презентация подготовлена для школьной НПК
Вложение | Размер |
---|---|
sofizmy_i_paradoksy.ppt | 201.5 КБ |
Слайд 1
Софизмы и парадоксы в математике Руководитель проекта: Савакова Татьяна Викторовна учитель математики МАОУ «СОШ № 42» Авторы : Садыгов Артур и Сухоребров Николай ученики МАОУ « СОШ № 42 »Слайд 2
Почему мы взялись за эту работу? Поиск заключенных в софизме ошибок, ясное понимание их причин ведут к осмысленному постижению математики и, кроме того, показывает, что математика – это живая наука. Надеемся, что наш проект будет интересен и принесёт вам пользу.
Слайд 3
Цель и задачи. Цель: 1) Дать определение софизмам и парадоксам. 2) Определить сферу их применения. 3) Понять в чем различие и сходство между софизмами и парадоксами. 4) Выяснить, как разбор математических софизмов развивает умение и навыки логического мышления. Задачи: привести примеры софизмов и парадоксов. разобрать несколько примеров. понять, как найти ошибку в них . проведя разбор софизмов, сделать вывод.
Слайд 4
Софизм (от греч. слова, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») – это рассуждение, формально кажущееся совершенно безупречным, но содержащее на самом деле ошибку, в результате чего конечный вывод оказывается абсурдным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Софизмы
Слайд 5
В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos , означающего мудрость) – мыслители, люди, авторитетные в различных вопросах. Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения. А теперь немного истории…
Слайд 6
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Пример софизма: - 5 есть 2+3 («два» и «три»). Два – число четное, три – нечетное, выходит, что пять – число и четное и нечетное. Математические софизмы
Слайд 7
Парадокс (греч. "пара" - "против", "докса" - "мнение") близок к софизму . Но от него он отличается тем, что это не преднамеренно полученный противоречивый результат. Парадокс – странное умозаключение, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу, на самом деле справедливо. Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь. Парадоксы
Слайд 8
Это парадоксы, которые затрагивают сферы логики и здравого смысла. Казалось бы, парадокс - и парадокс себе, и стоит ли сильно по его поводу переживать. Однако некая легенда гласит, что древнегреческий философ Кронос, не в силах разрешить его, умер от огорчения. Логические парадоксы
Слайд 9
Этот древнегреческий логический парадокс имеет множество вариаций. Мы приведём одну из них. Человек произносит: « Я лгу» . Он обманывает или говорит правду? С одной стороны, он говорит неправду, т.к. это утверждает. Но это означает, что он утверждает правду, а, следовательно, лжет. «Парадокс лжеца»
Слайд 10
Разбор математических софизмов и парадоксов Чем полезны софизмы и парадоксы? Разбор софизмов и парадоксов: развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления, помогает сознательному усвоению математического материала, развивает наблюдательность, вдумчивость.
Слайд 11
Разбор математических софизмов и парадоксов В нашей работе мы рассмотрели несколько математических софизмов и парадоксов, и сейчас приведём разбор некоторых из них.
Слайд 12
Софизм «Пять равно шести» Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54. В каждой части вынесем за скобки общий множитель: 5(7+2-9)=6(7+2-9). Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка? Разбор софизма. Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число 7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать. Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.
Слайд 13
Софизм « Полный стакан равен пустому» Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Верно ли приведенное суждение? Где ошибка? Разбор софизма . Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.
Слайд 14
Имеется утверждение: разница между "кучей" и "не кучей" не в одном элементе. Возьмем некоторую кучу, например, орехов. Теперь начнем брать из нее по ореху: 50 орехов - куча, 49 - куча, 48 - тоже куча и т.д. Так дойдем до одного ореха, который тоже составит кучу. Вот тут-то и парадокс – сколько орехов бы мы не взяли, они все равно будут кучей. Такое рассуждение нельзя применять, так как не определено само понятие «куча». «Парадокс кучи»
Слайд 15
Какая линия исчезла и куда? После небольшого размышления становится ясно, что никакая отдельная линия после передвижения не исчезает и не появляется. Просто каждая линия становится чуточку длиннее и на глаз незаметно. Так что исчезновение 10-й палочки только на первый взгляд кажется загадочным. Парадокс «Загадочное исчезновение»
Слайд 16
Заключение Итак мы познакомились с увлекательной темой, узнали много нового, научились решать задачи на софизмы, находить в них ошибку, разбираться в парадоксах. Тема нашей работы далеко не исчерпана. Мы рассмотрели лишь некоторые, самые известные примеры софизмов и парадоксов. На самом деле их намного больше.
Слайд 17
ВСЕМ СПАСИБО! На лечение : QIWI +79526503311 +79991257326
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Пятёрки
Карандаши в пакете
10 осенних мастер-классов для детей
Филимоновская игрушка