С тех пор, как я себя помню, мне часто приходилось быть у моих бабушек, которые были педагогами. С малых лет я видела полки с книгами, учебниками, решебниками, журналами. К ним в гости приходили приятельницы, которые тоже были учителями и всегда разговаривали о школе и детях. С детства я начала задумываться «Кто мои родственники и предки?», «Кем они работали?», «Чего они добились в этой жизни?», «Кем буду я?». Именно поэтому я и стала знакомиться со своими предками, историей своей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
nou.docx | 135.91 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретический анализ феномена «профессиональная династия»
Глава II Генеалогическое древо нашей педагогической династии.10
Основная часть…………………………………………………………… 5
Заключение………………………………………………………………. 11
Список используемых источников и литературы…………………….. 12
Приложения……………………………………………………………… 13
Введение
С тех пор, как я себя помню, мне часто приходилось быть у моих бабушек, которые были педагогами. С малых лет я видела полки с книгами, учебниками, решебниками, журналами. К ним в гости приходили приятельницы, которые тоже были учителями и всегда разговаривали о школе и детях. С детства я начала задумываться «Кто мои родственники и предки?», «Кем они работали?», «Чего они добились в этой жизни?», «Кем буду я?». Именно поэтому я и стала знакомиться со своими предками, историей своей семьи.
Семья – это главное в нашей жизни, здесь мы учимся ходить и говорить первые слова, старшее поколение делится с нами своим жизненным опытом.
У каждого из нас есть своя история, свое прошлое, настоящее, будущее. Каждый человек должен интересоваться историей своего рода, своих предков.
Анализируя различные литературные источники о знаменитых династиях, можно сделать вывод о том, что с давних времен люди из поколения в поколение увлекались одной деятельностью, передавая свой опыт от старших к младшим. Так появлялись династии рабочих, продавцов, художников, священослужителей, учителей.
Династия - череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам[1].
Мое исследование посвящено изучению семейного архива, пожелтевших фотоснимков, трогательных писем и изучению того, какой вклад внес каждый из представителей моей династии в воспитание детей. Мне хочется рассказать о моих родных и близких людях, ведь в нашей семье в каждом поколении есть педагоги.
Степень изученности темы:
Изучение династий является объектом для многих наук, поэтому носит междисциплинарный характер. Различные аспекты профессиональных династий рассматриваются историей[2], политологией[3], экономикой[4].
Цель работы: изучить педагогическую династию моей семьи.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучить понятие «учительские династии».
2. Выявить источники, рассказывающие о педагогической династии нашей семьи.
3. Осветить жизненный путь и трудовую деятельность представителей нашей педагогической династии с целью популяризации профессии учителя.
2. Собрать фотографии своих родственников и составить семейный альбом.
Объект исследования: история педагогической династии моей семьи.
Предмет исследования: изучение конкретных фактов из жизни моих родственников.
Методы исследования:
При написании работы использовались следующие виды источников:
1. Устный (рассказ педагогов нашей династии).
2. Письменный:
- периодическая печать;
- фотографии из нашего семейного архива
- документы из семейного архива (благодарственные письма, награды, почётные грамоты, удостоверения и т.д.).
Хронологические рамки исследования: охватывают период с 1886 года по 2018 год. Нижней границей хронологических рамок является 1886 год, когда на свет появился мой прапрадедушка Иван Яковлевич Горбунов – основатель педагогической династии. На данный момент нашу педагогическую династию продолжает моя мама, которая в настоящее время работает специалистом органа опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Западной Сибири, где жили и трудились представители нашей педагогической династии. Большинство моих родственников свою профессиональную деятельность начинали и заканчивали непосредственно в Тарском районе Омской области.
Гипотеза: успешность в профессиональной деятельности во многом зависит от принадлежности к трудовой династии.
Практическая значимость исследования: результаты нашего исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении нашей педагогической династии, на внеклассных мероприятиях в школе.
Глава I. Теоретический анализ феномена «профессиональная династия»
1.1.Понятие «профессиональная династия»
Понятие династия имеет греческое происхождение. В переводе означает «господство, ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга на престоле по праву наследования»[5].
В словаре Ожегова С. И. приведено и другое значение этого слова: «ряд представителей разных поколений рода, занимающихся каким-либо одним ремеслом, работающих по одной специальности»[6].
В России с древности существовали династиями купцов, художников, врачей, актеров, учителей. Передача из поколения в поколение секретов своего профессионального мастерства в российских династиях являлось традицией.
С конца 1970-х - начале 1980-х гг. в СССР на уровне государства началась пропаганда трудовых династий. Считалось почётно быть представителем династии врачей, учителей, хлеборобов и других.
Педагогическая династия всегда связана с людьми, объединенными родственными отношениями, которые случайно или нет выбрали одну и ту же профессию. Но не в каждой семье она складывается, а только там, где о своей деятельности говорят с любовью и большим уважением.
Выделяют следующие признаки педагогической династии, которые, по нашему мнению, могут быть применены к любой профессиональной династии:
1. Принадлежность к одному роду (семье, дому, фамилии).
2. Установленный юридически (право родства) или естественно (смена поколений) порядок наследования
3. Наличие в династии не менее трех поколений.
4. Общественное признание профессиональных достижений.
5. Наследование родственниками профессии.[7]
В современном мире количество профессиональных династий резко сократилось. Почему это происходит? В статье Ю.Н. Галагузовой даётся такое объяснение этому явлению:
- потеря профессионального смысла;
- отсутствие профессиональной идентификации;
- «статусная утомленность»;
-появление новых профессий;
- снижение интереса к профессиональной ориентации семьи. [8]
В настоящее время, изучая профессиональные династии, учёные говорят о необходимости успешности профессиональной деятельности.[9]
Профессиональная успешность – это достижение человеком наивысшего успеха в области профессиональной деятельности[10]. Характеристикой успешности профессиональной деятельности являются оценка результата, который достигается в ходе профессиональной деятельности, и оценка удовлетворенности человека своим профессиональным трудом[11].
Принадлежность человека к профессиональной династии выступают одним из главным фактором успешности профессиональной деятельности.
Данное положение можно объяснить несколькими причинами:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к основным факторам формирования профессиональных успешности профессиональных династий
Относятся: профессиональная идентификация, наставничество, ценностное отношение к профессии и т.д.[12]
Выводы по главе I:
Возрождение интереса общества к профессиональным династиям свидетельствует о том, что данное явление является важным фактором в профессиональной деятельности человека.
Однако, социальный успех последующих поколений зависит не только от принадлежности к династии, но от их непосредственных достижений (образовательных, трудовых и т.д.)
Глава II Генеалогическое древо нашей педагогической династии
Наша педагогическая династия насчитывает в общей сложности 250лет.
Начну с самого старшего, моего прапрадедушки Ивана Яковлевича Горбунова. Годы жизни1886 - 1981гг. (Приложение 2).
Мой прапрадедушка не был учителем, но будучи грамотным, он обучал элементарной грамоте на дому всех желающих научиться читать, писать у себя на Родине в Красном Четае Чувашской АССР.
В связи с трудным семейным положением, он не смог получить профессию учителя, хотя очень хотел и мечтал об этом. Приехав в Сибирь в 1928 г., поселившись в деревне Ново-Ермаковка, он продолжал учить читать, писать на дому тех, кто желал. Там он и решил, что его старший сын Михаил будет учителем. Иван Яковлевич вернулся раненым с Первой мировой войны, поэтому в Великой Отечественной войне не участвовал, да и возраст был уже солидный. Он по-прежнему занимался со школьниками, кому трудно давался учебный материал. А сколько он знал сказок! И как дети любили его слушать, рассказывает моя бабушка, Сафронова Зоя Михайловна, его внучка. Это он положил начало учительству в нашей семье. По-моему, он был бы рад узнать, что его желания и мечты претворили в жизнь его дети, внуки и даже правнуки. Наверное, он нами бы гордился!
В народе существует поговорка «Яблоко от яблони не далеко падает», которая говорит о том, что опыт и любовь к профессии родителей перенимают дети. Поэтому по стопам моего прапрадедушки пошел его сын, Михаил Иванович Горбунов (1913 – 2004). Педагогическая деятельность моего прадедушки началась в 17 лет. После окончания Тарских педагогических краткосрочных курсов был направлен в 1930 г. учителем начальных классов в деревню Малиновка Тарского района. Проработав один год, вернулся к родителям в деревню Ново-Ермаковка и занялся строительством начальной школы. В 1932 году открыл ее и стал первым заведующим Ново-Ермаковской начальной школы. Он учил не только детей, но и взрослых, желающих учиться, а также вел культурно-массовую работу в деревне. Так в местной газете «Ленинский путь» (апрель, 1941г.) читателям рассказывал учитель – культурник Ново-Ермаковской школы М.И. Горбунов. В нашем домашнем архиве сохранилась статья (приложение 3).
Когда началась Великая Отечественная война», с 1942 года прадедушка ушел воевать. Вернулся с фронта 21 ноября 1945 года. В годы ВОВ старшине М.И. Горбунову доверено было быть командиром–воспитателем. Он был другом своих курсантов. Об этом сообщают записи на подаренных фотографиях. Он часто смотрел на эти фотографии, рассказывала мне моя мама, Брановицкая Александра Николаевна, его внучка, вспоминал и любил перечитывать записи (приложение 4).
Так уж случилось, что не все награды удалось сохранить. Это некоторые из них…. (приложение 5).
После возвращения с фронта, прадедушка имел право работать вновь заведующим Ново-Ермаковской начальной школы, но он не стал приступать к своей бывшей работе, так как в это время заведующей школой работала Березина. Она была эвакуирована. На войне погиб муж, а у нее было трое детей. И тогда прадедушка согласился работать Заведующим Лифляндской начальной школы с 1946г по 1962 год. В этой дерене не задерживались учителя, так как там проживали эстонцы и латыши. Приходя в первый класс, многие дети не умели говорить по-русски. К таким учащимся нужен был особый подход. После окончания 4 класса учащиеся Лифляндской начальной школы с 5 класса по 7 обучались в Ермаковской семилетней школе и учились довольно успешно, особенно, отличались по математике. Прадедушка проработал в Лифляндской начальной школе 12 лет. В это время он закончил заочно Тарское педагогическое училище. С 1962 года по 1975 год работал в Екатерининской начальной школе и неосвобожденным секретарем партийной организации колхоза им. Кирова (приложение 6).
Будучи на заслуженном отдыхе работал начальником палаточного лагеря для учителей в селе Екатериновка (приложение 7).
Многие ученики Ново-Ермаковской школы помнили своего первого учителя, благодарили его устно и при встречах, посылали письма, открытки и даже поздравляли через газету. Вот один из примеров (приложение 8).
Стаж педагогической работы моего прадедушки, Горбунова Михаила Ивановича - 45 лет.
Анастасия Петровна Афанасьева (Димитрюк) (1922 – 1997), моя прабабушка. Анастасия Петровна окончила Тарское педагогическое училище в 1941 году. По распределению была отправлена в Седельниковский район.
С 1941 по 1955 г. работала учительницей начальных классов в д. Михайловка Тарского района.
В 1956 году с семьей переехала в село Екатериновка к овдовевшей матери. Но в данной деревне свободного места учителя начальных классов не было и она стала работать в соседней деревне Ново-Ермаковка. Из-за малого количества детей, работала в две смены одна с 1 по 4 классы. А дома ее ожидали 5 своих детей, с которыми занималась бабушка. Анастасия Петровна с детства была лишена одного глаза, но, не смотря на это, ученики и их родители очень любили ее, относились с уважением и пониманием. Общий педагогический стаж 35 лет (приложение 9).
Горбунов Николай Евгеньевич, 1956 года рождения, племянник Горбунова Михаила Ивановича. С 1972 года по 1976 год учился в Тарском педагогическом училище, на отделении труда и черчения. После окончания училища работал в Кольтюгинской школе. Через год был призван в Армию. После службы в Армии стал работать учителем черчения и труда в Черняевской школе.
В 1985 году заочно окончил Омский педагогический институт им. Горького, географический факультет. С 1989 по 1995 проживал в Краснодарском крае, где занимался физическим трудом. Переехав в г. Тара, стал работать учителем труда и черчения в школе-интернат. С 2006 года работает в БОУ «Тарская общеобразовательная школа № 5». Общий педагогический стаж 30 лет (приложение 10).
По стопам своего отца Горбунова М.И. пошла старшая дочь, моя бабушка, Сафронова (Горбунова) Зоя Михайловна, 1936 года рождения. По ее воспоминаниям, еще, когда она учились в школе, мечтала стать учителем, как и отец.
По окончанию Ермаковской семилетней школы в 1953 году, поступила в Тарское педагогическое училище на отделение «Учитель начальных классов». Очень хотела быть учительницей, как и ее отец, Горбунов Михаил Иванович. По окончанию педучилища была направлена в Самсоновскую семилетнюю школу. По семейным обстоятельствам Зоя Михайловна вернулась в г. Тара и с 1958г по 1961 год работала временно в разных школах, вела уроки пения, физкультуры, работала воспитателем в детском доме № 4, в базовой (при педучилище) школе № 5, старшей пионерской вожатой в семилетней школе № 9. Ходила с концертами в организации, где работали родители учеников, в дом инвалидов. Ездили на родину Артема Избышева. В 1963 году была избрана на комсомольской конференции зав. школьным отделом промышленно – производственного комитета ВЛКСМ. Но проработав полгода вернулась в школу № 9 (приложение 11).
В 1965 году школу № 9 закрыли и Зою Михайловну перевели во вновь построенную школу № 2, где она стала пионерской вожатой в новой школе.
В школе работала детская комната милиции. На общественных началах ею руководила Зоя Михайловна.
С 1973 года по 1978 год работала организатором внеклассной и внешкольной работы в этой же школе. Заочно окончила Омский педагогический институт им. А.М.Горького.
В 1978 году был назначена переводом директором вечерней (сменной) образовательной школы. В 1977 году Конституция объявила о всеобщем среднем образовании. Школе был доведен план обучать 400 молодых людей, не имеющих среднего образования, поэтому надо было включаться во Всесоюзный смотр «Каждому молодому труженику – среднее образование». По итогам смотра вечерняя (сменная) общеобразовательная школа была признана победительницей в СССР. Была награждена знаменем и Дипломом ВЦ СПС.
Работая директором школы, Зоя Михайловна была секретарем парторганизации в ПТУ – 48 и вечерней школы. В 1986 году появилась необходимость назначить ее заместителем директора ГПТУ – 48. Но в 1987 году училище было закрыто и Зою Михайловну назначили директором Тарского Дома пионеров. В 1988 году Зоя Михайловна назначена (переводом) директором вспомогательной коррекционной школы № 8.
К 55 – летнему юбилею Зои Михайловны была написана большая статья «Директор восьмерки», корреспондентом местной газеты С. Исаевым (приложение 12).
В 1996 году при уходе на заслуженный отдых Зое Михайловне Комитетом по образованию было предложено поработать в средней школе № 2на должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителем математики. Выпустив 9-ые классы, ушла на заслуженный отдых в 2001 году.
В 2003 году была приглашена в вечернюю (сменную) общеобразовательную школу учителем математики с исполнением обязанностей заместителя директора. Уволилась в 2005 году.
За время педагогической деятельности о Зое Михайловне, ее работе писали в местной газете ее коллеги и ученики (приложение 13).
За свою трудовую деятельность имела поощрения. Была награждена грамотами, благодарностями, отличник Народного просвещения РСФСР. Общий педагогический стаж 46 лет (приложение 14).
Сафронов Роман Антонович (1935-2006), муж Сафроновой Зои Михайловны, мой дедушка (приложение 15). Родился 20 ноября 1935 года в деревне Белая Гора Седельниковского района. Он был шестым ребенком в семье. В годы войны свирепствовал тиф. Когда дедушке было 5 лет, ушла из жизни его мама, Сафронова Анастасия Петровна. Детей воспитывал отец Сафронов Антон Данилович. Через девять лет не стало и отца. Его взял старший брат – военный летчик, Сафронов Иван Антонович. С ними он жил в Литве, Туле. В Туле уже работал и учился в вечерней школе.
Роман Антонович хотел, как и его брат, стать военным и поступил в Омское танковое училище, но из-за состояния здоровья пришлось бросить училище и расстаться с этой мечтой.
Дедушка очень хорошо умел рисовать с детства и поэтому, вернувшись к брату на Украину, он стал работать художником – оформителем.
В 1957 году переехал в Колосовский район, село Чапаево, где тоже работал художником – оформителем.
С 1958года по 1965 год работал учителем черчения, рисования и географии в Колосовской средней школе. С 1964 года переехал жить в г. Тару.
С 1965 года по 1973 год работал учителем черчения и рисования в средней школе № 2 г. Тары. В 1973 году окончил заочно Омский педагогический институт, факультет художественно-графический. С 1973 года по 1995 год работал преподавателем, завучем в Детской школе искусств (приложение 16).
5 лет работал учителем рисования и черчения в Тарской коррекционной школе № 8.
За годы работы имел благодарности, грамоты, награжден значком «Отличник Культуры», медалью «Ветеран труда». В 2005 году призван Лауреатом Тарского района в области культуры (приложение 17).
У Романа Антоновича было одно замечательное хобби – рыбалка. И зимой и летом, в выходные дни, он на рыбалке. Уважительно относился к тем рыбакам, которые ловили рыбу удочкой. Бабушка ему всегда пела: «С утра сидит на озере любитель рыболов. Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов…» Но рыбка от него не расплывалась. Он делился пойманным уловом с теми, кому с клевом не везло. Он считался одним из лучших рыбаков.
Роман Антонович очень любил природу, после каждой рыбалки он делал наброски. Моя мама рассказывала мне, что он приходил в восторг, показывая красоту леса, полей, отражения природы в реке. Говорил: «Посмотри сколько жизни в движении воды, какая глубина отражения, какая чистота красок. Его радовали порхающие птицы, пробегающий трусливый зайчик, привлекая внимание мамы и бабушки. Он восхищался красочным закатом солнца, любовался природой в любое время года. Запоминающиеся моменты лежали в его творческих произведениях (приложение 18).Моя бабушка рассказывала мне, что, когда, он садился писать свои картины, он полностью уходил в себя, отключался от всего, ни с кем не разговаривал, никого не замечал. Для него наступали моменты интенсивной сосредоточенной работы, которой дедушка отдавался всецело. Деда Рома любил рисовать природу, закат солнца, облака, рыбаков, а особенно ему удавались зимние пейзажи. Знакомые элементы «Сафроновских» картин – молоденькие стройные деревья, ветвистые березы, грациозные ели, лесные озера. Кажется, что все они пронизаны любовью и чувствами художника (приложение 19).
Сафроновым Р.А. проводились выставки творческих работ в Тарской картинной галерее, в с. Седельниково, в с. Муромцево. Его картины есть и за рубежом (в Германии, Италии). Выставки творческих работ проводят и его ученики: Узбекова К.П., Сафронов В.Д. (его племянник) и др.
Смерть дедушки была столь неожиданной для нашей семьи, что до сих пор как - то не верится. За шесть дней до смерти Роман Антонович приготовил блёсны, съездил на свой последний подледный лов. Приехав домой, с новыми впечатлениями сел писать любимый пейзаж, скромный пейзаж человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки – природы, но завершить работу не успел (приложение 15). . Умер дедушка 23 декабря 2006 года, когда мне было 9 месяцев. Общий педагогический стаж Сафронова Романа Антоновича - 40 лет.
Кочеткова Татьяна Леонидовна, (1949 – 2016), родная племянница Сафронова Романа Антоновича. В 1972 году окончила Омский государственный ветеринарный институт по специальности ветеринарный врач. В 1978 году заочно окончила педагогический факультет Московской ветеринарной академии им. Скрябина. С 1972 года по 2016 работала в сельскохозяйственном техникуме преподавателем ветеринарных дисциплин. С 1989 года возглавляла цикловую методическую комиссию ветеринарных дисциплин. В 1996 году Татьяне Леонидовне присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Общий педагогический стаж 45 лет (приложение 21).
Шатова (Горбунова) Любовь Михайловна, 1952 года рождения, дочь Михаила Ивановича Горбунова, моя бабушка. После окончания школы рабочей молодежи в 1971 – 1972 году работала старшей пионерской вожатой в школе № 7.
В 1972 – 1975 гг. обучалась в ГТУ – 57 г. Омска. Получила специальность закройщика верхней и женской одежды. Работала в г. Таре в ателье закройщиком. Затем в учебном центре «Ориентир» мастером – преподавателем швейного дела. С 1990 года по 2009 работала в коррекционной школе № 8 учителем швейного дела. У нее всегда складывались очень хорошие дружеские отношения с детьми. Выпускники приходят за советом как лучше сшить, просят помочь скроить. Не забывают поздравить с днем рождения, 8 марта, Днем учителя. За время работы имела благодарности, грамоты гороно и облано. Общий педагогический стаж 20 лет (приложение 22).
Брановицкая (Шатова) Александра Николаевна, 1983 года рождения. В 2002 окончила Тарский педагогический колледж, отделение «Социальная педагогика». Свою трудовую деятельность начала в БОУ «Тарская основная общеобразовательная школа № 12» социальным педагогом, совмещала работу старшей пионерской вожатой. В 2005 году заочно окончила Тарский филиал Омского государственного педагогического университета, факультет «педагогика и психология». С 2005 года по 2012 год работала в БОУ «Тарская гимназия № 1 им. А.М. Луппова» социальным педагогом. В настоящее время работает специалистом органа опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района. Общий педагогический стаж 10 лет (приложение 23).
На данный момент мне 11 лет, и я часто задумываюсь о выборе профессии. Возможно, я, тоже продолжу учительскую династию.
Заключение
Занимаясь исследовательской деятельностью, изучая историю своей семьи, я узнала очень много про своих предков, их жизнь, увлечения и профессии. Это занятие показалось мне очень интересным, полезным и увлекательным. К работе привлекла маму и двух бабушек. Работая с семейным архивом, слушая рассказы родственников, я открыла для себя много нового о своих близких. Со слезами на глазах мы вместе пересматривали старые фотографии, медали, грамоты и ордена. Жаль, что многих из них уже нет в живых, но память о них сохранилась в наших сердцах и семейном архиве.
Как оказалось, в моем роду 9 педагогов - и у всех свои индивидуальные и интересные судьбы. В нашей семье были учителя начальных классов, математики, географии, химии, технологии, черчения, изобразительного искусства, директора, завучи школ. Общий педагогический стаж работы составляет 250 лет. В нашей семье от старших к младшим передавалась педагогическая профессия, жизненный опыт воспитания подрастающего поколения. Они были учителями разных дисциплин, но их всех объединяет неравнодушие, доброта, любовь к профессии и детям.
Изучив архивный материал нашей семьи, я поняла, что для моих родственников - это не просто профессия, это их смысл жизни. Для меня их жизнь, их профессионализм всегда будет примером. Может быть, и я пойду по стопам кого-то из моих родственников. Я люблю рисовать, как мой дедушка, его уже нет на этом свете, но картины украшают наши комнаты. Может, я буду учителем начальных классов, как мой прадедушка, а может учителем математики, как моя бабушка. Какую я выберу профессию в будущем, я еще не решила, но я буду брать пример со своих родственников, с любовью относится к выбранному делу.
Я рада и горжусь, что в моей семье было много Учителей с большой буквы, которых и по сегодняшний день помнят их бывшие ученики. Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд.
Все представители нашей педагогической династии были успешны в своей профессиональной деятельности. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Все поставленные задачи в ходе исследования были решены.
Список используемой литературы:
Интернет-источники:
[2] Домбровски Д. Состояние и необходимость генеалогических исследований династии Рюриковичей с особым учётом потомков Мстислава Гарольда Владиморовича Мономаховича / Д. Домбровски // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2005. - №3. - С.27-28. На алтарь призвания : очерки о педагогических династиях Харь- ковщины / [авт. кол.: В. Р. Антонова, И. Л. Ануфриева, Е. В. Астахова и др. ; рук. авт. кол. В. И. Астахова] ; под общ. ред. Е. В. Астаховой ; Нар. укр. акад. – Харьков : Изд-во НУА, 2010. – 562 с. 117
[3] Салганик M. Возвращение династии / М. Салганик // Новое время. - 2004. - №26. - С.24-25.
[4] Петрова Ю. Ротшильды - династия предпринимателей / Ю. Петров, Е. Спиридонова // Управление персоналом. - 2009. - №2 (204). - С. 72-75.
[5] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. -20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989.
[6] Там же.
[7] Дидук И. А. Изучение педагогических династий как источника сохранения традиций служения профессии в условиях прагматизации сферы образования.// Научный электронный ежеквартальный журнал непрерывное образование: XXI век №1, 2017.
[8] Галагузова Ю.Н. Созвездие творческих судеб: размышления о научно-педагогических династиях. // Педагогическое образование и наука, № 1, 2011, c. 61-65.
[10] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.:1996. С.54.
[11] Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. //Аналитика культурологи. 2007, № 1. с. 119-128.
[12] Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. - М., 1997.
Прекрасная арфа
Весёлые польки для детей
Красочные картины Джастина Геффри
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Дерево в снегу