Исследовательская работа на тему "Моя родословная".
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodoslovnaya.docx | 24.08 КБ |
МБОУ Акташская СОШ им.СТ.Мохова
Исследовательская работа
«Менің шежірем»
«Моя родословная»
Выполнил:
Сулейманов Алижан
ученик 5Б класса
Акташ,2017
Содержание
1. Введение
2. Что такое родословие, генеалогия
2.1. Родословие и наука генеалогия
2.2. Генеалогическое древо
3. История рода «Найман»
4. Моё генеалогическое древо.
5. Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»
6. Заключение
7. Список использованных источников
1. Введение
Каждый человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Продолжение каждого из нас - это дети. Дети – самое дорогое, что есть в жизни. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И если человек даже не совершил никаких открытий, просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
У казахского народа, считается правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах казахов и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой знак (тамгу)
Изучая свой язык, свою культуру и родословную, дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана «Моя родословная»
Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, тема работы реализуема. Цель исследовательской работы – изучение истории рода, составление семейного древа.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить корни рода.
2. Обрисовать историю своих предков.
3. Узнать о личном вкладе представителей моего рода в историю нашей страны.
4. Показать их жизненный путь.
5. Составить генеалогическое древо рода.
6. Провести анкетирование среди школьников.
В ходе работы применялись методы: анализ информации, наблюдение, эксперимент (анкетирование).
Объект моего исследования – род. Предмет исследования – представители рода.
Гипотеза исследования:
Предположим, что в результате изучения родословного дерева семьи между представителями рода установится более тесная связь во взаимоотношениях.
2. Что такое родословие, генеалогия?
2.1. Родословие и наука генеалогия
Каждому человеку следует знать историю своей семьи. Поверьте, это не менее интересно, чем родословная русских царей или египетских фараонов.
Для того, чтобы начать изучать тему данной работы и составлять свою родословную, нужно определить основные понятия.
Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка.
Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода.
Существует даже особая наука, генеалогия, которая изучает происхождение, историю, родственные связи семьи.
Генеалогия (от греч. genea, «семья» и logos, «знание») – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия – наука о родственных связях вообще.
2.2. Генеалогическое древо
Генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева» ( Приложение 1).
Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Стоит отметить, что при создании генеалогического древа необходимо придерживаться множества формальных правил, касающихся графического отображения тех или иных данных. Эти правила можно найти в специальной литературе.
Генеалогическое древо бывает четырёх видов – нисходящее, восходящее, кругообразная и схема-таблица.
3. История рода «Найман».
Чтобы понять происхождение рода Найман, мы изучили литературу, в которой повествуется родословная казахов. Как известно, весь казахский народ делится на три больших «жуза» - Великий жуз, Средний жуз и Младший жуз. Племя найманов относится к среднему «жузу» История моего рода началась, примерно, 550-600 лет назад в Восточном Казахстане. У нашего предка Наймана был единственный сын, которого звали Белгибай. Именно с него начинается история моего рода. Известные этнографы Алкей Маргулан, Самойлович Александр Николаевич, Радлов Василий Васильевич, Аристов Николай Александрович, Бошай Китапбаев,изучавшие родословную рода Найман, пришли к выводу, что род Найман исходит от девяти внуков Белгибая – это Каракерей, Садыр, Тортуыл, Балталы, Баганалы, Ергенекты,Кетбуга,Келбуга. Поэтому род найманов, по-другому, называют «Тоғыз таңбалы найман», что в переводе означает «девятитамговые» найманы. С 1860-х годов началась кочевка представителей нашего рода во главе с Абдолда Саргалдаковым в Горный Алтай. На сегодняшний день, сменилось 19 поколении с начала рода Найман. Изучая историю своего рода нам удалось создать схематичное генеалогическое древо.
4. Моё генеалогическое древо.
Одни представители моего рода называют себя «саргалдаками», другие «кулжабаями», а некоторые относят себя к «каратаям». Я подумал, почему так? Все оказалось просто Каратай потомок Наймана в шестом поколении, Сарыгалдак – в восьмом, Кулжабай – в одиннадцатом поколении. То есть они относят себя к подродам. Значит я отношусь к подроду Кулжабай.
Среди моих предков до седьмого колена были известные люди, которые внесли свой личный вклад в историю нашей страны.
Мой прадед по отцовской линии Сулейманов Нурмухамет, в Великой Отечественной войне воевал с фашистскими захватчиками, был снайпером. Дошел до Берлина, после победы долгие годы работал председателем «народного контроля». До сих пор некоторые старожилы содрогаются от напоминания имени прадеда. После войны в стране была разруха, и члены народного контроля были обязаны забирать у населения излишки продуктов питания и сельхозпродукции, для отправки их другим нуждающимся. Многие пытались схитрить и спрятать излишки, либо уговаривали прадеда поделить. Но прадед был беспощаден к таким, а если видел, что семье нечего отдать, то пытался им помочь. Он всегда говорил своим детям: «Никогда не обманывайте людей». Односельчане уважали его и поражались тем, что мой прадед абсолютно ко всем, от мала до велика ,обращался на «Вы».Затем он работал председателем колхоза. Награжден Почетными грамотами ВДНХ, за вывод жеребят особых пород.
Моя прабабушка Сулейманова Камиле проработала в торговой сфере 45 лет.Являлась Заслуженным работником торговли РСФСР. Мать героиня. Умерла в 95 лет.
Мой дедушка Сулейманов Толенгит за рулем машины провел 43 года своей жизни. Моя бабушка Сулейманова Кульзига проработала поваром в больнице 45 лет, воспитали шестерых детей.
Другой прадед по линии бабушки Ачубаев Кадыр был первым верблюдоводом ГорногоАлтая. За хорошие показатели был награжден Орденом Ленина. Он происходил из рода Мыскал. К сожалению, до сих пор никто не знает, откуда прибыл мой прадед. Есть мнение, что будто его, ещё маленького продал в батраки богач-бай с Мангыстау , что находится около Каспийского моря, зайсану Степану из с. Кокоря. Здесь до Великой Октябрьской революции он был батраком: пас верблюдов, коней, коров и овец. После революции, зайсана Степана раскулачили и расстреляли, его семью отправили в ссылку, его бесчисленный скот забрали в колхоз, а мой прадед продолжал их пасти. Он женился на моей прабабушке Ачубаевой Бази, вместе они воспитали 11 детей.
5. Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»
Изучив историю одного рода, мы решили провести анкетирование. В нём приняли участие 10 человек (обучающиеся 5-7 классов, изучающих казахский язык).
Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм.
1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?
А) да – 100%
Б) нет – 0%
В) не знаю – 0%
2. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?
А) всех – 0%
Б) мало – 100%
В) ни одного – 0%
3. Знаешь ли ты, что такое родословная?
А) да – 50%
Б) нет – 50%
4. Что такое семейное древо?
А) не знаю – 0%
Б) знаю, но я не составлял(а) его – 0%
В) знаю и я составлял(а) его – 100%
5. Хотел(а) ли бы ты больше узнать об истории своей семьи?
А) да – 100%
Б) нет – 0%
Проанализировав диаграммы, можно сделать два обобщающих вывода:
1. Среди учащихся 5-7 классов наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой области.
2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.
6. Заключение
В начале исследования передо мной стояла цель – изучение истории рода, составление семейного древа.
Для достижения этой цели были реализованы следующие задачи:
1. Изучить корни рода.
2. Обрисовать историю своих предков.
3. Узнать о личном вкладе представителей моего рода в историю нашей страны.
4. Показать их жизненный путь.
5. Составить генеалогическое древо рода.
6. Провести анкетирование среди школьников.
Перед началом работы мы выдвинули гипотезу:
Предположим, что в результате изучения родословного дерева семьи, между представителями рода установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Гипотеза подтвердилась. Действительно, изучив свою родословную, человек узнает многое о представителях своего рода, знакомится с новыми родственниками. Конечно, чтобы восполнить пробелы знаний в области генеалогии, необходимо изучать соответствующую информацию. Но теория – это лишь часть исследования. Главная задача узнать как можно больше информации о всех членах семьи, рода, собрать все известные факты, случаи из жизни, воспоминания, а потом все это структурировать и собрать в Родословную.
Таким образом, необходимо, чтобы, помимо заинтересованности в проведении собственного исследования, учащиеся располагали информацией о своей семье, роде, предках. Безусловно, огромную помощь в этом могут оказать ближайшие родственники – мамы, папы, бабушки, дедушки. Они наверняка помнят рассказы своих родственников об их жизни. У многих из них хранятся бесценные сведения, фотографии и семейные реликвии. И благодаря их знаниям каждый из нас может по крупицам собрать свою родословную и передать её детям.
Из истории отдельных родов складывается история нашей Родины. Так давай те же сделаем так, чтобы «белых пятен» в истории было меньше.
Отчего синичка развеселилась
Голубая лягушка
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Рождественский венок