Проект по словообразованию. Словарь "детских" слов и выражений, собранных обучающимися 6 класса, Егеновой Елизаветой, Колодеевой Анастасией, Крымовой Елизаветой, Медведевой Анастасией, Усмановой Верой, под руководством учителя русского языка и литературы Голайченко Ирины Алексеевны. Работа оформлена оргинальными рисунками и аппликациями создателей проекта и руководителя.
Лауреат II степени конкурса "Языкознание для всех" за 2012 год
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_lepet_slovar_7.pptx | 1.68 МБ |
Слайд 1
1 «Детский лепет» Москва Зеленоград 2012 ГБОУ СОШ № 604 6 «А» класс Словообразовательный словарьСлайд 2
Принципы детского словотворчества Аналогия . Важнейший принцип создания детских окказионализмов. Аналогия может быть разной: словообразовательной, смысловой и т.д. Например, по мнению ребенка, если есть продавец, то должен быть и покупец , а если есть покупатель, то нужен продаватель ; выключатель предназначен для выключения света, а для включения нужен включатель. Наименование предмета по действию. В основе жизни ребенка - действие. Отсюда и возникает этот принцип создания новых слов. Например , колоток – то, чем колотят. Прибавление к основе чужого аффикса. Этот принцип основан на использовании значений морфем, а также на основном принципе создания детской речи – аналогии. Изъятие аффиксов. Например , очевидно, что слово хороший противопоставлено в языке слову нехороший, красивый - слову некрасивый, и, анализируя это явление, ребенок приходит к выводу, что запрещающее слово нельзя должно иметь пару – разрешающее льзя . 2
Слайд 3
Принципы детского словотворчества Род существительных. Ребенок считает, что все наименования предметов и лиц имеют противопоставление по признаку рода, поэтому от слова неряха образуется слово нерях , поскольку для ребенка окончание а – часто показатель женского рода. Сходство слов по звучанию. Для ребенка первоначально достаточно приблизительного звукового соответствия произносимого им слова оригиналу. Это связано с недостаточной развитостью органов речи, трудностью произношения сочетаний нескольких согласных и т.д. Так появляются слова типа гагин – пингвин. Перестановка звуков в словах. Этот принцип связан с расстановкой букв в последовательности, которая более проста и удобна для произношения, поскольку у детей еще недостаточно развит речевой аппарат. Например , пилисин – апельсин. Перестраивание звучания слова в связи с неясностью его внутренней формы. В соответствии с этим принципом слово перестраивается ребенком в соответствии с его собственным пониманием значения: творушка – ватрушка (сделана их творога). 3
Слайд 4
Принципы детского словотворчества Переосмысление слов. Этот принцип нельзя на сто процентов отнести к принципам создания новых слов, по сути, это предание уже существующему слову собственного значения в соответствии с его внутренней формой. Но мы включили его в нашу классификацию, поскольку слов в такой форме именно с таким значением не существует в языке. Например, гостиница - это место, где покупают гостинцы. Замена незнакомого слова с неясной внутренней формой и/или значением словом известным. Впервые встретившись со словом библиотека , ребенок легко заменит это слово словом аптека , поскольку оба слова для него весьма туманны с точки зрения их построения, но аптека встречалась ему ранее Создание синтетических слов. В эту категорию попадают слова, которые в речи взрослых часто употребляются вместе, например , глагол чайпить . Или же происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор, врунишка – ворунишка , огромный, громадный – огромадный . Замена сочетания слов одним словом. Суть этого принципа ясна из названия. Стремление ребенка упростить высказывание, сделать его более понятным приводит к тому, что сочетание слов заменяется одним словом, например, гитарить – играть на гитаре. 4
Слайд 5
Аналогия Белток – часть яйца, не желток. Близёкое – антоним далёкому. Виновник – сосуд для вина (аналогия молочник, чайник ). Закрытка – открытка, которую закрыли. Красняк – синяк. Кувшини песня – ария графини. Множко – много (аналогия со словом немножко). Низота – антоним высоте. П одкошки – если есть подмышки, должны быть и подкошки . Сёжа читать – потому что нельзя читать лёжа. Слухой – антоним к слову глухой. У тьком идти – гуси идут гуськом, утки – утьком . 5
Слайд 6
Наименование предмета по действию Грёбла – вёсла, то, чем гребут. Звенюшка – то, что звенит. Квакаша - лягушка, та, кто квакает. Копата – лопата, то, чем копают. Лизык – язык (им лижут). Нонока - лошадка, ей говорят «но». Ползук – паук. Цепля – петля (за нее цепляют). 6
Слайд 7
Прибавление к основе чужого аффикса Брызгость – много брызг. Загоритое море – море , которое загорелось. Катитик – тот, кто катается на чем-либо. Кинофа - кино. Колнолась – укололась. Ломовник – тот, кто ломает игрушки. Муравейка – муравьиха . Отскурлупать – очистить скорлупу. Переобъелась клубники – очень сильно объелась клубники. Поцелуть – поцеловать. 7
Слайд 8
Прибавление к основе чужого аффикса Притайнила – спрятала (сделала тайным). Пробудённая – разбуженная. Рисуть – рисовать. Танцуть – танцевать. Труска – трусиха. Целови меня – целуй меня. 8
Слайд 9
Изъятие аффиксов Дотепа – недотёпа. Навижу – ненавижу. Наглядная – ненаглядная. Ожиданный – неожиданный. Ряха – неряха . Поседа – непоседа. Чаянно – нечаянно. 9
Слайд 10
Род существительных Мужчин – мужчина . Палачиха – «жена» палача. рд Пап – папа (идти с папом ). khilhiligigigg Пьяниц – пьяный мужчина. liiiiiibllllllllllll С дедушком – с дедушкой. vuuyyygubjjkllljjlk Стрекозёл – «муж» стрекозы. vwsvreuivvbvbbnhgff 10
Слайд 11
Сходство слов по звучанию 11 Акидядя – шоколада . Дидидяня – до свидания . Итё – еще . Кадидиль – крокодил . Кармарик – комарик. Ковель – ковер . Кококоня – колокольчик. Кофита – кофта. Кулоник – кролик. Лёзели пятки – розовые пятки . Липтуля – лапуля .
Слайд 12
Сходство слов по звучанию Пагака – собака. Пелифятка – перчатка. Плиэт – привет. Полёлёх – пылесос. Сюнотя – шнурочки . Тяпля – цапля. Тюдёе – чужое. Утёма - утенок. Экел – эклер. 12
Слайд 13
Перестановка звуков в словах 13 Дохомозяйка – домохозяйка. Капет – пакет. Муха-цитакуха – Муха-цокотуха. Пилисин – апельсин. Сакаби – сапоги. Талибетка – табуретка. Шкалалад – шоколад.
Слайд 14
Замена неизвестного слова известным 14 Водосточный гороскоп – восточный гороскоп. Граф Калиострый – граф Калиостро . Гусеница – гусыня. Девочка Имовочка – Дюймовочка . Ингаляция – галлюцинация. Клумба – пломба (мне врач поставил на зуб клумбу ). Колесо – пылесос. Кролики Нарнии – « Хроники Нарнии ». Омлет – амулет. Пластилин души моей – властелин души моей. Прийти на досвидание – прийти на свидание. Пудель – пудинг . Собачка Коля – собачка Колли. Ядовит – Давид.
Слайд 15
Перестраивание звучания слова в соответствии с собственным пониманием Горблюд – верблюд. Колесист , веселопедист – велосипедист. Лампажур – абажур. Маманез – майонез. Маманоны – макароны. Свисташки – фисташки. 15
Слайд 16
Переосмысление значения слова в соответствии с его внутренней формой Всадник - тот, кто работает в саду. Грешники – жители Греции. Дворняжка – тот, кто убирает двор. Заключить – закрыть на ключ. Консерватория – тушенка в банке (консервы). Локатор – тот, кто лакает. Насупиться – наесться супа. Начальная школа – школа для начальников. Отключить – открыть закрытое ключом. Политик – тот, кто поливает огород. Прогульщик – тот, кто идет на прогулку. 16
Слайд 17
Синтетические слова Бананас – банан и ананас. Паукан – паук и таракан. Пиджакет – пиджак и жа кет . Поломоить – мыть пол. Распонять – разобраться и понять. Соплечихание – насморк (сопли и чихание). Улиционер – сотрудник ППС (милиционер, который стоит на улице). Ужашилки – страшилки и ужастики. 17
Слайд 18
Замена словосочетания одним словом Гитарить – играть на гитаре. Дярявеет , дырится – становится дырявым. Животные таблетки – таблетки , которые помогают от боли в животе. Забыватель – человек, который все забывает. Защёкать – положить за щеку. Нагрязить – сделать грязным. Прозвериная книга – книга про зверей. Скричала – криком созвала. Снебные – падающие с неба. Стеклёнок – маленький кусочек стекла. 18
Слайд 19
Содержание Принципы детского словотворчества…………………………………………………………………2 Аналогия……………………………………………………………………………………………………………..5 Наименование предмета по действию………………………………………………………………6 Прибавление к основе чужого аффикса…………………………………………………………….7 Изъятие аффиксов……………………………………………………………………………………………….9 Род существительных………………………………………………………………………………….........10 Сходство слов по звучанию…………………………………………………………………………………11 Перестановка звуков в словах…………………………………………………………………………….13 Замена неизвестного слова известным……………………………………………………………..14 Перестраивание звучания слова в соответствии с собственным пониманием..15 Переосмысление значения слова в соответсвии с его внутренней формой…….16 Синтетические слова…………………………………………………………………………………………..17 Замена словосочетания одним словом……………………………………………………………..18 19
Слайд 20
Составители: 6 «А» класс Егенова Елизавета Колодеева Анастасия Крымова Елизавета Медведева Анастасия Усманова Вера Руководитель: Голайченко Ирина Алексеевна 20 Москва Зеленоград 2012
Эта весёлая планета
На горке
Флейта и Ветер
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Л. Нечаев. Яма