Тувинцы - это кочевой народ с уникальной культурой. В традиционной культуре тувинского народа существуют различные обереги. Обучающаяся раскрыла в своей работе значение Эмегелчин-Ээрена и описала пошаговую технологию изготовления Ээрена.
Вложение | Размер |
---|---|
viloriya.docx | 28.41 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла Республики Тыва»
Всероссийский этап творческих открытий и инициатив «Леонардо»
2016-2017 учебный год
Эмегелчин ээрен
(хранитель здоровья детей)
Выполнила: Тюлюш Вилория Хулер-ооловна, ученица 8 «Е» класса
МБОУ СОШ №3 г. Кызыл
Руководитель: Таршинаева Шенне Семеновна,
учитель родного языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г.Кызыла
Кызыл-2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Теоретическая часть
1.1. Что такое обереги для детей?……………………………………………….5
1.2. Разновидности оберегов для детей тувинского народа …………………..6
1.3. Что такое ээрен? ……………………………………………………………..8
1.3. Ээрены для детей в тувинской традиционной культуре…………………..9
Практическая часть
2.1. Технология изготовления Эмегелчин ээрена……………………………11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………..………...……………………………..15
Приложения……..………………………………………………………...……16
Введение
Тувинцы – это кочевой народ с многовековой историей и уникальной древней культурой, сохранивший традиционную культуру. В жизни тувинского народа особое место занимает ребенок, любимый родной маленький человечек, средоточие надежд и чаяний для родителей: продолжатель рода, мерило семейного богатства, благополучия, залог счастливой старости для человека. Тувинцы бережно относились к ребенку и всячески оберегали его. В тувинской традиционной культуре существуют различные обереги для детей, которые, на наш взгляд, нуждаются в исследовании. Актуальность работы заключается в том, что народ, желающий сохранить свою самобытность должен беречь свой язык, свою традиционную культуру, так как возрождение утраченных обычаев и обрядов невозможно представить без знаний о культурном наследии, в том числе оберегов – ээренов для детей.
Целью работы является изучение и описание пошаговой технологии изготовления Эмегелчин ээрена и подушки – хранителя Эмегелчин ээрена, как оберега для детей и семейной реликвии.
Достижение поставленной цели стало возможным в результате решения следующих задач:
Методами исследования послужили литературный метод, метод анализа и обработки полученных данных, метод опроса.
Объектом изучения стал один из оберегов для детей Эмегелчин ээрен. Предметом изучения – технология изготовления Эмегелчин ээрена и подушки для хранения Эмегелчин ээрена.
Практическая значимость данной работы в том, что материал может быть использован на кружковых занятиях по народным ремеслам, на классных часах, на уроках народоведения.
1.Теоретическая часть.
1.1. Что такое обереги для детей?
Маленькие дети подвержены негативным воздействиям намного больше, чем взрослые. Их намного легче сглазить, а снять такое воздействие может быть довольно сложно. Для того чтобы не допустить такой неприятности, наши предки пользовались специальными оберегами для детей.
Оберег, -а, мужской род (устарелое и специальное). Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь. Обереги от порчи, от дурного глаза. [4]
У каждого народа существует множество разновидностей обережных предметов для детей, которые относятся к разным эпохам и культурам. Некоторые из них сопровождаются заговорами. Желательно делать такие предметы своими руками, но можно и купить.
Например, магические предметы сопровождали русских людей в течение всей их жизни. А матери иногда готовили защитный магический предмет ещё до рождения ребёнка. В основном такими оберегами служили сшитые самостоятельно куколки – пеленашки. Их делали до рождения, а с первых дней жизни пеленашки непрерывно были рядом с ребёнком на протяжении нескольких месяцев. Затем их убирали и вновь использовали только тогда, когда ребёнок заболевал. Куклу-пеленашку клали в кроватку, она оберегала малыша от сглаза и одновременно согревала его.
Обычай надевать ребёнку крестик зародился задолго до крещения Руси. Новорожденный малыш сразу получал ещё один свой личный оберег ― крестик. Крестик одевали ребёнку, чтобы при нём всегда был защищающий предмет.
После семи лет ребёнок получал другие обереги. Мальчикам в карман клали какую-нибудь маленькую острую вещицу, а девочкам прикалывали булавку с изнаночной стороны платья.
1.2. Разновидности оберегов для детей тувинского народа.
В культуре тувинцев-кочевников, где была большая смертность детей, было много обычаев, поверий, направленных на оберегание родившихся, а также ожидаемых детей.
1. Подушечка для пуповины - маленький мешочек, с зашитой в нем пуповиной, подвешивается на дужке колыбели. Сколько раз рожала женщина – столько подушечек, свисало с дужки. Десять – значит, подушечек будет десять. Пуповину умершего дитя не выбрасывали, она оставалась там же.
2. Пояс. У самых маленьких детей тон (халат) был типичного покроя, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.
Тон вначале носили без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. Когда дети подрастали, начинали действовать самостоятельно, помогать родителям в хозяйстве, пасти скот, им подвязывали пояс – кур.
Пояс имел функциональное значение, создавая полезное пространство за пазухой, куда можно было класть запас пищи на дорогу или другие нужные вещи. Он также обретал значение оберега, так как в прошлом «с поясом связывали свои представления о благополучном существовании тувинцы-ламаисты, во многом сохранившие шаманские традиции. Их воззрения на природу человека предполагали наличие трех душ. Одна из них – внешняя, сүнезин – предохраняла человека от всяческих бед. Считалось, она бродит вокруг маленьких детей, так как у ребенка нет пояса или какой-нибудь постоянной индивидуальной вещи. Как только ребенок достигал того возраста, когда его одежда подпоясывалась, сүнезин поселялась в поясе и неотлучно обитала здесь до смерти человека».
Пояс был значительным символом, и тувинцы бережно относились не только к своему, но и к чужому поясу.
3. Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд – обрезание волос, - на котором в присутствии родственников мальчику, девочке стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку [чаъш], завязывали ее концы украшением из нитей бус «боошкун». Накосное украшение тоже было оберегом, так как у тюркских народов Южной Сибири с языческих времен «три шелковые нити» служили средством притяжения небесной богини, прядущей судьбы людей, повелительницы детей и плодородия.
Мальчикам брили волосы по внешнему кругу, а оставленные на темени заплетали в одну косичку «кежеге» и завязывали шнуром или тесьмой синего или черного цвета, что считалось благополучным для представителей мужского рода.
Так с трехлетнего возраста во внешнем облике ребенка появлялась важная деталь, определяющая пол ребенка – прическа. Желанным детским атрибутом были звонкие медные бубенцы (до десяти штук), которые играли роль оберега. Они подвешивались к поясу вместе с другой любимой игрушкой до поры, когда ребенок достигал шестилетнего возраста. А пока серебряный голосок малыша перемешивался со звоном бубенчиков, радуя чистотой мать, которая, работая у очага, могла определить, насколько дитя удалилось от юрты.
4. Медвежий коготь как амулет и оберег использовался и используется до сих пор очень часто. Коготь медведя символизирует практически то же, что и лапа медведя, только он более удобен для ношения и использования. Коготь поможет преодолеть самые трудные препятствия, может помочь справиться с болезнями, отвратить беду. В Туве есть один интересный обычай, когда при приближении града хозяин дома или юрты выходит и показывает тучам коготь медведя, при этом громко свистя. Говорят, что град тут же уходит в сторону от такого жилища. Здесь же, в Туве, используют коготь медведя, когда хотят чтобы ребёнок заснул. Если ребёнок плачет и кричит, не хочет засыпать, то когтем медведя касаются его лба и малыш тут же успокаивается. Если в доме или юрте поселилась нечистая сила и не даёт житья, то тувинец обходит жилище с медвежьим когтем и вся нечисть уходит, испугавшись духа самого священного Медведя. Здесь есть поговорка: «Та юрта счастлива, в которой есть коготь медведя». Коготь медведя предохраняет от сглаза и порчи.
1.3. Что такое ээрен?
В жизни тувинского народа ребенок имеет особое значение. Наши предки считали, что младенец – это Бог (чаш уруг – бурган). У каждого малыша есть душа (уруг куъду) – главный защитник, который олицетворяется маленькой фигуркой пророка – человека, сделанного из шерсти и кожи. [3]
Тувинцы – язычники, поэтому по шаманской традиции для оберега ребенка использовали различные ээрены.
Ээрен уст. идол (шаманский). [5] .
Ээрен — это дух-помощник в тувинской традиции и является обязательной составной частью шаманской традиции. В традиционной тувинской культуре существуют различные ээрены:
1. Алдын-Бозага ээрен устанавливается шаманом, чтобы не пропустить плохое и не выпустить хорошее из юрты;
2. Суран ээрен. Шаман посвящает духа Сурана благополучию всех членов семьи;
3. Ак ээрен. По шаманским представлениям побеждает болезнь ниже пояса, использовали при лечении бесплодия.
1.4. Ээрены для детей в тувинской традиционной культуре.
В традиционной культуре тувинского народа Эмегелчин и Үгек ээрены относятся к детским охранителям.
Эмегелчин ээрен - это идол для охраны здоровья детей, который состоит из антропоморфных фигурок в национальной одежде и изображения змей, прикрепленных к войлоку или одной куколки из белого войлока. Эмегелчин ээрена обычно хранят в мешочке из белого войлока и привешивают в юрте для защиты детей от заболеваний.
Ээренам курят вереском и наливают ему молоко и масло.
Үгек ээрен делали в тех семьях, в которых дети обычно умирали в раннем возрасте. Чтобы сохранить потомство и испросить для него благополучия родители заказывали у шамана уруглар ээрени (идол для детей), который делался в виде нескольких маленьких кукол из войлока. После изготовления ээрена приглашенный шаман делал ритуал камлания, чтобы оживить дух ээрена – Үгек ээренни тынгарары. Оживление ээрена проводится после камлания над ребенком. Шаман кладет перед ээреном просяную кашу, чашку с молоком и таким образом кормит духа ээрена, чтобы он хорошо охранял душу младенца. При этом он произносит свое посвящение:
Этот младенец будет долго жить, оой-оой.
Есть у него душ – родственница, оой-оой.
Я передал его душу идолу Навесу, оой-оой.
Она так влита в идола Навеса, оой-оой.
У него питание творог и простокваша, оой-оой.
И материнское молоко, оой-оой.
И эта необыкновенная каша, оой-оой.
И она не опасна для черной печени, оой-оой.
Покушайте, пожалуйста, оой-оой.
Попейте, пожалуйста, оой-оой.
После этого шаман поднимает бубен над головой ребенка и колотушкой гладит его по щекам. Этим завершается обряд передачи его души ээрену.
2. Практическая часть
2.1. Технология изготовления Эмегелчин ээрена – тувинского национального оберега для детей.
Изучение и исследование оберегов для детей для меня стало увлекательным и интересным событием. Изучив литературные материалы и музейные экспонаты Национального музея Республики Тыва, касающиеся ээренам для детей, я решила сама изготовить оберег для себя и для братика. Так как в нашей семье никогда не пользовались оберегами, в том числе и оберегом для детей.
Информаторами моей работы стали работники Национального музея имени «Алдан-маадыр» Анай-Хаак Михайловна – хранитель архивных материалов, Ондар Чойгана Момбужаевна – работник библиографического отдела и моя бабушка Тюлюш Долзатмаа Семис-ооловна.
По словам моих информаторов я узнала, что Эмегелчин ээрен – это четырехугольный плат из хлопчатобумажной ткани длиною в 57 сантиметров и шириною в 40 сантиметров. Близь верхнего края пришивают куколки, изображающие людей, длиною в 7,5 сантиметров. Куколки шьются из чистого белого войлока или из мягкой ткани. А также вместо шитых куколок можно использовать чистый длинный камень, которого пеленают как младенца. Количество куколок на ээрене зависит от количества детей в семье, так как вовнутрь каждой куколки пришиваются частицы пуповины детей. Раньше в тувинской культуре спрашивать не принято было, сколько в семье детей, стоит только глянуть на колыбельку и по количеству куколок узнавали, сколько детей имеется в семье. Правда куколка с частицей пуповины умершего ребенка не убиралась, а оставалась там же на ээрене. Иногда для хранения частиц пуповины младенца использовали кожаные мешочки, которые пришивались на ээрене.
Лицо куколки тоже делали наподобие человека (пришивали глаза из бусин), что нельзя было делать для кукол-пеленашек в традиционной культуре русского народа. Пеленашка всегда без лица. Считалось, что она закрывает новорожденного от дурного глаза.
Над куколками из разноцветных ниточек плетутся ромбы – хранители детских снов и лук со стрелой. К сожалению, значение лука со стрелой я не смогла узнать ни у информаторов и не нашла в литературных источниках.
К верхним углам полотнища пришивают концы веревочек, за которые идол и привешивается в юрте.
Эмегелчин ээрен хранится в белых войлочных мешочках. Но в наших городских условиях найти войлок в зимнее время очень трудно, поэтому свой ээрен я решила хранить в подушке. Так как национальная тувинская подушка служила не только как предмет для отдыха, но и украшала интерьер юрты и была своеобразной шкатулкой, где хранятся ценные вещи хозяйки и кожаные мешки с частицами пуповины детей и первые подстриженные волосы детей. Подушка состоит из лицевой и задней удлиненной и зауженной к концу части и имеет четырехугольную форму. Лицевую сторону подушки украшали пуговицами, тесьмой, иногда металлическими бляшками. Между лицевой и основной частью делали вставку из ткани шириной в 6 сантиметров и оттуда снизу по всей длине подушки пришивали полосу шириной в 6 сантиметров с разрезом и шнурами посередине для наполнения подушки и заканчивается она такой же вставкой на конце подушки.
Заключение
«Как ни черен ворон, птенца лелеет белой нежностью» («кускун кара-даа бол, тѳлүнге ынак») так гласит в тувинской пословице. Тувинский народ безгранично любит свое дитя. Наши предки говорили, что «на земле предков останутся продолжать род дети. На языке предков будут говорить они. Традиции предков перенимают дети. Тувинец должен был знать свою родословную до девятого колена. История тувинца начинается от его чада». Таким образом, выяснилось, что:
С самого детства родители учили меня, любить культуру и традиции своего народа, а также уважать и почитать свой род, бережно относиться к своей семье. Изготовление Эмегелчин ээрена это многовековой обычай, передающийся из поколения в поколение. И эта ценность забывается в настоящее время. Мне хотелось своей работой донести до слушателя, что каждый уважающий себя человек должен чтить память своих предков, уважать традиционную культуру родного народа, в том числе обереги для детей – Үгек и Эмегелчин ээрены.
Выражаю огромную благодарность моей бабушке Тюлюш Долзатме Семис-ооловне и работникам национального музея Анай-Хаак Михайловне, Ондар Чойгане Момбужаевне за предоставленную информацию.
Список литературы:
1. Кенин-Лопсан М. Б. « Тувинские шаманы» - Москва. Издательство Трансперсонального Института, 1999.
2. Кенин-Лопсан М. Б.«Родина шаманизма – Тува» - Кызыл. Тувинское книжное издательство, 2003.
3. Кенин-Лопсан М. Б. «Традиционная культура тувинцев» - Кызыл. Тувинское книжное издательство, 2006.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — Москва. Издательство Оникс, Мир и Образование, 2007
5. Русско-тувинский словарь. М.Д Биче-оол, А.К Делгер-оол, А.Ч. Кунаа и др. Под ред Д. А.Монгуш – М.: Рус.яз.,1980.
Хризантема и Луковица
Кто чем богат, тот тем и делится!
Щелкунчик
Рисуем домики зимой
Рисуем ананас акварелью