Научно-исследовательская работа ученицы 4 класса, в которой она исследовала свою родословную, сделала анкетирование ребят для привлечения внимания к данному вопросу и составила тематический словарь по французскому языку по теме "Семья" для учащихся начальной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
доклад к научно-практической конференции | 24.28 КБ |
презентация к докладу | 2.66 МБ |
МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкало – Кударинская средняя общеобразовательная школа»
Генеалогическое древо
Выполнила: Романцева Елена,
ученица 4 класса
Научный руководитель: Сажина Елена Семёновна,
учитель французского языка
МАОУ «Байкало-Кударинская
средняя общеобразовательная школа»
2015 год
Оглавление.
Тема исследования: Генеалогическое древо
Цель исследования:
представить иллюстрацию своего генеалогического древа в виде творчески оформленной самостоятельной работы, познакомиться с такими понятиями, как семья, родословная, составить своё генеалогическое древо;
формировать представления о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
познакомиться с новыми фактами из истории семьи; способствовать закреплению интереса к истории своей семьи, своей родословной;
составить французско-русский словарь терминов по теме «Моя семья».
Задачи:
1. развивать познавательные и творческие способности в процессе создания собственного генеалогического древа.
2. учиться самостоятельно собирать необходимую информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта.
3. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.
4. Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
5. Научить записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.
6.Учиться составлению тематического словаря.
Объект исследования: генеалогическое древо
Базовые исследования: родственники семьи Романцевых по материнской линии, т.е. семья Стулёвых-Балдаковых.
Предмет исследования: семья Стулёвых- Балдаковых.
Гипотеза: если я изучу генеалогическое древо, то я узнаю поколения моей семьи, дедов и прадедов, их историю.
Методы исследования:
-изучение литературы
-анкетирование
-анализ анкеты
-составление диаграмм
- изучение словарей иностранных слов
Актуальность темы исследования: данная тема актуальна, т.к. необходимо знать истоки своей семьи, жизнь и историю своих предков.
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный.
Практический результат исследования: составление собственного генеалогического древа, составление собственного французско-русского словаря терминов по теме «Моя семья».
Аннотация проекта.
Проект индивидуальный.
Выполняя задание, осуществляется поиск необходимой информации, выполняющий проект учится самостоятельно и при помощи взрослых её собирать, изучать. Приобретает навыки практической работы с литературой, проводить опрос.
Работа ведётся под руководством учителя с привлечением родителей по индивидуальному плану. Результаты работы оформляются индивидуально в виде генеалогического древа своей семьи.
2.История вопроса
Существует такой род любопытства, удовлетворение которого может принести человеку большую пользу, начиная от морального удовлетворения и заканчивая самоопределением, местом в жизни, найти которое бывает очень непросто. Узнать, кто твои предки и откуда, не значит ли найти себя?
Изучением истории разных семей занимается наука генеалогия. В русском языке используется также слово-синоним -родословная.
Математики подсчитали, если подниматься по ветвям родословного дерева, удваивая с каждым коленом число прямых предков (и углубляясь соответственно в глубь времен), то через дюжину колен (это не так уж много: лет триста) родственниками окажутся все граждане страны среднеевропейского масштаба, например, Франции. Наверное, сама эта идея пришла на ум именно французам, однако Россию таким древом, конечно, не охватишь.
Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития.
На Руси слово «генеалогия» в составе греческих рукописей стало известно в XI веке при Ярославе Мудром и было переведено как «родословие», т.е. учение о происхождении.
Ранние русские росписи, создаваемые для доказательства прав семьи занимать те или государственные и придворные должности, были гораздо скромнее европейских генеалогий.
В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на ветвях в определенной последовательности - его потомки, часто с женами или мужьями.
В России генеалогические древа не привились, но были родословные росписи иногда рисовались маленькие графические схемы, чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами. В России родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность.
В 18 веке генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В 19 веке появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 году в Санкт-Петербурге организуется русское генеалогическое общество, в 1904 году - историко-родословное общество в Москве. После 1917 года активные генеалогические поиски затухают: из жизни уходят люди, ими занимавшиеся, а из исторической науки - темы, требовавшие генеалогических изысканий.
В 1980 году генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии.
Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка.
3. Практическая часть
Моё исследование осуществлялось в двух направлениях.
1 направление - изучение родословной своей семьи.
Вся работа была разбита на этапы.
1. Подготовительный этап: определение темы, цели, задач исследования.
2. Основной этап
- сбор информации по данной теме (история вопроса, способы составления родословного древа);
- проведение социологического исследования среди учащихся, родителей и педагогов ;
- сбор информации, составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
-составление французско-русского тематического словарика.
3. Заключительный этап-
Подведение итога работы.
2 направление - проведение социологического исследования среди
учащихся и взрослых.
Цель: изучить отношение учащихся, родителей и педагогов к проблеме
поиска родственных корней.
Задачи:
1. Определить методы социологического исследования.
2. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
3. На основе полученных результатов сделать вывод по проведенному исследованию.
Объект исследования: учащиеся, родители и педагоги школы.
Предмет исследования: отношение учащихся, педагогов, родителей к проблеме родословной своей семьи.
Методы исследования. В данном исследовании участвовали 2 группы людей: учащиеся, родители и педагоги школы.
Анкета для учащихся
1. Составляли ли в Вашей семье родословную (генеалогическое древо)?
2. Интересуетесь ли Вы своей родословной?
3. Знаете ли Вы фамилию, имя, отчество
а) бабушек, дедушек;
б) прабабушек, прадедушек;
в) прапрабабушек, прапрадедушек.
4. Считаете ли Вы, что человеку необходимо знать свою родословную?
5. Почему?
Анкета для взрослых.
1. Считаете ли Вы, что человеку необходимо знать свою родословную?
2. Знакомите ли Вы своих детей с родословной Вашей семьи?
3. Какие традиции имеются в Вашей семье?
5. Результаты социологического исследования
В процессе исследования я получила следующие результаты.
Анкетирование учащихся
Всего было опрошено 10 респондентов (4-5 классы). На вопрос «Составляли ли в вашей семье генеалогическое древо?» утвердительно ответили 4 респондента, 6 человек родословную семьи не составляли.
«Интересуетесь ли Вы историей своего рода?» - интерес к истории рода проявляют 10 респондентов.
Следующий вопрос касался знаний учащимися фамилий, имен, отчеств своих предков. Так,
а) Ф.И.О. бабушек, дедушек знают 10 учащихся, некоторые не знают отчеств бабушек или дедушек, т.е. знают не полно - 4;
б) Ф.И. прабабушек, прадедушек знают 5 учащихся.
в) Ф.И.О. прапрабабушек, прапрадедушек не знают 9 человек, 1 ученик знает имя прапрабабушки.
Таким образом, мы видим, что ребята знают только близкое родственной окружение. При этом почти все опрошенные – 10 человек уверены, что человеку необходимо знать историю своего рода.
Анкетирование взрослых
Всего было опрошено 7 взрослых. Им было предложено три вопроса. На вопрос «Знакомите ли Вы детей с родословной своей семьи?» положительно ответили 4 респондентов, а 3 человека признались, что не уделяют этому вопросу должного внимания.
Так же мы предложили указать общесемейные ценности и традиции, которые существуют в семьях респондентов. Традиции у всех оказались стандартно одинаковые - совместное проведение праздников, воскресный отдых.
Был предложен вопрос: «Считаете ли Вы, что человеку необходимо знать свою родословную? Почему?».
Всего было опрошено 7 человек. Все утвердительно ответили на поставленный вопрос. Отмечая, что знание родословной вызывает огромный интерес и очень важен для будущих поколений, так как история каждой семьи неотделима от истории страны в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющая часть опрошенных людей считает необходимым знать свою родословную, семейные традиции и ценности. Без прошлого нет будущего. Однако на практике мало кто занимался составлением родословного дерева, подробно изучал историю семьи.
4. Составление генеалогического древа семьи
Теперь о том, что представляет собой генеалогическое древо. Генеалогическое древо бывает двух видов - нисходящее и восходящее. Есть еще кругообразная таблица (генеалогическое древо), по сути являющаяся вариантом восходящего, и отличающаяся только графическим отображением.
Нисходящее древо
Такое древо популярно у аристократических слоев. Это древо можно назвать фамильным. Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия) - например, Рюрик, и изучаются его потомки. Стоит отметить, что потомство от браков по женской линии рода (рожденные в браках дочерей членов рода и их потомки) в таком древе не указывается, так как после замужества девушка берет фамилию мужа, и, следовательно, ее дети перестают относиться к данной фамилии. Иногда в древе выделаются разными цветами те или иные ветви рода, то есть ряд членов рода, произошедших от того или иного члена рода.
Восходящее древо
В восходящем древе за основу также берется человек (например, автор исследования), но изучаются, наоборот, его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и т.д.
Кругообразная таблица
Кругообразная таблица является вариантом нисходящего древа. Она популярна в основном в английской и французской генеалогии. В центре круга размещается лицо, потомки которого изучаются, следующий круг делится пополам, в нем записываются отец и мать, следующий за ним круг делится на 4 части, в них указываются бабушки и дедушки и.т.д.
В своей работе я использовала восходящее древо.
6. Заключение.
При нынешнем темпе жизни теряются многие родственные связи, и мало кто помнит, как звали прабабушку, чем она занималась, где она жила, не говоря уже о других дальних родственниках. Начатое мною семейное генеалогическое древо наглядно даёт представления о том, что такое настоящая семья.
Моя работа помогла мне, моим сестрам и брату получше узнать историю нашей семьи по линии мамы. К сожалению, мы хуже знаем родословную по папиной линии, но я хочу изучить её в будущем.
А мой словарь поможет моим одноклассникам узнать новые слова по теме «Семья».
7. Литература.
1.Материалы Интернет- сайтов.
2. Максимец С.Г. Родословное древо. Журнал «Воспитание школьников», №3. - М., 2007.
3. Перхавко В.Б. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1997.
4. Черкашин К. Тысячелетнее древо А.С. Пушкина. Корни и крона. - М., 2000.
Приложение:
Французско- русский словарь терминов по теме «Семья»
les liens familiaux (m.) семейные связи
les liens de famille (m.) родство, узы родства
la femme супруга
le mari супруг
супруги
les époux (m.)
les parents (m.) родители
le père отец
papa папа
la mère мать
maman мама
un bébé малыш, младенец
un nouveau-né новорожденный
une nouveau-née новорожденная
un frère брат
une sœur сестра
un enfant ребенок
des enfants дети
un fils сын
une fille дочь
des jumeaux близнецы
le grand-père дедушка
papi/ papy (familier) дедушка, дедуля (разг.)
pépé (familier) папуля(разг.)
la grand-mère бабушка
mamie (familier) бабуля
mémé (familier) мамуля
les grands-parents дедушка и бабушка
les grands-parents maternels дедушка и бабушка по стороне
матери
les grands-parents paternels дедушка и бабушка по стороне
отца
les arrière-grands-parents прадедушка и прабабушка
la petite-fille внучка
le petit-fils внук
l’ arrière-petite-fille правнучка
l’arrière-petit-fils правнук
Слайд 2
Тема исследования: генеалогическое древо. Цель исследования: представить иллюстрацию своего генеалогического древа в виде творчески оформленной самостоятельной работы, познакомиться с такими понятиями, как семья, родословная, составить своё генеалогическое древо; формировать представления о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; познакомиться с новыми фактами из истории семьи; способствовать закреплению интереса к истории своей семьи, своей родословной; составить французско-русский словарь терминов по теме «Моя семья».
Слайд 3
Задачи 1. развивать познавательные и творческие способности в процессе создания собственного генеалогического древа. 2. учиться самостоятельно собирать необходимую информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта. 3. Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи. 4. Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной. 5. Научить записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями. 6.Учиться составлению тематического словаря.
Слайд 4
Предмет исследования : семья Стулёвых - Балдаковых Методы исследования: -изучение литературы -анкетирование -анализ анкеты -составление диаграмм - изучение словарей иностранных слов . Гипотеза: если я изучу генеалогическое древо, то я узнаю поколения моей семьи, дедов и прадедов, их историю.
Слайд 5
Актуальность темы исследования: Практический результат исследования: составление собственного генеалогического древа, составление собственного французско-русского словаря терминов по теме «Моя семья». . данная тема актуальна, т.к. необходимо знать истоки своей семьи, жизнь и историю своих предков.
Слайд 6
А чтобы проще было запомнить, можно использовать слово-синоним – родословная . Генеалогия – наука о родственных связях.
Слайд 7
Зная о своих предках, человек лучше чувствует связь с историей и культурой своей страны.
Слайд 8
Практическая часть 1 направление – изучение родословной своей семьи. 2 направление – проведение социологического исследования среди учащихся и взрослых с целью изучения их отношения к проблеме поиска родственных корней.
Слайд 10
Чтобы создать генеалогическое древо надо как можно более подробно опросить старших членов семьи об их предках и родственных связях и записать полученную информацию.
Слайд 11
Генеалогическое древо бывает двух видов: НИСХОДЯЩЕЕ ВОСХОДЯЩЕЕ Такое древо популярно в аристократических семьях. Это древо можно назвать фамильным. Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. В восходящем древе за основу также берется человек, но изучаются, наоборот – его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и.т.д.
Слайд 13
Французско – русский словарь терминов по теме «Семья» les liens familiaux (m.) семейные связи les liens de famille (m.) родство, узы родства la femme супруга le mari супруг les époux (m.) супруги les parents (m.) родители le père отец papa папа la mère мать maman мама un bébé малыш, младенец un nouveau-né новорожденный une nouveau-née новорожденная un frère брат une sœur сестра un enfant ребенок des enfants д ети un fils сын une fille дочь des jumeaux близнецы le grand-père дедушка papi/ papy (familier) дедушка, дедуля (разг.) pépé (familier) папуля ( разг .) la grand-mère бабушка mamie (familier) бабуля mémé (familier) мамуля les grands-parents дедушка и бабушка les grands-parents maternels дедушка и бабушка по стороне матери les grands-parents paternels дедушка и бабушка по стороне отца les arrière-grands-parents прадедушка и прабабушка la petite-fille внучка le petit-fils внук l’ arrière-petite-fille правнучка l’arrière-petit-fils правнук
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Пятёрки
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Два Мороза
Рукавичка