, и беду, и веру и надежду в лучшее будущее. Поэтому и служит для нас церковный православный звон , не только временем Богослужения, но и выражением радости, грусти и великого торжества. Услышав звон церковного колокола, мы ограждаем себя крестным знамением, чтобы нам стало легче, удачнее прошел день. Так в ударах православного звона скрывается великая сила , глубоко проникающая в сердце каждого русского человека. И недаром говорят, что колокольный звон – Жемчужина России !
Литература:
1. Иллюстрированная Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор(Бажанов) М., Эксмо, 2008г
2. Страницы истории Смоленщины Сборник, Смоленск, Русич, 2007 г
3. Иеромонах Рафаил( Ивочкин) «Поречская земля: православные храмы»
Смоленск, 2007г
4. В краю Поречском. Смоленск, Универсум , 2008г.
5. Материалы краеведческого музея города Демидова
6 Афонина В.Е. « Православное Поречье» ( встреча со студентами техникума), 2016 год
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Сочные помидорки
Сказка "Морозко"
Невидимое письмо
Мороз и заяц