Работа посвящена учительской династии Поляковых - Летуновских - Бесперстовых, работавших в МКОУ Алешковская сош Терновского района.
Вложение | Размер |
---|---|
seyat_razumnoe_i_vechnoe.doc | 69.5 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
МКОУ Алешковская сош
Районная краеведческая конференция обучающихся «Край родной»
Номинация «Родословие»
История моей семьи
Подготовила: Бесперстова
Анастасия Андреевна,
ученица 4 класса МКОУ
Алешковская сош,
397131, Воронежская обл., Терновский р-он,
с. Алешки, ул. Подгорная д. 1
Конт. телефон: 952-101-06-43
Руководитель:
Фролова Римма Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Алешковская сош
с. Алешки - 2016
Введение
Я не просто живу,
Я подобно реке
Начинаюсь в затерянном далеке,
Но всему вопреки, вьётся ниточка кровная.
Где ж мои родники?
Где моя родословная?
В. Шефнер
Одним из самых древних способов познания человеком окружающего мира является выстраивание родословных связей. Именно в родословной семьи (синонимы «генеалогия», «родословие») отражается свод данных, фактов и приёмов, описывающих ее происхождение и развитие.
Благодаря созданию родословной семьи удается сохранить память о своих предках, узнать информацию о тех поколениях, которые жили раньше.
Для упорядочения всей имеющейся информации в нашей семье ведется работа по составлению родословной. Это увлекательное занятие помогает открыть тайну об истории моих предков, кем они были, чем занимались, сколько было у них детей, какие традиции и обычаи передавались из поколения в поколение.
Идея составления родословной семьи возникла у моих родителей давно, когда они поженились в 2005 году. Все эти годы они интересовались историей своих семей, биографиями родственников, родственными связями, собирая информацию у представителей старшего поколения.
В сентябре этого года мне в школе дали задание составить родословную семьи, что и послужило поводом воплотить давние планы родителей в реальность. Я решила провести работу сначала по составлению родословной семьи по материнской линии. Я взяла интервью у моей бабушки, Летуновской Нины Леонидовны, поговорила с мамой, Бесперстовой Наталией Александровной, поработала с семейным фотоархивом, прочитала личные письма моих родственников, и вот что у меня получилось. Обратившись к ресурсам Интернета, я узнала, что:
Родословная – это перечень поколений одного
рода, устанавливающий происхождение и
степень родства.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а
также вообще поколение.
Предок – представитель предшествующего поколения
родственников.
Поколение – родственники одной степени родства по
отношению к одному предку; одновременно живущие
люди близкого возраста.
Семья – группа живущих вместе родственников (муж и 1
жена, родители с детьми); единство, объединение людей,
сплочённых общими интересами.
Генеалогия – история рода.
Генеалогическое (родословное) древо – схематическое
представление родственных связей.
2
О происхождении фамилий
Фамилия Летуновский в большинстве случаев имеет польское
происхождение и формируется либо из самой Польши, либо из соседних с ней государств (Белоруссия, Украина). Подавляющее большинство представителей фамилии Летуновский относились к польской шляхте. В 10% процентах носитель фамилии возможно является потомком древнего русского княжеского или боярского рода. Но в обоих случаях фамилия указывает, в основном, на местность, где прожилвали дальние предки человека или населенный пункт, откуда, по легендам, происходит этот род, однако фамилия может происходить и от имени или прозвища далекого предка человека. Также, в 29% случаев эта фамилия была дана предком священнослужителем, когда он выпускался из семинарии. В таких случаях фамилия давалась по воле руководства училища и могла быть образована от названия местности, церковного праздника, имени святого.
Исследование истории возникновения фамилии Поляков открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.Фамилия Поляков могла произойти как от личного прозвища, так и от народной формы крестильного имени.
Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при рождении, индивидуальное прозвище, отражавшее некие его особенности, издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Индивидуальные прозвания, запас которых был неисчерпаем, давали возможность легко выделить человека среди других носителей того же имени. Поэтому прозвища прибавлялись к крестильным именам, нередко полностью заменяя их не только в обиходе, но и в официальных документах. Иногда прозвищем становилось указание на национальность либо на родную местность человека.
Среди этнических прозвищ существовало именование Поляк. В основе этого прозвания лежит древнее славянское слово «лях» в значении «обитатель пустоши». Так издавна называли славянские племена, проживавшие к западу от русских земель. В средние века слово «лях», бытовавшее прежде повсеместно, в центральной России приобрело вид «полях», а позднее стало произноситься так, как сейчас – «поляк». При этом «поляхами» и «поляками» называли выходцев из любых территорий многонационального государства Речь Посполитая, располагавшегося с 1569 по 1775 годы на территории нынешней Литвы, Белоруссии, Польши, большей части Украины и западных областей России.
По иной версии, прозвищем Поляк могли именовать человека, жившего вблизи поля, равнины. Еще одно значение слова «поляк» и образованного от него прозвища – степной тетерев. Мирские имена-прозвища по названиям птиц и животных были очень популярны у славян
3
Сеять разумное, доброе, вечное…
Почему профессию родителей выбирают дети и внуки? Наверное, потому, что родители настолько любят и уважают свою работу, что и следующее поколение не мыслит себя без неё. Так появляются династии и родословные – гордость любого коллектива.
« Фамильная гордость!» - как прекрасно звучат эти слова. И как хорошо, когда дети высоко несут честь семьи, черпают в традициях силу и уверенность.
Семья педагогов – это свой особенный мир. В доме много книг, журналов, бесчисленных методичек, брошюр, учебников. Да и разговоры в такой семье всё больше о школе, учениках. Свет в окне гаснет далеко за полночь. Мысль учителя занята школой и днём, и ночью. Как хорошо, когда эти «странности» понимают дома, как хорошо, когда рядом есть надёжный человек, который не только по- человечески поддержит и поможет, но и передаст свой бесценный профессиональный опыт.
Профессия педагога сродни полёту: смотреть – красиво, думать – сложно, уметь – грамотно. Педагогов высшего « пилотажа» всегда немного, но тем не менее, они есть. Они – самые мудрые и выносливые, открытые и ранимые, творческие и талантливые, знающие и сомневающиеся. И просто замечательно, что в их семьях тоже есть достойные продолжатели традиции.
4
Талантлив во всём
Поэзия – рискованный полёт…
Что страховаться полотном газетным?
А если падать – то на чёрный лёд,
Как это и положено поэтам.
Учительская династия… Поистине, настоящий кладезь мудрости, энергии, доброты и творчества. Свою исследовательскую работу я хочу посвятить моим близким людям, выбравшим замечательную профессию – Учитель. Начать свой рассказ о династии творческих людей хочу с Полякова Леонида Анисимович - моего прадедушки, которого до сих пор вспоминают жители села Алешки.
Поляков Леонид Анисимович родился в 1923 году в селе Алешки. Окончив школу, поступил в Воронежский государственный университет на факультет журналистики и за два года сумел закончить четыре курса этого учебного заведения. После учёбы в Вузе был призван на фронт, награждён медалями.
После войны Леонид Анисимович работал редактором районной газеты в селе Народное. В Алешковской школе преподавал русский язык и литературу, рисование и черчение. Мой прадедушка был очень творческим человеком: писал повести (им была написана повесть «Осенний вальс»), стихи, которые печатались в журнале «Подъём», хорошо рисовал, пел, играл на баяне. Повесть « Осенний вальс» была напечатана в альманахе « Литературный Воронеж» в 1953 году. Его руками была оформлена школа в селе. В Алешках есть памятник погибшим в борьбе за Советскую власть. Постамент этого памятника тоже сделал мой прадедушка – Поляков Леонид Анисимович.
Поляков Леонид Анисимович умер в 1978 году, но память о нём живёт до сих пор в сердцах односельчан.
Я очень горжусь прадедушкой и думаю, что , возможно, мне передалась по наследству частичка его таланта, так как я очень люблю рисовать.
5
С неё брали пример
Есть педагоги, с которых берут пример, стараются им подражать, их помнят всю жизнь. К ним относится Полякова Татьяна Андреевна (мать Летуновской Нины Леонидовны). Она с 1949 года работала в школе и преподавала историю. Это моя прабабушка. В школу её тоже привело призвание. Она закончила учительский институт при Борисоглебском государственном педагогическом институте в 1953 году. Первое время работала в вечерней школе и подменяла учителей в обычной школе. В 1964 году она заочно закончила исторический факультет Воронежского государственного педагогического института.
Татьяна Андреевна была очень душевным, добрым, отзывчивым педагогом. Никогда не повышала голос на учеников и коллег. Учащиеся её любили и уважали. Советовались с ней, делились успехами и неудачами.
В 1980 году Татьяны Андреевны не стало, но память о ней жива. До сих пор в селе о ней вспоминают как о достойном человеке и любимом всеми учителе.
6
Человек и его дело
Настоящий педагог выбирает свою дорогу осознанно, зачастую ещё в детстве. Он живёт своей профессией, творит и наслаждается общением с учениками. Нередко его собственные дети тоже заражаются примером близкого человека. И тогда мы говорим об учительской династии, способной научить ребятишек видеть доброе и прекрасное.
Нина Леонидовна Летуновская, моя бабушка, работала в Алешковской школе учителем начальных классов. Её педагогический стаж - более 40 лет. Эту профессию она выбрала под влиянием мамы, Татьяны Андреевны Поляковой, и отца – Полякова Леонида Анисимовича. Девочка Нина росла и брала пример со своих замечательных родителей.
Закончив Борисоглебский государственный педагогический институт, Нина вернулась в Алешки, в родную школу. Сначала работала старшей вожатой, затем – учителем начальных классов. А сейчас Нина Леонидовна находится на заслуженном отдыхе.
Беседуя с бабушкой о её работе в школе, мы рассматривали альбом с фотографиями, которые лучше всяких слов рассказывали об интересном и творческом пути учителя. Каждая фотография – это кусочек жизни, возможность вернуться назад, в прошлое.
Первый набор детей особенно памятен для моей бабушки. Её тогда очень волновал вопрос: сможет ли она научить малышей не только писать и читать, но и думать, правильно мыслить. В 1985 году первые ученики Нины Леонидовны заканчивали школу. А она в тот год снова брала под свою опеку новый класс. И детские глаза вновь пытливо заглядывали ей в душу. Она очень старалась не обидеть неверным или холодным словом, взглядом, поступком. Маленьких и беззащитных ребятишек старалась обогреть и защитить. С любовью и трепетом Нина Леонидовна отзывается о каждом своём выпуске. За столько лет работы в школе у моей бабушки было двенадцать выпусков. Из них многие тоже стали педагогами, а в целом, все дети стали хорошими людьми, так как работала Нина Леонидовна с огромной любовью к ребятам и отдавала себя без остатка образованию.
Важное место в системе работы учителя занимал принцип сознательности, осмысленного усвоения знаний. Также она разрабатывала свою программу по трудовому обучению и работала по ней несколько лет. Программа была составлена исходя из условий, соответствующих нашей местности.
Нина Леонидовна всегда делилась опытом с другими учителями. За время работы она неоднократно награждалась грамотами РОНО, ОБЛОНО и Министерства образования. В 1977 году была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года». В 1992 году Нине Леонидовне было присвоено звание «Отличник народного просвещения».
7
Все пути ведут в школу
Глядя на свою достойную маму, теперь уже моя мама, Бесперстова Наталия Александровна, ещё в детстве решила, что она тоже станет учителем. Первого сентября 1987 года она пошла в школу, в первый класс. Было ей на тот момент пять лет и десять месяцев, но Наташа настойчиво просила отпустить её в школу( так хотелось учиться).
Все школьные годы Наташа училась хорошо, была отличницей, хорошисткой. Она принимала активное участие в жизни школы, класса. Была организатором и идейным вдохновителем многих школьных мероприятий, помощницей классного руководителя – Данцевой Нины Ивановны.
Закончив школу, моя мама решила стать педагогом. В 1997 году она поступила в Борисоглебский государственный педагогический институт на факультет педагогики и методики начального обучения( тот же факультет, который закончила Нина Леонидовна).
За время учёбы в институте Наталия показала себя ответственной, трудолюбивой, доброжелательной и инициативной. Педагогическую практику проходила в родной школе. Проводила уроки, часто консультировалась у своих педагогов, которые теперь уже были её коллегами.
В 2002 году моя мама получила диплом об окончании Борисоглебского государственного педагогического института, а 15 августа этого же года Наталия Александровна пришла в нашу школу и стала работать в должности заместителя директора по воспитательной работе. Она сама стала учить и воспитывать детей. За время работы в Алешковской школе мама провела много интересных мероприятий, всегда спешила на помощь ребятам. Воспитательные мероприятия Наталия Александровна старалась проводить с душой, открытой для каждого ребёнка, стремилась пробудить в детях пытливость мысли, расширить его представление об окружающей среде и мире.
Она до сих пор радуется встрече с каждым своим учеником, хотя уже два года не работает в школе.
8
Достойные представители родословной
У Нины Леонидовны Летуновской не только родители посвятили свою жизнь школе. Кроме того, три её тёти работали педагогами, а именно:
Летуновская Анна Никифоровна, 1929 года рождения. Она закончила Борисоглебский государственный педагогический институт. После этого работала два года в Алешковской школе, затем переехала в Москву и уже там закончила педагогический институт, физико-математический факультет. Анна Никифоровна сорок лет преподавала математику в 380 школе города Москвы, сейчас живёт в посёлке Ашукино Московской области.
Другая тётя моей бабушки, Летуновская Мария Никифоровна, 1924 года рождения, работала учителем начальных классов в Алешках с 1943 по 1946 год. А с 1947 года по 1991 год работала учителем начальных классов в посёлке Ашукино Московской области. Обе сестры посвятили свою жизнь школе, детям, сегодня они на заслуженном отдыхе.
И ещё об одной своей тёте рассказала мне бабушка. Это Подболотова Александра Никифоровна, 1922 года рождения. Она работала учителем начальных классов в Алешковской школе до 1954 года, а затем переехала в город Щёлково Московской области и там более сорока лет работала учителем начальных классов. Сейчас, к сожалению, она уже умерла, но её дочь тоже работает в школе и преподаёт физику и черчение.
9
Барсучья кладовая. Александр Барков
Сказочные цветы за 15 минут
Три загадки Солнца
Бабочка
Фокус-покус! Раз, два,три!