История основания историко-краеведческого музея г. Строитель
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_muzey_.docx | 40.16 КБ |
приложение | 1.42 МБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Строитель»
Научно- исследовательская работа
История основания историко-краеведческого музея г.Строитель
Автор: Никулина Марина Сергеевна, 15 лет
Руководитель: Маликова Ирина Викторовна
учитель английского языка МБОУ СОШ №3 г. Строитель
2016 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… | 4-6 |
Историко- биографическая справка историко-краеведческого музея г. Строитель Яковлевского района ………………………………………….. | 7-11 |
Заключение …………………………………………………………………… | 12 |
Использованные источники и литература…………………….……….…. | 13 |
Приложение 1 Беседа с классным руководителем Маликовой И. В. ……………………..… | 14-15 |
Приложение 2 Справка историко - краеведческого музея Яковлевского района……..……. | 16-20 |
Приложение 3 Турьянский А. В. ……………………………………………………….……… | 21-22 |
Приложение 4 Копия вырезки из газеты «Победа» от 25.05.1985 г. …………………..……. | 23 |
Приложение 5 Фотографии ………………………………………………………………..…… | 24-25 |
Приложение 6 Интервью со Сколозуб В. П……………………………………………………. | 26-27 |
Приложение 7 Кокина О. В. …………………………………………………………………….. | 28-31 |
Приложение 8 Научно - просветительская деятельность ……………………….……….…… | 32-33 |
Приложение 9 Инструкция по учету и хранению музейных фондов………………………… | 34 |
Приложение 10 Скрин документального фильма "Солдатская правда"……………….……… | 35 |
Приложение 11 Зал 1 "Вводный"……………………………………………………………………….. | 36 |
Приложение 12 Зал 2 "Природы"………………………………………………………………….......... | 37-44 |
Приложение 13 Зал 3 "Город- крепость Карпов"…………………………………………………..…. | 45-48 |
Приложение 14 Уголок Богомаз А.Косовцов…………………………………..…………………..…… | 49-50 |
Приложение 15 Копия газетногоматериала……………………………………………..……… | 51 |
Приложение 16 Уголок -усадьба кн. Волконских…………………….……………………………………..…….. | 52 |
Приложение 17 Зал 4 "Знаменитые люди"………………………………………………………..…… | 53-56 |
Приложение 18 Зал 5 " Великая Отечественная Война "……………………………………..………. | 57-59 |
Приложение 19 Копия приказа……………………………………………………………….…. | 60 |
Приложение20 | 61 |
Приложение21 | 62 |
Приложение22 | 63 |
Введение
Посетите музей иногда,
Не теряйте с историей связь.
Здесь в витринах застыли века-
След эпохи, что в даль унеслась.
Экспозиции молча внимая,
Вдруг услышишь, как будто вдали,
Ровным клином на юг улетая,
Кличут в путь за собой журавли.
Журавли - это даты, мгновенья.
Из которых, сложились года.
Здесь художник нашел вдохновенья
И остался душой навсегда…
Ю. Мазитов
Мы живем в современном мире, знаем его правила и соблюдаем его законы, но при этом всегда должны помнить, что настоящее очень тесно связано с нашим прошлым. Мы, как благодарные потомки должны его помнить и чтить. Всем известно, что всё в жизни меняется, но в музее, кажется, что время замерло. Музей хранит память о важных событиях, традициях, об уникальных особенностях быта, национального костюма, а так же особенностях фольклора.
Ещё с детского сада дети начинают посещать краеведческий музей. Каждый помнит впечатления от первой экскурсии. Вот и мне вначале было волнительно и даже тревожно.
Атмосфера в музее умиротворённая, загадочная. Присутствует ощущение встречи с чем-то необычным и особенным. А в душе чувствуется трепетность ко всему, что тебя окружает.
И вот тогда у меня возникли вопросы:
- Откуда же все эти предметы?
- Кто их хозяева?
- Что это за странное здание?
- Кто эта загадочная тётя, которая обо всём этом рассказывает?
Будучи школьницей, я снова посетила краеведческий музей города Строитель. Теперь экспонаты музея чётко рисовали картины прошлого в моём воображении, но зато возник новый вопрос: «А как же был основан этот музей, кто эти люди, которые собирали историю по крупицам и стояли у его истоков?»
С этим вопросом я обратилась к своему классному руководителю Маликовой Ирине Викторовне. Мы долго беседовали о музеях и сотрудниках, которые в них работают, пока не вернулись к краеведческому музею Яковлевского района (Приложение 1) и вот тогда – то мы решили, что это замечательный повод для начала исследовательской работы.
Исходя из этого, нами было решено провести исследовательскую работу с целью изучить правоустанавливающие и архивные документы и раскрыть роль историко – краеведческого музея.
Для решения этой цели были определены несколько задач:
Таким образом, данное исследование нацелено на поиск ответов на вопросы: для чего был создан музей и какую роль он играет в жизни нашего населения.
То, что историко – краеведческий музей максимально эффективно реализовывает историко – культурный, социально – нравственный воспитательный потенциал, является частичкой нашей культуры и истории нашего родного края – является гипотезой исследования.
Объект исследования: музей
Предмет исследования: музейные экспонаты, архивные документы, экспозиционные залы музея.
Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей, юношей и подростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.
Запрос Государства в воспитании общества, с развитым чувством патриотизма, гордости за свою Родину, в связи с чем возрастает интерес к прошлому нашего родного края делает эту работу чрезвычайно актуальной.
Новизна работы заключается в описании новых экспонатов, ранее не представленных в музее.
На протяжении работы были использованы следующие методы: интервью, беседы с людьми, стоящими у истоков основания музея, работа с архивными документами, исследование газетных статей.
Историко – биографическая справка
У истоков создания музея стояли Стрельников К.Н., Сколозуб В.П. и Кокина О.В.
В декабре 1995 года глава Яковлевского района А.В. Турьянский издал распоряжение о создании в пос. Строитель историко-краеведческого музея как центра научно просветительской работы по краеведению для населения Яковлевского района.
Приложение 2 (Справка краеведческого музея)
Исследовательская работа началась с похода в музей, где прошла встреча с директором Капустиной А.М., которая рассказала мне, что у истоков создания музея стояли Стрельников К.Н., Сколозуб В.П. и Кокина О.В. Я изучила справку краеведческого музея и выяснила, что в декабре 1995 года глава Яковлевского района А.В. Турьянский (Приложение 3) издал распоряжение о создании в пос. Строитель историко-краеведческого музея как центра научно просветительской работы по краеведению для населения Яковлевского района.
Под вновь создаваемое учреждение было выделено одноэтажное здание, в котором были произведены перепланировка и ремонт помещения. Возглавил музей с января 1996 года по февраль 2000 г. Стрельников К.Н.
Но я знала, что музей существовал на общественных началах по инициативе ветеранов ещё раньше, и я нашла этому подтверждение в газете «Победа» стр. 2, от 21 мая 1985 года (Приложение 4 «Вырезка из газеты «Победа» 1985 г.»), в которой было написано следующее: «В 1985 году было проведено торжественное открытие районного музея боевой и трудовой славы, который разместился в районном Доме культуры (Приложение 5, старое фото Дома культуры п. Строитель).
Выбор пал на дом культуры, как на наиболее посещаемое место. На снимках алую ленту перерезает председатель совета ветеранов райцентра Ф.М. Безрукий. В роли экскурсовода выступают сами школьники.
Но и это не начало основания музея. До этого школьный музей находился в здании школы №1, а еще ранее в здании теперешнего ЯПК (Приложение 5, старое фото здания ЯПК), который на тот момент был школой пос. Строитель. К сожалению документов это подтверждающих, не нашлось, да и часть экспонатов во время переездов была утеряна.
С февраля 2000 года на пост директора заступил Сколозуб Василий Петрович.
С этим человеком я встретилась в районном архиве, где он работал до 2014 г.
Я попросила его дать мне небольшое интервью о создании краеведческого музея в нашем районе. Он помолчал, улыбнулся, собрался с мыслями и сказал: «Две основные задачи, которые я перед собой поставил на тот момент, были: построить музей и наполнить его экспонатами нашей малой родины – Яковлевского района» (Приложение 6 «Интервью со Сколозуб В.П.).
Для дальнейшего моего исследования, необходимо было найти Кокину Ольгу Владимировну.
Уже на следующий день мы с Ольгой Владимировной (Приложение 7, фото) встретились.
Она обратила мое внимание на то, что в период с 2000 – 2005 гг. в музее проводилась работа по составлению тематико – экспозиционного плана были начаты художественно – монтажные работы по воплощению проекта. Она подробно рассказала, что в стадии разработки научной концепции была проведена научно – исследовательская работа по выявлению документальных свидетельств по истории района, его людях.
Творческий коллектив обратился за помощью в областной и Курский архивы. Большую помощь при создании экспозиции оказала администрация БГИКМ и отдел фондов. Были организованы совместные поездки по району с целью комплектования фондов будущего музея.
Я никогда бы не подумала, что музейная работа такая длительная, тщательная, кропотливая и тонкая!
Благодаря Ольге Владимировне я узнала, что работа музея имеет три направления:
Оказывается, все предметы, попадающие в музей проходят несколько стадий оформления музейного предмета. Для того чтобы лучше понять о чем идет речь, мне пришлось ознакомиться с инструкцией (Приложение 11) по учету и хранению музейных фондов. Инструкцию мне в дальнейшем предоставила работник музея Екатерина Юрьевна.
Еще я узнала, что во время работы в музее Ольга Владимировна стала автором документального фильма о жестоких страницах войны «Солдатская правда», который можно посмотреть на сайте краеведческого музея (http://yakmuzey.ru) (Приложение 12)
Чтобы познакомится с коллекцией краеведческого музея города Строитель мы с Ириной Викторовной отправились на экскурсии.
Для нас экскурсию провела научный сотрудник Никифорова Татьяна Михайловна, которая подробно рассказала и показала залы музея и экспозиции, которые в них представлены. (Приложение 13 - 20, фото залов, экспозиций и их описание).
В зале природы Татьяна Михайловна обратила внимание на то, что мы не должны забывать, что природа – это настоящий животворящий храм, и вести себя в храме необходимо должным образом. Вот почему мы придаем особое значение сохранению лесов и рек, обустройству родников, расширению заповедных мест, озеленению населенных пунктов. Мы должны умело распоряжаться богатством природы, бережно и аккуратно относиться к красоте, которой так щедро одарила природа нашу землю. Не вытаптывать и не срывать редкие виды цветов и растений, не разрушать гнезда и строения птиц, не истреблять животных.
Еще во время беседы с Ольгой Владимировной, мне не давала покоя неоконченная фраза Василия Петровича об уникальном музейном экспонате – уголке «богомаза» А.Г. Косовцова (Приложение 16, фото).
Наконец-то мы подошли к этой «жемчужине» музейного фонда. И она рассказала мне, что предметы из этой коллекции (иконы, хромолитографии и вещи иконописца) достались музею от внучки Косовцова Натальи Ивановны Абрамовой. Некоторым хромолитографиям более ста лет. Мне был непонятен смысл некоторых слов, но Ольга Владимировна умышленно не раскрыла полного их смысла, а посоветовала найти статью Слюниной Н.В. (Приложение 17, вырезка статьи из газеты «Победа») об этих ценных находках.
Последовав рекомендации Ольги Владимировны, я пошла в районную библиотеку и обратилась в отдел краеведения с просьбой найти вышеуказанную статью, но, к сожалению, мы не знали: ни года выпуска газеты, ни номера, ни названия статьи. Тогда работник библиотеки сделала запрос в библиотеку пос. Томаровка, т.к. Косовцов родом из Томаровки и само ремесло Томаровское. Ответ пришел быстро, и это было именно то, что я искала! Но это останется моей маленькой тайной.
В заключении хочу рассказать о коллективе, который осуществляет всю нелегкую музейную работу на сегодняшний день.
С первого сентября 2014 года на пост директора краеведческого музея г. Строитель заступила Капустина Асият Малильевна (Приложение 21).
На должности научного сотрудника находятся Никифорова Татьяна Михайловна и Путилова Наталья Владимировна (Приложение 22, фото сотрудников музея). Они продолжили работу предыдущих хранителей и с каждым годом МКУК «Историко – краеведческий музей Яковлевского района» становится богаче, расширяются экспозиционные залы, пополняются новыми экспонатами, а значит история не забудется, она будет передаваться и мы всегда сможем к ней прикоснуться.
В 2015 году вышел сборник материалов районных краеведческих чтений 2015 г., (Приложение 23) в которых я тоже принимала участие (Приложение 24).
Заключение
…Он построил в цепочку былое:
С той поры, когда в каменный век,
Шкуру мамонта камнем снимая,
О металле не знал человек.
В каждом зале - своя тишина.
И эпоха, и время, и час.
Ты услышишь, как ноет душа,
И звенят кандалы на ногах,
Здесь доносится сабельный звон,
Стук копыт, хрип усталых коней,
Кто-то смерти отвесил поклон
И остался среди ковылей
Посетите музей иногда,
Не теряйте с историей связь.
Здесь в витринах застыли века-
След эпохи, что вдаль унеслась.
Ю. Мазитов
Столько интересного, столько важного я узнала, проведя вот такую небольшую исследовательскую работу! Я познакомилась с грамотными, интересными, добрыми людьми, стоящими у истоков создания музея и они поделились со мной частичкой своей души, а главное частичкой нашей общей культуры и нашей родной истории.
Использованные источники и литература
5 зимних аудиосказок
На берегу Байкала
Денис-изобретатель (отрывок)
Сочные помидорки
Как нарисовать лимон акварелью