Однажды я смотрела мультфильм. Он был такой веселый, герои так легко в нем двигались. И я подумала, а легко ли снять мультфильм? Сколько людей задействовано в съемке? Сколько времени потребуется, чтобы снять мультфильм? И можно ли снять мультфильм в домашних условиях?
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект ученицы 2 класса МБОУ НОШ №21 г. Южно-Сахалинска Тулуповой Софии | 865.24 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Город Южно-Сахалинск
Школа МБОУ НОШ № 21
Класс 2- Б
Направление: Естествознание
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Мультфильмы»
Автор работы:
Тулупова София
Руководитель:
Прощенко Наталья Анатольевна
Консультант: Тулупова Мария Борисовна ( мама)
2018
Содержание
теоретическая часть
- история возникновения мультфильмов
- какие бывают мульфильмы
- съемка мультфильма
практическая часть
- как мы снимали мультфильм дома
Кто не знает, что такое мультфильм? Это знают все. Мультфильмы бывают разные: короткие и полнометражные, для детей, для взрослых, для семейного просмотра, со смыслом и развлекательные... Они сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства. И взрослые, и дети любят смотреть мультфильм.
Однажды, я смотрела мультфильм. Он был такой веселый, герои так легко в нем двигались. И я подумала, а легко ли снять мультфильм? Сколько людей задействовано при съемке? Сколько времени требуется, чтобы снять мультфильм? И можно ли снять мультфильм в домашних условиях?
В этом и заключается АКТУАЛЬНОСТЬ моего проекта.
Таким образом, ОБЪЕКТОМ моего исследования будет являться мультфильм.
ЦЕЛЬ МОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить процесс съемки мультфильма, труден ли он или легок, долго ли длиться или достаточно нескольких часов.
В начале моего исследования я выдвинула ГИПОТЕЗУ: Процесс съемки мультфильма сложен и требует много времени, не смотря на то, что на экране все так легко и весело получается.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) Познакомиться с историей возникновения мультфильмов.
2) Изучить какие мультфильмы бывают.
3) Собрать информацию о процессе съемки мультфильма.
4) Самой снять мультфильм.
ДАТА И МЕСТО МОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследование проводилось с августа 2017 года по январь 2018 года.
МЕТОДИКА РАБОТЫ
Свою исследовательскую работу мы начали с поиска информации, а также с выполнения конкурсных работ, чтобы попасть в анимационную студию «Да», где преподаватели с детьми рисуют мультфильмы.
Затем мама дополнительно прошла обучение, чтобы мы смогли снимать мультфильмы не только с преподавателями в студии «Да», но и в домашних условиях.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Многие, наверное, думают, что анимация произошла после изобретения фото и кино камер. Как раз наоборот. Кинематограф справедливо нужно считать младшим братом мультипликации.
Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком до н.э.
В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.
В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.
Теневые представления в Китае
Первые попытки оживить изображение
В конце 17 века Атанасиусом Кирхером был придуман «чародейственный фонарь», прадедушка современного диапроектора (или фильмоскопа). Он представлял собой линзу, , позади которой зажигалась свеча, а за свечой имелся рефлектор. Перед линзой устанавливалась длинная лента с изображениями, которые проецировались на стену. Лента двигалась, изображения менялись.
В начале 19 века Жозеф Плато изобрел первый анимационный аппарат, который назывался анортоскоп. Затем ученый усовершенствовал свой аппарат и назвал его фенакистископ (от фенакс- обманщик и скоп-смотреть ). На дисках появились рисунки со стадиями цикличного движения (повторяющегося). Например, бегущая лошадь, прыгающий человек... При вращении механизмов рисунки быстро сменяют друг друга, и человеческому глазу кажется, что объект движется (прыгает или бежит)
Этот аппарат дорабатывали многие ученые. Например, барон Франц фон Ухациус соединил фенакистископ Плато и фонарь Керхера и получил проекционный стробоскоп, имевший до 100 изображений, которые помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой. За одну секунду сменялось 3-4 изображения, а весь показ длился 30 секунд. Барон фон Ухациус первым спроецировал анимированное изображение на экран.
В XIX веке процесс усовершенствования приспособлений для анимации происходит стремительно. Один механизм сменяет другой
Но днем рождения рисованной мультипликации считается 8 октября 1892 года. Именно в этот день знаменитый французский ученый Эмиль Рейно при помощи своего доработанного проектора показал широкой публике несколько анимационных роликов. А самового Эмиля Рейно считают отцом анимации.
В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был отснят один из первых мультфильмов. Автором его был Джордж Блэктон.
Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году Уолт Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вилли».
В нашей стране первый кукольный мультфильм появился в 1906 году, а рисованный – в 1924 году.
КАКИЕ БЫВАЮТ МУЛЬТФИЛЬМЫ
По длительности мультфильмы бывают короткометражные и полнометражные. Короткометражный мультфильм может в среднем длиться от 10 до 30 минут. А есть и такие короткометражки, которые не превышают 3-х минут.
Полнометражными мультфильмами принято считать такие, которые дляться более 40 минут. Первые полнометражные мультфильмы появились в 1935 году.
По техническому исполнению мультфильмы бывают рисованные, кукольные и 3D.
Самый популярный вид мультипликации по сей день – рисованная.
К рисованной мультипликации можно отнести калечную, бумажную перекладку и компьютерную графику.
Калечная аниммация означает, что все рисунки и фазы движения объектов рисуют на кальке, а затем снимают лист за листом.
При бумажной перекладке все герои рисуют а бумаге, затем вырезают их и двигают по заготовленному фону. Руки и ноги героя, его глаза и рот и даже и голова рисуются отдельно а потом двигаются, чтобы более точно передать фазы движения.
Очевидно, что мультфильмы с использованием компьютерной графики рисуют на компьютере.
Раньше чаще всего встречались мультфильмы калечные, нарисованные от руки.
Сейчас все современные рисованные мультфильмы создают на компьютере.
Принцип того, как делают рисованные мультфильмы и у тех, и у других одинаков. Многие современные авторские мультфильмы снимаются в бумажной перекладке.
Кукольные мультфильмы отличаются от рисованных тем, что фон, предметы окружения и герои –это сцена-макет и куклы-герои. Кукольные мультфильмы очень близки бумажной перекладке. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Допускается самый широкий выбор материала и техники выполнения декораций, фигур, объектов.
В России первый кукольный мультфильм был снят в 1906 году. Снял его Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра. В мультфильме были изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Съемки длились 3 месяца. За это время Ширяев протер ногами дыру в паркете, потому что постоянно ходил от камеры к декорациям и обратно. Что интересно, куклы в мультфильме не только ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе. Современные мультипликаторы до сих пор не могут разгадать секрет, как он это снимал, ведь кукол надо было как-то закрепить.
Отдельно стоит выделить пластилиновую анимацию. Все декорации и куклы лепятся из специального пластилина, которые не плавится под лампами. Раньше все действия героя снимали сразу на пластилиновом фоне с декорациями. В современных пластилиновых мультфильмах героя снимают отдельно от декораций на зеленом или синем фоне (называется хромокей), а затем при помощи компьютерных программ вставляют в отснятые отдельно декорации. Одним из знаменитых советских пластилиновых мультфильмов был «Пластилиновая ворона».
3D мультфильмы очень популярны в наше время. Они позволяют делать изображение объемным. Это очень дорогая технология, но именно 3D мультфильмы сегодня собирают полные залы в кинотеатрах.
Как делают 3D мультфильмы? Конечно же, здесь на помощь человеку приходят современные технологии. Картинка создается с помощью особых компьютерных программ.
Затем начинается монтаж. Обычно аниматор создает 4 секунды мультика в неделю - настолько это кропотливый процесс! Чтобы успеть вовремя, над мультфильмом обычно работают десятки аниматоров.
Первыми, кто выпустил 3-D мультфильмы была студия PIXAR.
СЪЕМКА МУЛЬТФИЛЬМА
Процесс съемки мультфильмов начинается задолго до самой съемки. Сначала над мультфильмом работает сценарист. Свой сценарий он может нафантазировать, а может взять из жизни. Например, прототипом главного героя может быть его сосед, который каждое утро гуляет с собачкой.
Например, написание сценария в анимационной студии «Да» начинается со сбора информации. Они устраивают конкурсные и отборочные задания. Задания не простые. Надо придумать комикс, определенный ключевыми моментами («Как мы нашли...» или «Что в моей жизни чересчур. Как это мне помогает или мешает») , придумать свой город и нарисовать катру потеводитель, придумать свое животное и нарисовать страницу из энциклопедии о нем. Иногда работы детей перекликаются друг с другом. Таким образом, выявляется тема, наиболее близкая многим ребятам. На основе выполненных заданий с учетом волнующих ребят вопросов и пишется сценарий.
История в сценарии должна быть не просто набором фраз и предложений, связанных между собой по смыслу. Сценарий, как литературное произведение должен подчиняться определенным законам, тогда его интересно будет читать, а мультфильм, снятый по нему, будет интересно смотреть. Во-первых, главный герой должен иметь строго определенную цель и торжественно нести ее через весь фильм. От того достигнет он ее или не достигнет зависит счастливый, несчастливый или открытый финал. Также герой должен иметь определенные характеристики как внешние (например, черты лица, рост, во что одет...), так и внутренние (например, добрый или злой, серьезный или смешливый, спешит помогать всем, кто просит о помощи или проходит мимо...). Обязательным условием содержательного сценария является изменение героя в конце истории. Например, в начале истории он обманывал, затем с ним произошли события, которые отучили его это делать, и в конце истории он понимает, как это плохо и обещает никогда этого не делать.
Сам сценарий должен иметь начало, где происходит знакомство главным героем, затем в нем должна присутствовать завязка (событие, случай, конфликт, который ставит героя в непривычные для него условия и вынуждает его на какие-то новые для него действия). Затем, основываясь на завязке в сценарии должны быть перепетии. Это действия главного героя, его приключения, спровоцированные событием и результат от них. Количество приключений зависит от фантазии автора. Перепетии должны занимать большую часть истории. И каждое предыдущее событие в череде перепетий провоцирует следующее, как снежный ком. И каждое новое действие героя должно усиливать эмоции читателя (если это печатное произведение) или зрителя (если это мультфильм или фильм). Вслед за перепетиями должна идти кульминация. Это самый сложный момент для героя произведения. Та ситуация, когда от главного героя и его действий зависит все. И мы не знаем, как он поступит, или знаем, но не верим, что получится. Или верим, что получится, но он, вдруг, поступает не так, как мы предполагали. Или видим, что все потеряно, но в одну секунду присходит что-то невероятное, и мы с облегчением выдыхаем, что все наладилось. И можно больше так сильно не переживать. Затем, после кульминации следует развязка. Это окончание произведения.
После того, как сценарий написан, он отправляется к режиссеру. Режиссер-это коллекционер действительности. До того, как он примется руководить съемкой мультфильма по сценарию, он ходит и наблюдает за проходящими мимо людьми, природными явлениями, живыми и неживыми объектами. Все свои наблюдения он записывает в специальную книжечку, а затем он их может применить во время съемки. Например, одиночество главного героя он может подчеркнуть , добавив в мультфильм пожухлый осенний лист, одиноко кружащий на ветру и дрожащий, как-будто от холода.
Режиссер продумывает, как будет ходить герой, как он будет смеяться, падать и катиться кубарем.... Подбирает выразительные детали для него и присущие ему выссказывания, основанные на характере героя. Также режиссер рисует ключевые кадры, указывает, где должен находится герой, что он должен делать. Это называется раскадровка. Он также разрабратывает производственный план, где отмечает, в каком кадре что должно появиться, а что быть убрано.
Это раскадровка преподавателя из студии «Да».
Дальше в дело вступают художники. Для кукольного мультфильма они создают кукол, для рисованного- рисуют героев. Когда все готово, начинается покадровая съемка мультфильма. Люди, которые снимают мультфильм называются аниматоры. Снимают аниматоры не на камеру, а на фотоаппарат. Они настраивают фокус, приближают, если надо , находят нужный ракурс. Аниматор меняет позу куклы или бумажного героя, а затем фотографирует. И это очень длительный процесс, ведь движения куклы от кадра к кадру должны быть минимальны, чтобы в самом мультфильме они казались плавными и естественными. Чтобы в кукольном мультфильме герои или предметы летали, подпрыгивали, падали или повисали в воздухе, аниматоры пользуются специальными приспособлениями, леской или металлическими конструкциями.
После того, как мультфильм отснят, все ненужные детали удаляют в специальной программе-редакторе. В программе для монтажа кадры мультфильма собирают в целостное видеопроизведение. А после его озвучивают. Интересно, что для озвучки приглашают актеров, которые похожи на персонажей по характеру. Как и в фильме, сначала актер знакомится со своим персонажем: изучает его особенности и характеристики, чтобы потом, во время озвучивания подчеркнуть характер и настроение героя голосом и интонацией. Процесс озвучивания происходит в специальной закрытой комнате, стены которой обиты специальным материалом. Все это нужно для того, чтобы никакие посторонние звуки не попали в мультфильм. Если в кадре нужны какие-то дополнительные звуки, используют подручные материалы. Например, звук грозы можно изобразить, пошевелив большой лист металла. За всем процессом следит звуко-режиссер.
В мультфильмах для широкого зрителя за каждый процесс отвечают разные люди:
- за сценарий-сценарист,
- за съемку и постановку- режиссер-постановщик и аниматоры,
- за монтаж- монтажеры,
- за озвучку- звуко-режиссер.
Процесс этот длительный и очень кропотливый.
В студии «Да» все роли, кроме художников и аниматоров, берут на себя преподаватели. Они пишут сценарий, рисуют раскадровку и руководят процессом съемки, а также осуществляют монтаж и руководят озвучиванием мультфильма.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
КАК МЫ СНИМАЛИ МУЛЬТФИЛЬМ ДОМА
К сожалению, мы не можем показть вам мультфильмы, снятые с другими ребятами в студии «Да», но вы их можете посмотреть в открытой группе в ВК.
Но мы можем показать мультфильм, который мы сняли дома с мамой. В нашем мультфильме роль сценариста, режиссера-постановщика и звуко-режиссера взяла на себя Тулупова Мария Борисовна (мама). Она придумала сценарий, нарисовала раскадровку и написала производственный план. Поскольку время было ограничено, да, и это наш первый мультфильм, сценарий у нас коротенький, и не соответствует необходимой структуре, о которой говорилось выше. Тулупова София с братом, Тулуповым Александром, рисовали фон и вместе с мамой изготавливали декорации и главного героя нашего мультфильма-бабочку. Тулупов Александр был оператором –снимал на фотоаппарат, а Тулупова София была аниматором – двигала объекты и героя мультфильма. Для озвучивания мы взяли звуки из фонотеки, предоставленной студией «Да», а стихотворение читала Тулупова София. (просмотр мультфильма). Следует сказать, что для этого коротенького мультфильма было снято около 100 кадров.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей работы, я поняла, что процесс съемки мультфильма довольно длительный и кропотливый.В нем задействованы десятки человек. Создание мультфильма начинается задолго до его съемки и не заканчивается, когда снят последний кадр.
Моя гипотеза о том, что процесс съемки легок и не требует много времени, не подтвердилась.
В целом, я довольна своей работой, потому что в ходе исследования я узнала много интересного. А, также, мне очень понравилось снимать мультфильмы
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Композитор Алексей Рыбников
Как нарисовать ветку ели?
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Весёлые польки для детей
Ласточка