Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_kultura_drevney_rusi_15-16_vek.pptx | 1.57 МБ |
Слайд 1
Музыкальная культура Древней Руси 15-16 век.Слайд 2
Н А Р УСИ СУЩЕСТВОВАЛА ОТЛИЧНАЯ ОТ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМА ЗАПИСИ НОТ. Р ОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ У НАС ТАКЖЕ БЫЛА ИНОЙ. Н А РУСИ ДУДКИ, ГУСЛИ, СВИРЕЛИ, БУБНЫ, ФЛЕЙТЫ И ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОПРОВОЖДАЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СКОМОРОХОВ, ЗВУЧАЛИ ВО ВРЕМЯ КНЯЖЕСКИХ И ЦАРСКИХ ПИРОВ, НАРОДНЫХ ГУЛЯНИЙ.
Слайд 3
Н А Р УСИ СКОМОРОШЕСТВО ВНАЧАЛЕ АССОЦИИРУЕТСЯ С ВИЗАНТИЙСКОЙ ПРИДВОРНОЙ КУЛЬТУРОЙ, НО ПОСТЕПЕННО СЛИВАЕТСЯ С ЯЗЫЧЕСКИМИ ИГРИЩАМИ. У ЖЕ СТОГЛАВЫЙ СОБОР 1551 Г. ЗАПРЕЩАЕТ ВСЯКИЕ ЗРЕЛИЩА И ПЛЯСКИ, А ВМЕСТЕ С НИМИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. В XVII ВЕКЕ ПРИ ЦАРЕ А ЛЕКСЕЕ М ИХАЙЛОВИЧЕ, КОГДА БЫЛИ ОСОБЕННО ОЩУТИМЫ ГОНЕНИЯ НА СКОМОРОХОВ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕСЛЕДОВАЛИСЬ С ОСОБОЙ ЯРОСТЬЮ, ИХ СЖИГАЛИ НА ПЛОЩАДЯХ.
Слайд 5
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕЛИЛИСЬ НА «ВЫСОКИЕ», ТО ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ УВАЖЕНИЯ, И НИЗКИЕ, ДЬЯВОЛЬСКИЕ. В ДРЕВНЕЙ РУСИ СУЩЕСТВОВАЛО ДВА ИЗНАЧАЛЬНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЯВШИХСЯ ДРУГ ДРУГУ ПОНЯТИЯ: МУСИКИЯ (МУЗЫКА) И ПЕНИЕ . МУСИКИЯ — ЭТО ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ИГРА НА СТРУННЫХ НАЗЫВАЛАСЬ ГУДЕНИЕМ , НА ДУХОВЫХ — СОПЕНИЕМ . ПОРОЙ ИГРА СОПРОВОЖДАЛА ПЕНИЕ. НО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА НА РУСИ НЕ ИМЕЛА. КАЖДОМУ ИНСТРУМЕНТУ ПРИ ЭТОМ ОТВОДИЛАСЬ СВОЯ РОЛЬ: ВЫХОД КОРОЛЯ ДОЛЖЕН СОПРОВОЖДАТЬСЯ ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ, СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПРИЕМ ПОСЛА — ЗВУКАМИ ФЛЕЙТЫ, КНЯЗЯ ДОЛЖНЫ СОПРОВОЖДАТЬ ТРУБЫ И ТИМПАНЫ. ВСЕГО ВЫДЕЛЯЛИ 5 ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ДУХОВЫЕ, СТРУННЫЕ (ЛИРА), СО СТРУНАМИ ИЗ ЖИЛ, С МЕДНЫМИ СТРУНАМИ (НАПРИМЕР, ДОМРА), УДАРНЫЕ.
Слайд 6
В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НИКОГДА НЕ БЫЛО. ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА СВОДИЛАСЬ К ПЕНИЮ A CAPELLA (А КАПЕЛЛА), ТО ЕСТЬ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА ВПИТЫВАЛА В СЕБЯ МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЕЕ МОГУЧИЙ РАСЦВЕТ В XVI В. СВЯЗАН С ОБРАЗОВАНИЕМ МЕСТНЫХ РЕДАКЦИЙ НАПЕВОВ И ПЕВЧЕСКИХ ШКОЛ. ХОР ДЕЛИЛСЯ ОБЫЧНО НА ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ И ПОДЬЯКОВ. ВНУТРИ КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ СУЩЕСТВОВАЛО КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ: ЛУЧШИЕ МАСТЕРА ОБРАЗОВЫВАЛИ ГРУППУ ПОД НАЗВАНИЕМ «БОЛЬШАЯ СТАНИЦА» , МАСТЕРА ПОХУЖЕ ВХОДИЛИ В ГРУППУ ПОД НАЗВАНИЕМ «МЕНЬШАЯ СТАНИЦА» , ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К МОСКВЕ ПОЯВИЛАСЬ «МОСКОВСКАЯ СТАНИЦА». ОСОБЕННОСТЬЮ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ В XVI В. БЫЛА МНОГОРАСПЕВНОСТЬ ПЕСНОПЕНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ВПЕРВЫЕ В XVI В. ПОЯВЛЯЮТСЯ АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Слайд 7
ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ РУССКИХ ТЕОРЕТИКОВ МУЗЫКИ СЧИТАЕТСЯ, НАПРИМЕР, ИВАН ШАЙДУР. НА РУБЕЖЕ XV—XVI СТОЛЕТИЙ В МОСКВЕ ВОЗНИК ПРИДВОРНЫЙ ХОР — ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ — И ПАТРИАРШИЙ ХОР — ПАТРИАРШИХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ . ХОР ГОСУДАРЕВЫХ ПЕВЧИХ ДЬЯКОВ ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ ВКЛЮЧАЛ НЕ БОЛЕЕ 30 ЧЕЛОВЕК. В XV—XVIВВ. ПРОИЗОШЛО ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕИ АНГЕЛОГЛАСНОГО ПЕНИЯ, С КОТОРОЙ СВЯЗЫВАЛОСЬ ОДНОГОЛОСНОЕ, УНИСОННОЕ ПЕНИЕ. НАЧИНАЯ С XV В. В РУССКОЙ ИКОНОПИСИ АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ ИКОНОГРАФИЯ ТРОИЦЫ. НАИВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ ДОСТИГЛО В ИКОНЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА. ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДОГМАТА О ТРИЕДИНОМ БОГЕ. ИДЕЯ ТРИЕДИНСТВА ВЫРАЗИЛАСЬ И В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКЕ ОСОБОЙ ФОРМОЙ МНОГОГОЛОСИЯ ТРОЕСТРОЧИЕМ , ТО ЕСТЬ ТРЕХГОЛОСИЕМ. АНГЕЛЬСКОЕ ПЕНИЕ ТЕПЕРЬ СЧИТАЕТСЯ СВЯЗАННЫМ С ТРОИЦЕЙ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, НАРЯДУ С МОНОДИЕЙ, ТРЕХГОЛОСНОЕ ПЕНИЕ — ЭТО ОДНА ИЗ ФОРМ АНГЕЛЬСКОГО ПЕНИЯ. ИДЕЯ ТРОИЦЫ С БЕССМЕРТНОЙ РУБЛЕВСКОЙ ИКОНЫ ПЕРЕХОДИТ В МУЗЫКУ. НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ ТЕПЕРЬ ПОРУЧАЮТСЯ ТРЕМ ЮНОШАМ, КОТОРЫХ НАЗЫВАЛИ ИСПОЛАТЧИКАМИ ( ИСПОЛАТЧИК —ОТ ГРЕЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ «ИСПОЛЛА ЭИ ДЕСПОТА» — МНОГИЕ ЛЕТА ТЕБЕ, ГОСПОДИН).
Слайд 8
Певчие школы.
Слайд 9
Т РОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ ИСПЫТАЛО ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА (ИМЕЕТСЯ В ВИДУ РУССКАЯ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ). Т РОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ — ЭТО ТОЖЕ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ, КОГДА ТРИ ГОЛОСА ПЛАВНО ТЕКУТ, КАК ТРИ ЛЕНТЫ, ТО ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ, ТО ИДЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО. К XVI В. СЛОЖИЛОСЬ ДВА ТИПА МНОГОГОЛОСИЯ: 1) ДЕМЕСТВЕННОЕ, ИМЕВШЕЕ ОСОБУЮ ДЕМЕСТВЕННУЮ НОТАЦИЮ; 2) ТРОЕСТРОЧНОЕ (СТРОЧНОЕ), КОТОРОЕ ЗАПИСЫВАЛИ ЗНАМЕННОЙ НОТАЦИЕЙ, ПРИЧЕМ ГОЛОСА НА СТРОКЕ ЗАПИСЫВАЛИСЬ ПООЧЕРЕДНО КРАСНЫМ И ЧЕРНЫМ ЦВЕТОМ.( В ДРЕВНЕРУССКИХ ПЕВЧЕСКИХ РУКОПИСЯХ НАПЕВ ВЫРАЖАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНОГО ВИДА НОТНЫХ ЗАПИСЕЙ (НОТАЦИЙ).) С РЕДИ БЕЗЛИНЕЙНЫХ НОТАЦИЙ ГЛАВЕНСТВУЮЩИМ ВИДОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАМЕННАЯ (ОТ ДРЕВНЕРУССКОГО "ЗНАМЕНА" - ЗНАК). В XVI ВЕКЕ ПОЛУЧИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ДРУГИЕ НОТАЦИИ - ДЕМЕСТВЕННАЯ И ПУТЕВАЯ - ОНИ ТАКЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕКОТОРЫМ ЧИСЛОМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОПИСЕЙ И ОТДЕЛЬНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ В ЗНАМЕННЫХ РУКОПИСЯХ.
Слайд 10
Нотные записи
Слайд 11
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ ОДНИМ ИЗ ПРИЗНАКОВ ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПЕСНОПЕНИЙ БЫЛ СПОСОБ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ. ЭТИХ СПОСОБОВ ЧЕТЫРЕ — ХОРОВОЕ ПЕНИЕ , СОЛЬНОЕ , РЕСПОНСОРНОЕ (ПЕНИЕ СОЛИСТА С ПРИПЕВАМИ ХОРА ИЛИ НАРОДА) И АНТИФОННОЕ . ЕСЛИ РАСПОЛОЖИТЬ ЖАНРЫ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАЖДОГО ЖАНРА), ТО ЭТОТ СПИСОК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: ПСАЛМЫ, ТРОПАРИ, КОНДАКИ, СТИХИРЫ, ИРМОСЫ, КАНОНЫ . ПРОСТЕЙШИЙ ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕВЧЕСКИЙ ЖАНР — ЭТО РАСПЕВНОЕ ЧТЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ И СВЯЩЕННЫХ КНИГ, СВЯЗАННОЕ С ДРЕВНЕРУССКИМИ БЫЛИНАМИ И ПЛА- ЧАМИ. ОСОБОЕ МЕСТО В РУССКОЙ ГИМНОГРАФИИ ЗАНИМАЛИ ПЕСНОПЕНИЯ, СОПРОВОЖДАВШИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВА И СВЯЗАННЫЕ С РИТУАЛОМ. ЭТИ ПЕСНОПЕНИЯ ЯВЛЯЛИСЬ, КАК ПРАВИЛО, МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬМИНАЦИЕЙ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕВЧЕСКОГО ЦИКЛА. К ПЕСНОПЕНИЯМ ДАННОГО ТИПА ОТНОСЯТСЯ: ХЕРУВИМСКИЕ ПЕСНИ (ОНИ НАЧИ- НАЮТСЯ СО СЛОВ «ИЖЕ ХЕРУВИМЫ); АЛЛИЛУАРИИ (ПОВТОРЯЕМЫЙ В ПРАВОСЛАВИИ ТРИ РАЗА И ОБРАЩЕННЫЙ КО ВСЕМ ТРЕМ ИПОСТАСЯМ ТРОИЦЫ ПРИПЕВ «АЛЛИЛУЙЯ» В ПЕРЕВОДЕ С ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЕТ «ХВАЛИТЕ ГОСПОДА»);
Слайд 12
И ТАК, ДО XVII В. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ СВОДИЛАСЬ К ЦЕРКОВНЫМ ПЕСНОПЕНИЯМ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Ц ЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ ОСНОВЫВАЛОСЬ НА ПРИНЦИПАХ ОСМОГЛАСИЯ И МОНОДИИ, НА СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ КАНОНА. Д О XVI В. ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКА БЫЛА АНОНИМНОЙ (ИМЕНА ПЕРВЫХ ИЗВЕСТНЫХ НАМ КОМПОЗИТОРОВ ОТНОСЯТСЯ К XVI В.). П ЕРЕМЕНЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ XVII В., СВЯЗАННЫЕ С ПОЯВЛЕНИЕМ СВЕТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ, С УСИЛЕНИЕМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ, ПРИОБРЕЛИ НЕОБРАТИМЫЙ ХАРАКТЕР.
Слайд 13
М ОЖНО СОЖАЛЕТЬ ОБ УШЕДШЕЙ В НЕБЫТИЕ ДУХОВНОСТИ, ОБ УТРАЧЕННЫХ ОТЧАСТИ ТРАДИЦИЯХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ, НО ПРИДЕТСЯ ПРИЗНАТЬ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПРИХОДА НОВОГО. М УЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО ОТКРЫЛА ДОРОГУ СВЕТСКИМ ЖАНРАМ (ОПЕРА, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА), СПОСОБСТВОВАЛА СТАНОВЛЕНИЮ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ XVIII—XIXВВ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ «СЛАДКОЗВУЧНАЯ» МЕЛОДИЯ ВТОРГАЛАСЬ И В ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ, БЛАГОДАРЯ ТВОРЧЕСТВУ ЧАЙКОВСКОГО, РАХМАНИНОВА, ЧЕСНОКОВА, ДРУГИХ ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Н О ОБРАЗЦАМИ ДЛЯ НИХ ОСТАВАЛИСЬ ДРЕВНЕРУССКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ, ВЕЛИ- ЧЕСТВЕННЫЕ ЗНАМЕННЫЙ И ДЕМЕСТВЕННЫЙ РАСПЕВЫ. П РЕЕМСТВЕННОСТЬ СОХРАНИЛАСЬ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, И В ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКЕ.
Золотая хохлома
И тут появился изобретатель
Всему свой срок
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?