Это исследовательская работа в рамках предмета "Моя Карелия" с использованием экспонатов школьного краеведческого музея. Мы задумались, а какие вещи попадают в музей? Используются ли старые предметы сейчас? Какие современные приборы заменили устаревшие? А умеют ли наши односельчане изготавливать что-нибудь своими руками, чем увлекаются учащиеся нашей школы? Какие современные вещи в скором времени могут стать музейными экспонатами? Цель работы: воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений. Задачи: научить людей видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры; формировать понимание своей причастности к другому времени посредством общения с памятниками истории и культуры; выявлять предметы музейного значения дома, в школе, на улице, в окружающем мире.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 61.12 КБ |
Секция: «Гуманитарные науки», «Исторические науки» (краеведение)
Введение
Каждый культурный человек хочет узнать прошлое своей земли, для этого люди создают и посещают музеи. В нашей школе создан краеведческий музей, в котором собраны предметы старины. Н. Г. Чернышевский сказал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины». Музейные экспонаты сохраняют человеческий опыт. Все эти предметы выдержали испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре. Людям необходимо знать историю своего села, быта своих предков, предметов, которыми они пользовались. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших. Понимание прошлого дает возможность глубже понять настоящее и ощутить реальные перспективы будущего. Сегодня, когда жизнь заставляет ставить новые задачи и пересматривать ориентиры, это особенно важно. Понятие «Родина» начинается со знания истории места: поселка и деревни, в котором живет человек. Он должен, если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест.
В нашей школе есть краеведческий музей, который мы часто посещаем на уроках «Моя Карелия», во время мероприятий и в летнем лагере. Многие экспонаты принесли в музей мы сами или наши родственники. Мы задумались, а какие вещи попадают в музей? (Проблема!) Мы предположили, что в музее находятся вещи, которыми люди уже не пользуются в настоящее время, те, которые вышли из употребления. (Гипотеза). Мы решили выяснить, а используются ли старые предметы сейчас. Какие современные приборы заменили устаревшие? А умеют ли наши односельчане изготавливать что-нибудь своими руками, чем увлекаются учащиеся нашей школы? Какие современные вещи в скором времени могут стать музейными экспонатами? (Предмет исследования)
Наша работа направлена на повышение внимания людей к окружающей действительности. Она поможет обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь людей более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира.
Цель: воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений.
Задачи:
Методы исследования
Основная часть.
Теоретическая часть.
Д. С. Лихачёв в «Заметках о русском» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»
. Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д. Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.
Высокую оценку дал нашему музею писатель Олег Трушин. В своей книге «Кругом Россия – родной дом» вот, что он пишет о нашем музее: « Чего тут только нет. Каждая вещь на своём месте. Каждой комнате придан свой дух. Вот кухня, вот горница. А вот и амбарная. В горнице есть и мужской угол и женский. Все как положено в настоящем панозерском доме. Никакую «старину» не обидели создатели музея. Самовары и деревенские кадки, берестяные туески и прялки разных мастей, сундуки, кованные железом, и особая достопримечательность – швейная машинка финской фирмы «Хускварна»… Много ценного хранит и музейный запасник… Тут и предметы плотницкого дела, рыболовные принадлежности, коса-горбуша, ушат для воды, коромысло и многое другое…»
Практическая часть.
Этапы реализации проекта
Первый этап Исследовательский:
- Изучить экспонаты школьного краеведческого музея и найти соответствующие им предметы в современной жизни;
- Проанализировать, чем современные приборы отличаются от тех, которыми пользовались наши предки;
- Какие предметы предпочитают использовать жители Панозеро в современной жизни.
Второй этап Поисковый:
- Найти людей, которые используют старые вещи в повседневной жизни ;
- Найти в поселке мастеров, которые изготавливают предметы, похожие на музейные экспонаты;
- Проанализировать предметы и вещи, которые вышли из обихода и в скором времени тоже могут стать экспонатами музея.
- Узнать, а перенимают ли опыт своих предков учащиеся нашей школы.
Третий этап Аналитический:
- Обобщить результаты исследования;
- разработать практические и теоретические рекомендации
Чем лучше мы будем знать, как жили и чем пользовались наши предки, тем более уважительным станет отношение к родной природе и земле, к родному селу, родной улице, к своей малой Родине в целом.
Директор музея Дмитриева Елена Александровна рассказала нам, что все вещи, которые находятся в музее, наши предки использовали в своей повседневной жизни. Школьный музей отражает коллективные, духовные и материальные достижения нашего народа.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что очень многие предметы, которыми пользовались наши предки, очень просты и удобны в использовании. Многое из этого мы сейчас не используем, потому что появились новые вещи, которые их заменили. Сейчас очень сильно возрастает зависимость человека от электричества, мы мало думаем об охране окружающей среды. Большинство современных приборов работают от каких-нибудь источников энергии: электричества и бензина, которые негативно влияют на природу. Используя новые вещи человек должен хранить и передавать знания и умения об историческом прошлом, использовать эти знания в практической деятельности. (Приложение 1.)
Не всё новое лучше старого.
Мы решили выяснить, а используют ли старые вещи люди в современной жизни.
Золотоверх Надежда Альбертовна использует кофемолку, которая ей досталась от бабушки, а Карбасниковой Леониде Михайловне от прабабушки. Леонида Михайловна до сих пор пользуется газовым фонарем и лучковой пилой.
Многие жители используют серп, косу. У Елисеева С. дома есть самовар на углях, старинные весы и лоток для чистки ягод. В семье Рябинина А. хранят старую швейную машинку, большую тарелку, дубовый комод и стул, которые достались от прабабушки.
Лыжнюк Т.П. , Карбасникова Л. М., Якушева Н. В., Павлова В. Е., Манкошева Н. И., Елисеева А.И. носят воду с помощью коромысла. Коромысло – ср., коромысел м. – рычаг в деле… лучковатый рычажок, которым на плече носят пару ведер либо две связки белья… Принесла коромысло воды – два ведра. На Руси паренёк считался уже юношей, когда начинал носить воду в ведрах на коромысле. Носить тяжести с помощью коромысла очень удобно и легко. В современной жизни мы не нашли ничего, что могло бы заменить коромысло.
Местные рыбаки до сих пор считают, что деревянные лодки более быстрые и безопасные на воде. Управлять веслами на деревянной лодке проще, чем на алюминиевой.
Сохранение традиций прошлого в современном мире
Братья Мошниковы Сергей Кириллович и Николай Кириллович сами выстругивают топорища для колунов и топоров. Говорят свои топорища лучше покупных: хорошо в руке лежат и служат дольше.
Мы живем на берегу реки, почти все жители ловят рыбу. В зимние вечера, когда рано темнеет и появляется свободное время, мужчины в поселке вяжут сети. Сидоров Вячеслав Викторович считает, что сети собственного производства лучше, потому что вяжут из капроновых нитей, а не из лески. Каждый рыбак делает размер сети и ячеи в зависимости от того на каком водоеме и какую рыбу планирует ловить.
Шучев Виктор Николаевич делает очень хорошие корзины. Ходить за грибами и ягодами с железным ведром – тяжело, пластмассовые - быстро ломаются, а с корзинами удобнее всего.
Большинство мужчин в поселке используют майданы или шарабаны собственного производства, потому что покупной майдан не очень удобный: трудно подобрать по размеру. Степанов Сергей Валентинович рассказал, что майданы делают из фанеры или алюминия точно по форме спины. Майданы делают разные: на рыбалку – средние (в них рыбу носят и у лунки сидят), за ягодами – большие.
Многие мужчины шьют деревянные лодки. Для этого в лесу ищут специальные ели с прочной и пластичной древесиной.
Дома у нас в поселке старые, полы холодные, поэтому у всех жителей они застелены половиками или паласами. Половики очень практичны, легко стираются и ткать их легко. Елисеева Ольга Збыславовна говорит: «Карелы – народ очень экономный, редко что-нибудь выкинут, а на половики идут вещи, которые уже не носятся»
Павлова С. Н., Горшкова У. К., Мошникова Е. П., Шучева Г. К. картают шерсть с помощью самодельных карт, которыми пользовались еще наши предки. Скручивают нитки с помощью веретена и кольца, способом известным с древних времен. А вот старыми прялками сейчас почти никто не пользуется, Галина Кирилловна объяснила нам, что электрической прялкой прясть быстрей, легче и удобней, но нить получается лучше на самодельной прялке, поэтому Филиппова В. В. пользуется именно ей.
Из шерсти овец панозерские женщины валяют валенки, в которых даже самый сильный мороз не страшен. Прашкевич Л. В. научилась валять не только валенки (катанчи), но и шапки.
Во все времена люди украшали свои дома: вешали картины, ставили букеты. Но красивее всего смотрятся вышивки. Штаюнда С. Н. рассказала, что современная вышивка отличается от старинной: там и рисунки рисовали прямо на ткани и крестик был другой формы. Филиппова С. В., Степанова Е. В., Павлова С. Н. плетут красивые узоры, которые раньше использовали в качестве подузора на железных кроватях.
Из современных увлечений мы нашли только мужчин, которые делают макеты домиков, церквей и умельцев, которые мастерят интересные машины для поездок на рыбалку, за дровами, за сеном. (Приложение 2)
Мы задумались, а какие вещи и предметы в скором времени тоже могут стать музейными экспонатами. Проанализировав современные вещи, мы нашли предметы, которые постепенно уходят из нашего обихода: веник - пылесос, утюг – отпариватель, антенна – спутниковая тарелка, весы с гирями – электронные весы, счеты – калькулятор, книги – электронная книга, стиральная машинка – стиральная машина – автомат, видеомагнитофон – DVD плеер, дисковые телефоны - мобильные телефоны, топоры и колуны – дровокол, кассетный магнитофон – музыкальный центр, доска и мел – интерактивная доска. (Приложение 3)
В результате анкетирования, мы выяснили, кто из школьников перенимает опыт старших поколений. (Приложение 4)
Заключение
В результате исследования мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать своими руками, что позволит с пользой провести свободное время, сэкономить деньги и способствовать улучшению экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые достались нам от предков. Мы должны сохранить для будущих поколений культурное наследие местного своеобразия родного края и не допустить их утраты и забвения. К сожалению, старинными промыслами из молодежи в поселке почти никто не занимается, а мастеров, которые могут их этому обучить – единицы.
Каждый музейный предмет – это свидетель истории нашего края, нашей России.
Проводимые исследования позволяют заглянуть в прошлое, узнать о жизни и быте населения много десятков лет назад. При изучении быта и материальной культуры прошлого, реальных предметов и материалов, бытовой повседневности наших предков, мы поняли, что их жизнь была очень тяжелой: почти весь труд был ручной, приходилось прикладывать очень много усилий, чтобы что-то сделать. Сейчас наша жизнь намного комфортней: все приборы электрические, не надо много прикладывать труда, чтобы вскипятить чай или наносить воды, напилить или наколоть дров, для этого у нас есть электрочайник, электропила, дровокол, насос. Может поэтому, когда в поселке отключают свет, мы становимся совсем беспомощными и не знаем, чем себя занять, особенно зимой.
Нам было очень интересно заниматься этой работой. Мы узнали много нового, необычного, порой удивительного о предметах старины, увидели наших односельчан с новой стороны. Мы еще раз убедились, что у нас в поселке и деревне живут добрые, отзывчивые, трудолюбивые люди. Мы поняли, что старые вещи, нельзя выкидывать, их место в краеведческом музее. Предметы старины, позволят нашим потомкам воссоздать события прошлого, воскресить дела и поступки людей, поэтому мы решили собирать вышедшие из употребления вещи, чтобы сделать новую выставку в музее. Новое поколение должно перенимать опыт старших.
Роль музея в сохранении традиционных базовых ценностей старшего поколения и осознание их новыми поколениями незаменима
Литература:
Приложение 1.
Сравнение старинных предметов с современными.
№ | Старое | Зачем использовали | Новое |
1. | Самовар | Кипятить чай | Чайник |
2. | Железная кровать | Спать | Диван |
3. | Рундук и сундуки | Хранить вещи | Шкафы |
4. | Наблюдник | Сушить посуду | Шкафчик для посуды |
5. | Скамья | Сидеть | Стул, кресло |
6. | Керосиновая лампа | Освещать дом | Люстра |
7. | Стиральная доска | Стирать белье | Стиральная машинка |
8. | Венчик | Делать масло и сметану, взбивать тесто | Миксер |
9. | Деревянные грабилки | Собирать ягоды | Металлические комбайны |
10. | Кошель, кесяля | Носить грибы и ягоды | Рюкзак, майдан |
11. | Косы, серпы | Косить траву | Триммеры |
12. | Пила «Дружба» | Пилить дрова | Бензопила |
13. | Соха, плуг | Пахать поля | Культиватор |
14. | Глиняные патазет | Хранить воду и молоко | Стеклянные графины |
15. | Резиновые туфли, лапти | Обувь | Кроссовки |
16. | Гладильные доски, утюги на углях | Разглаживать бельё | Электроутюги |
17. | Стеклянные поплавки | Ловить рыбу | Пластмассовые поплавки |
18. | Грузила из камня и бересты | Ловить рыбу | Металлические грузила |
19. | Патефон | Слушать музыку | Магнитофон |
20. | Весы двуплечные | Взвешивать предметы | Электронные весы |
21. | Радио | Слушать новости | Телевизор |
22. | Фонарики на батарейках | Освещать дорогу | Аккумуляторные фонарики |
23. | Подсвечники | Освещать небольшие помещения | Светильники |
24. | Деревянные ложки | Есть | Нержавеющие ложки |
25. | Половики | Застилать полы | Паласы |
26. | Игрушки тряпичные и резиновые | Играть детям | Пластмассовые и мягкие игрушки |
26. | Стеклянные елочные игрушки | Украшать Новогоднюю елку | Пластиковые игрушки |
25. | Ручная машинка | Стричь волосы | Электрическая машинка |
26. | Прялка | Прясть шерсть | Электропрялка |
27. | Чугунки | Варить пищу | Кастрюля |
Приложение 2.
Жители поселка Панозеро и их увлечения
№ | Жители | Ремёсла |
1. | Мошников Сергей Кириллович, Мошников Николай Кириллович, Омельянович Леонид Леонидович, Шучев Виктор Николаевич, Буев Сергей Борисович | Делают топорища |
2. | Штаюнда Владимир Григорьевич, Сидоров Вячеслав Викторович, Мошников Сергей Кириллович, Павлов Василий Степанович | Вяжут сети |
3. | Шучев Виктор Николаевич, Мошников Сергей Кириллович, Павлов Василий Степанович | Плетут корзины |
4. | Степанов Сергей Валентинович, Штаюнда Владимир Григорьевич, Филимонов Юрий Николаевич, Елисеев Анатолий Александрович, Павлов Иван Андреевич, Сорокин Сергей Валентинович, Петров Валерий Иванович, Рябинин Олег Александрович , Павлов Владимир Иванович | Делают майданы |
5. | Золотоверх Николай Степанович, Попов Михаил Иванович, Мошников Сергей Кириллович, Дмитриев Алексей Леонидович, Прокопьев Василий Юрьевич, Сегиенков Виталий Александрович, Григорьев Сергей Николаевич, Павлов Василий Степанович, Бохан Михаил Александрович, Мошников Николай Кириллович | Шьют лодки |
6. | Штаюнда Светлана Николаевна, Павлова Светлана Николаевна, Прокопьева Ольга Сергеевна, Дементьева Валентина Федоровна, Попова Лариса Александровна, Пожарская Марина Александровна, Харук Валентина Васильевна, Павлова Анна Ивановна , Тарасова Валентина, Елисеева Ольга Збыславовна, Елисеева Антонина, Попова Лариса Тумашевна, Попова Галина Афанасьевна, Томко Ольга Васильевна, Манкошева Нина Ивановна | Ткут половики |
7. | Шучева Галина Кирилловна, Бабкина Валентина Петровна, Попова Надежда Никоноровна, Мошникова Елена Петровна, Прашкевич Людмила Владимировна, Павлова Светлана Николаевна, Дементьева Валентина Федоровна, Харук Валентина Васильевна, Павлова Анна Ивановна , Тарасова Валентина, Елисеева Ольга Збыславовна, Елисеева Антонина, Попова Лариса Тумашевна, Томко Ольга Васильевна, Манкошева Нина Ивановна, Мошникова Юлия Фоминична, Баженкова Мария, Павлова Мария , Черниченко Ева Васильевна, Павлов Владимир Иванович, Филиппова Валентина | Картают шерсть, прядут шерсть |
8. | Пожарская Марина Александровна, Шучева Галина Кирилловна, Мошникова Елена Николаевна, Дементьева Валентина Федоровна, Дементьева Анна Михайловна, Елисеева Ольга Збыславовна, Павлова Светлана Николаевна | Валяют валенки |
9. | Штаюнда Светлана Николаевна, Болтромюк Ирина Александровна, Прокопьева Ольга Сергеевна, Цветкова Елена Александровна | Вышивают |
10. | Филиппова Светлана Викторовна, Павлова Светлана Николаевна, Баженкова Мария, Степанова Елена Викторовна | Кружевная вязка |
11. | Золотоверх Николай Степанович, Павлов Денис Михайлович, Павлов Иван Андреевич, Елисеев Анатолий Александрович, Павлов Николай Иванович, Дмитриев Алесей Леонидович | Самодельная техника. |
12. | Прокопьев Василий Юрьевич, Штаюнда Василий Григорьевич, Буев Сергей Борисович, Харук Владимир | Делают модели |
Приложение 3.
Будущие экспонаты:
Современный предмет | Соответствующий предмет в будущем |
Веник | - пылесос |
Утюг | - отпариватель |
Антенна | – спутниковая тарелка |
Весы с гирями | - электронные весы |
Магнитофон с кассетами | – музыкальный центр |
Счеты | - калькулятор |
Печатные книги | - электронные книги |
Стиральная машинка | - стиральная машинка - автомат |
Видиомагнитофон | - DVD плеер |
Дисковые телефоны | - мобильные телефоны |
Топоры и колуны | - дровокол |
Доска с мелом | - электронная доска |
Ламповый телевизор | - плазменный телевизор |
Умывальник | - водонагреватель |
Приложение 4.
Увлечения школьников:
№ | Школьники | Увлечения |
1. | Широков Денис , Широков Максим | Выпиливание лобзиком |
2. | Стасюкевич Герман | Ремонт техники |
3. | Прокопьева Лолита, Дмитриева Валерия, Прохорова Олеся | Рисует |
4. | Прокопьева Ксения, Прохорова Олеся | Плетут из бисера |
5. | Борисенко Максим | Варит, умеет вязать |
6. | Прудникова Александра, Дмитриева Валерия | Плетет из резинок браслеты |
7. | Тихомиров Александр | Выстругивает фигурки из дерева |
8 | Стасюкевич Юля | Вяжет шарфики |
Денис-изобретатель (отрывок)
Большое - маленькое
Этот древний-древний-древний мир!
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью