Исследовательская работа «Роль и место женщины в традиционном обществе бурят»
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_zhenshchiny_v_traditsionnom_obshchestve_buryat.doc | 81.5 КБ |
Оглавление
Введение
Глава 1. Женщина в традиционном обществе бурят.
Глава 2. Семейный статус женщины
2.1. Основные функции бурятской женщины в семье.
2.2. Социальные роли женщин в традиционном обществе бурят.
Глава 3. Социальный статус женщины.
3.1. Основные права женщин.
3.2. Роль женщины в общественной жизни бурят.
3.3. Положение женщин в современных условиях.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Положение женщины определяет социальный статус нации в цивилизованном мире. В результате осуществления рыночных реформ в России, в частности в Бурятии, заметно ухудшилось положение женщин в обществе.
Современная действительность характеризуется усилением дискриминации женщин на рынке труда, правовой незащищенностью различной категории женщин (домохозяек, наемных работниц сферы частного бизнеса), слабой представленностью женщин в сфере управления государством. В наши дни наблюдается существенное снижение социального и экономического статуса женщин после рождения детей, низкая социальная защищенность; многие женщины-вдовы, одинокие женщины, имеющие несовершеннолетних детей, испытывают большие финансовые затруднения. В бурятском обществе (так и в России) продолжают усиливаться такие негативные процессы, как рост числа отказных детей, разводов, рост числа матерей-одиночек.
Для решения этих проблем современности, несомненно, становится актуальным изучение семейного, социального и правового статуса женщин в развитии.
Целью данной работы является объективное изучение места и роли женщины в традиционном бурятском обществе.
Исходя из цели определены задачи:
Предметом исследования является роль и место женщины в традиционном обществе бурят.
Объектом исследования является семейный, социальный, правовой статус женщины в бурятском обществе.
Территориальные рамки – Иркутская губерния, Забайкальская область.
Хронологические рамки данной работы охватывают 60 годы XIX века до 20 годов XX века.
Источниковая база исследования. Источниками для написания данной работы архивные материалы Республики Бурятия; статьи, материалы научных конференций.
Научная новизна данной работы состоит в том, что преобладавший во многих исследованиях прошлых лет стереотип, согласно которому положение бурятки в семье и в обществе в дореволюционное время характеризовалось только как «крайне тяжелое и рабски приниженное», не отражает всей полноты исторического положения и ее роли в традиционном бурятском обществе. Наше исследование осветило новые аспекты жизни бурятской женщины в прошлом, не затронутые ранее.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение семейного, социального и правового статуса женщины в историческом развитии дает возможность осмыслить положительное и отрицательное в ее положении в прошлом; определить основные направления действий для дальнейшего повышения статуса сегодня.
Глава 1. Женщина в традиционном обществе бурят.
В традиционном обществе бурят издавна женщина должна была соблюдать целый ряд правил и запретов, освященных народными традициями и обычаями. В исследуемый период данные запреты ярко характеризуют положение бурятки в семье и обществе.
Существовали ряд запретов для женщин репродуктивного возраста, которые считались «нечистыми», поэтому им нельзя было присутствовать на религиозных мероприятиях, прикасаться к вещам, которыми могли пользоваться мужчины. Строго соблюдался запрет на аборт; запрещалось ходить женщинам с непокрытой головой, расчесывать их при свекре или других родственников мужа.
Кроме указанных выше запретов, было установлено огромное количество других.
Так профессором Иркутского университета Б.Э.Петри только в отношениях замужней женщины со свекром и старшими родственниками мужа насчитано около 30 запретов и требований. Перечислим только некоторые:
В приведенных запретах, несомненно, в полной мере отразился патриархальный взгляд бурят на женщин. Вместе с тем, нужно признать, некоторые из них можно охарактеризовать как рациональные и этические.
Так, основной функцией обычаев избегания являлось поддержание существующих семейно-общественных отношений; они служили устранению конфликтов, а также способствовали поддержанию авторитета главенствующего положения отдельных лиц в семье. Религиозные воззрения бурят внесли существенные коррективы в принижении статуса бурятской женщины, вследствие чего она не могла играть значительной роли в религиозной сфере.
Во второй половине XIX -начале XX века среди некоторой части населения Иркутской губернии и Забайкальской области было распространено христианство. Наибольшее распространение христианство получило в Предбайкалье, а в Забайкалье – в Кударинском ведомстве, Верхнеудинском, Чикойском и Нерчинских уездах, а также в отдельных группах баргузинских, хоринских и селенгинских бурят.
Процесс приобщения крещеных бурят к русской православной культуре со временем привели к обмену житейским опытом между русскими и бурятскими женщинами, появлению смешанных браков. Русские женщины учились у буряток шить меховые одежды, выделывать кожи животных. Те же перенимали земледельческие знания, учились искусству вязания.
Распространение христианства явилось одной из причин появления особой группы населения – карымов (потомков, рожденных от брака русских и бурят). В то время существовали целые поселения, заселенные ими.
Под влиянием образа жизни русских буряты более активно стали отдавать девочек в школы. С конца XIX века в миссионерское обучение наряду с бурятскими мужчинами стали вовлекаться и женщины. У крещеных буряток появилась возможность активно участвовать в духовной сфере общества.
Влияние христианства позитивно отразилось на правовом статусе бурятки. У крещеной бурятки появилась возможность самостоятельного устройства своей жизни: освободиться от уз нежеланного брака или вступить в новый брак. Женщины с помощью крещения добивались покровительства православной церкви и освобождались от наказаний или преследований со стороны своих мужей.
Христианство сыграло немалую роль в отмирании обычая выплаты калыма за невесту и распространении брака «убегом» у бурят. Отмирание устаревшего обычая способствовало развитию свободного брака, основанного на взаимной симпатии полов а также позитивно сказалось на положении неимущих бурятских мужчин.
Глава 2. Семейный статус женщины
Во второй половине XIX – начале XX века жизнь и деятельность женщин протекало в семье. Главой семьи являлся муж. Его социальный статус был выше статуса жены.
Но внутри семьи положение и авторитет хозяина и хозяйки дома были одинаково высокими, организаторские функции бурятской семьи осуществлялись супругами в равной степени. Отец решал вопросы семьи, связанные с общественностью, а мать являлась главой женской части дома.
При натуральном хозяйстве бурят вся основная продукция для семьи производилась силами женщин. Чрезвычайная загруженность домашними обязанностями лишала замужних женщин свободного времени, нередко подрывало их здоровье. Вместе с тем, значительный вклад женщин-хозяек дома в благосостояние семьи вознаграждался высоким общественным признанием, вследствие чего они обладали большой личной свободой и самостоятельностью в решении хозяйственных вопросов семьи.
Свободному положению бурятской женщины способствовала сама система кочевого хозяйства бурят. Женщина у кочевников не могла быть взаперти, изолированной от общества. Большая загруженность домашними обязанностями и в то же время значительная свобода в поведении и действиях является характерной чертой всех кочевых народов.
В традиционном обществе бурят различие в социальном статусе мужчины и женщины проявлялось с первых мгновений в жизни ребенка.
При рождении сына давали «душевой» надел земли и он становился наследником, продолжателем рода, а дочь была лишена надела земли и не могла наследовать отцовское имущество. В то же время отсутствие дочерей в семье являлось предметом огорчения, так как была крайняя необходимость в помощи в домашних делах жены-матери, а для отца подрастающая дочь связывалась с надеждой получить за нее в будущем калым.
Если в отношениях родителей к детям старшего возраста проявление чувств любви было сдержанным, то к малолетним детям оно проявлялось неограниченно, что не раз подмечали в прошлом многие исследователи бурятского быта.
Переход ребенка из младенческого статуса в стадию детства соотносился с 3-ним возрастом. С этого возраста дочери обучались определенным трудовым навыкам. Девочка подросткового периода (с 9-10 лет) была большой помощницей матери в домашнем хозяйстве. Невесткой считалась с 17-18 лет. Признаком совершеннолетия девушки являлось право посещать молодежные вечеринки. Совершеннолетние девушки носили более нарядные платья и надевали украшения.
По переписи 1897г в Иркутской губернии жили 56 тысяч мужчин и 51 тысяч женщин (диспропорция объясняется высокой смертностью женщин). В силу такого соотношения мужчины часто оставались холостяками, в то время как почти каждая бурятка выходила замуж.
Немаловажным показателем свободы девушки в традиционном обществе бурят являлось снисходительное отношение к ее добрачным связям. Несмотря на более низкий статус незаконнорожденных детей с рожденными в браке, отношение к ним у бурят довольно снисходительным. Это объяснялось относительно редкой рождаемостью и высокой смертностью детей. Кроме того, в традиционном обществе бурят оставление детей-сирот и детей, рожденных вне брака, на произвол судьбы вообще противоречило нравам народа. Если чужие дети оставались сиротами, они всегда находили себе приемных родителей.
Положение дочери в семье напрямую зависело от социального положения всей ее семьи. Среди бурят было распространено домашнее обучение детей, когда за определенную плату обучали русской грамоте. В начале XX века все чаще стали отдавать девочек в школы.
Буряты при выборе невестки придавали огромное значение ее родословной; ее личным качествам (ее здоровье, умение вести домашнее хозяйство и лишь затем внешность). Наиболее распространенным возрастом выхода замуж для бурятской девушки было от 17 до 25 лет.
После замужества молодая женщина должна была строго придерживаться целой системы запретов. Иметь невестке собственное мнение считалось дурным качеством. В большой семье самое тяжелое положение было у молодой младшей невестки, она вынуждена была выполнять наиболее трудоемкие работы и подчиняться воле родителей и старших.
Различия в статусе невесток в семье обуславливались размером их приданого. На положение невесток влияло наличие или отсутствие у них детей. Бездетная невестка не пользовалась уважением и имела самый низкий статус в семье. Различия в положении невесток проявлялись и в зависимости от общего или раздельного проживания их со свекром и свекровью. В конце XIX-начале XX века активный процесс обособления молодых супружеских способствовал увеличению личной свободы замужних женщин и улучшению в целом их положения.
Сообщения дореволюционных исследователей бурятского быта в лице М.А.Кроля, И.Г.Георги говорят в целом о хорошем обращении мужей к своим женам. Этнологи - бурятоведы единодушно указывают на такую характерную черту между супругами у бурят, как сдержанность. Ласковое обращение с женой при посторонних считалось недостойным мужчины, однако и избиение жены считалось явлением исключительным. Муж никогда не должен был ради жены пренебрегать не только родственниками, но и друзьями или знакомыми.
Приведенные выше доводы отражают патриархальные традиции бурят. Однако не секрет, что в некоторых семьях высокий статус мужа зачастую поддерживался усилиями самой жены. Признание факта, что муж зачастую бывает не прав в своих действиях, было бы равносильно публичному оглашению ее неудачного замужества. Это способствовало бы потере авторитета мужа в обществе. Во избежание этого бурятские жены старались поддерживать мужей, создавая видимость того, что лишь ему принадлежит решающее слово.
Во второй половине XIX-начале XX века в бурятском обществе было распространено многоженство, но не в больших масштабах. Основной причиной являлось бесплодие первой жены или рождение только девочек. Отсутствие сыновей в семье приводило к отсутствию продолжателя рода и наследника родительского имущества. Также в патриархальном обществе жена являлась главной рабочей силой в семье, и при возникновении необходимости в дополнительных женских руках муж мог взять вторую жену. Однако при этом было обязательным - официальное согласие первой жены. Если нарушались правила, то жена, не согласная с многоженством мужа, могла расторгнуть брак и вернуться к родителям.
Многоженство бытовало в обществе бурят из-за обычая левирата, когда вдове полагалось выйти замуж за брата покойного мужа. Обычно полагалось выходить замуж за неженатого брата умершего супруга, но если таковой отсутствовал, то в некоторых случаях она становилась второй женой женатого брата.
Иногда жена сама выступала инициатором привода в дом второй жены. Понимая, что не сможет родить ребенка, она подбирала вторую жену под свой нрав. В случае многоженства всегда первая жена становилась старшей и главной. А поскольку вторыми женами становились женщины из бедных семей, за которых не нужно было платить калым, и вдовы, то статус первой жены, несомненно, был выше.
Изживанию многоженства в конце XIX-начале XX века способствовало общее тяжелое социально-экономическое положение бурятского народа, а также существование порядка надела землепользования, когда каждая семья получала надел по числу душ мужского пола. Положение человека, имевшего несколько жен и много дочерей, оказывалось несравненно худшим.
Невестка, родившая нескольких детей, пользовалась большим уважением. Став хозяйкой дома, женщина приобретала еще больший статус.
В пожилом возрасте замужняя женщина, имеющая здоровое потомство, мужа и которую несчастья, как считалось, обходили стороной, достигала наивысшего женского статуса - статуса благополучной.
Глава 3. Социальный статус женщины.
3.1. Основные права женщин.
Во второй половине XIX-начале XX века имущественно - правовые отношения были основаны на общесемейной коллективной собственности при допущении элементов личной собственности.
По старинному обычаю жених должен был иметь юрту, а невестка привозила полную обстановку для нее. Скот, подаренный родителями невесты, после свадьбы становился собственностью коллективной семьи, а приданое оставалось личной собственностью бурятки в любых жизненных ситуациях. Патриархальный уклад определял наследование имущество отца исключительно по мужской линии. Тем не менее, по обычаю, каждый отец должен был обеспечить свих дочерей приданым и выделить средство на свадебные расходы.
В первой половине XIX века выбор жениха или невесты осуществлялся исключительно родителями. Отказ невесты было предусмотрено юридически, но на практике это было невозможно. Так, у западных бурят, в случае неуважительной причины, родителям невесты полагалось возвратить жениху весь калым с приплодом, а деньги с процентами, при этом возместить все расходы по сватовству. Отказ жениха можно было осуществить, если он оставлял целиком весь отданный до этого скот и не взыскивал расходы по устройству свадьбы.
С середины XIX века у бурят наблюдается сужение неограниченной власти родителя в вопросах брака. Они начинают считаться с мнением жениха. В конце XIX века распространенным явлением становятся браки «убегом». В начале XX века бурятские девушки решительно отстаивают свое право на выбор мужа.
В исследуемый период развод в быту бурят был распространенным явлением. По данным Первой всеобщей переписи населения в 1897 году было выявлено, что в Иркутской губернии из разведенных бурят было 160 мужчин и 64 женщины, в Забайкальской области – 815 мужчин и 1608 женщин.
Бурятские жены получали развод при следующих обстоятельствах: в случае доказательства плохого обращения и притеснений со стороны мужа; при побеге с любимым и их крещения либо просто принятии женщиной крещения; при разводе по инициативе со стороны мужа; при отказе жить в многоженстве мужа.
В традиционном обществе бурят вдовы, независимо от того, имели или не имели детей, были обеспечены или неимущи, не оставались без моральной и материальной поддержки. Обычное право бурят обязывало помогать им. Пожилые вдовы содержались детьми, бездетные опекались родственниками.
Анализ обычного права бурят показывает, что женщина в качестве полноценного субъекта правоотношений выступать не могла. Для бурятки был закрыт доступ к общественным выборным должностям.
Несмотря на вышесказанное, утверждать о крайнем ограничении участия женщины в общественной жизни бурят будет неправомерно. Как уже отмечалось, по традиции вдова наравне с мужчинами участвовала в общественных собраниях, выступала субъектом права при заключении договоров имущественного характера и решала многие вопросы, связанные с семьей. В последней четверти XIX века возникают случаи, когда женщина начинает представлять семью на собраниях даже при наличии мужчин в семье.
В первой четверти XX века женщины начинают проявлять себя в культурной жизни народа. С1917-1918 гг. бурятки вовлекаются в политическую жизнь (активная работа Марии Трубачевой). С 1916-1920 гг. включатся и в революционное движение (к ним относятся Мария Сахьянова, Бадмажап Сакияева и т.д.).
3.3. Положение женщин в современных условиях
В Бурятии женщины составляют 52,3% от общего числа населения. В настоящее время состоят в браке 34% женщин от 15 и старше лет. Число зарегистрированных браков 8,2 на 1000 чел, число разводов 4,8 на 1000 чел. Доля детей, родившихся вне брака растет с 24,6% в 1990г до 46,45 в 2005г. По данным 2005г 39,5 тыс.детей до 18 лет воспитываются в 28,8 тыс. неполных семьях.
В данное время наблюдается:
1. усиление дискриминации женщин в социальных и трудовых сферах;
2. снижение уровня доходов и ухудшение охраны здоровья, материнства и детства;
3. слабое участие в общественной сфере деятельности.
Существующий комплекс социально-демографических проблем определяет следующие основные направления по их решению:
1. дальнейшее стимулирование рождаемости и укрепление института семьи;
2. ощутимая финансовая поддержка многодетных семей, существенное увеличение социальных гарантий;
3. введение различных программ по улучшению жилищных условий молодым семьям.
4. укрепление системы социальных ценностей.
Заключение
При патриархальном укладе бурят статус женщины в обществе был ниже статуса мужчины, однако непосредственно в семье статус хозяйки дома был таким же высоким, как и хозяина – главы семьи. Многочисленные трудовые обязанности и заботы подрывали здоровье женщины, но ее значительный вклад в благосостоянии семьи обеспечивал ей большую свободу во многих действиях. Статус женщины в традиционном обществе бурят течении жизни менялся: бурятка обладала относительно меньшей правовой обеспеченностью в сравнении с женщиной русского народа и отдельных народов Кавказа, хотя в то же время она была более независима в отличие от женщин некоторых других азиатских народов (Средней Азии,Китая,Кореи и т.д.).
Утверждение о том, что положение бурятской женщины было рабским в дореволюционное время, не отражает всей полноты исторического положения женщины и ее роли в традиционном бурятском обществе.
Такие обычаи как левират, многоженство и обычаи избегания не могут выступать свидетельством бесправия бурятки. Левират являлся гуманной необходимостью по отношению к осиротевшей семье. Причиной многоженства в большинстве случаев было бесплодие или тяжелая болезнь жены. Обычаи избегания определяли в большей степени уважительное отношение к старшим членам семьи.
В традиционном обществе бурят глубоко почиталась женщина-мать, особенно многодетная. Родные и приемные дети, дети-сироты представляли большую ценность для бурятского общества. Домашний труд женщины, ее вклад в благосостояние семьи получал высокое общественное признание. Достигнув преклонных лет, женщина со стороны своих детей и внуков и в целом всего общества пользовалась большим уважением и заботой, при этом ее высокий статус и опыт позволял активно участвовать в общеродовых мероприятиях, решении общесемейных дел, воспитании детей.
Список использованной литературы
Будьте как солнце!
Самый богатый воробей на свете
Мороз и заяц
Мастер-класс "Корзиночка"
Зимовье зверей