Зрение играет большую роль в жизни человека. В результате выполнения проекта было установлено, какие основные заболевания развиты у детей школьного возраста. Процент детей с различными заболеваниями зрения достаточно велик для нашего времени - времени модернизации и новых высоких технологий. Для сохранения отличного зрения детей необходимо своевременно обращаться к врачу, соблюдать режим дня, правильно питаться, делать гимнастику для глаз, проводить беседы с детьми.
Вложение | Размер |
---|---|
Ученический проект "Береги глаза смолоду" | 146.49 КБ |
Учебный проект «Хочу всё знать» для учащихся 7-8 классов.
Тема работы
«Береги глаза смолоду»
Исследовательский проект. Направление «Здоровье».
Автор: Максимова Мария, ученица 8 класса МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа» школы
Руководитель:
Максимова Ирина Ивановна
учитель технологии, первой категории МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Железногорск-Илимский 2014г.
Введение………………………………………………………………… 3-4
Глава I. Теоретический анализ материала остроты зрения у человека
1.1Органы зрения: сущность и свойства……………………………. 4-5
1.2. Особенности зрения у детей младшего школьного возраста. 5-6
1.3. Выводы по I главе………………………………………………….. 7
Глава II. Экспериментальное исследование по обнаружению
дефектов зрения у детей
2.1. Описание констатирующего этапа эксперимента……………….. 7-11
2.2. Профилактика зрения у детей …………………………………... 11-12
2.3.Влияние пищевых продуктов на зрение …….. 12-14
2.4. Выводы по II главе………………………………………………… 14-15
Заключение……………………………………………………………… 15
Литература…………………………………………………………….... 16
Приложение...…………….…………………………………………….. 17
ВВЕДЕНИЕ
Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение даёт людям почти 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребёнка очень восприимчив к различным воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. В седьмом классе мне сделали операцию по улучшению зрения. Я знаю, что чаще всего зрение портится из-за неправильной посадки за столом и недостаточной освещённостью рабочего места. Ещё, конечно же, сказывается многочасовое сидение дома у телевизора или компьютера. Для того чтобы зрение ребёнка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. Также важны: режим дня, правильная осанка, гимнастика для глаз и многие другие факторы, обеспечивающие здоровое зрение детей школьного возраста.
Полезность проекта: сохранение зрения, здоровья глаз.
Цель исследования: научиться бережному отношению к глазам. Выявление основных нарушений органов зрения у детей школьного возраста МОУ
«Рудногорская СОШ»
Также мы должны найти ответы на поставленные перед собой вопросы:
- Почему у людей портится зрение?
- Как сохранить здоровье глаз?
- Можно ли восстановить зрение?
Проблема, затронутая в проекте: ухудшение зрения в школьном возрасте.
Объект исследования: учащиеся МОУ «Рудногорская СОШ»
Предмет исследования: Глаза. Способы сохранения зрения, способы восстановления зрения.
Гипотеза исследования:
Если мы будем знать, как устроены наши глаза, то сможем правильно следить за здоровьем глаз, и расскажем своим одноклассникам, как нужно заботиться о своем зрении. Узнаем, существуют ли способы восстановления зрения, а это очень важно для людей с плохим зрением.
Добиться поставленной цели можно путем решения конкретных задач:
1.Найти и изучить литературу о строении глаза
2.Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.
3.Определить причины потери зрения.
4.Изучить способы восстановления зрения.
5.Сформулировать свои выводы на основе результатов исследования.
6.Дать практические рекомендации для сохранения здоровья глаз.
Методы исследования:
1.Подбор и анализ литературы (энциклопедии, словари, справочники);
2.Практические опыты;
3.Анкетирование;
4.Составление буклета «Правила бережного отношения к зрению»;
5.Разработка гимнастики для глаз;
6.Формулирование выводов.
1.1Органы зрения: сущность и свойства
Свое исследование мы начали с того, что начали собирать информацию. Оказывается, человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Наши органы чувств сообщают нам обо всем, что происходит вокруг нас.
У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания большая часть кожи. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Мы хотим поподробнее познакомиться с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Если среди всех живых существ устроить соревнования на самое лучшее зрение, то птицы займут на нём все призовые места. Главный приз достанется пернатым хищникам. Острота зрения у некоторых хищных птиц в 8 раз выше, чем у человека. Степной орёл видит суслика с высоты нескольких сотен метров. Причина превосходного зрения пернатых – в особом устройстве их сетчатки – внутренней выстилки глазного яблока.
Совы, филины и сычи прекрасно видят в темноте. Совиный глаз подобен светосильному телеобъективу. Его огромный зрачок использует самое ничтожное количество света и позволяет сове отчетливо видеть мышь на расстоянии до 600 метров от горящей свечи. Днём, вопреки распространенному заблуждению, совы видят не хуже других птиц. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова.
1.2. Особенности зрения у детей.
Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Интересно, а как называются все части наших глаз? Я нашла картинку, где изображено строение глаза. И стала изучать строение глаза.
Строение глаза
Правда, немножко страшновато смотрится? А тем не менее, глаз каждого из нас выглядит именно так, и без каждой из его составляющих мы не смогли бы нормально видеть.
Глаза – это парные органы, представляющие собой два шара – глазные яблоки, защищённые с одной стороны костями черепа – орбитами, а с другой стороны – слоем кожи – веком. Глазные яблоки снабжены густой сетью кровеносных сосудов – их можно увидеть на белочной оболочке (склере), называемой в просторечие белками глаз. К глазным яблокам прикреплены мышцы, вращающие глаза. От попадания пыли и грязи глаза защищают брови и ресницы. К тому же глаза «умываются» слезами. Над каждым глазом расположены слезные железы, которые и вырабатывают слёзы. В центре передней части глазного яблока находится отверстие – зрачок. Через зрачок в глаз проникают лучи света. Зрачок окружён радужной оболочкой, состоящей из лучевых и кольцевых мышц. Эти мышцы регулируют величину зрачка. Защищая глаз от ослепления при ярком свете, кольцевые мышцы сокращаются, и зрачок сужается. При недостатке освещения зрачок расширяется, чтобы уловить как можно больше света – в этом случае сокращаются лучевые мышцы. Перед зрачком находится прозрачная оболочка, имеющая форму линзы, - роговица. Пройдя роговицу, лучи света через зрачок попадают на двояковыпуклый диск – хрусталик. Пространство между роговицей и хрусталиком называется передней камерой глаза, которая наполнена внутри глазной жидкостью. Роговица и хрусталик фокусируют изображение, собирая лучи света в одну точку на задней стенке глаза – сетчатке. Пространство внутри глаза между хрусталиком и сетчаткой называется задней камерой и заполнено желеобразной массой, называемой стекловидным телом.
Глаза расположены по обе стороны от центра лица, и потому каждый глаз видит предметы под своим углом. Мозг обрабатывает полученную информацию, преобразует нервные импульсы в изображение. Объединяя сигналы обоих зрительных нервов, мозг получает объёмное изображение предмета, и уже не перевёрнутое, а нормальное.
1.3.Выводы по I главе
У всех людей цвет глаз разный. Среди нас есть голубоглазые, сероглазые, кареглазые, есть смешанные цвета радужной оболочки, есть даже такие, которые, подобно хамелеону, меняют свой цвет в разных условиях. Цвет радужки зависит от пигмента меланина и характера отражения цвета. В голубых радужках пигмента мало, в серых и карих – больше. У альбиносов, например, красящего вещества совсем нет, и поэтому их радужка выглядит красной. По цвету глаз нельзя судить об остроте зрения, о человеке, о его свойствах – интеллектуальных или физических, но он даёт информацию о наследственности. В течении первых двух – трёх лет жизни у человека может меняться цвет глаз, обычно у новорождённых глаза очень светлые, а потом постепенно темнеют.
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБНАРУЖЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1. Описание констатирующего этапа эксперимента
Зрение учащихся МОУ «Рудногорская СОШ»
Какие болезни глаз обнаружены у обучающихся МОУ «Рудногорская сош»
Близорукость (миопия слабой, средней и высокой степени) - 32,2%
Астигматизм (9,7%)
Спазм аккомодации (47%)
Косоглазие (2,3%)
Катаракта (0,5%)
Дефекты зрения
Астигматизм- дефект зрения, связанный с несферичностью роговицы,
то есть её различной кривизной в разных плоскостях. (Человек четко видит горизонтальные линии, но размыто видит вертикальные линии, или наоборот)
Близорукость-глаз либо удлинён, либо имеет меньший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой
Дальнозоркость – меньшая длина дальнозоркого глаза или больший
радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом.
Пучок лучей сходится за сетчаткой.
Дальтонизм – нарушение цветовосприятия.
Обнаруженные дефекты зрения обучающихся.
С какого времени начало портиться зрение у обучающихся?
Для чего учащиеся используют компьютер?
Сколько времени учащиеся проводят за компьютером?
На каком расстоянии учащиеся смотрят телепередачи?
Сколько времени учащиеся смотрят телепередачи?
Почему, если долго смотреть телевизор, портится зрение?
•1) В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению.
•2) Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению как глаза, так и нервной системы, и как итог, к ухудшению зрения.
•3) Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки.
•4) В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 180 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза.
Влияет ли наследственность на зрение учащихся?
Почему портится зрение
От депрессии
Из-за мучных продуктов
От неправильного положения рук
Слишком узкая одежда отрицательно влияет на зрение!
2.2.Профилактика нарушений зрения
1. Рабочее место
2. Режим работы
- через каждый час работы необходимо проводить короткую физкультурную паузу.
3. Лечебная физкультура и процедуры.
4 . Питание
Цель рационального питания - разумный и сбалансированный состав потребляемых продуктов.
Продукты, богатые витаминами А и С, обязательно должны присутствовать в рационе.
5. Лекарственные препараты.
Глазные капли.
Улучшают метаболизм и питание тканей глаза.
Витаминные препараты:
- Аскорбиновая кислота (вит. С) драже
- Ретинола ацетат (вит. А) капсулы
6.Тренировка глаз
Расстояние наилучшего зрения – расстояние от объекта до глаза, при котором угол зрения максимален, а глаз не устаёт при длительном наблюдении.
Для нормального глаза расстояние наилучшего зрения равно 25 см.
2.3 Влияние пищевых продуктов на зрение.
Свекла.
Содержит: фосфор, натрий, марганец, йод, витамины С, В6 В2, РР, Е, U, фолиевую кислоту, каротиноиды.
В чём польза: снимает утомление глаз, очищает кровь.
Норма в день: 100 г.
Как есть: в свежем, варёном виде, можно делать сок.
Шиповник.
Содержит: витамины С, Р, В,, В2, А, К, Е, органические кислоты, натрий, кальций, марганец, железо.
В чём польза: обеспечивает прочность и эластичность сосудов глаз.
Норма в день: 1 стакан.
Как пить: в виде настоя.
Куриные яйца.
Содержат: белок, лютеин.
В чём польза: вещества препятствуют образованию катаракты, защищают глазной нерв, нейтрализуют вредное воздействие среды.
Норма в день: одно яйцо.
Как есть: в варёном и жареном виде.
Морковь.
Содержит: бета-каротин, йод, магний, железо, кальций, фосфор.
В чём польза: поддерживает процесс образования и роста клеток, улуч¬шает функции зрения.
Норма в день: 1 средняя морковка.
Как есть: в свежем или тушёном виде, добавляя немного растительного масла или сметаны. Зимой, когда морковь уже не такая сочная, готовьте из неё свежий сок со сливками.
Зрение и рациональное питание
Для того чтобы зрение ребёнка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. «Если отец болезни неизвестен, то мать болезни – питание». Существует несколько довольно простых правил, выполнение которых поможет сохранить и даже улучшить зрение ребёнка. Они разработаны Российским НИИ питания :
1.Избегать лишнего количества рафинированной пищи: сахара, хлеба, круп, консервированных продуктов и соков, сладких блюд: варенья, шоколада, пирожных, тортов. Также не рекомендуются сладкие газированные напитки.
2.Постараться включать в рацион питания ребёнка больше сырых фруктов, овощей и зелени.
3.Стараться поддерживать еженедельный рацион питания ребенка на уровне, обеспечивающем поступление необходимых витаминов.
4.Помнить, что избыток витамина А, поступающего в организм, может вызвать и отрицательные последствия. Поэтому применять этот витамин в виде таблеток или драже следует только по рекомендации врача.
5.Витамины, и, прежде всего, В8 и С, разрушаются при нагревании, поэтому фрукты и овощи, в которых они содержатся, кипятить нежелательно. Лучше залить их кипятком и закрыть крышкой, а после остывания использовать овощной отвар для приготовления супа, а фруктовый для питья.
6.Многие заболевания глаз возникают из-за недостатка в организме микроэлемента калия. Следует помнить, что калий содержится в мясе, рыбе, молоке, злаках, петрушке, и особенно его много в картофеле, черносливе, кураге и изюме.
Известно, что при недостатке в питании витаминов, зрение ухудшается. Более 250 миллионов детей в мире страдает от недостаточности витамина А, которая приводит не только к нарушению зрения, но и к повышению процента смертности . Но это не значит, что только потребление большого количества продуктов, содержащих эти витамины, исправит положение. Цель рационального питания - разумный и сбалансированный состав потребляемых продуктов. Зрение в жизни человека играет большую роль, его надо беречь!
2.4 Выводы по главе
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз. Очень важно обучить ребёнка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребёнка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. У некоторых школьников, особенно в старших классах, развивается близорукость. Если же выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения.
Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 сантиметров от глаз. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперёд, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул.
Для нормальной работы глаз важно нормальное освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева (если ребёнок – правша). На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 ватт, защищённая абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь..
Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз. Глаза следует беречь от травм.
Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания зрения, например воспаление слизистой оболочки, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
Очень вредное действие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков, особенно в детском и подростковом возрасте. Никотин, алкоголь и различные токсичные вещества, содержащиеся в синтетических жидкостях, могут вызвать у подростков тяжёлые поражения зрительного нерва и привести к полной потере зрения. Ухаживайте за глазами, берегите их!
Заключение.
В результате проделанной работы я довольно подробно познакомилась с данной проблемой. Я поняла, что зрение играет большую роль в жизни человека. Было установлено, какие основные заболевания развиты у детей школьного возраста. Процент детей с различными заболеваниями зрения достаточно велик для нашего времени - времени модернизации и новых высоких технологий.
По результатам анкетирования стало понятно, что учащиеся нашей школы знакомы с различными правилами сохранения зрения, но далеко не у всех учащихся при этом стопроцентное зрение. А вот в дальнейшем следить за своим зрением будет подавляющее большинство учащихся.
Для сохранения отличного зрения детей необходимо своевременно обращаться к врачу, соблюдать режим дня, правильно питаться, делать гимнастику для глаз, проводить беседы с детьми. Хочется надеяться, что заболевания органов зрения у детей школьного возраста не будет так стремительно развиваться. А зрение у детей будет только стопроцентным! Конечно, многие могут сказать, что проблемы со зрением - это личная проблема каждого человека в отдельности. Да это так! Но нельзя стесняться и бояться проблем со зрением. Чем больше человек информирован, тем меньше вероятность заболевания. Неоспоримо, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности.
Пренебрежительное отношение к здоровью, незнание и нежелание вести здоровый образ жизни говорит о болезни общества, его экономики, экологии, производства, социального быта и здравоохранения. Чтобы сохранить главную ценность жизни – здоровье человека, его надо оберегать смолоду, с первых дней жизни ребёнка. Хотелось бы пожелать, чтобы мы все научились беречь своё зрение, а это даст нам возможность жить в гармонии с внешним миром.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.Биология: Человек: Учебник для 9 кл. общеобр. учеб. заведений / А. С. Батуева, И. Д. Ноздрачёв и др.; Под ред. А. С. Батуева. – 3 изд., - М.: Дрофа, 1997 г.
2.Домашний медицинский справочник: Универсальная энциклопедия /Под ред. С.М. Зайцева. – Мн.: Книжный Дом; М.: Махаон, 2001 г.
3.Журнал «Здоровье школьников», Издательский дом «Первое сентября», № 15/2005г.
4.Журнал «Здоровье школьников», Издательский дом «Первое сентября», № 9/2007г.
5.Медицинская энциклопедия, М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994г.
6. Ресурсы Интернета:
Сайт http://www. Inlife.ru.
Сайт http://www. Inlife.ru. Ребёнок и семья.
Анкета-опросник
Вопрос № 1: Обращаете ли вы внимание на состояние вашего зрения?
а) да; б) нет; в) иногда; г) никогда.
Вопрос № 2: Есть ли у вас проблемы со зрением?
а) да; б) нет;
Вопрос № 3: Знаете ли вы, что при недостатке витамина «А» нарушается зрение?
а) да, знаю; б) нет, не знаю; в) вообще не догадывался.
Вопрос № 4: Знаете ли вы, в каких продуктах содержится витамин А?
а) да; б) нет.
Вопрос № 5: Знаете ли вы, что нельзя читать в транспорте и лёжа в постели?
а) да, знаю; б) нет, не знаю.
Вопрос № 6: Будете ли вы в дальнейшем следить за своим зрением?
а) да, буду всегда; б) нет, не буду; в) буду обращать внимание.
Заяц, косач, медведь и весна
Два морехода
Денис-изобретатель (отрывок)
Сорняки
Рисуем "Ночь в лесу"