Математика проникает почти во все области деятельности человека. Тесную связь геометрии и алгебры нельзя игнорировать. Французский математик София Жермен писала: «Алгебра-не что иное, как записанная в символах геометрия, а геометрия-это просто алгебра, воплощенная в фигурах». Решение задач -это сердцевина, смысл и внутренняя пружина самой математики. В данной работе рассматривается решение некоторых алгебраических задач методами, основанными на наглядной геометрической интерпретации, то есть с привлечением знаний геометрии, а именно подобия треугольников.
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_metodom_podobiya.docx | 60.68 КБ |
«Решение алгебраических текстовых задач на движение
методом подобия»
Введение.
Математика проникает почти во все области деятельности человека. Тесную связь геометрии и алгебры нельзя игнорировать. Французский математик София Жермен писала: «Алгебра-не что иное, как записанная в символах геометрия, а геометрия-это просто алгебра, воплощенная в фигурах». Решение задач -это сердцевина, смысл и внутренняя пружина самой математики. В данной работе рассматривается решение некоторых алгебраических задач методами, основанными на наглядной геометрической интерпретации, то есть с привлечением знаний геометрии, а именно подобия треугольников. Понятие подобия, является одним из важных понятий геометрии. Оно имеет большое образовательное и практическое значение. Подобие используется при определении расстояний до недоступных предметов, в устройствах различных измерительных инструментов и приборов. Проблема: где же еще можно применить эти важные моменты? Объект исследования-алгебраические задачи на движение. Предмет исследования- применение метода подобия при решении задач на движение. В основу работы была положена следующая гипотеза: если применить метод подобия при решении задач на движение, то можно в разы сократить время на их решение.
Цель: рассмотреть метод подобия в решении задач на движение.
Задачи:
Методы исследования:
Актуальность темы состоит в необходимости интеграции алгебры и геометрии, а также в применении знаний геометрии в жизни. Новизна данной работы заключается в подборе, составлении и решении задач по теме исследования, а теоретическая и практическая значимость работы состоит в использовании на факультативах, а также для подготовки к олимпиадам и экзаменам, ведь при решении заданий во время тестирования, безусловно, имеет значение не только его правильность, но и быстрота решения.
Глава 1. Теоретические моменты.
В современной математике существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, геометрический, логический, практический. Можно решить задачу схематическим способом - это значит найти ответ на требование задачи, как правило, с помощью схем, графическим способом – т.е. решить задачу с помощью графиков в прямоугольной системе координат.
Дадим краткую характеристику некоторых методов решения текстовых задач, которые наиболее часто встречаются в школьном курсе математики.
Арифметический метод. Решить задачу арифметическим методом – значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту же задачу во многих случаях можно решить различными арифметическими способами. Задача считается решенной различными способами, если её решения отличаются связями между данными и искомыми, положенными в основу решений, или последовательностью использования этих связей.
Алгебраический метод. В науке данный метод трактуется как метод буквенных вычислений. Решить задачу алгебраическим методом – это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или систему уравнений (или неравенств). Одну и ту же задачу можно также решить различными алгебраическими способами. Задача считается решенной различными способами, если для её решения составлены различные уравнения или системы уравнений (неравенств), в основе составления которых лежат различные соотношения между данными и искомыми.
Геометрический метод. Он состоит в том, что логическое доказательство или решение задачи направляется наглядным представлением, иногда доказательство или решение видно из наглядной картины.
Геометрическое представление (геометрическая модель) условия текстовой задачи возникают на основе геометрических знаний и геометрической интуиции. Построение и использование геометрических моделей в процессе решения текстовых алгебраических задач основаны на законах геометрии. Отсюда и название «геометрический метод».
Будем понимать геометрический метод, как метод, состоящий из двух приемов: конструктивного и конструктивно- аналитического .
Конструктивный прием предполагает выполнение всех построений чертежными инструментами на миллиметровой бумаге в клетку с использованием масштаба. Ответ задачи получается обычно приближенный, но приемлемый для практических целей, и находится он путем измерений длин отрезков или других элементов чертежа.
Конструктивно-аналитический прием позволяет выполнить чертеж схематически, от руки. Решение задачи в этом случае осуществляется аналитически: либо арифметическим путем с использование чертежа, либо путем составления уравнения, которое основывается на точных геометрических соотношениях (равенства, подобия, равновеликости и др.).
Таким образом, для решения алгебраической задачи геометрическим методом необходимо:
а) составить числовое выражение или уравнение (систему уравнений), неравенство (систему неравенств), используя геометрические соотношения полученных фигур;
б) найти значение числового выражения или уравнения, неравенства (системы уравнений или неравенств);
в) исследовать полученные решения: выяснить, удовлетворяют ли корни уравнения (системы уравнений), решения неравенства (системы неравенств) условию и требованию задачи, исчерпывают ли они все решения задачи и т.д.[1]
Рассмотреть или вспомнить вопросы подобия треугольников, признаки подобия треугольников без труда можно в учебниках для общеобразовательных школ.
«Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника соответственно равны сторонам другого».
Первый признак: «Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны».
Второй признак: «Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключённые между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны».
Третий признак: «Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого, то такие треугольники подобны».
В рассматривается большое количество задач на построение, на доказательство, на вычисление отношений и на решение.[2]
В (приложении 1) приведены некоторые задачи на подобие треугольников.
Системы уравнений, которые составляются на основании условий задач на движение, как правило, содержат такие величины, как скорости движущихся объектов, расстояние, время, ускорение, а также скорость течения воды (движение по реке).
Решая подобные задачи для различных типов движения нам необходимо определить некоторые особенности.
Для равномерного движения по прямой будут характерны следующие особенности:
Исследовав типы задач для различных типов движения можно разделить их на две группы –
В задачах на движение в одном направлении за неизвестную величину x чаще всего, наиболее рационально принимать наименьшую из величин или то, что необходимо найти. При этом не стоит забывать о том, что нам необходимо указать дополнительное условие, т. е. например, если это скорость, то она не может быть отрицательной или равной нулю. При решении задач с большим количеством информации целесообразно использовать таблицы:
|
После отбора информации из условия задачи и представления её в виде таблицы, составляем систему уравнений или неравенств, т. е. составляем два выражения, представляющие одну и ту же величину, и приравниваем их.
После нахождения неизвестных или нужной комбинации неизвестных, отбираем решения, подходящие по смыслу задачи.
Делаем вывод и записываем ответ на вопрос задачи.
Обычно часто необходимо узнать время встречи двух объектов, начинающих движение одновременно из двух точек с разными скоростями и движущихся навстречу друг к другу. Пусть расстояние между точками A и B равно s. Два тела начинают движение одновременно, но имеют разные скорости v1 и v2. Пусть C - точка встречи
В случае движения навстречу друг другу имеет: AC=v1 t, BC=v2 t, где t - время, которое они двигались. Сложим эти два равенства: AC+BC=(v1+v2 )t.Так как AC+BC=AB=s, то время, через которое они встретятся, равно: t=S/(v1+v2 ). Если же, например, первое тело начало движение на t1 раньше, чем второе, то AC=v1 (t+t1 ) и t=(s-v1 t1)/(v1+v2 ), где s1=v1 t - расстояние, пройденное первым телом до начала движения второго.(приложение 2)[3]
Глава 2. Практическая часть
Расстояние между городами А и В равно 900 км. Два поезда одновременно отправляются, один из А в В, другой из В в А. Они встречаются в пункте С. Первый прибывает в город В через 4 часа после встречи со вторым, а второй прибывает в А через 16 часов после встречи с первым поездом. Определите расстояние АС.
РЕШЕНИЕ1:
А______900км.________В. Пусть х км. расстояние АС, время до встречи-t ч.
А_________С__________В
1 поезд: все время t+4; Cкорость V=; расстояние АС=×t
2 поезд: все время t+16; скорость V=; расстояние АС=×16.
Расстояние АС одно и то же, значит
×t=×16.
900t(t+16) = (t+4)×900×16
t(t+16) = (t+4)16
t2+16t = 16t+64
t2=64
t=8 и t=-8, так как время величина положительная, то время до встречи равно 8 ч.
AC=
Ответ: 600 км.
РЕШЕНИЕ 2: Построим графики зависимости движения поездов.
AE- график движения 1-го поезда; BF- график движения 2-го поезда; С-точка встречи поездов.
Рассмотрим треугольники CDE и CNA, у них углы DCE и NCA равны как вертикальные; DEC и CAN накрест лежащие при параллельных прямых и секущей, значит треугольники подобны по двум углам.
(1)
Треугольник CDB подобен треугольнику CNF так же по двум углам.
(2)
Из (1) и (2) следует, ;
; t2=4×16; t=2×4=8, также t=-8 не удовлетворяет условию задачи, т.к. время выражается положительным числом.
Рассмотрим треугольники ABFи NCF, у них угол F –общий и треугольники прямоугольные. Треугольники подобны, значит ;
Ответ: расстояние АС=600 км.
Задача 2: Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 20 км, выехал велосипедист, а через 15 мин вслед за ним со скоростью 15 км/ч отправился другой велосипедист, который догнав первого, повернул назад и возвратился в А за 45 мин до прибытия первого велосипедиста в В. Найдите скорость первого велосипедиста. РЕШЕНИЕ (приложение 3).
Глава 3. Итоги социального опроса.
Исследуя данную тему меня заинтересовало, а как обстоят дела с решением задачи на движение у моих одноклассников, у старшеклассников, выпускников? Пользуются ли они какими-то методами решения задач кроме изучаемого алгебраического метода? Предложила ответить на следующие вопросы;
Опрос проводился среди 25 учащихся. Результаты представлены в (приложении 4)
В результате анкетирования выявлено, что малой части опрошенных нравиться решать задачи, проблема с решением задач на движение возникает практически у всех. Метод подобия не знаком никому.
Заключение
Данная работа на тему «Решение алгебраических текстовых задач на движение методом подобия» посвящена исследованию возможности решения задач методом подобия и преимущества геометрического решения в его наглядности, так как чертёж помогает глубже понять условия задачи.
Целью исследования было рассмотреть метод подобия в решении задач на движение. В основу работы была положена следующая гипотеза: если применить метод подобия при решении задач на движение, то можно в разы сократить время на их решение. В ходе исследования необходимо было выяснить, действительно ли метод подобия применим к решению текстовых алгебраических задач на движение, и что его наглядность очевидна. Были рассмотрены несколько задач, для которых подобрано решение и алгебраическим и геометрическим методами. Сравнили эти решения и попробовали применить данные способы для решения подобных задач. Применение геометрических методов позволяет развивать пространственное воображение, которое является основным для освоения материала в старших классах. Позволяет сократить время решения задач. Считаю, что гипотеза подтвердилась.
Разобранные задачи, знакомство с широким спектром применения метода подобия актуально сегодня, и думаю не потеряет актуальности в будущем.
Я. И. Перельман в своей работе «Занимательная алгебра» заметил: «Истинное знание математика состоит в умении так распоряжаться математическими средствами, чтобы избирать всегда самый прямой и надежный путь, не считаясь с тем, относится метод решения к арифметике, алгебре или геометрии». В ходе исследования было подобрано, и решено большое количество алгебраических задач геометрическими способами. Большинство из них приведены к общему случаю. Рассматривая и анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что алгебраические задачи, которые можно решать при помощи геометрических интерпретаций, очень часто встречаются, как на ЕГЭ, так и на вступительных экзаменах в ВУЗы, на олимпиадах по математике и в школьных учебниках. Мы убедились, что геометрия делает решение задачи наглядным, более простым, а, следовательно, интересным. Таким образом, цель работы достигнута. Видны перспективы дальнейшего исследования в данной области. Было бы интересно выяснить, применение этого метода, например, при решении задач на работу, смеси, сплавы.
Литература.
Журнал «Математика» №7-8 2014г.
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. – http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/vkr-reshenie-tekstovyh-zadach-algebraicheskim-metodom
[1] Изимов Д. В. Геометрические и графические методы решение текстовых задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 25. – С. 201–205.
[2] Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2011.
[3] Журнал «Математика» №07-08 2014г
Рисуем осенние листья
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Денис-изобретатель (отрывок)
Самый богатый воробей на свете
Свадьба в Малиновке