Данная работа может быть интересна тем, кто занимается анализом СМИ. Кроме этого исследовательскую работу могут использовать практикующие юные журналисты в качестве краткого руководства по созданию заголовков.
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnalistika_-npk.docx | 33.22 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Республиканский центр эстетического воспитания детей
Курумканское районное Управление образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Дамдинова»
с. Арзгун, ул. Комсомольская, 1 тел. (8-301- 49) 92-1-97
Районная научно-практическая конференция «Юный журналист»
Тема: Роль заголовка в формировании имиджа детского печатного издания
Выполнил: Бухатиева Алина,
ученица 9-го класса
Руководитель: Шарланова Н.Ц.,
учитель бурятского языка и литературы
руководитель пресс-центра «Гаргаschool»
Арзгун, 2013 г.
Оглавление: стр.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………………....4
Заключение ………………………………………………………………………………….7
Список использованной литературы………………………………………………………9
Введение
Актуальность исследования в том, что в наш современный скоротечный век у людей всё меньше и меньше времени читать газеты что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет. Поэтому на заголовки следует обратить более пристальное внимание.
Целью работы является изучение заголовков с точки зрения научной теории и практического исследования школьных печатных изданий Курумканского района.
Для достижения намеченной цели ставились задачи:
Предметом данного исследования являются газетные заголовки.
Объектом исследования являются школьные ежемесячные газеты «Вестник» «Гаргаschool», «Драйв», «Первая школа», «Зүргэхэн», «Эхо школы» - печатные издания Курумканского района. Новизна исследования обусловлена малоизученностью данной проблемы, её муниципальной направленностью. При изучении материала была применена комплексная методика, сочетающая в себе качественный и количественный методы. Использован описательный метод, включающий приёмы наблюдения, описания, обобщения и классификации анализируемого материала.
Данная работа написана на основании трудов ученых, авторитетных в исследуемой области, например, очень много информации взято из учебников таких учёных, как Сергей Мельник. Так же задействованы работы людей, чья профессиональная деятельность связана с журналистикой. Например, в работе затронута технология составления заманчивых заголовков копирайтера Макса Финетти. Кроме этого, в работе представлен личный авторский анализ местных школьных изданий.
Практическая значимость. Данная работа может быть интересна тем, кто занимается анализом СМИ. Кроме этого исследовательскую работу могут использовать практикующие юные журналисты в качестве краткого руководства по созданию заголовков.
Основная часть
Существует множество классификаций, которые относят заголовки к тем или иным видам. В своей работе мы рассмотрим совместные классификации Г.С. Мельника, А. Н. Тепляшиной. Здесь заголовки классифицируются с точки зрения информационной составляющей, насыщенности информацией.
1. Заголовок-хроника
«Мы - победители»
«Началось строительство школы»
Фактически, заголовок-хроника дублирует новость, вопреки мнению, что дубля текста никак допускать не следует. В целом, конечно, «дубль» нежелателен, но эта давняя рекомендация корректируется особыми соображениями. Новость должна побыстрее дойти до читателя любыми способами, в том числе и методом её сообщения «поверх текста». (К примеру, когда усваивают, не читая, просто пробежавшись по заголовкам развёрнутой газеты.
2. Заголовок — «бегущая строка»
В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст. Например: «ВСЕГО 14 процентов учащихся являются… ».
Время от времени такие заголовки становятся модными, но поветрие быстро проходит, поскольку есть опасность соседства одинаковых форм, их повторяемости в разных газетах. Выделяемое, примелькавшись, перестает выделяться.
3. Заголовок-резюме
Этот заголовок популярен в разных репортёрских материалах юных журналистов. Он даёт возможность юнкору, пекущемуся о самоочевидности факта, скрывающему прямые оценки, косвенно прокомментировать событие. Подаётся такой заголовок в спокойно-повествовательной, «объективной», иногда чуть ироничной, или в игровой манере. Прямое резюме не исключает скрытой иронии.
«Ожидали свистка, дождались поражения» (О волейбольной команде, которая, выигрывая, тянула время)
Отдельного внимания и классификации заслуживают игровые заголовки. Если предыдущая классификация в своём основании имеет информационную составляющую, то здесь мы рассматриваем классификацию формы заголовков.
1. «Вирши»
Самый игровой из игровых заголовков, это, конечно, рифмованный. Бывают периоды повального увлечения таким «стихотворством»: «Школьные годы чудесные», «О, спорт, ты- мир!»
2. Аллитерация
Уловив звукоподражание в заметной, выделенной шрифтом фразе заголовка, читатель тоже получает, помимо информации, эстетическое удовольствие: Дуэль, кончившаяся дуэтом.
(Репортаж о новогоднем мероприятии –конкурсе «Две звезды» среди жителей села Арзгун ).
3. «Цветной заголовок»
Например, широко распространены вариации названия популярного фильма «Белое солнце пустыни»: «Яркое солнце Арзгуна...». Особенно в зарисовках и репортажах «цветопись» используют не только в тексте, но и в заголовках: «Зелёное знамя экологов» (Репортаж о летнем экологическом лагере).
4. «Лозунги» и «призывы»
Эта форма чаще используется как пародийная. Но в школьной газете «ГаргаSchool» репортаж с заголовком - лозунгом «Знай наших!» - название рубрики о достижениях учащихся.
Конкурентоспособность СМИ зависит от рейтинга, то есть от умения привлечь большее количество читателей, потому авторам приходится искать способы формирования такого имиджа издания, который сделает его востребованным.
Одним из способов формирования имиджа и привлечения читательской аудитории в школьных печатных изданиях является подбор заголовка к материалу – яркого, неожиданного, буквально заставляющего прочитать материал. Сейчас считается, что хороший заголовок - предмет газетного искусства, что он может доставлять удовольствие, быть художественной находкой. Заголовки свидетельствуют и о материале, и об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом. Заголовки также говорят о концепции издания в целом, его направленности и вкусах, его аудитории.
Заголовок сегодня не «исчерпывается» одним словом, словосочетанием или даже предложением. Во многих периодических изданиях для детей мы видим использование заголовочного комплекса, который объединяет «шапки», рубрики, заголовки, надзаголовки, подзаголовки и вводные абзацы – лиды.
Материалом для исследования послужили, отличающиеся друг от друга тематически и жанрово школьные газеты Курумканского района.
По процентному соотношению заголовков, выбранных читателями, к общему количеству заголовков в рассмотренных при работе номерах на первом месте оказалась школьное издание МБОУ «Дыренская СОШ» «Драйв», «Курумканскя СОШ №1» «Первая школа», (преимущественное количество заголовков привлекает внимание читательской аудитории), достаточно объёмным оказывается выбор «интересных» заголовков в газетах «СОШ №2» и «Барагханская СОШ» «Зүргэхэн» (изданиях так же Курумканских СОШ).
Юнкоры – народ «юный», «молодой» и весёлый, поэтому нам хочется, чтобы таким же весёлым, ироничным и непринуждённым был и их язык. Отсюда и все наши «чики - пики», «поздравлялки», «новостяшки», «глюки» (сбои в программе).
Краткие газетные сообщения из прессы не анализировались, так как основная функция сообщения в газетах такого типа скорее развлекательная, а не информационная.
Большинство выбранных заголовков – в соцопросе старшеклассников и взрослых – оказались игровыми, что говорит о значимости этой формы при создании заголовков. При анализе определены ведущие языковые приёмы их создания: использование фразеологизмов, каламбур, смысловой контраст и стихотворная организация текста. Например, статья Эржены Галсановой на тему благоустройства села «Барагхану нужен мусорщик» привлекает внимание читателей и желание начать чтение с этого материала, чем работа на аналогичную тему юнкора «Гаргаschool» «Где этот дом? Чья это улица?». Тот же эффект имел, на наш взгляд статья «Бумеранг» о взаимоотношениях среди сверстников. Удачны, на наш взгляд, заголовки статей, репортажей: «Мы крепче городских!». «Я не знаю как, но держитесь», «Дневник одной девушки», «И ничего кроме правды»…
Исследование школьных изданий в районе показало, что тенденция появления в русском языке новых терминов из английского языка, относящиеся к компьютерной технике, профессиональной деятельности, названиям видов спорта. Словарь газетных публикаций юнкоров пополняется за счёт англо – американизмов, так как английский – международный язык. Например, «Be fashioned» («Будьте в стиле» - заметка о школьной моде, dress- коде), Love stori (рассказ в рубрике «Проба пера»), The Dead Weather (перевод с английского - «Никто не хотел тормозить»/ спортивный репортаж).
Анализ заголовков школьных газет «Эхо школы», «Первая школа» также показал, что авторы активно используют игровые заголовки (60 % от общего количества), прибегая также к тем же языковым приёмам: включению известных песенных строк, фраз их –кино и –мультфильмов. Например, «И дольше века длится день…». Под одноимённым названием известна повесть Чингиса Айтматова. Заметно использование иноязычных слов, сленговой лексики. При этом заголовки в стихотворной форме практически не встречаются.
Откуда вообще берётся сленг, а главное, кому и для чего он нужен? Заглянем в энциклопедический словарь: «Сленг (англ. slanq) - 1) то же, что жаргон. - 2) Слой разговорной лексики, отражающий грубовато – фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи и не совпадающий с нормой литературного языка». Филологи, занимающиеся серьёзным изучением нелитературных форм языка, считают, что весь сленг можно условно разделить на профессионализмы, вульгаризмы и жаргоны.
С профессионализмами всё понятно – это слова, используемые небольшими группами людей, объединённых определённой профессией. Есть такие и у учителей (несведущие в учебном процессе не сразу поймут, за какие – такие часы сражаются учителя – предметники и что это за «БУП», вокруг которого не утихают страсти и баталии), и у журналистов (сложно объяснить нормальному человеку, почему над номером нужно «топтаться» и кому в редакции «режут хвосты»). Вульгаризмы – это грубые слова, обычно не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый заключёнными, торговцами наркотиками и бездомными. Жаргонизмы – это слова, несущие тайный смысл, понятный только узкому кругу людей, объединённых едиными интересами.
Более последовательным в формировании своего имиджа через систему заголовочных комплексов является (по итогам анализа названных выше изданий) газеты «Гаргаschool», «Школьные вести», «Эхо школы». Нельзя сказать, что в них отсутствуют сугубо заголовки, но их количество оказывается меньше количества заголовков, включенных в заголовочный комплекс.
Система «введения», читателя «в материал» в газетах «Школьные вести», «Эхо школы» и «Гаргаschool» оказывается расширена за счёт многоуровневой рубрикации. В издании существует несколько основных рубрик, а в них - довольно большое количество подрубрик, что позволяет читателю выбрать интересующий его материал, а кроме того, демонстрирует тщательность подхода редакционного коллектива к анализу печатного материала, предлагаемого читателю.
Наличие многоуровневой, широкой системы рубрикации, преимущественное использование заголовочных комплексов, обращение к заголовкам игровым, построенным на разных языковых приёмах, делает газеты востребованными и служит формированию имиджа школьных изданий ОУ как изданий серьёзных, несущих ответственность перед читателем за содержание и оформление своих материалов.
Заключение
Эффективность газетного текста во многом определяется его заглавием, т.к. известно, что с помощью удачного заголовка часто легче убедить читателя. Заголовок позволяет спрогнозировать содержание, во многом от заголовка зависит, прочтут или не прочтут заметку или статью, заинтересуются ли данной темой.
Заголовок - это своеобразный элемент текста, имеющий двойную природу. С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, стоящая «над» ним и перед ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность. С другой стороны, заголовок - полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного текста (началом, серединой, концовкой), вместе с которыми он составляет архитектонику текста. Эта «двойственная природа заголовка» и определяет многие его особенности.
В работе мы проанализировали школьные ежемесячные изданий разных лет. Благодаря анализу мы узнали, какие виды заголовков встречаются в школьных газетах Курумканского района наиболее часто, и какую роль они выполняют. Примеров несоответствия заголовков содержанию публикаций нами не обнаружено.
На структуру и выбор лексико – стилистических средств названий статей, рубрик, очерков, репортажей влияет тенденция постоянного обновления жанров газетной речи.
Тексты заглавий, представляющий собой, прежде всего, публицистический жанр газетной речи, испытывает влияние элементов различных функциональных стилей: художественного, публицистического, разговорного, делового. Художественная сторона не всегда находится на высоком эстетическом уровне.
Различаются сленги и по географической широте и долготе. Юнкоры в Курумкане говорят не так как их «коллеги» в Арзгуне или Барагхане. Школьная пресса ещё не развита настолько, чтобы создать единое «сленговое поле». Школьный газетный сленг – это не уличный семиэтажный мат, пугаться не стоит, тут требуется фантазия и даже некоторые элементы творчества.
Данные исследования подтверждают, что сегодня язык школьных изданий претерпевает значительные изменения. Он становится менее «сухим», более образным и эмоционально насыщенным.
В заключение хочу добавить, что заголовок это неотъемлемая часть газетной публицистики. Первое, с чем сталкивается читатель газеты, - это названия публикаций. Читатель, просматривая газетную полосу, по заголовкам ориентируется в её содержании. В итоге, именно газетный заголовок решает проблему привлечения внимания к статье и ко всей газете в целом.
Список использованной литературы:
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем акварельное мороженое
Золотой циркуль
В поисках капитана Гранта
Госпожа Метелица