Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_posyolka_2.docx | 22.32 КБ |
Исследовательская работа «Моё Забайкалье»
Тема: «История посёлка, в котором я живу»
Выполнил ученик 3-Б класса
Первомайской МОУ СОШ № 2
Кондратенко Кирилл
9 лет
Руководитель
Казанова Юлия Геннадьевна
п. Первомайский, 2017 г.
В ладонях сопок забайкальских
Спит в предрассветной тишине:
Весну поющий Первомайский,
Самодостаточный вполне.
Ну что с того, что жизнь такая:
У нас характеры в шинелях.
Наш город – тёзка Первомая –
Мы это забывать не смеем.
Введение
У всех народов мира есть настоящее и будущее. Каждый человек хочет знать историю своей Родины. Родина для нас – это место, где мы родились, живем и учимся. С самых первых шагов своей жизни мы открываем для себя мир. Всегда интересно знать прошлое своего поселка или города, в котором ты живешь. Потому что история помогает нам по-новому взглянуть на окружающий мир.
Моя малая родина - это частица Забайкальского края - поселок Первомайский. Я очень люблю свой тихий, маленький поселок. Мои близкие родились и выросли в этом славном месте, здесь же создали свою семью, в которой родился я. Мне всегда было интересно узнавать что-то новое и интересное. Я решил узнать историю поселка, почему у поселка появилось такое название, и как история поселка переплелась с историей страны. Оказалось, увлекательно изучать историю тех мест, где живут твои родные, узнавать загадки происхождения этих мест. Мне хотелось узнать, что могут рассказать названия отдельных уголков поселка об истории малой родины.. Для этого я провел своё маленькое исследование.
Перед собой поставил определенную цель: изучить историю возникновения и развития поселка Первомайский.
Задачи исследования
Объект, предмет и база исследования
Гипотеза исследования
Методы исследования
- анализ
- сбор информации из книг
- обобщение
Забайкалье относится к числу старейших горнодобывающих регионов нашей страны. По разнообразию полезных ископаемых оно уникально.
Ещё в начале 19 века властям стало известно, что местные жители для своих нужд используют олово, добытое в долине реки Онон, около села Чирон. В 1928 году, после разведочных работ по изучению месторождения геологом Б.П.Артемьевым- оно было оценено, как одно из крупных и отнесено к литиевым месторождениям. Развивающаяся быстрыми темпами промышленность молодой Советской России требовала всё новые и новые минеральные ресурсы. Начиная с 1937 года началось формирование нового постоянного населённого пункта. В склоне горы строились землянки- первые небольшие засыпные домики. Позднее стали появляться целые улицы. Посёлок назвали «Слюдянка» именем минерала «слюда», открытого на данном месторождении. До войны рабочий посёлок застраивался стихийно, исключительно деревянными избами и домами барачного типа. Детских садов, клубов, спортивных и бытовых учреждений не было. Даже медицинское обслуживание работники и жители рудника получали на курорте «Шиванда», расположенного в 8 км от Слюдянки. Так рудник Слюдянка вошёл в 1941 год. С началом войны большинство мужского населения ушло на фронт. На свободные рабочие места встали женщины и подростки. Установили 13-ти часовой рабочий день. Днем и ночью женщины и дети собирали кристаллы месторождения и за свою работу получали карточки, которые потом отоваривали в магазинах. Добываемое а руднике сырьё использовалось в радиотехнике, самолётостроении и других направлениях. Среди подростков, пришедших на производство в военные годы были Блохин Д.П., Косяковы, Пестовы, Бурдинские, Тураевы и другие. В 1942 году было организовано Завитинское литиевое рудоуправление, а в 1951 году его возглавил Жиряков Степан Фёдорович. При нём были построены ремонтно-механические мастерские, обжиговый цех, горный цех, был создан гараж из шести автомобилей.
Постепенно мирная жизнь стала сказываться на социальном положении работников. Уже в 1946 году построили два четырёхквартирных дома, два общежития на 70 коек, кирпичный завод на руднике были построены детский сад на 50 мест, баня, котельная, школа на 160 учеников и склад взрывчатых веществ
12 июня 1951 года рудник Слюдянка Указом Президиума Верховного Совета
был отнесён к категории рабочих посёлков и назван посёлком Первомайским. В посёлке появилась власть- поселковый Совет.
К 1956 году в посёлке работала хорошая библиотека, в которой было около 3500 книг, заведовала библиотекой Жирякова Н.М. Был построен первый клуб «Горняк».
На предприятии уже работало 765 человек. Всё в посёлке было связано с производством:, даже названия улиц: Горняцкая, Фабричная, Рабочая. Центральные улицы назывались именами Сталина, Ленина, Лазо, Горького.
Руководство предприятия приступило к активному благоустройству посёлка. Всё население во главе с директором выходило на субботники по озеленению улиц, строили деревянные тротуары. Предприятие и посёлок рос на глазах. Уже на 1 января 1962 года были сданы в эксплуатацию карьеры, автобаза, много жилья и других социальных объектов. Уже в 60-е годы работали две школы одиннадцатилетняя школа №2 (сейчас здание УПК) и восьмилетняя школа №3. В школах работали великолепные преподаватели. Появились спортивные секции, открылась музыкальная школа. В 1966 году на предприятии уже работало 5000 человек, а в посёлке проживало 17 000 человек. Для детей был построен замечательный пионерский лагерь в сосновом бору на берегу реки Ингода.
В этом же году предприятие было переименовано в Забайкальский горно-обогатительный комбинат. Забайкальскому ГОКу была поставлена новая задача-
приступить к освоению бериллиевого месторождения.
В посёлке кипела также и общественная жизнь. В 1963 году в посёлок приехали Соколов Г.А. и Соколова В.Г. и внесли огромный вклад в развитие художественной самодеятельности. Все мероприятия посвящались ноябрьским и майским праздникам.
Для работников ГОКа и жителей посёлка 70-е т 80-е годы стали периодом наибольшего благополучия.
В начале 1990-х годов произошло резкое снижение производства продукции и ухудшение финансово-экономического положения Забайкальского ГОКа, что привело к сокращению численности рабочих на комбинате и населения посёлка.
Прошли годы, несмотря на то, что посёлок сейчас находится в крайне тяжёлом социальном положении: закрыт ГОК, происходит резкий отток населения, нет мест для трудоустройства мужского населения… Но он по-прежнему продолжает жить, строятся новые Детские сады, жилые дома, магазины, произведена реконструкция площади Ленина и т.
Заключение
Сегодня проблема изучения истории своей малой родины особенно актуальна, потому, что без знания истории нельзя построить будущее.
Проводя исследования по теме «История посёлка, в котором я живу», я сделал много открытий для себя:
Также в результате работы над темой у учащихся нашего класса повысилась мотивация к изучению истории поселка и района:
Кроме этого, работа над проектом способствовала сплочению нашего классного коллектива: мы работали не рядом, а работали все вместе.
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Гипотеза моя подтвердилась: действительно название посёлка связано с праздником 1 мая- днём всех трудящихся. В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наш посёлок жил обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое отечество.
Закончив свое исследование, я еще больше стал гордиться своей малой Родиной.
Список литературы
Ветер и Солнце
Финист - Ясный сокол
Акварельные гвоздики
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку