В данной работе рассматриваются особенности тренировок в условиях среднегорья лыжников-гонщиков. Так же в процессе исследования проведен сравнительный анализ тренировок в условия среднегорья и в условиях искусственной гипоксии, поскольку такие тренировки способны значительно улучшить спортивные результаты лыжника-гонщика.
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya.docx | 501.95 КБ |
Министерство спорта Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Нижегородское областное училище олимпийского резерв (техникум) имени В.С. Тишина»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ -ЛЫЖНИКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ И РАВНИНЫ.
ФИО студента:
Смирнова Мария Игоревна
ФИО научного руководителя:
Ломтев Александр Валерьевич
Н.Новгород, 2015год
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ…………………………………………...6
1.1 История развития лыжного спорта………………………………………6
1.2 Краткая характеристика горного климата……………………………..10
1.3. Влияние среднегорья на физическую работоспособность…………...12
1.4 Адаптация организма к условиям среднегорья………………………..14
1.5 Особенности тренировочного процесса в условиях гипоксии..……...17
1.6 Использование искусственного среднегорья в тренировочном процессе…………………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………22
2.1 Описание исследования…………………………………………………22
2.2 Организация исследования в контрольной группе……………………23
2.3 Организация исследования в экспериментальной группе…...............25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...37
ВВЕДЕНИЕ.
Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами.
Социальный аспект актуальности физического воспитания в обществе обусловлен парадоксальным явлением, проявившимся в последние 25-30 лет. Суть этого парадокса сводится к ухудшению физических кондиций спортсменов - лыжников на фоне повышающихся требований к физическим и психическим кондициям спортсмена, как в системе тренировочного процесса, так и в системе соревновательной деятельности. Без установления истинных причинно-следственных связей этого явления говорить о гармоничности развития спортсмена не приходится. Как известно, спортивная деятельность может происходить в самых различных условиях.
Функционирование системы подготовки лыжников-гонщиков нельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных качеств спортсмена. На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой – значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям. Тренировки в условиях среднегорья с соблюдением определённой методики позволяют повысить функциональное состояние спортсмена и спортивные результаты. Соревновательная деятельность является мощным стимулом для развития уровня спортивной подготовки спортсмена.
Актуальность обусловлена практической потребностью в разработке данной темы и перспективностью данной проблематики.
В данной работе будут рассматриваться особенности тренировок в условиях среднегорья лыжников-гонщиков. Так же будет проведен сравнительный анализ тренировок в условия среднегорья и в условиях искусственной гипоксии, поскольку такие тренировки способны значительно улучшить спортивные результаты лыжника-гонщика.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков в условиях изменения факторов внешней среды.
Предмет исследования: планирование и содержание учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков в условиях среднегорья и искусственной гипоксии.
Цель исследования – сравнение тренировочных методик и их результативности в условиях изменения факторов внешней среды. Разработка тренировочного процесса для создания искусственной гипоксии в условиях равнины.
Исходя из целевой направленности исследования, решались следующие задачи:
Гипотеза основывается на предположении о том, что тренировки в условиях искусственной гипоксии, с соблюдением определённой методики, позволяют повысить функциональное состояние спортсмена и спортивные результаты до уровня результативности тренировочного процесса в условиях среднегорья.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ОРГАНИЗМ.
1.1 История развития лыжного спорта.
Современный лыжный спорт давно вошел в обязательную программу зимних олимпийских игр и других соревнований. Но мало кто из поклонников этого вида спорта знает, что первые лыжи не были похожи на приспособления для скольжения. Они больше напоминали «снегоступы».
Предполагается, что впервые спортивный клич «Лыжню!» прозвучал в Норвегии. Именно там, в 60-х годах 18 века сразу в нескольких городах прошли первые соревнования лыжников-гонщиков. Классической считалась дистанция 4 мили (примерно 8 км). Новая забава быстро распространилась по всей стране, а потом и за ее пределами. Не отстали от соседей финны и шведы, затем увлечение лыжными гонками охватило Центральную Европу, а к началу 20 века, преодолев просторы Евразии, достигло Японии. Стали проводиться национальные чемпионаты, а вслед за ними и международные[5].
В 1767 году были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта: биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. В 1877 году в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 году); Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 году); Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 году), которые проводятся и по сей день. В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира[5].
Появилась нужда в согласованных правилах и организации разрастающегося мирового «лыжного хозяйства», чем и занялась сформированная в 1910 году в Норвегии Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 году в Международную лыжную Федерацию. На I Зимних Олимпийских играх в Шамони (Франция, 1924 году) лыжный спорт был представлен лыжными гонками на дистанции 18 и 50км. В России лыжный спорт начал развиваться в конце прошлого столетия. Это стало одной из причин, почему довольно длительное время лыжники России уступали спортсменам Скандинавии, кроме того, в конце XIX в. занятия лыжами носили больше развлекательный характер[5].
С начала становления лыжных гонок и до 1913 года русские лыжники применяли только один попеременный двухшажный ход, который назывался «русским». Лыжи были узкие и длинные (2,5 - 3 м) и весили 4,5 - 5 кг. Лыжные палки изготовлялись из ясеня и в сечении имели форму четырехугольника, выпуклого треугольника или просто вырезались из необработанной лозы орешника. Палки были высокие – 170-180 см. Пользуясь таким инвентарем, можно было передвигаться по равнинной местности по прямой лыжне, не делая сильного толчка ногой. Лыжники передвигались за счет длинного шага и сильного толчка палкой; отрыв пятки от снега считался грубейшей ошибкой. Лучшие лыжники выполняли довольно длинный шаг и энергичное размашистое движение руками по накатанной прямой равнинной лыжне, ход получался быстрым[5].
Первые соревнования по лыжному спорту были проведены в нашей стране 13 февраля 1894 года в Петербурге, где состоялся забег по заснеженному льду Невы. После чего соревнования по лыжным гонкам стали проводиться регулярно. В 1895 году был открыт первый в стране лыжный клуб — Московский клуб лыжников. Произошло это событие 29 декабря, впоследствии эта дата стала днем рождения лыжного спорта в России. Уже в 1909-1910 годах было проведено рекордное на тот момент количество соревнований. В 1913 году российские лыжные гонщики впервые приняли участия в международных соревнованиях в Швеции. И, хотя их выступление оказалось неудачным, они вынесли множество полезных уроков по лыжному инвентарю, смазке лыж и лыжной экипировке, а самое главное – по технике передвижения на лыжах[5].
С 1918 года лыжный спорт в России был включен в число учебных дисциплин высшего профессионального физкультурного образования. Лыжный спорт получает все более широкое распространение среди детей и подростков. Однако отсутствие полноценной материальной базы, достаточного количества квалифицированных педагогических кадров затрудняло привлечение широких масс детей к занятиям лыжным спортом. В последующие годы лыжный спорт стал более массовым, чему способствовал переход на секционные формы работы и улучшение материальной базы. Так, в 1925 году в стране было изготовлено 20 тыс. пар лыж, в 1927 году - уже 113 тыс., а в 1929 году - 2 млн. пар[5].
Первенство СССР впервые было проведено в 1924 году. Победителями стали Д. Васильев и А.Михайлова-Пенязева. За период с 1910 по 1955 года было проведено в общей сложности 76 чемпионатов страны. Мужчины соревновались на дистанциях 10 и 70 км, а женщины – 3 и 50 км. В 1928 году советские лыжники участвовали в международных соревнованиях в Норвегии. Это участие было интересно не только в чисто спортивном отношении, но и в отношении дальнейшего совершенствования техники. В 1928 – 1936 годах был совершен переход от равнинных к пересеченным трассам[5].
После окончания Великой Отечественной войны лыжный спорт получает все большее распространение, увеличивается число занимающихся, улучшаются спортивные результаты. Росту уровня развития лыжного спорта во многом способствовало создание в нашей стране широкой сети детских и молодежных спортивных школ. Несмотря на то, что во время войны значительно пострадала материальная база, массовость благодаря заботе правительства, самоотверженной работе тренеров и преподавателей продолжала расти. Уже впервые послевоенные годы общее число спортсменов, занимающихся лыжным спортом, увеличилось в 1,5 - 2 раза. И что очень важно, лыжный спорт получил широкое распространение в сельской местности. В 1946 г. в массовых стартах сельской молодежи, предшествующих всесоюзным соревнованиям, участвовало более 1 млн. человек. Во Всесоюзных соревнованиях сельских спортсменов победу в командном зачете завоевали лыжники Московской области, в течение трех следующих зимних сезонов побеждали спортсмены Горьковской области.
В 1948 г. советские лыжники вступили в Международную лыжную федерацию (ФИС), что способствовало расширению международных спортивных связей и повышению результатов. В том же году советские лыжники впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях в Холменколлене (Норвегия), являющихся, по существу, неофициальным первенством мира[5].
За три четверти века программа гоночных состязаний стала значительно разнообразнее. На исходе 20 века в нее вошли: для мужчин – гонки на 30, 10 и 15 км; эстафета 4*10 км; гонка на 50 км; для женщин – гонки на 15, 5 и 10 км; эстафета 4*5 км; гонка на 30 км. Именно в такой последовательности проводились состязания лыжников, как на Олимпийских играх, так и на чемпионатах мира[5].
Разработанный в середине 80-х годов 20 века коньковый ход вызвал революцию в лыжном спорте. С одной стороны, приверженцы нового стиля получили значительное преимущество в скорости, с другой – в ходе гонки они серьезно мешали «классикам». Отказаться от прежнего стиля было нельзя, поскольку он лежит в основе обучения лыжников. Запретить новинку – значило затормозить прогресс лыжного спорта. Истина лежала посередине: способ, которым преодолевается та или иная дистанция, теперь строго регламентируется на каждом соревновании. Соответственно готовится и трасса – лыжня для «классиков» либо широкая укатанная дорожка для бегунов коньковым (свободным) стилем[5].
1.2 Краткая характеристика горного климата.
Внимание ученых уже много лет занимает поиск разных путей биологического воздействия горного климата на организм человека, а также возможности использования этого воздействия для улучшения физической формы и спортивных результатов. Рассмотрим подробнее характеристики некоторых климатических факторов горного климата.
С увеличением высоты над уровнем моря наблюдается снижение барометрического давления, падает парциальное давление, и это ведет к уменьшению содержания кислорода в крови. Гипоксия, связанная с пребыванием в горных условиях, вызывает целый ряд физиологических изменений, которые могут повысить уровень физической деятельности после возвращения в условия равнины[4].
В условиях гор на организм человека влияют и другие факторы:
Температурный фактор.
С увеличением высоты среднегодовая температура воздуха постепенно снижается на 0,5°C на каждые 100 м, причем в разные сезоны года и в разных географических районах она снижается не одинаково: зимой медленнее, чем летом, составляя соответственно 0,4°C и 0,6°C. Средняя температура воздуха на высоте 3000 м составляет минус 4,5°C и на высоте 4000 м - минус 11°C [1].
Влажность воздуха.
Влажность - это количество водяного пара в воздухе. Различают абсолютную влажность в мм рт.ст. или в граммах на 1м³ воздуха или относительную влажность воздуха как процентное отношение реального давления водяного пара к давлению насыщенного пара при той же температуре. Парциальное давление водяного пара, как правило, равно примерно 1 % давления на уровне моря. И поскольку давление насыщенного водяного пара определяется только температурой воздуха, то в горных районах, где температура снижена, парциальное давление водяного пара также мало. Уже на высоте 2000 м влажность воздуха в два раза меньше, чем на уровне моря, а на больших горных высотах воздух становится практически "сухим". Это обстоятельство меняет условия солнечной радиации и усиливает потерю жидкости организмом не только путем испарения с поверхности кожи, но и через легкие при гипервентиляции[1]. Отсюда проистекает важность обеспечения адекватного питьевого режима в горах, так как обезвоживание организма снижает работоспособность.
Солнечная радиация.
На горных высотах сильно возрастает напряжение лучистой энергии солнца в связи с большой сухостью и прозрачностью атмосферы и ее меньшей плотностью. При подъеме до высоты 3000 м суммарная солнечная радиация увеличивается в среднем на 10 % на каждые 1000 м. Наибольшие изменения обнаруживаются со стороны ультрафиолетовой радиации: ее интенсивность увеличивается в среднем на 3 - 4 % на каждые 100 м подъема на высоту[1]. На организм оказывают воздействие как видимые (световые), так и невидимые (инфракрасные и наиболее биологически активные ультрафиолетовые) солнечные лучи.
Атмосферное давление.
По мере увеличения высоты атмосферное давление падает, тогда как концентрация кислорода, равно как и процентное содержание других газов, в пределах атмосферы остаются постоянными. По сравнению с уровнем моря атмосферное давление на высоте 3000 м ниже на 31 % и на высоте 4000 м - на 39 %, причем на одних и тех же высотах оно увеличивается от высоких широт к низким и в теплый период оно обычно выше, чем в холодный[1].
Таким образом, можно сделать вывод, что горный климат - это совершенно особый климат, существенно отличающийся от равнинного. Поэтому при подъёме в горы человеческий организм под воздействием климатических факторов изменяет многие свои функции.
1.3 Влияние среднегорья на физическую работоспособность.
В состоянии покоя организм лыжника сравнительно легко адаптируется к условиям среднегорья. При выполнении же напряженной мышечной работы вегетативные функции организма оказываются недостаточно приспособленными для обеспечения его необходимым количеством кислорода. В первые дни пребывания в среднегорье происходит снижение величины максимального потребления кислорода и аэробных возможностей организма. Доставка одного и того же количества кислорода требует повышенного уровня деятельности органов дыхания и кровообращения, возрастания напряженности кислородного режима. Перестройка под влиянием новой среды координационных взаимоотношений тех функций, которые ответственны за поддержание гомеостаза организма, уменьшает эффективность и экономичность кислородного режима.
Функциональные сдвиги в центральной нервной системе часто вызывают нарушение различных элементов координационной структуры движений. Все это увеличивает кислородный запрос при стандартной работе, требует большого расхода энергии. Увеличение кислородного запроса и снижение рабочего уровня потребления кислорода при физической работе, неадекватность моторно-висцеральных координаций новым условиям обусловливают более выраженную в среднегорье двигательную гипоксию. Увеличение кислородного долга - одна из главных причин снижения показателей спортивной работоспособности и выносливости человека в горах, особенно при выполнении физических упражнений субмаксимальной и большой мощности. Однако в последующем отрицательное действие разреженной атмосферы на спортивную работоспособность уменьшается. Скорость восстановления работоспособности зависит от состояния тренированности спортсмена, его горного стажа, характера двигательной деятельности в период пребывания в среднегорье, особенностей тренировочного процесса[14].
Сравнительно быстро повышается работоспособность в скоростно-силовых упражнениях, выполняемых в течение нескольких секунд. Одним из важных механизмов адаптации и мышечной деятельности в начальный период пребывания в горной местности является увеличение альвеолярной вентиляции сверх исходных показателей. Это увеличение компенсирует недостаточное содержание кислорода в воздухе, но вместе с тем приводит к более быстрому выведению углекислого газа, нарушению кислотно-щелочного равновесия в сторону гипокапнии и далее к алкалозу, смещению кривой диссоциации оксигемоглобина влево, т.е. уменьшению возможности отдавать кислород тканям организма. Кратковременно возникающий алкалоз может компенсироваться организмом за счет усиленного образования кислых продуктов, в частности за счет усиления анаэробного гликолиза[7].
При длительном воздействии специфических факторов горного климата в организме возникают иные пути приспособления, обусловленные изменением тканевой адаптации. При этом увеличивается артериовенозная разность и меняется в лучшую сторону соотношение свободного и фосфорилирующего окисления - большая часть кислорода используется непосредственно на мышечную деятельность. Соответственно этому перестраиваются и регуляторные механизмы систем, обеспечивающие ткани кислородом. Благодаря этим приспособительным реакциям повышаются функциональные возможности организма, эффективность и экономичность кислородного режима и биоэнергетика мышечной деятельности в целом, улучшается способность организма переносить кислородный долг и работать в неблагоприятных условиях[9].
Процесс адаптации к мышечной деятельности в среднегорье проходит ряд этапов, характеризующихся вначале понижением, а затем постепенным возрастанием спортивной работоспособности. Высокий уровень работоспособности сохраняется в течение некоторого времени и после возвращения лыжников в условия равнины[12].
1.4 Адаптация организма к условиям среднегорья.
Уже многие десятилетия непрерывно ведется изучение вопросов, связанных с акклиматизацией (адаптацией) человека к условиям горного климата. За это время учеными разных стран выполнено большое число медико-биологических работ. Это позволило установить основные механизмы акклиматизации к горному климату и адаптации к факторам гипоксии.
Отрицательное действие высокогорья на человека, обусловленное низким давлением кислорода (гипоксия), было обнаружено Бертом в конце 1800 г.
Основной вывод всех работ заключается в том, что горная акклиматизация связана с повышением способности организма работать в условиях кислородной недостаточности. В результате адаптации происходит структурная перестройка деятельности органов дыхания и кровообращения, изменение состояния нервной и эндокринной систем, мышечного аппарата и т.д. Эти перестройки охватывают практически все системы организма[11].
Специалисты установили параллель между приспособлением организма к горным условиям и мышечной работой определенной мощности, при которой важнейшим лимитирующим фактором является недостаток кислорода. Если же действуют одновременно оба фактора (когда, находясь в горах, человек совершает напряженную мышечную работу), то физиологическое воздействие тренировки становится больше, чем на уровне моря. После окончания тренировки в горных условиях организм спортсмена оказывается в состоянии более высокой работоспособности, чем до подъема в горы. Это, как правило, связывают с тем, что явления кислородной недостаточности, которые сопровождают мышечную работу в видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости, переносятся значительно легче. Нехватка кислорода в этих условиях стимулирует выделение эритропоэтина - гормона, способствующего образованию эритроцитов. Концентрация эритропоэтина повышается уже через 3 часа после прибытия на высокогорье, а максимальные концентрации достигаются через 24 - 48 часов[11].
После пребывания в горах в течение 2-3 недель по возвращении на равнину повышается работоспособность, улучшается самочувствие, ощущаются прилив сил, бодрость, энергия. В результате высотных тренировок у спортсменов заметно улучшаются показатели. При этом реакция и выносливость у высокотренированных жителей равнин такие же, как у горцев. Подобные исследования подтверждают влияние приспособления к гипоксии на улучшение мышечной деятельности физических показателей. Прежде всего, спортсмену необходимо акклиматизироваться[3].
Выделяют кратковременную (от нескольких дней до нескольких недель и даже месяца) и длительную акклиматизацию (от 2-3 до 6 лет). Некоторые ученые считают, что полная акклиматизация наступает лишь у горцев-аборигенов через несколько поколений. Специфические черты горного климата проявляются уже на высоте 500 м над уровнем моря. А нарушение физиологических функций наблюдается с 1,6-2,5 км[11].
По комфортности для здорового человека высоты местности подразделяются так
Однако это деление не общепринято. Другие исследователи предлагают иные физиологические отметки:
В среднегорье организм лишь начинает перестраиваться, подготавливая себя к недостатку кислорода. Это можно определить по увеличению содержания кислорода в мышцах и тканях, а также биохимическим путем - по количеству молочной кислоты, которая свидетельствует о наличии недоокисленных продуктов в организме. Учащается дыхание, усиливается кровообращение. Организм повышает свои рабочие способности. В результате адаптации происходят соответствующие перестройки в деятельности органов дыхания и кровообращения, состоянии нервной и эндокринной систем, мышечного аппарата и т.д. Эти перестройки охватывают практически все ткани и клетки организма.
Многие виды напряженной спортивной деятельности приводят к развитию гипоксических состояний организма, называемых «гипоксией нагрузки», а некоторые из них неизбежно протекают на фоне кислородной задолженности организма, которая погашается лишь в восстановительном периоде. Согласно мнению некоторых исследователей, существует значительная общность физиологических механизмов адаптации к гипоксическим условиям и мышечной работе значительной интенсивности.
Это сходство иллюстрирует адаптивные изменения в мышечной системе при хроническом воздействии различных стресс-факторов: сниженного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе, холода, тренировки на развитие выносливости и силы[3].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что главным и решающим фактором, от которого зависит эффективность тренировки в среднегорье, является оптимальный уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых на горном этапе, а также перед его началом и после спуска. Только при этих условиях возможно проявление суммарного эффекта, выраженного в повышении достижений спортсменов.
Основные физиологические сдвиги, обеспечивающие адаптацию к горному климату (до 3,5км) представлены в табл.1.
1.5 Особенности тренировочного процесса в условиях гипоксии.
Эффективность тренировки в условиях гипоксии проявляется в полной мере, если тренировка с естественно или искусственно создаваемой гипоксией проводится достаточно регулярно, сочетаясь в строгой системе с тренировкой в обычных условиях. При этом каждый очередной сбор, проводимый в условиях гор, или каждый очередной цикл искусственной гипоксической тренировки должны предусматривать увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных упражнений. Применение гипоксической тренировки в тренировочном процессе может также идти по пути увеличения ее продолжительности, высоты подъема, уменьшения временных промежутков между циклами гипоксической подготовки. Лишь в этом случае происходит поступательное, ступенчато повышающееся развитие адаптационных реакций, обеспечивающих более эффективное выполнение тренировочных нагрузок и прирост спортивных результатов[13].
При планировании программы тренировочных занятий в условиях среднегорья и высокогорья следует учитывать, что на высоте 1500 м над уровнем моря работоспособность спортсменов оказывается сниженной по сравнению с равнинными условиями на 8-12 %; на высоте 2000 м – 12-16 %; 2500 м – 16-20 %; 3000 м – 20-25 %. В случае необходимости сохранения основных параметров нагрузки (продолжительность и интенсивность упражнений, режим работы и отдыха и др.), то именно на эти величины следует снизить суммарный объем работы. По мере адаптации к условиям гор объем работы в занятиях постоянно возрастает и при рациональном построении подготовки через 2-3 недели должен приближаться к равнинным показателям (в случаях, если высота не превышает 1700-2000 м). Если в процессе горной подготовки спортсменов не удается вывести на уровень тренировочных нагрузок, характерных для предшествовавшего периода равнинной подготовки, то действие горной подготовки проявляется в меньшей мере или может не превышать эффекта равнинной подготовки. Объясняется это тем, что дополнительные стимулы к адаптационным перестройкам в организме спортсменов, обусловленные спецификой горных условий, могут быть нейтрализованы снижением требований к организму в связи с уменьшением объема и интенсивности тренировочной работы[2].
Следует помнить, что даже при самом благоприятном построении тренировки в горных условиях неизбежно уменьшение объема скоростной, скоростно-силовой и сложнокоординационной работы, некоторое снижение скорости при выполнении работы смешанного аэробного и анаэробного характера. Это необходимо учитывать в последующей равнинной подготовке, в которой дополнительное внимание должно быть обращено на развитие тех качеств и сторон подготовленности, которым не могло быть уделено достаточного внимания в условиях горной подготовки. Направленность тренировочного процесса, соотношение средств и методов развития различных качеств и способностей в чередующихся периодах горной и равнинной подготовки должны быть представлены в виде целостного процесса, в котором подготовка в горах и на равнине взаимно дополняют друг друга. Это позволяет использовать наиболее сильные стороны каждой из них и одновременно устраняет недостатки. Важным моментом в реализации результатов тренировки в горных условиях, проведенной в период, непосредственно предшествовавший главным соревнованиям года, является рациональный временной промежуток между окончанием тренировки в горах и сроками главных соревнований[6].
Важным является и содержание тренировки после окончания периода горной подготовки. После периода реакклиматизации (4-6 дней), в течение которого проводится разнообразная тренировка с небольшими нагрузками различного характера (не более 30-50 % планировавшейся в горах) при значительном объеме малоинтенсивной аэробной работы восстановительного характера и различных восстановительных процедур физического характера (сауна, насыщенные ванны и др.), акцент тренировки смещается в сторону широкого применения разнообразных специально-подготовительных упражнений, тесно взаимосвязанных со структурой и содержанием[14].
Динамика нагрузок в период тренировки в среднегорье представлена в таблице 2.
1.6 Использование искусственного среднегорья в тренировочном процессе.
Процесс совершенствования технологий не стоит на месте. С учетом приобретенного опыта, проведенных анализов и исследований разработано новое направление тренировочного процесса - кардиотренировки при условиях, повторяющих высокогорные.
Такие тренировки положительно влияют на организм спортсмена. При упражнениях, имитирующих высокогорье, людьми, которые живут при нулевых высотах над уровнем моря, можно значительно улучшить метаболизм. Кратковременное действие умеренной гипоксии может простимулировать аэробный обмен в большинстве тканей и органов, тем самым повышая выносливость всего организма. В крови повышается количество красных кровяных клеток – эритроцитов, что приводит к увеличению объема легких. Периодические занятия спортом при гипокситерапии значительно оптимизируют систему доставки к мышцам кислорода, приводя организм к увеличению капиллярной сетки. В связи с этим, тренировки в условиях искусственной гипоксии считаются очень эффективными. П
В последнее время широкое распространение получили кардиотренировки, проводимые в специальных комнатах, имитирующих нахождение на большой высоте (до 4500 метров над уровнем моря) за счет снижения количества кислорода в воздухе. При сохранении обычного атмосферного давления в таких комнатах уменьшалось содержание кислорода в воздухе до 10-15%, что существенно ниже обычных 21%. Специальные компрессоры понижали уровень атмосферного давления воздуха и позволяли имитировать заданную высоту[10].
Методика использования в тренировочном процессе искусственного среднегорья отличалась от естественного тем, что спортсмены проживали в комнатах, оборудованных для создания регулируемых высокогорных условий, а тренировались в условиях равнины. Что давало спортсменам возможность эффективно тренироваться и одновременно повышать уровень кроветворных функций, увеличивать количество эритроцитов в крови и, как следствие, способствовать росту гемоглобина и гормональных показателей. Более поздние исследования показали, что физическая активность при условиях, имитирующих высокогорные, выполняемая людьми, живущими при нулевой высоте над уровнем моря, действительно улучшает метаболизм[10].
В целях повышения функциональных возможностей и уровня спортивных результатов спортсмена в тренировочном процессе применяются тренировки в специальных студиях, в которых регулируется уровень кислорода. Тренировочные залы таких студий разделены на несколько герметичных комнат с разным уровнем кислорода и «разной высотой» - от 2000 до 4500 метров. В каждой из комнат находятся различные кардиотренажеры: велотренажер, беговая дорожка и другие. Эффективность тренировок в специальных студиях зависит от действия двух взаимосвязанных факторов - гипоксии, обусловленной снижением парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, и гипоксии, создаваемой выполнением нагрузки повышенной интенсивности[10].
Искусственная гипоксическая тренировка имеет очевидное преимущество по сравнению с горной тренировкой, которое выражается в возможности сочетания работы в гипоксических и нормальных условиях. Это позволяет проводить гипоксическую тренировку на любых этапах подготовки, в частности приблизить ее непосредственно к соревнованиям, повысив влияние гипоксического фактора на организм спортсмена и одновременно не опасаясь нарушения уровня адаптации в отношении других компонентов подготовленности. Не менее важной является возможность чередовать тренировку на различных высотах в зависимости от задач конкретного занятия и применяемых средств и добиться, таким образом, значительно более широкого спектра влияния тренировочных средств на организм спортсменов.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1 Описание исследования.
Исследование проводилось во время тренировочных занятий. В исследовании, в августе 2014 года приняла участие группа из 16 лыжников-гонщиков в возрасте 15-18 лет. Учебно-тренировочная секция была разделена на две группы: контрольную и экспериментальную (по 8 человек в каждой). Группы состояли из лыжников с подготовкой на уровне 1-го разряда и КМС.
Экспериментальная группа проводила тренировочный сбор в среднегорье, в Армении в п. Ашоцк высота 2000м. Контрольная группа тренировалась на равнине, в Нижегородской области на учебно-тренировочной базе Лесная Поляна.
Исходные данные были получены в результате контрольной тренировки, проведенной на равнине до начала учебно-тренировочного сбора.
На первом этапе исследования был проведен анализ научно-методической литературы, с целью более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а так же выявления степени научной разработанности данной проблемы. Было установлено, что тренировочный процесс в условиях искусственной гипоксии положительно влияет на результаты спортсмена, как и при тренировках в условиях среднегорья.
Так же на этом этапе исследования был проведен анализ документальных материалов планирования тренировочного процесса, и утверждены следующие учебно-тренировочные планы:
У обеих групп имелся общий план: один учебно-тренировочный сбор 21 день, состоящий из трёх микроциклов. Каждый микроцикл включал в себя 6 дней тренировок и 1 день отдыха.
Согласно проведенному анализу документальной литературы планирования тренировочного процесса был утвержден тренировочный план для контрольной и экспериментальной группы.
2.2 Организация исследования в контрольной группе.
1-ый день: день приезда; II – кросс - 7км, ОФП - 30мин, ОРУ- 10мин.
2-ой день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин.
I – кросс - 15км, ОРУ - 10мин;
II – роллеры (конек) - 22км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.
3-ий день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин, ОФП - 15мин.
I – роллеры (классика) - 18км, отбежка - 2км, ОРУ - 10мин;
II – кросс - 15км, ОРУ - 10мин.
4-ый день: зарядка: роллеры (классика) 12км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин.
I – имитация шаговая - 15км, отбежка - 5 км, ОРУ - 10мин;
II – кросс - 5км, ОРУ - 5мин, игровая - 40мин.
5-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин, ОФП - 15мин
I – роллеры (конек) силовая - 24км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин;
II – роллеры (классика) техническая - 18км, отбежка - 1км, ОРУ - 10мин.;
6-ой день: зарядка: роллеры (классика) - 12км, отбежка - 1км, ОРУ - 10мин.
I – роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 8км, темповая - 20км,
отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
II – плавание - 30мин.
7-ой день: отдых.
8-ой день: зарядка: роллеры (классика) - 10км, отбежка - 1км, ОРУ - 10мин.
I – бег с прыжковой имитацией - 15км, заминка - 4км, ОРУ- 5мин;
II – роллеры (конек) силовая - 19км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.
9-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин.
I – роллеры (классика) равномерная - 25км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.;
II – кросс - 10км, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин.
10-ый день: зарядка: отдых.
I – гребля - 1,5часа
II – роллеры (классика) силовая - 18км, отбежка - 3км.
11-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин.
I – роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 17км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
II – кросс - 10км, ОРУ - 5мин, игровая - 30мин.
12-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 5мин, СФП - 15мин;
I – кросс - 13км, ОРУ - 5 мин, ОФП - 30мин;
II – роллеры (конек) техническая - 20км, отбежка - 2км.
13-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 15мин.
I –кросс-поход - 2:15 часа, ОРУ - 10мин;
II – разминка - 5км, игровая – футбол - 40мин, ОРУ- 10мин.
14-ый день: отдых.
15-ый день: зарядка: роллеры (классика) техническая - 15км, отбежка - 2км, ОРУ-10мин.
I – роллеры (классика) силовая - 21км, отбежка - 2км;
II – кросс - 10км, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин.
16-ый день: зарядка: кросс - 5км, ОРУ- 15мин.
I – роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 15км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
II – кросс - 10км, ОФП - 30мин, ОРУ- 5мин.
17-ый день: I – отдых;
II –роллеры(классика) техническая - 23км, отбежка - 2км, ОРУ- 5мин.
18-ый день: зарядка – роллеры (классика) - 8км, кросс - 4км, ОРУ - 10мин.
I – бег с прыжковой имитацией - 18км, заминка - 4км, ОРУ- 5мин;
II – роллеры (классика) техническая - 20км, ОРУ- 15мин.
19-ый день: зарядка: кросс - 5км, ОРУ- 15мин.
I - роллеры (дуатлон) конек - 18км + классика - 18км, отбежка - 2км,
ОРУ - 10мин;
II – кросс - 10км, ОФП - 30мин, ОРУ - 5мин.
20-ый день: зарядка: кросс - 2 км, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин;
I – кросс-поход - 2:30 часа, ОРУ - 10 мин;
II – кросс - 5км, игровая – 40 мин, ОРУ- 5мин.
21-ый день: день отъезда.
2.3 Организация исследования в экспериментальной группе.
В тренировочном процессе экспериментальной группы применяются тренировки с гипоксическими масками.
Гипоксическая маска, подавая воздух в легкие и преодолевая легочное сопротивление, существенно воздействует на диафрагму спортсмена-лыжника. Диафрагма становится сильнее, заставляя легкие работать в два раза эффективнее. В процессе более интенсивной работы легких расширяются и становятся более эластичными альвеолы, улучшая вашу выносливость и работоспособность в спорте. Многоуровневая система сопротивления уменьшает поток воздуха, проходящий через систему магнитных чувствительных элементов. Гипоксическая маска помогает делать глубокие и полноценные вдохи, что способствует увеличению объема легких. Когда ваше тело адаптируется к сопротивлению, ваши легкие начнут вмещать больше воздуха, вы станете дышать глубже, а насыщение кислородом будет протекать более эффективно. Когда вы дышите с сопротивлением, внутренние стенки легких растягиваются, позволяя альвеолам "расправится". Это, в свою очередь, обеспечивает крови больший доступ к альвеолам (для более продуктивной транспортировки молекул кислорода). С увеличением объема альвеол увеличивается и количество эритроцитов, отвечающих за доставку кислорода к конечностям[10].
Благодаря тренировкам с использованием гипоксической маски повышается выносливость и насыщение организма кислородом во время тяжелых нагрузок, увеличивается объем легких, выравнивается сердечный ритм, a также сокращается время восстановления после интенсивных тренировок. С потреблением кислорода через сопротивление человеческий организм меняется сразу в нескольких направлениях. Производство эритроцитов и новых капилляров (маленьких кровеносных сосудов) ускоряет транспортировку кислорода из легких к остальным частям тела.
1-ый день: день приезда; II – кросс - 10км, ОФП - 30мин, ОРУ- 10мин.
2-ой день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин.
I – кросс - 15км, ОРУ - 10мин;
II – роллеры (конек) - 25км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.
3-ий день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин, ОФП - 15мин.
I – роллеры (классика) - 25км, отбежка - 2км, ОРУ - 10мин;
II – кросс - 10км, ОРУ - 10мин.
4-ый день: зарядка: роллеры (классика) - 12км, отбежка - 1км, ОРУ- 5мин.
I – имитация шаговая - 15км, отбежка - 5 км, ОРУ - 10мин;
II – бассейн – 1 час.
5-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин, ОФП - 15мин
I – роллеры (конек) силовая - 24км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин;
II – роллеры (классика) техническая - 25км, отбежка - 1км, ОРУ - 10мин.;
6-ой день: зарядка: роллеры (классика) - 15км, отбежка - 1км, ОРУ - 10мин.
I – роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 8км, темповая - 20км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
II – плавание – 1,5часа.
7-ой день: отдых.
8-ой день: зарядка: роллеры (классика) - 16км, отбежка - 1км, ОРУ - 10мин.
I – бег с прыжковой имитацией - 18км, заминка - 4км, ОРУ- 5мин;
II – роллеры (конек) силовая - 24км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.
9-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 10мин.
I – роллеры (классика) равномерная - 30км, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.;
II – кросс - 13км, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин.
10-ый день: зарядка: отдых.
I – бассейн - 1,5часа
II – роллеры (классика) силовая - 18км, отбежка - 3км.
11-ый день: зарядка: кросс 3км, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин.
I – роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 19км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
II – кросс - 10км, ОРУ - 5мин, игровая - 30мин.
12-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ-5мин, СФП-15мин;
I – кросс 16км, ОРУ - 5 мин, ОФП - 30мин;
II – роллеры (конек) техническая - 24км, отбежка - 2км.
13-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ - 15мин.
I –кросс-поход - 2:15 часа, ОРУ - 10мин;
II – бассейн – 1,5часа.
14-ый день: отдых.
15-ый день: зарядка: роллеры (классика) техническая - 15км, отбежка - 2км, ОРУ-10мин.
I – роллеры (классика) силовая - 30км, отбежка - 2км;
II – кросс - 10км, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин.
16-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ- 15мин.
I – роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 16км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
II – кросс - 10км, ОФП - 30мин, ОРУ- 5мин.
17-ый день: I – отдых;
II –роллеры(классика) техническая - 27км, отбежка - 2км, ОРУ- 5мин.
18-ый день: зарядка – роллеры (классика) - 14км, кросс - 4км, ОРУ - 10мин.
I – бег с прыжковой имитацией - 21км, заминка - 4км, ОРУ- 5мин;
II – бассейн – 1,5часа.
19-ый день: зарядка: кросс - 3км, ОРУ- 15мин.
I – роллеры (классика) скоростно-силовая - 21км, разминка/заминка –
7км, отбежка - 2км, ОРУ - 10мин;
II – кросс - 10км, ОФП - 30мин, ОРУ - 5мин.
20-ый день: зарядка: кросс - 2 км, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин;
I – кросс-поход - 2:30 часа, ОРУ - 10 мин;
II – кросс - 10км, игровая - 40 мин, ОРУ- 5мин.
21-ый день: день отъезда.
Подробный тренировочный план представлен в приложениях - табл. 3,4.
На втором этапе исследования были проведены контрольные испытания, заключающиеся в преодолении контрольной дистанции. Материалы представлены в табл. 7,8.
На заключительном этапе исследования было проведено медицинское наблюдение: взята проба ЖЕЛ и анализ на уровень гемоглобина.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры три раза подряд и фиксируют лучший результат[4].
Проба ЖЕЛ была взята до начала учебно-тренировочного сбора и повторно по его окончании. Материалы представлены в табл.5,6.
Гемоглобин - сложный железосодержащий белок животных и человека, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани. Кровь для клинического анализа берут обычно из IV пальца левой руки после предварительной обработки кожных покровов смесью спирта и эфира. Прокол иглой-скарификатором производят сбоку в мякоть первой фаланги на глубину 2,5 - 3 мм. Кровь после прокола должна поступать свободно, так как при сильном надавливании на палец с целью улучшения выделения крови к ней примешивается тканевая жидкость, что снижает точность исследования. Первую полученную каплю крови стирают сухой ваткой. Для определения уровня гемоглобина в крови применяют колориметрические и газометрические методы, а также методы, основанные на анализе содержания железа в молекуле гемоглобина[4].
Анализ на уровень гемоглобина был проведен до начала учебно-тренировочного сбора и повторно по его окончании. Материалы представлены в табл.7,8.
Таким образом, для решения поставленных задач нами были использованы адекватные и достаточные (в количественном отношении) средства и методы определения влияния факторов изменений условий внешней среды на спортивный результат. Для обработки данных в работе нами использовался метод математического анализа.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Анализ результатов исследования показал, что тренировки в условиях искусственной гипоксии с соблюдением определённой методики позволяют повысить функциональное состояние спортсмена и спортивные результаты до уровня результативности тренировочного процесса в условиях среднегорья.
Проанализировав медицинские показатели, полученные в ходе исследования, было выявлено:
Таким образом, повышение медицинских показателей способствует увеличению спортивных результатов.
Для непосредственного выявления влияний факторов изменения условий внешней среды на спортивный результат нами был проведен контрольный старт, результаты которого полностью доказали выдвигаемую нами ранее гипотезу. Материалы представлены в табл.9,10.
В табл.11 представлены улучшения биологических показателей и спортивных результатов после проведения тренировочных сборов в условиях гипоксии.
Таблица 11
ФИО | Прирост ЖЕЛ (мі) | Прирост гемоглобина (ед) | Улучшение результата - лыжероллеры (сек) |
1. Вилков Дмитрий | 0,6 | 16 | 19 |
2.Воронцов Михаил | 0,3 | 10 | 11 |
3.Павлов Егор | 0,4 | 13 | 16 |
4.Долгов Владислав | 0,5 | 17 | 22 |
5.Шаров Александр | 0,3 | 8 | 8 |
6.Крылов Дмитрий | 0,3 | 11 | 13 |
7.Жужгова Елизавета | 0,5 | 18 | 29 |
8.Гребенкин Никита | 0,3 | 9 | 7 |
9. Тягунов Анатолий | 0,6 | 13 | 16 |
10.Устюхов Андрей | 0,5 | 16 | 15 |
11.Цыбров Павел | 0,5 | 18 | 33 |
12.Матасов Кирилл | 0,4 | 16 | 22 |
13.Киселев Борис | 0,5 | 13 | 19 |
14.Миронов Владислав | 0,6 | 15 | 14 |
15.Моторина Наталья | 0,6 | 12 | 11 |
16.Смирнова Мария | 0,5 | 14 | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Нами была проведена исследовательская работа, целью которой было сравнение тренировочного процесса в среднегорье и условиях искусственной гипоксии и повышение результативности спортсменов-лыжников.
В ходе работы нами полностью была доказана выдвигаемая ранее гипотеза. Экспериментально было доказано, что тренировочный процесс в условиях искусственной гипоксии положительно влияет на результаты выступления на соревнованиях.
Анализируя итоговые и конечные данные контрольных тренировок, мы видим улучшение результатов в обеих группах, но в контрольной группе все показатели незначительно выше. В таблицах отражены не только спортивные результаты, но и некоторые медицинские показатели, откуда становится очевидным, что превосходство контрольной группы незначительно. Следовательно, тренировки в условиях искусственной гипоксии являются аналогом тренировочного процесса в среднегорье и положительно влияют на общее физическое состояние спортсменов-лыжников и их спортивные результаты.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
· Анализ научно-методической литературы.
· Анализ документов планирования тренировочного процесса.
· Педагогическое наблюдение.
· Медицинское наблюдение.
· Методы математического анализа.
Практика тренировок лыжников в условиях изменения факторов внешней среды существует уже давно, и методика их проведения разрабатывалась в разных странах на протяжении более 50 лет. На сегодняшний день сформированы основные правила и подходы к тренировке в среднегорье, однако они постоянно меняются и совершенствуются. Чем вызван повышенный интерес к изменению условий внешней среды на организм спортсмена?
Прежде всего, тем, что большая часть соревнований проводится в условиях горного климата, что требует чёткого представления об особенностях поведения организма в условиях среднегорья. Во-вторых, в лыжном спорте происходит постоянный рост результатов, усиливается конкуренция между спортсменами. Поэтому основной задачей тренера является постоянное повышение эффективности тренировок, применение новых методов. В-третьих, не всегда есть возможность проводить тренировочный сбор в среднегорье, но всегда можно осуществлять тренировочный процесс в условиях искусственной гипоксии в условиях равнины.
Высокие спортивные достижения являются результатом применения нагрузок всевозрастающего объёма и интенсивности. Это зачастую ограничивается фактором времени, отводимого на тренировочные занятия и восстановление организма спортсменов после работы. Кроме того, это тормозит развитие специальной работоспособности и отрицательно сказывается на росте спортивной формы. В связи с этим тренировка в горном климате, которая позволяет в определённой мере решить проблему сохранения и увеличения работоспособности при снижении объёма тренировочных нагрузок, является непременным условием подготовки квалифицированных лыжников.
Проведённый педагогический эксперимент доказывает положительное влияние условий искусственной гипоксии и среднегорья на спортивные достижения лыжников-гонщиков. Медицинский эксперимент подтверждает спортивные данные, т.к. повышение показателей в спорте является отражением высоких общефизических показателей, в частности жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ).
В результате проведенной работы нами были сделаны следующие выводы:
1. первые дни пребывания в горах - это период акклиматизации спортсменов, когда организм с помощью различных механизмов приспосабливается к горному климату.
2. после периода акклиматизации тренировки в среднегорье можно проводить с нагрузками, аналогичными выполняемыми спортсменом на равнине.
3. после возвращения из гор на равнину спортсмен в течение определённого времени сохраняет высокие результаты.
4. многократное пребывание в среднегорье положительно влияет на спортивные результаты, кроме того, с каждым повторным тренировочным сбором сокращается период акклиматизации.
5. при отсутствии возможности проведения тренировок в условиях гор можно использовать условия искусственного среднегорья, что также приводит к повышению физических показателей спортсменов и их результатов в соревнованиях.
6. период реакклиматизации, так же как и период привыкания, требует снижения нагрузок тренировок, т.к. организму требуется время на адаптацию к новым климатическим условиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
http://text.tr200.biz/referat_fizkuljtura_i_sport/?referat=134609&page=1
Приложение 1
Таблица 1
Основные физиологические сдвиги, обеспечивающие адаптацию к горному климату.
Показатели | Адаптация | |
острая фаза | стабильная фаза | |
Признаки горной болезни | Умеренные | Отсутствуют |
Психическая работоспособность | Эйфория, снижение памяти | Нормальная |
Тонус вегетативной нервной системы | Симпатический | Парасимпатический |
Адреналовая система | Возбуждена | Обычная |
ЧСС | Учащенная | Нормальная |
Артериальное давление | Умеренно повышенное | Нормальное |
Легочное артериальное давление | Умеренно увеличенное | Приближается к норме |
Вентиляция легких | Повышена | Повышена в меньшей степени |
Объемный кровток | Увеличен | Нормален |
Число эритроцитов | Увеличено | Увеличено |
Количество гемоглобина | Увеличено | Увеличено |
Объем циркулирующей плазмы | Снижен | Умеренно снижен |
Гематокрит | Повышен | Повышен |
Кортикостероиды | Увеличены | Увеличены |
Ангиотензин | Снижен | Нормален |
Альдостерон | Снижен | Умеренно снижен |
Таблица 2
Динамика нагрузок в период тренировки в среднегорье.
Параметр | Микроцикл | |||
I (4—7 дней) | II (3—5 дней) | III (S—7 дней) | IV (5—7 дней) | |
Нагрузка | Без ограничений (±10%) | Без ограничений (±10%) | Без ограничений (±10 %) | Снижена на 20 % |
Объем интенсивных мер (выше уровня ПАНО) | Снижен до 40 % | Снижен до 20 % | Без ограничений | Без ограничений или снижен, если после спуска планируются старты |
Интервал отдыха | Увеличен в 2 раза | Увеличен в 1,5 раза | Без ограничений | Без ограничений |
Координационная сложность | Не рекомендуется совершенствование техники и овладение новыми элементами | Работа над техникой без изучения новых элементов | Без ограничений | Без ограничений |
Соревновательные и контрольные старты | Не рекомендуется | Контрольные старты | Без ограничений | Без ограничений |
Таблица 3
Тренировочный план для контрольной группы
(в условиях среднегорья).
Тренировочный день | Содержание Зарядка: 1 тренировка: 2 тренировка: | Дозировка | Методические указания |
1 | кросс, ОФП - 30мин, ОРУ- 10мин. | 7км | Пульс не выше 130 уд/мин |
2 | кросс, ОРУ - 10мин. кросс, ОРУ - 10мин; роллеры (конек), отбежка - 2км, ОРУ - 5мин. | 3км 15км 22км | Пульс не выше 130 уд/мин |
3 | кросс, ОРУ - 10мин, ОФП - 15мин. роллеры (классика), отбежка - 2км, ОРУ - 10мин; кросс, ОРУ - 10мин. | 3км 18км 15км | Пульс не выше 130 уд/мин |
4 | роллеры (классика), отбежка - 1км, ОРУ - 5мин. имитация шаговая, отбежка - 5 км, ОРУ - 10мин; кросс, ОРУ - 5мин, игровая - 40мин. | 12км 15км 5км | Пульс не выше 140 уд/мин |
5 | кросс, ОРУ - 10мин, ОФП - 15мин роллеры (конек) силовая, отбежка - 2км, ОРУ- 5мин; роллеры (классика) техническая, отбежка - 1км, ОРУ -10мин.; | 3км 24км 18км | Пульс не выше 140 уд/мин |
6 | роллеры (классика), отбежка - 1км, ОРУ - 10мин. роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 8км, темповая - 20км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин; плавание - 1час. | 12км 28км 2,5км | На зарядке и 2 трен. пульс не выше 140 уд/мин. На темповой 75% от максимального (150 – 160уд/мин) |
7 | отдых. | Выходной день. | |
8 | роллеры (классика), отбежка - 1км, ОРУ - 10мин. бег с прыжковой имитацией, заминка - 4км, ОРУ- 5мин; роллеры (конек) силовая, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин. | 10км 15км 19км | Пульс не выше 150 уд/мин |
9 | кросс, ОРУ - 10мин. роллеры (классика), отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.; кросс, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин. | 3км 25км 10км | Пульс не выше 150 уд/мин Восстановительный кросс. |
10 | отдых. гребля - 1,5часа роллеры (классика) силовая, отбежка - 3км | 18км | Разгрузочный день. Зарядки – нет. |
11 | кросс, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин. роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 17км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин; кросс, ОРУ - 5мин, игровая - 30мин. | 3км 24км 10км | На зарядке и 2 трен. пульс не выше 150 уд/мин. На темповой 80% от максимального (160 – 170уд/мин) |
12 | кросс, ОРУ-5мин, СФП-15мин; кросс, ОРУ - 5 мин, ОФП - 30мин; роллеры (конек) техническая, отбежка - 2км. | 3км 13км 20км | Пульс не выше 160 уд/мин |
13 | кросс, ОРУ - 15мин. кросс-поход - 2:15 часа, ОРУ - 10мин; кросс, игровая – футбол - 40мин, ОРУ- 10мин. | 3км 23км 5км | На первой тренировке пульс не выше 160 уд/мин. Восстановительный кросс. |
14 | отдых. | Выходной день. | |
15 | роллеры (классика) техническая, отбежка - 2км, ОРУ-10мин. роллеры (классика) силовая, отбежка - 2км; кросс, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин. | 15км 21км 10км | На первой тренировке пульс не выше 180 уд/мин. На второй тренировке пульс не выше 150 уд/мин |
16 | кросс, ОРУ- 15мин. роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 15км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин; кросс, ОФП - 30мин, ОРУ- 5мин. | 5км 22км 10км | На темповой пульс 80% от максимального (170 – 180уд/мин) |
17 | II–роллеры(классика) техническая, отбежка - 2км, ОРУ- 5мин. | 23км | Разгрузочный день. Зарядка и 1 трен. – отдых. |
18 | роллеры (классика), кросс - 1км, ОРУ - 10мин. бег с прыжковой имитацией, заминка - 4км, ОРУ- 5мин; роллеры (классика) техническая, ОРУ- 15мин. | 8км 18км 20км | На первой тренировке пульс не выше 170 уд/мин. На второй тренировке пульс не выше 150 уд/мин |
19 | кросс, ОРУ- 15мин. роллеры (дуатлон) классика - 18км + конек - 18км, отбежка - 2км, ОРУ - 10мин; кросс, ОФП - 30мин, ОРУ - 5мин. | 5км 36км 10км | На первой тренировке пульс не выше 160 уд/мин. На второй тренировке пульс не выше 140 уд/мин |
20 | кросс, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин; кросс-поход - 2:30 часа, ОРУ - 10 мин; кросс, игровая – 40 мин, ОРУ- 5мин. | 2км 25км 5км | На первой тренировке пульс не выше 140 уд/мин. На второй тренировке пульс не выше 150 уд/мин |
21 | день отъезда. | Выходной день. |
Таблица 4
Тренировочный план для экспериментальной группы
(в условиях искусственной гипоксии).
Тренировочный день | Содержание Зарядка: 1 тренировка: 2 тренировка: | Дозировка | Методические указания |
1 | II – кросс - 3км, ОФП - 30мин, ОРУ- 10мин. | 10км | Пульс не выше 150 уд/мин. |
2 | кросс, ОРУ - 10мин. кросс, ОФП- 40мин, ОРУ - 10мин;
роллеры (конек), отбежка - 2км, ОРУ - 5мин. | 3км 15км 25км | 1 трен. – кросс в гипоксической маске. Пульс не выше 150 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 150 уд/мин |
3 | кросс, ОРУ - 10мин, ОФП – 15мин. роллеры (классика), отбежка - 2км, ОРУ - 10мин; кросс, ОРУ - 10мин. | 3км 25км 10км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 150 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 140 уд/мин
|
4 | роллеры (классика), отбежка - 1км, ОРУ - 5мин. имитация прыжковая, отбежка - 5 км, ОРУ - 10мин;
бассейн - 1час. | 12км 15км 2км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 160 уд/мин. 2 трен. – гипоксическое плавание. Кроль на груди, 1 вдох на 4 гребка. |
5 | кросс, ОРУ - 10мин, ОФП - 15мин роллеры (конек) силовая, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин; роллеры (классика) техническая, отбежка - 1км, ОРУ -10мин.; | 3км 24км 25км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 170 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 150 уд/мин |
6 | роллеры (классика), отбежка - 1км, ОРУ - 10мин. роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 8км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
бассейн – 1,5часа. | 15км 28км 3км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 180 уд/мин. 75-80% от макс. скорости. 2 трен. – гипоксическое плавание. Кроль на груди, 1 вдох на 4 гребка. |
7 | отдых. | Выходной день. | |
8 | роллеры (классика) - 16км, отбежка - 1км, ОРУ - 10мин. бег с прыжковой имитацией, заминка - 4км, ОРУ- 5мин; роллеры (конек) силовая, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин. | 16км 18км 24км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 170 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 150 уд/мин |
9 | кросс, ОРУ - 10мин. роллеры (классика) равномерная, отбежка - 2км, ОРУ - 5мин.;
кросс, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин. | 3км 30км 13км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 160 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 150 уд/мин |
10 | бассейн – 1,5 часа роллеры (классика), отбежка - 3км. | 3км 18км | Зарядки – нет. 1 трен.– гипоксическое плавание. Кроль на груди, 1 вдох на 5 гребков. |
11 | кросс 3км, ОФП - 15мин, ОРУ - 5мин. роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 19км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин; кросс, ОРУ - 5мин, игровая - 30мин. | 3км 26км 10км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 180 уд/мин. 75-80% от макс. скорости. 2 трен. - пульс не выше 140 уд/мин |
12 | кросс, ОРУ-5мин, СФП-15мин; кросс, ОРУ - 5 мин, ОФП - 30мин; роллеры (конек) техническая, отбежка - 2км. | 3км 16км 24км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 160 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 160 уд/мин |
13 | кросс, ОРУ - 15мин. кросс-поход - 2:15 часа, ОРУ - 10мин;
бассейн – 1час. | 3км 23км 2км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 140 уд/мин. 2 трен. – гипоксическое плавание. Кроль на груди, 1 вдох на 6 гребка. |
14 | отдых. | Выходной день. | |
15 | роллеры (классика) техническая, отбежка - 2км, ОРУ-10мин. роллеры (классика) силовая, отбежка - 2км; кросс, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин. | 15км 30км 10км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 160 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 150 уд/мин |
16 | кросс, ОРУ- 15мин. роллеры (конек) темповая: разминка/заминка - 7км, темповая - 16км, отбежка - 1км, ОРУ - 5мин;
кросс, ОФП - 30мин, ОРУ- 5мин. | 3км 23км 10км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 185 уд/мин. 80-85% от макс. скорости. 2 трен. - пульс не выше 140 уд/мин |
17 | I – отдых; роллеры(классика) техническая, отбежка - 2км, ОРУ- 5мин. | 27км | Разгрузочный день. Зарядка и 1 трен. – отдых. |
18 | роллеры (классика), кросс - 1км, ОРУ - 10мин. бег с прыжковой имитацией, заминка - 4км, ОРУ- 5мин;
бассейн – 1 час. | 14км 21км 2 км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 180 уд/мин. 2 трен. – гипоксическое плавание. Кроль на груди, 1 вдох на 6 гребка. |
19 | кросс, ОРУ- 15мин. роллеры (классика) скоростно-силовая, разминка/заминка - 7км, отбежка - 2км, ОРУ- 10мин; кросс, ОФП - 30мин, ОРУ - 5мин. | 3км 21км 10км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 180 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 140 уд/мин |
20 | кросс, СФП - 20мин, ОРУ - 5мин; кросс-поход - 2:30 часа, ОРУ-10 мин; кросс, игровая - 40 мин, ОРУ- 5мин. | 2км 27км 10км | 1 трен. – в гипоксической маске. Пульс не выше 145 уд/мин. 2 трен. - пульс не выше 150 уд/мин |
21 | день отъезда. | Выходной день. |
Таблица 5
Результаты ЖЕЛ экспериментальной группы.
ФИО | ЖЕЛ исходная (мі) | ЖЕЛ конечная (мі) | Прирост (мі) |
1.Вилков Дмитрий 2.Воронцов Михаил 3.Павлов Егор 4.Долгов Владислав 5.Шаров Александр 6.Крылов Дмитрий 7.Жужгова Елизавета 8.Гребенкин Никита | 4,2 4,5 4,0 4,2 4,8 4,0 3,5 4,7 | 4,8 4,8 4,4 4,7 5,1 4,3 4,0 5,0 | 0,6 0,3 0,4 0,5 0,3 0,3 0,5 0,3 |
Таблица 6
Результаты ЖЕЛ контрольной группы.
ФИО | ЖЕЛ исходная (мі) | ЖЕЛ конечная (мі) | Прирост (мі) |
1.Тягунов Анатолий 2.Устюхов Андрей 3.Цыбров Павел 4.Матасов Кирилл 5.Киселев Борис 6.Миронов Владислав 7.Моторина Наталья 8.Смирнова Мария | 5,1 5,0 4,8 4,7 4,9 4,8 3,3 3,6 | 5,7 5,5 5,3 5,1 5,4 5,4 3,9 4,1 | 0,6 0,5 0,5 0,4 0,5 0,6 0,6 0,5 |
Таблица 7
Результаты уровня гемоглобина экспериментальной группы.
ФИО | Уровень гемоглобина исходная (ед) | Уровень гемоглобина конечная (ед) | Прирост (ед) |
1.Вилков Дмитрий 2.Воронцов Михаил 3.Павлов Егор 4.Долгов Владислав 5.Шаров Александр 6.Крылов Дмитрий 7.Жужгова Елизавета 8.Гребенкин Никита | 134 147 135 142 145 132 133 145 | 149 157 148 159 153 143 151 154 | 16 10 13 17 8 11 18 9 |
Таблица 8
Результаты уровня гемоглобина контрольной группы.
ФИО | Уровень гемоглобина исходная (ед) | Уровень гемоглобина конечная (ед) | Прирост (ед) |
1.Тягунов Анатолий 2.Устюхов Андрей 3.Цыбров Павел 4.Матасов Кирилл 5.Киселев Борис 6.Миронов Владислав 7.Моторина Наталья 8.Смирнова Мария | 145 140 142 141 139 140 137 141 | 159 156 160 157 152 155 145 155 | 13 16 18 16 13 15 12 14 |
Таблица 9
Результаты бега на лыжероллерах экспериментальной группы.
ФИО | Лыжероллеры 5км (исходные) | Лыжероллеры 5км (конечные) | Прирост (сек) |
1.Вилков Дмитрий 2.Воронцов Михаил 3.Павлов Егор 4.Долгов Владислав 5.Шаров Александр 6.Крылов Дмитрий 7.Жужгова Елизавета 8.Гребенкин Никита | 14:30 13:55 14:45 15:00 14:42 15:20 16:38 14:10 | 14:11 13:44 14:29 14:38 14:34 15:07 16:09 14:03 | 19 11 16 22 8 13 29 7 |
Таблица 10
Результаты бега на лыжероллерах контрольной группы.
ФИО | Лыжероллеры 5км (исходные) | Лыжероллеры 5км (конечные) | Прирост (сек) |
1.Тягунов Анатолий 2.Устюхов Андрей 3.Цыбров Павел 4.Матасов Кирилл 5.Киселев Борис 6.Миронов Владислав 7.Моторина Наталья 8.Смирнова Мария | 13:46 13:38 14:28 14:57 14:00 13:52 16:10 15:54 | 13:30 13:23 13:55 14:32 13:41 13:38 15:59 15:37 | 16 15 33 22 19 14 11 17 |
Приложение 2
Рисунок 1
Гипоксическая маска.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Бабочка
Иван Васильевич меняет профессию
Знакомимся с плотностью жидкостей
Хрюк на ёлке