Знакомство с неизвестными и малоизвестными работами В.П.Ерофеевского, которые раскрывают его личное отношение и художественное переосмысление темы памяти.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_respublika_buryatiya.doc | 593 КБ |
kopiya_prezentatsiya_v._erofeevskiy.ppt | 1.67 МБ |
Министерство образования и науки Республика Бурятия
Кабанское районное управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа»
«Тема памяти в творчестве художника
Валерия Петровича Ерофеевского»
Автор: Димов Яков Алексеевич,
ученик8 класса
МБОУ «Байкало-Кударинская
средняя школа».
Руководитель : Димова Светлана
Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Байкало-Кударинская
средняя школа».
Байкало-Кудара
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………3
Истины в личном прочтении……………………………………………..….............................4
Результаты исследования…………………………………………………. …...........................9
Заключение………………………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………………………..10
Приложения
Введение
Имя Валерия Ерофеевского хорошо знакомо не только художественному миру Бурятии и Иркутска. Талантливого живописца, который увлеченно писал родные просторы и красоты Алтая, бескрайние степи Монголии, иркутские храмы и дворики – знали во многих местах. (Прил.I)
Детство и юность будущего художника прошли в с. Байкало-Кудара Кабанского района Бурятии. Отсюда его корни, здесь он сформировался как человек и творческая личность. Художник был страстно привязан к своей малой родине и совершенно не удивительно, что среди его работ мы находим портреты тех, кто был близок его сердцу. Однако, как художник, Валерий Петрович не только передает внешние черты, сколько отражает эпоху, запечатленную в лицах.
Целью данного исследования является знакомство с неизвестными и малоизвестными работами В.П.Ерофеевского, которые раскрывают его личное отношение и художественное переосмысление темы памяти.
Задачи: 1. Выявить полотна, касающиеся семейной памяти живописца; 2.Выяснить историю создания каждой работы, героев картин, познакомившись с дневниками автора, воспоминаниями близких.
Использовались методы работы с дневниковыми записями художника, беседы с сестрой Горбуновой Т.П., родственниками, художницей Новолодской А.В. лично знавшей Валерия Петровича, бывавшей в его мастерской. Изучены многочисленные рецензии художников и искусствоведов, статьи в периодической печати.
Данная проблема ранее не освещалась. Тем актуальнее она на стыке двух знаменательных лет: Года культуры в России и 70- летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне.
I. Истины в личном прочтении.
Валерий Петрович родился в 1955 году в с. Сосново-Озерское. Но детство и юность его неразрывно связана с Байкало-Кударой. После окончания школы в 1972 г. он поступил на художественное отделение Иркутского училища искусств. В 1983 году В. Ерофеевский поступил на отделение живописи Дальневосточного педагогического института искусств (г.Владивосток). (Прил.II) В 1993 году за успешное участие во многих Всероссийских и международных выставках в России и за рубежом Валерий Ерофеевский был принят в Союз художников России. (Прил.III)
«В. Ерофеевский- очень интересный художник со своим творческим почерком и мировосприятием. В своих работах он предстает как великолепный пейзажист. Однако он не ограничивается этим жанром, в его экспозициях мы видим и портреты, и этюды» (6)
В апреле 1995 года в дневнике Валерия Петровича появляется запись: «Скоро май , 50-летие победы. Постараюсь показать одну-две работы. Хотя тематических работ (о войне) у меня нет, есть темы…»( Прил.IV) Постараемся проследить те темы, о которых говорит художник.
1. Памяти павших.
Дневниковая запись в апреле 1990 года. « 5 апреля будет молодежная выставка в Улан-Удэ, думаю в ней поучаствовать. Дописываю свою студенческую работу «Память», хочу назвать «Памяти ушедших»- о погибшем классе. Думаю, успею ее довести до ума и оформить соответственно.» (Прил.V)
Групповой портрет одного класса.(Прил.VI) Два десятка бритых мальчишеских голов. Насупившихся, сосредоточенных. Это список со старой фотографии, однако, автор переосмыслил изображенное. В художественной энциклопедии в определении слова «портрет» находим такую фразу: «задачей художника является не столько копирование внешних черт, сколько живописное переосознание образа. » (8)
По воспоминаниям Анны Владимировны Новолодской, художник комментировал эту картину как желание изобразить портрет предвоенного детства. Зритель сразу отмечает, что на лицах этих детей слишком недетское выражение. Перед нами предстают маленькие взрослые люди, дети без детства. Чтобы хоть немного придать детской легкости этим суровым фигурам, автор изображает их в светлых одеждах, явно не характерных для 30-х годов 20 века.
Валерий Петрович считал, что его творчество держится на трех китах: рисунок, композиция, живопись. И если обратить внимание на композицию, картина словно имеет летящий подтекст. Пара ласточек над землей, взмахнувший крыльями колодезный журавль, взметнувшийся на ветру транспарант - они словно соединяют воедино земное и небесное, символизируя судьбу ушедшего класса. Еще один интересный момент. В основе группы явно просматривается фигура пятиконечной звезды, главной вершиной в которой является фигура учителя- отца, объединяющего детей и осознающего свою ответственность за них. Перед нами родной дядя Валерия Петровича Иван Иванович Ерофеевский. По воспоминаниям сестры художника Татьяны Петровны, дядя Ваня был учителем математики, прошел восточный фронт и вернулся в родную школу. Он очень любил свой предмет, а в свободное время рисовал акварелью. Именно он стал давать юному Валере первые уроки живописи. В память о нем создавалось это полотно. Ныне эта картина находится в Байкало- Кударинской школе, написана она в 1987 году.
2. Победители.
Годом ранее, в 1986-м, Валерий Петрович создает полотно, которое назовет «Возвращение».(Прил.VII) «Эту картину я посвящаю фронтовикам-односельчанам»- пишет Валерий Петрович в своем дневнике.
На фоне безоблачного синего неба фигуры бойцов, возвращающихся домой с войны. Интересно , что художник изображает их на пароме, переправляющемся через Селенгу. Жители Правобережья Кабанского района легко прочитают эту символику. Селенгинский паром всегда служил некой границей, отделяющей Большую землю и родной дом. Река- граница двух миров: войны и мира, смерти и жизни, чужбины и дома. Только вечный паромщик здесь не угрюмый человек в капюшоне, а хрупкая молодая женщина в ярко- красной косынке. Надев большие рукавицы, она взвалила на себя и весь груз мужской работы. Но все позади и цвета ее косынки взлетают вверх алые маки, снова, как и в предыдущей картине, соединяя небо и землю. Фронтовики с нетерпением смотрят на берег. Своего отца Петра Ивановича Ерофеевского художник изобразил справа. Он самый молодой и потому как-то неловко смущен.
Петр Иванович (Прил. VIII) ушел на фронт в 1942-м году 17- летним мальчишкой. Служил снайпером на Восточном фронте в звании старшины и вернулся домой только в 1950-м году. Рядом с отцом художник изобразил его друга Челпанова П.Ф. , знакомого ему по старым отцовским фотографиям. Интересна фигура мальчика. Все бойцы на полотне изображены в головных уборах и только отец без пилотки, она на голове мальчика. Так кто же это? Сын? Но отец вернулся в 1950-м, а Валера родился в 1955-м и не мог помнить этого дня. Однако, таким образом художник словно подчеркивает свою причастность к этому счастливому дню. Праздник победы не имеет срока, он вечен и его восторг живет в поколениях.
3. Ветераны.
«В нашей семье, -вспоминает сестра художника,- не было принято расспрашивать о войне». Но, изучая работы, ощущаешь память о ней в каждом штрихе.
В дневнике Валерия Петровича находим такие строчки: «Человека надо брать- вот главное, создавать проблемные полотна, вгрызаться в жизнь, в бытие. Трудно, но надо, надо…Зачем тогда учился!»
В августе 1987 года в п.Сите Хабаровского края, где Валерий Петрович отдыхал на каникулах со своей семьей, он встретился с ветераном ВОв И.В.Черепановым, долго общался с ним. « Прежде чем приступить к написанию портрета, художник общался с человеком, беседовал, делал для себя какие-то наброски, а потом говорил: «Завтра приступим»,- вспоминает поэт Вячеслав Лапин. А в дневнике самого художника находим запись: «Договариваюсь заранее с натурой для написания портрета ветерана. Настоящих боевых фронтовиков писать интересно. Узнаешь о войне не то, что в книжках пишут, а прямо со слов очевидца, израненного войной солдата…» «…пишу портрет ветерана на зональную выставку. Просмотр будет 23 апреля1990года. Портрет вроде пошел, т.е. двигается. Наконец-то!»
В результате, написано две копии. Одна осталась у ветерана, а вторая находится в коллекции картин художника.( Прил. IX) В правом нижнем углу посвящение: «Ст. сержанту 3-й танковой дивизии И.В.Черепанову. Посвящаю»
С портрета устало смотрит человек. Автор умышленно не употребляет в посвящении слово «ветеран». Он подчеркивает, что солдат не бывает бывшим. Вся его жизнь, как полотно, разделена на две части: темную и светлую. Яркое голубое небо и мирные дали, в которые, распахнув дверь, смотрит внучка. А он остался там, на войне, в своих воспоминаниях. Непобежденный танкист. Не герой, простой человек, закрывший своей спиной этот хрупкий мир от огня.
Снова запись в апреле того же 1990 года: «…писал этюд головы отца…»( Прил.X) Работа выполнена пастелью, но тот же знакомый черно- красный тон. Интересная параллель. Художник словно объединяет портреты одной мыслью: война никогда не оставит человека, пережившего ее.
Запись в 1991 году. « На праздник 8 марта поехал в Байкало- Кудару, пожил там, отдохнул, даже портрет коки нарисовал.»
Нина Ивановна Ерофеевская (Прил. XI)- родная тетя Валерия Петровича, воспитавшая и Татьяну , и Валерия. « Кокой мы ее звали с детства,- пишет художник в дневнике.- Кока- это крестная. Крестной она была Татьяне и я ее так же стал звать, Кокой, не зная даже значения этого слова.»
Немалого труда стоило уговорить Коку Нину, страшно не любившую позировать, на создание этого портрета. (Прил.XII)
Нина Ивановна родилась в 1917 году. Она одна из немногих женщин Байкало- Кудары, принявших участие в боях ВО войны. Вернулась с восточного фронта в звании старший сержант медицинской службы. Татьяна Петровна вспоминает: «Кока была очень скромной, спокойной женщиной… Еще детьми мы с Валерой пытались расспросить у Коки о войне, но она только плакала и говорила, что вспоминать об этом слишком тяжело.»
Задумчивое, простое лицо. В отличие от мужских портретов, здесь нет красных тонов. Женщина всегда остается женщиной. Она сама воплощение мира и покоя.
Валерий Петрович не мог не изобразить любимый момент семейного быта: за круглым столом две фигуры- отец и Кока. (Прил.XIII) Они любили сидеть вдвоем и слушать по радио первые 6-ти часовые утренние новости. Прислушивались, тихонько беседовали. На печке чугунок вареной картошки, а рядом, неизменно, кот.
4. Истоки.
Позже к теме семейной памяти Валерий Петрович вернется уже после смерти любимой Коки и отца. Оба ушли из жизни в 1995 году.
В феврале 1996 года в дневнике появляется запись: «Новые работы в задумке. Посвящаю защитникам Порт-Артура, пока с названием не решил, но работаю уже 8-й год. Эта тема не дает мне покоя. Понемногу ищу композицию…подбираю материал. Почему меня эта тема интересует? Потому что мой дед Ерофеевский Иван Алексеевич1874 г.р. участвовал в русско- японской войне, защищал Порт-Артур и после попал в плен, прошел японские лагеря, где продержали его около 8 лет… Вернулся наш дед Иван все равно моряком, все обмундирование и ордена привез. Одна медаль «За поход в Китай» у меня осталась как реликвия…Теперь моя задача- через поколение увековечить в живописном полотне моего деда… Порт-Артур не дает мне покоя…Пока написал только портрет матроса- защитника (это как один из фрагментов будущей картины) (Прил.XIV)
Перед зрителем предстает простой солдат, не думающий о собственном героизме, хотя взгляд выдает человека, прошедшего немалые испытания.
Валерий не мог помнить своего деда. В семье осталась только одна последняя фотография 1930-х годов. (Прил. XV) Здесь дед незадолго до смерти. Он умер от воспаления легких, простыв на рыбалке. Ему немногим за пятьдесят. Валерий Петрович не раз подчеркивал, что портрет не является точным, это, скорее, обобщенный образ. Однако, хочется обратить внимание на одну из фотографий самого автора (Прил. XVI) Сложно не заметить некоторое сходство. Художник ощущает и подчеркивает свою причастность к этому образу.
На фотографии дети: Иван, Нина (Кока), Петр( отец художника). Нет здесь старшего, Антона. Антон прошел войну на Западном фронте. Защищал Ленинград. Очень добрый по натуре, после войны он работал конюхом в школе. Теплые воспоминания о нем Валерий Петрович выразил в картине «Осенние дожди». ( Прил.XVI) Это дорога домой, туда, где всегда ждут, где тепло и уютно.
И вот, наконец, портрет той, кто для Валерия Петровича был символом, образцом материнства. Баба Марфа - родная бабушка художника 1888 года рождения. Ей было около 40 лет, когда она осталась одна. Вырастила четверых детей, всех проводила на фронт. Татьяна Петровна вспоминает: «Детьми, мы спрашивали бабушку, как она жила в то военное время. «Как все,- отвечала она,- трудно. Крапиву ела, о детях молилась, чтобы живыми домой вернулись». Вымолила. Вернулись живыми все четверо. Марфа Ивановна была грамотной, что тоже являлось редкостью в начале 20 века. До сих пор в семье сохранилась молитва-оберег, написанная ее рукой для внука. Портрет бабушки карандашом Валерий Петрович нарисовал незадолго до ее смерти. Указана дата: 1980 (Прил.XVIII). Позже он был выполнен маслом на картоне. (Прил. XIX).
К образу бабы Марфы художник вернется и в известном его триптихе «Дума о Байкале». (Прил. XX). Художник всегда мечтал написать Байкал, но не таким, каким его обычно изображают. По задумке автора, он должен был получиться не просто озером, а стать символом. Бывалый рыбак и молящаяся крестьянка- родовая память, корни, основа, то незыблемое, на чем, по мнению художника, зиждется все, что составляет нашу жизнь. Это полотно получило высокую оценку на общероссийской выставке в Красноярске.
В дневнике 1995 года запись: «…это наша малая родина, как остаться без нее? Значит, потерять все корни, а это тяжело мне, как художнику особенно».
II Результаты исследования.
Таким образом, познакомившись с работами художника Валерия Петровича Ерофеевского , мы можем говорить о том, что все его творчество –это попытка осознать себя, свою историю, а значит и свою роль в ней. Валерий Петрович нашел свои темы в творчестве и одна из них- тема памяти .
Важнейшую тему героизма своего народа автор раскрывает в образах родных ему с детства, тем самым пропуская ее через свое сердце и ощущая собственную причастность. "Я считаю, что в реализме художник может себя более проявить и рассказать, как он сопереживает, о чем мыслит. Что-то соврать тут не получится. Вранье будет сразу заметно", - говорит художник.(4)
III Заключение
Работы Ерофеевского Валерия Петровича находятся в частных коллекциях и музеях России и зарубежья (Южной Кореи, Южного Китая, Монголии, Польши, Югославии, США, Англии). Валерий Петрович является автором более 200 живописных работ, и к каждой он относился по-разному. Это художник со стажем, но критики отмечают, что он «…один из немногих, кто не утратил любительской чистоты восприятия и искренности»(1). «Он мог уловить мельчайшие детали, запечатлеть одно лишь мгновение, но оно было самым главным. Мимолетный взгляд и внутреннее состояние души при помощи красок и кисти удивительным и неповторимым образом ложились на холст. Такие портретные и живописные картины не оставляли равнодушным никого… и принадлежали они руке одного мастера, чья жизнь трагически оборвалась в 2013 году.»(3)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
Валерий Петрович Ерофеевский (1955-2013)
Приложение II
Приложение III
Членский билет Союза художников России
Приложение IV
Приложение V
Приложение VI
Приложение VII
«Возвращение» 1986 г.
Приложение VIII
Петр Иванович Ерофеевский- отец художника.
Приложение IX
«Ст. сержанту 3-й танковой дивизии И.В.Черепанову. Посвящаю»
Приложение X
Этюд головы отца
Приложение XI
Нина Ивановна Ерофеевская- тетя художника.
Приложение XII
Приложение XIII
Приложение XIV
«Посвящаю защитникам Порт-Артура»
Приложение XV
Семейная фотография конца 1930-х годов.
Приложение XVI
В гостях у художника 2010 г.
Приложение XVII
«Осенние дожди»
Приложение XVIII
Приложение XIX
Приложение XX
Триптих «Дума о Байкале».
Приложение XXI
Работа над дневниками с сестрой художника Горбуновой Татьяной Петровной.
Приложение XXII
Дневники художника.
Слайд 1
Тема памяти в творчестве художника Валерия Петровича Ерофеевского Из окна родного домаСлайд 6
Дневник художника
Слайд 7
Дневник художника
Слайд 9
«Возвращение» 1986 г.
Слайд 14
Защитникам Порт-Артура
Слайд 17
«Осенние дожди».
Слайд 20
Триптих «Дума о Байкале».
Слайд 21
«… это наша малая родина, как остаться без нее? Значит, потерять все корни, а это тяжело мне, как художнику особенно».
Слайд 24
Благодарим за внимание .
Разноцветное дерево
Как Снегурочке раскатать тесто?
Рисуют дети водопад
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Хрюк на ёлке