В работе освещается музыкальный мир Пушкина: его музыкальные увлечений и впечатления. Существенная часть работы посвящена отображению музыкальной культуры Пушкинской эпохи, претворявшей художественные образы великого поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.08 КБ |
![]() | 1.87 МБ |
Тема: Музыкальный мир А.С.Пушкина
С именем А.С.Пушкина связаны великие творения русской музыкальной классики. Оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова и «Памятник» Танеева, хоры, романсы, вокальные ансамбли Глинки, Даргомыского, Балакирева, Кюи, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Танеева, Глазунова, Лядова, Рахманинова, - ко всем этим произведениям, написанным на слова или сюжеты Пушкина и составляющим гордость нашей классической музыки.
Пушкин – солнце не только русской литературы, но и музыки, классической и современной. Значение его для музыкального искусства не ограничивается тем, что творчество его вдохновляло, вдохновляет и еще долгие, долгие годы будет вдохновлять композиторов и что русская музыкальная пушкиниана насчитывает уже многие тысячи названий.
Пушкин ощущал музыкальность окружавшей его природы, вслушивался в ее голоса и запечатлевал их в своем творчестве так же, как это делали великие композиторы. Прислушивался Пушкин и к мелодическому строю русской речи, к ее напевности и ритмическому богатству, воспринимая ее в тесной связи с интонациями русской народной песни и танца, образы которых он так поэтически воплощал в своем творчестве.
Русскую песню Пушкин знал в совершенстве и в этой области был не только глубоким знатоком, но и этнографом-художником, не только поэтом, но и исследователем.
С детских лет окружал поэта богатый мир русской народной песни, и постепенно, из года в год, росла и крепла его любовь к народному творчеству.
Я поставила перед собой в своей цель: проследить , насколько музыкальный мир Пушкина был многообразен и прекрасен, что музыкальные впечатления насыщали жизнь поэта и его творчество с юных лет до дней безвременной гибели, что на протяжении всей недолгой жизни поэта судьбы отечественной музыки не переставали волновать его и что истоки русской музыкальной культуры Пушкин видел в народной песне, которую он так страстно и горячо любил.
Мне видится моё селенье,
Моё Захарово; оно
С заборами в реке волнистой
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено…
Так вспоминает Пушкин в стихах «Послание к Юдину» (1815) подмосковное имение родителей Захарьино (или Захарово), куда в годы раннего детства поэта летом приезжало всё семейство. Наиболее яркие музыкальные впечатления поэта связаны именно с Захарьиным, с народными песнями и крестьянскими гулянками. Здесь Пушкин слышал старую крестьянскую песню, здесь получил он первые впечатления от русского народного творчества, сохранив их до конца своих дней.
В годы его детства в деревнях крестьянские гулянки постоянно сопровождались балалайкой и волынкой. В произведениях Пушкина мы неоднократно встречаем упоминание об этих инструментах. В большом ходу были игры в горелки и, в особенности, хороводы. Горелки мы встретим у Пушкина в «Барышне-крестьянке», а хороводы многократно упоминаются в стихах
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Но нынче в резвом хороводе
Не слышен уж его припев.
Весёлый пляшет хоровод…
(«Евгений Онегин», гл.2, строфа 35)
Народные впечатления раннего детства, оставившие яркий след на всей дальнейшей жизни и творчестве поэта, пополнялись также песнями и рассказами двух женщин, близких Пушкину, - бабушки и няни.
Бабушка Мария Алексеевна была типичной русской женщиной старого закала и помнила не мало преданий из далёкого прошлого нашей родины; много говорили сердцу маленького Пушкина сказки и песни няни, которая на ночь убаюкивала детей. Вот одно из воспоминаний детства поэта:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных…
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила…
Няня Арина Родионовна знала не только старинные русские песни, - обладая живым и общительным характером, она восприняла новые стихи. Пушкин слышал от неё даже напевы, возникшие в 19 веке. Мы знаем об этом из стихов Пушкина «Зимний вечер» (1825), где он обращается к «подруге дней моих суровых»:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…
Песни Арины Родионовны имели огромное значение в детских впечатлениях поэта, в развитии его умения тонко ощущать национальную основу народно-поэтического и песенного творчества, благодаря чему он в дальнейшем критически отнёсся к тем печатным песенникам, с которыми знакомился в лицейские годы.
Свидетельством того, как тонко умел разбираться Пушкин в характерных особенностях музыкального быта, является поэма «Домик в Коломне» (1830). Обрисовывая мещанскую обстановку, поэт наделяет своих персонажей соответствующими музыкальными характеристиками. Его Параша
Играть умела также на гитаре
И пела: Стонет сизый голубок,
И Выйду ль я, и то, что уж постаре.
Всё, что у печки в зимний вечерок
Иль скучной осенью при самоваре
Или весною, обходя лесок,
Поёт уныло русская девица,
Как музы наши, грустная певица.
Весь творческий путь Пушкина органически связан с народным творчеством, с песней, сказкой, преданием:
То были тайные преданья
Сердечной тёмной старины,
Ни с чем несвязанные сны,
Угрозы, толки, предсказанья,
Иль длинной сказки вздор живой…
(«Евгений Онегин», гл. 8, строфа 36)
Используя характерные особенности народно-песенного стихосложения, Пушкин в 1828 году пишет стихотворение «Ещё дуют холодные ветры» Народным эпосом песенного склада навеяно стихотворение «Всем красны боярские конюшни». Черты крестьянской и городской песни отчётливо проступали в таких стихотворениях, как «Брадатый староста Авдей», «Друг сердечный мне намедни говорил».
Русские песни были настолько органично восприняты поэтом, что он зачастую пересыпал свой разговор цитатами из них или в письмах приводил выдержки из народной песни, так, например, в письме к Наталье Николаевне от 28 сентября 1832 года он цитирует два стиха: «Не дай бог хорошей жены, хорошу жену часто в пир зовут», намекая на своё недовольство её частыми выездами в свет.
Нет точных сведений о том, что Пушкина в детстве учили музыке, хотя в дворянских домах того времени обучать детей игре на фортепиано считалось признаком хорошего тона. К его сестре Ольге приходил учитель музыки, и Пушкину запомнилась её игра: в ранних лицейских стихах «К сестре» он обращается к Ольге с вопросом:
Чем сердце занимаешь
Вечернею порой?..
Иль звучным фортепьяно
Под беглою рукой
Моцарта оживляешь?
Иль тоны повторяешь
Пиччини и Рамо?
Но каковы бы ни были впечатления от западного искусства, они никогда не заслоняли национальной основы в мироощущении и творчестве Пушкина, никогда поэта не покидало природное стремление к первоистокам русской народной жизни, стремление к народу, к деревне, к милой его сердцу родине.
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирной,
Живее творческие сны…
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой…
(«Евгений Онегин», гл. 1, строфа 55,56)
Томление Татьяны Лариной среди городских развлечений московской знати перекликается с настроением поэта:
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам…
Живое ощущение родной страны ярко передано в «Зимней дороге», глубоко национальных стихах, созданных Пушкиным во время поездки в деревню в ноябре-декабре 1826 года:
..По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
С яркими народными впечатлениями раннего детства Пушкин вступает в сознательную жизнь.
Настал знаменательный день 19 октября 1811 год: открытие Царскосельского лицея. Пушкин очутился в непривычной обстановке. По утрам, вставая в 6 часов, он слышал военные сигналы. Вечерами они звучали снова.
Зорю бьют…из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих,
Недочитанный затих –
Ум далече улетает.
Звук привычный, звук живой,
Сколь ты часто раздавался
Там, где тихо развивался
Я давнишнею порой.
… Шесть лет без единого отпуска пробыли в стенах Царскосельского лицея его воспитанники. В летние месяцы «первым и почти единственным удовольствием» для них были «вечерние гулянья, в саду музыка, иногда театры».
Лицеисты любили «сладкогласную гитару» и песни, исполняющиеся хором. Двое юношей были высоко одарены музыкально. Один из них Н.А.Корсаков, прекрасный певец, безвременно погибший, и второй – М.Л.Яковлев, впоследствии талантливый композитор. В своих лицейских стихах «Пирующие студенты» (1814) Пушкин обращается к Н.А.Корсакову:
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Гитара неизменно сопровождала свободные часы лицеистов:
Друзья! Приятен звон струны
Средь радостной пирушки,-
пишет поэт в стихах «Пирующие студенты» и здесь же говорит о традиционном обычае хорового пения в лицее:
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно:
Охрипли? – Это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!
Пел ли Пушкин? Известны многие отмеченные современниками случаи, когда «в минуты рассеянности он напевал какой-нибудь стих» или какую-нибудь песню. В стихотворении «Моему Аристарху» (1815) он сам говорит об этом:
Мараю два иль три куплета
И их вполгоса пою.
…Именно здесь, учась в лицее, Пушкин испытал свою первую платоническую, истинно поэтическую любовь. Её возбудила в нм сестра одного из лицейских товарищей – фрейлина Екатерина Павловна Бакунина… Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи. Пушкин с чувством пламенного юноши описал её прелести в стихотворении своём «К живописцу», которое очень удачно положено было на ноты лицейским товарищем его Яковлевым и постоянно пето до самого выхода из лицея. (прослушивание романса)
По окончании лицея, в июле 1817 года, Пушкин поехал в Михайловское для свидания с родными и посетил в усадьбе маленького сельца Покровского брата своего деда – Петра Абрамовича Ганнибала. У того был крепостной, который был искусен в игре на гуслях «русских песенных и плясовых мотивов…» Именно его игрой и развлекал дядя своего племянника.
… Петербург. Пушкина захлестнули волны столичных развлечений. Он делается заядлым театралом. Его основное пристрастие – драма, балет, однако, оперу он тоже посещал, что позднее нашло отражение в его воспоминании в «Евгении Онегине»: «Услышу ль вновь я ваши хоры?» Как завзятый театрал Пушкин хорошо знал оперных артистов и с некоторыми из них был хорошо знаком лично.
8 ноября 1817 года в стихотворении, посвященном Тургеневу Пушкин пишет:
…Среди веселий и забот,
Роняешь Лунину на бале,
Подъемлешь трепетных сирот…
Екатерина Петровна Лунина (1787-1886), впоследствии графиня Риччи, была в то время выдающейся певицей. Она многократно ездила в Италию. Во Франции её слушала королева Гортензия, Наполеон пригласил её для выступления в Тюильри. Пушкин был знаком с её братом, известным декабристом, благородным и правдивым человеком, отличившимся неустрашимостью и героическими подвигами в боях отечественной войны 1812 года. Лунин великолепно импровизировал на фортепиано. Его политические взгляды и непреклонность характера были хорошо известны Пушкину. В 10 главе (сожженной) «Евгения Онегина» мы читаем:
Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин резко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин…
Но несмотря на условия жизни и интересы общества, окружавшего Пушкина, отвлекали поэта от общения с народом, то даже в эти годы в городской, столичной обстановке можно наблюдать проявление его интереса к народной песне.
Интерес Пушкина к народному песенному творчеству связан и с образом легендарного песнопевца Баяна в поэме «Руслан и Людмила», начало которой совпадает с окончанием лицея в 1817 году:
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
… В Петербурге юный Пушкин много слышал о московском цыганском хоре Ильи Соколова, но заинтересованность его пока ещё носит черты любопытства к чему-то необычному и экзотическому.
А там египетские девы
Летают, вьются пред тобой,
Я слышу звонкие напевы,
Стон неги, вопли, дикий вой;
Их иссуплённые движенья,
Огонь неистовых очей
И всё, мой друг, в душе твоей
Рождает трепет упоенья…
Май 1820 год. Пушкин сослан в Екатеринослав, а вскоре он уезжает на Кавказ.
Картины дикой природы в Пятигорске, аулы, жизнь в палатках и кибитках, где Пушкин непосредственно соприкасается с бытом, нравами и песнями горцев, - всё это чрезвычайно обогатило поэта новыми, яркими впечатлениями.
Пушкин увлечённо слушал грузинские песни. Об этом свидетельствуют его «Черкесская песня» в «Кавказском пленнике», а также его сноска в «Примечаниях» к поэме: «Песни грузинские приятны и по большей частью заунывны. Они славят минутные успехи кавказского оружия, смерть наших героев, измены, убийства – иногда любовь и наслаждения»
«Черкесская песня» примечательна не только по выразительности и музыкальной образности стиха, но и по поэтическому описанию того воздействия, которое пение оказывает и на горцев:
Они безмолвно юных дев
Знакомый слушают припев,
И старцев сердце молодеет,-
и на пленника:
Так пели девы. Сев на брег,
Мечтает русский о побеге.
… Июль 1824 года знаменует новый этап в жизни Пушкина: его ссылают в усадьбу его родных, в деревенскую глушь.
Сергей Львович, отец поэта, встретил Пушкина в Михайловском далеко не ласково, упрекая его за «легкомыслие». Чувствуя себя в совей семье чужим, Пушкин проводил большую часть времени в поле верхом или в соседней усадьбе села Тригорское в доме П.А.Осиповой и её дочерей. Там была большая гостиная, в ней стоял рояль. На нём играла сама хозяйка. Ей посвящены Пушкиным лирические стихи 1826 года «Признание»:
И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком.
Обострившиеся отношения с отцом привели к серьёзной размолвке. Сергей Львович покидает Михайловское , и Пушкин остаётся один.
«…Я один одинёшенек, живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни».
Эти песни пела ему всё та же нянюшка Арина Родионовна. Она уже постарела к этому времени, была совершенно седой. Но сохранила голос и уменье петь. Старушка помогала Пушкину коротать длинные зимние вечера:
…Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей ...
Привычные деревенские музыкальные образы можем мы найти в 4 главе «Евгения Онегина»:
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовёт его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Пастуший рожок упоминается и в 3 главе, после бессонной ночи Татьяны, проведённой за письмом к Онегину:
Но вот уж лунного луча
Сиянье гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Пребывание в Михайловском, где Пушкин так близко соприкоснулся с народом, - важнейшая веха в художественном развитии поэта. За время пребывания Пушкина в Михайловском им записано около пятидесяти песен. Именно народная песня во многом помогла поэту окончательно утвердить его чудесный русский язык. Начиная с «Жениха» и «Бориса Годунова», мы слышим в его поэзии многообразные проявления широкой распевности, которую он улавливал своим чутким слухом и в русской песне, и в былинном сказе.
Первое отражение народных причитаний у Пушкина мы встречаем в его «Борисе Годунове»:
Милый мой жених,
Прекрасный королевич,
Не мне ты достался,
Не своей невесте,
А тёмной могилке, на чужой сторонке.
Никогда не утешусь,
Вечно по тебе буду плакать.
причитает царевна Ксения над портретом умершего жениха, и в этих мерных фразах ощущается живое дыхание народной распевности.
… В деревне Пушкин вновь принялся за «Евгения Онегина» и начал писать повесть «Арап Петра Великого». Повесть примечательна тем мастерством, с которым Пушкин воссоздал музыкальный быт петровской эпохи.
В третьей главе описывается Петровская ассамблея. Тускло горят сальный свечи. Облака табачного дыма. Вельможи, посланники, иностранные купцы, корабельные мастера «толпою двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки».
Картинам эпохи Петра в произведениях Пушкина неизменно сопутствует музыка. Вспомним стих описания боя поэмы «Полтава»
Молчит музыка боевая…
…Осенью Пушкин выезжает из Михайловского в Петербург. Жизнь его в столице была насыщена самыми разнообразными музыкальными впечатлениями. Он часто посещает концерты, оперные тары, балетные спектакли.
У Пушкина были довольно близкие отношения с В.Ф.Одоевским главным образом по делам издательским, однако, Пушкин знал Одоевского и как музыканта. Он бывал в петербургском доме Одоевского, на его музыкальных вечерах.
К числу великосветских музыкальных салонов, посещаемых Пушкиным, следует отнести салон пианистки Марии Шимановской. Имеются данные, что Пушкин оставил в ее альбоме запись:
… Из наслаждений жизни,
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь мелодия…
Весьма значительным событием в истории русского искусства была встреча Пушкина и Глинки, состоявшаяся 12 июня 1828 года.
В материалах для биографии Пушкина мы читаем: «знаменитый композитор, хорошо известный публике нашей, играл на фортепиано грузинскую мелодию… На замечание присутствующих, что ей не достаёт стихов или романса для всеобщей известности, Пушкин написал стихотворение «Не пой, красавица, при мне»
Не пой, красавица, при мен
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.
Увы !напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь – и при луне
Черты далёкой, бедной девы…
Я признак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю:
Но ты поёшь – и предо мной
Его я вновь воображаю…
(Прослушивание романса)
Глинку Пушкина связывали не только искренние сердечные личные отношения, но и общность великого дела, совершавшегося ими,- дела утверждения национального величия русской художественной культуры. И если Пушкин восторженно приветствовал «утреннюю зарю» русской оперы, то Глинка мечтал, что следующее произведение его будет написано именно на пушкинский сюжет. По собственному свидетельству Глинки, он надеялся, что Пушкин примет участие в его работе над новой оперой – «Руслан и Людмила», «надеялся составить план по указанию Пушкина». Он интересовался теми переделками, которые Пушкин собирался сделать в своей юношеской поэме, «но преждевременная кончина не допустила меня исполнить этого намерения»
Опера «Руслан и Людмила» создавалась уже после смерти Пушкина. И хотя многие стихи поэмы не вошли в либретто оперы, нет сомнения в том, что именно пушкинский гений вдохновил Глинку, с чудесною силой раскрывшего в этом произведении народно-национальные черты.
Ещё одно увлечение Пушкина – собирательство русских песен. Еще в декабре 1828 года он задумал «Собирание русских песен». В 1935 году поэт вручил свой труд Киреевскому (также собирателю русских песен). Вручая ему свою тетрадь, Пушкин указал, что среди записанных им песен есть одна или две, которые он сочинил сам.
Вот то немногое, что мне удалось узнать о музыкальном мире А.С.Пушкина. о том, что звучало вокруг поэта, что находило в нем отклик или протест, о том, какую роль играла музыка в жизни и творчестве Пушкина. Я думаю, что А.С.Пушкина можно считать поэтом, близким к музыкальной стихии. Ибо музыка, прежде всего русская народная песня, постоянно сопутствовала ему во всей жизни, обогащая его творчество.
В детстве – народные песни. Няня Арина Родионовна. В лицее друзья поэта, начинающие музыканты Корсаков и Яковлев. В юные годы – посещения музыкальных салонов, оперных театров, знакомство со многими музыкантами и певцами, грузинские и цыганские пасни, украинские песни, молдавские – все это обогатило пушкинский талант. Всю полноту напевности русской песни Пушкин развил в своем музыкальнейшем стихе, в своей поэтичной прозе и, насытив свое творчество этой напевностью, возвысил его до могучего звучания симфонии, прославившей наше отечество и его грядущие судьбы.
Слайд 1
Музыкальный мир Александра Сергеевича Пушкина Работу выполнила : Ученица 8 класса МБОУ Костинская ООШ Сафрошкина Алеся Руководитель: Черненко Надежда Васильевна Учитель музыки МБОУ Костинская ООШ 2017 годСлайд 2
Цель работы: изучение функционирования музыкального начала в художественном мире А.С.Пушкина; показать связь литературы и музыки З адачи : Проследить , насколько музыкальный мир Пушкина был многообразен и прекрасен Какие музыкальные впечатления насыщали жизнь поэта и его творчество с юных лет до дней безвременной гибели Почему на протяжении всей недолгой жизни поэта судьбы отечественной музыки не переставали волновать его В чём видел А.С.Пушкин истоки русской музыкальной культуры
Слайд 3
Содержание работы : Введение. Основная часть. Детские годы А.С.Пушкина. Музыкальные впечатления детства Музыкальные впечатления А.С.Пушкина в лицеистские годы. Музыкальный мир Пушкина в Петербурге. 1820 год. Ссылка на Кавказ. 1824 год. Новый этап жизни А.С.Пушкина – ссылка в усадьбу его родных в Михайловском. Новый этап Петербургской жизни А.С.Пушкина. А.С.Пушкин и М.И.Глинка. Заключение Список использованных источников и литературы
Слайд 5
Мне видится моё селенье, Моё Захарово; оно С заборами в реке волнистой С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено…
Слайд 8
Запойте хором, господа, Нет нужды, что нескладно: Охрипли? – Это не беда: Для пьяных всё ведь ладно!
Слайд 9
А.С.Пушкин и М.И.Глинка ( встреча Пушкина и Глинки 12 июня 1828 г.) Глинку и Пушкина связывали не только искренние сердечные личные отношения, но и общность великого дела, совершавшегося ими,- дела утверждения национального величия русской художественной культуры.
Слайд 10
Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу прелесть и Руслана И Лелем свитый им венец.
Слайд 11
«…Я один одинёшенек, живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни».
Слайд 12
Вывод: Я думаю, что А.С.Пушкина можно считать поэтом, близким к музыкальной стихии. Ибо музыка, прежде всего русская народная песня, постоянно сопутствовала ему во всей жизни, обогащая его творчество . В детстве – народные песни. Няня Арина Родионовна. В лицее друзья поэта, начинающие музыканты Корсаков и Яковлев. В юные годы – посещения музыкальных салонов, оперных театров, знакомство со многими музыкантами и певцами, грузинские и цыганские пасни, украинские песни, молдавские – все это обогатило пушкинский талант. Всю полноту напевности русской песни Пушкин развил в своем музыкальнейшем стихе, в своей поэтичной прозе и, насытив свое творчество этой напевностью, возвысил его до могучего звучания симфонии, прославившей наше отечество и его грядущие судьбы.
Слайд 13
Используемая литература и интернет-источники : Яковлев В.В. Пушкин и музыка. М., 1957 Черейский Л. А. Современники Пушкина. Л., 1981 Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1988 Пушкин в воспоминаниях современников. Т.1-2.М., 1974 Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников. Сборник. М., 1974 Глумов А. Музыкальный мир Пушкина. М.-Л., 1950 Вересаев В.В. Пушкин в жизни. Минск, 1987 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 ; http://www.tverlib.ru/~shishkova/s04-text.htm ; http://www.museum.ru/N3283 https://books.google.ru/books?id=Qa_JAAAAQBAJ&pg=PA354&lpg=PA354&dq=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%B8%D1%80+%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&source=bl&ots=h5x2z-Ou5h&sig=wLuZt4of9dSbZgCx_-GvLrll2GQ&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiWkJzQ977SAhWF1SwKHTs1Bqg4ChDoAQgyMAM#v=onepage&q=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&f=false http://russkiymir.ru/media/video/search-videos/149845/ http://a-pesni.org/popular20/novikova8.htm
Волшебные звуки ноктюрна
Сказка на ночь про Снеговика
Золотой циркуль
Чья проталина?
Серебряное копытце