Работа изучает историю кубанского сватовства
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_svatovstvo_kazaka.doc | 386 КБ |
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой
научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Секция: «Кубановедение»
Исследование истории кубанских обрядов.Сватовство.
Автор: Джамалудинов Клим Русланович, 9 класс, МБОУ СОШ №5 Научный руководитель: Джамалудинова Марианна Ивановна Учитель английского языка МБОУ СОШ №5; Красноармейский район, п.Октябрьский |
г.Краснодар
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………….3
1. Научная статья……………………………………………………………….6
1.1. Введение……………………………………………………………………6
1.2. Цель проекта ………………………………………………………………7
1.3. Задачи проекта…………………………………………………………….7
1.4. Предмет исследования……………………………………………………7
1.5. Предполагаемые результаты реализации проекта…...………………….7
1.6. Сроки реализации проекта…………………………………………….….7
1.7. Методика исследования………………………………………………......8
2. История традиции………………………………………………………...…8
2.1.Казачьи свадебные традиции…………………………………………...…8
2.2. Сватовство:суть,этапы,участники обряда……………………………..…10
2.3. Практическая часть……………………………………………………..…14
2.4. Посещение этнографического музейного комплекса «Атамань» …..…14
2.5. Социологический опрос………………………………………….……….16
2.6. Из воспоминаний прадедов…………………………………………….…16
2.6.Разработка сценария: «Сватовство казака» ………………………...……18
2.7. Инсценировка обряда……………………………………………………..22
3.Заключение…………………………………………………………………...24
4. Список использованной литературы……………………………………….26
5. Приложение 1, 2 …………………………………………………………….27
Джамалудинов Клим Русланович
Краснодарский край, Красноармейский район, пос. Октябрьский
МБОУ СОШ № 5 9 класс.
«Исследование истории кубанских обрядов.Сватовство».
Научный руководитель: Джамалудинова Марианна Ивановна
Учитель английского языка МБОУ СОШ №5 Красноармейский район, п.Октябрьский
Аннотация
Цель:
Изучить обряд сватовства в казачьих семьях.
Доказать, что казачьи свадьбы неповторимы, наполнены своей изюминкой во времени и пространстве.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Актуальность:
Объект исследования : старинное казачье сватовство
Предмет исследования : казачьи свадьбы, их место в семье и обществе
Методы :
-Анализ историко-краеведческой и публицистической литературы
-интервьюирование
- анализ газетных и журнальных статей
- описательные метод: сопоставление и сравнение исторических фактов и событий; составление сценария
Заключение:
- В ходе исследования можно сделать вывод о недостаточном знании старинных казачьих обрядов и обычаев. Это объясняется редким использованием казачьей обрядовой культуры в повседневной жизни. Но в древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет». Так и народ и нация, не знающие своей истории, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому очень важно, чтобы работы исследователей-фольклористов, хранителей народных традиций казаков – изучались, внедрялись в нашу жизнь, как необходимый элемент народной культуры.
-В ходе проведенного исследования мною установлено: сватовство является первой частью свадебного обряда и занимает важное место в становлении семьи.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Понимание и сохранение учащимися традиций и обычаев Кубанского казачества.
2. Понимание необходимости сохранения духовного наследия старшего поколения.
3. Осознание необходимости сохранения традиционных семейных брачных уз.
Сроки реализации проекта
Июнь – посещение этнографического музейного комплекса «Атамань»
Август-Выявление проблемы, определение темы и цели проекта, подбор материала
Сентябрь-сбор, анализ и обобщение информации
Октябрь – разработка сценария обряда «Сватовство казака»
Ноябрь – Творческая реализация сценария (выступление на школьном празднике)
Методика исследования
-анализ историко-краеведческой и публицистической литературы
-описательный метод, работа со словарями, сравнение и сопоставление исторических фактов и событий
-интервьюирование учащихся школы
- наблюдение
- практическая работа в школьном музее
- беседа со старейшими представителями казачества
Джамалудинов Клим Русланович
Краснодарский край, Красноармейский район, пос. Октябрьский
МБОУ СОШ № 5 9 класс.
«Исследование истории кубанских обрядов.Сватовство».
Научный руководитель: Джамалудинова Марианна Ивановна
Учитель английского языка МБОУ СОШ №5 Красноармейский район, п.Октябрьский
Научная статья
Введение
В современном обществе существуют различные проблемы и одна из них – духовное состояние молодого поколения. Для того, чтобы воспитать глубоко нравственного и всесторонне развитого человека, а так же активизировать процесс осознания необходимости изучения глубин национальной духовной культуры, нужно обратиться именно к духовному богатству прошлого. Знания и опора на традиции прошлого позволят сохранить историческую память и весь русский народ.
Зачастую, недостаток информации ведет к тому, что информационный вакуум заполняется первыми попавшимися данными. Так, незнание учащимися традиций и обычаев родного края, приводит к тому, что ребята знают традиции, историю и обычаи других стран и народов гораздо лучше. В последнее время в нашу жизнь прочно вошли многие европейские праздники, такие как Хелуин и День Святого Валентина, а на праздниках все с упоением наблюдают за зажигательной кавказской лезгинкой, тогда как собственные родные, исконно казачьи традиции, культивируются далеко не так успешно. Уходят в прошлое казачьи песни, танцы, обряды и даже традиционные кубанские блюда. Это относится ко всем сторонам современной жизни. Так, молодые девушки, выходя замуж, в большинстве своем, зачастую выбирают европейские свадебные церемонии, а процедура исконно русского сватовства уже давно превратилась в «помолвку». А между тем, сватовство на Руси испокон веков носило практически юридический характер. Все вышеизложенное и побудило нас на глубинное изучение казачьего свадебного обряда, а именно сватовства казака с целью его популяризации среди юношей и девушек.
Цель проекта
Сформировать интерес к культурным традициям Кубанского казачества путем вовлечения в проектно-исследовательскую и творческую деятельность. Воспитать уважение и бережное отношение к семейным традициям, а так же сохранить устои традиционных православных семей. Популяризировать казачьи свадебные обряды среди молодежи.
Задачи
1. Формировать чувство любви к родному краю и родной истории.
2. Воспитывать эмоциональное отношение к тому месту, где мы родились.
3. Продолжать развивать интерес к духовному наследию казаков.
4. Приобщаться к культуре народа, знакомить с богатым, образным родным языком.
5. Формировать интерес к народному творчеству Кубанского казачества.
6. Систематизировать и углублять знания об обычаях и традициях родного края.
7. Продолжать развивать творческие способности
Предмет исследования – обряд сватовства у казаков
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Понимание и сохранение учащимися традиций и обычаев Кубанского казачества.
2. Понимание необходимости сохранения духовного наследия старшего поколения.
3.Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
4. Осознание необходимости сохранения традиционных семейных брачных уз.
Сроки реализации проекта
Июнь – посещение этнографического музейного комплекса «Атамань»
Август-Выявление проблемы, определение темы и цели проекта, подбор материала
Сентябрь-сбор, анализ и обобщение информации
Октябрь – разработка сценария обряда «Сватовство казака»
Ноябрь – Творческая реализация сценария (выступление на школьном празднике)
Методика исследования
-анализ историко-краеведческой и публицистической литературы
-описательный метод, работа со словарями, сравнение и сопоставление исторических фактов и событий
-интервьюирование
-наблюдение
- практическая работа в школьном музее
- беседа со старейшими представителями казачества
История традиции
Казачьи свадебные традиции
Каждая свадьба – это своя отдельная история со своими таинствами и курьёзами. То, как отмечается главный праздник в жизни двоих – во многом зависит от национальности, религии и принятых в стране местных устоев. Традиционная русская свадьба – достаточно жестко выверенный и последовательный ритуал, в котором всё целесообразно, символично. Многие русские традиции свадьбы перешли в казачьи. В старину говорили: «Как свадьба пройдёт, так и жить будут молодые». Поэтому свадебному обряду всегда уделялось большое внимание. Казачьи свадьбы изучались многими этнографами и фольклористами, и было выявлено, что каждая несёт в себе свою изюминку и неповторимость.
Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старину свадьба никогда не была демонстрацией материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого
Казачья свадьба приобрела стройное целое в начале 19 века и состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, своды (пропой), посиделки, вечеринка, и сама свадьба.
Сватовство проходило по предварительному сговору сторон, то есть уже после того, как у родителей невесты в неофициальной атмосфере было испрошено разрешение на женитьбу. Сватовство на Кубани - церемония яркая и зрелищная, в процессе которой не умолкая звучат песни, шутки, прибаутки и звонкий смех.
Смотрины проводятся в доме жениха. Невеста должна подарить будущей свекрови цветы и небольшой символический, но личный подарок. К столу на смотрины необходимо принести выпечку, приготовленную невестой. Отцу жениха подарок обычно не дарят. Именно на смотринах обсуждают подробности проведения свадьбы, решаются денежные вопросы. Будущим родственникам необходимо заранее поговорить о планах молодых, где будут жить, работать. Если сватовство веселое и легкое мероприятие, то смотрины серьезная часть подготовки к свадьбе. Ранее смотрины включали в себя осмотр дома жениха, знакомство с его укладом жизни, а денежные вопросы решались на рукобитье, теперь эти моменты объединены.
Своды- В дни сводов стороны окончательно договаривались об условиях и дне свадьбы, определяли с мельчайшими подробностями весь ее ход, церемониал, оговаривали число приглашенных, расходы, подарки, приданое, ладку, которую делал жених (подвенечное платье и ботинки), то есть решали экономические вопросы свадьбы. Изменение этих условий после сводов не допускалось.
Посиделки были необходимы для того, чтобы близкие будущих молодоженов могли обговорить - где, как и когда будет проходить собственно сама свадьба. Но и во время посиделок велись не только оживленные беседы, но и звучали песни и смех.
Вечеринка или Девичник проходила накануне свадьбы в доме невесты. Сначала девушка проводила время в кругу самых близких подруг. Девушки расплетали косы подруге, которой очень скоро предстояло стать женой. Девушки готовились к торжеству, а невеста заканчивала шить свой порядок суженому - рубаху. Затем девушки веселой гурьбой устремлялись в дом жениха, при помощи потешек и прибауток сначала просили у него выкуп в виде пряников и конфет, а затем вместе с друзьями жениха шли в избу молодой невесты. Веселье продолжалось. Ближе к полуночи молодежь расходилась по домам. Рядом с невестой оставались лишь самые верные подруги - девушкам еще предстояло окончательно подготовиться к свадьбе.
Кубанская свадьба проходила в течение двух дней. Причем, считалось дурной приметой назначать церемонию на субботу, а потому свадьба праздновалась в воскресенье, а заканчивалась в понедельник. Свадебной церемонии предшествовало венчание, а уже затем молодые и гости отправлялись за стол. Первый день свадьбы являлся днем торжественным и серьезным, на котором звучали благословения и напутствия молодым. А вот на второй день кубанской свадьбы и начинался бесшабашный разгул и веселье. Шутки, смех, игры и забавы длились весь день. По традиции на второй день свадьбы мужчины облачались в женские наряды и наоборот. Суть мероприятия заключалась в том, чтобы в шуточной манере обыграть произошедшее накануне. Как правило, вся казачья станица участвовала в этом веселом торжестве.
Сватовство: суть, этапы, участники обряда
Отдельно остановимся на процедуре сватовства, как на наиболее длительной и обрядово емкой. К свадьбе готовились заранее и предшествовало ей множество различных обрядов. Соединению двух сердец и рук способствовал определенный ритуал - сватовство. Чтобы жениться, молодой человек должен был заслать сватов в дом невесты - получить у ее родителей на это разрешение. В роли сватов выступали либо сам жених, либо его родственники, крестные отец и мать. Значительно позже это стало ремеслом - свахи за вознаграждение искали невесту для жениха, договаривались о приданом. Хорошая сваха пользовалась популярностью и была нарасхват. В свахи не брали только женщину у которой не было детей, так как существовало поверие, что и у молодых тогда тоже не будет детей. Подобные свадебные правила и традиции относительно «вредоносной силы» бездетной женщины (особенно) или мужчины хорошо известны у многих кавказских и среднеазиатских (иранских и тюркских) народов. Сваты, как правило, люди расторопные, речистые, находчивые, балагуры и весельчаки.
Общество изначально серьезно относилось к созданию семьи - любому роду нужно продолжение, а общине - здоровые работники. Эта серьезность отразилась в иносказательности, символичности действий при сватовстве. В каждой местности существовала своя система условностей, чтобы предприятие увенчалось успехом. Если положительный исход сватовства был известен, нарядно одетые сваты, перевязанные расшитыми парными птицами рушниками, с хлебным караваем отправлялись к дому невесты, иногда на лошадях, обряженных хорошей сбруей. Часто ритуал совершался тайно, поскольку отказ считался позором, а также, чтобы не сглазить дело.
Свататься можно было не в любой день - ни в коем случае не в среду или пятницу! И только после захода солнца. Не принято было говорить о цели своего путешествия, разговаривать по дороге к дому невесты. Само время выезда на сватовство не разглашалось, так же как и маршрут. Чтобы остаться незамеченными, сваты ехали не по главной улице, а задами, огородами, хоронясь от дурного глаза. Хлеб несли завернутым в рушник (если предложение принималось, хлеб оставался в доме невесты, если нет - сваты забирали его с собой). Переступив порог, сваты садились напротив "матки, или матицы", т. е. балки, которой делился потолок, она символизировала идею опоры (матери) избы. В некоторых местах садиться сватам воспрещалось, разговоры велись стоя ("чтоб невеста в девках не засиделась"), в других - свахе, войдя в дом, полагалось ударить пяткой в порог ("чтоб невеста "не попятилась"). Цель визита старались завуалировать разными шутками-прибаутками. "У вас - товар, у нас - купец" или "У вас телочка. Хотим купить", или "Не заблудилась ли наша телочка, не у вас ли она" и др. Иногда, правда, говорили прямо: "Девицу вашу пришли сватать". Хорошей приметой было дотронуться до дверного косяка или деревянных частей мебели в доме невесты. Обязательно обращались к семейному очагу, сваха непременно грела руки (даже в теплое время года) около печи, а девушка, если хотела замуж, садилась у печи и колупала глину. С первого раза отдать дочь было не принято, принято было раза два отказать, и сватам приходилось приходить еще и еще. Если жених был совсем не по душе хозяевам дома, то они не предлагали даже сесть, а это уже было знаком отказа. Но если родители невесты и были рады сватам, то они все равно не давали сразу согласия на брак. Обычай требует, чтобы сваты приходили 3 раза. Всякий раз их встречали, сажали за стол, подносили по 3 чарки вина и, ссылаясь на различные причины, говорили, что пока не могут дать ответа. Сваты в первый день оставляли либо у невесты хлебину, либо отдавали ее матери невесты. Если в один из последующих дней им возвращали хлебину, это означало категорический отказ. В некоторых станицах сватовство заканчивалось приподнесением неудачнику гарбуза (тыквы).
Когда родители невесты, наконец, давали согласие на брак, вечером в их доме собирались родственники. Сваты, получив согласие, шли за женихом, его отцом и матерью. Те несли с собой «хлеб-соль». Войдя в дом, женихова родня останавливалась у порога, учтиво здоровалась и кланялась. Мать вводила в комнату дочь, а отец невесты спрашивал сначала парня, потом девушку согласны ли они стать мужем и женой. Этот традиционный обряд, конечно, не выявлял действительного отношения молодых к предстоящему союзу, о котором могла быть уже предварительная договоренность родителей. Невеста скромно отвечала, что из родительской воли не выйдет; жених, хотя и говорил «да», но за этим «да» мог скрываться тот же смысл, что и в словах девушки. Мать невесты после согласия ломала (но не резала) хлебину, принесенную старостами в первый день сватовства и раздавала ее своим родственникам.
Невесту и жениха отводили в другую комнату на первое свидание, на котором жених дарил невесте сладости. Родители жениха меж тем просили у хозяев разрешения поставить на стол свою «хлеб-соль». Во всех Притеречных станицах родне невесты в период сватовства и свадьбы семья жениха оказывала особый почет и уважение. Женихова родня без конца угощала новых родственников даже в доме невесты принесенными от жениха «хлебом-солью». Когда родственники невесты угощались досыта, они поднимались из-за стола и усаживали сваточков (так родственники жениха и невесты называли друг друга). Затем родители жениха приглашали всех идти «печь смотреть», «печи глядать», то есть осматривать хозяйство жениха. Следует отметить, что хозяйство, в общем-то, нигде не осматривали; обычай исчез, а название осталось. Он известен и у русских и у украинцев (розглядины). По дороге шумная толпа развеселых родственников пела песни.
В доме жениха, куда шли на розглядины родители невесты, их сажали в передний угол, рядом устраивались ближайшие родственники. В это время хозяева им прислуживали и усердно потчевали. Здесь же совершался еще один акт обряда – рукобитие: клали заклад, то есть договаривались, какую неустойку должна будет заплатить в случае расстройства свадьбы виновная сторона (от 40 до 200 рублей). Заклад скреплялся собственно рукобитием: родители жениха и невесты «били по рукам», то есть клали руки на стол, а сверху клали руки и все присутствующие. После рукобития несколько дней гуляют. С утра целая депутация от жениха идет в дом невесты с закуской – опохмелять сваточков. В некоторых станицах невесты одаривали пришедших платками (носовой или головной в зависимости от степени родства) – это называется «давать рушныки». Откушав у невесты, посланные от жениха вели невестину родню к нему в дом и угощали. Потом вся компания делилась на группы, которые продолжали веселье, обходя дома участников гулянья. К вечеру они сходились у жениха. В первое после рукобития воскресенье устраивали своды или пропой.
Обряд сводов во многом повторяет сватовство. Здесь присутствуют все родственники жениха и невесты. Возможно, этот обычай привлечения широкого круга родственников с обеих сторон на рукобитие, на своды– древний пережиток общинно-родового строя. Значение его – чисто юридическое, желание коллективного свидетельства, серьезности намерений двух больших семейных коллективов оформить и доказать свое родство друг другу.
Случаи расторжения сватовства после сводов были крайне редки, их даже разбирал станичный суд с привлечением старейшин (уважаемых стариков) станицы. Пострадавшие, на которых отказ навлекал большой позор (дело даже могло дойти до «крови»), требовали дополнительную денежную компенсацию помимо заклада за понесенное «бесчестье».
В день сводов на невесту надевали косник – повязку на голову из разноцветных лент; ее невеста носила до самой свадьбы. Своды были, таким образом, своего рода помолвкой, после которой девушка считалась невестой.
От рукобития до свадьбы. Как только проходили своды, засватанная девушка официально объявлялась невестой. Теперь у нее часто устраивали вечерки, куда собирались и парни и девушки. На вечерах девушки, занимались рукоделием, помогая невесте доделывать приданое к свадьбе. Невеста вышивала жениху и свекру кисеты, золовкам – карманы. Парни угощали девушек сладостями, семечками, заводили танцы, песни, игры. На подобных вечерках пели разные песни – грустные и веселые, исторические и лирические.
Период между сводами и свадьбой составлял от 4 до 6 недель.
Джамалудинов Клим Русланович
Краснодарский край, Красноармейский район, пос. Октябрьский
МБОУ СОШ № 5 9 класс.
«Исследование истории кубанских обрядов.Сватовство».
Научный руководитель: Джамалудинова Марианна Ивановна
Учитель английского языка МБОУ СОШ №5 Красноармейский район, п.Октябрьский
Практическая часть
Посещение Этнографического Музейного Комплекса под открытым небом «Атамань».
Летом нашим классным руководителем была спланирована поездка класса в Музейный комплекс «Атамань»
Здесь нам удалось поприсутствовать на яркой и зрелищной инсценировке обряда сватовства казака.
Роль жениха исполнил случайный посетитель комплекса, что произвело на нас неизгладимое впечатление, т.к. главную роль выполняли сваты-балагуры, при этом сам жених скромно стоял в сторонке:
Ключевая роль сватов, как одних из самых центральных людей на сватовстве, несомненно, неоспорима.
Социологический опрос
Анкетирование учащихся по исследуемому вопросу показало, что 95% опрошенных знакомы с казачьими традициями вообще, но 35% учащихся не знакомы с именно казачьими свадебными традициями. Большинство опрошенных учащихся знают, что такое сватовство и чему оно предшествует и смогли назвать основных участников этого мероприятия. Основная часть (86%) никогда не присутствовала на традиционной казачьей свадьбе. 100% хотели бы узнать побольше об этом обряде.
Из опроса следует, что учащиеся знакомы с историей и традицией казачьего свадебного обряда поверхностно. (Приложение 1, 2)
Из воспоминаний прадедов
Вера Петровна и Лев Иванович Костюк поженились в сложное послевоенное время. Оба приехали на Кубань с берегов Дона. Но несмотря на все сложности и тяжесть тех лет они старались соблюдать все необходимые традиции. До сватовства, как водится, молодые были знакомы мало, иногда встречались на молодежных гуляниях и на работе - в поле. О том, чтобы пойти на танцы с парнем без разрешения отца и речи быть не могло. Поэтому, решившись, молодой жених решил все же послать сватов. По воспоминаниям Веры Петровны, к их приходу она и ее семья (отец, воспитавшая ее тетя, т. к. мать маленькой Веры погибла во время войны и сестра) были совершенно не готовы.
-То булы чужи люды, баба, шо цим заробляла, балакала ловко, уси шуткы про Левку казала. Каже – наш голубчик, волостя як смоль, очи шо ничь. А Левка рыжий, та с зэлэнымы глазамы. Я нэ вмаю, про кого вона каже. А тоди вже сват каже – та ты чи сдурила, баба. Наш жоних красавец, яких мало, вэселый, рукастый. Я чуть нэ впала – вин манэнький, та такый –стоить у сторонни, таке тоби – вэсэлый, сроду ны одного разу нэ пидийшов сам, робив, а воны кажуть вэсэлый!!(смеется).
Прынэслы воны с собой еды усякой, Левкина маманя була знатна хозяйка. Ну, якэ тоди було угощенье- беднота, воина тильки кончилась, ели-ели с колин усталы. Цэ була осинь, у их с собою – бутыль з выном, хлебына здорова, мягка, выноград моченый, ковбаса домашня, цыбуля. Це роскошнэ було угощенне. Тетка пэрэлякалась – гости на порози, а у нас стол нэ празднишный. Воны с батей спрос вэдуть, а в мэнэ и нэ спрашують, а батя в мэнэ строгый був, бачу, щас спугнэ. Сыдю, спугалась, мовчу, а воны с батей балакают, тоди вже вин мэни каже:
-Ну, шо, Верко, пидэш за Лекву? – я аж пидскочила
-Пиду, батя, пиду.
Тодди вже раз такэ дило тетка вэнэ у погриб послала – сало, капустку, огиркы мочени, выно свое - усэ на стил накрывать скоро, бо гости ждуть. Тетку скатерть празнышну на стил накрыла, сваты свое угощеннь ставляють, мы з сэстрою свое, тарилкы нарядни поставлялы, а сват за Левкою и батькой з мамашей пишов. Тоди ужэ Левка прыйшов, батя з йм побалакав и звэ мэнэ – рукы взяв, зложив, а тетка з иконою, та пэрехрэстыла, кругом столу обвэла и тодди вже уси силы за стил празнувать цэ дило. А батя був бий сэрьезный, сваты предложилы до йих идты, а батя кажэ – Пидемо, бо Верка нашеи тамычки жить. Мы вже молодежье нэ пишлы до йих додому, а тетка, батько ,та сваты ще до йих ходылы – роздывлялыся як жывут, якэ хозяйство дэржуть, куды мэнэ жыть звуть.
Ну, потом уже можно було умисти гулять, ходыть вмисти, вже мы бумы жэних з нэвистою. Батько разришав молодужи и до нас до дому прыходыть, и спивать, и умисти з девчатьми угощаться, и шылы прыданнэ. На свадьби гулялы хорошо, бо нэззя було дурно справлять, и люды засмиють и полагалось не срупица, бо молоди у нужди жить будуть.
Так и живут они вот уже более полувека вместе. Кто знает, может потому и живут в достатке, да согласии, что все традиции и обряды были соблюдены 60 лет назад?
Разработка сценария «Сватовство казака»
Автор: Издавна свадьбы на Руси начинали гулять после сбора урожая, а точнее после Покрова. Но свадьбе обычно предшествовала долгая и сложная процедура сватовства. Сначала невесту выбирали судя по ее родителями – работящие ли, хозяйственные, но затем молодые люди стали сами выбирать себе суженых по душе и происходило это в основном на различных гуляниях.
Звучит музыка – ручеек, а затем хоровод. Парень выбирает девушку, а затем идет следующий и снова забирает ее же, она немного сопротивляется. Музыка заканчивается, молодежь уходит, девушка и парень уходят под руку, а незадачливый жених остается почесывать голову.
Справа выходят мать, отец(отец на лавку спать, мать накрывает на стол) и невеста ( плетет косу), а слева – мать, отец, незадачливый жених
Жених 1( обнимая мать) Маманя, батя, жениться хочу! Уж больно мне Галочка люба!
Отец 1: Люба говоришь?
Жених : Ой, люба, батя!
Отец: Ну, раз люба…..Хотя, погоди, сегодня какой день?
Мать: Среда
Отец: Ну, хорошо, что не пятница. Тогда созывай сватов - зови крестных и крестную. А мать пока хлебину испечет!
Жених бросает шапку в огород невесте и идет свистеть сватов.
Автор : брошенная в окошко невесты или в ее огород папаха казака означала, что вечером он придет свататься и если ее обратно не выбросили, значит можно приходить.
Из-за кулис вываливается дружок, сваха, сват, начинают сборы (берут все со стола в узел)
Тем временем невеста подбирает шапку, прижимает к сердцу и бежит к родителям радостная
Невеста: Ой, мамо! Радость – то яка, мамо, Ванько мий, свит мий, нэнаглядный мий, сватать мэнэ иде!
Мать: Та ты шо? Якый такый Ван? Кузнэца сын?
Невеста: Вин самый!
Мать: А ну, швыдче иды будыть батю! И хвате бигать, ак шальна!
Невеста: Батько, вставай, швыдче, вставай! Радость яка!
Отец: Шо такэ? Шо ты кажеш? Сосиды кабана забылы? Чи шо?
Невеста: Батя! Якого кабана? Ванько свататься идэ!
Отец: Та ты шо! Ну, а ты шо?
Невеста: Ну, а я шо, батя? Радисть то яка!
В доме жениха
Мать: Димитрий, одень все самое нарядное! И ты батя тож! Хлебину я в рушник заверну, чтоб не сглазили и пойдем по темну огородами, чтоб не увидел кто, а то коли невеста откажет позору не оберемся. Люди засмеют!
Музыка пока подходят
Стучат в дверь невесты (невесты нет)
Сваха: Хозяева, есть кто живой?
Отец: Что хотели? Хто таковы? (впускает) в дом.
(сваха входит и топает ногой Мать жениха спрашивает- Да, ты что? А та ей поясняет, это чтоб невеста назад не попятилась)
Сват: Да, вот желаем покупку сделать. У нас купец! У вас товар!
Отец: А каков купец? А то, может мы и не захотим ему наш товар отдавать?
Сваха: Купец наш статен, да, красив. В торговле удачлив, в любом деле скор. Да еще и мимо вашего двора сегодня шел, да, шапку свою обронил.
Отец: А купить-то что желает?
Сваха: А видал он у Вас девицу красну, румяну, да белокожу!
Отец: Есть такова, то младшенькая наша- Галочка! Деваха видная, проворная. Мать, веди нашу девицу - красавицу.
Входит Галочка и оторопевает.
Отец: Галочка, скажи, не видала ли шапки?
Галочка: Видала, батя. Вон, на лавке лежит.
Отец: Так и что?
Галочка берет шапку кладет крестом вверх (означает – отказ) – Передайте вашему купцу и скажите пусть больше не теряет.
Отец жениха: (удивленно) Как так-то?
Галочка: А чего тут непонятного? (и отдает кабак в знак отказа)
Сват : Делать нечего ! (заворачивают свою хлебину, берут кабак, шапку и уходят)
Сваха за порогом останавливает грустного жениха и говорит
Сваха: Ну, ничего! Она еще пожалеет! Я ей дверь спиной закрыла, а это верная примет – век замуж не выйдет ! Обещаю!
Эта группа сватов уходит за кулисы.
Невеста с родителями остается дома, плачет.
Отец : Ты чего? Сказилась чи шо? Сама скакала как оглашенная – Ваня сватать идет, Ваня сватать идет и на тебе – гарбуза выдала!
Невеста сквозь плачь: Да не он это, батя, Не Ваня! Это ж Дмитрий был!
Отец: Аааа! Ну, довольно реветь! Куда он денется, твой Ванька! (батя снова ложится на лавку)
Вдруг летит в окно шапка, Галочка хватает шапку и вытирает нею слезы!
Невеста: Маманя, батяня! Ой, радость какая!
Отец: Надеюсь, на этот раз, уж, точно сосед кабана заколол? (встает)
Невеста: Батя, сваты идут! Это Ваня, говорю тебе, Ваня!
Отец: ШО! ОПЯТЬ? Мать накрывай на стол! Ну, если не он, отдадим этим, а то так в девках и засидишься!
Невеста капризно: Батя!
В дверь стучат сваты - сват, сваха, жених, в руках у них рушник с хлебиной. Отец впускает
Отец: Входите путники. Пошто пожаловали?
Сваха : Ой, шел наш охотник по лесу, да встретил куницу. А куница та взяла да и убежала. И видел он, что заскочила она в ваш двор. Не видали ли ее?
Отец: А какова она ваша куница? Может хромая али старая?
Сват: Куница та красавица – глаза как смоль, волосы что вороново крыло, сама статная да ладная.
Отец: Да что ж охотник то ванн не смог удержать-то ее? Али не проворен да не удал?
Сваха: Охотник наш самый ловкий, да только так он от ее красоты обомлел, что руки у него от любви обомлели.
Отец: А зовут вашу куницу не Галочкой случайно,
Жених: Да, Галинка!
Отец: Ну, что ж мать, веди сюда дочку.
Входит невеста счастливая.
Отец : Вот, Галочка, охотник шапку у нас в огороде потерял. Не видала ли?
Галочка : Видала , батя, да, запямятовала где она.
Отец: А ты пошукай. А то негоже казаку без папахи.
Галочка: Да, вот же она (кладет на стол другой стороной)
Автор: Конечно, не принято было соглашаться с первого раза и в некоторых станицах сватам полагалось отказывать по два- три раза, но …. Не в нашем случае.
Отец невесты спрашивает у жениха – Согласен ли ты Иван взять себе в жены Галину?
Отец невесты спрашивает у невесты – Согласна ли ты Галина взять Ивана в мужья?
Сваты увидев как положена шапка ставят на стол хлебину. Мать невесты дает им свою хлебину в рушнике. Затем сваты трижды обходят вокруг стола и крестятся на образа, кланяются три раза.
Мать невесты ломает принесенную сватами хлебину над головой невесты.
Мать невесты: Приглашаем вас отобедать за нашим столом! (все садятся)
Мать жениха: Позвольте и нам поставить свои хлеб-соль. (выкладывают свои продукты)
Автор : гости ели и пили, шумно обсуждали планы на предстоящую свадьбу.
Отец жениха, вставая: А теперь приглашаем вас, Сваточки, на розглядины, печи посмотреть, в – общем, оглядеть наше хозяйство, чтоб знать, куда вашу дочь отдаете.
Играет веселая музыка. Все отправляются в дом жениха. Там угощаются, затем встает отец невесты и говорит
Отец невесты: Сваточки, а что коли кто из детей наших передумает, а мы уж на свадьбу потратились, кабана закололи в конце- концов?
Отец невесты: А тогда тот, кто отказывает, пусть платит заклад - 100 рублев! И кладет руку на стол, а затем все остальные.
Автор: После такого рукобития следовали обряды сводов, которые сопровождались шумным весельем, гуляньем, шутками и вечеринками. Они во многом повторяли обычай сватовства, это делалось, в основном, для того, чтобы было как можно больше свидетелей того, что молодые намерены пожениться. В день сводов на невесту надевали косник, который она носила до самой свадьбы. У нее дома теперь проводились вечерки на которых пели песни, готовили подарки для родни жениха и приданое. И с этого дня она уже считалась невестой.
Практическая реализация - выступление.
Фото 1 ( У вас - товар, у нас - купец)
Фото2
Фото3 (неугодный жених получает гарбуза)
Фото 4 (делегация «новых сватов»)
Фото 5 (угощение сваточков)
Фото 6 (приглашение на «розглядины»)
Фото 7 (рукобитие)
Фото 8 Спасибо за внимание!
Заключение
Мир и общество меняются, приходит много хорошего, нового на смену устаревшим устоям. Нужно ли сохранять старые традиции или они безнадежно устарели и нужно их забыть? В вопросе важности сохранения традиций у людей образовалось два мнения. Одни считают, что традиции нужно сохранять, чтобы народ помнил свои национальные черты. Ведь если в стране нет своих традиций, то люди будут принимать культуру и устои чужих стран. В подавляющем большинстве случаев это не приводит к хорошим результатам, теряется самобытность народа. Зачем стараться перенять образ жизни и мыслей других групп и национальностей, отвергая устои своей собственной родины?
Из-за такого бездумного перенимания чужих норм люди стали терять индивидуальность, из-за этого и возникли многие современные проблемы общества. Раньше детей воспитывали по-другому, и они вырастали вежливыми и чтящими свою семью и своих предков. Сейчас же дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно, и сами этого не знают.
С малого ручья берет начало большая и величавая река. Так и любовь к своей Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности.
Проведенное исследование позволило привлечь внимание к проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания современной молодежи.
Все ребята, которые так или иначе приняли участие в данном исследовании отнеслись к нему довольно серьезно и ответственно. Все с удовольствием откликнулись на мой призыв инсценировать сватовство казака. Ребята подобрали костюмы, сделали головные уборы, испекли каравай (хлебину), поставили танец. Учащиеся, задействованные в практической реализации проекта проявила крайнюю заинтересованность, а то с каким энтузиазмом они выступили на сцене позволило пробудить интерес и вызвать неподдельный восторг у всех юных зрителей.
Таким образом, из всего вышеперечисленного следует, что важно уделять время новым веяниям в воспитании молодежи, но нельзя забывать об истории родины.
Традиции отнюдь не включают в себя все, что делали предки. В основном, это все самое ценное и важное из практической деятельности, привычек и обычаев народа, то, что непременно нужно передать потомкам, то, что непременно найдет отзыв в сердцах детей. А хранить традиции нужно начиная с собственных семей и с изучения своей истории.
Вывод: Гипотеза подтвердилась - нынешнее поколение знает о традиции сватовства не достаточно.
Цели и задачи проекта достигнуты: собран и исследован необходимый материал, составлен сценарий и проведен обряд «Сватовство Казака» перед аудиторией учащихся 9-11 классов
Практическое применение: Выступление с данной инсценировкой перед учащимися младших классов. Публикация в СМИ сети Интернет, участие в районном конкурсе «Моя малая Родина» 2-е место.
Список использованной литературы:
Приложение 1
Анкета
Приложение 2
Какая бывает зима
Снеговик
Невидимое письмо
Весенние чудеса
Одна беседа. Лев Кассиль