Рецензия
на научно-исследовательскую работу по теме
«Дети войны»,
выполненной учащимся 10 класса МАОУ «Цаган-Моринской СОШ»
Доржонова Марата.
Общая оценка работы на предмет соответствия теме, ее актуальности и новизны: Работа представляет собой оригинальное самостоятельное исследование, посвященное проблеме всего человечества. Содержание работы соответствует заявленной теме.
Актуальность исследования не вызывает сомнений, потому что с каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге.
Оценка владения учащимися материалом: Необходимо отметить достаточно большое количество рассмотренных, проанализированных и описанных автором в работе концепций. Об этом свидетельствует список использованной литературы.
Анализ методов исследования: Автором самостоятельно отобраны и проанализированы материалы, проведен социальный опрос. В исследовательской части собственные мысли и суждения, выводы представляются логичными и обоснованными.
Соответствие стиля и оформления работы: Текст работы изложен на 13 листах машинописного текста и включает в себя введение, 3 главы: основную часть, исследовательскую часть, заключение и приложение. Такая структура работы представляет логическую взаимосвязь всей информации и исследовательской части.
Обоснованность выводов: выводы соответствуют теме, которые приведены в заключении.
Общая оценка работы: Как видно из всего, сказанного выше, в рецензируемой работе автор обнаруживает навыки самостоятельного научного поиска (умение решать поставленные задачи). Выполненное автором исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследовательским работам.
Рецензент: учитель истории и обществознания Шойдонова Саяна Шойдоновна
Дата: «27» января 2018 г. Подпись ______ /________________/
Вложение | Размер |
---|---|
npk_marat_2.doc | 658.5 КБ |
marat.ppt | 2.04 МБ |
Муниципальное казенное учреждение
«Закаменское районное управление образованием»
МАОУ «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
Районная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Секция «История»
Дети войны
(Направление «История Бурятии: Бурятия в годы Великой Отечественной войны»)
Выполнили: Доржонов Марат,
ученик 10 класса.
Руководитель: Шойдонова С.Ш.
учитель истории и обществознания
МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»
2018
Содержание работы:
1.Введение……………………………………………………………....1
2. Основная часть……………………………………………………….4
2.1. Основные факты во время войны………………………………...4
2.2. Из воспоминаний………………………………………………….5
2..2. Архивные материалы…………………………………………......8
3.1.Война и современные дети……………………………………….8
Список использованной литературы………………………………...12
Приложение…………………………………………………………....13
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
1. Введение.
Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны, военная история моего края. Разговаривая с одноклассниками, друзьями, мы выяснили, что у многих из нас дедушки и бабушки родились в 30-егоды, то есть, их детство проходило в годы фашистской оккупации в крае. Но мало кто знает, что наши близкие перенесли в военное лихолетье, с какими трудностями и невзгодами им пришлось столкнуться, каковы их детские впечатления о той страшной войне. И я решил узнать у живых свидетелей войны об их детстве, которое проходило в эти суровые годы.
Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира – вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».
Я выбрал эту тему, потому что я сам ребёнок, и я не хочу войны, а также мне не безразлична судьба тех людей, что живут рядом со мной, людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.
Как же жили тогда, дети войны?
Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры.
Гипотеза:
Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, детей шестидесятых и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха .
Цель исследования:
Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства; восстановить связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, и не только. Хочу провести параллель между детством, опаленным войной и сегодняшним детством, детством моих сверстников.
Объект исследования:
События Великой Отечественной войны периода на территории Республики Бурятия, в частности с. Цаган-Морин, Закаменского района.
Предмет исследования:
Условия жизни детей моего села в период Великой Отечественной войны и вклад в дело борьбы с фашизмом.
Хронологические рамки: период Отечественной войны с 1941 по 1945 годы.
Задачи работы:
1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;
2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;
3.Рассказать о жизни детей в период войны;
4. Научить современных детей уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.
Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.
Методы исследования:
Теоретические исследования:
1.изучение теории вопроса на основе литературных источников
2. Описательный метод
Практический исследования:
1. анкетирование
Проблема исследования:
Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.
О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Они, также как и я , учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет. В своей книге «Герои и судьбы» А. Недогонов пишет:
Мы книги читали о счастье – они их сжигали в огне;
Мы ставили звезды на елках – они на еврейской спине.
Мы ландыши рвали руками – они их срезали ножом,
Стрижей мы ловили силками- они их сбивали ружьем…
Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря…
Некоторым повезло, они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою родину.
Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.
О Великой Отечественной войне написано очень много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидел, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.
2.Основная часть.
2.1. Основные факты во время войны.
Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Что такое «27 миллионов»? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это страшные для нас и вообще для любого нормального человека цифры. Дети и война – на первый взгляд два несовместимых понятия. Но несмотря ни на что дети жили и работали наравне с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны»– так называют сегодняшних 67-85-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. Казалось, что настоящая победа куется там, на фронте, а в тылу тихо, спокойно и безопасно. Конечно, это было не так. Как бы воевали солдаты без продовольствия, обмундирования, оружия, без моральной поддержки жен.
Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию.
2.2.Из воспоминаний:
Чимитова Леонида Лубсановича родился 9 февраля 1934 года. Трудно вспоминать свое детство Леониду Лубсановичу, со слезами и выпитой таблеткой перед беседой рассказывает Леонид Лубсанович. Больно вспоминать, снова переживая те далекие события… «Жилось тяжело. Мы, маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, суп из крупы. Весной рвали лебеду и поливали крапиву, наблюдая за тем, чтобы никто чужой её не сорвал, ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было.
Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.
Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и мы, пионеры и школьники села. Работали в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов. С фронтов шли неутешительные сводки. Каждый день радио и газеты сообщали о сдаче городов и сел противнику. Уборочная кампания затягивалась. Хозяйства, не теряя времени, вывозили хлеб на элеваторы. Основным средством перевозки были воловьи упряжки, а погонщиками – ребятишки 7 -14 лет.
Воспоминания Банзаракцаева Содбо Бназаракцаевича вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез.
«Мне было 13 лет. Война застала меня в поле, косили сено. Я на лошадях подбирал сено за трактором. Пришлось снимать моторы, они были нужны военной технике.
Моего брата забрали на фронт, а его жену приходилось прятать, так как он был коммунистом. Немцев мы ненавидели страшно, ведь в каждой семье были и погибшие, и пропавшие без вести».
Из «Истории Закаменского района» я узнал о том, что когда в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, ребята нашего района в нём приняли самое активное участие. Нетрудно представить, какую радость подарки доставляли воинам – фронтовикам. Как правило, каждая посылка с подарками фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира.
Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников.
Пионеры и школьники многих городов и сёл страны не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за рамки существовавших движений. Об этом свидетельствуют многие примеры.
Рассказ Шираповой Дари Батуевны потряс меня до глубины души. Детство её пришлось на не менее страшные послевоенные годы. С трудом, сдерживая слезы, Дари Батуевна рассказывала: « Родилась в селе Бортой. Мама умерла рано. Поэтому отец женился во второй раз. Но мачеха не признала меня, всячески старалась загрузить работой, кормила мало. Семья была большая. Варила суп в большом чугунке в печи. Вставала рано, чтобы наколоть дров, растопить печь, приготовить обед. Мачеха не жаловала падчерицу. А после гибели отца и вовсе отказалась от неё. Забрали девочку дальние родственники.
Дари Батуевна, рассказала о том, как сложилась её жизнь и после войны. В школе они с ребятами поставили перед собой задачу оказывать помощь семьям фронтовиков.
“Мы решили позаботиться о детишках – дошкольниках, отцы которых погибли на фронте, а матери работают. Наши ребята убрали дворы таких домов, сажали огород. Мы посадили деревца в школе, ухаживали за ними, чтобы все они быстро принялись. Потом мы разбили несколько цветочных клумб, а вдоль дорожек посеяли просо. Наш школьный двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим школьникам.
Ребята постарше занимались с малышами. Придумывали разные интересные игры, читали им вслух книги и водили на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром.
Моих близких и самых дорогих родственников тоже война не обошла стороной. Мою прабабушку зовут Доржонова Сэсэг Хандуевна. Она на фронте не была, но трудилась в тылу. Когда началась война, ей было всего лишь 15 лет. Но она уже трудилась в колхозе: собирала картошку, помогала взрослым на сенокосе. Всегда хотелось есть, а кушать было почти нечего, потому что все отправляли на фронт для победы. В школу она ходила за 5 -7 километров. Из школы она несла домой для младшей сестры кусочек хлеба, а та ее всегда встречала. Моя бабушка знает не понаслышке цену хлеба, поэтому она и нас учит тому, что хлеб всему голова.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.
2..2. Архивные материалы.
Из «Истории Закаменского района» я узнал, что с воинами – фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники. В своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко – фашистских захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья. Они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.
Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, наши ребята района в нём приняли самое активное участие. Нетрудно представить, какую радость подарки доставляли воинам – фронтовикам. Как правило, каждая посылка с подарками фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира.
Из архивных источников я узнал, что в первые дни войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали– не просили! Убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.
Работая над этой темой, я очень хотел узнать, насколько хорошо знают историю родного края мои сверстники, обучающиеся со мной в одной школе, «Если мы войну забудем, вновь придет война». С этой целью я провел тестирование учащихся школы, анкетирование, а также попросил младших школьников нарисовать рисунки. Хочу отметить, что вопросы, которые я предложил учащимся, их заинтересовали. Ни у кого мои анкеты не вызвали недоумения. Результаты анкетирования таковы:
Тест «Что Вы знаете о ВОВ?»
Принимали участие 30 учащихся нашей школы. Было предложено 8 вопросов по основным датам ВОВ.
Результаты анкетирования:
1вопрос: 100% ответили правильно, это говорит о том, что учащиеся хорошо знают когда началась Великая Отечественная война
2вопрос:75% ответили правильно, они знают, в каком месяце, началась война, 25% ответили неверно
3вопрос:100% ответили верно, ребята знают, с кем воевали наши солдаты
4 вопрос:100% ответили верно. Учащиеся хорошо помнят, когда закончилась война
5вопрос: 50% хорошо знают день водружения знамени Победы над Рейхстагом, 50% дали неправильный ответ
6вопрос: 100% ответили правильно, они знают, в какой день празднует наша страна День Победы
7вопрос: 25% ответили верно, дали правильный ответ, почему война называется Великой Отечественной, 75% ответили неверно
8 вопрос:100% ответили верно, ребята знают, как называлась наша страна во время Вов.
Вывод: Результаты анкетирования показали, что учащиеся нашей школы знают о Великой Отечественной войне, они обладают хорошими знаниями, связанные с памятными датами. Мало учащихся знают подробности военных лет на нашей территории. Интерес у учащихся к нашей работе свидетельствует о достаточном уровне патриотического воспитания в нашей школе.
Рисунки «Война, какой вы ее видите?»
Принимали участие обучающихся нашего объединения «Радуга».
Вывод: Для своих рисунков дети выбрали серые, черные и коричневые цвета. Это значит, что тема рисунка их совсем не радует. Война приносит только слезы и печаль, а дети – это радость. Поэтому можно сказать что «дети» и «война» два несовместимых слова.
4. Заключение.
Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…
Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. О лакомствах они не имели понятия, очень многие из них воспитывались без отцов. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.
Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.
Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.
Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей работы я положила воспоминания старожилов нашего села. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.
Несмотря на никакие трудности, ветераны живут. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.
В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Прежде всего, это “Зарница. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.
Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.
Приложение 1
Вопросы анкетирования
1) Когда началась Великая Отечественная война?
2) В каком месяце, началась война.
3) С кем воевали наши солдаты?
4) Когда закончилась война?
5) День водружения знамени Победы над Рейхстагом?
6) В какой день празднует наша страна День Победы?
7) Почему война называется Великой Отечественной?
8) Сколько детей войны в нашем селе?
Вывод: Результаты анкетирования показали, что учащиеся нашей школы знают о Великой Отечественной войне, они обладают хорошими знаниями, связанные с памятными датами. Мало учащихся знают подробности военных лет на нашей территории. Интерес у учащихся к нашей работе свидетельствует о достаточном уровне патриотического воспитания в нашей школе.
Приложение 2
Чимитов Леонид Лубсанович
Данзанова Зоя Доржиевна
Найданова Зинаида Гармаевна
Бадмаев Содбо Банзракцаевич
Список литературы
Алещенко Н. М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985
Бурчик С. В. Подвиг переживёт века / Издательство – полиграфическое предприятие “Советская Сибирь” 1955
Виноградов И. В. Герои и судьбы / Лениздат 1988
Гришин В. Г. Великая Отечественная в письмах / Москва Издательство политической литературы 1983
Караев Владимир. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне / Москва “Молодая гвардия” 1982
Корольков Юр. Партизаны Лёня Голиков / Новосибирское книжное издательство 1988
Максимова Э. дети военной поры / Москва Издательство политической литературы 1988
Комсомольская правда №28, 3 февраля 1990
Конвенция о правах детей.
Слайд 1
Муниципальное казенное учреждение «Закаменское районное управление образованием» МАОУ «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа» Районная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Научно-исследовательская работа на тему: «Дети войны» Выполнил: Доржонов М., ученик 10 класса Руководитель: Шойдонова С.Ш, учитель истории и обществознанияСлайд 2
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что войны и мира – вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».
Слайд 3
Цель работы : доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства; восстановить связь между поколениями, содействуя передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.
Слайд 4
Задачи работы: 1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны. 2. Провести опрос ветеранов участников тылового фронта по сущности проблемы. 3.Рассказать о жизни детей в период войны. 4. Научить уважать и почитать старшее поколение, обожженное войной.
Слайд 5
Методы исследования: Теоретические исследования: 1.Изучение теории вопроса на основе литературных источников 2.Описательный метод Практические исследования: 1.Анкетирование 2.Интервьюирование 3.Графический метод 4.Метод сравнительного анализа
Слайд 7
Бадмаев Содбо Банзракцаевич Чимитов Леонид Лубсанович Данзанова Зоя Доржиевна Найданова Зинаида Гармаевна
Слайд 9
Заключение: Дети войны - самые мужественные дети. Дети, почувствовавшие войну на вкус. И я мечтаю, чтобы подобных страданий для детей никогда больше не повторялось. Я верю в светлое, мирное будущее. И низкий поклон всем тем, кто пережил эти страшные годы и спасибо всем тем, кто боролся за наше будущее.
Слайд 10
Спасибо за внимание!!!
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Заповеди детства и юности
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Филимоновская игрушка
Три коробки с орехами