В данной реферативной работе с исследовательским компонентом рассматривается влияние личной жизни Бетховена на его творчество. С помощью использованной литературы выделяются основные этапы формирования гениальной личности композитора. Работу можно использовать для знакомства с творчеством и биографией Бетховена.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферативная работа с исследовательским компонентом | 40.77 КБ |
Министерство образования Саратовской области
государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Саратовский областной педагогический колледж»
(ГАПОУ СО «СОПК»)
Жизненный и творческий путь Бетховена
(реферативная работа с исследовательским компонентом)
Автор работы:
Алексеева Е.П.
Руководитель работы:
Рыбкина Е.В.
Саратов 2016
Содержание
Введение
Цель данной работы: выяснить, как личная жизнь Бетховена влияла на его творческий путь.
Задачи: изучить литературу по биографии и творчеству композитора и сделать выводы о влиянии жизненных событий на его произведения.
Методы работы: анализ и синтез.
Актуальность темы: имя Бетховена известно всем, всем известна его «Лунная сонната», но мне хочется подробней познакомиться с его жизнью и творчеством. Почему этого человека нет уже два века, а имя его всё ещё на слуху? Почему именно часть его девятой симфонии является гимном Европейского Союза?
3
Основная часть
В справочных материалах о Бетховене его как композитора и как личность зачастую описывают в превосходной степени, как гения. Ещё при жизни его уже начали называть «великим героем искусства» и «новым пророком Спасителя», его, Моцарта и Гайдна называли «священной триадой», то есть практически «Святой Троицей»[1]. Проследим, как формировалась его гениальная личность.
Детские годы Бетховена не обещали ему блестящего будушего. Он родился в Бонне в 1770 году в семье музыкантов. Его дед, тоже Людвиг, был придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Отец Бетховена с детства пел в той же капелле, но он пропивал своё жалованье. Семья бедствовала, маленький Бетховен рос в нищете. Отец обучал мальчика игре на скрипке и фортепиано, он надеялся, что подобно Моцарту его сын прославится и сможет кормить семью.
Юный Бетховен играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на органе и на фортепиано. Словом, практика во многом определяла его музыкальное образование, которое было несистематичным. [2] Первым настоящим учителем Бетховена стал К.Г.Нефе, придворный органист.
В 1787 Бетховен впервые посетил Вену – в то время музыкальную столицу Европы. Там ему удалось встретиться с самим Моцартом, но вскоре Бетховен должен был вернуться в Бонн – его мать лежала при смерти. Когда в Бонне открылся университет, Бетховен стал студентом философского факультета, но не закончил его. [3]
Юного Бетховена отличала пылкость характера и любовь к музыке. Благодаря своим фортепианным импровизациям у него было много друзей-меценатов, что позволило ему переселиться в Вену в 1792 году. Здесь он отправился к Гайдну и учился у него, а потом ещё у других профессиональных музыкантов.
Музыковеды отмечают влияние общественно-политической жизни того времени на формирование личности и таланта Бетховена. Композитор с восторгом юности принимал революционные события. Вместе с тем, нельзя не заметить революционность его творчества – нарушение норм, мотивы грозы, борьбы.
В 1799 Бетховен знакомится с Джульеттой Гвиччарди. Его неразделённая любовь к ней вдохновила его на написание 14-ой сонаты, которую хоть раз в жизни, наверное, слышал каждый. Это новаторское произведение. Во-первых, она начинается с медленной части. Во-вторых, она написана не в сонатной форме. Сонате Бетховен дал подзаголовок «Почти фантазия», что отсылает нас ещё к фантазиям Моцарта. «…Бетховен нашёл новое оригинальное художественное решение: медленное начало (размышление, глубокая печаль), изысканно-тонкая середина (созерцание, наслаждение красотой мира), бурный, драматический финал (порыв чувств, трагические образы судьбы)»[4].
С 27 лет Бетховен стал глохнуть. Он очень переживал по поводу своего недуга и тщательно его скрывал. Окружающие же принимали его странное поведение, ответы невпопад за вздорный характер.
Его лечили лучшие доктора того времени. Один из которых посоветовал Бетховену уехать в сельскую местность, чтобы поправить общее состояние здоровья и успокоиться. Бетховен переезжает в селение Гейлигенштадт, но чудесного исцеления здесь не происходит. Напротив, композитор понял, что его болезнь неизлечима. Он решил покончить собой. Бетховен даже написал завещание, в котором объяснял мотивы своего решения.
Бетховену удалось преодолеть своё отчаяние. Новым шагом в его творчестве стала Третья (Героическая) симфония (1803-1804). Известен факт, о том, что Бетховен хотел посвятить её Наполеону Бонапарту. Однако, когда композитор узнал о коронации «генерала революции», Бетховен убедился в его корыстных побуждениях и вычеркнул посвящение с титульного листа и написал только одно слово - «Героическая». Первое исполнение симфонии в Вене в 1805 году было встречено непониманием – слишком объемная форма, слишком скучная музыка[5].
В это же время Бетховен пишет Крейцерову сонату (1802–1803) в честь парижского скрипача Рудольфа Крейцера, ораторию «Христос на Масличной горе» (1803), сонату «Аппассионата» (1805). Последняя по своему масштабу напоминает симфонию, а её название прекрасно передаёт дух произведения – «apassionata» по-итальянски означает страсть. Четвертая, Пятая и Шестая (Пасторальная) симфонии были сочинены в 1804–1808. Пятая – наверное, самая известная симфония в мире – открывается кратким мотивом, про который Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Тема борьбы человека с судьбой объединяет «Аппассионату» с Пятой симфонией, это главная тема творчества композитора. Но если у сонаты в финале борьба только начинается (трагический финал), то в симфонии финал радостный.
В 1804 Бетховен получил заказ на сочинение оперы. В современной ему Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги, поэтому Бетховен с удовольствием принялся за работу. Опера рассказывает о том, как смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном, и изобличает последнего перед народом. Бетховен называет произведение «Фиделио», по имени, которое принимает переодетая героиня. Первая постановка оперы не была успешной. У Бетховена не было опыта сочинения для театра. Отмечается, что кульминационные моменты мелодрамы отмечены превосходной музыкой, но в других частях композитору не хватает драматического чутья, чтобы подняться над оперной рутиной. Ни в одно другое сочинение композитор не вложил столько труда. В «Фиделио» есть фрагменты, которые переделывались до восемнадцати раз. Все же со временем опера постепенно завоевывала слушателей. При жизни композитора состоялось три ее постановки в разных редакциях – в 1805, 1806 и 1814.
К концу жизни Бетховен практически оглох. Его поздние произведения характеризуются сдержанностью чувств и философской углублённостью. Это отличает этот период от ранних произведений, которые отличались страстностью и драматизмом[6]. К 1819 Бетховен был вынужден полностью перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша. Сохранились разговорные тетради Бетховена, с помощью которых современная бетховенистика изучает жизнь и творчество композитора. Его современник и библиограф Шиндлер отмечал, что когда Бетховен работал над величественной «Торжественной мессой ре мажор» (1818) или Девятой симфонией, он вел себя странно, внушая тревогу окружающим: он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником».
Вершиной позднего творчества является 9-я симфония. Удивительно, но её он написал, будучи уже совершенно глухим. Задумал он её ещё в 1812 году, но работал над ней с 1822 по1823 год. Развитие сюжета отличает неотвратимая трагедийная тема, которая сменяется темой светлой радости в финале. Впервые в истории этого жанра Бетховен ввёл хоровой финал на текст оды Шиллера «К Радости» («An die Freude»).[7] В своём произведении он переосмысляет произведение поэта, убирает из оды философские размышления и оставляет только те фрагменты, где прославляется Бог и стремление к победе человеческого духа[8].
Симфония грандиозна по масштабам. Когда в Венском оперном театре состоялась её премьера, на сцене вместе с театральным оркестром играли любители, потому что для осуществления авторского замысла не хватало музыкантов. При жизни Бетховена симфонию не поняли, её оценили только его ученики и просвещённые в музыке слушатели. Такая же судьба была у гениальных последних квартетов, пяти последних фортепианных сонат – грандиозные по масштабам, необычные по форме и стилю, многим современникам они казались произведениями сумасшедшего. Такое восприятие его музыки, видимо, складывалось и под влиянием его странного поведения, которое мы можем приписать болезни. В 1824 во время исполнения Девятой симфонии Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.
Однако венские слушатели, настоящие ценители музыки не могли не признавать благородства и величие бетховенской музыки, они чувствовали, что имеют дело с гением. Со временем Девятую симфонию стали включать в свой репертуар лучшие театры мира. В настоящее время финал этого произведения используется в качестве гимна Европейского союза и включается на мероприятиях ЕС и Совета Европы, но в гимне нет слов. Получается, что именно музыка Бетховена связывает 28 стран Европейского Союза и его многонациональное население.
Популярность Бетховена росла, но в то же время его материальное положение заметно ухудшилось. Его заботливые друзья не понимали, на что он тратит деньги. Композитор жил в нищете и жаловался, что его «обобрали». На самом деле Бетховен откладывал деньги, для того чтобы стать опекуном своего племянника Карла и обеспечить ему достойное будущее. Он не доверял его матери, вдове своего брата. Эта борьба за опекунство «окрасила трагическим светом последний период его жизни»[9].
Бетховен умер в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.
Заключение
Как отмечает, известный бетховеновед Л.В. Кириллина, его личная жизнь значила для композитора гораздо меньше, чем его творчество, наука об искусстве, что отличало человека эпохи Просвещения. Он молчал о своей личной жизни, а свою гениальность считал природным даром, который основывался на постижимых законах. Его творческий процесс поэтому отличался старанием и точностью, а не стихийным вдохновением, то отличает его от гения Моцарта, например. Что соответствовало его философии – «радость через страдание».
Нестандартная личность Бетховена во многом определяется его жизненными обстоятельствами: его происхождением в семье музыкантов, влюблённостями, его болезнями. В свою очередь его творчество стало ключевым для музыкального искусства всего 18 века и сейчас не теряет свою актуальность.
9
Список использованной литературы
10
[1] Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: В 2 т. — М.: Московская консерватория, 2009.
[3] Людвиг ван Бетховен/Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/Глав.ред. В.А. Володин.-М.: Аванта+, 2001.-С. 62-69
4
[4] 2. Людвиг ван Бетховен/Энциклопедия для детей. Том 7ю Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/Глав.ред. В.А. Володин.-М.: Аванта+, 2001.-С. 65.
5
[5] Людвиг ван Бетховен/Энциклопедия для детей. Том 7ю Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/Глав.ред. В.А. Володин.-М.: Аванта+, 2001.-С. 65.
6
[6] Людвиг ван Бетховен/Энциклопедия для детей. Том 7ю Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/Глав.ред. В.А. Володин.-М.: Аванта+, 2001.-С. 69.
[7] Бетховен/Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 3 : Бари-Браслет / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская Энциклопедия, 1970. – C.285-286
[8] Людвиг ван Бетховен/Энциклопедия для детей. Том 7ю Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/Глав.ред. В.А. Володин.-М.: Аванта+, 2001.-С. 68.
7
Как зима кончилась
У меня в портфеле
Агния Барто. Сережа учит уроки
На берегу Байкала
Сказочные цветы за 15 минут