Наша работа называется «История сельского прихода». В ней мы попыталась ответить на вопросы: когда появилась первая церковь в нашем селе, как она выглядела, кто были наши первые священники, церковь в настоящее время. Составляя историю прихода, мы узнали о том, как наши односельчане, не жалея себя, шли на защиту священнослужителей в тяжелые годы гонений на православие.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_prihoda.docx | 40.1 КБ |
no1.docx | 502.47 КБ |
no2.docx | 652.97 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
« История сельского
прихода»
Авторы:
Ерин Алексей - учащийся 6 класса
Никищенко Дарья - учащаяся 5 класса
Мастюгино – 2015 год
Содержание работы:
Вступление………………………………………………………………….1
Глава 1….………………………………………………………………… 3
Глава 2………………………..……………………………………………8
Заключение………………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………………..13
Вступление.
История православия - это жизнь людей, посвятивших себя служению Богу, добру и справедливости; жизнь семьи, в которой хранились и соблюдались православные традиции и обычаи, и члены которой, не жалея себя, шли на защиту священнослужителей в тяжелые годы гонений на православие; история страны, оставившая отпечаток на взаимоотношении человека и религии. И еще, это история больших и маленьких приходов, таких, например, как приход храма Сергия Радонежского в моем родном селе Мастюгино.
К такому выводу мы пришли, когда составляли летопись своего села и изучали историю нашего прихода. Поэтому в исследовательской работе пойдет речь о том, как нам удалось под руководством своих наставников М.Е.Асеевой– руководителя школьного музея, Л.И. Деревщиковой- учителя начальных классов, Павла Митрофановича Золотарева – краеведа, выпускника нашей школы узнать о мало известных ранее страницах из летописи села Мастюгино, а точнее из истории нашего прихода. Нам пришлось много работать в нашем школьном музее, побывать в районном краеведческом музее, изучить архивные документы, прослушать и записать воспоминания старожилов. Большим подспорьем для нас явились записи краеведов прошлых лет, которые хранятся у нас в школе.
В рамках областной краеведческой программы «Край родной» было проведено исследование по теме «Исчезнувшие памятники России», и подготовлена работа об исчезнувшем памятнике архитектуры в нашем селе – о Сергиевском храме. Описывая жизнь и нравственные подвиги наших священников – Андрея Львовича Александрова и Тихона Васильевича Баженова, был сделан вывод, что эти люди достойны того, чтобы рассказывать о них и на православном фестивале.
Собирая сведения об истории нашего прихода, мы неожиданно для себя открыли малоизвестную страницу из жизни наших односельчан. Оказалось, что в тяжелые для нашей церкви тридцатые годы двадцатого века, пострадал за православную веру Симонов Тимофей Демьянович.
Он провел пять лет в сталинских лагерях за то, что встал на защиту местного священника. Мы считаем, что обязательно нужно в своей работе отразить этот эпизод. Может быть, это будет небольшой вклад в восстановление справедливости по отношению к невинно осужденным, пострадавшим за веру российских граждан.
Поэтому цель нашей работы следующая:
Изучить историю прихода храма Сергия Радонежского в селе Мастюгино и показать, когда в нашем Воронежском крае появлялись сельские приходы, как священнослужители и простые прихожане защищали православную веру в тяжелые годы гонений на церковь.
Работая по этой теме, мы ознакомились с такими документами:
- Сыскные дела о кладах. ЦАДА, 1673 г. (Копия)
- Выписка из ЦАДА, ф.210. Столбцы поместного стола № 71. (Копия)
- Экономические примечания, составленные к планам генерального межевания Коротоякского уезда Воронежской губернии. (Копия)
- Извлечение из «Книг переписных». 1705 г. (Копия)
- Статья А. Акиньшина «На землю предков» из газеты «Воронежский курьер» .
- Копия уголовного дела №236 по обвинению граждан села Мастюгино, от 19 апреля 1931 года.
- Копия уголовного дела №16924 по обвинению гражданина Баженова Тихона Васильевича.
-Воспоминания жителей села Мастюгино и другие документы.
Глава 1.
Первые упоминание о Мастюгино, как о селе относятся к 1673 году. А во времена, связанные с восстанием Степана Разина (документ 1670года) упоминается деревня Мастюгино. Из истории известно, что деревня становилась селом в том случае, когда там появлялась церковь. Значит, в промежутке между 1671 и 1673 годами была у нас построена церковь, и появился наш сельский приход. Эти сведения получены в Центральном архиве древних актов из документа за 1675 год «Сыскные дела о кладах». И из ЦАДА удалось узнать, что в ф.210 (Столбцы поместного стола №71) говорится, что «вместо денежного жалованья, служилые люди Воронежского края получили пашенную землю в селах Девица, Оськино, Новая Голышовка, Мастюгино, Солдатское, Сторожевое». Значит, к этому времени все окрестные населенные пункты уже назывались селами и имели свои церкви. Как они выглядели, трудно предположить, но анализируя тот небольшой материал по деревянному церковному зодчеству Воронежской области, думаем, что они были небольших размеров, построены из дерева и располагалась в центральной части села. Сколько простояла деревянная церковь у нас, трудно сказать, но документально подтверждено, что в 1791 году в Мастюгино уже был построен каменный храм. Сведения о храме имеются в Государственном историческом музее города Москвы в фонде Леонида Михайловича Савелова - предводителя уездного Коротоякского дворянства. Там хранится письмо мастюгинского священника Александрова Андрея Львовича, датированное 1902 годом. В нем наш священник сообщает Л.М.Савелову, что церковь в селе Мастюгино освящена в 1791 году. А так как престольный праздник в честь Преподобного Сергия Радонежского отмечается 8 октября по новому стилю, то можно утверждать, что освящение храма состоялось 8 октября 1791 года.
Когда жители нашего села стали восстанавливать новую церковь, то появилась необходимость создать ее похожей на ту, о которой сообщал отец Андрей. Старожилы помнят, как красиво и величественно возвышался храм в центре села. Но сначала борцы против религии начали его разрушать, а затем в 1942 году немецко – фашистские захватчики взорвали наш храм. Нужна была фотография. Ее не оказалось ни у кого из местных жителей, ни в Острогожском краеведческом музее, и лишь Павел Митрофанович отыскал несколько снимков нашей церкви в фотоархиве Института Материальных культур города Санкт-Петербурга в фонде археолога Николая Емельяновича Макаренко. Мы считаем, что нам повезло в том плане, что в 1908 году археолог, член Императорской археологической комиссии, Макаренко Николай Емельянович исследовал Мастюгинские курганы. А в то время археологам вменялось в обязанность фиксировать и фотографировать все местные достопримечательности. Так в архиве этого археолога и было обнаружено несколько фотографий нашего храма. На одной из них изображен весь храм, на другой – его центральная часть, а на третьей – резной аналой, огороженный решеткой.
На фотографии видно, что летом 1908 года жители села строили ограду вокруг храма. Стоят рядами решетки, кучами лежит кирпич, стоят телеги с бочками для воды, работают люди. Благодаря археологам и нашим мастюгинским курганам, мы теперь имеем возможность видеть изображение церкви у себя в музее, а мои односельчане отстраивают новый храм, который своим внешним видом очень похож на старинный. Конечно, эту историю мы узнали от своего руководителя, но решили написать об этом, потому что знаем, история и культура нашей страны отразилась во множестве не дошедших до наших дней памятников. Россия потеряла огромное количество памятников архитектуры, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества. Потеряло архитектурный памятник и наше родное село Мастюгино. И нам очень жаль, что ни мы, ни наши родители не смогли увидеть творение наших предков и полюбоваться им.
Мы рады, что у нас есть хотя бы его фотографии. Глядя на них, можно было предположить, что храм наш должен был официально признанным памятником архитектуры XVIII века. И действительно, в городе Санкт – Петербурге в Институте Материальных культур РАН имеются материалы комиссии по регистрации памятников архитектуры за 1925 год, где Сергиевский храм в селе Мастюгино, построенный в 1791 году, упоминается в документе «Список сооружений религиозного культа Воронежской губернии, состоявших на учете отдела музеев Главупра НКП». Из этого же документа стало известно, что всего по Коротоякскому уезду было учтено четыре памятника архитектуры:
-Сергиевский храм села Мастюгино;
-Богоявленский храм в селе Сторожевом;
-Храм Покровский в селе Урыв ;
-Храм Успенский, построенный в 17 веке. Кто был нашим первым священником, этого точно установить пока не удается, но в извлечениях из «Книг переписных Воронежской епархии всех городов и уездов поповым и дьяконовым детям мужского пола 1705 года» записано, что при храме села Мастюгино состояли: священник Пофомий, дьякон Тихон, пономарь Степан. Вероятнее всего, все они были Смирнскими.
В школьном музее сохранилась вырезка из газеты «Воронежский курьер» статьи автора Александра Акиньшина «На землю предков». В ней идет речь о том, как наше село посетили Ирина и Андрей Зорины. Ирину, урожденную Смирнскую, со своим мужем, литературоведом, профессором Андреем Зориным в 2002 году привело в село Мастюгино желание воочию увидеть село, откуда вышли ее предки, священники Смирнские, которые покинули село в 1810 году. Работая целую неделю в областном государственном архиве, Ирина в ревизских сказках обнаружила упоминания о дьячке мастюгинской церкви Петре Леонтьевиче Смирнском. Ирина предположила, что Смирнские обосновались в Мастюгино еще в начале XVIII, а то и в конце XVII века. Конечно, мы понимаем, что жители села ничего не могут знать о священниках Смирнских. Но все - таки сторожилы припоминают предание, которое они слышали от своих предков: «Трифон Смирнский в Мастюгино церковь построил, освятил и умер». И речь здесь идет именно о храме, выполненном в камне. Значит, событие это произошло в 1791 году.
Из различных источников известно, что церковь играла основную роль в жизни села. Под звон колокола мастюгинцы провожали в 1812 году десять рекрутов на войну против «…поганых французов». Ни одно событие в селе не обходилось без благословления священника. По большим и маленьким праздникам в церкви собирались жители всего села. Обучение детей велось в церковно – приходской школе, которая открылась в селе в 1893 году при участии и большом старании священника Андрея Львовича Александрова. Жители села Мастюгино его по праву считают нашим первым учителем. Чтобы рассказать об отце Андрее нам пришлось изучить Послужной список священника, копии Воронежских Епархиальных ведомостей и другие документы. Священник Александров Андрей Львович поступил на службу в Сергиевскую церковь села Мастюгино в 1892 году. А в 1893 году при его непосредственном участии и усердии в селе открылась церковно – приходская школа. Открыть в то время школу было делом нелегким. В селе не нашлось ни одной подходящей избы. Обучение велось в простой крестьянской хате без пола, с печным отоплением. Затем школа разместилась в церковной сторожке. Условия снова были неподходящие, но все же, благодаря стараниям отца Андрея, обучение мастюгинских детей началось. Данный поступок священника характеризует его, как инициативного, неравнодушного человека того времени. Работая дальше с Послужным списком священника, видно, каким старательным, добросовестным, усердным он был человеком. Именно за эти качества 6 мая 1904 года отец Андрей отмечен Орденом Святой Анны 3-й степени. Об этом было напечатано в Воронежских Епархиальных ведомостях. Столь высокая награда о многом говорит. Я сразу представила его учеников, какую гордость они испытывали за своего преподавателя. Ведь данным орденом пожаловал нашего священника сам Государь Император. 20 сентября 1907 года Андрей Львович Александров в связи со слабым здоровьем и преклонным возрастом, согласно прошению был уволен за штат. А в 1912 году получил высочайшую награду за пятидесятилетнюю отлично – усердную службу церкви Божьей - Орденом Святого Владимира 4-ой степени. Можно предположить, сколько человек в России было удостоено столь высокой награды. Но то, что среди этих славных людей был наш священник, вызвало у меня большую гордость.
Жители села сведениями об отце Андрее почти не располагают. Единственным человеком, который рассказал немного о священнике, была учитель истории Нефедова Ольга Яковлевна. Ее дед Золотарев Никифор Парамонович, 1878 года рождения проходил обучение в церковно – приходской школе нашего села. Из рассказов деда Ольга Яковлевна хорошо помнит, что отец Андрей был невысокого роста, худощав. Но обладал очень сильным голосом, прекрасно пел. Также Никифор Парамонович рассказывал внучке о том, что похоронили отца Андрея, когда он умер, возле церкви. Делился Никифор Парамонович со своей внучкой воспоминаниями о том, что в школу в то время входили, как в храм, с душевным трепетом и непременно сняв шапку. И такая атмосфера в школе была благодаря учителям, которые там преподавали.
Глава 2.
На примере трагической судьбы нашего священника Тихона Васильевича Баженова и Тимофея Демьяновича Симонова, мы хотим рассказать о гонениях на православную церковь и о том, как они коснулись и нашего небольшого сельского прихода. В результате данного исследования мы еще раз убедились, что все страдания, которые испытывает русский народ, разделяет и Церковь. Тысячи простых сельских священников, которые попали под жернова политических репрессий в России, оказались настоящими героями. С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь!
Ознакомившись с различной литературой, мы узнали, что в истории никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. Гонения распространились по всей территории огромной страны. В школах проводилось безбожное воспитание. Учителей и учащихся преследовали за веру. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации - от издевательств и увольнения с работы до расстрела. В Интернете на сайте Православного Свято-Тихоновского Богословского института мы нашли информацию о том, что гонения в ХХ веке на православие разделены на периоды. Сравнила их с событиями, происходившими в нашем селе, и определили, что арест Симонова Т.Д. относится к третьей волне гонений (1929 – 1931 годы), который назван «Раскулачивание и коллективизация». А Тихон Баженов попал под две волны гонений – третью и четвертую (1937 – 1938 годы) – «Страшные годы террора. Стремление уничтожить всех верующих». Воспоминаниями о священнике Тихоне Баженове поделилась с нами Башкатова Наталья Васильевна. Ее родной дядя Башкатов Михаил Матвеевич был многие годы членом церковного совета Сергиевского храма в нашем селе. Так дядя Наталье Васильевне рассказывал, что священника Тихона Баженова в 1929 арестовали, якобы за связь с белогвардейцами, выслали из села, семью раскулачили. Жена и шестеро детей остались без крыши над головой и без средств существования. Жители им помогали, спасали от холода и голода. Подтверждение этому имеется в Послужном списке священника. Решением Острогожского окружного суда наш батюшка был приговорен по ст. 61 на 5 лет выселки «из пределов Центрально-Черноземной области». В 1934 году отец Тихон возвратился в село. Служил в церкви, и никто не мог предположить, что в село еще раз придет беда: Тихона Баженова снова арестовали. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 13 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. 16 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение.
Страдали за Церковь и обычные миряне. Таковым был Тимофей Демьянович Симонов. В Государственном архиве общественно – политической истории Воронежской области хранится дело № 236 по обвинению граждан села Мастюгино. В списке числится шесть человек, которых обвинили по ст. 58 и 59 УК РСФСР. За что же обвинили наших земляков? Когда мы внимательно прочитали материалы этого дела и расспросили старожилов села Осинову Прасковью Васильевну, 1927 года рождения и Филатову Татьяну Васильевну, 1921 года рождения, Симонову Марию Тимофеевну, 1937 года рождения, то узнали следующее.
В1931 году, когда священник Баженов Тихон Васильевич еще находился в ссылке, постоянной службы в церкви не было, и жители села решили пригласить нового священника. Ктитор местной церкви поехал в город Воронеж и через день возвратился вместе с батюшкой Георгием Шульженко. Батюшку поселили на квартире у Симонова Ивана Тимофеевича. 15 апреля 1931 года в 00.04 часа утра в село прибыл райуполномоченный по Коротоякскому ПП ОГПУ для ареста священника. О данном факте узнали крестьяне, и Симонов Дмитрий Захарович ударил в колокол. А люди стали кричать, что у нас снова забирают священника и нужно не дать его арестовать. По зову набата к храму стали прибывать крестьяне, вооруженные вилами и кольями. Через некоторое время их было уже около пятисот человек. Крестьяне требовали освобождения священника Шульженко. Жители пытались силой освободить своего батюшку. В протоколах допроса говорится, что в толпе людей слышались такие выкрики: «Бандиты, вы забрали священника без ведома верующих, и за это вас надо уничтожить», «За веру мы должны вести борьбу и не допустить, чтобы власти над ней насмехались», « Всем, как одному, нужно защищать православную веру, а тех, кто арестовал священника, нужно догнать и избить».. И шестерых односельчан, принимавших в бунте активное участие, арестовали.
А как же было не заступиться за батюшку. Ведь люди были верующими, всю жизнь ходили в церковь, молились Богу. Да и жители села не представляли, как можно жить без священника. Ведь и рождался, и женился, и умирал человек в селе с благословением и молитвой священнослужителя. Поэтому и собралось у церкви в ту ночь столько народа. Но батюшку все же арестовали. Дальнейшая его судьба неизвестна. А остальные активные участники выступлений в защиту священника, или как говорится в материалах уголовного дела «зачинщики восстания», получили разные сроки наказания:
Симонов Дмитрий Захарович, узнав об аресте священника, 14 апреля 1931 года ударил в колокол. Был осужден на три года, условно.
Весельев Петр Стефанович – участник выступления крестьян при аресте священника в селе Мастюгино. Осужден к трем годам заключения – условно.
Трухачев Тихон Иванович осужден на три года – условно.
Симонов Кирилл Демьянович (родной брат моего прадеда) заключен в концлагерь на три года.
Симонов Иван Тимофеевич выслан в северный край сроком на три года.
Заключение.
Проводя это исследование, мы многое узнали о таком малоизвестном периоде истории, как время политических репрессий 20 -50 годов двадцатого века на семьи священника нашего прихода, увидели, как много людей невинно пострадало в то время, особенно священнослужителей.
Данная работа помогла по-новому взглянуть на время, в которое мы живем. Мы свободно можем посещать храмы, учиться православным молитвам, писать историю церкви. А наши односельчане могут восстанавливать храм, которого не было в селе с 1942 года, когда его разрушили немецко-фашистские захватчики. В школе, начиная со второго класса, ребята изучают факультативный курс «Основы православной культуры», мы с удовольствием занимаемся в кружке «Краеведение». Это не дань моде, а возрождение православных истоков в нашем селе, потому что наши предки всегда, во все времена чтили и хранили православные заповеди и традиции. И сейчас, как встарь, над селом Мастюгино возвышается купол с крестом – символом терпения и возрождения.
Работа по православию у нас в селе и в школе имеет определенные результаты:
1)По инициативе совета музея ежегодно в день памяти Тихона Баженова - 16 ноября в нашем храме проходит служба, на которой присутствуют учащиеся школы.
2)В школьном краеведческом музее открыт раздел экспозиции «История Сергиевского прихода»
3)Ежегодно в ноябре месяце проходит неделя православия
4)Местные священники проводят встречи с учащимися и накануне дня знаний ребята получают причастие и благословение в местном храме
5)По материалам краеведческих исследований мы выпускаем брошюры и листовки и распространяем их среди местных жителей, гостей школы и нашего музея
Литература.
1. А. Акиньшин «На землю предков» - вырезка из газеты «Воронежский курьер»
2. Воспоминания: Башкатовой Н.В., Осиновой П.В., Нефедовой О.Я.,
Филатовой Т.В.
3. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую православную церковь, 1917 – 1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К// М., Изд-во Православного Свято – Тихоновского Богословского института. 1997. 704 стр.
4. Извлечение из «Книг переписных». 1705 г. (Копия)
5.Копия послужного списка священника Андрея Александрова.
6.Копия послужного списка священника Тихона Баженова.
7. Копии «Воронежские Епархиальные ведомости» от 1 июня 1901 года, от 20 сентября 1907 года, от 13 января 1913 года
8. Копия уголовного дела №236 по обвинению граждан села Мастюгино.
9. Копия уголовного дела №16924 по обвинению гражданина Баженова Тихона Васильевича.
10.Православный церковный календарь 2007. Издательский Совет Русской Православной Церкви.
11. Сыскные дела о кладах. ЦАДА, 1673 г. (Копия)
12. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М.1999. стр.77.
13. Экономические примечания, составленные к планам генерального межевания Коротоякского уезда Воронежской губернии. (Копия)
Торжественное почитание памяти родителей преподобного Сергия Радонежского
Кирилла и Марии
2014 год
«День знаний» с участием священника о.Евгения, который рассказал о жизни пр.Сергия Радонежского и благословил детей на начало 2014-2015 учебного года
Дни православия в школе
Выставка работ учащихся.2010г.
Беседу ведет священник храма Преподобного Сергия Радонежского отец Николай. 2010г.
Наш адрес: 397821
Воронежская область
Острогожский район
село Мастюгино улица Куркина 31-а liderew@gmail.com
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная
общеобразовательная школа
Издание музея «История села» 2015 г.
VII районный слет хранителей школьных музеев
В 2010 году в школе проходил районный слет хранителей школьных музеев. Почетным гостем слета стал отец Сергий (Трофимов). Священник обратился к участникам слета со словами приветствия.
Православная конференция «Учительское служение в Воронежском крае». 2011г.
Беседа с о.Николаем (Молокановым) о жизни св. Митрофана Воронежского 2012г.
Участие в православном «Живом журнале» учащимися школы 2013 год
Татьянин день в школе 2013г.
Праздничный молебен совершает настоятель Сергиевского храма с. Мастюгино – о.Сергий
В этот день отец Сергий благословил учащихся школы на успехи в учении
Благословение получают учащиеся 2 класса
Петушок из русских сказок
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Ледяная внучка
Галка в чужих перьях
Как Снегурочке раскатать тесто?