Классическая русская литература XIX века пронизана целым клубком социальных противоречий, поиском истины и справедливости. Проблема справедливости находит отражение в творчестве Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского. Не случайно именно яркий представитель русского реализма и знаток загадочной русской души Фёдор Михайлович Достоевский отмечает выразительную черту русского менталитета – жажду справедливости. В российском общественном сознании справедливость всегда выступала как самая главная нравственная ценность, внутренняя красота.
Вложение | Размер |
---|---|
veshkina_irina_fyodorovna.doc | 70.5 КБ |
Республиканская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву
Сочинение - размышление
на тему
«Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда её». (Ф.М. Достоевский)
Выполнила: ученица 11 класса
МБОУ «Атюрьевская СОШ №2»
(Атюрьевский р-он, с. Атюрьево,
ул. Школьная д. 1 «А»)
Вешкина Ирина Фёдоровна
Подготовила: учитель истории
и обществознания
МБОУ «Атюрьевская СОШ №2»
Мозгунова Кристина Сергеевна
Саранск – 2017
Классическая русская литература XIX века пронизана целым клубком социальных противоречий, поиском истины и справедливости. Проблема справедливости находит отражение в творчестве Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского. Не случайно именно яркий представитель русского реализма и знаток загадочной русской души Фёдор Михайлович Достоевский отмечает выразительную черту русского менталитета – жажду справедливости. В российском общественном сознании справедливость всегда выступала как самая главная нравственная ценность, внутренняя красота.
Главный герой бессмертного романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников создаёт «наполеоновскую» теорию бесчеловечную по своему содержанию, которую считает справедливой и даже математически верной. Убийство старухи-процентщицы, «никому не нужной вредной старухи» - проба теории Раскольникова на практике, доказательство, что он «не тварь дрожащая», «право имеет». Однако Раскольников своим поступком «убил себя», так и не став господином мира. Муки совести, гуманистические начала, понимание истинной справедливости побеждают в главном герое романа.
Что же такое справедливость? Основное содержание понятия справедливость полнее всего раскрывается триадой «Свобода, Равенство и Братство». Справедливость – вечная ценность, которая является предметом размышлений человека и целью всей его жизни. Каждое поколение по-своему понимало эту истину. Для представителей разных исторических эпох справедливость носила конкретный смысл. Воплощаясь в разных одеждах, она наиболее остро проявляла себя в переходные этапы – периоды кризиса и перемен, когда идёт процесс ломки старых традиций. Эпохи социально-политических кризисов являются решающими, поворотными моментами в духовном развитии человечества, требуя как поиска новых общечеловеческих ориентиров: ценностей и идеалов, так и переосмысления и переоценки старых.
Социальная практика определяет жизненно важную потребность в справедливости, которая является связующим звеном общества. Любое общество во время реформ очень шатко и уязвимо, оно нуждается в сплачивающей идее.
Мы сейчас живём в сложное противоречивое время восстановления национального государства, которому ещё предстоит найти идею, консолидирующую российское общество.
Задача духовного возрождения России в первую очередь связана с преемственностью, традициями поиска правды и справедливости. Именно эти догмы, я считаю, должны способствовать созданию Великой России, чей народ на первый план ставит духовные ценности, а не материальное богатство. Русский сатирик Михаил Задорнов, который в своих монологах всегда поднимал проблемы западного и русского характера, очень точно выразил саму суть русского человека: «Когда русские заглядывают в комнату и видят, что там никого нет, они говорят «ни души». То есть, главное в человеке – это душа. А англодумающие в таких случаях говорят «nobody» - нет туловища. Это очень точно отражает их психологию. Для них человек это туловище, а для нас – душа».
Несмотря на исторические перипетии судьбы, нашим народом всегда двигала тяга к правде. Борьба за справедливость идёт на протяжении всей истории русской цивилизации: древнерусский период, Московская Русь, Российская империя, Советский Союз. Жажду справедливости наш народ унаследовал от предков.
Татаро-монгольское иго, вторжение польско-шведских интервентов, нашествие Наполеона Бонапарта, Великая Отечественная война – события, которые грозили уничтожением нашей страны. Народ выстоял, твёрдо веря в себя. «Не в силе Бог, а в правде» - духовные истины, исходящие из уст Святого Александра Невского, которые олицетворяют великую силу русской нации.
На мой взгляд, идеал справедливости сформировался в умах русского народа под воздействием традиций коллективизма и православной культуры.
Смысл правды в древней Руси сводился, прежде всего, к обычаю, правилу, исходящему от Бога. Это предположение подтверждают практики средневекового судопроизводства, воплотившиеся в «Божьем» или «праведном суде». Требование справедливости, неотделимой от любви, пронизывает Священное Писание. Одно из проявлений милости — закон справедливого суда. Вспомним о том, что «суд — дело Божие» (Втор.1:17), «суть справедливости — в любви: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14).
Неслучайно первый русский свод законов был назван Русская Правда (сер. XI в.). Она выдвигала на первый план обычай, опиравшийся на справедливость. «Римское право» же заложило основы западного общества. Именно поэтому русский народ, чьё сознание сформировано православной традицией, противоположное отношение к закону: «хоть бы все законы пропали, только бы люди правдою жили». Идеал для русского человека – строительство царства небесного на земле.
Думаю, каждый человек хотя бы раз в своей жизни задаёт себе вопрос: «Есть ли справедливость?» Задумывался ли кто из нас, когда мы поднимаем этот вопрос? Ответ прост: когда чувствуем несправедливость.
«Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» - слова из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которое иллюстрирует как существование несправедливого крепостного права, признающего неравенство людей, доводит народ до точки кипения – восстания.
Ни для кого не секрет, что все великие революции вдохновлялись идеями справедливости. На знамёнах всегда пестрело слово СВОБОДА. Английский философ-утопист Р. Оуэн очень точно выразил цели революции – «переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к СПРАВЕДЛИВОСТИ…». Согласно словам Оуэна, революция – способ коренного изменения существующего строя к лучшему, путь прогресса. Если мы обратимся к теоретическим положениям обществознания, то найдём подтверждение его слов: революция – быстрый качественный скачок общественного развития. Однако, черты социальной революции насильственный характер и кровопролитие. Вспомните знаменитые слова В.И. Ленина «Революцию не делают в белых перчатках»!
В 2017 году Россия отметила 100-летие Февральской и Октябрьской революции. 7 ноября (25 октября по старому стилю) произошло событие, которое определило ход всей российской и мировой истории. В советской исторической науке Великий Октябрь рассматривался как время наступления эры добра и справедливости. Противники советской власти уверяют, что революция привела к народным страданиям. Я считаю, что взятие власти большевиками нарушило нормы права, но революция дала народу то, чего они так ждали – мир и землю. Наша задача усвоить уроки 1917 года, чтобы избежать революции. Кроме революции есть иной путь общественного прогресса – реформа. Давайте не будем забывать, что наиболее точным критерием прогресса является гуманистический.
Исторический опыт мира и России показал, что полного равенства быть не может и не должно. Пропадают любые стремления к движению, развитию духовному и материальному, к труду. Однако, если уровень несправедливости, социального неравенства зашкаливает, то неминуемо наступает время социальных потрясений, а то, как показывает история, и кровавых революций.
Надежда нашего народного сознания на торжество правды на небе и земле должно найти своё воплощение в совершенствовании законодательной системы, построении правового государства и гражданского общества. Особая роль в этом деле лежит на плечах государства.
Я уверенна, что Россия с жаждой правосудия сможет построить модель справедливого государства.
Особая роль в стремлении к построению в России справедливого общества ложится на политическую элиту. Эти люди, в силу своего высокого достатка, уровня жизни, позволяющего иметь значительное влияние, должны осознавать и высокую степень ответственности. В том числе, за создание и поддержание социальной справедливости.
Для гармоничного существования нашей страны государству необходимо чётко понимать интересы общества. И ответственность за выстраивание общего понимания лежит на государстве и на государственной элите. Стоит вспомнить слова философа Ильина: принципом принадлежности к элите является служение, элиту должны составлять те, кто воспринимает власть и богатство как служение, а не привилегию. «Возьми Крест и иди за мной» - религиозная категория и ценность, выраженная в служении народу.
Президент РФ В.В. Путин в сложной для России геополитической ситуации поддерживает социальную справедливость и закон. «Стремление к справедливости, к правде всегда было в чести России, и никакие угрозы не заставят нас отказаться от своих ценностей и идеалов» - высказался Президент РФ. Абсолютное большинство российских граждан на стороне политического курса В.В. Путина. Возвращение Крыма и Севастополя «в родную гавань, к родным берегам, в порт постоянной приписки, в Россию» исторически справедливо.
Приняв принцип «верховенства закона», мы должны понимать, что этот закон в первую очередь должен быть основан на нашем историческом понимании справедливости, иначе он не будет работать. «Общество будет успешным, только когда у наших граждан не будет сомнений в его справедливости».
Цель российского государства: продолжить строительство правового государства и развитого гражданского общества. В такой стране власть и народ будут жить в мире и согласии.
В русской культуре важным проявлением справедливости считается требовательность к себе и окружающим. Права имеет лишь тот, кто живет, выполняя свои обязанности перед другими. Только приняв эти истины, Россия возродится, словно птица феникс из пепла. Опорой российского государства станут – закон и справедливость.
Лупленый бочок
Разноцветное дерево
Ласточка
Выбери путь
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей