Исследовательская работа посвящена проблеме выбора выпускниками 9 классов предметов для прохождения итоговой аттестации. Автор обращает внимание на тот факт, что в 9 классе необходимо выбирать экзамен по выбору именно тех предметов, которые он намерен будет сдавать в 11 классе, так как по мнению автора ОГЭ - это генеральная репетиция ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
ir_mezhdu_oge_i_ege.docx | 40.18 КБ |
XVII муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся 9-11 классов Чайковского управления общего и дополнительного образования Пермского края
Направление: социально-гуманитарные науки
Обществознание
Тема:
Между ОГЭ и ЕГЭ
Автор: Мартынова Ольга,
ученица 10 класса МБОУ СОШ с.Альняш
руководитель: Ким Р.М.
Чайковский -2018
Позади у меня и моих друзей государственная итоговая аттестация в 9 классе, а через год нам предстоит пройти еще более трудное испытание – ЕГЭ. Результаты наших экзаменов в 9 классе были очень хорошие. Каждый из нас готовился к испытаниям по-разному. Одни начинали подготовку уже в 8 классе, другие - с начала 9, третьи – с середины учебного года в 9 классе, а четвертые (такие есть, наверное, не только в нашей школе) подготовку начали за месяц до экзаменов. Таких ребят у нас было очень мало, но и они не «завалили» ни одного экзамена. Некоторые ребята не ожидали от себя таких успехов. Да что ребята! Некоторые наши учителя были удивлены их результатами. А ведь сколько раз нас пугали этими экзаменами. Оказалось, что не так страшен этот ОГЭ. И воодушевленные неплохими результатами экзаменов, наш класс почти в полном составе пришел в 10 класс. Прошло вот уже полгода и глядя на наших друзей из 11 класса, некоторые из нас стали задаваться вопросом, а не ошибся ли я с выбором, может стоило пойти учиться сразу в техникум? Потому что теперь мы стали свидетелями того, как!!! готовится к ЕГЭ наш 11 класс. Одиннадцатиклассники нам говорят, что многие вопросы, особенно по предметам по выбору выходят за рамки школьной программы. И соответственно на подготовку к экзаменам нужно отдавать больше сил и времени, если хочешь получить хорошие результаты. Впереди у нас - десятиклассников, пусть даже еще через год, очень важный, можно сказать судьбоносный экзамен-ЕГЭ. Но, как мне кажется, задуматься об этом нам нужно уже сейчас. А может не стоит относиться к этому серьезно и понадеяться на её величество УДАЧУ? Ведь с первым испытанием мы справились и довольно неплохо. А может быть и ЕГЭ также нетрудно будет преодолеть?
Актуальность. Девятиклассник – главный герой предстоящего ОГЭ, но об этом, увы, знают только родители и учителя. К сожалению, большинство ребят отмахиваются от родителей и учителей, как от назойливых мух. Чем выше успеваемость, тем больше ложной самоуверенности: «Я все сдам и так, у меня пятерка по русскому (математике, обществознанию и т. д.)». Среди наших ребят были и такие. Однако, как мы успели убедиться на своем опыте, процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню подготовки.
Почему при одинаковом уровне знаний одни сдают экзамены лучше, чем другие? В чем могут быть причины? «Везение, удача», – думают некоторые не только школьники, но и их родители. Не только, и не столько! Все дело в психологической готовности к сдаче экзамена, которая также важна, как и владение знаниями по предмету. Исследования психологов показывают, что успех на экзамене сводится к трем факторам: врожденные способности (20%), предметные знания (30%), владение навыками подготовки и сдачи экзаменов (50%).
Проблема: Как правило, ОГЭ сдается людьми юного возраста, многим из которых сложно сосредоточиться на экзамене и проявить ответственность за подготовку к нему. В настоящее время каждому подростку предстоит сдавать ОГЭ, затем, если он решит идти учиться в 10 класс - ЕГЭ, но многие школьники не осознают, насколько это важно - успешно сдать экзамены, поэтому не уделяют должного внимания подготовке, надеясь на случайный фактор.
Гипотеза нашего исследования: Опыт прохождения процедуры ОГЭ поможет выпускникам 11 класса более качественно подготовиться к экзаменам и успешно пройти государственную итоговую аттестацию.
Цель работы: Определить факторы, влияющие на успешную сдачу ЕГЭ, опираясь на приобретенный опыт в процессе прохождения процедуры ОГЭ в 9 классе.
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов МБОУ СОШ с.Альняш.
Предмет исследования: особенности прохождения ОГЭ и их роль в подготовке к ЕГЭ
Методы исследования:
1. Изучение данных из различных информационных источников.
2. Проведение социологического опроса среди учащихся 10-11 классов.
3. Проведение исследования.
4. Разработать рекомендации для успешного прохождения процедуры ГИА в 9 и в 11 классе.
II. Основная часть 1. Что представляет собой ГИА в 9 и в 11 классах, их особенности и отличия.
Система образования не стоит на месте, что приводит к определенным реформам. Ежегодно родители выпускников (наши родители 0 не исключение), хватаются за голову и пытаются разобраться в аббревиатурах ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ, ГИА. А самый главный вопрос для них, что это все означает, чем отличается, кто и где сдает? И, конечно же, как это все отразится на самом ребенке. По наблюдениям последних лет, родители больше подвергнуты панике, чем сам ребенок, которому необходимо сдать экзамен. Туманной выглядит информация для наших родителей, которые, как выяснилось, продолжают путаться и не понимают особенностей данных экзаменов. Итак, ГИА, ЕГЭ, ОГЭ – в чем разница, кто и каким образом сдает перечисленные экзамены. Честно говоря, мне слабо верится, что в России остался еще хотя бы один человек, который хотя бы немного не знаком с понятиями ЕГЭ, ОГЭ и ГИА. Несмотря на то, что мы думали об ОГЭ и думаем об ЕГЭ очень часто (долгими бессонными ночами, эх!), мы всё равно можем не знать некоторых нюансов, довольно интересных, между прочим! Давайте разберемся в них.
Что такое ГИА?
Государственная итоговая аттестация - это общее название для ОГЭ и ЕГЭ. Иногда можно встретить такие надписи, как ГИА-9 (по факту это наш родной ОГЭ) или ГИА-11 (ЕГЭ). Больше об этих трёх веселых буквах вам ничего знать не нужно, едем дальше.
Что такое ОГЭ?
Основной государственный экзамен. Сама аббревиатура ОГЭ появилась в 2014 году. Кстати, пафосное название «основной» он получил вполне заслужено: этот экзамен сдают абсолютно все школьники страны без исключения (в отличие от ЕГЭ). В девятом классе каждый россиянин должен сдать четыре предмета в формате ОГЭ: русский, математику и два на выбор. Сдать на «3» и выше нужно всё, иначе просто-напросто не получишь аттестат, придётся пересдавать ОГЭ до тех пор, пока все 4 предмета не будут закрыты. Если не смог сдать 1-2 предмета, тебе дают шанс пересдать в резервный день в этом же году, но если не смог – только через год. Кстати, оценка за ОГЭ влияет на оценку в аттестате!
К прохождению ОГЭ допускаются обучающиеся образовательных организаций (гимназий, лицеев, школ), в том числе на самообучении, освоившие общеобразовательную программу очно, очно-заочно или заочно. Иностранные граждане и беженцы освоившие общеобразовательную программу, в том числе соотечественники за рубежом. Пока что все ученики допускаются до сдачи ОГЭ без каких-либо дополнительных испытаний, но уже совсем скоро (уже в этом году в виде апробации) станет обязательным Итоговое собеседование (устная часть по русскому языку), которая будет служить допуском до ОГЭ.
Но на самом деле не всё так страшно. ОГЭ проверяет знания с 5 по 9 класс, поэтому экзамен содержит задания, к которым может подготовиться абсолютно каждый школьник, даже если он «не очень дружит с математикой», например. Главное – не затягивать с подготовкой.
С результатами ОГЭ можно пойти либо в колледж, либо в 10 класс (продолжив обучение в школе, сделав шаг навстречу ЕГЭ).
Что такое ЕГЭ?
Единый государственный экзамен, который сдают в 11 классе для поступления в высшие учебные заведения страны. Этот экзамен охватывает 5-11 классы школьной программы, поэтому многие темы в ОГЭ и ЕГЭ совпадают. Все одиннадцатиклассники в обязательном порядке сдают русский язык в формате ЕГЭ и математику (но те, кто не поступает с математикой в вуз, могут выбрать базовый уровень сложности). Сдать эти два предмета нужно хотя бы на минимальные баллы, если хочешь получить аттестат. Остальные предметы выбирает сам ученик. Все выпускники сдают ЕГЭ на территории другой школы (не своей!) и под камерами видеонаблюдения (еще один момент, давящий на психику).
По формату ОГЭ и ЕГЭ похожи, но второй, разумеется, сложнее, поэтому готовиться к нему нужно уже начиная с 10 класса. В отличие от ОГЭ тут нет стандартных школьных оценок, есть баллы, где 100 – максимум.
Для допуска к ЕГЭ необходимо написать Итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт».
Таким образом, можно сделать вывод, что ОГЭ и ЕГЭ имеют множество различий, но в то же время действительно похожи. Если ученик планирует оставаться в школе до 11 класса, нужно уделить особое внимание подготовке к ОГЭ, ведь это будет «генеральной репетицией к ЕГЭ», да и повторение материала в 11 классе в таком случае займет меньше времени.
2. Проведение исследования среди старшеклассников МБОУ СОШ с.Альняш.
Для проведения исследования, мы, конечно же составили небольшую анкету, на вопросы которой попросили ответить наших друзей и одноклассников, тех кто прошел процедуру ОГЭ и готовится к прохождению ЕГЭ. Мы не стали опрашивать наших бывших выпускников, ведь все это для них уже пройденный этап. На наш вопрос, как они готовились к ГИА в 9 и в 11 классе, чаще всего мы слышали такой ответ: «Да что там ЕГЭ?? Ерунда!! Попробуйте сдать сессию!». Поэтому нашими респондентами стали одноклассники и друзья из 11 класса. Так как школа у нас небольшая, то и число респондентов соответственно тоже невелико – 18 учащихся. Итак, что же показало нам наше мини-исследование?
1 вопрос анкеты. За сколько времени до экзаменов вы начали подготовку?
Каждый из нас (даже тот, кто к вопросу прохождения ОГЭ относился, так скажем, не очень серьезно, задавался вопросом «Сколько времени нужно, чтобы подготовиться к ОГЭ? Какое количество занятий в неделю оптимально?». Ну а те из нас, кто очень серьезно подходит к вопросу получения знаний, задумывались о том, целесообразно ли начинать подготовку за два год? За год? За полгода? В итоге, оказалось, что из наших ребят 30% начинали готовиться к экзаменам уже за год (думаю, что это как раз те, кто получил максимальное количество баллов), 45% начали подготовку за 3-4 месяца, 15% -за месяц, ну и нашлись такие, кто отметил, что начинал готовиться за !!! неделю – 10%. Но, конечно, нельзя говорить, что эти ребята вообще не готовились, ведь на всех уроках наши педагоги отдавали немало сил, чтобы у нас все-таки хватило знаний для прохождения ГИА, за что им огромное «СПАСИБО».
2 вопрос. Какие дополнительные ресурсы вы использовали при подготовке к экзаменам?
Конечно, подготовка к экзамену с помощью репетитора – дело индивидуальное. Однако занятия с репетитором сами по себе - не залог успеха. Занятия с репетитором проходит 1 раз в неделю, но это совсем не означает, что в остальное время заниматься не нужно. Тем более, проживая в сельской местности, ездить на занятия к репетитору почти за 60 км, дело непростое, да и не дешевое, что немаловажно для наших родителей. Да и найти хорошего репетитора, согласитесь, тоже непросто. Тем не менее, 30% наших ребят одним из дополнительных ресурсов при подготовке к экзаменам указала репетитора. Это были предметы: английский язык, обществознание и биология. 30% использовали дистанционные формы обучения. Но следует отметить, что подготовку с помощью Интернет ресурсов использовали все ребята. Несмотря на то, что наша школа сельская, у нас все кабинеты оснащены компьютерами, проекторами и выход в сеть у нас есть тоже во всех кабинетах, поэтому различные ресурсы для подготовки (Решу ОГЭ, ЕГЭ, ФИПИ и т.д.) использовали все ребята. 40% ребят на этот вопрос ответили, что им хватило школьного материала и тех знаний, которые они получили на уроках и время консультаций.
3 вопрос. На что вы ориентировались при выборе экзаменов?
Вопрос не об обязательных экзаменах: русский язык и математика, а об экзаменах по выбору. В идеале, конечно, уже при выборе экзаменов в 9 классе, надо ориентироваться на те предметы, которые ты будешь сдавать в 11 классе на ЕГЭ. Но для этого для начала неплохо бы уже в 9 классе определиться с будущей профессией, что очень сложно. Ведь даже те ребята, кто сейчас учиться в 11 классе, не все, конечно, до конца не могут определиться, кем же они хотят стать, а уж для девятиклассников это вопрос очень далекого, на их взгляд, будущего. Все просто для тех, для кого все просто: определился с вузом, получил целевое или просто знает, кем хочет стать. Перед такими людьми не встает вопроса: а что сдавать? Так вот, 27% наших ребят выбирали предмет просто потому что, он им интересен. Но существует и значительный процент тех, кто остановил свой выбор на том, что ему легче всего дается, то, что посоветовал учитель, чтобы не «провалить» экзамен. «Если у меня „пять “по биологии, то пойду сдавать биологию», — так думает школьник. 35% выбирали те предметы, которые им давались легко и по словам ребят «завалить» эти экзамены они точно не могли. Ориентиром для 38% учащихся, думаю, что для 9 класса это немало, в качестве предметов по выбору в основном послужило то, что эти предметы им нужны будут при прохождении ЕГЭ в 11 классе. Скорее всего, это те ребята, кто уже в 9 класс выбрал свою будущую профессию. Ведь, все-таки, ОГЭ своего рода генеральная репетиция ЕГЭ.
4 вопрос. Какое влияние оказывало на вас поддержка и мнение окружающих?
Под окружающими мы понимаем родителей, родственников, педагогов, а также наших друзей из числа бывших выпускников, то есть все те, чьи поддержка и мнение для нас небезразличны. Нам очень важно, чтобы кто-то из этих людей верил в нас, подбадривал и вместе с нами переживал наши успехи и неудачи. Мотивация играет важную роль в подготовке и сдаче экзаменов. Но остается вопрос лишь о том, чем она вызвана: всеобщей поддержкой близких или же пылким желанием доказать всем, кто не верит в твой успех то, что ты способен добиться хорошего результата. Чтобы убедиться в правдивости данного предположения, также существуют данные опроса: для большинства (60%) поддержка и мнение окружающих сыграло положительную роль. Для 10% ребят наоборот, мнения о поддержка окружающих оказало отрицательное влияние. Как отмечают сами ребята, от них ожидали большего и это их очень «напрягало», а 30% вообще не интересовало мнения не только посторонних, но и близких людей.
Вопрос 5. Стоит ли верить в счастливое стечение обстоятельств (повезло, попался легкий вариант, удалось списать!!!, помогли приметы и заговоры ).
Зачастую ученики прибегают к всяческим суевериям, которые бы облегчили им сдачу экзаменов, и, может быть, даже повлияли на отличный результат. Среди опрашиваемых было выявлено, что большинство (80%) не верит в подобное, но есть и те (остальные 20%), кто верит в это и использует приметы на себе. Перед сдачей важного экзамена человек находится в очень возбужденном состоянии и нервном напряжении. И мы не явились исключением. Но, кто-то из нас только больше нелегал на учебу, а кто-то, чтобы себя хоть как-то успокоить, прибегал к давним знаниям примет на удачу и везение. Так вот, большинство наших ребят, отметили, что верить в удачу и нелепые приметы, это глупо. В таких серьезных вопросах, как экзамен, нужно надеяться только на себя, на свои знания. Счастливая случайность действительно имеет место в нашей жизни, но стоит ли полностью рассчитывать на нее на экзамене?
Вопрос 6. Явилось ли для вас прохождение ОГЭ настоящим испытанием? (как в интеллектуальном, так и в психологическом плане).
80% наших ребят испытывали во время подготовки к экзамену, а также в процессе прохождения экзамена затруднения, которые были обусловлены особенностями восприятия ими ситуации экзамена и их состоянием. Прежде всего стрессовой по словам ребят, явилась сама ситуация экзамена. На экзамене мы должны были за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты нашей деятельности будут оцениваться. Мы должны были показать, чего мы на самом деле добились, каковы в действительности наши знания. В своем большинстве мы еще помимо этого чувствовали ответственность: не хотели подводить наших родителей, учителей, школу в целом. Ведь нередко мы становились свидетелями того, как успешность или неуспешность ученика при сдаче экзамена активно обсуждалась родителями и педагогами: «Все экзамены сдал на пятерки!» или «Ужас, завалил математику». Процедура прохождения экзамена напрямую связана с нашей самооценкой: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Для некоторых наших ребят стрессом явился дефицит времени, а это значительно повышал тревогу, появлялся страх «не успеть», и как следствие, мешал сосредоточиться. Несомненно, ОГЭ явился для многих из нас настоящим испытанием. Как показала анкета, для большинства это явилось некой личной проверкой себя. К сожалению, многие родители так долго внушают ребенку «Учись, иначе тебя даже дворником не возьмут», что к моменту окончания школы подросток думает: если он провалится, то подведет семью. При прохождении ОГЭ, стрессовой явилась для нас и та ситуация, что экзамены приходилось сдавать в чужой школе. Там все чужое: люди, учащиеся, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
Вопрос 7. Насколько вы были удовлетворены результатами своих экзаменов?
Итак, экзамены сданы, первые эмоции схлынули и теперь, настала пора, все проанализировать и подвести итоги: что мы имели на начало и что получили в сухом остатке? 65% наших ребят удовлетворены результатами своих экзаменов. Среди них и те, кто не рассчитывал на те баллы, которые он получил. То есть, многие ребята рассчитывали, например, на тройку или четверку, а получили оценку выше. Есть и такие (35%), кто рассчитывал на большее, но, увы, результаты оказались ниже. Из ответов моих одноклассников и друзей на вопрос «Как ты думаешь, почему так получилось?» ответы попадались такие: «вариант попался сложный», «перепутал ответ», «сомневался и указал неверный», «не знал ответа на вопрос, мы такого не проходили» и т.д.
Вопрос 8. Какие советы вы можете дать тем, кому только предстоит пройти процедуру прохождения ОГЭ?
Из разговоров ребят, которым еще не пришлось столкнуться со сдачей ОГЭ, но вскоре предстоит испытать это на себе, можно понять, что большинство не относится к этому серьезно. Одни говорят, что времени много и подготовиться они успеют. Другие говорят, что их знаний вполне достаточно, чтобы сдать ОГЭ и заниматься дополнительной подготовкой они не собираются. Так вот именно этим ребятам мы хотим дать несколько советов:
Вопрос 9. Как бывшие девятиклассники, которые уже сдали ОГЭ и которых в недалеком будущем ожидает ЕГЭ, относятся к подобным испытаниям?
На вопрос о том, отличается ли подготовка к экзаменам в 11-ом классе от подготовки в 9-ом классе, опрашиваемые ответили, что они чувствуют существенную разницу. Во-первых, ЕГЭ является испытанием куда более сложным, нежели ОГЭ. Во-вторых, появилось психологическое давление, которое основалось на осознании того, что от прохождения этого испытания зависит твоя дальнейшая жизнь.
Это, пожалуй, основной мотив, который побудил нас провести это мини-исследование. Позади ОГЭ, впереди ЕГЭ, который для многих из нас станет, не побоюсь сказать, судьбоносным. Для нашего класса процедура прохождения ЕГЭ будет уже через год. И. глядя на наших друзей из 11 класса, мы понимаем, что 11 класс для любого школьника – время огромного напряжения. Нужно готовиться как минимум к четырем экзаменам. Чего же ждут нынешние десятиклассники от ЕГЭ и как им поможет в будущем опыт сдачи ОГЭ? Оказалось, что ребята уже знают примерно, как все будет проходить, то есть процедура проведения ОГЭ и ЕГЭ схожи, поэтому в этом плане они меньше волнуются. Что же касается подготовки по отдельным предметам, то одним из важных моментов является закрепление знаний по этим предметам при подготовке к ОГЭ, особенно это касается тех, кто в 9 классе экзамены выбирал целенаправленно, зная, какие предметы он будет сдавать в 11 классе. Можно сказать, для них репетиция состоялась. Однако все ребята отмечают: при одинаковой форме проведения ОГЭ и ЕГЭ последний сдать будет намного сложнее. Поэтому и к подготовке к ЕГЭ наши одиннадцатиклассники подошли более ответственно. Ведь результаты экзаменов зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания познавать новое, ценностных ориентаций, способности к самообразованию.
Ш. Заключение
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для наших выпускников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько ребята готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для нас особую значимость. Проведенное исследование показало, что еще в 9 классе мы не до конца понимали важность экзамена, а сейчас признаемся себе в том, что от того, как мы сдадим ЕГЭ, зависит наша будущая жизнь: выбор специальности, поступление в вуз (которое тесно связано и с городом, в котором мы окажемся), уровень образования и, следовательно, дальнейшая карьера. Поэтому нужно со всей ответственностью отнестись ко времени, которое нам осталось до экзаменов. Для многих из нас ОГЭ явилось хорошей генеральной репетицией, ведь невозможно после 11 лет безделья (пусть не обижаются отличники) успешно сдать ЕГЭ. Надо обязательно помучиться немного, и результат порадует нас, родителей, учителей!
Итак, позади у нас ОГЭ, а впереди ЕГЭ! В сущности, вся наша жизнь — череда различных экзаменов, незначительных и важных, успешных и не очень. Так давайте пожелаем себе УДАЧИ!
IV. Информационные источники
Прекрасное далёко
Вода может клеить?
Сказка об одной Тайне
Зимняя сказка
Четыре художника. Осень